Кельтская мифология и формирование мировой культуры

КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. П Л А Н I. Роль кельтских племен в европейской истории. II. Место мифологии в кельтском обществе. III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов. IV. Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. I. Роль кельтских племен в европейской истории. Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры
является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем более непревзойденными и по сей день,несмотря на все презрение некоторойчасти ученых к якобы дикому,необразованному и варварскому прошло-му. И одним из наиболее заметных примеров необоснованности такогопсевдонаучного и псевдопрогрессистского подхода является такаясфера деятельности человечества,как мифология.
Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области,предлагающих целый букетразличных систем и классификаций,практически любая сколько-нибудьразвитая мифология,известная ныне,предстает большой загадкой длясовременного человека.И в этой загадке порой самым причудливым об-разом переплетаются кричащие противоречия с удивительной строй-ностью,некоторая примитивность с поразительной глубиной отдельныхмест,эпическое однообразие с яркостью и психологичностью некоторыхперсонажей.
И несомненно наличие некоторой силы,ясности,увереннос-ти,которая мало кого оставляет равнодушным к этому достижению че-ловеческого духа. И в этой связи несомненный интерес представляет мифологиякельтов – одного из наиболее значительных народов древней Евра-зии,оставившего после себя развитую и своеобразную культуру,влия-ние которой прослеживается практически во всем культурном развитииевропейских стран. История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д.н.э. на территории нынешних Баварии и Богемии.Их постоянное и продолжительное проживание оставило послесебя массу следов в Австрии,Франции,Богемии и юго-восточной Герма-нии в виде многочисленных элементов географических названий несом-ненно кельтского происхождения.Культура кельтов в раннем ЖелезномВеке получила название Халльштадтской культуры,а позднего Железно-го Века – культуры Ла Тене.Примерно в 6 веке д.н.э. началось мас-совое распространение кельтов
на запад нынешней Франции,в Испа-нию,на Британские острова,а затем и на юг в Италию и на восток поДунаю вплоть до Малой Азии. В третьем и втором веках д.н.э. кельтыстановятся господствующим населением Европы,и уже к тому временизначительного развития достигает кельтская культура,характер расп-ространения которой можно сравнить с распространением эллинизма. К тому времени кельтская культура и построение общества,а так-же образ жизни,законы,боевые обычаи и
пр. начинают сильно напоми-нать свои индийские аналоги.Особого упоминания заслуживает кельтс-кое изобразительное искусство.Оно уже очень далеко от примитивнос-ти,но в то же время сильнейшим образом отличается,скажем,от гре-ческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознаннойабстрактностью,парадоксальност ью,мрачностью. Многие исследователисчитают это первым серьезным вкладом варварского искусства в обще-европейскую культуру.
Далее,после заметного упадка кельтов,связанного с римским за-воеванием,территориально охватившем практически все земли кельтовза исключением лишь Ирландии и севера Шотландии,примерно в пятомвеке нашей эры наступает период нового подъема кельтов,вновь полу-чивших независимость и пытающихся возвратить прежнее влияние.Одна 5 -ко силы кельтов к тому времени уже не шли ни в какое сравнение нис прежним периодом их существования,ни с могуществом новых завое-вателей.В Европе к тому времени все сильнее начинает сказыватьсявлияние германских племен,движущихся на запад.Так,постепенно Гал-лия полностью попадает в руки франков,а в шестом веке начинаетсяпроникновение тевтонских племен в наиболее сильное из кельтскихгосударств – Британию.Силы кельтов были подточены не только коли-чественно.Не последнюю роль сыграл и раскол кельтов на союзников ипротивников
