Классический период в развитии социологии. Образование, как социальный институт

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимскийгосударственный авиационный технический университет
Кафедрасоциологии и социальных технологий
Контрольнаяработа по дисциплине «Социология»
Классический период в развитии социологии.“Понимающая
социология” М.Вебера. Образование каксоциальный институт
Выполнил:студент ФАП
гр. ЭСиС – 213
Р.Р. Султангалеев
Уфа 2009
 

Содержание
 
Введение.Классический период в развитии социологии. “Понимающая социология” М.Вебера
1.        Становление и развитие классической социологии
2.        Основные направления и представители классической социологии
2.1Натурализм: Герберт Спенсер
2.2Позитивизм: Огюст Конт
2.3Исторический материализм: Карл Маркс
2.4Социологизм: Эмиль Дюркгейм
2.5«Понимающая социология»: Макс Вебер
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение.Образование как социальный институт
1.        Понятие образования
2.        Внутренняя организация и структура системы образования
3.        Функции института образования
4.        Образование в современном мире
Заключение
Списокиспользованной литературы
 

Введение. Классическийпериод в развитии социологии. “Понимающая социология” М.Вебера
 
В эволюции представленийоб обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный.Донаучный период развития социологии — самый значительный по времени: IIIтысячелетие до н. э. — XVIII в. н. э.
Первоеи достаточно полное представление о строении общества дали античные философыПлатон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячилет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеций, И. Кант и многиедругие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей.Наконец, в Х1Х в. рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшиедостижения человеческой мысли об обществе и, благодаря применениюконкретно-научных методов, продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцовнаучной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С нихоткрывается собственно научный период истории социологии.
Другую хронологиюсоциологии предложил известный американский социолог Алвин Гоулднер в своейкниге «Грядущий кризис западной социологии». Он начинает отсчет сразу с ХIХ в.,а получившийся отрезок времени разбивает на 4 периода. Первый период называетсясоциологическим позитивизмом. Он начался в первой четверти ХIХ в. иформировался под влиянием идей Сен-Симона и О. Конта. Второй период называетсямарксизмом. Расцвет приходится на середину ХIХ столетия. В марксизме немецкаяидеалистическая философия органично соединилась с французским утопическимсоциализмом и английской политической экономией. Третий период — классическаясоциология — послужил соединительным мостом между двумя предыдущими и четвертымпериодами. В это время были созданы классические учения М.Вебера, Э.Дюркгейма иВ.Парето. Он продолжался до Первой мировой войны. Четвертый период ознаменовангосподством парсоновского структурного функционализма. В 30-е годы ХХ векаТ.Парсонс создал фундаментальную общесоциологическую теорию, отдельныеположения которой развивались в дальнейшем группой молодых коллег Парсонса поГарварду: Р. Мертоном, К. Дэвисом, У. Муром, Р. Уильямсом и др.
Таким образом, классический период в развитии социологииможно начинать с деятельности Конта и французской социологической школы, аможно, как это делает Гоулднер, относить его к постконтовскому периоду, т.е. кконцу ХIХ — началу ХХ в.

1. Становлениеи развитие классической социологии
Социология как наукавычленилась из философии, а сам термин «социология» (от лат. societas- общество и греч. logos — учение) был введён в 1842 году французскиммыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе «Курс позитивнойфилософии», что и считается официальным фактом появления этой науки[1].Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистическиеотношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, топрактически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй иделали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости.Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанныена социальном идеале; другие же сделали ставку на научные исследования техобщественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы ихразвития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.
На структуру новойнарождавшейся науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся естественныенауки: физика, биология, химия. В те времена не существовало иных научныхметодов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенныхсвидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики,О.Конт разделил социологию на «социальную статику» и «социальнуюдинамику». Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи,государства, религии ит.д.); вторая — на осмысление проблем социальногоразвития и изменения общества.
Большое влияние в XIX в.на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породивэволюционизм — направление общественной мысли на основе представления оединстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом(органицизмом), иногда ещё называют «теорией одного фактора». Сюдаотносятся концепции («школы одного фактора»), которые выдвигают напервый план природные факторы или образцы определённой естественной науки вкачестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным иисторическим развитием. Представители этих направлений Л. Гумплович, Г. Спенсери др., сводили закономерности эволюции человеческого общества к закономерностямбиологической эволюции и выдвигали принципы естественного отбора, борьбы засуществование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющихфакторов общественной жизни
В конце XIX в. усилилосьвлияние психологической тенденции в социологии, имеющей следующиесамостоятельные направления: «психология народов», тесно связанное сэтнографией; «групповая психология»; «интеракционизм» (отлат. interaction — взаимодействие), считающее первичной единицейсоциологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисковявилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из еёнаиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) иГабриэля Тарда (1843-1904).
Если сторонникирационализма признавали естественные права человека и право народа насобственное разумное установление своего общественного устройства, топриверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основчеловеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкийсоциолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
К классическому периодуразвития социологии относятся также такие направления, как социальныймеханицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пыталисьобъяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на нихзакономерности, установленные в физических науках; географическое направление всоциологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающуюроль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л.Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которогостремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснениювсех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведенияиндивида или общности[2].
Для классическойсоциологии характерны соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений. Вчастности, Вебер негативно относился к функционализму Дюркгейма. В то же времяон отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени — секуляризациярелигии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали новой религиейчеловечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию как самостоятельныйсоциальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению.

