–PAGE_BREAK–
1.3 Структура кадровой политики
Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении подразумевается следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учётом существующего кадрового состава, привлечение, отбор и оценка персонала, повышение квалификации персонала, построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержание и последовательности выполнения работ, условий труда, политика заработной платы и социальных услуг. В организационном отно-
______________________________________________________
1. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом.
шении кадровая политика охватывает всех работников и все структуры, подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом. Кадровое планирование должно отвечать на следующие вопросы: сколько работников, уровень квалификации, когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале), каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал (планирование, привлечение или сокращение штатов), каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование, использование кадров), каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к изменяющимся требованиям (планирование кадрового развития), каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала). Основные задачи кадрового планирования: разработка процедуры кадрового планирования, увязка кадрового планирования с планированием организации в целом, проведение в жизнь решений способствующих успешному осуществлению стратегии организации, содействие организации выявлении главных кадровых проблем и потребности при стратегическом планировании, улучшение обмена информации по персоналу между всеми подразделениями организации. Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям), изучения рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы), анализ системы рабочих мест организации, разработка программ и мероприятий по развитию персонала. При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели: получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве, наилучшим образом использовать потенциал своего персонала, быть способной предвидеть проблемы возникающие из – за возможного избытка или нехватки персонала. Поскольку кадровое планирование неразрывно связано с другими процессами планирования, протекающими в организации, временные рамки кадрового планирования должны соотносится с аналогичными характеристиками планирования в организации. Организационные планы часто квалифицируются следующим образом: краткосрочные (от 0 до 2-х лет), среднесрочные (от2-х до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). Организации необходимо составлять планы на каждый из этих периодов, для более успешного ведения предпринимательской деятельности.
В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия — обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика — составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
— разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
— организационно-штатная политика — планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
— информационная политика — создание и поддержка системы движения кадровой информации;
— финансовая политика — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
— политика развития персонала — обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
— оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).
Процесс формирования кадровой политики в организации: так, у части уже давно функционирующих организаций (на отечественном рынке это свойственно предприятиям, тесно работающим с иностранными партнерами, и иностранным представительствам) существует документально закрепленное представление о кадровой политике предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политики проводилась осознанно, то необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики.
Этап 1. Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух “единой семьи”, нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.1
________________________________________________________
1. www.hr-portal.ru/pages/okk/kp.php
Вывод по главе
Кадровая политика в широком смысле – система принципов и норм, которые осознаны и соответствующим образом сформулированы, приводящие человеческие ресурсы организации в соответствии со стратегией фирмы. В узком понимании кадровая политика – набор конкретных правил, пожеланий, часто неосознанных во взаимоотношениях людей и организации.
Виды кадровой политики:
— Пассивная кадровая политика – руководство предприятия не имеет ярко-выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий в режиме экстренного реагирования.
— Реактивная кадровая политика – руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, анализируются причины проблем, проводится адекватная экстренная помощь.
— Превентивная – организация располагает прогнозом развития организации в будущем, но не имеет средств воздействия на нее.
— Активная кадровая политика – организация имеет не только прогноз развития ситуации, но и средства влияния на нее.
Также выделяют два типа кадровой политики:
— Открытая кадровая политика
— Закрытая кадровая политика
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствие с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Задача кадровой политики — создание трудового коллектива, который наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов организации и ее работников.
Существует три этапа по проектированию кадровой политики:
1. Нормирование
2. Программирование
3. Мониторинг
Глава 2. Выявление типа кадровой политики организации на предприятии ООО «Юниаструм Банк»
2.1 Краткая характеристика предприятия
— Местоположение предприятия: Российская Федерация, 127473, Москва, Суворовская пл., дом 1
— Род занятий: Коммерческий Банк «Юниаструм Банк» имеет широкий спектр услуг, например такие как: ипотечное кредитование, денежные переводы, брокерское обслуживание, депозитарные ячейки, открытие счета, получение кредита, размещение средств в депозитах, векселях. Операции осуществляются как с физическими, так и с юридическими лицами.
— Организационная структура: штабной тип организационной структуры
— Примерный штат сотрудников в компании составляет 60 человек
— Основные функции отдела, где проводилось исследование: Данный отдел прослеживал найм сотрудников на работу, а также проведение аттестаций на предприятии. Отдел производил набор людей, для работы в различных отраслях предприятия. Следующая его функция – аттестация уже имеющихся сотрудников, для выявления размера заработной платы и тарифной ставки, продвижения по службе и возможного увольнения.
