"каратэ-до гайсетсу: контуры каратэ-до" тёдзюн мияги (23 марта 1934) Предисловие переводчика на русский язык

“КАРАТЭ-ДО ГАЙСЕТСУ: контуры каратэ-до” ТЁДЗЮН МИЯГИ (23 МАРТА 1934) Предисловие переводчика на русский языкОзнакомившись с уникальным документом сенсея Мияги в переводе Патрика Маккарти, я решил, что российскому читателю необходимо узнать больше об убеждениях этого мастера Будо. Немалую роль в принятии этого решения сыграла та ситуация, что стиль Годзю-рю достаточно популярен в нашей стране, а имя его основателя знает даже не каждый занимающийся в секции данного направления. Кроме того, кропотливая работа г-на Маккарти по разбору подлинной рукописи и подробные комментарии и вступления делают эту работу важной для любого, интересующегося как происхождение японского Будо, так и его местом в современном мире. В связи с этим все комментарии переводчика на английский язык и ссылки на мнения его учителей и консультантов сохранены в максимально полном объеме. Всё это вместе составляет интереснейший документ с аналитическим и очень тщательным подходом к описываемому предмету. Мнение Тёдзюна Мияги особенно необходимо обнародовать сейчас, когда во всем мире идет явное сползание к коммерциализации каратэ-до, явное “оспортивливание” техники и стирание стилевых и традиционных признаков с целью поплескаться в олимпийском финансовом потоке. Всё это грозит деградацией, которую в течение буквального одного поколения пережило, став олимпийским, дзюдо и потерей, возможно невосполнимой, опыта и традиций. Заранее прошу извинения за возможные нарушения в написании имен собственных, что практически неминуемо при двойном переводе.^ Леонид Васильев Посвящение П. МаккартиЭта скромная работа посвящена всем энтузиастам, стремящимся добиться не немедленных результатов в физическом обучении, а преодолеть барьеры, поставленные эго, путем неустанного постижения каратэ-до.БлагодарностьЯ хотел бы принести глубочайшую благодарность Кониши Такехиро (Konishi Takehiro) наставнику Рюобукай, который предоставил мне доступ к исходному документу Мастера Мияги, рукописный экземпляр которой первоначально принадлежал его отцу Кониши Ясухиро (Konishi Yasuhiro) – для этой публикации. Я также хотел бы принести мою самую искреннюю благодарность семейству Мияги в Окинаве за их разрешение перевести и издать эту историческую работу на английском языке. Я также хотел бы поблагодарить старшего окинавского Мастера и уважаемого историка Кинджо Хироши, кто бескорыстно служил как специальный консультант в интерпретации старого и очень трудного стиля письма (начертания иероглифов), используемого Мияги Тёдзюном и его замечания в процессе перевода. Я должен также благодарить моего хорошего друга и коллегу, сенсея Хокаму Тецухиро, автора, преподавателя и Мастера каратэ, а также хранителя единственного музея Окинавы, посвященного Рюкюйскому боевому наследию. Его бесконечная поддержка и дружба продолжают быть неизменным руководством к моему непрекращающемуся исследованию. Наконец, я должен выразить признательность моей прекрасной жене Юрико, без чьей помощи и терпения, этот перевод просто был бы невозможен. Я глубоко благодарен всем,Патрик МаккартиПредисловиеКак сын Мияги Тёдзюна, я едва могу сказать, с каким большим удовольствием вижу “Каратэ-до Гайсетсу: контуры каратэ”, написанные моим отцом в 1934 году и опубликованные на английском языке Патриком Маккарти и Международным Обществом Исследования Рюкюйского Каратэ.Встретившись в первый раз с г. Маккарти на Окинаве, я был глубоко тронут его характером и подлинным беспокойством о том, чтобы точно написать хронику исконного боевого наследия нашего народа. Я действительно надеюсь, что он может представить работу моего отца, и ее ценность, как руководства по каратэ, энтузиастам во всем мире.Хотя много времени миновало с тех пор как Сендай (Мияги Тёдзюн) упокоился, сияние его духа живо и озаряет его наследие. Мой отец полностью посвятил свою жизнь изучению каратэ, и только глубокая убежденность, неизмеримое терпение и постоянное совершенствование дали ему возможность постигнуть самые глубокие тайны.