2.Основные направления и представители классической социологии2.1 Натурализм:Герберт Спенсер
 
Виднейшим представителемнатурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903),который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить всетеоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии междубиологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, — это интеграцияматерии, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое(общество), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельнуюличность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но ипротив каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любоговмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота осиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественногоотбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает емужизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста,социальной структуры, социальных функций различных систем и органовобщественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, атакже основы методики структурно-функционального анализа.2.2 Позитивизм:Огюст Конт
Основоположникомсоциологии считается французский философ О. Конт (1798 — 1857 гг.). Именно онначал употреблять название «социология» (лат. societas — общество и греч. logos- учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина«социология». Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивнойполитики, или социологический трактат об основах религии человечества».Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии[3].
В социальной системе Контопределял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Перваяпредставляет собой структуру и строй общества и законы человеческогосуществования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Длявыяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется методнаблюдения, опыта и сравнения.
Место позитивногомышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий».Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии:теологическую, метафизическую, позитивную.
На первой стадии человекпонимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. Навторой стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин,идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений ипоисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединениетеории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможнымуправление событиями.
Трём указанным вышеступеням умственного развития человечества соответствуют три стадииисторического прогресса. Первая — теологическая (древность и до XIII в.).Вторая — метафизическая — охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей — позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки.На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».
Таким образом, О. Контвпервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества ивозможность познания законов его развития; определил социологию как особуюнауку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирическихисследований; обосновал закономерный характер развития истории.