2.2 Анализ кадровой политики в организации ООО «Юниаструм Банк»
2.2.1 Анализ типа кадровой политики на примере системы аттестации
Одним из основных средств реализации кадровой политики «Юниаструм Банка» являются аттестационные процессы на предприятиях отрасли. Общая цель реформирования аттестации заключается в том, чтобы превратить ее из рутинной, обременительной и отвлекающей от производительной работы процедуры, направленной главным образом на вытеснение нежелательных или неэффективных работников, в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии предприятия и компании в целом. При этом результаты аттестации должны использоваться, в свою очередь, для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень, соответствующий актуальным задачам и проблемам Юниаструм Банка. Концепция создания и функционирования новой системы аттестации персонала базируется на следующих основных принципах:
— Целостность системы аттестации, то есть взаимоувязка различных аттестационных процессов и процедур в единый комплекс, способный к устойчивому функционированию в системе управления производством. Для совершенствования аттестационных процессов и процедур, корректировки системы аттестации должен быть предусмотрен аттестационное наблюдение, обеспечивающий своевременное получение информации о необходимости внесения изменений в организацию и функционирование системы аттестации.
— Многоуровневость системы аттестации, то есть охват аттестационными процедурами и процессами объектов, представляющих все основные уровни управления производством — от отдельных работников и коллективов до предприятий в целом. Для этого в систему аттестации включены такие обычно раздельно существующие процедуры, как элементы стратегического планирования, анализ эффективности предприятия в целом и его отдельных подразделений, социологическое исследование коллективов, оценка деятельности руководителей и специалистов, совершенствование расстановки и развития персонала.
— Стратегичность, то есть ориентация оценки состояния и деятельности объектов аттестации на требования, вытекающие из комплексной стратегии предприятия и ООО «Юниаструм Банк» в целом. В соответствии с принципом многоуровневости системы аттестации ее предметом должна быть оценка соответствия работника требованиям к рабочему месту, сформулированным во внутренних нормативных документах предприятия соответствия коллектива подразделения требованиям к нему обусловленным внутренним разделением труда на предприятии; соответствия состояния и результатов деятельности предприятия (объем, номенклатура и качество продукции или услуг, активы предприятия и т. д.) требованиям, обусловленным стратегическим разделением функций в системе Общества.
Гармоничность взаимодействия системы аттестации с другими подсистемами управления производством в Обществе, то есть обеспечение тесного взаимосогласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой политики предприятия, создаваться новая система аттестации также должна синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия и компании в целом. Кадровые решения, принимаемые по результатам аттестации персонала и руководства, должны дополняться соответствующими организационно-техническими решениями, направленными на совершенствование организационной структуры и технического оснащения предприятия.
Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов,
обеспечиваемое за счет ежегодного проведения в сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с вышестоящей организацией, полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости -внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационных служб на предприятиях и в Управлении кадров и социального развития ООО «Юниаструм Банк», а также за счет преемственности аттестации каждого конкретного объекта аттестации. Сбор информации для аттестации осуществляется в рамках систематического непрерывного ежемесячного наблюдения (опроса руководителей, проводимого службой организационно-методической поддержки аттестации). Результаты предшествующей используются при проведении очередных аттестационных сессий. Для реализации этих принципов предлагается концепция многоуровневой непрерывной аттестации в ООО «Юниаструм Банк». Объектами аттестации в новой системе являются не только работники предприятий, но и коллективы подразделений (сами подразделения) и ж руководители, а также предприятия в целом и руководители предприятий, входящих в систему Юниаструм Банка. При этом результаты аттестации одних элементов организационно-управленческой структуры используются для аттестации другие: так, результаты аттестации подразделения служат исходной информацией, необходимой для аттестации руководителя подразделения, а совокупность данных аттестации подразделений учитывается при аттестации руководителя предприятия. В сочетании с надлежащей организацией аттестационных процедур такой подход позволяет реализовать потенциал аттестации для повышения комплексности и качества управления предприятиями газовой промышленности.
Совершенствование аттестационных процессов в ООО «Юниаструм Банк» направлено на усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии компании в целом и каждого предприятия в отдельности. В настоящее время на предприятиях Общества действует сложившаяся система аттестации персонала, а значительной степени сохранившая черты дореформенной модели экономики. Переход к новой системе аттестации, основанной на более полном учете современных особенностей экономики, трудового потенциала и достижениях прикладной теории корпоративного управления, представляет собой самостоятельную организационную задачу.
Создание адекватной современным условиям перехода к рыночной экономике (с учетом российской специфики} системы аттестации работников — многоэтапный и разветвленный процесс, при котором в течение длительного времени задействованы практически все подразделения и персонал компании. Для получения в итоге устойчиво и эффективно функционирующей аттестационной системы этот процесс должен быть структурирован, тщательно спланирован и организован.
