Расширенное информационное сообщениеФакультет философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета8 – 9 июня 2007 года проводит общероссийскую конференцию«Какая философия науки нам нужна?»На конференции предполагается обсуждение как теоретических вопросов философии науки на современном этапе ее развития, так и прикладных аспектов, связанных с преподаванием соответствующих дисциплин в системе Высшей школы.Запланирована работа следующих секций и круглых столов(с указанием ключевых проблем, предлагаемых для обсуждения):Идея науки в философской традицииВозможно ли собственно философское понятие науки (в отличие от его аналога в позитивных науках)?Является ли вопрос о критериях научности философским вопросом? Имеет ли философское значение методология науки или она является технической дисциплиной в рамках самих позитивных наук?Является ли философия науки специфической философской дисциплиной или же она представляет собой раздел более общей дисциплины?Есть ли у науки собственный способ бытия? Какие способы философского постижения науки в истории философии могут служить ориентиром для современного осмысления проблемы научности?История науки: философское осмыслениеКакая история науки нужна философам? Какая философия науки нужна историкам?Социальная и когнитивная история науки: поиски взаимодействия.История науки в системе контекстов.Научная идея: выражение и восприятиеПроблема развития научной идеи в рамках одной или нескольких парадигм.Формы и способы восприятия и передачи научной идеи субъектами научно-теоретической коммуникации. Влияние способа выражения идеи на адекватное восприятие и предметную соотнесенность смысла этой идеи. Текст как форма выражения научной идеи. Традиции и нормы, ограничивающие способы устного выражения научной идеи.Социально-антропологические аспекты наукиАнтропология науки как философская проблема.Науковедение и социальная антропология науки.Новоевропейский ученый как антропологический тип.Наука и здоровье ученого. Гендерные и геронтологические проблемы в новоевропейской науке. Властная институционализация науки в обществе. История и философия техникиОсновы философского понимания мира техники; взаимосвязь философии техники с общенаучным знанием.Значение истории техники для формирования научного мировоззрения, исторического способа мышления специалистов, для выявления тенденций и перспектив развития современной техники, выявления и использования исторического опыта организации технических исследований и инженерных разработок и творческих научно-технических коллективов.Место истории техники в системе наук; историко-технические исследования, техноведение и технознание.Методологические проблемы историко-технических исследований.Вопросы онтологии, антропологии и социологии техники.Содержание и противоречия техногенной цивилизации. На пути к информационной цивилизации: проблемы и перспективы.Философские вопросы естествознанияОпосредующая роль «научной картины мира» в соотношении между философией и научной теорией.Взаимодополнительность телеологии и причинности в науках о Вселенной.Инструменталистское и реалистическое истолкование естественнонаучного знания.Естественнонаучное познание как «форма жизни».Герменевтика и гуманизация естествознания.Возможна ли физика без метафизики?Физика как раздел традиционной метафизики (деление метафизики на metaphysica generalis и metaphysica specialis). Кантовское обоснование философии науки.Соотношение физики как предмета философии с философскими вопросами физиков.Философские вопросы социальных и гуманитарных наукСпецифика социально-экономического познания.Предметная и методологическая специфика социально-гуманитарного познания.Социальные и гуманитарные науки как основа междисциплинарности.Социальная философия и социология. Методологическая коммуникация.Социальный контекст научных исследований.Социальные и гуманитарные науки и современный идеал рациональности.Феноменология и философия наукиФилософия как строгая наука? Возможности и притязания философии сегодня.Возможна ли феноменология сегодня? Возможна ли нефеноменологическая философия?Феномен и предмет: научное знание в феноменологической перспективе. Феноменологические идеи и стратегии в современной философии науки.Интерсубъективные основания научной коммуникации.Проблема мотивации в феноменологической модели философии науки.Герменевтика и прагматика в гуманитарном знании.Методологические проблемы научного познанияПроблема универсальности метода научного познания.Опыт и метод.Философия как методология науки?Конфликт интерпретаций и единство метода.Логика и методология.Идеалы, нормы и ценности научного познания: сциентизм versus антисциентизмИсторичность научной нормы.Ценностные ориентации современной науки.Свобода от оценочных суждений?Наука как идеология.Научные и вненаучные идеалы познания.Проблема ценностей научного познания в контексте современного типа научной рациональности.Методика преподавания «истории и философии науки» Целесообразность и формы использования историко-научного материала в курсе по философии науки.Значение философско-научных концепций в изучении историко-научного материала.