Уважаемым как видный представитель каратэ и основатель уникальной традиции, мой отец упоминается все же гораздо реже, чем термин “Годзю-рю”. Я глубоко благодарен всему тем кто, поддержали исследования моего отца в прошлом, и будет продолжать это делать в будущем.Мой отец глубоко любил свою семью. Он был строгий, но добрый человек, который до дня своей смерти бескорыстно отдавал себя своим десятерым детям, друзьям и студентам. Я искренне надеюсь, что материал, переданный в этом документе, приведет Вас ближе к пониманию Пути каратэ, и знаний человека, которого все мы так сильно любили и уважали.Мияги Кен, Наха, ОкинаваПредисловиеОсновывая Рюобукан в 1920, мой отец был уже хорошо известен в сообществе приверженцев кендо и дзю-дзюцу, когда ему впервые пришла идея изучать каратэ. Впечатленный демонстрацией ката “Кусанкун” выполненного окинавцем по имени Арагаки Сунешиге в кендо-клубе моего отца в Университете Кейо, мой отец начал изучать Тути (тодэ) прежде, чем оно было представлено собственно Японии.Учась непосредственно под руководством Гитина Фунакоши, Мотобу Чоки, Мабуни Кенва и Тёдзюна Мияги в течение Золотой Эры, мой отец понял, что Рюкийское каратэ-до-дзюцу, по сравнению с дзюдо и кендо, было еще не полной формой Будо. С тех пор стремление поднять каратэ к уровню японского Будо стало его мечтой и призванием всей его жизниЧеловек большого кругозора, предвидевший будущее величие каратэ, Сенсей Тёдзюн Мияги был проникнут глубоким уважение к духу Будо. Человек невероятного убеждения, Мияги Сенсей утверждал, что “окончательной целью каратэ должно был построение характера, победа над человеческим страданием и поиски духовной свободы “. Эту философию мой отец с энтузиазмом разделял.Этот документ, собственноручно написанный Мастером Мияги, более полувека пролежал в личной библиотеке моего отца. Но и сейчас, он имеет такую же большую ценность, как и тогда, и дает возможность более глубокого понимания этого замечательного человека.Я был восхищен, что г-н Патрик Маккарти вдохновился перевести первоначальное исследование Мастера Мияги. Г-н П. Маккарти – директор Международного общества исследования Рюкюйского каратэ и имеет значительную подготовку и в классических и в современных боевых традициях. Проживание здесь, в Японии, много лет, г. Маккарти глубоко предан исследованию развития и духовной ценности Будо. Я глубоко увлечен его характером и энтузиазмом, и искренне надеюсь, что его усилия будут встречены с заслуженным вниманием.Кониши (Такехиро) ЯсухироРюобукай Хомбу, Токио ТУТИ или ТОДЭ – буквально: китайская рука (тэ) или китайский бокс, предшественник каратэ. Термин является окинавским произношением тех самых иероглифов, которые первоначально образовывали название каратэ (до замены Гитином Фунакоси иероглифа “кара” – “китайский”, на одинаково звучащий иероглиф со значением “пустой”). ПредставлениеДревние китайские принципы самообороны, занесенные в Королевство Рюкю через пролив, отделявший островное государство от территории Поднебесной империи, жестоким образом преследовались, поскольку были средствами осуществления гражданских прав низшими кастами феодального общества. Особенно это выразилось после короля Сё Сина основавшего феодальное государство в конце 1507 г.. Сложившись в результате контактов с другими, иностранными, культурами и под радикальным воздействием политического притеснения, эти принципы самообороны (мало чем отличающиеся от любой другой феодальной боевой дисциплины) были энергично взращены под непробиваемым ритуалом тайны. Постепенно, под влиянием древних таможенных правил и глубокого религиозного убеждения, местное развернутое движение, в конечном счете послужило платформой, на которой установилась новая и современная традиция. Изменяющееся под влиянием конкуренции и затем распространенное через коммерческую эксплуатацию, внутреннее наследство самообороны Окинавы является многообразным микромиром, многими способами отражающим загадочное развитие. Правитель королевства Рюкю Сё Син правил с 1477 по 1526 год. Он ликвидировал феодальную раздробленность и основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства. В 1507 г. он собрал всех феодальных князей в Сюри. Тогда же был наложен запрет на ношение мечей и владение большим количеством оружия. ^ Портрет Кониши ЯсухироКониши