Кальций оксид и гидроксид, их свойства и применение

Урок № 57 Кальций оксид и гидроксид, их свойства и применение. Цель: Углубить и расширить знания о свойствах и применении кальций оксида и гидроксида Тип урока: Усвоение умений и навыков Основные методы и формы проведения урока: Беседа, игра-соревнование, демонстрация опытов, работа в группах, работа с книгой, выполнение деференцированных заданий, взаимоконтроль, самоконтроль. Ход урока I.

Организационный момент II. Сообщение темы, целей и задач урока III. Мотивация целей На прошлом уроке мы изучили свойства кальция. Какие соединения образует кальций? Какие из этих соединений наиболее важные и имеют широкое применение в народном хозяйстве? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы. А тем как применение зависит от свойств, то мы будем изучать свойства соединения кальция , его оксида

и гидроксидов. IV. Актуализация опорных знаний 1. Интерактивная технология “Микрофон”  Какую валентность и степень окисления имеет кальций в соединениях?  При каких условиях кальций окисляется кислородом и что при этом образуется?  Техническое название оксида кальция?  Какие вещества образуются при взаимодействии кальция с водой?  Что представляет собой оксид и гидроксид кальция?

За правильный ответ ученик получает один балл 2. Игровые моменты Найдите ошибку 1S22S22P63S23P2 III период, II группа, главная подгруппа 1S22S22P63S23P64S2 VI период, II группа, главная подгруппа 1S22S22P63S2 III период, II группа, главная подгруппа “Крестики – нолики” Соединить прямой линей формулы оксидов CaO SiO2 P2O5

Na2O CO2 Al2O3 BaO NO2 ZnO Соединить прямой линей формулы щелочей Mg(OH)2 NaO Al(OH)3 KOH Ba(OH)2 H2CrO4 Cu(OH)2 Ca(OH)2 LiOH “Кто быстрей” Осуществить превращения, назвать вещества: Игра проходит между двумя группами учащихся из 5 человек. За каждое правильное уравнение 1 балл. Каждый участник должен написать одно уравнение.
Побеждает та команда, которая записала правильно все уравнения реакций. Химический диктант Закончить предложения: 1) Реакция с выделением тепла называется… 2) Основным оксидам соответствуют… 3) Щелочи – это… 4) Цвет фенолфталеина в растворе щелочи… 5) На воздухе негашеная известь поглощает… 6) Реакция основания с кислотой называется… V. Изучение новой темы 1.

Организация восприятия и понимания новой информации Учитель зачитывает отрывок из романа Л. Буссенара “Похитители бриллиантов”, где описывается взрыв в пещере рудничного газа, в результате чего погибают бандиты: “Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в горящую печь по обжигу известняка.

Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…, и получилось именно то, что называют негашеной известью. Осталось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеный извести. Она разбухла, стала непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению

к пропасти. Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями” Какие процессы произошли в пещере в результате взрыва газа СН4 и последующего ливня? Записать уравнение реакций. За выполнение задания – 2 балла. По желанию один ученик пишет уравнения на доске 2. Демонстрация опыта: взаимодействие негашеной извести с водой

Учащимся предлагается ответить на вопросы:  Почему происходит бурная реакция?  Какое вещество образуется?  Как определить характер этого вещества? 3. Самостоятельная работа 1) Зная, что СаО и Са(ОН)2 обладают основными свойствами, написать соответствующие уравнения реакций 2) Работа с книгой Ответить на вопросы: а) Чем отличается известковое молоко от известковой воды? б)
Где применяются гашеная и негашеная известь? После выполнения ответы озвучивают, учащимся предлагается осуществить самоконтроль (за правильный ответ – 1 балл) VI. Закрепление изученного материала. 1) Учащиеся делают выводы относительно нового изученного материала. 2) Самостоятельная работа Средний уровень: 1) Осуществить преобразования: Ca → CaO → → CaCO3 →

CO2 2) При обжиге известняка массой 2,2 г получили 1,12 г кальций оксида. Определить массовую долю кальций карбоната в известняке. Достаточный уровень: 1) Осуществить преобразования: CaO → Ca3(PO4)2 → H3PO4 Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → NaNO3 2) Известняк массой 1,5 кг с массовой долей кальций карбоната 90% прокалили

в печи. К твердому остатку добавили избыток воды. Какая масса кальций гидроксида находится в полученном растворе? Высокий уровень: 1) Записать цепочку преобразований и составить соответствующее уравнения реакций по следующей схеме: металл → основной оксид → щелочь → соль → кислотный оксид → кислота 2) Массовая доля кальций карбоната в извести составляют 90%. Какую массу известняка нужно взять для получения гашеной извести массой 20 кг?

VII. Домашние задание:  Изучит параграф 34  Выполнить упражнение 207 (достаточный уровень)  Решить задачу 211 (высокий уровень) VIII. Подведение итогов  Учитель вместе с учащимися выставляет оценки. В течении урока за правильные ответы выдались жетоны (“1 балл”)  Ученики дают оценку уроку, высказывают свое мнение.

Артемова Н.Г. учитель химик высшей категории ОШ №57 г. Донецка