Киев – как объект туристко-экскурсионных услуг. Введение… 3 стр. Глава 1. Туристко-экскурсионные ресурсы Киева. п.1 Исторические события….4-9 стр. п.2 Культурно-исторические ресурсы как основа развития экскурсионного туризма.… 10-30 стр. Глава 2. Инфраструктура транспорта Киева. п.1 Краткая характеристика транспорта Киева…………31-34 стр. п.2.
История автобусов…34-40 стр. Заключение….41-42 стр. Список литературы….43 стр. Приложения… 44-50 стр. Введение Украина – одна из самых больших европейских стран, которая занимает территорию 603,7 тыс. км2 и её население составляет около 49 млн. чел. Она граничит с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Польшей,
Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой. Общая протяженность государственной границы – 7 698 км. Современный Киев – это административный, экономический, научный и культурно-образовательный центр. Сегодня в Киев люди приезжают отовсюду, чтобы увидеть всемирно известные музеи: Софийский собор, Андреевскую церковь, Киево-Печерскую лавру, посетить Киево-Могилянскую академию – древнейший университет
Восточной Европы; места, связанные с деятельностью Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Ивана Мазепы; осуществить путешествия по Подолу, Китаеву, Пирогову, Феофании. К услугам многочисленных гостей города предлагается развитая инфраструктура туристических услуг. В Киеве на данное время зарегистрировано 860 туристических организаций. Цель работы – раскрыть туристко-экскурсионный потенциал
Киева. Задачи: – определить основные объекты туристического показа; – показать инфраструктуру транспорта; Глава 1. Туристко–экскурсионные ресурсы Киева. п.1. Исторические события. Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Согласно легенде, в конце V-начале VI в. нашей эры браться Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата – Киевом. Место для города было выбрано удачно – высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле
Днепра, где находится нынешний Подол. К ІХ в. город разросся: уже были обжиты все склоны вокруг Старокиевской горы и Подол. С V по VIII вв. упоминания о Киеве редки. В IX в. Киевское государство неожиданно для всех прогремело на весь мир. В 860г. у стен Константинополя внезапно появился флот во главе с киевским князем Аскольдом. Только поднявшаяся буря спасла Константинополь от захвата.
В 882г. в Киеве происходит смена династий. В Киев со своим войском входит Олег. Он завоевывает окружавшие Киев территории и подчиняет себе жившие на них племена, тем самым, объединив Русь. Князем становится Владимир Великий. Ему удалось то, что не выходило у прежних правителей Киева – крестить Русь. Владимир построил первый на Руси каменный храм – Десятинную церковь. В ХІ в. площадь города стремительно увеличивается.
Это век строительного бума на Руси. ХІ – ХІІI века вообще считаются расцветом города, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживает уже не лучшие времена. В это время город насчитывает 50 тысяч жителей, что является отличным показателем его развития. В 1240 году Киев был разрушен и опустошен татаро-монгольскими ордами. Это задержало развитие Киева почти на столетие. Сохранились лишь очень скупые сведения о
Киеве конца XIII века. Административный центр в этот период переместился на Подол. Здесь отстраивались кварталы ремесленников, возводились укрепления вокруг них. Со второй половины XIV в. Киев входит в состав Литовского государства, хотя формально остается под властью Золотой Орды. В это время наблюдается значительный экономический подъем, численность населения города увеличивается очень медленно из-за массовых и частых эпидемий чумы в городе. Особенно сильным был мор 1366 года, когда вся администрация покинула город на два года. К середине XV в. Киев вновь становится одним из центров на Руси. Около 1499 года город получает магдебурское право – право на самоуправление, а также складское право, которое было очень важным в то время. Оно позволяло останавливать проезжающих через Киев купцов и вынуждать их продавать часть товара по выгодным для города ценам.