Сенсей (1893-1983), основатель направления Синдо Джинен-рю каратэ-до-дзюцу. Он стал основоположником этой дисциплины в то время, когда каратэ-до только представилось Японским островам. Обучавшийся под непосредственным руководством Гитина Фунакоши (1868 – 1957, Мотобу Чоки (1871 – 1944) Мияги Тёдзюна ( 1888 – 1953) и Мабуни Кенва (1889 – 1952), Кониши Сенсей был также видным преподавателем кендо, экспертом дзю-дзюцу и человеком значительного богатства и положения. Он наслаждался близкой дружбой с Кудзита (Фудзита) Сейко (1899-1966) – четырнадцатым патриархом школы Кога-рю ниндзюцу, ему также оказывали уважение Тайра Шинкен(1897-1970) и несметное число других выдающихся представителей Будо, включая почтенного Уэсиба Морихеи (1883-1969), основателя айкидо.Прагматические взгляды Кониши имели глубокий смысл, затрагивающий рост и направление развития современного каратэ. И вместе с его коллегой и другом Оцука Хиронори (Ohtsuka Hironori) (1892-1982)- – основателем Вадо-рю дзю-дзюцу-кемпо – Кониши Ясухиро остается одним из основных архитекторов современного каратэ.Кониши Сенсей полагал,что сущность каратэ-до это “никогда не побеждать или быть побежденным”. Он считал, что саморазвитие через каратэ-до дает возможным сделать первый шаг за пределы связанного разума. Он часто говорил: “Каратэ-до строит характер, улучшает человеческое поведение и выращивает скромность. Но, в то же время, не гарантирует этого”.Написав непосредственно множество книг по каратэ-до, Мастер Кониши был неизменно посвящен исследованию окончательной ценности боевых традиций. В дополнение к обширному вкладу, который Кониши-сенсей сделал в развитие современного каратэ-до, его замечательное собрание письменных материалов и уникальных фотографий, бесспорно, раскрывают тот путь, который прошел этот замечательный человек, чтобы углубить своё понимание такого явления, как каратэ-до. ^ Портрет Мияги ТёдзюнаМного было написано о Мияги Тёдзюне лично и ещё больше известно о его доктринах обучения через обширное наследство этого большого учителя, оставшееся после него. Всё же в стремлении получить более глубокое понимание этого человека и его личных убеждений, мы находим небольшое свидетельство, написанное Сенсеем Мияги непосредственно. Следовательно, именно в беспрецедентном открытии этого документа мы теперь способны далее раскрыть убеждения Мияги Тёдзюна, одного из наиболее выдающихся деятелей современного каратэ-до.Датированный двадцать третьего марта 1934, этот рукописный документ был назван сорока шестилетним Мияги “КАРАТЭ-ДО ГАЙСЕТСУ” (“Контуры каратэ-до (китайской руки)”). Составляя его непосредственно перед поездкой на Гавайи в апреле 1934 г., сенсей Мияги написал эту схему в стремлении представить каратэ-до и обеспечить объяснение его истории, философии и применения. Не менее интересно наблюдать, что сенсей Мияги при написании термина “каратэ-до” всё ещё использовал иероглиф со значением “китайский” вместо современной идеограммы со значением “пустой”.^ Иероглиф “кара” из термина “каратэ-до”В термин “каратэ-до” включена идеограмма, которая может быть произнесена одинокого верно и как “ту” и как “кара”. Вплоть до Второй Мировой войны окинавские мастера каратэ вообще относились к каратэ как к ТУТИ. Впервые использованный в публикации 1905 г. “КАРАТЭ-ДО КУМИТЭ” мастером Ханаширо Сомо (Hanashiro Chomo) этот уникальный иероглиф характеризовал плебейское искусство самообороны, не использующее ничего, кроме пустых рук, для преодоления противника.Официально представленное японской метрополии во время периода Тайшо (1912- 1926 гг.), в эру возрастающей милитаризации, современное каратэ-до было изменено по образу и подобию кендо и дзюдо. Подобно другим традиционным боевым дисциплинам, каратэ-до прибыло, чтобы служить культурным средством сплочения общества. Также новая приставка “кара” в значении “пустой” ( т.е. пустые руки) позволяла претендовать на более высокий духовный смысл в соответствии с древними буддискими доктринами, духовную эмансипацию и понимание мира, как и суффикс “-до”. Таким образом новая идеограмма объявляла, что плебейская дисциплина Окинавы каратэ-до-дзюцу превзошла физические пределы обычного зверства и стала современным БУДО после того, как вовлекла рядового японца. Подобно другим японским культурным дисциплинам, каратэ-до стало еще одним средством, через которое направлялись милитаристкие принципы. Следовательно, нововведение термина “каратэ-до” (Путь каратэ) следовало за термином “ТУТИ-дзюцу” (искусство ТУТИ) или каратэ-до-дзюцу.