Положение об аттестации на предприятии прописано в соответствующем документе. (см. Приложение 1)
Система аттестации работников должна находиться в тесном взаимодействии с другими подсистемами управления, в частности, с системой мер поощрения и наказания. Арсенал этих мер должен быть достаточно полным и разнообразным, чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию социальной (кадровой) политики и, с другой, — возможность выбора адекватной реакции на результаты аттестации. В частности, это означает, что должны быть средства как материального, так и морального поощрения и наказания, причем в достаточном разбросе по «степени мягкости».
В итоге, анализ кадровой политики системы аттестации работников показал, что данный тип КП можно отнести к смешанному типу кадровой политики, но все таки уклон больше в сторону закрытой КП организации. Таким образом, аттестация на предприятии Юниаструм Банка проходит по закрытому типу КП.
2.2.2 Анализ типа кадровой политики на примере системы приема на работу
Основные задачи и принципы политики найма зафиксированы в Кадровой политике ООО «Юниаструм Банк». Одна из ключевых задач в рамках политики найма – реализация эффективной технологии относительно быстрого поиска и качественного отбора всех категорий персонала. Сама технология прописана в действующем корпоративном стандарте «Найм персонала», в регламенте стандарта отражено кто, что и когда делает, какие шаги осуществляет отдел кадрового развития, отдел компенсаций, отдел управления персоналом, другие службы.
Первый этап процедуры найма – планирование. Предприятие достаточно большое и необходимость комплексного прогноза потребности в новом персонале очевидна. Понятно, что корректность такого прогноза является относительной, ведь иногда работники переводятся, увольняются в связи с непредвиденными обстоятельствами или просто без предупреждения. Прогноз потребности в новом персонале на предприятии разрабатывается на основе годового бизнес-плана и бюджета и документально оформляется в виде плана найма. В плане найма учитываются и появление новых должностей, и текучесть персонала, и высвобождаемый персонал. План найма является комплексным документом, отражающим вакансии, которые планируется заполнить, основные каналы поиска, бюджет, затраты времени на поиск и отбор. Этап планирования достаточно трудоемкий, но он важен.
Параллельно с планированием на регулярной основе отдел кадрового развития проводит маркетинг персонала. С определенной долей условности его тоже можно считать одним из этапов найма, поскольку без понимания того, что есть на рынке труда работать сложно. В этих целях проводится обзор и анализ различных источников (Интернет-ресурсы, печатные, в том числе специализированные СМИ, анкеты кандидатов, обзоры компенсаций и исследования рынка, которые проводят кадровые агентства, статистическая информация, информация от работников комбината). Сюда же относится анализ политики в отношении занятости в городе и регионе, анализ структуры спроса и предложения по конкретным профессиям, ассортиментной политики операторов кадровых и образовательных услуг, включая ярмарки вакансий и дни карьеры, другие важные параметры, определяющие конъюнктуру рынка труда.
Следующий этап – формулирование требований к работникам. Формулирование требований осуществляется совместно специалистом по рекрутингу отдела кадрового развития и линейным руководителем, которому необходим новый работник. Оформляются эти требования в виде заявки на подбор персонала. Как правило, руководитель высказывает свои пожелания к образованию, опыту работы и квалификации нового работника, половозрастным характеристикам, указывает какие-то специфические требования. Специалист же по рекрутингу помогает заполнить разделы заявки или корректирует выдвигаемые требования, опираясь на уже действующие требования к работникам. В систему таких требований, например, для специалистов и руководителей входят профили должностей, соответствие или несоответствие которым определяется при помощи балльной оценки. Для рабочих это квалификационная карта. В основе профиля должностей лежит модель компетенций. Компетенций в целом немного, но они достаточно детально прописаны, то есть, описаны пять уровней развития той или иной компетенции. Помимо корпоративных компетенций, таких как «клиенториентированность», «взаимодействие в многофункциональной команде», «лояльность», «инициативность» и другие, для различных категорий персонала дополнительно заданы специфические компетенции. Для руководителей это «планирование и организация», «лидерство», «бизнес-видение», «оптимизация ресурсов». Для специалистов – «качество работы», «стремление к развитию», «результативность», «исполнительность», а также другие. В систему требований также входят, так называемые, общие корпоративные требования, увязанные с кадровой политикой в целом, включая требования по кадровой безопасности. К общим корпоративным требованиям можно отнести, например, предпочтение кандидатам с профильным образованием, состоящим в браке и т.п. Все описываемые требования отражены в корпоративном стандарте по найму.
