ДомикПЕТРАI.
Вначале XVIII Векана месте современногоКадриоргапростираласьеще нетронутаятерриторияс многочисленнымивалунами иpeдким лесом напесчаной почвеморского берега.Наиболее стойкойоказаласьвековая дубоваяроща, сохранившаясяДо наших дней.У подножиякрутого обрываЛаснамягирасполагалисьзащищенныеот ветра летниемызы богатыхталлинскихжителей.
В 1714 годудля Петра I усемьи Дрентельновбыла приобретеналетняя мызас примыкающимк ней небольшимпарком. Кромепрочих насажденийв нем росли«двенадцатьзаморскихдеревьев»-каштанов. Вероятно, причиной покупкицарем именноэтого участкапослужили егоблизость к морюи сходствоздания с голландскимибюргерскимидомами. К летнеймызе вела окаймленнаядеревьямидоpoга, на местекоторой позднеебыла проложенаглавная аллеянового паркаво французскомстиле. Каксвидетельствуетрисунок, сделанныйосенью 1718 года, многие старыедеревья «аллеиДрентельна»к тому времениуже погибли.Это еще разподтверждаетсолидный возрастпоместья.
Главноездание состоялоиз двух крыльев, симметричнопримыкавшихк центральномуризалиту, вкотором находилисьпередняя икухня. Южноекрыло представлялособой не каменное, а фахверковоездание, то естьдеревянныйкаркас, заполненныйкирпичами.Когда это зданиебыло возведено, выяснить неудалось. Видимо, пережило ононе одно поколение, так как началоразрушатьсяеще во времяСеверной войны.
Сведенийо перестройкедома для царяне сохранилось.Скорее всего, был произведенлишь небольшойремонт, наклеены, обои и установленамебель. В цeнтральнойчасти зданияи в крыле, обращенномк морю, сохраниласьпервоначальнаякаменная кладка, погреба и, восновном, расположениепомещений. Изпередней несколькоступеней ведутв жилую комнатуи спальню. ПриПетре гладкиебрусчатыепотолки былиобиты холстом.Водной из комнатстены покрывали14 полотнищ желтойвойлочнойткани, а другуюутепляли иукрашали 7 восточныхковров из верблюжьейшерсти. Маленькиеквадратныестекла былизаключены всвинцовыерамы, поэтомуоконные проемыимели болееархаичныйвид, чем сейчас.Наокнах виселишелковые занавеси; в одной комнате-красные, в другойтемно-зеленые.
Сочагами началаXVIIвекасочетаетсяпечь из черныхизрасцов сбелыми тягами.Спальня отапливаласьугловым кaмином.
Кухняс открытымдымоходомпозднее быларазделенастеной на двеполовины.Послетого как разобралипечь для выпeчкихлеба, изменилсявнешний видочага с нишейдля сушки дров.
Послесмерти ПетраI, наступившей8 февраля 1725 года, принадлежавшийему так называемыйстарый дворецостался надолгое времябез надзора.Обветшалакрыша, в октябре1762 года обвалилсяпотолок в жилойкомнате, а виюне 1769 годаобрушилоськрыло. Мебельбыла укрытав новом дворцеи в доме управляющего, а в «старомдворце») в 1777 годувынули оконныерамы, и многоповидавшеена своем векуздание превратилосьв развалины.
В 18о4 годуАлександр Iпосетил Таллинн.Из уваженияк памяти своеговеликогопредшественникаон приказалпривести впорядок домикПетра I. К сожалению, принципы реставрациизданий в товремя еще несфор-миpoвались, поэтому восстановительныеработы носилискорее характермодернизации.Большинствосохранившихсяархитектурныхдеталей — дверии окна в стилеклассицизма, деление кухни, потолки, лестницы- были созданыв 1804-1806 годах. К этомувремени можно, видимо, отнеститакже столовуюс низким потолком, расположеннуюв мезонине.Простотуархитектурногорешения зданияв некоторойстепени возмещаетстильное внутреннееубранство. Егобольшую частьсоставляетобстановкаиз домика ПетраI и Кадриоргскoгодворца.
Из мебели, сделанной поспециальномузаказу длярослого царя,coxpaнились двавысоких креслас точеныминожками и проножками.Они изготовленыв голландскомстиле, которыйбыл распространени в таллинскоммебельномискусстве впериод барокко.К уцелевшейобстановкеотносится истоящий в столовойна втором этажедлинный раскладнойстол со стульями.Повсей вероятности, этот комплектизготовилстоляр Кадриоргскогодворца ИоганнБрауэр со своимиподручными.
Изнаходящихсяв жилой комнатедвух кабинетныхшкафов с зеркальнымидверцами одинперевезенПетром I изСанкт-Петербургав 1721 году, а друг-ойбыл присланпозднее.
К сожалению, кровать ПетраI с балдахиноми тафтянымизанавесями, находившаясяв конце XVIII векав новом дворце, не сохранилась.Стоящая в спальнедомика ПетраI кровать сбалдахиномиз зеленойшерстянойпарчи, овальныйстол с опускающимисяполями («бабочка»), угловой шкафв жилой комнате-все эти предметыбыли доставленыв Таллинн изПетербургав 1726 году, накануненамечавшегосяприезда ЕкатериныI. Подлиннойявляется простаяпоходная кровать.
Предполагается, что для освещенияиспользовалисьне люстры, азеркальныебра.В старойинвентарнойописи 1785 годаотмечено шестьзеркал, носохранилосьпять, из которыхдва -с гравированнымстеклом и взолоченой рамес исключительнобогатой резьбой.Эти зеркала, по-видимому, изготовленыв Венеции.
Длядополненияинтерьера сюдапозднее былидоставленыIнекоторыепредметы обстановкистиля барокко.Из старогогорода в домикПетра I перевезеныанглийскиечасы-шкаф слаковой росписьюв китайскомстиле и платянойшкаф «данцигскоготипа», фанерованныйореховым деревом.Из домика ПетраI в Нарве (этоздание сильнопострадалово время ВеликойОтечественнойвойны и былоразобрано впятидесятыегоды) доставленголландскийстол с картойБaлтийскогоморя, выполненнойиз наборногодерева.
В 173о-хгодах под Присмотромкастеляна быломножествостоловых приборов, в томчисле оловяннаяи деревяннаяпосуда. В концеXVIII века еще былив сохранностинекоторыепредметы одеждыцаря и постельноебелье. К сожалению, как записанов инвентарнойописи, основнаячасть их такиспорчена мольюи мышами, что«страшнодотронуться».
Переддомиком ПетраI находилсявоенный сторожевойпост с двумяпушками. Однаиз пушек с лафетомуцелела и стоитв прихожейдома-музея.Сохранилисьи некоторыепредметы искусства, связанные сэпохой ПетраI. Haпpимep, картинанеизвестногоголландскогохудожника«РаспятыйХристос», находившаясяв парадном залеКадриоргскогодворца в тотпериод, когдадомик ПетраI был в запустении.
Ко дворцуимеют отношениеи бюсты наподоконникахдомика. Изшестнадцатискульптурныхизображенийсохранилосьсемь. Бюстыдолжны былиразмещатьсямежду главнымзданием и флигелямиКадриоргскогодворца, передфонтаннымистенами. Пятьбюстов символизируютвремена годаи стихийныесилы природы.Женские изображенияолицетворяютВесну (Флора), Лето (Церера)и Осень (Помона), мужские -Юпитераи Нептуна, властителейземли и воды.Бюст Юпитераостался незаконным.
Авторомбюстов былнанятый вКадриоргскийдворец скульпторСаломон Цельтрехтиз Стокгольма.Ему помогаликаменотесыиз Санкт-петербурга.Различныйхудожественныйуровень скульптуруказывает настепень участияподручных вих создании.Более качественноисполненаллегорическийбюст «Лето», изображающийулыбающуюсяженщину. Этопроизведениепо стилю имеетзаметное сходствос лепными бюстами, украшаю- щимикамины парадногозала дворца.
БюстыПетра I и ЕкатериныI из тесаногокамня такжеработы С. Цельтрехта.
ДомикПетра I с банейи конюшней-каретникомбыл одним измногих владeнийПетра в Эстляндии.В его распоряжениибыл и трехэтажный«городскойдворец» в Старомгороде напротивгородскойстены, на углуулиц Лай и Толли.Во дворце, изокон которогоПетр I мог наблюдатьшумную жизньпорта, послемногих перестроекразместилсяТаллинскойгородскойархив.
СтрастьПетра к морюи рекам быластоль велика, что именно этоопределиломестонахождениеприобретенныхим или построенныхпо его приказузданий как вТаллине, таки в Нарве и наострове Пакри.Выйти к морюозначало дляПетра «прорубитьокно в Европу».Триумфальноезначение этогодолжны былиподчеркиватьи царские резиденциина присоединяемыхк империи новыхтерриториях.
В результатеСеверной войныстало такжевозможнымсоздание вблизибывшей мызыГ. Дрентельнавеличественногодворцово-парковогоансамбля.
СОЗДАНИЕПАРКА И ДВОРЦА.
В 1716 годугенерал-губернаторЭстляндии КнязьМеншиков получилуказание отПетра I отобратьна территориимежду Таллинноми Нарвой деревья, которые подошлибы для его новогопарка. Днемрождения Кадриоргаможно считать22 июля 1718 года.Петр I прибылв Таллинн накорабле 19 июля.С царем приехалиПринятый несколькомесяцев томуназад на русскуюслужбу римскийархитекторНикколо Микеттии его подмастерьеГаэтано Киавери, который позжепревзошелсвоего учителя.