Методики «подведения» материала научной дисциплины и конкретных научных результатов под философские обобщения.Роль периодических изданий по философским наукам в системе университетского образованияСтатус периодического издания в качестве учебного.Периодическое издание как форма научной коммуникации. Как возможна научная дискуссия в периодике в современной России?Проблема критериев научности публикаций в периодических изданиях.К вопросу о проблемах ответственности редактора.Философия науки и история науки: тождество или различие?На этом круглом столе предполагается обсудить различие предметных сфер и подходов философии науки и истории науки, в также проблемы их возможной или необходимой взаимодополнительности. ^ Естественнонаучное знание versus гуманитарное знаниеНа этом круглом столе предполагается обсудить актуальные проблемы возможного объединения наук в единой системе знания, а также проблемы междисциплинарности в условиях предметной и методологической дифференциации наук. ^ Философия науки в отечественной культуре XIX-XX вв.Представление о периферийности русской философии самодавлеет над умами многих преподавателей философии. Однако незнание исторических корней национального самосознания, каковым в культуре выступает философская рефлексия, перекрывает историческую перспективу социального субъекта. Более обоснованной и конструктивной предстает та позиция, в соответствии с которой все наше развитие подготовило нас к рубежу 18-19 вв. к занятиям философией и наукой. Отечественные мыслители 19-20 вв. наравне с западно-европейскими разрабатывали философско-методологические основания перехода от классической науки к современной. ^ Этика наукиКафедра этики факультета философии и политологии СПбГУ предлагает обсудить этический кодекс ученого. С этой целью предлагаем высказать свое мнение по следующим тезисам:Какова роль науки и научного сообщества в современном обществе.В чем состоят обязанности ученого перед обществом.Каковы обязанности ученого перед наукой.В чем для Вас состоит профессиональный долг.Ограничивают ли перечисленные обязанности свободу научного творчества.Существуют ли нравственные запреты в научной деятельности (перечислите их).Как соотносятся корпоративные и нравственные ценности в научном сообществе.Образование и наука: единство или противоречие.«Коммерциализация науки»: за или против.В каких понятиях для Вас раскрывается нравственный идеал современного ученого.Просьба прислать Ваши суждения по вышеуказанным тезисам или предложения по созданию кодекса до 1 июня 2007 на адрес: [email protected]Какая философия науки «нам» нужна? О философии науки глазами студентов и аспирантовПриглашаем к участию всех студентов и аспирантов. Предлагается высказаться о методических проблемах организации курса «философия и история науки» в аспирантуре и о философии в повышении теоретического уровня будущего ученого и в решении методологических вопросов научных исследований. Также предлагается обсудить видение студентами и аспирантами судьбы и задач философии науки.По результатам работы конференции планируется издание наиболее значимых (расширенных и переработанных до научных и научно-педагогических статей) докладов участников научного форума. Организационный взнос за участие в конференции не взимается. Желающих принять участие в конференции просим заполнить регистрационную форму, а также (в случае намерения выступить с докладом) добавить аннотацию предполагаемого выступления объемом до 2000 знаков. После рассмотрения Вашей заявки Оргкомитет вышлет именное приглашение для участия в мероприятии. Заявки на участие в конференции принимаются до 14 мая 2007 года включительно. Координаты рабочей группы Оргкомитета конференции: Почтовый адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Кафедра философии науки Факультета философии и политологии СПбГУ (с пометкой «Конференция по философии науки»). Телефоны: (812) 3289430 (добавочный номер 116, кафедра философии науки, Тамара Михайловна Кравченко или Лада Владимировна Шиповалова);(812) 3289440 (добавочный номер 105, научный отдел, Анастасия Сергеевна Козырева или Данил Николаевич Разеев). Эл. адрес: [email protected] ^ Регистрационная форма участника конференции«Какая философия науки нам нужна?»(8-9 июня 2007 года, Санкт-Петербург) Фамилия, имя, отчество Место работы Должность Уч. степень (если имеется) В какой из секций или круглых столов Вы хотели бы принять участие? Планируете ли Вы сделать доклад (если Да, то обозначьте тему)? Ваши координаты Адрес электронной почты Нуждаетесь ли Вы в гостинице (ориентировочная стоимость одного места в университетской гостинице составляет от 390 до 425 рублей в сутки; количество мест ограничено)? Желаете ли Вы принять участие в экскурсионной программе по Санкт-Петербургу 10 июня 2007 года (возможность проведения экскурсии уточняется и будет зависеть от количества желающих, ориентировочная стоимость экскурсии 200 руб.)? Есть ли у Вас пожелания относительно организации работы конференции? Краткая аннотация предполагаемого выступления (если Вы желаете не только участвовать, но и выступить с докладом; размер аннотации не более 2000 знаков)
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…