Относительная жесткость требований к кандидатам на работу, во-первых, связана со спецификой банковских услуг. На работу принимаются только профессиональные работники, которые действительно могут помочь в развитии предприятия. Второй важный момент, который относится непосредственно к характеру и сущности человека. То есть происходит набор добросовестных, честных и порядочных сотрудников, которые также заинтересованы в продвижении по службе, следовательно и увеличение спектра клиентов банка. Ну и, в-третьих, каждое уважающее себя предприятие должно стремится к высокому качеству кадрового потенциала.
После определения требований отдел кадрового развития определяет каналы поиска для каждой из категорий персонала с учетом ее специфики, срочности, стоимости, соотношения спроса и предложения на рынке труда. Под каналом мы понимаем некую обособленную возможность найти человека: если, например, речь идет о печатных СМИ, то отдельным каналом можно считать не только объявления в кадровых газетах, но и, например, анализ рекрутером объявлений людей ищущих работу в этих же газетах. Это отдельная, достаточно трудоемкая работа. Другое дело, что каналы, безусловно, различны по эффективности и направленности. В общей сложности мы используем более 20 каналов поиска персонала.
Также данное предприятие, для набора сотрудников использует специальную фирму по поиску персонала, с ней заключается договор о приеме конкретного сотрудника на работу. (см. Приложение 3)
В корпоративном стандарте по найму в общей сложности указано 30 каналов, хотя в реальности двух десятков из них вполне достаточно. Для каждой категории персонала используется подобранная определенная группа каналов, которая для нее наиболее адекватна. Понятно, что рабочих мы ищем через одни каналы, специалистов – через другие. Каналы также варьируются в зависимости от специализации.
Один из традиционных каналов – работа с базами данных, например, базой данных «Претендент», которая формируется в отделе кадрового развития на основе полученной ранее информации о кандидатах. Работаем с ВУЗами, кадровыми агентствами. У нас выстроены долгосрочные отношения с газетами. Активно используем так называемый «народный рекрутинг», точечные плакатные объявления, работаем с российскими и региональными интернет-ресурсами, с биржой труда, департаментом по трудоустройству, осуществляем прямой поиск.
Следующий этап – телефонный звонок претендента. Специалист по рекрутингу в соответствии со стандартом телефонного интервью вступает в диалог с претендентом. По сути, это первичный отбор, если претендент успешно проходит этот этап, то компания приглашает его в банк для заполнения анкеты.
После этого претендент приезжает на предприятие и заполняет анкету претендента. Для снижения операционных издержек специалист по рекрутингу не общается с кандидатами до заполнения анкеты, в этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Как показала практика плюсов больше.
В нашей службе разработаны 3 разных анкеты: для рабочих (она естественно упрощенная, учитывает уровень грамотности, образования и опыт работы с документами), для специалистов и для руководителей.
Если говорить подробнее об анкете, она состоит из двух разделов: первый – общий, второй – только для руководителей и специалистов.
Первый раздел стандартный. В нем указывается планируемая должность или профессия, национальность, состав семьи, паспортные данные (для службы безопасности), пол, военнообязанность. Также указывается семейное положение, количество детей, потребность в дошкольных учреждениях (иногда мы приглашаем на работу иногородних менеджеров и специалистов), адрес прописки и проживания, образование и средний балл диплома. У нас также есть предпочтения по ВУЗам, если человек закончил государственный ВУЗ, у него есть определенное преимущество. Еще один вопрос посвящен достижениям претендента, так как данную организацию, как и любую другую интересуют успешные люди.
Второй раздел функциональный (составляется внутренними экспертами). Он содержит вопросы, связанные с профессионально-предметной сферой деятельности кандидата и диагностирует именно те знания, которые необходимы для должности, на которую он претендует. На этом этапе отклоняются претенденты явно не соответствующие необходимой квалификации.
При приеме на работу, будущий сотрудник подписывает договор и анкету о приеме на работу. (см. Приложение 2)
Обычно, чтобы кандидату пройти все этапы найма персонала, в среднем уходит 2-2,5 недели.
В данном случае анализ системы приема на работу на предприятии показывает, что найм работников проходит также по смешанному типу кадровой политики, но больший уклон все-таки в сторону открытой кадровой политики, то есть найм и отбор персонала на предприятии Юниаструм Банка, в большинстве случаев проводится из внешних источников, например такие как: СМИ, школы, ВУЗы.
Вывод по главе
Род занятий предприятия: Коммерческий Банк «Юниаструм Банк» имеет широкий спектр услуг, например такие как: ипотечное кредитование, денежные переводы, брокерское обслуживание, депозитарные ячейки, открытие счета, получение кредита, размещение средств в депозитах, векселях. Операции осуществляются как с физическими, так и с юридическими лицами. Аттестации должны использоваться, для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень, соответствующий актуальным задачам и проблемам предприятия.
