Умение – способность выполнять действия, приобретенные врезультате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умениеможет перейти в навык.
В разделе «Классификация умений в методике преподавания истории» представленосопоставление классификаций по Н. Лошкаревой (Лошкарева Н.А. Формированиесистемы общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982) и Й. Шопову(Шопов Й. Уменията и навиците при обучението по история // Методика наобучението по история. Теория и образователни технологии. – Благоевград, 1996,с. 152), которое само по себе может быть объектом рефлексии для пытливогочитателя.
Отдельный раздел посвящен формированию умений для работы списьменным историческим источником (очень технологично с ориентацией на ребенкарассматриваются приемы и операции при работе с источником от разметкиксерокопии для работы на уроке и ответа на простые вопросы до анализа высокогоуровня), обучению хронологической и пространственной локализации, чтению иинтерпретации изображения, работе со схемами, статистическими данными,рациональным методам учения. При чтении этого раздела средний российскийучитель, мне думается, на каждой странице имел бы повод спросить, где на всеэто взять время. Но все описанные приемы чрезвычайно просты, эффективны иинтересны.
Логика построения стратегий такова. Школа должна сформироватьобязательный минимум умений самостоятельной интеллектуальной деятельности укаждого учащегося, – следовательно, процесс формирования умений долженосуществляться в процессе обучения на уроках разных дисциплин с 1 по 11 классы.Оптимизировать объём и уровень этих умений можно и нужно в процессефакультативных занятий и других форм внеурочной жизнедеятельности учащихся всоответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.
Рождающийся в гимназии опыт, на мой взгляд, представляет интересдля руководителей и педагогов ОУ всех типов и видов. Надеюсь, что учителягимназии сами сформулируют идеи собственного опыта в выступлениях на нашей НПКи в своих статьях. Я же пытаюсь лишь раскрыть сущность и практическуюзначимость стратегий.
Стратегия формирования умений самостоятельной интеллектуальнойдеятельности в процессе обучения на уроках в гимназии начинается с третьегокласса. Важнейшим умением в этом возрасте мы считаем умение осмысленногочтения. Учитель высшей категории Н.С. Куимова считает, что чтение дляребенка на начальных этапах остается очень трудным делом, не приносящимудовлетворения от проделанной работы: информацией он и так перегружен, аэмоциональное воздействие на него льется потоком отовсюду. Наталия Семёновнаищет такие методы обучения чтению в третьем классе, которые позволятформировать умение осмыслять текст, находить в нём «свой», личностно-значимыйсмысл и при этом ребёнок должен получать радость, удовлетворение от процессачтения именно от проникновения в смысл прочитанного. Изложить технологию такогообучения – дело самого учителя. Я свою задачу вижу в том, чтобы сформулироватьпрактическую значимость рождающегося опыта. Технология осмысленного чтенияважна, прежде всего, превращением ситуативного познавательного интереса,вызванного конкретным интересным текстом, в устойчивый интерес к самомупроцессу чтения как деятельности творческой, реализующей доминантныепотребности возраста к самовыражению и самоутверждению своей личностнойнеповторимости. И не нужно бояться того, что часть детей в тексте выявляют нетот главный смысл, который видит в нём учитель. Наталия Семёновна совершенносправедливо утверждает: процесс учения невозможен без ошибок; оптимальныйвариант, когда дети самостоятельно ищут и выявляют смыслы в присутствииучителя. Учитель предлагает сопоставить смыслы, увиденные разными детьми,сопоставить их. По её наблюдениям, именно собственные смыслы связывают ребенкас текстом и позволят ему оценить и сделать собственными личностными те смыслы,которые предложит учитель. Традиционная же методика ориентирует учителяоткрывать, «вещать» детям истинный смысл текста. Следовательно, практическаязначимость анализируемой методики ещё и в том, что она создаёт условия дляпревращения каждого ребёнка в субъекта собственного учения. Ребёнок, читая,думает, мыслит, ищет и формулирует смысл прочитанного; учится сопоставлять(сравнивать) собственный смысл со смыслами, выявленными товарищами и учителем.А это уже процесс формирования аналитических умений. Не менее половины моихстудентов даже на четвёртом курсе не имеют аналитических умений. Прочитаввзгляды двух учёных, исповедующих разные научные школы, студенты с восторгомрепродуктивно пересказывают эти взгляды, не умея их сопоставить, выявитьсильные и слабые стороны каждого; не умея сделать осознанный выбор: чью научнуюшколу они возьмут в основу собственного исследования и проектирования.
