Кавказ и проблема наций

А.С. Лопатин «КАВКАЗ И ПРОБЛЕМА НАЦИЙ» Для каждого мыслящего человека важна идея самоопределения, самоосознания. Кто Я и зачем Я? Такая постановка вопроса свидетельствует о стремлении разума постичь суть своего существования. Все мы люди – человеки. Здесь наше единство – быть людьми – как по форме, так и по содержанию. Нам присуще различие, и это есть многогранность человеческой природы, но, не смотря на всю эту разницу
в цвете кожи, разрезе глаз, особенностях артикуляции, наша природа – Любовь. Культура – динамическая характеристика творческого разума, то, чем человек отличается от других видов существ. Создавая мифы и легенды, человек пытался осмыслить закономерности в природе, космосе, обществе. Так появляются первые искусства: музыка, танец, архитектура и скульптура, литература. Духовная культура синтезировала многовековой опыт человеческих отношений и взаимоотношений, создавая
нравственные каноны суть которых – общечеловеческие ценности. Именно они – живые свидетели единства мирового сообщества, хранители человеческого достоинства и эталоны человеческого качества. Проблема взаимоотношений людей, испокон веков живущих на Кавказе, имманентна проблеме наций и самоопределения. Кавказ – второе, после Гималаев живописное место, ставшее оплотом древней культуры.
Именно сюда, согласно последним исследованиям, проникает «ведическая культура». Зафиксированная в сознании древних – «протокавказцев», она находит свое отражение в виде литературного памятника – «Нарты», эпической поэмы. Сменившие древний уклад жизни христианство, а потом и ислам, кардинально изменили человеческое бытие, столкнув войной отважные народы. Одни стали возвышать себя над другими, запутались в религиозных спекуляциях и сошли с пути истины. Вместо вопроса «кто Я и зачем Я?», стали спрашивать: «кто Ты и откуда Ты?». Вместо человеческих качеств, стали проявляться животные: агрессивность, жестокость, страх, ненависть. О любви чистой люди забыли. Войны, насилие, грабеж – стали распространенным явлением. Здесь отметим объединение людей по родственным связям, что характерно для мусульманского мира. Это объединение не есть объединение, основанное на узах любви, но основанное на политико-экономической
выгоде членов рода. Такие отношения в ХХЙ веке – свидетельство атавизма и эгоизма. Эгоизм – признак безнравственности. Безнравственность – утрата культуры – мера массового человека. Любовь – мера настоящего человеческого существа, стремящегося к самосовершенствованию. Говоря о европейских нациях, Хосе Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» выделяет три этапа их формирования: 1 этап – сугубо европейский инстинкт побуждает мыслить государство как слияние разных народов для политического
и духовного сотрудничества в силу близких географически, этнически и лингвистически дистанций; 2 этап – период консолидации, когда «не свои» – воспринимаются «чужими», то есть другие народы, живущие за пределами нового государства, видятся враждебными. Возникает национализм, хотя имеет место быть сотрудничество: экономическое, интеллектуальное и духовное; 3 этап – государство окончательно упрочилось и возникает новая цель – присоединить народы, с которыми
еще вчера враждовали. Здесь формируется и растет убеждение в родственности «соседей» по духу и складу. Вызревает новая национальная идея: создание национального союза перед лицом народов более отдаленных и все еще «чуждых». Имея место быть, данные этапы актуальны не только для европейского мышления, но вообще для всего людского мышления сегодняшнего времени. Соотнося вышеуказанные характеристики национально-государственного формирования с проблемой наций на Кавказе, можно также убедиться в реальности перечисленного: 1 – «национальные» республики (республики Северного Кавказа) имеют много общего в культуре и экономике, географии и филологии; 2 – общая территория Северного Кавказа как «государство» в государстве воспринимается таковой: «Я – горец, Кавказ – мой край родной!». Кто не «горец» – «тот враг», хотя может это и не говориться вслух… 3
– понимание самоограниченности и стремление к более тотальному сплочению – объединению, присоединение к себе соседних регионов… Надо отметить, что сама идея «горца – воина», «горца – пастуха», «горца – хозяина», «горца-родителя» интересна и велика, но окончательно не сформирована в силу временных обстоятельств – еще не до конца осуществлен второй этап по Х. Ортегги-и-Гассет, не говоря уже о третьем. Видится альтернативный способ осуществления задуманного (самоопределения
– саморазвития) – отказ от всего имеющегося и выработка нового на основе лучшего из ранее существующего. Здесь ложная религиозно – политическая борьба не должна иметь место быть. Доминирующие религии на Кавказе – ислам и христианство могут сосуществовать, сотрудничать, помогать друг – другу, руководясь своей сутью – общечеловеческими ценностями. Человеческое сознание сначала через религию, затем посредством реальной нравственности общечеловеческих
ценностей достигает духовного видения мира как единого целого организма, когда насилие не уместно в силу осознания Любви. Любовь как мера человека – есть краеугольный камень общечеловеческих ценностей. Остальные: истина, долг/закон, мир, ненасилие – есть её следствия. Любовь – причина Бытия. Любовь – энергия Абсолюта – чистого Бытия. Национальная мегаидея, фундаментом которой является «чистая Любовь» – есть новый виток развития человечества как «большой нации» людей: 1. Человечество – одна «большая семья»; 2. Отношения в «семье» построены на общечеловеческих ценностях; 3. Пусть существуют все религии, культуры, традиции, но проповедуют и практикуют не то, что разделяет, а то, что объединяет – Любовь чистую; 4. Есть только одна религия – религия Любви; 5. Основанный на чистой Любви нравственный закон/дхарма – есть критерий взаимоотношений между
людьми. Любовь – движущая основа качеств, делающих человека человеком, а также условие трансформации его: посредством чистой любви человек движется от невежества к высокой культуре и становится сверхчеловеком. Prema/чистая Любовь – есть внутренняя сущность человека, человек – воплощение чистой Любви/premasvarupa. Посредством Любви человек достигает внутреннего мира и связи со своим внутренним Я – Атман. Через Любовь человеку открывается истина мироздания, живя по принципу «помогай всегда, не
вреди никогда», человек утверждается в праведности – ДХАРМА – живет в соответствии с законом. Отсюда гармония с самим собой, окружающим миром, космосом, природой. Осознав себя как чистый Атман – сверх Я, человек эволюционирует, становится «великой личностью» – МАХАТМОЙ. Таким образом, строя жизнь, основанную на общечеловеческих ценностях, достигаем мир во всем мире: в Европе, в Азии, везде. Истина – закон/дхарма – мир –
Любовь – ненасилие – есть основа будущего человеческого сообщества, центром которого будет Россия.