Несмотряна то, что Севернаявойна еще незакончилась, Петр I был настолькоуверен в поражениишведов, чтонемедленнозанялся стpoительнымиработами.Вхронике царскихдеяний о событиях22 июля 1718 годазаписано следующее:«Петр Великий, будучи в Ревеле, изволил бытьна загоpoдномдворе, и близтого же двораразмеривалифундамент, гдебыть палатами огороду; вприсутсвиибыл архитекторМикетти».
В связис тем, что в 1710году четырепятых городскогонаселенияпогибло отчумы, Таллиннне смог предоставитьцарю рабочуюсилу для стройки.Последовавшийза эпидемиейспад в жизнигорода продолжалсядо серединывека. В строительствеучаствоваливсего четыреталлинскихмастера, из нихдвое, МаттиасЗейдтингери Иoганн ХейнрихФик, вошли висторию искусстваЭстонии.
Царьвынужден былпочти всюквалифицированнуюрабочую силу- каменщиков, обжигальщиковкирпичей, каменотесов, штукатпов, кузне цов, плотников-ввозить изСанкт-Петербурга, а артель каменщиков- даже из Псковаи Новгорода.Основной рабочейсилой былисолдаты и урядникиТаллинскогогарнизона изРевельского, Дерптскогои Эстляндскогополков. Им платили3 деньги (1,5 копейки)в день. С 25 июля1718 года до 1727 гoдaсолдаты и урядникииз этих половбыли постояннозаняты строительством, причем военномуруководителюработ в течениегода подчинялосьот 3оо до 1ооочеловек.
В каменоломняхв Поркуни инепосредственнона строительствеиспользовалсяи труд каторжников.Многие из нихбыли умелымистолярами икаменщиками,«работали нехуже иноземцев».
Ответственностьза руководствовсеми работамии делами былавозложена наТаллинскуюгарнизоннуюканцеляриюи обер комендантаТаллиннагенерал-майораВильгельмафон Дельдена.
Творческий«мозговойцентр» состоялиз главногоархитектораНикколo Микеттии его помощников.Сам Микеттиредко посещалТаллинн -он былзанят на многочисленныхстройках Петербурга, Кронштадта, Стрельны,. Петергофа.Строительстводворцов в Таллинеи Риге, расположенныхдалекo от столицы, возглавлялипомощникиМикетти, выполнявшиефункции руководителейработ. Сам Микеттиофициальноявлялся сначала1720 года главнымархитекторомПетербурга, получая фантастическоепо тому временижалованье -5000рублей в год.(В то же вреМяквaлифицированныйрабочий настроительствеКадриоргскогодворца получал3 рубля в месяц, а подмастерьеархитектораМихаил Земцовначал летом172огода с 6 рублейв месяц). Руководителиработ из окруженияМикетти менялисьв Кадриоргечacтo. Здесь поочереди трудилисьГаэтано Киавери,«механист»Антонио Алимарииз Венеции,«механист»Джакопо Гаспари, подмастерьеapxитектора МихаилЗемцов и «архитектурныйстудент» ГригорийНебольсин.Особые заслугив претворениив жизнь плановМикетти поразбивке паркаимели Г. Киавери, М. Земцов и садовникИ. Сурьмин.
Постепеннона стройкесобралисьмастера изРиги, Таллина, Санкт-Петербургаи Рима, чтобыосуществитьхудожественнуюотделку дворца.Идеи итальянскогоархитекторабыли воплощеныв Кадриоргскомдворцово- парковомансамбле трудомархитекторов, художникови рабочих разныхнациональностей.
В товремя как точноизвестна датаначала работ, с датировкойокончаниястpoитeльcтвa делообстоит сложнее.Вгод смертиПетра I (1725) паркне был еще готов, а дворец стоялв лесах. ЕкатеринаI не проявлялаинтереса кзавершениюстроительстваи больше Таллинне посещала.По ее при казурабочие, нaбрaнныeиз солдат, былиотправленыв свои полки, а «дорогостоящиеиноземцы»-уволены. Осталасьнезавершеннойсистема фонтанов, не было законченоукрашение паркаскульптурамии малыми архитектурнымиформами. Окончательныйоблик паркасложился к 1731году. Сохранилосьсозданное вто время обстоятельноеописание парка, которое ниженеоднократноупоминается.
В конце172о-х годовприостановилисьвнутренниеотделочныеработы. Лишьв 1736 году вновьбыл поднятвопрос о созданиипоследнихлепных потолкови полов. Дворецбыл готов через11 лет после смертиПетра I.
ГЛАВНОЕЗДАНИЕ ДВОРЦА.
Летом1718 года на склонемежду природнымиуступами сталирыть котлованпод цокольныйэтаж, в которомдолжны былирасполагатьсяхозяйственныепомещения.Однако днемзакладкикраеугольногокамня можносчитать 21 мая172о года. В этотдень артельпсковских иновгородскихкаменщиков, состоящая из6о человек,. началакладку стен.Для изготовлениякирпичей ичерепицы вКопли выстроилиспециальноездание, а известьобжигали насклоне Ласнамяги.
По проектамН. Микетти работамируководил«механист»Джакопо Гаспари, а с лета 1720 годак нему присоедицилсяподмастерьеМихаил Земцов.Микеттиприезжал вТаллинн одинраз в год, всезаказы на материалыпредставлялисьему на просмотри утверждение.
Првыйстроительныйсезон продолжалсядо сентября.Кэтому времениуспели закончитьсводчатыйцокольный этаждля хозяйственныхпомещений инижнюю частьосновногоэтажа. 14 апреля1721 года вновьприбыла артельв составе 58 человекдля завершенияработ. Вскорепосле этогокаменных делмастер Циглервместе с сотнейкаторжниковбыл направленв поместьеПоркуни ломатькамни для капителей.26 апреля скульпторГенрих фонБерген и столярИоганн Брауэрсо своим подмастерьемприбыли изРиги.
Возможно, что летом 1721 годацарь собственноручноположил несколькокирпичей вугловой пилястрсо стороныморя. В этомпредании можетбыть доля истины.Во всяком случае, потомки почтительновоздерживалисьпокрыватьштукатуркойтри «царскихкирпича».
Кладкустен дворцазакончили 31августа. Скульпторфон Бергенвместе с каменотесамине успел изготовитькапители длявенчания пилястровк назначенномусроку. Их пришлосьустанавливатьв последующиегоды. Весной1723 года под руководствомталлиннскoголепных делмастера МаттиасаЗейдтингераначалась отделкафасада штукатуркойи лепнымиукрашениями.Ему помогалиподмастерьеСтепан Иванов,9 штукатуров, называвшихсяквадраторами,12 каменотесов, изучавшихлепное дело, и 27 солдат.
М. Зейдтингервылепил такжемаскароны надокнами основногоэтажа, раковинына лизенах истенах, соединяющихглавное здaниес флигелями.Композиционнаяцельность всехтрех зданийподчеркиваласьи их единымцветовым решением, охватывающимтакже фонтанныестены.
В соответствиис излюбленнымипринципамибарочной apxитектурыстена главногоздания имеетвыступы и отступыв виде крыльеви цeнтральногоризалита.
По модетого вpeмeни комнатыдворца располагалисьaнфилaдoй.Поэтомуна основномэтаже из угловыхзалов откpывaeтсявид нa вecь рядзалов. Как отмечаетисслeдoвaтeльН. Kaлязинa к плaниpoвкeосновного этажа
Kaдpиoргскогодворца из всехздaний, постpoенныхпо приказуПетра I, наиболееблизок планпоместья Саари(позднее Царскоесело) 1723 года.Уобеих построекодинаковоечисло осей, отсутствуютгалерея и боковыепавильоны, вотличие отхарактерногодля бароккопринципа симметриилестничныеклетки располагаютсярядом с вестибюлем.Вестибюль сколоннами идубовая лестница, а также симметричностьрасположенияпомещений наосновном этажепо обе стороныпарадного заласближают Кадриоргс Большим дворцомПетергофа.
Поoбычаям тоговремени помещения, расположенныерядом с параднымзалом, выполнялифункции такназываемыхантикамер илиприхожих. Царскиепокои былипредусмотренына основномэтаже крылa, обра- щенногок морю. Из оконугловых комнатоткрывалсявид на море ипорт. Зал, в которомсейчас экспонируетсяживопись ИоханнаКёлера, настроительномплане помеченбуквой «А». Повсей вероятности, этот зал долженбыл стать спальнейцаря. (Позднеев этом помещенииночевала ЕкатеринаIIвовремя своеговизита в Таллиннв 1764 году). В угловойкомнате крыланаходиласьрабочая комнатаили кабинетПетра I, которыйстоляр Брауэрразделилшкафом-перегоpoдкойна две половины.Дубовые стеныв кабинете былиукрашены резьбойв виде листьев.Помещениев выступающейчасти крыламогло испольэоватьсякак гардероб.
Одноизменение впроект быловнесено из-заЕкатерины I: ибудучи царицей она любилаготовить. Поэтому, кроме расположеннойв цокольномэтаже просторнойкухни с открытымдымоходом, наосновном этажеоколо парадногозала и параднойлестницы былапостроена ещеодна кухня. Вкаждом крыледворца былии уборные.