В начале XV в. начинается наступление Литвы на православие, все больше склонявшейся к католицизму под влиянием Польши. Отныне только католики могут занимать важные государственные посты, им даруются широкие привилегии, начинается сбор денег на строительство католического монастыря. Бурный протест населения вызвал так называемый "темный закон" запрещающий горожанам освещать свои дома с наступлением темноты, принятый под предлогом частых пожаров в
Киеве (в то время город практически не насчитывал каменных, жилых зданий и даже замок князя был деревянный). За нарушение взимался огромный штраф. Смысл закона был чрезвычайно прост: не давать ремесленникам Подола работать с наступлением темноты. В результате вооруженного конфликта указ был отменен. В XVI-XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571г. в Киеве насчитывается уже 40 тыс. домов.
Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Им было основано первое в городе высшее учебное заведение – теперь это Киево-Могилянская академия, расположенная на Подоле. Первая половина XVII в. была отмечена особенно бурным подъемом не только для Киева, а и для всей Украины. И экономическим и культурным. Это время ознаменовалось также особенно крупными казацкими восстаниями.
Самое крупное восстание, которое привело к созданию независимой казацкой республики, было при гетмане Богдане Хмельницком. Богдану Хмельницкому приходилось вести войну на несколько фронтов – с поляками и литовцами, с крымским ханом и турецким султаном. Пришлось обратиться за военной помощью к русскому царю. В 1654 году в Переславле был заключен союз с Россией.
Конец XVII в. был отмечен тяжелейшим кризисом для Украины, но на Киеве это не особенно отразилось. Город растет. В конце XVII-начале XVIII вв. начинается всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых казаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться – "казацкое барокко".
Особенно много церквей на Украине было построено во время гетманства Мазепы. Правление Петра I было вехой, как для Киева, так и для всей Российской империи. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр I считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска.
В XVIII веке происходит объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века – это центральная улица города. В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. Одной из бед Киева остаются частые пожары. Особенно часто они возникают на
Подоле, Печерске. Эти районы являются легкой добычей для огня – в основном это деревянные районы, где дома не отделяются друг от друга, а стоят стена к стене. Последний из крупнейших пожаров в Киеве случился в 1811 году. Подол горел три дня, густой дым был виден на расстоянии 130 км от города. После пожара на Подоле осталось только две улицы которые не пострадали от огня –
Волошская и Межигорская. Несмотря на это, район быстро восстанавливался. Киев являлся религиозным и духовным центром Российской империи. Митрополия уже давно была перенесена в Москву, но Киев по-прежнему привлекал десятки тысяч паломников каждый год. Город был Меккой православных христиан, поражал своим обилием церквей, монастырей.
После социальных реформ 1861г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром.
Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. В конце XIX-начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы – "жемчужиной в оправе царской короны" . В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902-03 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно.
Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше чем в столицах. О событиях Февральской революции в Киеве узнали только 1 марта 1917 года – все каналы связи какое-то время не работали. В Киеве сразу формируется временное правительство – все высшие должности стали выборными. Правительство стало называться Центральной радой. Президентом ее стал Михаил Грушевский. Хотя формально
Центральная рада и была высшим органом на Украине, власть ее не распространялась дальше Киева В течение 1920-21 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Его попеременно занимали петлюровцы, большевики, белогвардейцы, белополяки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы.
В 1921 году Украина входит в состав СССР. В 30-е годы от репрессий пострадало не только население Киева, но и сам город. Было уничтожено огромное количество прекрасных храмов. Большинство жилых красивейших домов были нещадно изуродованы (с домов снимали лепку, перестраивали), а многие попросту уничтожены Общее количество потерянных культовых сооружений около ста. Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен.
72 дня продолжалась героическая оборона Киева в 1941 году. 19 сентября 1941 года немецко-фашисткие войска вошли в город. А 29 сентября 1941 года в Бабьем Яре с расстрела многих тысяч евреев началась всемирно известная трагическая страница в истории Киева. За годы войны было убито всего около 200 000 человек: военнопленный и гражданских. 6 ноября 1943 года город был освобожден. После войны начинается восстановление города. Реставрируются старые здания, строятся новые. В 50-60-х годах территория Киева увеличивается в геометрической прогрессии. Появляется район Старая Дарница на левом берегу Днепра построенный пленными немцами. В 70-х годах появляются Днепровский, Ватутинский район, Оболонь, Харьковский массив. Застройка Киева велась не совсем по плану.