Рима,а также конфликты с коренным населением – пиктамии гэлами.Так,автор средневекового сочинения De ExcidioBritanniae начало 6-го века замечает,что кельтский правительтого времени Вортигерн первоначально пригласил саксов в Британиюкак наемников против пиктов.Вскоре новые поселенцы становятся до-минирующей силой,и лишь в Ирландии и некоторых областях Уэльса иШотландии на долгое время сохраняются остатки прежних кельтскихплемен,
смешавшиеся с частью пиктов и постепенно,в течение многихвеков увядающие и ассимилирующиеся с англосаксами. II.Место мифологии в кельтском обществе. Практически во все периоды свего отдельного существованиякельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью.На-иболее достоверно об этом пишет Юлий Цезарь в свой Галльской вой-не.Он выделяет в обществе галлов три основных сословия – druides,equites и plebs,выполняющих
три функции – жреца,воина и домохозяи 6 -на. Другие источники говорят о возможном делении plebs на аналогииндийских вайшиев и шудр.Как бы то ни было,очевидно огромное зна-чение религии и мифологии в кельтской жизни,а также исключительноважное положение друидов.Их функции не сводились к обычным жречес-ким действиям других народов,равно как и сакральная сторона жизнине сводилась к обычным охотничьим,военным и земледельческим цере-мониям.Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основ-ную,базовую сторону их жизни,а потусторонний мир как превалирую-щий.Пожалуй,лишь в индийских и скандинавских системах встречаетсясходная позиция по этим вопросам.Одним из наиболее явных выраженийтакого мировосприятия кельтов является исключительно широкое расп-ространение магии.Практически каждое сословие обширно практиковалобольшое количество всевозможных обрядов,причем эти обряды явно вы-ходили за рамки чисто практических земледельческих или иных дейс-твий. Это скорее было нечто более общее,и,вероятно,кельты восприни-мали это не иначе как
Вподдержание миропорядкаА.Именно это – тотключевой пункт,который принципиально выделяет кельтское сакральноемировоззрение из других сходных концепций,придает ему такое об-щественное значение и определяет многие характерные особенностикельтской мифологии.В целом можно сказать,что эта особенность ми-ровосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовыхдействиях.Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой прак-тически во всех сферах своей деятельности. Так,в частности,ирланд-ский эпос описывает теснейшую взаимосвязь
королевской власти и об-шего миропорядка,а также большое количество знамений,прямо связан-ных с этим.Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай,камень Фаль – одно из сокровищ племен богини Дану – вскрикива-ет под истинным королем,и т.д.Король имел наибольшее количестворазнообразных гейсов – сакральных запретов,и нарушение их именнокоролем считалось наиболее тяжким.Одна из ключевых ирландских сагРазрушение дома
Да Дерга дает подробное описание трагическогоисхода нарушения всех гейсов королем Конайре.Также в сагах частовстречается столь характерный для индийской мифологии мотив огром-ной силы Правды ирл. fir flatha.Это также в первую очередь каса-лось именно короля,он был связан этим как никто другой,и в сагахнеоднократно встречаются описания несчастий,обрушивающихся настрану в случае нарушения королем этого принципа.С этим напрямуюперекликается и другая ирландская традиция – ужасные последствиясатиры друида ирл. drui,а позже – поэта ирл. fili,следующей залюбым несправедливым решением какого-либо вождя,а прежде всегоопять же короля. Также можно отметить два важнейших обряда,с кото-рых начиналось правление короля.Tarbfeis,праздник быка,заключалсяв том,что специально отведенный человек вкушал крови и мяса риту-ального быка,погружался в пророческий сон и в нем видел будущегокороля.Другой ритуал имеет очень близкую индийскую аналогию – аш-вамедха,обряд лошади.
Огромное значение имел культ пяти священныхдерев мира ирл. crann bethad,напрямую соотносившимися со своимикультурными аналогами – центральными столбами Bruiden пяти пир-шественных зал,а также и с другими мотивами – пятью частямиcoiced Ирландии,пятью волнами завоеваний и др.Залы Bruiden – са-мое явное обрядовое воплощение идеи миропорядка,с мировым древом вцентре и горизонтальной проекцией вокруг него.