2.3 Историческийматериализм: Карл Маркс
Выдающимся социологом XIXвека являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Его мысль оказала глубокое влияние наразвитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимостьпроектов не только для изучения общества, но и для его изменения.
По теории Маркса обществоосновывается на материальных условиях жизни, причём экономический базисоказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, иопределяет духовную жизнь общества.
Материалистическоеобъяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своёмразвитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы«общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формациисоставляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развитияпроизводительных сил и соответствующим этому уровню и характер производственныхотношений. Главные производственные отношения – это отношения собственности.Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которымнадстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуютопределённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.
К. Маркс выделил пятьосновных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистическойформации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовыйконфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждомспособе производства производственные отношения поддерживались господствующимклассом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровнеразвития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако,производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новыеклассовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникалпотому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом,имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой.
Наследие К. Марксавызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что,марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную наукув целом.2.4 Социологизм: Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм(1858-1917) — основатель французской социологической школы, практически первымпопытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предметнаучного изучения социологии, как «социальная сфера». Наиболеезначительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правиласоциологического метода», «Самоубийство» и т.д. Им разработаны методология иметоды социологических исследований, которые позволили подвести подсоциологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать вниманиена её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако,разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадияхинтеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшемуотказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему»на вопрос «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Кключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. В 1894 году онсформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том,что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи)существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Тольков их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почемулюди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно этисоциальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднееон назвал их институтами.
Интересны замечанияДюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого,как самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным,чем чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типасамоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое.Его труд «Самоубийство» интересен в первую очередь тем, что Дюркгеймпроводит различие между двумя измерениями индивидуального действия на примересамоубийства: одно измерение представляет собой противоположностьэгоистического и альтруистического самоубийства, другое — противоположностьфаталистического и аномического. Сравнительный анализ четырех типов самоубийствав разных культурах (в частности, католической и протестантской) позволяетДюркгейму с достаточной эмпирической достоверностью характеризовать типобщества. Так, аномия предстает в качестве характеристики скорее индустриальноразвитого, нежели традиционного социума.
Также Э. Дюркгейм многовнимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественнойдезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствиемсоциальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином«аномия» (безнормативность). Аномия свидетельствует, что обществоперестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди пересталиверить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, неспособными понять, что есть «хорошо», а что есть «плохо».Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного(отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробноклассифицировать типы такого поведения.
Учение об обществеДюркгейма стало основой многих современных социологических теорий иструктурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии«социологизм». Центральной же социологической идеей творчестваучёного является теория общественной солидарности, где источником социальнойсолидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивидапринадлежностью его к одному из двух типов общества — традиционному илисовременному.
2.5 «Понимающаясоциология»: Макс Вебер
МаксВебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог иисторик. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисныетеории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии имотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии какпризвании.
Онразработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологиитруда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификациии статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной историиобщества и рационализации; учение об эволюции капитализма и институтасобственности[4].
ДостиженияМакса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В областиметодологии одним из самых главных его достижений является введение идеальныхтипов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимальнопонятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, чтобыло пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальныетипы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным,чем он был в самом опыте реальной жизни.
СамМ. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и духкапитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально –научного и социально – политического познания», «Критические исследования вобласти логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии»(1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологическихпредставлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона иАристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагомнаши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи М.Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемыйисторический период, но и заложил методологический фундамент современнойсоциологии, что было сделать еще труднее.Социологический метод
Социология во второйполовине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. И с самогоначала господствующие позиции в новой науке приобрел социологический метод,предложенный О.Контом – позитивизм. Однако, по мере развития социологии, всебольшее число исследователей задумывались о правомерности использования именноэтого метода исследований. Так, немецкий историк культуры и социальный философВ. Дильтей утверждал, что в социальных дисциплинах способы познания должныотличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что обществосостоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно — человеческоепорождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегаютглавным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество,состоящее из людей, должны учитывать понимание чувств, мотивов, интересов этихлюдей.
Эти идеи оказалисерьезное влияние на М. Вебера в его размышлениях о научном методе, которыйдолжен применяться в науке о человеческом обществе. И он, в конечном счете,пришел к выводу, что социальные науки в этом смысле должны глубоко отличатьсяот естественных наук (хотя и имеют с ними общее рациональное начало). Одной изважнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно бытьпонимание. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения,которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen,который дословно переводится с немецкого как «понимание» иприобретает в социологическом методе Вебера довольно автономное значение.
Суть использованияVerstehen состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей длятого, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям иликаким целям, по своему убеждению, служат. Если социологи намерены, например,проанализировать социальные причины, по которым люди размахивают руками, онидолжны иметь какие-то основания для того, чтобы решить, что именно являетсяпобудительными мотивами взмахов чьей-то руки вверх и вниз (вправо-влево), ипочему другие так не поступают в аналогичной ситуации. Если вы оказываетесьнеспособны к исследованию такого рода значений, это может стать источникомсерьезных заблуждений, когда какие-то группы действий будут отнесены к одной итой же категории, в то время как в действительности они принадлежат к различнымкатегориям. Исследование значений человеческих поступков — это в какой-тостепени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множестваразличных окружающих нас людей.
В качестве одного изважных исследовательских инструментов в своем социальном анализе Вебериспользует понятие идеального типа. Идеальный тип — это некая мыслительнаяконструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается вголове исследователя — в качестве теоретической схемы изучаемого явления — ивыступает как своеобразный «эталон», сравнивая с которым интересующийнас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к немуисследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себеидеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связяхизучаемого социального явления, а представляет собою чисто методическийинструмент.