Pacпoлoжeнныeпо обе стороныот парадногозала помещениябыли скореепохожи на комнатыдома бюргерачем на парадныезалы. Первоначальноони были значительноболее стильными: пол паркетный, узорчатый, изтемного и светлогодуба и клена, стены побеленыи размеченыдля обивкиштофом, филенчатыедвери, печи иокна с мелкойрасстекловкойв дубовых рамахоживлялиl плоскостьстен. На верхнем, более интимномжилом этажеокна состояли, как и на основномэтаже, из 24 квадратов.Современныеокна в стилеклассицизмасостоят из 6 и8 квадратов.Микетти ограничилсяпри проектированииокон oдинаpнымирамами -он былродом из Италиии не мог предусмотретьсуровостьсеверногоклимата. Окнас двойнымирамами былиустановленылишь послетого, как ЕкатеринаII простудиласьво дворце в1764 году.
Потолкиимели лепныеукрашения игладкую поверхность, предназначеннуюдля плафонныхросписей. Вглавном зданиилишь в однойугловой комнатетретьего этажав крыле, обращенномк морю, уцелелбарочный лепнойпотолок, разделенныйтягами на поля.Следов росписина потолке несохранилось, однако на выпуклыхраковинах, намедальонахв форме розыи на тягах имеютсяостатки различныхкрасок.
В членениифасадов объединяетсястремлениек представительностисо свойственнойфункциональнойархитектуревыявленностьюструктурыраспределенияпомещений.Различнаявеличина иформа окон, атакже горизонтальныештукатурныетяги маркируютэтажность изначимостьразных этажей.В членениифасадов большуюроль играютпилястры ссочно профилированнымибазами. Их венчаюткапители изтесаного камняс волютами ицветочнымивенками. Пилястрымаркируюткапитальныестены, которыеделят общуюплощадь дворцана отдельныепомещения.
Центральныйризалит подчеркивает, что именноздесь, где проходитцентральнаяось регулярногопарка, находятсясамые парадныепомещениядворца. Тридвери с резнымизастекленнымирешетками надними, лепныемаскароны ибалкон создаютпри входе ощущениепраздничности.На местонахождениепарадного залауказывает иовальное окно, когда-то имевшеебогато орнаментированныеналичники, атакже центральный«разорванный»фронтон с лиственнымнавершием. Внастоящее времяфронтон слишкомрезко выдаетсявверх. Этообъясняетсяутратой опоясывавшейкрышу балюстрады.Деревяннаябалюстрадабыла и на балконе.Со временемвнeшний виддворца лишилсятакже лепныхукрашений подокнами верхнегоэтажа, крометого измениласьотделка обрамленийокон парадногозала. Пострадалии окна цокольногоэтажа, они имеютформу дверей.Но больше всегоиспортил внешнийвид дворцабанкетный 3ал, пpиcтpoeнный к
заднемуфасаду в 1934 годуархитекторомА. Владовским.Банкетный 3алзакрыл промежутокмежду выступающимикрыльями. Ранеена его местебыла тольконебольшаяполукруглаялестница, покоторой изпарадного залапроходили прямов Цветочныйсад.
–PAGE_BREAK–
ВЕСТИБЮЛЬ.
За тремядвyствоpчaтымидверьми центральногоризалита расположенвестибюль сполом из шлифованныхкаменных плит.Потолок покоитсяна четыpex колоннахтосканскогоордера, четырехтрехчетверт-ных колоннаху боковых стени пилястраху продольныхстен. Потолокразделен каркасомна поля, которыечленятся штукатурнымитягами.
В отличиеот решениялecтничных клетокво дворцахСтрельны иПетергофа, парадная лестницанаходится неу задней стеныBecтибюля, а справаот нее. Каминыв вестибюлеболее позднегопроисхождения.
Наcтeнe установленапамятная доскас изображениемдельфинов ицар ского герба.На ней высеченлатинскийтекст: «PETHUS PHIMUS DEI GRATIAROSSIAEIMPERAТОRAEDIFICAHE SIBI DOMUM HOCLOCO QUOD EST REVALIAE ANNO 1718 JULII» (ПетрI, божьей милоcтьюимператорвсероссийский, приказал построитьсебе на семместе дом вРевеле в июле1718 года).
На доскеесть и инициалыархитекторов, сыгравшихособенно существеннуюроль в созданиидворцово-парковогоансамбля: Arch.: NM(Никколо Микетти),MS(Михаил Земцов).
Сейчасв вестибюленаходятся трискульптуры: копия ВенерыМилосской(изготовил вРиме в 1859 годускульптор Г.Босс) и два льва-копии с работыскульптораА. Кановы (оригиналнаходится вРиме в соборесв. Петра). Скульптурыдоставленыв Таллинн смызы Мууга, принадле жавшейакадемикуТимолеону фонНеффу.
Слеваот вестибюлябыло фойе, служившее, вероятно, игардеробом.В правом крылецокольногоэтажа, напротивлестничнойклетки, находиласькухня с открытымдымоходом иподсобнымипомещениями.
ПАРAДНЬЙЗАЛ.
Историястроительства.
С тогодня, когда ПетрI и Н. Микеттиопределилиместо закладкипарка и фундаментадворца, до началаотделки, в томчисле покрытияштукатуркойкирпичных стени созданиялепных украшений, прошло 5 лет. Впарадном залеработы начались8 августа 1723 года.За две неделидо этого ПетрI закончил свойочередной, уже11-й, визит в Таллинн, который оказалсяпоследним.Иглав ному архитекторуН. Микетти недовелось увидетьпретвореннымв жизнь проектзала. Но отсутствиеэтих двух людей, определявшихход событий, не остановилоработы «настроительстведома и огородаЕго ИмператорскогоВеличествав роще при Ревеле», как отмечалосьв посылаемыхв Петербурготчетах. Потpaдиции считается, что Кадриоргназван так ноимени ЕкатериныI. Но это названиепоявилось вдокументахлишь в 1740 году: в русских грамотах-«Екатериненталь», на немецкомязыке — «Katharinental».
Проектзала не сохранился.Наверное, онв ходе строительныХработ так истрепался, что был выброшен.Тем не менеепо отчетам оходе строительства, которые посылалисьцарю, а позднееЕкатерине I, можно получитьисчерпывающеепредставлениео событиях иучастии в нихотдельныхмастеров.
Мастеров, которые навысоком художественномуровне воплощалив мате- риалеплаСТическийдекор вримскомстиле, былонесколько.
ВесьКадриоргскийансамбль, каки зал, ставшийего художественнойвершиной, являетсяпримером успешноготворческогосотрудничествахудож никовразличныхнациональностей, в котором главныйархитекторсравним с дирижером.
Однимиз главныхинтерпретаторовидей Н. Микетти, касающихсяпарадного зала, следует считатьАнтонио Квадри, представителяизвестногоитальянскогорода лепныхдел мастеров.Раньше он работалпо собствен-ным эскизамв Большом дворцеПетергофа, вЭрмитаже ипавильонеМарли. ХотяпребываниеА. Квадри в Таллиннебыло нeпpoдoлжительным(31.VII.1723-6.IX.1724), под егоруководствомвыполнен тонкийпо форме лепнойдекор на зеркальномсводе потолка: акантовыелистья, украшенияв форме женскихлиц, ряды раковин, венки с дубовымилистьями, желудями, фруктами, опоясывающиекрая плафонов.В то же времяА. Квадри изготовилобразцы длясвинцовыхмаскароновфонтанов. Послегода плoдотворнойработы он вернулсяв Петербург.
Приреализациикруглой пластикиАнтонио Квадриобратился запомощью к скульпторуСаломону Цельтрехту.С. Цельтрехтананял подмастерьеархитектораМихаил Земцов, и он приехализ Стокгольма1 сентября 1723 года.Тогда М. Земцовбыл очередным, но истиннымруководителемработ в Кадриорге.С 1 января 1724 годадо последнегоэтапа отделкипарадного залаза ним следовал«архитектурныйстудент» ГригорийНебольсин.
Цельтрехтизготовил изглины моделисидящих вбалансирующихпозах гениевславы и затемсам выполнилих в материале.Он также сделализ дерева формыдля литья ажурныхкапителей дляпилястров. подруководствомС. Цельтрехтасозданы каминыс исключительнобогатым лепнымдекором (в 1725-1727годах). Пышныекамины украшенывыпуклымираковинамии гирляндами, круглыми вазамис букетамицветов и бюстами
улыбающихсяженщин, у которыхскладки одеждыкак бы трепещутна ветру. Каменныедетали каминови кронштейныв боковых стенкахбалконной дверивытесал Генрихфон Берген изРиги, работавшийв Таллине доначала 1725 года.он, кстати, считалсянекоторымиискусствоведамиосновным авторомлепного декорадворца. Но, какдоказываютoтчеты периодастроительства, на самом делеон выполнялобязанностискульптopa-кaмeнoтeca.
Уникальностькадриоргскихкаминов можноощутить полнее, если вспомнить, что во дворцах, построенныхпо приказуПетра I, сохранилосьшесть с половинойхудожественныхкаминов, из нихдва -в Таллине.
Лепныеработы в парадномзале выполняли таллинецМаттиас Зейдтингер.По уцелевшимплатежнымведомостямудалось установить, что он сделалчетыре хорошоисполненныхфигуральныхтондо. Два изних находятсянад оконнымипроемами околобалконнойдвери, два -наддверьми, котoрыевели в Цветочныйсад. Мотивомдвух последнихтондо является«Юстиция» свесами Правосудияи «похищениеГанимеда».(Согласно античномумифу, прекрасныйГанимед, сынТpoянского царя, так понравилсяЗевсу, что тот, приняв обликорла, спустилсяна землю и похитилюношу, чтобысделать еговиночерпиембогов на олимпе).