Я очень надеюсь, что методика осмысленного чтения, во-первых, возродитутраченный интерес молодёжи к самостоятельному чтению; во-вторых, сформируетмировоззренчески важные умения выявлять смыслы вначале прочитанных текстов,затем – самых различных жизненных ситуаций. В-третьих, эта методика внесёт своюлепту в формирование очень нужных и очень сложных аналитических умений, безкоторых образование не может быть подлинно фундаментальным и качественным; безкоторых человек просто теряется в любой неординарной жизненной ситуации и неумеет в точке бифуркации самостоятельно осуществлять выбор решения о своёмдальнейшем поведении.
Пока у учителей начальной школы родился опыт использованияметодики осмысленного чтения на увлекательных для детей 3–4 классов текстахнаучно-популярного содержания. Теперь учителя корректируют освоенную методикупод тексты различного содержания, а также для опробования методики в процессеобучения детей второго (возможно, и первого) класса.
В средних и старших классах формы и методы формирование уменийсамостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся отрабатывают учителявсех образовательных областей.
Елена Алексеевна Старкова, начиная с 6 класса, на уроках историиприучает детей работать с первоисточниками, самостоятельно сопоставлять факты,порою взаимно исключающие друг друга, принимать осмысленные и аргументированныевыводы. К 11-му классу у юношей и девушек уже появляются метапредметные уменияи навыки анализировать и осмыслять факты и явления политического имировоззренческого характера. Мне представилась возможность наблюдатьсамостоятельную деятельность одиннадцатиклассников, сопоставлявших несколькоофициальных (советскую и постсоветские) версий политической ситуации в Европе вканун Великой Отечественной войны и версию В. Суворова (книга «Ледокол»).Меня приятно поразило умение юношества выявлять взаимоисключающие утверждения,выискивать недостающие для суждений факты, подвергать их тщательному анализу,выявлять причинно-следственные связи, а затем аргументировано излагать их,возражая своим ранее выступившим товарищам. При такой организации обученияученики не просто усваивают и запоминают определённые знания – в их сознаниипроисходит процесс интериоризации знаний и способов их самостоятельногополучения; возникает психическое новообразование – сплав знаний, методов ихполучения и личностных убеждений. На мой взгляд, Елена Алексеевна интуитивноиспользует средовой подход в образовании [3], интеллектуально обогащая средужизнедеятельности молодых людей на уроке и превращая учебный материал всобытие, личностно значимое и личностно переживаемое каждым, в событие,становящееся для каждого со-бытием.
Перспективными мне представляются технологии проектов. ЛарисаАрсеновна Зеленская и Любовь Александровна Калинина используют технологиипроектов и для формирования устойчивого интереса соответственно к физике и кхимии; а также для формирования умений самостоятельно добывать необходимые инедостающие знания, сопоставлять взгляды разных учёных, собирать, отбирать иструктурировать научную информацию, осмыслять её и преподносить одноклассникамили младшим; дискутировать по теме. Лариса Арсеновна накопила опыт компьютерныхпрезентаций научных сообщений восьмиклассников на темы: «История созданияпаровых машин»; «Шаровая молния – что это?»; десятиклассников – компьютерныепрезентации научных докладов: «Каким законам подчиняется наш мир?»; «Каковаприрода вещей» и т.д.
Не имея возможности сформулировать в одной статье все возникшиеидеи рождающегося в гимназии опыта, попытаюсь сформулировать некоторые выводы.
За прошедший год не менее 20 учителей овладели современнымитехнологиями формирования у гимназистов разного возраста умений самостоятельнойинтеллектуальной деятельности. У них появился первый собственный опыт, которымони делятся с коллегами (в том числе и с коллегами других ОУ района и города).Некоторые педагоги выступят на «круглых столах» нашей НПК.