Вебер предполагал, чтосоциологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенныеаспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальноммире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальнойконструкции. Поэтому идеальные типы представляют собой, скорее, гипотетическиеконструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительнуюценность. «Идеальный» здесь означает, скорее, «чистый» или«абстрактный», нежели нормативно желательный.Идеальные типы социальных действий
Одним из центральныхпонятий веберовской социологии выступает социальное действие. Однако действия ипоступки людей изучают и многие другие науки, в частности, история ипсихология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических подходов?Прежде всего, в том, что социология изучает обобщенное поведение людей как еслибы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не толькоориентированность действий на других людей, но и степень наполненности ихопределенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели исредств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера кпостроению идеальной типологии социальных действий.
Речь идет о том, чтолюбые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть«измерены» с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут сбольшей или меньшей степенью приближения отнесены к одному из четырех идеальныхтипов.
Целерациональноедействие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуетсяясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рациональноосмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-тоиной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом:во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зренияцелесообразности избираемых средств. В качестве именно социального действия (азначит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) онопредполагает расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороныокружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения длядостижения поставленной цели — с другой.
Ценностнорациональноедействие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение такихпоступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступкакак такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие.Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определеннымтребованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Классический примерценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним,хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий,соотнесение их с определенными представлениями о ценностях — о долге,достоинстве, красоте, морали и т.п. — уже говорит об определеннойрациональности, осмысленности. В то же время по сравнению с целерациональнымтипом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечтоиррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируетсяиндивид.
Традиционное действие.Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражаниятем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, апотому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такоедействие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам,оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения,сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентациина новые возможности, пожалуй, именно оно составляет львиную долю всехпоступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей ксовершению традиционных действий служит основой стабильности существованияобщества и предсказуемости поведения его членов.
Аффективное действие.Наименее осмысленное из идеальных типов. Главной его характеристикой являетсяопределенное эмоциональное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужасаи т.п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, вскорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим онопрямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таитсяопределенное сходство с ценностнорациональным действием, которое также нестремится к достижению какой-то «внешней» цели и видит определенностьв самом совершении действия.
Приведенная типология может служить неплохойиллюстрацией для понимания сущности того, что было определено как«идеальный тип». Вряд ли какой-то из реальных поступков, совершаемыхв этом мире реальными людьми, можно было бы в полной мере охарактеризовать какотносящийся к тому или иному идеальному типу социального действия. Они могутлишь в большей или меньшей степени приближаться к какому-то из них, нести всебе черты и того, и другого, и третьего. А каждый из идеальных типов будетвыполнять функции «эталонного метра».Социология господства
Один из вопросов, которыйпостоянно занимает Вебера и к которому он возвращается вновь и вновь в своихработах, — причины, по которым одни люди подчиняются другим, а также механизмы,с помощью которых осуществляются социальные отношения господства-подчинения.Следует сразу отметить, что Вебер различает власть и господство. Первая,считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками.Строго говоря, господство — это, скорее, процесс реализации власти. Кроме того,господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемыеодними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у другихлюдей готовность подчиниться, выполнить эти приказы.
Один из важных вопросов:при каких условиях возникают между людьми отношения господства-подчинения? Этиотношения, по Веберу, основаны на взаимных экспектациях: со стороны управляющего,того, кто отдает распоряжения, — ожидание того, что отдаваемое распоряжениебудет непременно исполнено; со стороны управляемых — ожидание, что управляющийимеет право на отдание таких распоряжений; только при уверенности в таком правеуправляемый получает мотивацию к выполнению приказа. Другими словами, легитимное,т.е. законное, господство не может ограничиваться самим фактом применениявласти, оно нуждается в вере в ее законность. Власть становится господством,когда она расценивается людьми как легитимная.
Существуют триидеологических основания легитимности, которые могут облекать правителейвластью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствиис этим Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получаетнаименование по своему идеологическому основанию.
Легально-рациональноегосподство. (Его иногда называют просто рациональным). Здесь основным мотивомподчинения выступает, в известной степени, удовлетворение собственныхинтересов. При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколькообщепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и отимени которых они выступают.
Традиционное господство.Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении всвятости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти,предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которыевоплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства правовласти чаще всего носит наследственный характер (примерно так: «Я служуэтому человеку, потому что его отцу служил мой отец, а его деду — мойдед»). В чистом своем виде это патриархальная власть.
Харизматическоегосподство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Приналичии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи илиученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которогопревосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основанона экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладаетгосподин. Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с нимнаследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения — только личныекачества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственноосуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных вистории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев ивыдающихся политических вождей.Социология религии
Вебер пытался доказать,что экономическое поведение людей существенно зависит не только от характерапроизводственных отношений (как утверждает марксизм), но и от общих взглядовлюдей на окружающий мир. Между тем религиозные догмы и их толкование — это иесть важнейшая составная часть их общего видения мира. Поэтому на рынкехристианин будет вести себя совсем не так, как мусульманин или буддист. Такимобразом, изучая социологию религий, Вебер ставит своей основной задачейвыяснение того, каким образом экономическое поведение людей зависит от характераих мировоззрения.
Вероятно, наиболееотчетливой иллюстрацией такого подхода следует считать одну из самых известныхего работ «Протестантская этика и дух капитализма». В нейутверждается, в частности, что светская культура капиталистического общества парадоксальнымобразом возникла из аскетизма, насаждаемого протестантским реформизмом.
Один из разделов работы опротестантской этике называется «Аскеза и капиталистический дух». Вэтом названии прямо связываются самоограничение в потреблении материальных благс целями капиталистического накопления. Рассматривая эту проблему, Веберуказывает, что и в других цивилизациях (например, в китайской) можно было найтинемало рациональных предпосылок к развитию капиталистического хозяйственногостроя, однако в них отсутствовал религиозный (а следовательно,нравственно-этический) фактор. Для возникновения капитализма необходимо былоразвитие у достаточно большой части членов общества совершенно особогомироощущения в форме мирской протестантской аскезы: «Произвести как можнобольше и потребить как можно меньше, что в некотором смысле представляеткрайнюю степень неразумности, хотя именно этот признак составляет сущностькапитализма, как его видит Маркс, и основу советизма, как его представляют себете, кто не относится к коммунистам».
Вслед за «Протестантскойэтикой и духом капитализма» Вебер начал обширную работу по сравнительнойсоциологии религии. Она охватывала исследования религии Индии, Китая иантичного Ближнего Востока. Ко времени смерти Вебер работал над социологиейИслама. Оценивая ретроспективно, можно утверждать, что объем информации,вошедшей в подготовительные материалы, ошеломляет. Установив, к своемуудовлетворению, связь религии с капитализмом на Западе, он использовал общуюисторию человеческой религии как гигантскую лабораторию, чтобы верифицироватьсвой первоначальный тезис. Вновь и вновь его главным пунктом исследованийдревних и незападных религий становилось отсутствие аскетизма внутреннего мира.

