Категории сферы непосредственного Качество – это исходная категория, фиксирующая непосредственную определенность предмета. Вещь с помощью этой категории рассматривается как тождественная самой себе, как, условно говоря, "отключенная" от пространственных и временных связей с другими вещами. Исходность категории качества определяется не только теоретически, но прежде всего – практически, так как именно с выявления качеств вещей начинается процесс целесообразной практической деятельности.
Для вскрытия содержания категории качества используются такие субкатегории, как граница, прерывистость и непрерывность, свойство и др. Количество – это внешняя определенность вещи, так как эта логическая категория выражает такое взаимоотношение вещей, которое в известных пределах независимо от их специфического качества. Важно различать философскую категорию Мера есть конкретный синтез качества и количества как противоположностей. Переход из одной меры в другую как перерыв постепенности есть скачок.
Система отношений между такими пунктами, где происходит скачок, составляет узловую линию отношений меры. Здесь речь идет о внутренней по отношению к исследуемому предмету мере. Но человек как "мера всех вещей" (Протагор; 490-420 до н. э.) начинает в исходном пункте исследования подходить к вещи со своими, внешними для нее, мерами – футами и фунтами. Лишь только совпадение, согласование внешней меры с внутренней, т. е.
с внутренним строением природы и социальных явлений, позволяет человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Становление есть единство исчезновения и возникновения. Возникшее новое качество очень хрупко и неустойчиво, оно в любой момент может исчезнуть, не состояться. Категория становления как раз и изучает период укрепления вновь возникшего, период становления его "на собственные ноги", период формирования собственного "тела" вновь образованной системы. Можно говорить о двух типах становления – относительном и абсолютном. Первый определяет становление как становление некоего конечного качества, будь это строительство корабля или сложный процесс выработки идеи. Второй трактует становление как внутренний, неотъемлемый атрибут бесконечного и вечного Универсума и – человека как его подобия (микрокосмоса). Проведя предварительное, эмпирическое исследование своего предмета (измерив, взвесив его, выявив присущую
ему структуру и узловую линию мер), теперь исследователь может (и обязан) перейти к познанию сущности этого предмета, т. е. к теоретическому этапу его изучения.