Гармоничность взаимодействия системы аттестации с другими подсистемами управления производством в Обществе, то есть обеспечение тесного взаимосогласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой политики предприятия, создаваться новая система аттестации также должна синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия и компании в целом.
Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов,
обеспечиваемое за счет ежегодного проведения в сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с вышестоящей организацией, полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости -внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационных служб на предприятиях и в Управлении кадров. Совершенствование аттестационных процессов в ООО «Юниаструм Банк» направлено на усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии компании в целом и каждого предприятия в отдельности.
Создание адекватной современным условиям перехода к рыночной экономике (с учетом российской специфики} системы аттестации работников — многоэтапный и разветвленный процесс, при котором в течение длительного времени задействованы практически все подразделения и персонал компании. Для получения в итоге устойчиво и эффективно функционирующей аттестационной системы этот процесс должен быть структурирован, тщательно спланирован и организован.
В итоге, анализ кадровой политики системы аттестации работников показал, что данный тип КП можно отнести к смешанному типу кадровой политики, но все-таки уклон больше в сторону закрытой КП организации. Таким образом, аттестация на предприятии Юниаструм Банка проходит по закрытому типу КП.
Одна из ключевых задач в рамках политики найма – реализация эффективной технологии относительно быстрого поиска и качественного отбора всех категорий персонала. Первый этап процедуры найма – планирование. В плане найма учитываются и появление новых должностей, и текучесть персонала, и высвобождаемый персонал. Параллельно с планированием на регулярной основе отдел кадрового развития проводит маркетинг персонала.
Следующий этап – формулирование требований к работникам. Формулирование требований осуществляется совместно специалистом по рекрутингу отдела кадрового развития и линейным руководителем, которому необходим новый работник. После определения требований отдел кадрового развития определяет каналы поиска для каждой из категорий персонала с учетом ее специфики, срочности, стоимости, соотношения спроса и предложения на рынке труда. Для каждой категории персонала используется подобранная определенная группа каналов, которая для нее наиболее адекватна. Понятно, что рабочих мы ищем через одни каналы, специалистов – через другие. Каналы также варьируются в зависимости от специализации. Один из традиционных каналов – работа с базами данных. Следующий этап – телефонный звонок претендента. После этого претендент приезжает на предприятие и заполняет анкету претендента. Обычно, чтобы кандидату пройти все этапы найма персонала, в среднем уходит 2-2,5 недели. В случае анализа системы приема на работу на предприятие нужно заметить, что найм работников проходит также по смешанному типу кадровой политики, но больший уклон все-таки в сторону открытой кадровой политики, то есть найм и отбор персонала на предприятии Юниаструм Банка, в большинстве случаев проводится из внешних источников, например такие как: СМИ, школы, ВУЗы.
Глава 3. Выводы и рекомендации по проблеме исследования данной курсовой на предприятии ООО «Юниаструм Банк»
3.1 Вывод по типу кадровой политики в организации
Кадровая политика в широком смысле – система принципов и норм, которые осознаны и соответствующим образом сформулированы, приводящие человеческие ресурсы организации в соответствии со стратегией фирмы. В узком понимании кадровая политика – набор конкретных правил, пожеланий, часто неосознанных во взаимоотношениях людей и организации.
Виды кадровой политики:
— Пассивная кадровая политика – руководство предприятия не имеет ярко-выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий в режиме экстренного реагирования.
— Реактивная кадровая политика – руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, анализируются причины проблем, проводится адекватная экстренная помощь.
— Превентивная – организация располагает прогнозом развития организации в будущем, но не имеет средств воздействия на нее.
— Активная кадровая политика – организация имеет не только прогноз развития ситуации, но и средства влияния на нее.
Также выделяют два типа кадровой политики:
— Открытая кадровая политика
— Закрытая кадровая политика
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствие с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Задача кадровой политики — создание трудового коллектива, который наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов организации и ее работников.
Существует три этапа по проектированию кадровой политики:
1. Нормирование
2. Программирование
3. Мониторинг
Род занятий предприятия: Коммерческий Банк «Юниаструм Банк» имеет широкий спектр услуг, например такие как: ипотечное кредитование, денежные переводы, брокерское обслуживание, депозитарные ячейки, открытие счета, получение кредита, размещение средств в депозитах, векселях. Операции осуществляются как с физическими, так и с юридическими лицами. Аттестации должны использоваться, для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень, соответствующий актуальным задачам и проблемам предприятия.
Гармоничность взаимодействия системы аттестации с другими подсистемами управления производством в Обществе, то есть обеспечение тесного взаимосогласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой политики предприятия, создаваться новая система аттестации также должна синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия и компании в целом.
Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов,
обеспечиваемое за счет ежегодного проведения в сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с вышестоящей организацией, полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости -внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационных служб на предприятиях и в Управлении кадров. Совершенствование аттестационных процессов в ООО «Юниаструм Банк» направлено на усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии компании в целом и каждого предприятия в отдельности.
Создание адекватной современным условиям перехода к рыночной экономике (с учетом российской специфики} системы аттестации работников — многоэтапный и разветвленный процесс, при котором в течение длительного времени задействованы практически все подразделения и персонал компании. Для получения в итоге устойчиво и эффективно функционирующей аттестационной системы этот процесс должен быть структурирован, тщательно спланирован и организован.
В итоге, анализ кадровой политики системы аттестации работников показал, что данный тип КП можно отнести к смешанному типу кадровой политики, но все-таки уклон больше в сторону закрытой КП организации. Таким образом, аттестация на предприятии Юниаструм Банка проходит по закрытому типу КП.
Одна из ключевых задач в рамках политики найма – реализация эффективной технологии относительно быстрого поиска и качественного отбора всех категорий персонала. Первый этап процедуры найма – планирование. В плане найма учитываются и появление новых должностей, и текучесть персонала, и высвобождаемый персонал. Параллельно с планированием на регулярной основе отдел кадрового развития проводит маркетинг персонала.
Следующий этап – формулирование требований к работникам. Формулирование требований осуществляется совместно специалистом по рекрутингу отдела кадрового развития и линейным руководителем, которому необходим новый работник. После определения требований отдел кадрового развития определяет каналы поиска для каждой из категорий персонала с учетом ее специфики, срочности, стоимости, соотношения спроса и предложения на рынке труда. Для каждой категории персонала используется подобранная определенная группа каналов, которая для нее наиболее адекватна. Понятно, что рабочих мы ищем через одни каналы, специалистов – через другие. Каналы также варьируются в зависимости от специализации. Один из традиционных каналов – работа с базами данных. Следующий этап – телефонный звонок претендента. После этого претендент приезжает на предприятие и заполняет анкету претендента. Обычно, чтобы кандидату пройти все этапы найма персонала, в среднем уходит 2-2,5 недели. В случае анализа системы приема на работу на предприятие нужно заметить, что найм работников проходит также по смешанному типу кадровой политики, но больший уклон все-таки в сторону открытой кадровой политики, то есть найм и отбор персонала на предприятии Юниаструм Банка, в большинстве случаев проводится из внешних источников, например такие как: СМИ, школы, ВУЗы.
3.2 Рекомендации
Для улучшения работы в кадровой политике организации, а точнее в таких типах КП, как аттестация и найм на работу сотрудников предлагается ввести, усовершенствовать и проанализировать несколько следующих предложений:
— Усовершенствование системы аттестации, то есть усовершенствование тестов для разных специальностей, увеличение объемов тестов, корректировка вопросов.
— Увеличение количества проводимых аттестаций за год, так как на некоторых специальностях существует большая текучесть работников.
— Проведение внезапных аттестационных тестов, для выявления точных знаний сотрудников предприятия.
— Оперативный анализ проведенной аттестации, для выявления возможного продвижения по службе, а также для выявления возможного увольнения сотрудника.
— Найм на работу только специализированных работников, из проверенных источников
— Усовершенствование этапов найма сотрудников на работу на предприятие.
— Улучшение аттестационных тестов и для всех уровней специальностей предприятия.
— Развернутая анкета для заполнения, для набора персонала из таких источников, как Интернет, СМИ
Заключение
В данной курсовой работе было рассмотрено такие вопросы, как:
1) Виды и принципы, понятие кадровой политики
2) Структура кадровой политики
3) Провели анализ двух типов кадровой политики на примере организации ООО «Юниаструм Банк»
Кадровое планирование – система подбора квалифицированных кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки.
Виды кадровой политики:
— Пассивная кадровая политика – руководство предприятия не имеет ярко-выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий в режиме экстренного реагирования.
— Реактивная кадровая политика – руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, анализируются причины проблем, проводится адекватная экстренная помощь.
— Превентивная – организация располагает прогнозом развития организации в будущем, но не имеет средств воздействия на нее.
— Активная кадровая политика – организация имеет не только прогноз развития ситуации, но и средства влияния на нее. Кадровая служба способна разрабатывать антикризисные программы, воплощать их в жизнь и проводить мониторинг ситуации.
Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении подразумевается следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учётом существующего кадрового состава, привлечение, отбор и оценка персонала, повышение квалификации персонала, построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержание и последовательности выполнения работ, условий труда, политика заработной платы и социальных услуг. В организационном отношении кадровая политика охватывает всех работников и все структуры, подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.
