Ким Юлий Черсанович

Ким
Юлий Черсанович

Лауреат Государственной литературной премии имени Б.
Окуджавы

Родился 23
декабря 1936 года в Москве. Отец – Ким Черсан (1904-1938). Мать – Всесвятская
Нина Валентиновна (1907-1974). Супруга – Луговая Лидия Михайловна (1947 г.
рожд.). Дочь – Ким Наталия Юльевна (1973 г. рожд.).

Когда Юлию было
два года, в семью пришло горе: был репрессирован и расстрелян отец, сослана
мать. Вернувшись из ссылки в 1946 году, мать поселилась в городе Малоярославце
Калужской области, затем уехала с сыном в Ташауз (Туркмения) на заработки.

В 1959 году
Юлий Ким окончил историко-филологический факультет Московского государственного
педагогического института имени В.И. Ленина и в течение пяти лет работал
учителем русского языка и литературы в средней школе поселка Ильпырский
Карагинского района Камчатки. В 1962 году Юлий Ким возвратился в Москву,
преподавал в средней школе № 135, затем – в физико-математическом специнтернате
№ 18 при МГУ (1965-1968). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с
учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в
которых были все элементы мюзикла.

В 1965-1968
годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966
году он женился на Ирине Петровне Якир (1948-1999) – внучке репрессированного
командарма И.Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был
арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Юлий Ким
был вынужден оставить педагогическую и существенно ограничить концертную
деятельность и с тех пор профессионально занимается сочинением пьес, а также
песен для театра, кино и телевидения. В 1969 году из-за невозможности
публиковаться под собственным именем он берет себе псевдоним – Ю. Михайлов.

Будучи
студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи. Его первые
концерты в Москве состоялись в начале 1960-х годов. Молодой автор и исполнитель
быстро вошел в число наиболее популярных и любимых бардов. Его песни стали
звучать в кинофильмах, а вскоре он начал и специально сочинять для кино и
телевидения. В 1968 году получил первые предложения написать песни для
театральных спектаклей. С 1970 года Юлий Ким сотрудничает с композиторами В.
Дашкевичем, Ген. Гладковым, А. Рыбниковым и другими.

В 1974 году
Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над
собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей
пьесе “Ной и его сыновья”. В том же году отказался от использования
псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый
диск с его песнями – “Рыба-кит”, которая на многие годы становится
хитом в бардовской братии. Одновременно был снят фактически существовавший
запрет литературной и театральной критике на обсуждение в печати творчества
Юлия Кима.

Ранние песни
Юлия Кима проникнуты юмором и доброжелательной иронией. Автор как бы с кем-то
постоянно перемигивается, переглядывается, перекликается. Даже первые его –
камчатские – песни были “ослепительны и пятнисты, как оттаивающая тундра,
как расписанная солнечными бликами сопка, как пенный гребешок волны камчатского
берега” (Л. Анненский).

В песнях
диссидентского цикла автор остается неуязвимым под защитой остроумного
иносказания, смысл которого, впрочем, достаточно прозрачен, причем текст – это
скорее обманное движение, ловушка. В действительности убийственен сарказм, а не
пафос: Ким не гневается и, кажется, вообще избегает проявления чувств.

В песнях для
театра, кино и телевидения он развивает традиции литературной стилизации.
Речитативность, оперность, частушечный говор, романсовые интонации, разговорные
аппликации – все это мастерски организуется в песню “Перечень жанров от
частушки до молитвы и партнеров от Свифта до Горина – вовсе не литературоведческое
обоснование песни, а та же песня. Надо только вслушаться. Надо уловить в этой
пестроте лейтмотивы. В этом столпотворении фигур – линии постижения” (Л.
Анненский).

К настоящему
времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований виниловых и лазерных
дисков, аудио- и видеокассет с записями авторских песен, среди которых:
“19 октября” (1994), Собрание из трех дисков “Театр Юлия
Кима” (1996), Собрание сочинений из семи дисков (1997-1998).

Песни Юлия Кима
вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии
современной русской поэзии, в числе которых “Строфы века”
(составитель Е. Евтушенко, 1994).

