Классические традиции обучения грамоте

Горячева И. А.
Сегоднямногие родители, отдающие детей в школу, либо пребывают в замешательстве, либов блаженном неведении. Методики настолько непостижимы для родительскогосознания, что создается впечатление: это область только для посвященных.Причина такого усложнения – направленность нынешней системы образования нажесточайшую интеллектуальную подготовку. Все родители стремятся, как можнораньше обучить детей грамоте, чтобы облегчить для них путь вхождения в школьнуюжизнь. Часто мы слышим произнесенную с умилением фразу: мой ребенок знает всебуквы с трех лет! Нескончаемая гонка к дурной бесконечности. К сожалению, черезгод пребывания в школе желание учиться у детей пропадает, и дети теряют вкус кчтению, письму, школьным занятиям, не формируются умения связно высказываться, рассуждатьо вещах простых и естественных, разборчиво и стройно писать.
Вызваноэто уходом образовательных традиций старой, классической школы, понимания того,что образование – это не интеллектуальный прессинг, а способ «передачикультурно-исторического опыта, дар одного поколения другому»1, воспитание черезобучение. В современных методиках, учебниках происходит вымывание человеческогоначала, а с этим происходит и разрушение системы духовных и нравственныхкоординат. Для православной семьи немаловажно, каково будет вхождение ребенка врусскую грамоту, посредством какой методики, поскольку любая методика так илииначе влияет на нравственность, на душу ребенка, тем более постижение родногослова, так как через слово ребенок познает все остальные науки, через слововходит в мир отечественной культуры, истории. И потому немаловажно, какуюпервую учебную книгу, какую Азбуку возьмет ребенок в руки. Первая учебная книгаоставляет ребенка такой глубинный след в его сознании, что память о нейсохраняется всю жизнь.
Мыбудем говорить об основателе научной педагогики в России К.Д.Ушинском и егоучебных книгах для чтения, составляющих единую книгу «Родное слово». Классикимыслили в простоте и естестве. Они вводили ребенка в жизнь через осознание еереалий при сохранении духовного строя понятий, их иерархии.
Спервых страниц Азбуки, сообщая ребенку азы русской грамоты и одновременноначиная знакомить дитя с окружающим миром, К.Д.Ушинский сразу в сознанииребенка выстраивает духовную иерархию ценностей, основополагающих жизненныхпонятий. При выполнении заданий, подготавливающих детскую руку к письму, он какбы вводит ребенка в его ближайшее окружение. На страницах, предлагающихрисование по клеткам, изображены всевозможные предметы, расположенные, как этовидно при внимательном рассмотрении, в духовно значимой градации. Сначала ребенокзрит то, что находится рядом с ним: учебные вещи, игрушки, житейские мелочи.Затем – очертания животных, растений, знакомых ребенку. И в конце изображенчеловек – доминирующая крепкая устойчивая фигурка мальчика. Над предметныммиром и миром природы главенствует человек, существо разумное, мыслящее.
Заупражнениями в рисовании по клеткам следует «Письменная азбука», в которойвновь отражена идея распознавания мира, близкого ребенку, и расширения кругапознаний, объяснения цели человеческого существования. Сначала идут отдельныеслова и в рисованном виде изображается все близкое ребенку: няня, детскиепроказы, жизненно значимые вещи: санки, часы, ружье, воз, дом, орудия труда;конечно же, животные домашние и дикие, растения. Без иллюстраций включены названиягородов. Следует значимый блок – именование людей христианскими именами –осознание людей детьми Божьими. И на последней странице «Письменной азбуки»изображен Христос, воздевший осеняющую руку, и фраза «Мир вам!», несущаяблагословение всему человеческому роду, всему тварному миру.
Авот «Печатная азбука», воспроизводящая содержание «Письменной», но уже безиллюстраций, скромно разделенная на главки английскими линейками, заканчиваетсяуже иной фразой: «Люди живут в мире, да не в мире». В ней содержитсяотрезвляющее указание на гнездящийся в человеческом житии порок и через логикувсего предыдущего содержания наставление в обретении на жизненном пути мирадушевного, исправления и совершенствования мира внутреннего.