Параллельно отрабатываются технологии формирования уменийсамостоятельной интеллектуальной деятельности в процессе уроков, в различныхформах внеурочной деятельности и в процессе специальных занятий для «продвинутых»детей (факультативы).
Важным результатом считаем появившийся опыт этой работы сучащимися, начиная с 3 класса.
В начальной школе появился опыт вовлечения родителей в совместнуюдеятельность по формированию указанных умений у детей. Учителя разрабатываютписьменные рекомендации родителям для их участия в совместной с учителями идетьми работе в качестве субъектов.
У отдельных учителей есть уже серьёзные успехи по формированию уучащихся умений самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Так ли уж всё изложенное важно для решения проблем управлениянепрерывным образованием? 36 лет назад были опубликованы результатыширокомасштабного Всесоюзного исследования причин учебных неуспехов школьников.Группа учёных, возглавляемая академиком Ю.К. Бабанским, выявила иранжировала наиболее типичные причины, препятствовавшие успешному получениювсем подрастающим поколением качественного среднего образования [1]. Одной изглавнейших причин неуспехов названа не сформированность общеучебных уменийсамостоятельной познавательной деятельности. Подобных масштабных исследований впоследующие годы я не встречал. Но все известные мне авторы аналогичныхлокальных исследований в последние 10–15 лет подтверждают: главная причина,препятствующая людям любого возраста и пола получить качественное образованиелюбого уровня – функциональная неграмотность, одним из компонентов которойявляется не сформированность умений самостоятельной интеллектуальнойдеятельности.
Государственная образовательная политика сегодня акцентируетвнимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности.Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательногопроцесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательнаядеятельность учащихся.
Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значитвооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими.Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительныхпедагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы нетолько учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя являетсяформирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур икультуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решенияэтой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики быливовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимостьразвития основ логического мышления и творческих способностей обусловленавременем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникаетнеобходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельнойтворческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.
Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентностьв сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие испециальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.
Организация развивающего обучения предполагает освоениеопределённой системой знаний, создание условий для овладения приёмамиумственной деятельности.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса напотенциальные возможности человека и их реализацию. В основнойобщеобразовательной школе нет целостной системы, реализующей на практике концепциюразвивающего обучения, действительно позволяющей создать условия для развитияинтеллектуальных способностей учащихся, реализации их творческого потенциала,поэтому автор опыта систематически на каждом уроке истории работает надформированием и развитием общеучебных, исследовательских умений учащихся,применяя различные приёмы и методы.
Для формирования указанных умений использую в преподавании историиигры. Игра постоянно пополняет знания, является средством всестороннегоразвития ребёнка, его способностей, вызывает положительные эмоции, наполняетжизнь детского коллектива интересным содержанием. Игры помогают, по утверждениюУшинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствоватьих. Он считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью,способствуют формированию характера и развития воли и ума. Игры всегда ведутсяпо определённым правилам, в игре дети должны мобилизовать свои знания,обращаясь к источникам информации, таким образом, развивая свои умения инавыки.
В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободныйвыбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость итрудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, атакже разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игрприучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранениемнедостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмамириторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебногоматериала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В дидактической и методической литературе по использованию игр вучебном процессе выделяют две группы:
– малые дидактические игры;
— ролевые игры.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большойхронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направленына усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихсялогического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей.Например, викторины:
– «Знаешь ли ты этого исторического деятеля?»,
— «Откуда этот отрывок?» (на знание историко-художественнойлитературы),
— «О каком событии идёт речь?»,
— «Знаешь ли ты эти мифы?» и т.д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются заданиянайти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особойпопулярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале:«Четвёртый лишний», «Россыпь»,
«Квартет», «Рассыпанное предложение». В среднем звене ребятзахватывают интеллектуальные игры типа: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»,«Колесо истории», «Своя игра». Организуя игры на уроке можно прийти к выводу,что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказатьсятрудными и неосуществимыми для учеников.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2–3 недель, как правило,с учащимися старших классов, формирует умения анализировать историческиесобытия, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строитьрассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценкуисторическим событиям, деятелям, положению классов. («Турнир ораторов», «КонкурсМюнхгаузенов», «Клуб путешественников», «Путешествие в картинные галереи».)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точекзрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию.(Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей,событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неёуроков. – «Суд над Пугачёвым».
Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практикипозволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:
– уровня сформированности исторических знаний;
— уровня сформированности умений и навыков учащихся;
— подготовки учащихся, включающей опыт исполнения историческихролей, создание установки на игру.
Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошоуспевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к истории, к чтениюхудожественно-исторической литературы, членов исторических кружков, постепеннорасширяя круг участников.
Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствамиобучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решатьзадачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, поформированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
Формирование исследовательских навыков учащихся осуществляетсяпосредством написания реферата.
Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работаучащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различныеточки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должнобыть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятамиосновывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививатьучащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания, испытыватьгордость за своих земляков.
Интерактивная методика используется автором в преподавании историипри изучении нового материала. Эта методика предполагает работу ребят вгруппах. Все учащиеся в классе делятся на группы по 4 человека. Каждый ученик получаетсвой блок материала по содержанию параграфа, затем собираются по номерам вдругую по составу группу, изучают материал вместе и представляют его внаглядной форме, записывая в тетрадь. Затем возвращаются в первоначальныегруппы, где каждый учащийся фиксирует в свою рабочую тетрадь новый материалпосле объяснения товарищей по очереди. В данной ситуации у ребят формируютсяследующие учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:
– владение различными формами устных публичных выступлений;
— владение приемами риторики;
— организация совместной деятельности;
— владение культурой речи;
— выслушивание мнения других.
Возможные варианты заданий учащимся при работе в группах:
составить конспект по конкретному пункту, здесь формируется умениеработы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическоеизложение материала;
составить план (простой или сложный), здесь формируется умениесоставлять планы различных видов, находить отличия;
заполнить хронологическую таблицу;
работа с картой: найти на карте и ответить на вопрос;
найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их втетрадь и выучить (развивается память);
проанализировать документ учебника, и определить в чьих интересахон написан;
пользуясь дополнительными источниками – художественными идокументальными, решить проблемное задание, здесь формируется умение учащихсяработать с дополнительной литературой, выслушивать мнение других учащихсягруппы, развивать креативное мышление.
Учащиеся должны быть замотивированы на написание письменной работыв виде теста из 5 или 6 заданий после обмена материалом. После написания тестаребятам дается ключ, и они выполняют взаимоконтроль, работая в парах, чтоявляется очень полезным моментом.
Домашнее задание даётся учащимся дозированное, разноуровневое, чтопозволяет учитывать индивидуальные особенности.
Изучение нового материала по интерактивной методике (зигзаг)является эффективным т. к. практически работа в группах исключаетнеудовлетворительные оценки, как показывает опыт работы и формирует широкийспектр общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся.
Главным показателем умственного развития учащихся является нетолько сумма знаний, приобретённых учеником, сколько уровень интеллектуальныхумений, мыслительных приёмов и логических операций, которыми владеет ученик.
В классической системе образования программы построены не натворческих формах деятельности, а ориентированы на запоминание фактов иполучение однозначных вопросов. В большинстве случаев учитель отдаёт приоритетобразовательным целям, но и необходимо планировать развитие мышления, т. к.олимпиадные задания, интеллектуальные конкурсы и викторины предполагаютразвитие общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся.
Поэтому необходимо школьников обучать специальным приёмам итехникам развивающего обучения, чем автор опыта и занимается с учащимися нафакультативе «Учимся учиться».
Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом,реализующимся как через систему специальных занятий, так и через основныеучебные занятия.
Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмовмыслительной деятельности занятие должно включать следующие этапы:
Мотивация
Целеполагание
Планирование
Действие по реализации плана
Самоконтроль, самоанализ, самооценка
Оценка экспертов (диагностика)
Коррекция
Курс развивающих занятий создаёт условия для развития у школьниковпознавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску,вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своегоинтеллекта. У школьников исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожностьи необоснованное беспокойство.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «познавательныеспособности» требует длительной, целенаправленной работы.