Рельефныелепные фигурынад открывающимисяв Нижний садОкнами, видимо, тоже аллегоричны.Так как какие-либонадписи отсутствуют, то остаетсяпредположить, что это «Царьв облике Посейдона»и «Даная».Изображениемужчины в царскомодеянии, которыйвзмахом посохакак бы приводитв действиефонтан с дельфином, по-видимому, является намекомна самого ПетраI, на его рольв основаниипарка и фонтанов.Не исключено, что женщинана четвертомтондо, сидящаяв ожиданиипадающих с небалучей, должнанапоминатьДанаю и явившегосяк ней в видезолотого дождяЗевса, намекаяна участиеПетра I в судьбеЕкатерины I, ставшей изслужанки царицей.
Создательрельефных тондоМаттиас Зейдтингербыл умелыморганизатором.Он обучал 49 человекштукатурномуи лепному делу.В этот составлетом 1723 годавходили подмастерьелепных делмастера-С. Иванови 9 петербургскихштукатуров,12 изучающихлепное делокaмeнoтec, 27 солдатгарнизона. М.Зейдтингерработал водворце до начала1725 годa.
Осенью1727 года лепныеработы в залеподходиди кконцу, отделкойзанимались: скульптор С.Цельтрехт, подмастерьелепных делмасте: ра С. Иванови 2 петербургскихквадратора-Исаак Фокини Архип Кириллов.
О цветовомрешении с 1720-хгодов данныене сохранились, но кое-чтo проясняется, благодарясоставленнымдворцовымархитекторомЖaкoм Брокетомзаказам наремонтныематериалы, неoбxoдимыIe длявосстаново-ления дворца, пострадавшегово время пожара1745 года. Можнодостаточноуверенно утверждать, что при восстановлениинемного закоптелогои осыпавшегосядекора цветовоерешение неизменилось, а было лишьобновлено.Наряду с меломиспользовалсядля этого медныйкупорос, дающийсиний цвет сзеленоватымоттенком. Судяпо полихромиина раскрытыхи обновленныхв ходе ремонта1974 года коронах, в их отделкеприменялосьсусальноезолото, а камникорон былиокрашены всиний и кpacныйцвета. Позолоченыбыли и фанфары, нимб из палочекнад коронами, лиственныемотивы на раковинахлизен верхнегопояса стен, возможно, инекоторыемотивы на потолке.
В серыйцвет стеныокрашены в 1974году в соответствиис архивнымиданными за 183огод, так какболее ранниесведения. тогдаеще не былинайдены.
Новыйоблик залаотличаетсяот первоначальногоеще некоторымидеталями: вместопаркетногобыл пол изполированныхкaмeнных и черно-белыхкафельных плит, застекленныедубовые дверии oконные paмыпокрыты олифой, задвижки идверные ручкилитые латунныеи oбтoчeнные.
РОСПИСЬПОТОЛКА.
12 января1723 roдa М. Земцовнаписал секретарюцаря А. Макаровуо потолкахследующее:«Которые штукатурноюработою ужек совершенствуприближаются, а на потолкахпраздные местадля мaляpнойработы оставлены, о кой неизвестно, как малеватьприкажут, хотягосподин МикеттиПриказал мнe, чтобы на нихмалевать гиштоpииТицита (Тацита-Ю.К.) и Oвида, номне неведомо, какие именнои каким образом, аль фрешо (фрески-Ю. К.) или иначе, поэтому всенижайшепpoшу Вас, моегомилостивогогосподина, представитьЕго ИмператорскомуВеличествуповелеть, кэтой работек весне малярынадобны, а изздешних невозможнополучить, илиза весьма высокуюоплату Фика, и на что я ожидаюмилостливойрезолюции».
«Милостиваярезолюция»царя последовала20 июня. Петр IприказалАдмиралтействуотдать в распоряжениеМ, Земцова корабльдля поездкив Хельсинкии Стокгольм, чтобы найтитам живописцев.
М. Земцовуудалось нанятьв CтокгoльмeскульптораСаломона Цельтрехта, но пришлосьвернуться безживописцев.ТаллинскогопортретистаИoraннa ХейнрихаФикa для работв парадном залене наняли, хотяон и осуществилBecной 1721 roдa рocпиcьпяти потолковво флиreлe, обращенномк морю.
С восшествиемна престолЕкатерины Iлетний дворец, расположенныйвдали от двора, предавалсявсе большемузабвению. Естьоснованияполагaть, чтопотолки дворцавесной 1746 roдa ещене были расписаны.ДворцовыйархитекторЖак Брокетотмечал в ремонтнойсмете 1745 roдa, чтонеоб- ходимопоправитьросписи вофлиreляx, но нислова не roвоpито росписяхпотолка в парадномзале. А ведь вовремя пожара1745 roдa они моглипокрытьсякопотью и нуждатьсяв обновлении.
Ж. Брокетнамеревалсянанять в 1746 roдyдля росписидворцовыхпотолков TaллиннскогохудожникаЛондицepa-млaдшero.На это былополучено разрешениеКанцелярииот строенийПeтeрбypra.
Сремонтом пришлосьпоторопиться, потому чтолетом 1746 годаТаллиннпосетилаимператрицаЕлизаветаПетровна спрестолонаследникомПетром IIIи его супругой, будущей императрицейЕкатеринойII.Гостейпринимали вустановленномперед дворцомбольшом шатреи в пapaдном зале.Дворец вновьстал жилым.
Занеимениемточных сведений, остаетсятолько предположить, что 5 плафоновна потолкепapaдногo заласозданы в 1746 roдy.Художественныйуровеньисполненияплафонныхросписей значительнониже уровнямастерскисозданноголепного декора, особенно ввидутяжеловесностиизображенныхфигур. Но следует, однако, учитывать, что плафоныискажает потемневшийлак и болеепоздние наслоения, которые усиливаютсход ство плафоновс картинами, написаннымимаслом. Хотяплафонами недостаетпрозрачностии грациозности, они успешновыполняют своюдекоративнуюфункцию в общемпространствепомещения.Особенно существенноаллегорическоезначение плафонныхросписей.
«Дианаи Актеoн».
Центральнаякомпозицияотвечает требованиямН. Микетти, считавшегонеобходимымвзять темы дляплафоновиз Овидия. Сюжетомживописногоплафона сталаистория из«Метаморфоз»Овидия о неосторожномохотнике Актеоне, который случайноподсмотрелкупание богиниохоты Диaны иее нимф.
Живописец-Лондицер-младшийили кто-то другой-точно не ycтaновлено, не сам создалкомпозицию.Онаперекликаетсяс созданнымв 1636 году на этотже сюжет полотномРембрандта.По сравнениюс образцомпропорции фигурувеличены, внесены и некоторыедругие изменения.Автор кадриоргскойплафоннойросписи использовалне оригиналкартины Рембрандта, а гравюру снее. Повторенаи ошибка Рембрандта: Диана дваждыизображенав одной композиции: судя по атрибутам, Диана -это инимфа с полумесяцемнад головой, брызгающаяводу на Актеона, и женщина направом берегуозера, сидящаяв повелительнойпозе рядом слуком и колчаном.
На картинеизображен идругой эпизодиз истории одобродетельной, но суровойбогине Диане-обнаружениебеременностинимфы Каллисто, дочери аркадскогоцаря. Художникиэпохи Возрождения, в том числеТициан, oбычноизображалиэтот случай, из приключенийДиaны отдельноот сюжета обАктeoне. В барочномискусстве обасюжета соединились.
Юпитерувидел Каллистосреди нимфДианы и воспылалстрастью ккрасивой девушке.Но их любовныйсоюз имел неприятныепоследствия: нимфы Дианыобнаружиливо время купания, что их спутницавскоре станетматерью. Чтобыскрыть это отсвоей ревнивойсупруги Геры, Юпитер превратилКаллисто вмедведицу, азатем в созвездие, и Каллистостали называтьБольшой Медведицей.
Следуетсчитать, чтоистория Каллистопопала сюдаслучайно инесоотноситсяс какими-тосовременнымисобытиями, какэто чaстo происходилов период барокко.
Затоистория Дианыи Актеонаиспользуетсянамеренно, снамеком наСеверную войну, символизируячерез гибельАктeoна поражениеи смерть шведскогокороля КарлаXII. ПодобноеизображениеДианы и Актеонабыло характернодля русскогоискусства, связанногосо двором, вплотьдо начала XIX века.Подобно тому, как союзникиКарла ХIIпредали егово время Севернойвойны, так иcoбaки Актеона, не узнав своегохозяина, превращенногобогиней в косулю, растерзалиего.
Кромехарактерногодлятоговремени изображенияна живописномплафоне валлегорическойформе триумфаРоссии в Севернойвойне, в картинемОжно обнаружитьи другие символическиепласты. Сюжетсоотноситсяс тогдашнимофициальнымназваниемгорода -Ревель.Как известно, часть населениягорода, говорившаяпo-нeмeцки, связывaлaего названиесо словом Rehfall(гибелькосули), а этов свою очередь, с легендарнойохотой датскогокороля ВальдемараII на косуль в1219 году на территориитолько чтозахваченногогородища древнихэстов.
Овальныеплафоны.
Центральныйплафон окруженчетырьмя плафoнaмименьшего размерас латинскимидевизами, выполненнымив золоте.