При анализе системы приема на работу на предприятии было выявлено, что найм работников проходит также по смешанному типу кадровой политики, но больший уклон все-таки в сторону открытой кадровой политики, то есть найм и отбор персонала на предприятии Юниаструм Банка, в большинстве случаев проводится из внешних источников, например такие как: СМИ, школы, ВУЗы. При анализе кадровой политики системы аттестации работников было выявлено, что данный тип КП можно отнести к смешанному типу кадровой политики, но все-таки уклон больше в сторону закрытой КП организации.
Также были созданы рекомендации, для улучшения качества работы организации, вот некоторые из них:
— Усовершенствование системы аттестации, то есть усовершенствование тестов для разных специальностей, увеличение объемов тестов, корректировка вопросов.
— Увеличение количества проводимых аттестаций за год, так как на некоторых специальностях существует большая текучесть работников.
— Проведение внезапных аттестационных тестов, для выявления точных знаний сотрудников предприятия.
— Оперативный анализ проведенной аттестации, для выявления возможного продвижения по службе, а также для выявления возможного увольнения сотрудника.
— Найм на работу только специализированных работников, из проверенных источников
— Усовершенствование этапов найма сотрудников на работу на предприятие.
— Улучшение аттестационных тестов и для всех уровней специальностей предприятия.
— Развернутая анкета для заполнения, для набора персонала из таких источников, как Интернет, СМИ
Список литературы
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. — Управление персоналом: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2005
2. Кибанов А.Я. – Основы управления персоналом – М.: Инфра-М, 2005
3. Кушлина В.И. – Экономическая теория – М.: РАГС, 2006
4. Маслов Е.В. — Управление персоналом предприятия – М.: Инфра-М, 1999
5. Турчинов А.И. – Управление персоналом – М.: РАГС, 2003
6. Теория управления. под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина, М.: РАГС, 2005
7. http://do.rksi.ru/library/courses/up/tema1_2.dbk
8. http:// sbmanagement.narod.ru/mp2.html
9. www.cfin.ru/management/people/pmanbook.shtml
10. polbu.ru/personnel_management/ch29_all.html
Приложения
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ
ООО «Юниаструм Банк»
1. Общие положения
1.1. Аттестация сотрудников – это периодическая комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств работника по соответствующей, занимаемой им должности. Основные задачи аттестации:
— объективная оценка деятельности работника и установление его соответствия занимаемой должности;
— содействие повышению эффективности работы компании;
— формирование высококвалифицированного кадрового состава компании;
— выяснение перспектив применения потенциальных возможностей руководителей и специалистов;
— формирование кадрового резерва;
— выявление возможности ротации кадров;
— стимулирование профессионального роста сотрудников.
Таким образом, аттестация призвана содействовать определению общего кадрового потенциала и резерва кадров, а также рациональному использованию кадрового ресурса и уточнению размера оплаты труда каждого работника.
1.2 Настоящее положение распространяется на штатных сотрудников и сотрудников, работающих на временном контракте не менее 3 месяцев, за исключением сотрудников, не прошедших испытательный срок до даты начала проведения аттестации.
1.3. Аттестации в компании проводятся не чаще 1 раза в год. Аттестация может быть проведена для отдельно взятого сотрудника согласно приказу Генерального директора.
1.4. Аттестация инициируется приказом Генерального директора
2. Аттестационная комиссия
2.1.Для проведения аттестации персонала создается аттестационная комиссия.
2.2.Председателем аттестационной комиссии является Генеральный директор, секретарем аттестационной комиссии является сотрудник департамента по работе с персоналом (далее ДРП).
2.3.В составе комиссии обязательно должны быть представлены:
— непосредственный руководитель аттестуемого работника,
— руководитель направления или департамента компании, в котором работает сотрудник, в отдельных случаях – менеджер проекта;
— сотрудник ДРП.
2.4.При проведении аттестации руководителей департаментов в работе аттестационной комиссии могут принимать участие члены Правления ООО «Юниаструм Банк».
3. Общие принципы проведения аттестации
3.1.Руководитель ДРП согласовывает срок проведения аттестации и готовит список сотрудников подлежащих аттестации, а также график ее проведения, который утверждается Генеральным директором.
3.2.К началу аттестации готовится пакет документов (Положение об аттестации, представление на сотрудника, аттестационный лист сотрудника, сценарий аттестационного интервью, описание ключевых компетенций, форма Протокола заседания аттестационный комиссии).
3.3.Основой аттестации является оценка ключевых компетенций сотрудника и его реальных достижений в течение отчетного периода времени.
3.4.Каждый сотрудник аттестовывается на основании самооценки, оценки руководителя департамента (проекта) и результатов аттестационной беседы.