Наибольшее число ко 8 -ролевских гейсов было связано именно с Bruiden.Центральный празд-ник кельтов – Самайн – заключался в ежегодном ритуальном разруше-нии и возрождении миропорядка в образе Bruiden.Мифологическое вы-ражение этого обряда – Разрушение дома Да Дерга,одного из пятиBruiden. Этот список можно продолжать,но несомненно одно – кельты восп-ринимали окружающий их мир как нечто цельное без разделения наприроду и культуру,столь характерного,
скажем,для скандинавской ми-фологии,гармоничное и уравновешенное.И именно поэтому огромноевнимание уделялось ненарушению этого равновесия,поддержанию этогомиропорядка.И именно такое гармоническое и уравновешенное сущест-вование воспринималось кельтами как единственный путь,не ведущийчеловека к катастрофе. III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов. Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры.При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они,несмотря на долгое сепаратное развитие,не утрати-ли своей базовой общности,вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем.Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному,и свое высшее выражение они обрели в различныхформах,но само значение этих тем,порожденное общностью их
исто 9 -ков,осталось неизменным.Одной из таких тем является тема миропо-рядка.Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась,но размах этих колебаний был небольшим,и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте.Причина этой общезначимости достаточно глобальна.Здесьуместно вспомнить,что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время,прошедшее с тех далеких времен,когда формировалисьмифологические воззрения,
изменился до крайности сильно,почти прин-ципиально.Неоспорим тот факт,что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений,но и их скорость.И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса,но и к его голо-вокружительной скорости.Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной
ред-костью,и многое,если не все,так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни.Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека,равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания. Можно долго спорить о том,имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение,наивный оптимизм по этому поводу,столь ха-рактерный,скажем,для эпохи Просвещения,уже угас,но несомненно одно прогресс имеет место,хотим мы того или нет.И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества.Такой же если не большей значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок.Можно без большого преувеличения даже ска-зать,что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял – 10 -его функции. Он был той базовой силой,тем глобальным законом,чтообъяснял и осмысливал
весь окружающий мир и его статичность,неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем,которые,пожалуй,можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции – индийской,германо-скандинавской и кельтс-кой.Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка,хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые
различия.Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является Вмодель мираА. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности,что онавоплощает,так и с обрядами,необходимыми для его поддержания.Напримере индийского варианта оси центра модели мира – ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа asvattha переводитсякак лошадиная стоянка,несомненна связь с asvamedha – обрядом лоша-ди,одним из ключевых обрядов,где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.
Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира – Вмировым древомА,ясенем – Yggdrasill буквальнопереводится как конь Игга т.е. Одина. В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон – ВдхармаА.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку дхарме,статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе Внапитка бессмертияА – индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.
В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr – мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте – напитке пира Гоибниу – соответствует и сюжет об утрате напитка демонами ирл.fomoire,инд.asura.В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла – север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской
и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия. Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры
в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью Вкультурных героевА и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии особенно в ее поздних – ирландских и уэльских – ва-риантах миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных В изме 12 -Внений А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное как в Разрушении дома Да Дер-га,ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения ВобреченыА,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения – лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.
Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах.
IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно. Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы.Даже Исландияне обходит ее по этому показателю.Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником,гдекультурная
традиция сохранилась значительно больше и чище,чем наконтиненте.Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период – 13 -чистого,сепаратного развития культуры,и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов,испытавших значительное влияние соседних культур.Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась.Последующие периодыримского,англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры.В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия,однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон. Сыграла свою роль и христианизация.Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом,иприход христианства там был абсолютно ненасильственным,более то-го,старая и новая системы на редкость
дружелюбно срослись,и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг ирл. scel,чеммногочисленные ирландские монахи.Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная,хотя и мягкая и постепенная,цензура языческихтекстов.В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов,включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом,ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии,и в
частности важнейшая тема -тема миропорядка – в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении.Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela – Битва при Маг Туиред Cath Maige Turedh.Хотя эту сагунельзя назвать космогонической,упор несомненно делается на форми-рование миропорядка.В этом плане сага является лишь частью особогоцикла,центром которого можно назвать Книгу захватов ИрландииLebor Gabala Erenn.