НадинициаламиПетра I расположеноизображениеснопа. Текстгласит: «Vitaemeliorisin usum»(клучшей жизни).В древнем искусствесноп олицетворялединство страны.В Кадриоргеего изображениенамекает напобережьеФинского залива, которое былоотчуждено отШвеции в результатеСеверной войныи символизируетРоссийскуюимперию, присоединившуюсебе новыеземли в результатеНиштадскогомирного договора1721 года. Девизпровозглашаетнаилучшиенамерениянового правителя.Роза и девиз«Junctaатта decori» (красотаобъединяеторужие) надкартушем синициаламиЕкатеринывоспринимаютсякак галантныйкомплимент. Изображениелетящей птицыи текста «Ettempora laeta reducit» (ивернет радостныевремена) ассоциируетсяс пальмовымиветвями. в рукахгениев славы, трубящих хвалуи славу четевладельцевдворца.
Плафонс лилией украшендевизом «Candoreomnia vincit» (чистотапобеждает все).
Vitaemelioris in usum -клучшейжизни
junctaarma decori -красотаобъединяеторужие Oсел-барабанщикна «гамбургскойпечи». 172о.
ПЕЧИСХУДОЖЕСТВЕННОЙРОСПИСЬЮ ВГЛАВНОМЗДАНИИ.
В 1720 годуиз Петербургав Таллин доставилипервую партиюизразцов длядворцoвых печей.В отчете отмечается, что в спискетребуемыхматериаловвместо изразцовдля 16 печей прислано1306 «гaмбypгскихобразцов»(изразцов) для6 печей и 1760 изразцовс пейзажнойросписью, в томчисле 10 сломанных, для 4 печей.
Название«гамбургскиеизразцы» означаетне что иное какпроисхождениепечей определенноготипа. Основнымпроизводителемизразцов впетpoвскбм Петербургебыл казенныйкирпичный заводна берегу Невы, на которомработали инемецкие мастера.Они внедрилив производстворас- пространенныйв Германии типпечей и кобальтовуюроспись. НаСтрельнинскойкафельноймануфактуре, принадлежавшейкнязю Меншикову, голландскиемастера обучалисвоих русскихпомощниковизготовлениюнастенныхплиток с кобальтовойросписью вголландскомстиле. Частоприменяемоепо отношениюк сине-белойузорчатой печиназвание «голландскаяпечь» ошибочно, так как в Голландиидома отапливалисьтолько каминами.
Посколькув истории русскоикерамики изразцыпервои четвертиXVIII века не исследованы, то не удалосьвыяснить именастарейшихизразечниковпечей в Кадриорге.Следует подчеркнуть, что наряду спечами Летнегодворца ПетраI в Ленинградекадриоргскиепечи образуютуникальныйхудожественныйансамбль, которомунет равных вдругих постройкахПетровскойэпохи.
Построительномуплану основногоэтажа предусматривалосьсоорудить 4камина (два изних в угловыхкомнатах крыльевне сохранились)и 8 печей (уцелели4). Две примыкающиек пapному залу«антикамеры»не имели очагов.На верхнемэтаже из 8 печейсохранились5.
Поконструкциидворцовые печиможно подразделитьна 3 типа, а подекоративномуоформлению-на 6. За многиегоды печинеоднократноразбирали ичинили, длячего использовалисьизpaзцы от сломанныхпечей и новые.Поэтому некоторыепечи содержатчужеродныесоставныеэлементы.
Наиболееархитектоничнымпо форме являетсятип печей сугловыми нишамии круглымиколоннами.Печи, на которыхесть царскийгерб, сoздaHЫ поособому заказу.Одна из такихпечей расположенарядом с параднымзалом, где раньшестроительствопечи не планировалось, а другая -натретьем этажекрыла, обращенногок морю. Как идругие барочныепечи дворца, они опираютсяна точенуюдеревяннуюбалюстраду.Пол под печамииз чередующихсячерных и белыхглазурованныхплит. В оформлениидоминируютпейзажи созданиями, напpoфилиpoвaнныхтягах изображеныстилизованныелиственныемотивы. Каксвоеобразныйкурьез воспринимаетсяцарский гербна печи рядомс параднымзалом: с геральдическимимотивами соседствуютнадписи, состоящиечастично изславянских, частично излатинских букв.
Второйтип по общемуоформлениюболее скромныйи близок к печамЛетнего дворцаПетра I. Угловыеколонны замененыстесаннымиуглами, отсутствуетпромежуточныйярус с нишами.Корпус печиразделен выпуклымигоризонтальнымитягами на трияруса.
Занимательностьюрисунка выделяетсяодна из печейтретьего этажа, на которойизображеномножествофигур: путешественники, прогуливающиесядамы и кавалеры, стоящие и курящиелюди в костюмахтого вpeмeни, убольшинствамужчин на головахбольшие треугольныешляпы. Нарядус фигурами вевропейскихкостюмах, видимюношу в подпоясаннойрусской рубахе.Это лишний разподтверждаетпетербургскоепроисхождение«гамбургскихпечей».Изображенангел, дующийв трубу, и птицы: вороны, сороки, аист на колодце.Сочная, подходящаядля декоративнойживописи росписькистью делаетэту печь особеннопривлекательной.Небесно-синийкобальт напоминаеткитайскийфарфор с кобальтовойpoсписью, которыйи послужил вXVIII веке толчкомк изготовлениюпечей с синимдекором.
На четвертойпечи с пейзажнымимотивами тожеизображенылетние мызыс башнями иизгородями, колодцы скоромыслами, крепости ипрогуливающиесялюди. Частьизразцов расписананесколько суше, видимо, другим«кафельным»живописцем.Бросаются вглаза некоторыеизразцы с дефектами, с пузырями вглазури, появившимсяв результатепожара 1745 года.Печи так пострадали, что все 16 собиралисьзаменить новыми.Позднее таллинскимпечникам заказали4 новых печи, аостальныепришлосьперекладывать, вставляя какновые, так истарые детали.Небезынтересноотметить, чтостоимость однойпечи с синейросписью и ееуста- новкасоставлялав 1746 году в Таллине35 рублей.
Четырепечи расписаныцветами, узором, условно называемым«тюльпанным».По происхождению-это таллинскиепечи.В ходеpeмонтных иреставрационныхработ в Старомгороде неоднократнонаходили белыес синей росписьюизразцы сгеральдическимимотивами. Естьи oбpaзцы «тюльпанного»узора.
Девятаяпечь, имеющаяхудожественно-историческоезначение, являетсятипичным образцомталлинскойбелой глазурованнойпечи позднегобарокко. Вдвухъярусныйгладкий корпусвносят оживлениениши с волютамис акантовымилистьями, фигуройАтласа, а такжегирлянда накарнизах. Из-занесимметричностигирлянды печьдатируетсяпериодом рококо, продолжавшимсяв Эстляндиипримерно ДО1780-го года.
Выяснилось, что накануневизита Дармштадтскихпринцесс вТаллинн в 1773 году, во дворце чинили переделывалпечи мастерСальберг. Видимо, он же сделали печь с Атласом.
ВНУТРЕННЕЕУБРАНСТВОДВОРЦА.
Втечение всегоXVIII века продолжалосьначатое в РоссиипоинициативеПетра I строительствограндиозныхдворцов всоответствиис западноевропейскимипридворнымитребованиямии архитектурнымипринципами.Для государственнойказны это былотяжелым бременем, особенно еслиучесть, чтопоследующиевладычицы(например, ЕлизаветаПетровна, вгардеробекоторой былооколо 10 тысячплатьев) считалидворцы Петровскойэпохиспартанскимии всяческистаралисьпридать имбольшую пышность.Тем не менеерусский дворв XVIII веке переезжализ одного дворцав другой с мебельюи иной необходимойутварью. Дворцовбыло больше, чем утвари. Ив Кадриоргестроительствошло значительнобыстрее, чеммеблировка.Из рапортаруководителяработ полковникаАфанасия Немцовакабинету ЕкатериныI, поданного 28апреля 1726 года, следовало, чтов «палатах»не было ни штофнойобивки, ни зеркал, ни бра, ни шкафов.Не было такжестульев, коврови других предметовубранства.
«Архитектурныйстудент» ГригорийНебольсинсоставил списоксуществующеймебели и нужныхпредметовобстановки:
« Чтокасается убранствапалат, то неимеется нистенных уборови зеркал и зеркальныхлампад на стены, а также шкафови кабинетов.
Такожездесь не имеетсястульев добрыхи ковров и иныхуборов. Кабинетныйшкаф зеркальный1, привезен изфлота в 1721 году.Столов. сделано5, потребно еще6 столов.
В верхнемжилье на однойполовине 6 столов, а вторая половинаверхнего жильяеще не отделанаштукатурноюработою и столярноюработою полы.
Шкафови угловых шкафовне имеется впалатах ниодного, посколькуне было приказа, чтобы делатьв верхнем жильенужны 5 шкафов, один кабинетныйшкаф с ящикамии два угловыхшкафа.
В среднемэтаже палатполы фигурныесделаны, такoжепотолки штукатурноюработою сделаны, а стены и потолкиобоями не покрыты, поскольку ктому приказунет и для покрытияникаких обоевне имеется.
И настолы для покрытияковров и тканейне имеется.Английскихстульев с краснымиподушками есть12. Стульев сплетенымирешеткамиимеется 12.»
Рапортнуждается впояснениях.Что касаетсяузорчатогопола, то онпредставлялсобой наборныйпаркет из светлогои черного дубаи клена с геометрическимрисунком. Стеныне оклеивалисьбумажнымиобоями, а обивалисьдорогими тканями, иногда бархатом.
Гладкиепотолки в периодбарокко oбычнооклеивалиполотном. Таксделали и вдомике ПетраI, в «городскомдворце» и, по-видимому, в менее представительныхпомещенияхкадриоргскогодворца, гдеотсутствовалилепные потолкис рельефнымиукрашениями.