Юлий Ким –
автор 15 книг песен, стихов, пьес, очерков и мемуаров. Среди них: “Я –
клоун” (1989), “Творческий вечер” (1990), “Летучий
ковер” (1990), “Московские кухни” (1990), “Волшебный
сон” (1990), “Своим путем” (1995), “Еврей Апелла”
(1997), “На собственный мотив” (1998), “Собранье пестрых
глав” (1998), “Мозаика жизни” (2000), “Путешествие к
маяку” (2000), “Сочинения” (2000).

Перу Юлия Кима
принадлежат три киносценария. По двум из них на Студии детских и юношеских
фильмов имени М. Горького режиссером М. Юзовским поставлены кинофильмы
“После дождичка в четверг” (1985) и “Раз, два – горе не
беда” (1989), к которым Ю. Ким написал также тексты песен (на музыку Ген.
Гладкова и Р. Гринблата). Помимо этого он является автором песен, романсов,
вокальных номеров или их текстов еще более чем к 40 кино- и телефильмам, среди
которых: “Улица Ньютона, дом 1” (режиссер Т. Вульфович; Ленфильм, 1963),
“Похождения зубного врача” (режиссер Э. Климов; Мосфильм, 1965),
“Бумбараш” (режиссер Н. Рашеев, А. Народицкий; композитор В.
Дашкевич, Студия имени А. Довженко, 1972), “Точка, точка, запятая…”
(режиссер А. Митта; композитор Ген. Гладков; Мосфильм, 1973), “Двенадцать
стульев” (режиссер М. Захаров; композитор Ген. Гладков. ЦТ, Т/о
“Экран”, 1976), “Маяковский смеется” (режиссеры С. Юткевич,
А. Каранович; композитор В. Дашкевич; Мосфильм, 1976), “Про Красную
Шапочку” (режиссер Л. Нечаев; композитор А. Рыбников; Беларусьфильм,
1977), “Красавец мужчина” (режиссер М. Микаэлян; композитор В.
Дашкевич; ЦТ, Т/о “Экран”, 1978), “Обыкновенное чудо”
(режиссер М. Захаров; композитор Ген. Гладков; ЦТ, Т/о “Экран”,1978),
“Голубой карбункул” (режиссер Н. Лукьянов; композитор В. Дашкевич; –
Беларусьфильм, 1979), “Короли и капуста” (режиссер Н. Рашеев;
композитор В. Дашкевич; Студия им. А. Довженко, 1979), “Пять вечеров”
(режиссер Н. Михалков; Мосфильм, 1979), “Сватовство гусара” (режиссер
С. Дружинина; композитор Ген. Гладков; ЦТ, Т/о “Экран”, 1979),
“Ярославна, королева Франции” (режиссер И. Масленников; композитор В.
Дашкевич; Ленфильм, 1979), “Дульсинея Тобосская” (режиссер С.
Дружинина; композитор Ген. Гладков; Мосфильм, 1980), “Сказка
странствий” (режиссер А. Митта; композитор А. Шнитке; Мосфильм при участии
студий ЧССР и СРР, 1983), “Пеппи Длинный Чулок” (режиссер М.
Микаэлян; композитор В. Дашкевич; Мосфильм, 1984), “Формула любви”
(режиссер М. Захаров; композитор Ген. Гладков; Мосфильм, 1984), “Дом,
который построил Свифт” (режиссер М. Захаров; композитор Ген. Гладков; ЦТ,
Т/о “Экран”, 1985), “Роковые яйца” (режиссер С. Ломин;
композитор В. Дашкевич; АДА-ФИЛЬМ; ТРИЛОБИТ (Чехия), 1995).