В то время как новый термин “каратэ-до”, использующий два новых иероглифа (кара и до), официально не был признан на Окинаве до 1936 г., он был ратифицирован Всеяпонским советом боевых искусств (Dai Nippon Butoku-kai) в течение декабря 1933, когда каратэ-до, было наконец признано, как современное Японское Будо.^ КАРАТЭ-ДО ГАЙСЕТСУ: контуры рюкюйского каратэ-доЦели каратэ часто неправильно истолковываются теми, кто наблюдает демонстрации разбивания досок и кирпичей. Это не каратэ. Во времена мира каратэ-до должно преследовать неагрессивные цели, вроде тренировки сознания. Однако во времена беззакония можно использовать собственное тело чтобы нанести поражение противнику.Весьма трудно поместить в слова цель или истинное значение “ДО”. Подобно другим формам Будо, его самое глубокое значение находится за пределами написанных слов, его сущность не вмещает простое словесное описание. Следующие наброски представляют одни из путей, охватывающих каратэ-до.^ Происхождение каратэ-доИменно в Китайском кемпо (цюань-фа) мы обнаруживаем источник, из которого исходило каратэ-до. Однако фактическое происхождение китайского кемпо остается неясным, так как сохранилось очень немного исторических документов о его развитии. Одна теория предлагает, что кемпо неотъемлемо развилось рядом с человечеством на Ближнем Востоке или в Турции с древнейших времен, и затем пришло в Индию и Китай. Другая теория описывает появление кемпо пять тысяч лет назад в Китае, во времена Желтого Императора.Мы можем только констатировать, что такая потребность культивировать защитные способности следовала из враждебности, которая свойственна человеческой природе.Отражая этот инстинктивный характер, наиболее древние методы китайского кемпо были изначально основаны на движениях борющихся птиц и животных. Следовательно, названия индивидуальных методов борьбы отразили источник, от которого они поднимались. Простые примеры: образы тигра, льва, обезьяны, собаки.Отличительные характеристики, основанные на географическом, климатическом, и социальном различии, вызвали разделение китайского кемпо на две фракции. Известные как северные и южные школы, они были далее разделены на внутренние и внешние системы.Внутренние системы подчеркнули мягкость и гибкость. Их защитные методы были основаны на уклончивой тактике, и были представлены Уданским цюань-фа. Внешние стили главным образом подчеркнули технику, основанную на физической силе, и были более удовлетворительны для мускулистых людей. Жесткие или внешние школы прослеживают своё происхождение к храму Шаолинь, расположенному в области Хэнань Китая.Позже, во времена династии Тан (618-907) и династии Сун (960-1279), множество героев воинских искусств преуспели в обеспечении известности народным традициям борьбы, поскольку они возвысились до выдающегося положения в Китае. И все же нам остается немного достоверной исторической документации, свидетельствующей о появления китайского кемпо в пределах Архипелага Рюкю. Скорее, существует несметное количество гипотез. Однако, есть три главных теории, описывающих появление кемпо в пределах Рюкю. Первая – теория тридцати шести семейств Кунинды; вторая – феномен “Oshima Hikki”; и третья – то, что китаец, носитель боевых традиций, был депортирован в Королевство Рюкю когда-нибудь после периода Кейчо. ^ Три гипотезы1. КуниндаВ 1372 г., приблизительно четырьмя годами после того, монгольская династия была повержена мощным натиском империи Мин(1368-1644), Император Чжу Юань Занг послал специальную делегацию в Чузан (наиболее мощное из трех конкурирующих княжеств Окинавы) стремясь заключить связь между этими двумя культурами.