Кикабидзе
Вахтанг Константинович
Народный артист Грузии, лауреат Государственных премий
Родился 19 июля
1938 года в городе Тбилиси. Отец – Кикабидзе Константин Николаевич (погиб в
1942 году под Керчью). Мать – Багратиони Манана Константиновна, известная
грузинская певица. Супруга – Кебадзе Ирина Григориевна, в прошлом балерина.
Дети: дочь Мария – актриса Тбилисского академического театра имени Шота
Руставели, снимается в кино, преподает в театральном вузе сценическое
мастерство. Сын Константин – художник, три года работал по контракту в Москве в
посольстве Грузии. Старший внук Георгий, сын дочери, учится в Англии в
университете Шиллера, на факультете гостиничного дела и туризма. Среднему
внуку, Вахтангу, 12 лет; младшему, Ивану, – 3,5 года.
В юности
Вахтанг мечтал стать художником, но потом понял, что хочет быть артистом,
поскольку, по его образному выражению, вырос за кулисами. Его мать с детства
приучила мальчика любить музыку. Целыми вечерами он со своими приятелями
бренчал на гитаре, потом стал участвовать во всех кружках самодеятельности,
какие только были в городе. “Не пел я только в ансамбле вуза, где учили на
ветеринаров, потому что там его не было”, – вспоминает с усмешкой Вахтанг
Константинович. Когда у него пропал голос на целых пять (!) месяцев, он тогда
испугался: а что будет, если голос не вернется? И решил, что пойдет
расклейщиком афиш, продавцом билетов в театральную кассу, лишь бы иметь
отношение к эстраде.
Видимо, эта
непреодолимая тяга и заставила его в 1959 году бросить учебу в институте
иностранных языков и отправиться в филармонию в полной уверенности, что его
примут с распростертыми объятиями. Перед членами приемной комиссии он спел
популярную иностранную песню, но комиссии не понравилась его хрипотца:
“Подобными голосами поют на загнивающем Западе, в нашей стране такие певцы
не нужны!”. Однако фортуна была милосердной к начинающему певцу. Сразу
после того как его “забраковали”, по телевизору показали фильм
“Поет Ив Монтан”. Вахтанга вызвал директор филармонии Кипиани и
сказал: “Оденьте его в серый костюм и водолазку, как у Ива Монтана, –
пусть поет”. Хрипотца Кикабидзе всегда придавала особый шарм его
исполнению, но была не природной или наигранной, а стала, по его словам,
результатом перенесенного в детстве ревматизма, когда во время войны ему с
мамой пришлось жить в малюсенькой 5-метровой комнатушке с цементным полом, и не
было денег, чтобы его утеплить.
Позднее Вахтанг
понял, что классически чистый голос – не всегда залог успеха. Леонид Утесов,
Шарль Азнавур, Луи Армстронг не обладали мощными вокальными данными, и тем не
менее стали звездами мировой величины. Еще он понял, что есть шансонье и есть
певцы. Шансонье поют даже не голосом, а душой. Он научился вкладывать в
исполнение целиком всю душу, и этой своей манере остается верен до сих пор.
Вахтанг Кикабидзе поет песни, написанные лучшими композиторами и поэтами
шансона – Мовсесяном, Таничем, Канчели, Ошаниным, Шафераном, Экимяном,
Морозовым, и сам пишет прекрасные стихи для своих песен.
В 1959 году В.
Кикабидзе стал артистом Тбилисской филармонии. Начало его творческого пути на
эстраде связано с джазовыми ансамблями “Диэло” и “Орэра”, в
которых он выступал в 60-е и 70-е годы. Зародившись на подмостках Государственного
политехнического института, Тбилисского университета и Грузинской
консерватории, джазовые ансамбли быстро переросли рамки самодеятельных, стали
профессиональными музыкальными коллективами. Хотя ансамбль “Диэло”
был вокальной джазовой группой, но слово “джаз” старались тогда не
произносить, и вместо него чаще звучало весьма обтекаемое
“вокально-инструментальный ансамбль”.