Заключение
 
К середине XIX векасоциология оформляется как самостоятельная наука. Социологическое знаниеопределилось как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическомисследовании социальных явлений. Это позволило социологии уйти от абстрактныхпостроений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методыестественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественнойжизни.
Характеризуя социологиюкак систему знаний, важно учитывать, что между классической социологией исовременной социологией существует определённое различие. Классическаясоциология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задачаеё состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматриваядеятельности субъекта. Современная социология пытается преодолетьпротивопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного иценностного отношения к миру.
В классическом периодеразвития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошластруктурализация уровней социологического анализа общества;
2) сформировалисьразличные школы, направления, теоретико-методологические подходы в социологии;
3) существенно обновилосьсамо социологическое знание.
Навторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии,развитие социологических теорий, ставших классическими. Появляютсясоциологические теории, которые оказали без преувеличения огромное влияние наразвитие социологии. Одним из виднейших представителей этого периода являетсяМакс Вебер. Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии,составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад втеорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии:бюрократии, религии, города и труда.
Классический период — этосвоего рода социологическое «осевое время», предопределившее дальнейшееразвитие социологической мысли. Это нельзя не учитывать при изучениисоциологии, современных социологических теорий.

Списокиспользованной литературы
 
1.        Волков, Ю.Г.Социология: лекции и задачи: учебник для вузов/Ю.Г. Волков. – М., 2003
2.        Добреньков, В.И.Социология. В 3 т. Т.1. Методология и история социологии: учебник/ДобреньковВ.И., Кравченко А.И. – М., 2000
3.        Кондауров, В.И.Социология: курс лекций/Кондауров В.И., Страданченков А.С. – М.: ИНФРА-М, 2001
4.        Кравченко, А.И.Социология: учебник/Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб, 2003
5.        Ферреоль, Ж.Социология: терминологический словарь/Ж. Ферреоль; пер. с фр. – СПб., 2003

Введение. Образованиекак социальный институт
 
Социальный институт — этоорганизованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимыеобщественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностямобщества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя туили иную социальную потребность.
Успешная деятельностьинститута возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1)наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамкахданного института; 2) интеграции его в социально-политическую и ценностнуюструктуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовуюоснову деятельности института, а с другой — позволяет осуществить социальныйконтроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличиематериальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтаминормативных предписаний и осуществление социального контроля[5].
Под функциями социальныхинститутов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющиеопределенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальнойсистемы в целом. Сам термин “функция” часто трактуется в положительном смысле,т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социальногоинститута, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтомудеятельность социального института считается функциональной, если онаспособствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельностьможет расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнениюсоциальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ееразрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов можетвести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что,кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов,в первую очередь экономика и политика (государство) своей деятельностьюпорождают множество дисфункциональных последствий.
Каждый социальныйинститут имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другимиинститутами.
Их предназначение –удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Их всего пять,столько же и основных социальных институтов[6]:
потребности ввоспроизводстве рода (институт семьи и брака);
потребности вбезопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
потребности в добываниисредств существования (экономические институты, производство);
потребности в передачезнаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институтыобразования в широком смысле слова, включая науку и культуру);
потребности в решениидуховных проблем, смысла жизни (институт религии).
В процессе нормальногофункционирования и развития общества исключительно важную роль играетсоциальный институт образования, благодаря которому накопленные трудомпредшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можноохарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой“является систематическое обучение и воспитание членов общества,ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным),идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения,содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строемобщества, уровнем его материально-технического развития”[7].