Юлий Ким
является автором либо соавтором свыше 20 пьес, мюзиклов, либретто, постановок и
композиций. Среди них: “Как вам это понравится” (Московский
драматический театр на Малой Бронной; режиссер П. Фоменко, 1969),
“Странствия Билли Пилигрима” (Центральный академический театр
Советской Армии; режиссер М. Левитин, композитор В. Дашкевич, 1975),
“Фламандская легенда” (Рок-опера; Ленконцерт, ВИА “Поющие
гитары”; режиссер С. Илюхин; композитор Р. Гринблат, 1977),
“Иван-царевич” (Московский театр имени В. Маяковского; режиссер Е.
Каменькович, 1982), “Старший сын” (Московский академический
музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко;
режиссеры М. Дотлибов, М. Кисляров; композитор Ген. Гладков, 1983), “Ной и
его сыновья” (Московский драматический театр имени К.С. Станиславского;
режиссер А. Товстоногов, 1985), “Клоп” (Фолк-опера; Кемеровский театр
оперетты; режиссер Ю. Чернышов; композитор В. Дашкевич, 1986), “Волшебный
сон” (Московский театр имени В. Маяковского; режиссер Е. Каменькович;
композитор Ген. Гладков, 1987), “Московские кухни” (Московский
театр-студия “Третье направление”; режиссер О. Кудряшов; композитор
Ю. Ким, 1989), “Страсти по Бумбарашу” (Московский театр под
руководством О. Табакова; режиссер О. Машков; композитор В. Дашкевич, 1993),
“Безразмерное Ким-танго” (Театр “Эрмитаж”; режиссер М.
Левитин, 1997), “Как Иван Чонкин самолет сторожил” (Норильский
Заполярный драматический театр; режиссер А. Зыков; композитор В. Дашкевич,
1997), “Кто Царевну поцелует?” (Московский театр юного зрителя;
режиссер Б. Рабей, 1997), “Золотой тюльпан Фанфана” (“У
Никитских ворот”; режиссер М. Розовский, 1998), “Страсти по
Митрофану” (Театр имени Моссовета; режиссер Б. Щедрин, 1998), “Где
орех Кракатук?” (Норильский Заполярный драматический театр; режиссер А.
Зыков, 1999) и другие. Во многих из них Юлий Ким выступил также как автор или
соавтор музыки, песен, вокальных номеров, текстов песен.

Песни (или
тексты песен) написаны им также к пьесам: “Одной любовью меньше”
(Калининский ТЮЗ; режиссер Р. Виктюк, 1969), “Бумбараш” (Горьковский
ТЮЗ; режиссер Б. Наравцевич; композитор В. Дашкевич, 1971), “Тиль”
(Московский театр имени Ленинского комсомола; режиссер М. Захаров; композитор
Ген. Гладков, 1973), “Май не упусти” (Центральный детский театр;
режиссер Л. Эйдлин; композитор В. Дашкевич, 1974), “Мизантроп”
(Ленинградский академический театр комедии; режиссер П. Фоменко; композитор А.
Николаев, 1978), “Две стрелы” (Театр-студия М. Розовского, 1979),
“Когда мы отдыхали” (Московский театр миниатюр; режиссер М. Левитин;
композитор В. Дашкевич, 1979), “Принцесса и это” (Государственный академический
центральный театр кукол; режиссер В. Кусков; композитор Ген. Гладков, 1983),
“Суд над судьями” (Московский государственный академический театр
имени Моссовета; режиссер П. Хомский; композитор В. Дашкевич, 1983), “Не
покидай меня, весна” (Московский театр-студия “Третье
направление”; режиссер О. Кудряшов; композитор Ген. Гладков, В. Дашкевич,
1986) и ко многим другим. Эти пьесы, постановки, мюзиклы идут в театрах Москвы,
Санкт-Петербурга, Орла, Тамбова, Вильнюса, Омска, Красноярска, Норильска и других
городов России и стран ближнего зарубежья.

Юлий Ким –
лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000). Он
является членом Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991),
Пен-клуба (1997).

Основным делом
своей жизни Юлий Черсанович считает работу над текстами песен и исполнение их
под гитару. Он ведет интенсивную концертную деятельность, в частности, наряду с
Россией выступал в США, Германии, Франции, Израиле, Дании и многих других
странах. В концертах поет как песни, сочиненные для собственного исполнения,
так и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку
других композиторов.

Песни Юлия Кима
сразу угадываются по особой интонации, в которой сочетаются ироничность и
безмятежность, разумный скепсис и умение подчеркнуть мысль, спрятав эмоции. В
Юлии Киме удивительным образом сохранилась детская наивность чистой души, вера
в человека, в чудесное свойство человеческой доброты. Все это проявляется и на
сцене, где обаяние его неординарного и какого-то домашнего артистизма
неотразимы, а элемент исполнительской импровизации совершенно очевиден. Залом
он владеет безраздельно. При этом искус самолюбования, восторг от собственной
персоны для него абсолютно неприемлемы: творчество всегда выше успеха.

Юлий Ким –
человек с активной общественной позицией. Известны его многочисленные интервью
и выступления в печати по актуальным вопросам российской общественной жизни. В
свободное от работы время любит бывать у друзей, посещать памятные ему места.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/