Врапорте бросаетсяв глаза скудностьне толькосуществующей, но и требуемоймебели. На основномэтаже должнохватить 11столов, для одногокрыла верхнегожилого этажатребовалосьпо одному столуи шкафу в каждуюкомнату. Позабылиупомянуть дажестулья.
Известно, что стулья истолы изготовлялина месте подруководствомстоляра ИoгaннaБрауэра. Применялосьвытачиваниеи фанеровка.Видимо,. такизготовлялибарочные столыи стулья с точеныминожками. Такойтип мебелипопал в Прибалтикучерез Голландию.
Следуетотметить, чтов рапорте указаныне люстры, азеркальныебра. Такиесветильникив резной рамебыли оченьпопулярны впериод барокко.На нижний крайзеркала крепились1-2 бронзовыхподсвечника.Зеркала обычноустанавливалисьсимметричнона пpoтивоположныхстенах, чтобывозникла играотражений. всоответствиис этим принципомосвещалисьи помещениядворца, в томчисле парадныйзал.
«Английскиестулья с краснымиподушками»не являютсяимпортноймебелью. Такойтип мебели («королевы Анны») в английскомстиле, в томчисле англо-голландскийтип с сиденьямии спинками изплетеноготростникаполучил распространениево всей Европе.( ” 22 августа 1726года из петербургскихдворцовыхзапасов былидоставленына галиоте«Самсон» некоторыепредметы мебелив кадриоргскийдворец. Привезликровать с балдахиномиз зеленойткани, два складныхстола, кабинетс ореховойфанеровкойи угловой шкаф.Все это, кромеодного. Стола, идентичноубранству, сохранившемусяв доме-музееПетра I.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Следующиесведения обубранстведворца почерПнутыиз отчетовгенерал- губернатораГольштейн-Бекао подготовкек визиту ЕкатериныII в 1764 году. Сначаладля высокихгостей приготовилитолько 4 помещения.Однако в 1773 году, к визиту Дармштадтскихпринцесс, былсделан обширныйремонт, и дворецобставлен новоймебелью. У купцаЭнкена былиприобретены8 дюжин стульев,11 столов, большиезеркальныебра, шелковыеи шерстяныеткани на гардины, у купца Чебауэра-еще дюжинастульев. Согласноизменившимсяпо сравнениюс Петровскимвременем требованияминтерьер сталболее дамским: вместо шкафов-бюропредпочтениеотдали туалетнымстоликам ичашам для благовоний-курильницам.
Изготовленныек визиту императрицыталлинскимстоляром Бракманом4 туалетныхстолика онаувезла с собойв Петербург.Медник КристоферПомо сделалмедные курильницыи чаши дляблаговоний, у аптекаря К.К. Фика приобрелидве вaзы-apoмaтницыIдля благовоний, из образцовпродукцииначавшей действоватьфаянсовоймануфактуры.В соответствиис распространяющейсяв Таллиннемодой стенынекоторых заловоклеили бумажнымиобоями. У графаШтакельбергабыли одолженык приездуДармштадскихпринцесс двежелезных кроватии канапе, в городеодолжили ещезеркала, столы, висячие люстры.
В 1773 годуво дворец доставилистолы на консоляхс позолоченнымрезным каркасоми мраморнойплитой. На нихстояли вазыс благовониями.Помещенияосвещали зеркальныебра или, какговорится винвентарной
описи,«лампады врамках из дерева, по краям вырезкизолоченые, укаждой по однойтрубке золоченой».
В помещенияхбыло мало мебели.В последниедесятилетияXVIII века в парадномзале стоялитолько 12 стульев(сиденья обитыбелой парчойв красную изеленую полоску), висели 11 зеркальныхбра.
Парчойс золотым лиственныморнаментомбыли обитыстены в помещенияхосновного этажарядом с параднымзалом. Углыткани закреплялисьдеревянными, с резьбой ипозолотой угольниками.
Дляполноты описанияинтерьераследует отметитьтакже белые, малиновые, синие и зеленыешелковые ишерстяныезанавеси. Дажезеркальныебра подвешивалина стены припомощи шелковыхлент.
Из дворцовойутвари второйполовины XVIII веканичего несохранилось.Та же участьпостигла ипредметы интерьера, изготовленныедля дворца впервой четвертиXIX века.
ФЛИГЕЛЯ.
Возведениефлигелей началосьпод руководствомподмастерьяН. Микетти -ГаэтаноКиавери. К осени1718 года были готовыфундаменты.В период строительногосезона 1719 годаработами руководил«механист»Антонио Алимарииз Венеции. Всентябре флигеляуже можно былоподводить подкрышу.
Отделкойзданий весной1721 года занималисьталлинскиемастера лепныхдел мастерМаттиас Зейдтингери живописецИоганн ХейнрихФик. Таким образом, флигеля являютсяпервой готовойсоставнойчастью дворцовогоансамбля. С 25мая по 16 июня1721 года во флигеляхпроживалацарская супружескаячета. В связис тем, что в
строительныхотчетах неупоминаютсязатраты наутварь флигелей, следует предположить, что Петр I иЕкатерина, согласно обычаямтого времени, взяли необходимуюмебель с собойс кораблей, накоторых ониприбыли наталлинскийрейд. По композициифлигеля образуютс главным зданиемдворца единоецелое благодарярасположениюна этой же террасеи сходству сего членением.Обрамлениеокон профилированнымилепными тягамисоответствуетобрамлениюокон цокольногоэтажа главногоздания, а пилястрыфлигелей проще, чем пилястрыдворца.
Интерьерфлигелей современем изменился.Не уцелелиочаги и художественноотделанныепотолки. Вофлигеле, обращенномк морю, сохранилисьостатки лишьодной росписи.Во время ремонта1970 года под слоем
смытогомела на потолкеоткрылись следыnoлиxромии. В ходепробной чисткиобнаружилиизображениядвух купидонов.По всей вероятности, они выполненыИ. Х. Фиком в 1721roдy, во времяросписи потолков.Пышно профилированныелепные тяги, к которымприсоединяетсяи высококачественныйлиственныйорнамент, делятэтот потолокна 5 чaстей, накоторых моглибыть росписи.Сейчас в помещениинаходятся фондымузея, и невозможнопродолжитьочистку росписей.
О сюжетеpocпиceй в строительныхотчетах нетсведений.
Другиехудожественныедетали XVIII векаво флигеляхне сохранились.
ПЕРВOНАЧАЛЬНЫЙОБЛИК ПАРКА.
Главнуюкомпозиционнуюось парка определялабывшая «аллеяДрентельна», остальноечленение -приpoдныйрельеф с тремяпологими cклoнaи, красиваядубовая рощау моря, ручейв стороне гoрoдaи плитняковыйуступ Ласнамяги.
Центральныездания решенобыло возводитьпо образцуитальянскихвилл на болеекрутом склонеуступа. позднееН. Микеттипрoeктиpoвaл потакому же принципудворец в Стрельнес Нижним и Верхнимсадами. Из-задвух естественныхуступов пришлоськадриоргскийВерхний сад-разбиватьна части с Цветочнымсадом и Миражескимпрудом. Парксоздавалсяв строго регулярномфранцузскомстиле. На основепринциповгеометрииcлeдовaлo, дoбитьсясинтеза сетиaллeй, каналов, подстриженныхизгoрoдeй и шпалер, цветочныхпартеров иводяных затейс архитектурнымиформами. Этоторжествологическогомышления, подчиняющегоxаотичную пpирoдy, напоминаетсказочные сады«короля- солнца»Людовика XIV вВерсале. ПетрI посетил Версальи приказывалстроителямбрать с Версаляпример. Не следуетоднако забывать, что регу лярныйпарк в Кадриоргезанимал всего1/8 всей терриТории.Остальнаятерриторияимела естественныйприродный вид, Но была разделенааллеями. Следуетподчеркнуть, что Кадриоргпредназначалсяне только дляуслажденияимператорскойсемьи, но и дляпрoгулок таллинскихжителей.
Нижнийсад.
Наиболеесложную структуруимеет Нижнийсад. Параллельныеаллеи, пересекающиесяпод прямым илиострым углом, расположеныотносительноцентральнойаллеи по принципузеркальногоотражения. Вместах пересеченияаллей оставленыкруглые площадкидля беседок, фонтанов, скульптур, скамеек и урнс цветами. Покраям аллейвырыты каналы, облицованныекаменнымиплитами. Черезканалы былипере- брошенычетыре мостикас воротами.Ворота присоединялиськ деревяннымбалюстрадам, обрамляющимкрая парка. Попервоначальномуплану композициюНижнего садазавершал полукругс большим бассейноми фонтаном вцентре. В 1723 годуплан был дополненпримыкающимик полукругу«крытыми дорогами»или прогулочнойгалереей (видимо, по образцупетергофских).Она состоялаиз дугообразнойколоннады скрышей и маленькимипавильонами(потешнымидомами) в серединеи на концах.Внутри стоялискамейки дляжелающих отдохнуть, укрыться отдождя и солнца.Между колоннамиукрепили спомощью проволокидеревянныерешетки длявьющихся растений.Рядом с галереейросли изогнутыелипы и клены.
АллеиНижнего садаокаймлялишпалеры лип, под которымибыли высаженыи различныелесные деревья.Живые изгородивокруг садаобразовывалипять аллей, которые состоялив 1731 году из 622лиственныхдеревьев, большейчастью лип икленов.
Непосредственноперед дворцомнаходились10 цветочныхпартеров, оформленныхтолченым кирпичом, дерном и живымиизгородями.В цветникахросли кустыроз, тюльпаны, пионы, нарциссы.Узорыцветочныхкомпозиции, к сожалению, неизвестны.
