Кампанелла
Томмазо
Кампанелла
(Campanella) Томмазо (1568-1639), итальянский философ, поэт, политический
деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В ‘Философии,
доказанной ощущениями’ защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно
обвинялся в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского
владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки
сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. ‘Город солнца’
– произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках
всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся
отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей,
общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и
просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.
Родился в семье
сапожника. В 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный
схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с
натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате
‘Философия, доказанная ощущениями’ (1591). Спасаясь от гонений орденских
властей, бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в
ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь,
а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в
результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как
политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное
заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал
многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии,
медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия
‘Город Солнца’ 1623), ‘Монархия Мессии’ (1633), ‘Метафизика’ 1638),
‘Побежденный атеизм’ (1631), ‘Апология Галилея’ (1622)
В 1626
Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавило его от
инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и
астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить
освобождение. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его
выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала
Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты
с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от
испанского гнета.
Современник
основателей философии и науки нового времени – Кеплера и Галилея, Бэкона и
Декарта – сам Кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего
Возрождения. Человек необычайной одаренности и разносторонних интересов,
Кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному
синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а
также программу вселенского общественного и политического переустройства.
Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах
Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества
человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной
природой. В своей антропологии Кампанелла подхватывает темы и мотивы,
свойственные ранним гуманистам, прежде всего Петрарке и Манетти.
Сочинения:
Город Солнца.
М., 1954.
Метафизика //
Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция.
М., 1996. С.
323-333.
Tutte le opere. Milano, 1954.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://istina.rin.ru/