В 1392, на двадцать пятом году правления Императора Чжу Юань Занга, король Чузана Сатто (1350-1395) ратифицировал связь с Китаем и одобрил планы строительства китайской миссии, которая была размещена в районе Кунинда области Нахи (современная деревня Куме). Это культурное явление стало известным как теория тридцать шести семейства. Среди персонала, включающего политических советников, учителей и технических специалистов, были знатоки цюань-фа, особенно среди охраны, обеспечивающей безопасность миссии.^ 2. “Осима Хикки”В 1762 г., окинавское судно, следовавшее в Сацуму, было отнесено штормом на территорию княжества Тоса (ныне префектура Коти, Сикоку, Япония). Отвечая за регистрацию документов пассажиров и команды, конфуцианский ученый по имени Тобэ Рёэн (Tobe Ryoen) исполнял поручение бакуфу (военного правительства). На борту было важное рюкюйское должностное лицо по имени Сиохира Пекхин (Shiohira Pechin), который и обеспечил перевес в пользу гипотезы о китайце, привезшем боевые традиции в Рюкюйское королевство.Изданные в трех томах хроники Тобэ, “Осима Хикки”, впервые упоминают в ходе диалога автора с Сиохира Пекхином имя Кусанкун, как эксперта в кемпо. По сведениям Сиохира Пекхина, Кусанкун прибыл в королевство Рюкю вместе с некоторыми из его учеников, и упомянут как представитель кемпо под названием кумиай-дзюцу (альтернативные источники предполагают, что он прибыл на Окинаву вместе с королем Саппоши, коронованным под именем Чжуан Куи в 1756 г.). Хотя и несколько ограниченная, гипотеза “Осима Хикки”, кажется наиболее надежным документальным свидетельством относительно кемпо в Рюкюйском королевстве. Российского читателя, желающего ознакомиться с этой темой более подробно, отсылаю к статье А. Горбылева “Загадка мастера “КУСЯНКУ”-” ( “Додзё” ¦ 2/2000). Кстати, выясняется что Сиохира Пекхин является потомком одной из тех “36 семей”.^ 3. Оккупация Сацума Возможно, что ТУТИ было импортировано или искусственно взращено после 14 года Кейчо (1609 г., четырнадцатый год правления Императора Кейчо), когда клан Сацума захватил Рюкюйское королевство и запретил владение оружием. Однако теория, что кемпо было представлено намного раньше 1609 г. и затем энергично развивалось – гораздо более надежная гипотеза.Существуют и другие, менее популярные теории, помимо этих трёх гипотез. Однако их правдоподобие и подлинность доказательств находятся в соответствии с мнением авторов. Несмотря на это, нет сомнения в том, что каратэ-до на Окинаве энергично преследовалось от давних дней вплоть до настоящего времени.^ Каратэ-до в прошломПроисхождение термина ТУТИ (Toudi) в пределах Архипелага Рюкю также остается неясным. Однако изучение указало бы, что это – недавнее событие. В древние дни Тути бы просто относился к ТИ или ТЭ ( собирательный термин, описывающий те гражданские традиции борьбы, которые были принесены на Рюкю с материкового Китая). В те дни, когда ТУТИ (то есть тэ) скрывался под покровом тайны, Ката изучали только самые лучшие студенты. Мастера, неудачливые в подготовке учеников, были не способны передать уникальную традицию (значение ката), известную только им. Впоследствии, эта традиция терялась со смертью мастера. Многие традиции, как думают, и исчезли благодаря этой бескомпромиссной древней позиции.С середины периода Мейдзи (1868-1912), после того, как Япония сбросила ограничения феодализма, непроницаемый ритуал тайны оказался снят, и каратэ-до стало доступным растущему общественному интересу. В результате, многие местные эксперты подготовились, чтобы встретить изменившиеся времена, поскольку каратэ-до стало приниматься широкой общественностью.^ Примечание переводчикаХотя Сенсей Мияги фактически не разъясняет этого подробно, Киндзё-сенсей считает, что приставка ТУ (tou) приложенная к собирательному термину ТИ была принятым термином в местном масштабе. Прилагая идеограмму ТУ – “старый путь” к собирательному (общему) знаку ТИ (в значение китайского кемпо), люди Окинавы нашли уникальный путь дифференциации местных окинавских искусств (Окинава-тэ) от таковых чисто китайского происхождения. Киндзё сенсей заявил, что термин наиболее вероятно стал распространенным в течение периода Мэйдзи, когда различные виды ТИ открыто сравнивались и обсуждались. В этого времени ТУТИ приобрело выдающееся положение и стало признанным путем приобретения здоровья и моральной дисциплины. Включение ТУТИ в школьную систему Окинавы только подтверждало его принятие и признание его полезности японскому обществу.