Грузинские ВИА
обладали одной характеристикой, которая способствовала популяризации джазовых
ритмов: они не только создавали джазовые композиции на основе традиционной
народной музыки, но и широко использовали многоголосие, которое типично для
народной песенной культуры Грузии. В стране, где мужчины, никогда
профессионально не учась и не зная законов гармонии, способны за столом спеть
популярную народную песню на несколько голосов, эти ансамбли были просто
обречены на признание, тем более что делали они свое дело
высокопрофессионально. Залогом успеха ансамбля “Орэра”, в который
Кикабидзе пришел в 1966 году, было то, что его репертуар был широк и
интернационален: “Орэра” пела о русской рябине, грузинских виноделах
и бразильских карнавалах… Наверное, именно тогда и сложился Вахтанг Кикабидзе
как артист, для которого не существует ныне государственных границ на
постсоветском пространстве, и его поклонники на территории бывшего СССР не
воспринимают и вряд ли когда-нибудь воспримут его как иностранца. Именно он и
несколько других известных грузинских исполнителей сделали для
российско-грузинской дружбы больше, чем все политики и дипломаты вместе взятые.
Обаяние,
запоминающаяся улыбка, актерское мастерство и вдумчивый взгляд Кикабидзе
привлекли к нему внимание кинорежиссеров. В 1969 году Георгий Данелия пригласил
его на главную роль в своем фильме “Не горюй!”, где он сыграл врача
Бенджамина. Тогда Кикабидзе исполнилось тридцать лет, он был не слишком опытен,
но его типаж удивительно органично вписался в среду, в сюжетные коллизии, и как
драматический актер он начался именно с этого фильма.
А потом был
легендарный фильм “Мимино”, после которого в адрес Кикабидзе стали
часто приходить письма именно на это имя. Сотни, тысячи, десятки тысяч писем. С
тех пор летчики общаются с ним как с коллегой и даже вручили комплект формы и
удостоверение пилота первого класса с доступом на все виды воздушного
транспорта.
Впоследствии
Вахтанг Кикабидзе освоил еще две творческие профессии: сценариста и
кинорежиссера. Произошло это в какой-то мере случайно. В 1979 году он попал в
клинику имени Бурденко, где ему предстояла сложнейшая операция, еле ходил, и
болезнь приводила его в отчаяние. Но замечательный хирург Александр Михайлович
Коновалов вернул Кикабидзе к жизни. После операции ему пришлось долго
проваляться на больничной койке, и он стал сочинять рассказы, вспоминал истории
из своего детства, связывал их в единое целое. Когда вышел из больницы, пришел
к Резо Чхеидзе и предложил свой сценарий, который тому понравился. Так вместе с
Тамазом Гомелаури он снял фильм “Будь здоров, дорогой” (1981). Второй
поставленный им фильм – “Мужчина и все остальные” вышел на экраны в
1985 году. Последний фильм с В. Кикабидзе в главной роли называется
“Фортуна”. Он был закончен Г. Данелией в 1999 году.
Ему,
популярному артисту, ветерану эстрады, как и прежде, нужна широкая аудитория,
огни рампы и гастроли. Ничто так не угнетает и не лишает покоя, как
невостребованность таланта. Артист вернулся на эстраду. Но возраст, опыт,
зрительские вкусы определили и жанр: теперь это уже не джаз, не бурные ритмы
70-х годов – Вахтанг Кикабидзе стал классическим шансонье. Его песни в этом жанре
“Мои года – мое богатство” и “Проводы любви” были любимы
всегда, но теперь к ним прибавилось много других. В 1997 году студия
“Союз” выпустила на компакт-дисках и аудиокассетах три альбома, в
которых были собраны лучшие песни Вахтанга Кикабидзе за последние тридцать лет.
Это музыкальное издание получило наименование “Золотых шлягеров Вахтанга
Кикабидзе”. Была во всем этом, конечно, своя закономерность – артисты
такого класса не имеют права уйти на покой, – но была и фортуна. Встреча с
импресарио и продюсером Иосифом Пригожиным, человеком деятельным, взыскательным
и деловым, обладающим к тому же хорошим творческим вкусом, сделала процесс
возвращения Вахтанга Кикабидзе на эстраду своего рода триумфом.