1. Понятиеобразования
 
Образование – это социальныйинститут, связанный с формированием духовного облика людей путем передачисложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков,необходимых в их жизнедеятельности. Образование, опираясь на культурныетрадиции и новации, открываемые наукой и практикой, пробуждает у индивидапознавательно-практический интерес, желание и способность самостоятельно искатьи находить ту информацию, которая нужна для решения конкретных жизненныхпроблем. Образование – это система образовательных учреждений – дошкольных,средних, средних профессиональных, высших, послевузовских, дополнительных ипрофессиональных. Образование может быть как государственным, так иобщественным, частным и домашним, долгосрочным и краткосрочным, стационарным идистанционным очным и заочным, с отрывом и без отрыва от производства.
Наряду с мировым опытом образованиевсегда содержит в национально-специфические черты, использует разные приемы иметодики педагогической деятельности. В рамках той или образовательной традицииприменяются различные педагогические системы.
Признаками институтаобразования являются:
1. установки и образцыповедения — любовь к знаниям, посещаемость
2. символическиекультурные признаки — школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурныечерты — классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный иписьменный — правили учащихся
5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляетсобой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основныхэлементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальныеорганизации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как видсоциокультурной деятельности.
2. Внутренняяорганизация и структура системы образования
В социологии системаобразования и ее главные компоненты — школы и вузы — рассматриваются как типысложной формальной организации. Казалось бы, невозможно ставить в один рядшколу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой модельюформальной организации, и тем не менее, есть ряд веских оснований для того,чтобы рассматривать систему образования в качестве формальной организации. Во-первых,в ней, как и в любой формальной сложно организованной системе, существуетиерархическая система управления, высшим звеном которой является аппаратминистерства. Второй этап управленческой иерархии представлен департаментамиобразования областных административных органов, направляющих и координирующихдеятельность школ и профтехучилищ региона. На нижних ступенях управленческойлестницы находятся ректоры и деканы вузов, директора школ и завучи. Во-вторых,системе образования присуща специализация различных видов деятельности, чтоявляется обязательным компонентом формальной организации. Учителя, также как ипреподаватели вузов, различаются по изучаемым предметам, основным иливспомогательным дисциплинам. Вузы и колледжи и в меньшей степени школы специализируютсяпо своим образовательным и профессиональным программам. Кроме того, в вузесуществует четкая статусная иерархия преподавательских должностей и званий:ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Здесь, как и в любойсложной формальной организации, существуют возможности для профессиональнойкарьеры, занятия более высокой социальной позиции.
Третий момент, сближающийобразование с формальной организацией, заключается в стандартизации учебногопроцесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебныепланы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам иучебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельностипреподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства,так как он организует и направляет учебный процесс в группе. Наконец, вобразовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную рольиграют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей,так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательныйпроцесс.
Формирование системыобразования по принципам сложной формальной организации имеет ряд несомненныхдостоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективностиее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координацииразличных типов педагогической деятельности; дифференцированная иинтегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочийи обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другимпозитивным моментом формальной организации образования является координация ивзаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективнореализовать проводимую государством политику в области образования.
В то же время реальнаяпрактика деятельности школ и вузов свидетельствует о том, что им присущи своиуникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа.Так, управление высшей школой предполагает наличие “академических свобод”,верховная “законодательная власть” здесь принадлежит ученому совету, которыйизбирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процессконкурсного отбора на преподавательские должности.
Другая важная особенностьсистемы образования заключается в том, что процесс социального взаимодействиядвух основных фигур — учителя и ученика не может быть плодотворным иэффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативныхтребований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит“субъективному фактору”, способности учителя к эмфатическому сопереживанию,пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентацийи др.[8]
3. Функцииинститута образования
Рассмотрим более подробнофункции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Ихдостаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонахдеятельности института образования. Но наибольшую культурную и социальнуюзначимость имеют следующие четыре функции института образования.
1. Трансляция ираспространение культуры в обществе — первая и самая существенная из функций.Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходитпередача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самомшироком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства илитературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущиеразличным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечестваобразование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментомпросвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждогонарода имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому системаобразования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранениинациональной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которыминдивид становится носителем национальной психологии и национального сознанияданного народа.
2. Функция социализации,или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежьприобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальнуюсистему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали инравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколенияобщеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре.Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становитсясознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системойобразования процесса социализации и воспитания детей в значительной мерезависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии иидеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлосьсоставной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществерелигия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится системаформального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляетсялибо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