Каратэ-до в школьной системеВ апреле 1902 г. (34 года Мейдзи), каратэ-до стало частью физических образовательных учебных планов в Шури Джинджо Шо Гакко (старое название для Первой средней школы префектуры Окинава).Это был первый камень в фундамент группового (массового) обучения. Позже, в течение апреля 1906 г. (38 год Мейдзи), три каратэ-до букатсу (межшкольных клубов каратэ) были созданы в Окинаве – в Первой средней школе префектуры Окинава, в Нахе Шурицу Шииогио Гакко (Коммерческой школе города Наха), и в Окинава Шихан Гакко (Колледже Преподавателей Окинавы). После учреждения и роста популярности этих межшкольных клубов, вскоре были сформированы другие.К 1922 г. (11 год Тайсё) каратэ-до преподавалось в Полицейской Академии префектуры Окинавы. Там же в 1933 г. каратэ-до, подобно дзюкендо (Пути штыка) стал частью учебных планов.В марте 15 года Тайсё (1926 г.), Окинавский клуб каратэ-до был формально установлен. 21 ноября 5 года Шова (1930 г.) был создан Институт спорта префектуры Окинава, который также имел свой собственный клуб каратэ-до. Это основные клубы каратэ-до того времени. С 23 года Тайсё (1924 г.), клубы каратэ-до стали появляться и вне Окинавы.В районе Токио были сформированы следующие клубы:Клуб Университета Кейо Клуб Токийского университета Клуб Первой средней школыКлуб Университета ВаседаОбщество Исследования каратэ-до Японского УниверситетаОбщество Исследования каратэ-до Университета Мейдзи Клуб каратэ-до Университета ТакусокуКлуб каратэ-до Шоинской Школы ДевочекОбщество исследования каратэ-до Японского Медицинского УниверситетаВ Мае 1930 г. каратэ-до клуб был создан в Университете Кансаи в районе Осаки, и позже в том году, в декабре, другой клуб был основан в их средней школе. Я [Мияги] также только узнал, что два других клуба недавно начали работать и в Осакском Медицинском Университете и Осакском Медицинском Колледже.Другой существенный пункт, который я желаю упомянуть – очень гордые дни в истории каратэ-до. 10 марта 10 года Тайсё (1921 г.), наследный принц (коронованный императором Хирохито), по пути в Европу, остановился на Окинаве. Именно в то посещение он наблюдал демонстрацию каратэ-до в Учительском колледже префектуры Окинава. Четырьмя годами позже, в мае 14 года Тайсё (1925), Принц Чичибу Номия посетил Окинаву на пути к Англии, и здесь имел удовольствие наблюдать демонстрацию каратэ-до в том же самом Колледже.В сентябре 5 года Шова (1930), ТУТИ демонстрировалось вместе с другими формами Японского Будо в выдающейся Святыне Мейдзи в Токио. Двумя годами позже, в течение мая 7 года Шова, каратэ-до было также представлено в фестивале Будо в Имперском Дворце в Токио. Обратите внимание, с какой гордостью сенсей Мияги говорит о начале массового, группового обучения. Это подчеркивает, что ранее работа велась исключительно индивидуально.А вот о такой дисциплине в ряду миролюбивых “До” в последнее время вообще молчат. Причем любые ссылки на нежизнеспособность подобного оружия смешны. Ведь продолжают культивироваться и нагината-дзюцу и яри-дзюцу, не говоря уже о иай-дзюцу и кендзюцу. С другой стороны, наличие подобной обособленной дисциплины хорошо отражает милитаристкие настроения тогдашней Японии. ^ Текущее состояние преподавания каратэ-доФольклор утверждает, что методы преподавания сосредоточены в основном на самообороне, с небольшим отступление в форме обучения постулату “karate-do sente nashi” (“каратэка не нападает первым” – дословно, “нет первого нападения в каратэ-до”). Я наблюдал пренебрежением этим принципом, однако сейчас, по истечению времени, положение в этом отношении значительно исправилось. Моё убеждение – кулак и Дзен являются одним и тем же. Вместе, в балансе, это поднимает интеллект над силой. Неукоснительная передача предписаний Будо должна быть обязательно создана.Преподаватели каратэ-до в пределах Окинавы, включают (в алфавитном порядке): Chibana Choshin, Gusukuma Shimpan, Hanashiro Chomo, Higa Seiko, Kamiya Jinsei, Kiyoda Juhatsu, Kyan Chotoku, Nakasone Kamato, Oshiro Chojo, Shinzato Jinang, Tokuda Anbum, Yabiku Moden, Yabu Kentsu и других.