Как лучше продать изобретение Или зачем маркетологу изобретатель, а изобретателю маркетолог? Г.Евсеев Питерским президентом научно-производственной фирмы ЗАО «Тепловые экологичные технологии» академиком Международной академии авторов научных открытий и изобретений, заслуженным изобретателем РСФСР, доктором технических наук, профессором Евсеевым Генадием Александровичем. Двадцатый век считается самым богатым на изобретения за всё время
существования цивилизации, и двадцать первый век врядли ему в этом уступит. Буквально каждый день появляются сотни новых изобреетений, однако лишь очень небольшая их часть получает в дальнейшем применение. Интересно, что одной из причин трудностей современных Кулибиных является отсутствие специалистов по маркетингу их научно-технических разработок. Западные руководители предприятий подчёркивают, что 80% своего времени разработчик или инженер должен
потратить на новую разработку, а 20% времени и средств на продвижение своего изобретения на рынок. В нашей же стране только приходит понимание того, что даже самое перспективное изобретение само по себе не является гарантом будущего успеха и эффективных продаж на рынке. В советское время наукоемкий сектор промышленности в основном был ориентирован на оборону страны, и потому большинство оригинальных технических решений были засекречены, а все права на результаты интеллектуальной
деятельности их создателей пренадлежали государству. Изобретатель же получал от государства лишь поощрительные премии на предприятии за получение авторского свидельства на изобретение (обратите внимание на название) или внедрение изобретения. Эти суммы были небольшие и не очень стимулировали изобретателя. Так например, при подаче документов на присвоение мне звания «заслуженный изобретатель
РСФСР» необходимо было показать объем полученных выплат, оказалось, что за все свои примерно 100 авторских свидетельств на изобретение, среди которых было много внедренных, я получил суммарное вознаграждение в размере стоимости автомобиля. А ведь среди этих изобретений были и связанные с созданием впервые в СССР самого мощного лазера. Положение изобретателей изменилось после 1991 года. Теперь фирма или сам автор являются владельцами изобретения (патента на изобретение).
Однако, теперь изобретателю или фирме, от которой подается изобретение приходится за все платить – а подачу заявки, экспертизу, выдачу патента на изобретение и за поддержание патента, чтобы на потерять авторских прав. Всё это моя фирма «Тепловые экологичные технологии» почувствовала на своей «шкуре», владея почти 10 лет потентами на изобретения, связанными с котлами для автономного отопления и горячего водоснабжения зданий, установкой пожаротушения горящих нефтянных и газовых скважен, устройством для
подавления детонационного стука в двигателях внутреннего сгорания автомобилей и мощных газодиномических лазеров. Из личных бесед с академиками нашей академии становится ясным, что до сих пор маркетинговые, PR –технологии и другие стороны бизнеса часто малознакомы и бролее того неинтересны изобретателям, уделяющим основное внимание научной стороне разработок и связанных с ними новым техническим решениям. Однако, коммерциализация, изобретения, внедрение новых технических решений и технологий в массовое
производство, в конечном счете, и является главным показателем успеха, изобретения. Вспомним хотя бы таких изобретателей как Нобнль и Эдисон. Очевидно, что современные изобретатели остро нуждаются в грамотных специалистах в области маркетинга, которые, учитывая научно-техническую специфику изобретения спланируют маркетинговую стратегию составят бизнес-план продвижения на рынок изобретения. По моему мнению не бывает людей, которые умеют одиннаково
хорошо изобретать и продавать свои «ноу хау» так как это разная специфика деятельности. Вместе с тем, неграмотный подход к осуществлению бизнес-плана по продвижению изобретения на рынок может свести на нет все старания изобретателя, в худшем случае им могут воспользоваться без участия автора, т.е. просто украсть. Более того, да сих пор в сознании потребителей изобретений существует старое «советское» отношение к изобретениям, когда изобретение не являлось интеллектуальным товаром, за который как за
всякий товар надо платить. Процедура патентования изобретения Когда изобретение создано, на него необходимо получить патент. Патент на изобретение это охранный документ; выдаваемый на изобретение и удостоверяющий исключительное право патентообладателя на использование патента на изобретение в течении срока действия (поддержания) патента. Продвижение изобретения па рынок Расходы на исследования и разработку изобретения, вплоть до
момента получения патента на изобретение, составляют в среднем лишь 5% всех затрат, необходимых для доведения его до коммерчески прибыльного продукта. Невозможно заниматься продвижением изобретения, не имея соответствующей финансовой основы. Рано или поздно перед изобретателем встает вопрос поиска источников финансирования. Поэтому, как я говорил ранее, поиск инвесторов и последующая работа с ними должны осуществлять специалисты,
обладающие не только высокой квалификацией в области маркетинга, но и разбираться в основных особенностях предложенного изобретателем технического решения и технико-экономических показателях целесообразности его использования. Так например, технико-экономическими показателями целесообразности использования разработанного моей фирмой и защищенного тремя патентами газового водогрейного котла ГУТ-100М являются: – сверхвысоким коэффициент полезного действия , определенный по
ГОСТ РФ до 107%; – чистота дымовых газов котла, удовлетворяющая международной экологической норме RАL-UZ 39 (Злак «Голубой ангел»); – низкая стоимость – в два раза меньше зарубежных аналогов котла. Специалисты по маркетингу должны выбрать формы сотрудничества с инвестором такие как – продажа патента на изобретение или лицензии на его использование; – совместное с инвестором патентование нового технического решения или его продажа инвестору; – организация совместного производства продукции по патенту; – получение
финансирования для производства продукции по патенту с целью – сов местной реализации. При этом специалисты по маркетингу должны юридически обезопасить изобретателя от недобросовестных партнеров, заключив договор, и котором будут оговорены все юридические, технические и финансовые нюансы, учитывающие полную или частичную потерю изобретателем контроля над изобретением в процессе его реализации. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketolog.
ru