24 августа 1991 года Верховный Совет Украины провозгласил Декларацию Независимости . 1 декабря 1991 года 93% населения Украины во время референдума высказались за независимость Украины. С этого времени Киев является столицей независимого государства Украина. п.2 Культурно-исторические ресурсы как основа развития экскурсионного туризма.
Андреевский спуск. Андреевский спуск был некогда кратчайшим путём от Верхнего города к Подолу. Название известно с 40-х гг. XVIII века. В 1753 году по проекту В. Растрелли была построена Андреевская церковь. Существует легенда, согласно которой место, где теперь течет Днепр, когда-то было морем. Когда Святой Андрей пришёл в
Киев и построил на горе, где теперь стоит Андреевская церковь, крест, всё море спустилось вниз. Но какая-то часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда тут построили церковь, то под престолом открылся родник. Поэтому в Андреевской церкви нет колоколов, потому что, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и всё Левобережье. Основная застройка выполнена в 90-х гг.
ХIХ в. и в начале ХХ в. Ныне, воссозданный в старинном стиле, Андреевский спуск представляет собой место выставки-продажи живописи и изделий народного творчества под открытым небом. Андреевский спуск называют киевским Монмартром. В любой день, в любую погоду вы всегда увидите здесь несколько художников, демонстрирующих свои работы, развешенные на стенах, образцы прикладного искусства – украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки, вырезанные из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое. Тут также выступают певцы и артисты. На Андреевском спуске много небольших баров и кафе, где можно отдохнуть и расслабиться. Здесь – атмосфера города конца ХIХ – начала ХХ вв . Достопримечательностью улицы является дом №13, где жил писатель М.О.Булгаков, автор романов "Белая гвардия", "
Дни Турбиных". Этот дом сейчас является музеем Булгакова. Также на Андреевском спуске функционирует уникальный музей одной улицы. В нём представлена история Андреевского спуска в картинах, фотографиях и других вещах от старины до наших дней. Вдоль всей улицы много картинных галерей, художественных салонов. В тенистом парке, что ниже церкви, вы можете увидеть скульптуры
Ивана Кавалеридзе. Верхний город. Верхний город располагается на северной от Крещатика возвышенности. По всей длине склонов Днепра до речки Лыбедь простирается главная улица Верхнего города – Владимирская. На улице много интересных зданий: земельный банк, Присутственные места, здание земства, особняк архитектора
А.В. Беретти, Педагогический музей. Примечательны площади вдоль ул. Владимирской: базарная площадь города Х в. Торжок, фундамент первой каменной церкви на Руси – Десятинной, сожженной татаро-монголами в 1240г. На ул. Владимирской находится один из самых замечательных памятников украинской архитектуры – красивейшая Андреевская церковь, возведенная в 1754г. по проекту
Б.Ф. Растрелли в стиле барокко. Напротив расположен исторический музей Украины – один из старейших и крупнейших научно–просветительских центров страны. Доминантой Верхнего города является Софиевская площадь. На ней расположен монастырь – древняя резиденция киевских митрополитов. Издали, виден золотой купол колокольни (1706, реконструкция 1852) высотой 76м. Поражает красотой одиннадцатикупольный Софийский собор (ХIв.), сооруженный Ярославом Мудрым. Собор входит в список ЮНЕСКО охраны самых ценных памятников архитектуры мира. Внутри частично сохранились фрески и мозаики ХI в. В центре площади памятник Богдану Хмельницкому (1888, М.О. Микешин). Далее – сквер с Золотыми воротами. Они получили название по сходству с константинопольскими