Весь цикл является отражением,углублением и – 14 -развитием собственно космогонических мифов,хранителями которых бы-ли друиды,и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание.Однако несомненно одно – весь мифологическийцикл,образуемый в основном Битвой при Маг Туиред,Книгой захва-тов Ирландии и Стариной мест Rennes Dindsenchas демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему – начало,Воформление миропоряд-ВкаА.Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию,приносяс собой то,из чего складывается тотальный миропорядок – названиярек,гор и т.п обычаи,гейсы,обряды. Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот,возникновении равнин ит.п.Это также явно служит такому оформлению.Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном
и сверхъестествен-ном мирах.При этом явно прослеживается мысль,что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели,а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка.Так,в волшебных холмах – сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану Tuatha DeDanann.Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага Разрушение Дома Да Дерга Togail Bruidne DaDerga.
Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн,заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка,враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров,ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка.В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в Таре и обрядомTarbfeis.Таким образом выдвигается идея о том,что нет отдельных –
15 -саг,отдельных обрядов,отдельных событий и т.п а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах.Веро-ятно,ее происхождение не ирландское,а более древнее – общекельтс-кое.В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру,подхода без деления на своих и чу-жих,природу и культуру,космос и хаос и т.п.И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры,вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом. Список литературы Мифы народов мира.Энциклопедия.2 т М 1991 Предания и мифы средневековой Ирландии.М 1991 Похищение быка из Куальнге.М 1985 Беовульф.Старшая
Эдда.Песнь о Нибелунгах.М 1975 Махабхарата.Рамаяна.М 1975 Упанишады в 3-х кн М 1991 M.Dillon N.Chadwick.The Celtic Realms.London,1973

Кельтская мифология и формирование мировой культуры

КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. П Л А Н I. Роль кельтских племен в европейской истории. II. Место мифологии в кельтском обществе. III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов. IV. Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. I. Роль кельтских племен в европейской истории. Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры
является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем более непревзойденными и по сей день,несмотря на все презрение некоторойчасти ученых к якобы дикому,необразованному и варварскому прошло-му. И одним из наиболее заметных примеров необоснованности такогопсевдонаучного и псевдопрогрессистского подхода является такаясфера деятельности человечества,как мифология.
Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области,предлагающих целый букетразличных систем и классификаций,практически любая сколько-нибудьразвитая мифология,известная ныне,предстает большой загадкой длясовременного человека.И в этой загадке порой самым причудливым об-разом переплетаются кричащие противоречия с удивительной строй-ностью,некоторая примитивность с поразительной глубиной отдельныхмест,эпическое однообразие с яркостью и психологичностью некоторыхперсонажей.
И несомненно наличие некоторой силы,ясности,увереннос-ти,которая мало кого оставляет равнодушным к этому достижению че-ловеческого духа. И в этой связи несомненный интерес представляет мифологиякельтов – одного из наиболее значительных народов древней Евра-зии,оставившего после себя развитую и своеобразную культуру,влия-ние которой прослеживается практически во всем культурном развитииевропейских стран. История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д.н.э. на территории нынешних Баварии и Богемии.Их постоянное и продолжительное проживание оставило послесебя массу следов в Австрии,Франции,Богемии и юго-восточной Герма-нии в виде многочисленных элементов географических названий несом-ненно кельтского происхождения.Культура кельтов в раннем ЖелезномВеке получила название Халльштадтской культуры,а позднего Железно-го Века – культуры Ла Тене.Примерно в 6 веке д.н.э. началось мас-совое распространение кельтов
на запад нынешней Франции,в Испа-нию,на Британские острова,а затем и на юг в Италию и на восток поДунаю вплоть до Малой Азии. В третьем и втором веках д.н.э. кельтыстановятся господствующим населением Европы,и уже к тому временизначительного развития достигает кельтская культура,характер расп-ространения которой можно сравнить с распространением эллинизма. К тому времени кельтская культура и построение общества,а так-же образ жизни,законы,боевые обычаи и
пр. начинают сильно напоми-нать свои индийские аналоги.Особого упоминания заслуживает кельтс-кое изобразительное искусство.Оно уже очень далеко от примитивнос-ти,но в то же время сильнейшим образом отличается,скажем,от гре-ческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознаннойабстрактностью,парадоксальност ью,мрачностью. Многие исследователисчитают это первым серьезным вкладом варварского искусства в обще-европейскую культуру.