Учителя вне префектуры Окинава включают (в алфавитном порядке)): Funakoshi Gichin, Konishi Yasuhiro, Mabuni Kenwa, Miki Nisaburo, Motobu Choki, и Sawayama Masaru.Чтобы не множить ошибки и нарекания на написание и произношение имен собственных, оставляю их в том виде, как они прописаны у г-на Маккарти.^ О стилях каратэ-доВ настоящее время есть много теорий о стилях каратэ-до, все же ни одна не была подтверждена историческим исследованием. Подобно возне в темноте, большинство теорий – только неопределенные гипотезы.Наиболее принятая гипотеза описывает стили Шаолинь и Шорей. Первый, скажем, лучше подходит людям крепкого телосложения, в то время как Шорей более приспособлен для людей более хрупкого строения, с меньшей физической силой. Однако после рассмотрения этого утверждения с различных точек зрения становится очевидным, что подобная оценка является бесспорно ошибочной. Единственная деталь, в которой мы можем быть уверены – это то, что начиная с 8-го года императора Китая Дао Чуана система из Фучжоу развивалась и глубоко изучалась. От этого направления кемпо поднимается Годзю-рю каратэ-до. Даже сейчас эта преемственность существует и используется в полной мере. Сожалею, но уточнить эту дату по европейскому календарю не смог.Специальные достоинства каратэ-доНе требуется большого места. Может осуществляться в одиночку. Практика не требует большого времени. Мужчины и женщины, молодые и пожилые могут тренироваться в каратэ-до в полном соответствии со своей конституцией. По собственному усмотрению могут быть отобраны и изучены надлежащие ката. Можно практиковаться с пустыми руками, хотя возможно использование простого оборудования, приобретение которого не требует больших расходов. Обучающиеся каратэ-до укрепляют здоровье. Этот факт особенно очевиден при оценке состояния здоровья энтузиастов преклонного возраста. Единство физического состояния и ума развивает стойкий дух. ^ Будущее каратэ-доЭпоха тайны, в течении которой каратэ-до-дзюцу развивалось, закончилась и пришло мирное время, когда каратэ-до(Путь каратэ), можно заниматься открыто. Сейчас, в его младенчестве, предсказать будущее этого ДО (Пути) невозможно. Но в любом случае надо отказаться от узкой веры, что каратэ-до – секретное искусство, известное только в пределах архипелага Рюкю.Мастера Будо должны продолжать учиться и анализировать, как возможно стремиться к большей глубине обучения в ситуации, когда каратэ-до открыто для широкой публики. В будущем мы ожидаем создания необходимого оборудования для конкурентоспособной борьбы. Мы настроены достичь в каратэ-до столь же высокого уровня, как и в других воинских искусствах и в таком виде каратэ-до станет частью японского духа боевых искусств вообще. Каратэ сейчас наслаждается ростом популярности как в пределах областей Канто и Кансай острова Хонсю, так и по всей Японии. От Хоккайдо до Тайваня ширится изучение каратэ-до, в то время как другие боевые искусства также исследуют его ценность.Кроме того, каратэ-до процветает за границей, что достаточно удивительно. Есть человек, закончивший Токийский университет, и с тех пор путешествующий за границей, который посвятил себя исследованию и распространению каратэ-до. В Соединенных Штатах, включая Гавайи, изучение каратэ-до также очень популярно. По просьбе влиятельного тамошнего бизнесмена, совместно с местным газетным издательством, мне прислали приглашение прибыть туда в ближайшее время. Это связано с тем, что, как я уже заявлял, каратэ-до быстро процветает и больше не будет исключительно японским Будо, но широко развернется во всем мире, как воинское искусство. В другом варианте эту фразу можно перевести так: “когда следовать [этому Пути] можно открыто”. Использование защитного снаряжения началось только в последние годы в относительно “молодых” школах вроде Дайто-джуку, Кёсики, Асихара. А сенсей Мияги говорит об этом, как о сиюминутном, неотложном, требовании.^ Методы обучения каратэ-доРазвитие нашей мускулатуры полностью зависит от путей, которые мы выбираем в обучении. Чтобы достигнуть наилучшего состояния для практики каратэ-до, используют yobi – предварительные разминочные упражнения ( теперь их ещё называют junbi), kihon-kata – основные (фундаментальные) упражнения, kaishu-gata – ката с пустыми руками, hojo – дополнительные упражнения и практику спаррингов – kumite renshu.