МОУ «СОШ с. Леляевка Новобурасского района Саратовской области»Урок по теме:«Класс Земноводные»Подготовила учитель биологии Кликушина Елена ВикторовнаЗадачи урока: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, показать особенности размножения земноводных, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб; раскрыть многообразие в связи с приспособленностью к среде обитания; показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость; совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.Оборудование: фотографии, рисунки с изображением земноводных, «Энциклопедия животных 2004 год» современная мультимедиа – энциклопедия, влажный препарат «Развитие лягушки»; презентация «Многообразие земноводных»^ ХОД УРОКА1. Организационный момент2. Изучение новой темы1. Общая характеристика представителей класса земноводных. В классе земноводных известно около 4 тысяч видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен (см. рис. 98-103 учебник В. В. Латюшина) , демонстрация слайдов из «Энциклопедии животных 2004 год»); презентации «Многообразие земноводных». Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются – безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. ( После рассказа учитель обращается к заранее заготовленной на доске таблице «Схема классификации земноводных») Класс Отряд Бесхвостые Хвостатые Безногие Представи-тели ЛягушкиЖабыЖерлянки ТритоныСаламандры Червяга Амфибии появились на Земле около 350 млн. лет назад, от древних кистеперых рыб. (Рассмотрите влажный препарат «Развитие лягушки». Обратите внимание на наличие личиночной стадии, жабер, хвоста – доказательство того, что на первых стадиях развития головастик похож на рыбу.) Если бы можно было рассмотреть внутреннее строение головастика, то мы увидели бы хорду, жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, сегментарное строение мышц. Земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.^ Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу? ( вопрос можно записать на доске) Учащиеся высказывают предположения, которые учитель записывает на доске. Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи: 1. Дыхание кислородом воздуха 2. Проблема высыхания. 3. Изменение характера передвижения. 4. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания. 5. Проблемы восприятия окружающей среды при помощи органов чувств. 6. Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время. Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Организуется самостоятельная работа с учебником по заданию: а) прочитать статью «Общая характеристика» параграф 24 (учебник В. В. Латюшин) б) выявить черты приспособленности земноводных к жизни на суше в) заполнить соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни».(заранее заготовлена доске) После обсуждения формулируются выводы: 1. Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри. 2. Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах обитания и часто навещают водоемы. 3. Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги». 4. Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. 5. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой. 6. На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение. Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом? 1. У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. 2. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха. 3. Икра земноводных не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде. Итак, можно сделать вывод о том, что земноводные – животные, приспособленные к обитанию и в воде, и на суше. У них можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Учащиеся заполняют таблицу в тетради.^ Черты приспособленности земноводных К наземной среде К водной среде Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;Ноздри, легкие;Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;Свободные конечности для передвижения. Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;Размножение возможно только в воде;Кожное дыхание. ^ 2. Изучение многообразия земноводных. Самостоятельная работа с учебником по заданию: а) прочитать в параграфе 24 статьи «Отряд Безногие», «Отряд Хвостатые», «Отряд Бесхвостые». б) заполнить таблицу:3. Закрепление Выберите правильный ответ.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает: А) короткое тело, лишенное хвоста; Б) заостренная клиновидная голова; В) перепонка на задних конечностях. 2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает: А) широкое туловище; Б) наличие конечностей; В) клиновидная голова. 3. Слизь, выделяемая кожными железами, предохраняет лягушку от высыхания. Кроме т ого слизь: А) помогает добывать пищу; Б) помогает передвигаться в воде, уменьшая ее сопротивление; В) защищает организм от бактерий.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…