Далее,после заметного упадка кельтов,связанного с римским за-воеванием,территориально охватившем практически все земли кельтовза исключением лишь Ирландии и севера Шотландии,примерно в пятомвеке нашей эры наступает период нового подъема кельтов,вновь полу-чивших независимость и пытающихся возвратить прежнее влияние.Одна 5 -ко силы кельтов к тому времени уже не шли ни в какое сравнение нис прежним периодом их существования,ни с могуществом новых завое-вателей.В Европе к тому времени все сильнее начинает сказыватьсявлияние германских племен,движущихся на запад.Так,постепенно Гал-лия полностью попадает в руки франков,а в шестом веке начинаетсяпроникновение тевтонских племен в наиболее сильное из кельтскихгосударств – Британию.Силы кельтов были подточены не только коли-чественно.Не последнюю роль сыграл и раскол кельтов на союзников ипротивников
Рима,а также конфликты с коренным населением – пиктамии гэлами.Так,автор средневекового сочинения De ExcidioBritanniae начало 6-го века замечает,что кельтский правительтого времени Вортигерн первоначально пригласил саксов в Британиюкак наемников против пиктов.Вскоре новые поселенцы становятся до-минирующей силой,и лишь в Ирландии и некоторых областях Уэльса иШотландии на долгое время сохраняются остатки прежних кельтскихплемен,
смешавшиеся с частью пиктов и постепенно,в течение многихвеков увядающие и ассимилирующиеся с англосаксами. II.Место мифологии в кельтском обществе. Практически во все периоды свего отдельного существованиякельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью.На-иболее достоверно об этом пишет Юлий Цезарь в свой Галльской вой-не.Он выделяет в обществе галлов три основных сословия – druides,equites и plebs,выполняющих
три функции – жреца,воина и домохозяи 6 -на. Другие источники говорят о возможном делении plebs на аналогииндийских вайшиев и шудр.Как бы то ни было,очевидно огромное зна-чение религии и мифологии в кельтской жизни,а также исключительноважное положение друидов.Их функции не сводились к обычным жречес-ким действиям других народов,равно как и сакральная сторона жизнине сводилась к обычным охотничьим,военным и земледельческим цере-мониям.Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основ-ную,базовую сторону их жизни,а потусторонний мир как превалирую-щий.Пожалуй,лишь в индийских и скандинавских системах встречаетсясходная позиция по этим вопросам.Одним из наиболее явных выраженийтакого мировосприятия кельтов является исключительно широкое расп-ространение магии.Практически каждое сословие обширно практиковалобольшое количество всевозможных обрядов,причем эти обряды явно вы-ходили за рамки чисто практических земледельческих или иных дейс-твий. Это скорее было нечто более общее,и,вероятно,кельты восприни-мали это не иначе как
Вподдержание миропорядкаА.Именно это – тотключевой пункт,который принципиально выделяет кельтское сакральноемировоззрение из других сходных концепций,придает ему такое об-щественное значение и определяет многие характерные особенностикельтской мифологии.В целом можно сказать,что эта особенность ми-ровосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовыхдействиях.Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой прак-тически во всех сферах своей деятельности. Так,в частности,ирланд-ский эпос описывает теснейшую взаимосвязь
королевской власти и об-шего миропорядка,а также большое количество знамений,прямо связан-ных с этим.Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай,камень Фаль – одно из сокровищ племен богини Дану – вскрикива-ет под истинным королем,и т.д.Король имел наибольшее количестворазнообразных гейсов – сакральных запретов,и нарушение их именнокоролем считалось наиболее тяжким.Одна из ключевых ирландских сагРазрушение дома
Да Дерга дает подробное описание трагическогоисхода нарушения всех гейсов королем Конайре.Также в сагах частовстречается столь характерный для индийской мифологии мотив огром-ной силы Правды ирл. fir flatha.Это также в первую очередь каса-лось именно короля,он был связан этим как никто другой,и в сагахнеоднократно встречаются описания несчастий,обрушивающихся настрану в случае нарушения королем этого принципа.С этим напрямуюперекликается и другая ирландская традиция – ужасные последствиясатиры друида ирл. drui,а позже – поэта ирл. fili,следующей залюбым несправедливым решением какого-либо вождя,а прежде всегоопять же короля. Также можно отметить два важнейших обряда,с кото-рых начиналось правление короля.Tarbfeis,праздник быка,заключалсяв том,что специально отведенный человек вкушал крови и мяса риту-ального быка,погружался в пророческий сон и в нем видел будущегокороля.Другой ритуал имеет очень близкую индийскую аналогию – аш-вамедха,обряд лошади.