Если признать, чтонравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшимкомпонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, топравомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередьобщечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается взначительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы,истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинаютиграть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовскогообразования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподаваниеестественно-научных и технических дисциплин.
3. Социальная селекция — одна из важнейших функций института формального образования. Структураобразовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже насамых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с цельюотбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательныйстатус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашейстране после обязательного восьмилетнего образования значительная частьмолодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжаютучебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другиепоступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовуюдеятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делаютнаучную карьеру и т.п.
С точки зрения социологиичрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процессаселекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежизавершают образование и получают профессию) является размещение людей поразличным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредствомэтого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальнойструктуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другаяважная сторона этого процесса заключается в том, что благодаря ему запускаетсямеханизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека впрофессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает длямногих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальныйслой. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальномобществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо безвузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу.Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странахмира и распространенный во многих слоях общества “синдром достижения”, когдародители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании,всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьеранапрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровеньобразования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшимпоказателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.
4. Функция социального икультурного изменения является прерогативой современного института образования.Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессенаучных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов.Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад вобогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силутесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран,происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатомкоторой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все вбольшей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющимитеоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказупромышленных фирм и государственных учреждений[9]. В то же времяинтенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованиюобразовательного процесса, так как новые научные идеи и открытия быстровключаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовкиспециалистов.
Во-вторых, системасреднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесссоциальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой.Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годыстановятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новыхприемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективностьобразования.
Особенно велика рольшколы в тех странах, которые претерпевают процесс модернизации, находятся всостоянии перехода от традиционного общества к современному индустриальному.Система образования, источник знаний и просвещения, является одним из главныхинструментов в борьбе с различными пережитками, консервативными традициями,тормозящими общественный прогресс. В нашей стране, переживающей трудный процессперехода от тоталитарного режима к демократическому общественному устройству,институту образования также принадлежит весьма важная роль, так как он призвансформировать новый тип личности, нового гражданина, лишенного догматических стереотиповкоммунистической идеологии, способного быть активным участникомсоциально-экономических и политических преобразований.
4.Образование в современном мире
Процесс приобщения к культурепоколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе,архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта,знаний и умений от старших поколений к младшим. Для осуществления трансляциикультуры в духовной сфере жизни общества сформировался такой социальныйинститут, как образование.
В ХХ в. коренным образом изменилосьмировое сообщество, значительные изменения претерпели материальное и духовноепроизводство, культурные стандарты, по-иному стали смотреть на роль исодержание образования в современном мире. Развитие системы образования вкачестве стратегической социальной программы становится приоритетной задачейвнутренней политики во многих государствах мира вследствие высоких требований кзнаниям, умениям и навыкам выпускников средних учебных заведений, кквалификации специалистов с высшим образованием, к их духовному облику, а такженеобходимости непрерывного образования в современном обществе.
Россия, входящая в группу стран снаиболее высоким человеческим потенциалом во многом благодаря своейобразовательной системе, также берет стратегический ориентир на накопление самогомощного социального капитала — знаний, которые превращаются в духовностьличности, профессионализм работников, высокие технологии, культуру производства[10].
В современном мире образованиехарактеризуется следующими чертами:
1) демократичность (равный доступ кобразованию);
2) интегративность (охват всегожизненного периода);
3) всеобщность (объединение различныхобразовательных cстадий и структур);
4) гибкость (использованиеразнообразных форм, средств и методов обучения).
Расширяетсяпедагогическое пространство:изменяются стратегические ориентиры образования и роль преподавателя в учебномпроцессе, появляются новые образовательные технологии, меняется содержаниеучебных дисциплин. В настоящее время можно выделить следующие стратегическиеориентиры образования:
Ø  теоретическийфундаментализм, ориентирующий образование на новейшие теоретические достиженияв современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательнойдеятельности;
Ø  познавательнаяцелостность учебного знания, обусловленная современными представлениями омироцелостности, о eдиной сущности креативных процессов самоорганизации в природеи обществе как сложноорганизованных системах;
Ø  гуманитаризация,связанная с развитием творческих способностей учеников и направленная наразвитие их эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности.Гуманитаризация должна ориентировать индивидов на необходимость понимания тойсоциокультурной среды, в которой им приходится жить, и понимания людей инойкультуры;
Ø  Методологизм;
Ø  Плюрализм.
Сейчас основной проблемой стал поискновых методологических ориентиров познавательной деятельности, изменились целии задачи образования. В содержательном плане наметился переход от теоретизма кметодологизму, от усвоения различных теоретических конструкций к усвоениюмногообразных способов познавательной деятельности. Это предопределилонеобходимость включения в современные образовательные программы новейшихконцепций и теорий, представляющих собой альтернативные картины мира.