По словам
И.Пригожина, В.Кикабидзе – это история, о которой нельзя дать забыть, и кроме
всего прочего он удивительный и очень хороший человек.
График работы у
Кикабидзе сейчас более чем плотный. В Тбилиси, где у него семья, сын, дочь, он
бывает наездами. В начале сентября 1999 года В.Кикабидзе стал первым исполнителем
из экс-СССР, выступившим в “Лондон-Палладиуме” – одном из пяти лучших
залов мира. На трехчасовой концерт, во время которого не было произнесено ни
одного слова по-английски, собрались не только ожидавшиеся русские, грузины и
евреи, но и множество англичан, индийцев и китайцев. В 1999 году на студии
“ОРТ-рекордз” вышел новый альбом Вахтанга Кикабидзе под названием
“Танго любви”.
Творчество В.
Кикабидзе оценено по достоинству. Он – лауреат Государственной премии СССР
(1980) за кинофильм “Мимино”, лауреат премии КГБ СССР за телефильм
“ТАСС уполномочен заявить”, Народный артист Грузии, кавалер ордена
Чести Грузии (1965), ордена Вахтанга Горгасали III степени (1966), кавалер
международного ордена Николая Чудотворца (1967, Украина), кавалер ордена святого
Константина Великого (1998, Россия). С 1994 года внесен в международную
энциклопедию “Кто есть кто”. В Москве в мае 1999 года на площади
Звезд была заложена именная звезда В. Кикабидзе. В 1999 году он получил премию
имени Л.О. Утесова.
В. Кикабидзе
очень любит родную Грузию, народную грузинскую музыку, песни Луи Армстронга и
Клавдии Шульженко, творчество художников-примитивистов, особенно Гурама
Гоголадзе, фильмы с участием голливудского актера Аль Пачино. Не любит когда
певцы зовут себя звездами – такое звание должен давать только народ; когда
актеры стараются выделиться с помощью скандалов в личной жизни; когда грузин
называют “лицами кавказской национальности” – “Что это за
национальность такая?! Есть азербайджанцы, армяне, грузины, дагестанцы!”
Самого В. Кикабидзе можно с полным основанием назвать человеком, который
олицетворяет собой душу Кавказа, его музыкальность, его интернациональный
характер и благородство преданных друзей.
По признанию
близких, Вахтанг Константинович – очень легкий человек в семейной жизни. Любит
хозяйничать, с удовольствием ходит на рынок. Умеет готовить уху, которая совсем
не пахнет рыбой. Его любимые литературные произведения: “Хаджи Мурат”
Л.Н. Толстого и “Иметь, не иметь” Э. Хемингуэя; фильмы: “Не
горюй”, “Полет над гнездом кукушки”, “Бег”;
исполнители: Рэй Чарльз, Джо Кокер, Марк Бернес, Нани Брегвадзе, Леонид Утесов;
виды спорта: футбол, бокс, плавание.
Как-то
известный грузинский политик Важа Лордкипанидзе в бытность послом Грузии в
Москве рассказывал, что в конце 80-х годов в Грузии были популярны идеи
монархизма и некоторые грузинские политики всерьез предлагали вернуться к
монархии и найти для Грузии царя. На общественном собрании, на котором
обсуждались разные кандидатуры, Важа Лордкипанидзе выдвинул кандидатуру Кикабидзе,
поскольку его мать, Манана Багратиони – царских кровей. “Зачем где-то
искать, ездить, когда – вот он, высокий, красивый, умный, хорошо поет, отличный
тамада, с чувством юмора, народ его любит, благородный – что еще нужно для
монарха?” – убеждал он.
В этой
характеристике, которая в полной мере определила несколько специфический набор
качеств, необходимых для грузинского престолонаследника, Вахтанг Кикабидзе не
нашел, однако, главного для себя. Можно быть либо монархом, либо всеми любимым
артистом. Он предпочел царить там, где склоняют голову не перед властью, а
перед талантом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/