Огромное значение имел культ пяти священныхдерев мира ирл. crann bethad,напрямую соотносившимися со своимикультурными аналогами – центральными столбами Bruiden пяти пир-шественных зал,а также и с другими мотивами – пятью частямиcoiced Ирландии,пятью волнами завоеваний и др.Залы Bruiden – са-мое явное обрядовое воплощение идеи миропорядка,с мировым древом вцентре и горизонтальной проекцией вокруг него.
Наибольшее число ко 8 -ролевских гейсов было связано именно с Bruiden.Центральный празд-ник кельтов – Самайн – заключался в ежегодном ритуальном разруше-нии и возрождении миропорядка в образе Bruiden.Мифологическое вы-ражение этого обряда – Разрушение дома Да Дерга,одного из пятиBruiden. Этот список можно продолжать,но несомненно одно – кельты восп-ринимали окружающий их мир как нечто цельное без разделения наприроду и культуру,столь характерного,
скажем,для скандинавской ми-фологии,гармоничное и уравновешенное.И именно поэтому огромноевнимание уделялось ненарушению этого равновесия,поддержанию этогомиропорядка.И именно такое гармоническое и уравновешенное сущест-вование воспринималось кельтами как единственный путь,не ведущийчеловека к катастрофе. III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов. Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры.При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они,несмотря на долгое сепаратное развитие,не утрати-ли своей базовой общности,вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем.Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному,и свое высшее выражение они обрели в различныхформах,но само значение этих тем,порожденное общностью их
исто 9 -ков,осталось неизменным.Одной из таких тем является тема миропо-рядка.Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась,но размах этих колебаний был небольшим,и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте.Причина этой общезначимости достаточно глобальна.Здесьуместно вспомнить,что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время,прошедшее с тех далеких времен,когда формировалисьмифологические воззрения,
изменился до крайности сильно,почти прин-ципиально.Неоспорим тот факт,что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений,но и их скорость.И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса,но и к его голо-вокружительной скорости.Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной
ред-костью,и многое,если не все,так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни.Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека,равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания. Можно долго спорить о том,имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение,наивный оптимизм по этому поводу,столь ха-рактерный,скажем,для эпохи Просвещения,уже угас,но несомненно одно прогресс имеет место,хотим мы того или нет.И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества.Такой же если не большей значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок.Можно без большого преувеличения даже ска-зать,что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял – 10 -его функции. Он был той базовой силой,тем глобальным законом,чтообъяснял и осмысливал
весь окружающий мир и его статичность,неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем,которые,пожалуй,можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции – индийской,германо-скандинавской и кельтс-кой.Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка,хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые
различия.Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является Вмодель мираА. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности,что онавоплощает,так и с обрядами,необходимыми для его поддержания.Напримере индийского варианта оси центра модели мира – ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа asvattha переводитсякак лошадиная стоянка,несомненна связь с asvamedha – обрядом лоша-ди,одним из ключевых обрядов,где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.
Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира – Вмировым древомА,ясенем – Yggdrasill буквальнопереводится как конь Игга т.е. Одина. В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон – ВдхармаА.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку дхарме,статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе Внапитка бессмертияА – индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.
В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr – мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте – напитке пира Гоибниу – соответствует и сюжет об утрате напитка демонами ирл.fomoire,инд.asura.В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла – север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской
и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия. Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры
в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью Вкультурных героевА и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии особенно в ее поздних – ирландских и уэльских – ва-риантах миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных В изме 12 -Внений А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное как в Разрушении дома Да Дер-га,ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения ВобреченыА,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения – лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.
Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах.
IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно. Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы.Даже Исландияне обходит ее по этому показателю.Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником,гдекультурная
традиция сохранилась значительно больше и чище,чем наконтиненте.Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период – 13 -чистого,сепаратного развития культуры,и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов,испытавших значительное влияние соседних культур.Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась.Последующие периодыримского,англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры.В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия,однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон. Сыграла свою роль и христианизация.Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом,иприход христианства там был абсолютно ненасильственным,более то-го,старая и новая системы на редкость
дружелюбно срослись,и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг ирл. scel,чеммногочисленные ирландские монахи.Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная,хотя и мягкая и постепенная,цензура языческихтекстов.В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов,включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом,ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии,и в
частности важнейшая тема -тема миропорядка – в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении.Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela – Битва при Маг Туиред Cath Maige Turedh.Хотя эту сагунельзя назвать космогонической,упор несомненно делается на форми-рование миропорядка.В этом плане сага является лишь частью особогоцикла,центром которого можно назвать Книгу захватов ИрландииLebor Gabala Erenn.
Весь цикл является отражением,углублением и – 14 -развитием собственно космогонических мифов,хранителями которых бы-ли друиды,и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание.Однако несомненно одно – весь мифологическийцикл,образуемый в основном Битвой при Маг Туиред,Книгой захва-тов Ирландии и Стариной мест Rennes Dindsenchas демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему – начало,Воформление миропоряд-ВкаА.Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию,приносяс собой то,из чего складывается тотальный миропорядок – названиярек,гор и т.п обычаи,гейсы,обряды. Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот,возникновении равнин ит.п.Это также явно служит такому оформлению.Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном
и сверхъестествен-ном мирах.При этом явно прослеживается мысль,что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели,а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка.Так,в волшебных холмах – сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану Tuatha DeDanann.Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага Разрушение Дома Да Дерга Togail Bruidne DaDerga.
Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн,заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка,враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров,ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка.В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в Таре и обрядомTarbfeis.Таким образом выдвигается идея о том,что нет отдельных –
15 -саг,отдельных обрядов,отдельных событий и т.п а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах.Веро-ятно,ее происхождение не ирландское,а более древнее – общекельтс-кое.В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру,подхода без деления на своих и чу-жих,природу и культуру,космос и хаос и т.п.И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры,вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом. Список литературы Мифы народов мира.Энциклопедия.2 т М 1991 Предания и мифы средневековой Ирландии.М 1991 Похищение быка из Куальнге.М 1985 Беовульф.Старшая
Эдда.Песнь о Нибелунгах.М 1975 Махабхарата.Рамаяна.М 1975 Упанишады в 3-х кн М 1991 M.Dillon N.Chadwick.The Celtic Realms.London,1973