^ Краткое содержание этих упражнений:Yobi – упражнения подготовки: Нет необходимости разъяснять, что без выполнения определённой разминки или подготовки нельзя достичь нужной мышечной гибкости, а также силы и выносливости . Разминки готовят к лучшему исполнению и изучению kihon-kata типа “САНТИН”и “ТЕЙШО”. После выполнения kihon-kata yobi выполняют снова, чтобы снять утомление с мышц, сопровождая дыхательными упражнениями и расслаблением.Kihon-kata (фундаментальные упражнения): sanchin, tensho, и naifan-chi – вот и все kihon-kata, которые необходимы, чтобы создать сильное телосложение, одобряемое духом Будо. При выполнении каждого определенного упражнения студенты учатся, как регулировать их дыхание и координировать его с использованием силы в правильном положении.Hojo – дополнительные упражнения. Для того, чтобы разъяснить каждое движение, эти методы тренировки основаны на фрагментах различных ката и помогают лучше понимать kaishu-gata (формальные упражнения с пустыми руками). Также выполненные с различными видами отягощения, эти уникальные упражнения могут служить, чтобы или улучшить специфический навык или отшлифовать мастерство.Kaishu-gata – формальные упражнения с пустыми руками. Без того, чтобы вносить их все в список, достаточно сказать, что есть от двадцать до тридцати различным видов ката в целом. Многие из их названы по имени их основателей. Соответственно каждое ката объединяет и наступательные и защитные методы в различных комбинациях, которые каждый соблюдает при исполнении. Следовательно, именно через исполнение этих движений и пониманием их цели каждый продвигается ближе к пониманию отношений между телом и умом. Только так возможно постижение основных принципов боевого искусства.^ Kumite renshu – практика спарринга. Без kumite renshu не охватить сущность боя никакому ката: это практическое применение тех защитных и наступательных действий в пределах kaishu-gata, которые являются более подходящими для реальной борьбы. Через kumite renshu можно понять практическое значение (или реальную цель) ката.РезюмеОбъединение kihon kata (sanchin, tensho и naifan-chi), с kaishu-gata и kumite renshu создает балланс между телом и разумом. Следовательно, именно через эти наступательные и защитные традиции мы стремимся находить истину и устанавливать дух budo,Miyagi Chojun23 марта 1934ПостскриптумКакое глубокое впечатление оставляют “Контуры каратэ-до”, представленные Тёдзюном Мияги! Написав их, чтобы объяснить явление каратэ-до, Сенсей Мияги рационализирует его историю, философию и значение. Объясняя нам, что окончательная цель каратэ-до, подобно другим школам японского Будо, состоит в преодолении барьеров телесного, сенсей Мияги подчеркивает его духовную величину. Хотя “КАРАТЭ-ДО ГАЙСЕТСУ: контуры каратэ-до” мастера Мияги несколько коротковаты по сравнению с другими документами того же периода, но, тем не менее, замечательно информативны.Постоянной жалобой поклонников и преподавателей каратэ-до-дзюцу на Японских островах во времена мастера Мияги было отсутствие организованного и полного учебного плана. Эта проблема, вызывавшая так много эмоций, так и не была удовлетворительно разрешена. Как и большинство школ японского Будо, так и Окинава-тэ и Сюри-тэ, не имели установленного полного учебного плана, а скорее некий “учебный формат (стандарт)”, который изменялся от преподавателя к преподавателю. Однако боевая традиция, основанная мастером Мияги, опиралась на южно-китайский стиль кунг-фу, который его учитель, Хигашионна (Хигаонна) Канрё принёс из Фучжоу, и уже имела базовый план обучения, который был и всё ещё остается уникальным.В любом случае исследования сенсея Мияги является ценным историческим свидетельством в народном наследии боевых традиций Окинавы.Кинджо ХирошиХирацука Послесловие переводчика.Трудно что-либо добавить ко всему, уже сказанному. Надеюсь, что сноски помогут обратить внимание читателя на те моменты в сочинении мастера Мияги, которые совпадают, или, наоборот, пошли вразрез с современным развитием каратэ-до. Буду благодарен за любые замечания и отзывы по данной работе.Леонид ВасильевРостов-на-Дону, РоссияМарт 2001 г.