Золотыми воротами, которые также были парадным въездом в город. Про строительство киевских Золотых ворот упоминается в летописи, датируемой 1037 годом. Над воротами возведена надвратная церковь Благовещения с позолоченным куполом. Защитный павильон воспроизводит первоначальный вид памятника. В сквере – скульптура Ярослава Мудрого. Ниже по улице – площадь оперного театра, труппа и балет которого
являются одними из лучших в Европе. На площади установлен памятник композитору Н.В. Лысенко – классику украинской музыки . Далее по ул. Владимирской находится здание Президиума Академии наук, памятник первому Президенту Украины M. Грушевскому, главный корпус Национального университета им. Т. Шевченко. Здание, сооруженное в 1840г. по проекту архитектора
Беретти, является одним из величайших образцов архитектуры классицизма первой половины XIX века. Красный и черный цвета сооружения отвечали цветам лент ордена святого Владимира, чье имя носил университет. В Верхнем городе находится много значительных улиц. Улица Б. Хмельницкого, на которой расположены Театр русской драмы им. Л. Украинки, Музей литературы Украины, научно – природоведческий музей,
Музей медицины. Бульвар Т. Шевченко с памятником и музеем Т.Г. Шевченко, Гуманитарным корпусом и Клиниками медицинского университета (архитектор А.В. Беретти), Педагогическим университетом. На бульваре Т.Шевченко расположен всемирно известный Кафедральный Владимирский собор, сооруженный в конце 19в. по проекту А.В. Беретти. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые выполнили художники В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и др. Также интересна улица Б. Житомирская с красивыми жилыми домами, Институтом теории и истории архитектуры. Улица начинается у Михайловской площади, на которой находятся здания Детского музыкального театра (архитектор
А.В. Беретти) и МИДа (архитектор И.Г. Лангвард). На площади восстановлен Михайловский златоверхий собор, замечательный памятник древнерусской архитектуры со знаменитыми мозаиками. В центре площади памятник княгине Ольге (1911, И.П.Кавалеридзе), восстановленный в 1996г. Улица заканчивается Львовской площадью – северными воротами древнего Киева.
На площади находятся Министерство торговли, Дом художника, строится здание театрального института. Рядом с площадью –Художественный институт (бывшая Духовная семинария). Недалеко Покровский женский монастырь с Николаевским собором, расписанным фресками 80-х. годов ХХ в. Крещатик. Крещатик – центральная улица Киева.
Проходит через Старокиевский и Печерский районы и простирается от Европейской до Бессарабской площади. Район сегодняшнего Крещатика представлял собой в далекие времена глубокую долину, где протекал небольшой ручей, изрезанную поперечными балками и покрытую густой растительностью. В северо-восточном направлении долина выходила к Днепру, а в южно-западном – в бассейн р.
Лыбедь. Эта местность именуется в планах “Крещатой долиной”, откуда и идет сегодняшнее название улицы Крещатик. Вдоль ручья шла дорога, которая имела важное значение для Киева во все периоды его существования. В конце ХVІІІ в. часть дороги Крещатой долины на расстоянии от Конной площади, где проходили конные ярмарки (нынешней Европейской площади), к ул. Прорезной начинает превращаться в улицу с односторонней застройкой в основном правой стороны. В 1803г. застраивается на этом же отрезке и левая сторона дороги, причем на всей части Крещатика строились исключительно жилые дома, кроме одной усадьбы – первого в Киеве театра, построенного по проекту архитектора А.Меленского в 1802-1805 гг. (теперь на этом месте здание Украинского дома). В это время улица называется Театральной.
Окончательные очертания Крещатик принимает в проекте плана Киева 1837г. По проекту улица продлевается до сегодняшней Бессарабской площади, включает в себя три площади и имеет название Крещатицкая. В середине XIX в. в начале Крещатика закладывается декоративный сад – Владимирская горка. На Крещатицкой улице появляются в разных местах каменные дома в два и три этажа.