Привнимательном рассмотрении обнаруживается, что все материалы Азбуки расположеныв духовно значимой для детского миропонимания градации: в этом лаконичномматериале отражена идея распознавания мира, близкого ребенку, постоянногорасширения круга познаний, объяснения места человека в мире и цели его земногосуществования. Лишь единожды во всем «Родном слове» Спаситель присутствует«Лично» в Азбуке. И это глубоко символично. Возносящийся на небеса Сын Божийобещает утешение, Свое незримое присутствие, понуждает человека обнаруживатьБога в земном бытии, искать во всем духовный смысл, вглядываться в себя, соизмеряяс Идеалом. Тем самым ребенок подсознательно приобщается к тысячелетнейхристианской традиции Богоискания и педагогически «наставляется» на этоттернистый путь.
Таквиртуозно просто, лаконично Азбука – первая главная книга в жизни ребенка несетСлово Божие и передает все жизненные истины. Текстовой материал, несмотря накраткость, наполнение общечеловеческой лексикой, обладает неким ритмическимхарактером фраз, энергией живого слова, бодростью духа, отсутствием внешнейназидательности и истинностью высказываний. Читая отдельные слова, коротенькиепредложения Азбуки об упорстве алмаза, который только алмазом режется, обобязанности трудиться, предостережения от шалостей, хвастовства и бранных слов,ласковое обращение к отцу, деду, христианские имена, благословение Христово, усваиваявесь сплав христианских ценностей, обозначенных в Азбуке, ребенок признаетвысшие начала жизни, устремляется к добру, учится любить ближних, почитать родителей,серьезно относиться к труду, проникается осознанием необходимостисовершенствоваться, исправляться, понимает, что это требует больших усилий инастойчивости.
Классическаятрадиция художественного оформления на страницах первой детской книжки действуетна душу облагораживающе, а «всякое искреннее наслаждение изящным есть уже самопо себе источник нравственного чувства»2. Иллюстрации, выполненные вреалистической манере, дают настоящее, неискаженное представление об изучаемомпредмете, о его исключительности и ценности, оставляют глубинный след всознании ребенка. Шрифты, их плавные нажимные и волосяные линии, точки, центральнаясимметрия расположения материалов, наполненность пространства страницы«воздухом», изящные рисунки-эмблемы, ненавязчивая нумерация уроков, ясноразличимое главное и второстепенное создает общее впечатление ажура инапоминает легкую кованую решетку, ювелирное украшение. Композиционнаястройность каждой страницы, впитавшей классические художественные каноны, являетсявоплощением зримой гармонии.
Очевиденрезкий контраст современных Азбук с изданными в дореволюционное время, сАзбукой К.Д.Ушинского как образцом педагогической классики. Несмотря на то, чтошкола призвана готовить ребенка к жизни и давать ясное, цельное представление оместе человека в мире, на страницах учебников отсутствуют, искажаются илипринижаются значимые реалии человеческого бытия, имевшие ценность во всевремена и у всех народов. Из Азбук, первых учебных книг в жизни ребенка, уходитсама жизнь, ее главные ценности: семья, труд, природа, Родина, народ, язык…Ущерб компенсируется присутствием героев детских произведений, сообщающихжизненные истины и нравственные понятия. Но изобилие игрушечных героев, а такжечрезмерное использование учебной игры, считающейся на сегодняшний день наиболееэффективным способом обучения, создает атмосферу инфантилизма, искусственноготорможения духовного созревания и взросления детей, что выражается в сниженииих контроля над собственным поведением и ответственности за свои поступки.Допускаются вольности в художественном оформлении, наносящие вред эстетическомувкусу детей и разрушающие истинное представление о явлениях жизни. В качествематериалов для чтения порой используются третьесортные тексты, «захламляющие»или оскверняющие внутренний мир ребенка.
Начертаниеслова, его буквенное выражение, хранящее целостный образ, понятие, несущеепечать духа, подменяется символами, абстрактными схемами, выражающимихарактеристики звуков. Слово исчезает за шифром, схемой, конструкцией. В схемахи моделях, наводнивших учебники, теряется слово, живой атом языка, из-за чегорушатся духовные связи ребенка с миром, поскольку знание о мире воспринимаетсяв форме слова.