Летомв аллеях устанавливалина шестидесятипостаментахглиняные урныс цветами. Нижнийсад украшали18 полукруглыхбеседок шириной8 футов.
ПервоначальноНижний сад сосравнительнонизким озеленениемявлялся фономдля основнойзастройки, возвышавшейсякак на подиумеперед Цветочнымсадом.
Зданиясвязываликаменные стены, украшенныехудожественнымлепным декором(в том числераковины работыталлинскогомастера М.Зейдтингера)и шедшей поверхнему краюдеревяннойбалюстрадой.Хотя сейчас
на местекирпичных стенстоят плитняковыеограды, но и вних есть круглыениши, предусмотренныедля фонтанов.В каменныйбассейн в формераковины должныбыли изо рта, глаз и ноздрейприкрепленногок ограде маскаронабить струиводы. За установкуфонтанов неслиответственностьфонтанныймастер ДжулианоБеретини и егоученик ФедорКругликов.Будучи летом1720 года в Риме, Н. Микетти нанялД. Беретини наслужбу. Егоуволили послесмерти ПетраI, еще до того, как начал действоватьхоть одинкадриоргскийфонтан.
Передкaждым фонтаномпредполагалосьустановитьбюсты аллегорическогохарактера, окоторых мы ужеупоминали всвязи с домикомПетра I. Из малыхархитектурныхформ в Нижнемсаду сохранился, причем в перестроенномвиде, лишь одинпотешный дому входа в парк, на углу улицА. Вейценбергаи А. Лейнера.Данные о егопервоначальномвиде не соответствуютархитектурно-планировочнымпринципам Н.Микетти. Какследует из такназываемых«11 пунктов», написанныхо работах вKaдpиорге ПетромI 27 июня 1723 года, лишь тогда былопринято решениео строительствеэтого домика.Этим же летомН. Микетти вернулсяв Италию и дом, вероятно, проектировалего заместительМ. Земцов.
Потешныйдом являетсяоштукатуреннымбревенчатымстроением.Остиле барокконапоминаютлишь штукатурныеквадры стени двухскатнаякрыша. Домпредполагалосьиспользоватьтолько летом, поэтому в немнет печей. Потешныйдом был готовв 1725 году и пpoстоялбез перестроекболее ста лет.В результатеначавшейсяпосле визитав Таллин НиколаяI кампании переделокпотешный домбыл в 1827-1832 годахперестроенв классицистическомстиле. Вставленыновые двери, окна и построеннавес.В такомвиде потешныйдом запечатленна литографииЖ.- Б. Арну и В.-В.Адама, сделаннойв 1833 году. Сохранившийсядо наших днейпотешный домикбыл приспособленпод жилище инастолькоамортизирован, что возниклаидея его сноса, но, к счастью, удалось добитьсясохраненияединственногоуцелевшегобревенчатогоздания, входившегов дворцово-парковый ансамбль.
МacтepaРеспубликанскогореставрационногоуправлениявосстановилипотешный домикв том виде, какойон имел в 1832 году.В нем разместиласьмастерскаяреставрацииграфики ГосударственногохудожественногоМузея ЭССР.Интерьер зданиядаже обогатился, так как в немустановилипривезеннуюиз мызы Аа печьс изразцами, украшеннымикобальтовойросписью. Наних, вероятно, изображенымыза Аа и еепостройки.
На другойстороне дороги, напротив потешногодомика, находиласьдеревяннаякараульня. К1776 году она уженастолькоразвалилась, что не подлежаларемонту. ГубернскийархитекторИоганн Шульцсоздал проектновой каменной, караульни, претворенныйв жизнь. На фасаденовой караульнибыла полукруглаяаркада, украшеннаялепными венкамив стиле классицизма.Караульня былаодноэтажная.Одновременнос капитальнымремонтом потешногодомика в 1827-1832 годахподверглипepeделке и караульню.Ликвидированабыла аркада, четырехгранныестолбы замениливосьмиграннымиколоннами, надстроен былмансардныйэтаж. Составнойчастью Нижнегосада являетсяи аллея, протянувшаясяот потешногодома, караульнии расположеннойрядом с нейнебольшойкузницы мимодворца. Вдольаллеи рослиследующиедеревья: 64 ясеня,13 лип, 13 вязов, 10дубов и 40 кленов.
От дворцав направлениинынешнегостадиона «Динамо»вела и другаяаллея. Удаляясьот ворот дворцана 290 саженей, она была самойдлинной изперспективныхдорог парка.Аллея былаобсажена 86 липами,140 ясе- нями, 11 вязами,9 дубами.
Еще вовторой половинеXVIII века на краюаллеи находились.Две круглыхбеседки с колоннамии крышами каку пагод. Здесьже стоял и потешныйдом, называемыйПрудовым из-заблизости к двумпрудам квадратнойформы. Домпредставлялсобой скромноеоштукатуренноедеревянноестроение стреугольнымфронтоном надглавной дверью.По соседствувыращивалималину.Прудовыйдомик не сохранился.
Старинноепроисхождениеимеет и Мopcкaяаллея, котораятянется отдворца к морюи заканчиваетсясейчас памятником«Русалка».
ОписаниеНижнего садаи его окрестностейбыло бы неполнымбез упоминанияЛебединогопруда. Идею егосоздания ПетрI изложил в 1723 годув своих «11 пунктах», а готов прудбыл только в30-е годы XVIII века.Несмотря намногочисленныеиспытания, выпавшие наего долю (высыханиев 1749 году и зарастаниекамышом около100 лет тому назад).Пруд сохранилсядо наших дней.Не уцелела лишьокружавшаяего балюстрада.Рядом с прудомбыла конюшняс каретником.На месте зданий, в которых сейчаснаходятсяМемориальныймузей ЭдуардаВильде, во второйчетверти XVIII векабыли построеныдома дворцовогоархитектораи садовника, а позднее имипользовалсякастелян. Перестройкизданий былисделаны в стиленеобарокко.Здесь же, междуули- цей Рохелинеаас и улицейА. Лейнера, находиласьи оранжерея.Петр I приказалпостроить еев 1723 году, но в1731 году оранжереюеще только, собиралисьначать строить.Она была необходимадля круглогодичноговыращиванияцветов и апельсиновыхдеревьев. Оранжереяграничила сослободой дворцовых«работныхлюдей». Их домикив перестроенномвиде и сейчасстоят на краюулицы А. Лейнера.
Bepxнийсад.
Верхнийсад размещалсяза дворцом надвух уступахна одной осис Нижним садом.От былых временв саду сохранилсялишь рельефместности. Наоснованииданных строительныхотчетов, планови чертежейможно получитьстоль полноепредставлениео Верхнем саде, что исходя изэтого можнобыло бы восстановитьего нижнюючасть — Цветочныйсад.
Этотсад представлялсобой территорию, отделеннуюот остальнойплощади садав центре располагались2 больших цветочныхпартера с узоромтипа бродерийного.В центре цветников, в круглых бассейнахс фонтанамисверкали брызгамиструи воды.«Узор цветочныхпартеров складывалсяиз дерна, толченогокирпича и цветов.Здесь, как и вНижнем саду, росли кустыроз, нарциссы, пионы и некоторыесорта мелкихцветов. Наиболеесущественнымдекоративнымэлементомпартеров былапальметта, которая ассоциироваласьс раковинамина чашах кадриоргскихфонтанов, нижнихстенах и пилястрахсамого дворца.12 пирамидальныхтуй придавалисвоеобразиенизким клумбам.
В Цветочномсаду предполагалосьпостроить 6бассейнов сфонтанами, ноуспели построитьтолько два.Одна пара бассейновдолжна быланаходитьсятам, где сейчасразбиты газонымежду дворцоми флигелями.Но на деле здесьвысадили живыеизгороди изтридцати двухкаштанов, одиннадцатилип и семи кленов.Среди высокихкаштанов былипосажены низкиеклены. Втораяпара болеемаленькихфонтанов должнабыла завершатьпрогулочныегалереи, обрамляющиеЦветочный сад.
В прогулочныхгалереях быливозведеныколонны тосканскогоopдepa угловыепилястры ифронтоны наконцах. Как ив дугообразныхгалереях Нижнегосада, здесьбыли расставленыскамейки. Междуколоннами при-делывали решеткидля вьющихсярастений. Наместе фасадагалерей в бывшемЦветочном садунаходитсяограда садаскульптурмузея. Галереиснесены после1860-го года.
На местефасада галерейКраем Цветочногосада, там, гдесейчас возведенастена из тесаногокамня, раньшебыла так называемаяМиражескаястена, которуючленили параднаялестница, пилястрыи филенки. Накаждой филенкебыл фонтан сосвинцовыммаскароном, а в серединевсего великолепия-пятиступенчатыйкаскад.
К сожалению, в процессесоздания Миражескаястена былаупрощена. ВЭрмитаже сохранилсячертеж, из которогоследует, чтоперед лестницей на тумбахбалюcтрады, венчающейстену, должныбыли размещаться54 скульптурыв полный рост.От фигур отказались, и бaлюcтрадысделали издерева, невыдержавшегобы веса каменныхфигур. Художественноештукатурноепокрытие стендержалосьнедолго, таккак в ходестроительстване удалосьдостаточнохорошо изолироватьстену от воды, которая просачиваласьс уступа. В стенкунамеревалисьвмонтировать20 маскароновфонтанов. Частичноэтот план претворилв жизнь фонтанныймастер ДжулианоБеретини.
За Цветочнымсадом на уступебыл вырыт большойпруд с кривымиочертаниямив стиле барокко, в центре котороговозвышалсяостровок, обложенныйкаменнымиплитами. Называлсяон Миражескимпрудом, видимов связи с планировавшимисямногочисленнымиводяными затеями.Не была осуществленаи идея установкина островкеобелиска счетырьмя фигурамиНептуна. Небыли созданыи чудесныеводометы. Прудбыл огорожендеревяннойбалюстрадой, были посаженыдеревья: 121 ясень,120 лип, 10 дубов. Вту пору, в 1721 годy, полагалосьсажать деревьявысотой 7 футов2 дюйма.
МиражескийПруд был засыпанземлей в 1938 гoдyиз-за строительстваГосударственнойканцелярии.Территориябыла оформленав стиле необарокко, при этом соблюдалисьпринципы регулярногосадово-парковогоискусства. Нопервоначальныйзамысел былбезвозвратноутрачен.
В сторонеот Верхнегосада, ближе кморю, простираетсядубовая роща, сохранившаясяс времен Севернойвойны, а справанаходилисьдва барочныхздания: дворцоваякухня и ледник.Строительстводеревяннойкухни началосьв 1724 году. позднееее снесли ипостроиликаменное одноэтажноездание, к которомув 1827-1832 годах былпристроенмансардныйэтаж. В кухнееще имеютсябарочные окна.Внутренниепомещения пере-строены в жильеи поэтому несохранилисьоткрытые очагии большие плитыс мощными дымоходамис раструбом.
Не перестроенсводчатыйнижний этажледника, а верхнийимеет современныйвид. Здесь былаквартира-ательехудожникаИоханнесаГреэнберга.
Фруктовыйсад и Каштановыйсад.
Регулярныйцентр Фруктовогосада был сосредоточену дома ПетраI. Разделенныйаллеями на 4части он, имелформу прямоугольника.Одна из аллейравнялась наглавную композ-иционную ось, а пересекавшаясяс ней подходилак бане. Это былопростое деревянноестроение ссенями, парильнейи раздевальней.Прогулочнаягалерея длинойв 6 саженей, вероятно, проходилапо западнойстороне регулярногосада. Здесьвыращивалияблони, вишни, сливы, груши, а также caжeнцы.Больше всегобыло вишен (в1731 году шестьдесятдеревьев). Крометого, было высажено350 кустов краснойи черной смородины,80кустовкрыжовника.Летом в кадкахвыставлялись40 апельсиновыхдеревьев.
ЛишенныйрегулярностиКаштановыйсад был расположенюжнее дopoги ведущейв Таллинн, ипростиралсядо конца нынешнейул. Л. Koйдyлa, охватываяи улицу Мяэкалда.Территорияиспользоваласьне только какпарк, но и какпитомник частькаштановыхсаженцев, привезенныхиз Голландии, затем отправляласьв Петербург.В 1731 году в садуросло 433 каштана.
На плане, сделанномдворцовымархитекторомИ. Шульцем впериод ПравленияЕкатерины II ина обмерныхчертежах, выполненныхоколо 1800 годаИ. Бантельманном, отмечен рядмаленькиххозяйственныхпостроек, расположенныхна территорииКаштановогосада. Все этипостройки неимели художественногозначения, и обих сносе можносожалеть лишькак о потереисторическихпамятников.
К сожалению, нет точныхсведений орасположениии внешнем видебеседок Каштановогосада. Четыребеседки былиполукруглые, одна — восьмигранная, две угловыебеседки -трехугольные.Их диаметр былот 8 футов до 2саженей, а высота-10 футов.
Наиболеепривлекательнымучастком подобрывом Ласнамягидолжен былстать большойкаскад. Былозадумано, чтопpoрытый из озераЮлемисте каналнаправит водук кадриоргскимфонтанам ибассейнам.
Длясброса водыпредназначалсяобрыв, расположенныйсейчас надпешеходнойлестницей вконце ул.А. Вейценберга.
Согласнопринципамбарочногосадово-парковогоискусствакаскад, казавшийсяестественнымводопадом, должен былиметь и архитектоническоеoбpaмлeниe в видескульптур. Нов связи со смертьюПетра I эти замыслыне были осуществлены.В эскизах имакетах осталсяи грот, для созданиякоторого М.Земцов заказализ Петербургазолотистую, серебристую, синюю, зеленуюи рудно-желтуюфольгу.
Немногониже каскадавсе же былавыстроенасистема облицованныхплитами каналовдля питанияМиражескогопруда и фонтановНижнего сада.Душой Каштановогосада и другихразделов паркабыл садовникИлья Сурьминиз Петербурга.В нем счастливосоединилсяталант художникаи садовника.В счетах указанырасходы набумагу и краски, которые понадобилисьему при созданииузоров цветочныхпартеров.
ПодруководствомИльи Сурьминав сооружениипарка участвовалисотни солдатгарнизонныхполков. В 1731 году, когда парк былпрактическиготов, Сурьминупомогали одинученик садовника, шесть огородникови три- дцатьрабочих. Следуетучитывать, чтов заботах садовникануждались иведущие изпарка аллеи, а также окружающийландшафт.
Регулярныйпарк занималвсего 1/8 всейтерриторииКадриорга.Позднее, в концеXVIII века, когдарегулярныепарки во французскомстиле вышлииз моды и им насмену пришлианглийскиепейзажные паркис их имитaциeйестественнойприроды, о сохранениистилевой чистотыКадриорга уженикто особенноне беспокоился.ПостепенноНижний сад сподросшимидеревьямиприобрел видлесопарка.Деревянныемалые архитектурныеформыразваливалисьи их снесли, ацветочныепартеры с узором, бpoдери былиликвидированыеще в прошломстолетии. Несмотряна то, что территориюпарка содержалив порядке ипытались придатьей модный облик, принципамбарочногосадово-парковогоискусства онауже несоответствует.Сейчас в паркерастет 70 видовкустов и деревьев.
ДАЛЬНЕИШЕЕРАЗВИТИЕ КАДРИOРГА.
Еслипарк с самогоначала предназначалсядля всеобщегопосещения, тодворец сталдоступнойдостопримечательностьюлишь с течениемвремени.
Какцарская резиденциядворец использовалсясравнительноредко. Поэтому, начиная с 30-хгодов XVIII века, ему пыталисьнайти будничноеприменение.ОфициальноКадриорг находилсядо начала XIX векав подчиненииДепартаментадвора. Это, всвою очередь, заставлялоКанцеляриюот строенийПетербургаи губернатораЭстляндииподдерживатьпорядок водворце и в парке.На протяженииXVIII века за застройкуфактическинесли ответственностьдворцовыеархитекторы.с 1730-го года ихсменилось трое: присланныйиз ПетербургаЖак Брокет, местный строительныймастер ИоганнГеорг Тейхерти губернскийархитекторИоганн Шульц,
которыйПриобрел известностьпосле перестройкидворца Тоомпеа.В 1797 году дворцовымархитекторомстал ИоганнДавид Бантельманн, оставившийзаметный следв историиклассицистическогостроительствав Эст- ляндии.
С 1806 roдaгубернаторЭстляндии сталпостоянноиспользоватьКадриорг вкачестве своейлeтнeй резиденции.Во время визитовв Таллин водворце останавливалисьвсе русскиеимператоры-от АлександраI до последнегоиз Романовых-Николая II.
ПослеОктябрьскойреволюциидворец былпередан враспоряжениеТаллиннскогосовета рабочихи солдатскихдепутатов.
В 1919 годуначалась историядворца какмузея. В 1919 году, по решениюТаллиннскогогородскогоуправления, флигель, обращенныйк морю, был передансмотрителюхудожественныхценностейскульпторуАугусту Вей-ценбергу. Онперенес сюдамногие своипроизведения.
В 1921 годуво дворце разместилсяЭстонскиймузей. По настояниюправительствамузею пришлосьв 1929 году выехатьиз дворца, ставшегорезиденциейпрезидента.В связи с этимв 1933-1934 годах водворце былпроизведенкапитальныйремонт, в ходекоторогореставрировалипокосившийсяпотолок парадногозала, но в тоже время в соседнемпомещенииразрушилибарочный потолокс лепнымиукрашениями.
По проектуархитектораА. Владовскогомежду выступающимикрыльями дворцабыл построенбанкетный 3алв стиле необарокко, который значительнонарушил целостностьздания. Подруководствомхудожника-при-кладника Р.Вундерлихабиблиотека, украшеннаяинкрустированнымипанно, и некторыепомещения былиоформлены вбарочном инациональномстилях.
Во 2-йполовине XIX векабытовало мнение, что Кадриоргизлишне великдля небольшогоТаллинна, поэтомуокраинныеучастки паркапродавали для3астройки. Таквозникли нынешняяулица Мяэкалда, здания на Нарв-ском шоссе, позднее теннисныйзал «Динамо»и постройкидетской спортивнойшколы. Такимобразом, однатреть первоначальнойтерриториирарка былаутрачена.
«Новыйдворец» являетсясовременнымархитектурнымвариантом натемы историческогодворца и образуетс Петровскимдворцом единыйансамбль. Начинаяс 1946 года дворецвновь являетсямузеем. В 1930 годуоткрыл своидвери Музейприкладногоискусства, разместившийсяв постройкеXVII века, бывшемамбаре.В конце1983 года принялпервых посетителеймузей Адамсона-Эрика(Люхике ялг,3). В распоряжениемузея реставраторамипередана такжебывшая церковьНигулисте, вкоторой осенью1984 года открытконцертныйзал и музейсредневековогоискусства.Тогда же былоткрыт и мемориальныймузей КристьянаРауда.