Заключение
 
Культурная эстафета отпоколения к поколению передается по разным каналам (семья, искусство, средствамассовой информации и т.д.), но на первом месте стоит образование. Образованиесвязано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связьнепосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные,иные социальные связи. Образование является единственной специализированнойподсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Еслиразличные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную идуховную продукцию, а также услуги для человека, то система образования«производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное,нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Образование – это нетолько «процесс», но и «результат», который выражается в обретении грамотности(в широком смысле), компетентности в избранном жизненном деле, становленииобщей культуры, кругозора, быстрого мышления, способного воспринимать иусваивать любую новую нестандартную информацию. В современном образованиинеобходимость передачи информации (знания) не только не отпадает, но ивозрастает. Именно поэтому становится особенно необходимо внедрение интенсивныхтехнологий передачи такой информации.
Образование поднимаетдостоинство человека, его значимость и в собственных глазах, и у окружающих.Оно укрепляет престиж и повышает социальный статус личности. Для граждан нашейстраны, проходящей драматический этап своей истории, особенно важно осмыслениетого, что грядущее общество будет обществом знания и информации
 

Списокиспользованной литературы
 
1.        Ананьев М.А.Образование и научно-технический прогресс/М.А. Ананьев. – М., 1992
2.        Комаров, М.С.Социальный институт [Текст]/Комаров М.С., Яковлев М.А//Социология:Словарь-справочник. – М., 1990. – Т.1. С. 157
3.        Кравченко, А.И.Основы социологии и политологии: учебник/А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби:Проспект, 2006. – 352 с.Эффективность образования [Текст]/Колесниченко Л.Ф. идр. – М., 1991. – С.5
4.        Невский Н.А.Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992
5.        Обществознание:учебное пособие/отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., Гардарики, 2005. – 348 с.: ил.