Заслугавведения подготовительного периода, служащего для ознакомления детей созвуковой и слоговой структурой слов до изучения букв и перехода к чтению, принадлежитК.Д.Ушинскому. В «Книге для учащих» он наглядно представляет все формы работыпо формированию фонематического слуха детей. Это упражнения в нахождениизаданного звука в словах, подбор слов на заданные звуки, расчленение слов наслоги и звуки, составление слов из звуков, замена и перестановка звуков водносложных словах, наращивание звуков в начале или конце слов и другие. Следуярекомендациям К.Д.Ушинского, важно отдавать приоритет активным звуковымупражнениям и учить детей распознавать процессы, происходящие в их собственномречевом аппарате, управлять этими процессами и осознанно воспринимать звуковуюматерию языка. Первые шаги по пути концентрации внимания на такой зыбкой, ускользающейматерии, как звук, позволяют в дальнейшем перенести внимание детей на слово, предложение,текст, не опираясь на всевозможные «подпорки», расслабляющее действующие надетское сознание и волю в целом.
Ксожалению, опыта современных мам и пап недостает, чтобы оценить и вредповсеместного «окающего» дробного чтения по слогам. Еще 150 лет назад важностьцельнословного чтения по литературным нормам подчеркивал К.Д.Ушинский, хотяуровень развития науки того времени не позволили ему обосновать важность такогочтения, но именно в его Азбуке мы видим над словами в местах несовпаденияпроизношения и написания звездочки, напоминающие ребенку, что он долженпроизнести слово по литературным нормам.
Крометого, в Азбуке К.Д.Ушинского мы видим отсутствие слогового деления. Гласныезвуки – ртораскрыватели, поэтому почувствовать границу слога для ребенка, хорошоразличающего звуки, не составляет труда: сигналом границы слога будет раскрытыйрот. Обнаружить слог в слове под силу любому ребенку, не имеющемулогопедических проблем. Интуитивно усвоенная логика слогового деления, процесспоиска слоговых границ изначально формируют у детей исследовательские навыки, которыетак необходимы при постижении языковых законов. Кроме того, гораздо понятнее, прочнее,основательнее то, что обнаружено самостоятельно, нежели то, что расчленили ипредоставили сознанию воссоединять.
Зрительнаяцельность слова, не поделенного на слоги, позволяет не раздробить его всознании детей, сохранить его смысловую полноту. Слово в своем зрительномвыражении можно назвать иероглифом, фигурным (линейным) знаком, обозначающимпонятие. Взрослый человек, смотрящий на начертанное слово, может, даже невчитываясь в него, определить, что присутствует ошибка. И это свидетельствует отом, что восприятию начертанного слова содействует и зрительная память. Делениеслов на слоги и слияния препятствует оформлению целостного зрительного образаслова в сознании детей.
Дроблениеслов на слоги влечет в будущем ослабление в сознании детей смыслового члененияслов на значимые части (приставки, корни, суффиксы, окончания), что прямымобразом отражается на правописании. Разница между слоговым и смысловымчленением очевидна. Слоговое деление не всегда совпадает даже с правиламипереноса слов с одной строки на другую. Произносительный отрезок слова – слог –не является значимой частью слова и не может быть опорой для орфографии. Почтивсе орфограммы русского языка связаны со значимыми частями слова, с морфемами.Ведь грамотно пишет тот человек, который не только знает правила, но и видит, аесли не видит, то чувствует смысловое членение слова. При письме он вникает всмысл слова, последовательно отделяет значимые отрезки, параллельно выбираетверный вариант и затем фиксирует эти отрезки, морфемы.
Крометого, отсутствие слогового деления соответствует возрастным и духовнымособенностям детей 6-7 возраста, когда мир воспринимается ими как целое. Важноотметить и то, что буква и слово не есть часть и целое в логическом смысле, этоцелостное образование, а слог и слово – это часть и целое.