3.5.Руководителя департамента (проекта) оценивают ведущие сотрудники департамента, руководители (директора) других департаментов и Генеральный директор.
4. Порядок проведения аттестации
4.1. За 2 недели до проведения аттестации ДРП знакомит всех сотрудников с общими принципами, порядком и графиком проведения аттестации.
4.2.Перед началом аттестации проводится тренинг руководителей по ведению аттестационной беседы. Для проведения аттестации не позднее, чем за 7 дней до дня проведения аттестации сотруднику выдается аттестационная форма, руководителю департамента (проекта) – форма представления на сотрудника.
4.3.Руководитель проводит предварительную беседу с сотрудниками своего департамента. По результатам беседы заполняется представление на сотрудника.
4.4.Руководители департаментов заполняют аттестационный лист на других руководителей департаментов.
4.5.Сотрудники заполняют аттестационные формы на себя и на руководителя департамента.
4.6.За 5 дней до проведения аттестации заполненные формы сдаются в ДРП. Сотрудниками ДРП проводится аналитическая работы по результатам аттестации и готовятся предложения для аттестационной комиссии.
4.7.Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения сотрудника и его непосредственного руководителя о деятельности сотрудника.
В случае неявки сотрудника заседание аттестационной комиссии переносится. В случае повторной неявки сотрудника без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
4.8. Каждый сотрудник имеет право обжаловать результаты аттестации в 3-х дневный срок путем подачи служебной записки на имя генерального директора. Генеральный директор имеет право внести изменения в протокол аттестации.
5. Итоги аттестации
5.1. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
5.2.Решение об оценке профессиональных и личностных качеств сотрудника, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов сотрудник признается соответствующим занимаемой должности.
5.3.Проходящий аттестацию сотрудник, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.
5.4. Решение аттестационной комиссии могут быть установлены следующие оценки: аттестован с оценкой «отлично», аттестован с оценкой «хорошо», аттестован с оценкой «удовлетворительно» и «не аттестован». Решения аттестационной комиссии заносятся в протокол заседания аттестационной комиссии.
5.5. В случае решения об аттестации с оценкой «отлично» сотрудник имеет право на получение надбавки в размере 10-20% от заработной платы. Изменения оклада вводятся на основании приказа о результатах аттестации со следующего месяца после проведения аттестации и действительны до момента проведения следующей аттестации.
5.6. В случае решения об аттестации с оценкой «хорошо» сотруднику сохраняется его заработная плата, до момента проведения следующей аттестации или принятия иного решения членами Правления или Генеральным директором.
5.7.В случае решения об аттестации с оценкой «удовлетворительно» сотруднику предоставляется возможность перехода на другую должность в рамках компании с понижением оклада или при сохранении текущей должности уменьшается оклад на 10-201% и предоставляется возможность повторной аттестации через один месяц. В случае не прохождения повторной аттестации сотрудник подлежит увольнению.
5.8.В случае признания результатов работы сотрудника не удовлетворительными, сотрудник не аттестуется и подлежит увольнению.
5.9.Результаты аттестации оформляются в виде протокола по утвержденной форме.
5.10. По результатам проведения аттестации сотрудник может быть включен в резерв для выдвижения, может быть сформирована программа по обучению и повышению квалификации, увеличена или уменьшена заработная плата, решен вопрос о дальнейшей работе сотрудника в компании.
5.11. Результаты аттестации утверждаются приказом Генерального директора.
5.12. По результатам аттестации Генеральный директор проводит собеседование с руководителями департаментов; руководитель департамента проводит постаттестационное собеседование со своими сотрудниками. В ходе собеседования обсуждаются решения аттестационной комиссии, оговаривается дальнейший план развития и обучения сотрудника.
5.13. Результаты аттестации оформляются виде следующих документов:
· Общий отчет об аттестации;
· Изменения штатного расписания и размеров окладов, оформленные приказами;
· План обучения сотрудников на следующий год;
· Список кадрового резерва для выдвижения на менеджерские и руководящие позиции, план работы с кадровым резервом.
Унифицированная форма № Т- 1
Утверждена постановлением Госкомстата
России от 06. 04. 01 № 26
Приложение 2
Код
Форма по ОКУД
0301001
по ОКПО
наименование организации
(распоряжение)
о приеме работника на работу
Табельный номер
фамилия, имя, отчество
в
наименование структурного подразделени
наименование профессии (должности), разряд, класс (категория) квалификации
условия приема на работу, характер работы
с окладом (тарифной ставкой)
___________________ руб ___ коп
___________________ руб ___ коп
надбавкой
с испытательным сроком
месяцев
продолжение
–PAGE_BREAK–