Застройка удачно подчеркивает особенности ландшафта и размещается вдоль улицы свободно стоящими отдельными домами в индивидуальных усадьбах. В 1851г. по проекту архитектора А.В. Беретти было построено первое большое каменное строение для дворянского губернского собрания (сегодня на этом месте Дом профсоюзов); в 1838-42 гг. построено по его же проекту 3-этажное здание Института благородных девиц, которое, хотя и не стояло непосредственно на линии
Крещатика, однако его выгодное расположение в прилегающем квартале на высоте 25м над улицей оказывало влияние на архитектурно–пространственное оформление Крещатика и прилегающей Крещатицкой площади (теперь Майдан Незалежности) (во время войны дом сгорел, при восстановлении был реставрирован и реконструирован, сейчас здесь находится Международный Центр культуры и искусства).
В это время архитектору В.И. Беретти принадлежала двухэтажная гостиница на углу Крещатика и Бессарабской площади (дом не сохранился) на месте дома, где теперь находится кинотеатр “Орбита”. В этой гостинице осенью 1846г. останавливался Т.Г. Шевченко. Бывал поэт и на противоположной стороне Крещатика, в доме Сухоставских, где жил М.И. Костомаров, у которого собирались члены Кирилло-мефодиевского общества. С 1870г. торгово-промышленная и деловая жизнь города постепенно переходит с Подола на Крещатик. Активность застройки Крещатика резко возрастает. Примерами лучшего архитектурно-художественного творчества того времени были дома: № 6 (архитекторы Зекцера и Торова), №8 – здание Петербургского банка (архитектор Л.М. Бенуа), №12, до надстройки (архитектор А.В. Беретти), №16 (неизвестного автора), №32 –
Российский банк для внешней торговли, одно из немногих зданий, сохранившихся до нашего времени (архитектор Ф.И. Лидваль). В 1902-1903 гг. на углу ул. Прорезной было построено здание Дома Российского страхового общества (архитектор В.В. Городецкий). В 1913-1914 гг. по проекту архитектора П.С. Андреева строится Пассаж, который состоял из двух параллельных корпусов, завершенных воротами,
которые создавали проезд (во время войны Пассаж был разрушен, а в послевоенные годы отстроен и реконструирован). В 1910г. по проекту архитекторов И.П. Бобрусова и П.Ю. Гая сооружается здание Крытого рынка на Бессарабской площади. Оканчивался Крещатик 3-этажным зданием Купеческого собрания в саду на нынешней Европейской площади, построенного по проекту архитектора
В.Н. Николаева (1882г.). Сейчас здесь находится Национальная филармония, зал которой и сегодня славится своей чудесной акустикой. В начале ХХ в. на Крещатике уже были: водопровод, канализация, газ, электричество, с 1892г. функционирует трамвай (первый в царской России). Дальнейшее строительство и реконструкция улицы становились невозможными по причине слишком большой плотности застройки. В период советской власти наиболее интенсивная застройка и реконструкция
Крещатика велась в 1936-1941 гг. по генеральному плану города 1930-1940 гг. В 1936г. на Крещатике были сняты рельсы трамвайных линий, которые загромождали центральную часть улицы, улица была заасфальтирована, начал функционировать троллейбус, по краям тротуаров высажены деревья со стрижеными шаровидными кронами и установлены фонари. Полностью были реконструированы помещения почти всех магазинов в нижних этажах зданий по обеим сторонам Крещатика. В 1936-1939 гг. на углу нынешней ул. Грушевского по проекту архитектора Фидмана (мастерская А.В.Щусева) был построен Центральный универмаг. Во время войны здание было частично разрушено, в послевоенные годы восстановлено, в 1958-1960 гг. достроено (архитекторы И.В.Гомоляка и В.В.Жога) и в 1985г. – реконструировано. Реконструирована Европейская площадь и вход в Крещатицкий парк.
В результате проведения строительных работ, и также того, что здесь сосредоточилось значительное количество административно-гражданских учреждений, лучшие магазины, театры, кино, отели – Крещатик по праву стал называться лучшей улицей города. Во время войны Крещатик был почти полностью разрушен. Но уже в 1943 году, сразу после освобождения города, начинаются работы по восстановлению улицы – проработаны
трасса и основные линии будущего Крещатика.