Обучениечтению предполагает, что в слове кропотливо читается каждый слог, затем слогиобъединяются, и слово окончательно произносится в цельном звуковом виде. Носегодня методические пособия даже и не рекомендуют вслух и прочитывать слова послогам, и повторять их целом виде. Выход из положения – выполнение детьми всей«черновой» работы, чтения по слогам про себя. Если допущена ошибка, краткоевозражение «нет» заставит ребенка вновь перечитать слово и произнести висправленном виде. Преследуемая цель – добиться размеренного, ритмичного чтения,позволяющего целостно воспринять предложение, его суть, ощутить внутренниесвязи. Суета, возникающая при многократном повторении слогов и слов, притупляетслышание потока слов в предложении, что препятствует осознанию связи слов впредложении, формирует невнимание к грамматическим формам, к контексту. Этопроявляется в сбивчивых ответах детей, в пренебрежении ими согласованием слов.Чтение про себя приучает к внутренней тишине, способности сначала поразмыслить,соединить звуки, слоги в слово, а потом произнести его в целостном виде.
Носамая главная ценность слогового чтения про себя заключается в том, что чтениепо слогам предполагает чтение орфографическое, а чтение целыми словами должнобыть по литературным произносительным нормам, орфоэпическим. Как правило, приповторном произнесении дети повторяют звуковой облик орфографическипрочитанного слова. Чтобы этого не происходило, чтение не по литературнымпроизносительным нормам не должно озвучиваться.
Атак как процесс обучения чтению должен происходить вслух, вытекает еще одноважнейшее требование: сознание, слух и речевой аппарат детей сразу приучаются кчтению по литературным произносительным нормам. Полноценное восприятие смысламожет дать только соответствующее речевому опыту ребенка звучащее слово. Онеобходимости чтения по литературным произносительным нормам говорится и вобщепринятых методиках. Как правило, эта деятельность носит эпизодический, ознакомительныйхарактер и не может сформировать навык чтения по литературным нормам. Да ивнушительные объемы современных Азбук не позволяют читать предлагаемыематериалы дважды без потерь времени, отпущенного программой. В результате, орфографичноечтение (также как и непрерывное слоговое) – повсеместное явление.
Последствиятакого чтения – во-первых, ослабление фонематического слуха, так как с началомобучения чтению у детей возникает естественное стремление опереться назрительное представление написанного слова, которое воспринимается ярче, острее,чем звуковой ряд. Во-вторых, сличение произношения слова и его написаниястановится второстепенной задачей, что приводит в дальнейшем к невниманию приправописании, к трудностям при формировании орфографической зоркости, уменияобнаружить в словах «опасные места». И в-третьих, мускульная память речевыхорганов и слух за полгода обучения привыкают к неестественному для современногорусского литературного языка «оканью», произношению звонких согласных в концеслов и т.д. Это анахронизм, рождающий заблуждение, что всякое слово пишется нетак, как слышится. Из этого выходят «тровинки», «содовыецветы», «бротишки», «зема», «клюжки» и т.д.Впоследствии, чтобы отвыкнуть от орфографического чтения, нужно немало времени.
Формированиес первых шагов осмысленного чтения, готовности вдумываться в прочитанное, а немеханического скоростного извлечения звуков – следующая основополагающая задача,которую ставил К.Д.Ушинский, и потому прочитанное слово должно быть поводом длябеседы, которая является некой проверкой осмысленности чтения. Кроме того, беседа– это способ формирования у детей навыков аудирования – способности слышатьвопросы, давать на них ясные, полные ответы и выражаться грамматически верно.Вопросы должны задаваться не «в лоб», а косвенно. Комментарии к прочитаннымсловам и предложениям должны постоянно концентрировать сознание детей назаложенном в слове смысле и способствовать рождению образов, позволят расширитькруг представлений детей и «картинно» представить реалии, сокрытые в слове.
Проведенноесопоставление современных Азбук и методик обучения грамоте с АзбукойК.Д.Ушинского и его подходами к обучению детей наглядно демонстрирует ихконтраст и показывает значимость методических принципов, которыми сегодняпросто пренебрегают. А такая недальновидность отсекает пути осознанного, целостногоовладения детьми грамотой и сводит все лишь к интенсивному «мозговому штурму»родного языка. В переиздаваемом нами «Родном слове» К.Д.Ушинского мы стремилисьсохранить зрительную и содержательную полноту подлинника, при этом постаралисьувеличить материалы для чтения, сохранив прежний стиль и дух книги. Вметодических комментариях мы также отразили требования, сформулированныеК.Д.Ушинским. Но осознание подходов в преподавании, принципиально отличных отсовременных, требует усиленной работы самих родителей и педагогов, прежде всегонад собой.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru