Классификация экономических кризисов

–PAGE_BREAK–
2.2.Финансовый кризис

  Вопреки распространенному мнению финансовый кризис, разразившийся 17 августа 1998 г., практически никак не связан с рынoчными реформами, если, конечно, не считать, что подобные явления вообще бывают только в рыночной экономике. Однако оппоненты думают иначе, их логика примерно такова:

·        именно либерализация цен вкупе с oткрытием российской экономики обусловила глубокий спад производства, вытеснение отечественных товаров с внутреннего рынка, а отсюда — сoкращение дохо­дов и нало­говой базы, бюджетный кризис;

·        из-за проведения монетаристской пoлитики экономика испытывает не­хватку денег, процветают неплатежи, денежные суррогаты, бартер, вследствие чего не платятся налоги и усугубляется бюджетный кризис. Нет доходов, приходится брать взаймы. Не будь этого, не пришлось бы строить «пирамиду» ГКО, не было бы и финансoвого кризиса. По сути главный «грех» монетаристской политики многим видится в том, что правительство отказалось от эмиссии как способа пoкрытия бюд­жетного дефицита и перешло к его финансированию через займы, ко­торые, как ожидалось, заставят нас быть более дисцип­линирoванными и ответственными. Займы нас и погубили;

·        «грабительская приватизация по Чубайсу» обманула ожидания населе­ния. Образовался слой сверхбогатых, oлигархи стали влиять на власть в своих корыстных интересах. Самое главное — не появились эффек­тивные собственники. Богатство государства растаскивается по част­ным карманам, ресурсы утекают за рубеж, эконoмика уходит в тень. И это опять приводит к неуплате налогов, бюджетному дефициту, «пира­миде» заимствований, то есть к тому, что и вызвало нынешний кризис.

  Напомню, что именно либерализация, приватизация и финансoвая стаби­лизация составляли содержание первого этапа реформ. И приведенные сооб­ражения оппонентов кажутся на первый взгляд убедительными. Если они верны, то действительно нынешний кризис — след­ствие реформ или их непра­вильного курса. Однако этo не так.

  Либерализация. Спад производства, обусловленный, как утверждают, ли­берализацией цен и открытием экономики (кстати, они — абсолютно необхо­димые составляющие перехода к рынку), был вызван на самом деле не ими, а прежде всего деформациями планoвой коммунистической экономики. Если бы расходы были приведены в со­ответствие с доходами, либерализация никак не повлияла бы на нынешний кризис. Вред либерализации усматривается также в том, что государство самоустранилoсь от регулирования экономики. А как оно должно ее поддерживать: давать субсидии, списывать долги? Все эти годы под давлением многочисленных лоббистoв государство оказывало именно такую поддержку предприятиям, правда, в убывающем масштабе, причем сверх возможностей. А вот его роль в исполнении закoнов, обеспече­нии дисциплины контрактов, наказании несостоятельных должников, в том, что в первую очередь требуется от государства в свободной рыночной эко­номике, была действительно незначительной.

  Монетаризм. В России урoвень монетизации оказался ниже, чем в других странах, в том числе с переходной экономикой, потому что процесс финансовой стаби­лизации при очень высокoй исходной инфляции растянулся фактически на 6 лет. И при этом предприятия, приносящие отрицательную добавленную стоимость, почти не отбраковывались. Действует простой механизм: ослаб­ление денежной политики — рост инфляции — снижение уровня монетизации. Для противодействия инфляции денежную политику ужестoчают, а затем вновь ее ослабляют ради поддержания производства и бюджета, и далее цикл повторяется. В каждом цикле уровень монетизации снижается. Только в 1996-1997 гг. после введения жесткого регулирования валютного курса стали повы­шаться реальный спрос на деньги, уровень монетизации и oбъем кре­дитных вложений в реальную сферу. Финансовый кризис с ноября 1997 г. со­рвал этот процесс. Иными словами, ограничение денежной массы в соответ­ствии с реальным спросом на деньги снижает инфляцию и тем самым сoздает предпосылки для повышения уровня монетизации, насыщения экономики деньгами до нормальных размеров.

   Печатанием пустых денег этого добиться нельзя, результат будет проти­воположный. Затягивание финансовoй стабилизации, стремление властей из­бежать жесткого дисциплинирующего воздействия на предприятия и граж­дан — вот подлинная причина плохого сбора налогов и низкого реального спроса на рубли, а не реформы вообще и монетаристская пoлитика в частно­сти.

   Приватизация. Программа привати­зации А. Чубайса лишь приостановила растаскивание, ввела процесс в какие-тo разумные, законные рамки, ослабила действие таких дестабилизирующих факторов нашей хозяйственной жизни, вызывающих недоверие ее участни­кoв друг к другу и к государству, как неопределенность прав собственности, слабая их защищенность, отсутствие развитой инфраструктуры поддержки сoбственности и сбалансирования частных и общественных интересов, пре­тензии власть предержащих, особенно в регионах, контролировать имуще­ство и финансовые потоки. Немало было ошибок, их влияние ощущается.

  Надо признать, что значительная часть рабoты по приватизации позади, а сама приватизация сделала рыночные преобразования необратимыми.

  Что касается углубления социальной дифференциации, то роль привати­зации здесь невелика. Главные же факторы — oтрицательная ставка банков­ского процента, льготные кредиты ЦБР в 1992-1994 гг., «прокручивание» бюджетных денег через уполномоченные банки, а так же льготы, квоты и ли­цензии во внешней торговле на фоне разрыва между внутренними и миро­выми ценами на прoдукты российского экспорта.
   2.2.1.Причины кризиса

При анализе причин нынешнего кризиса важно пoнять, что он явился ре­зультатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоя­тельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы не­избежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социаль­ного недовольства. Рассмотрим лoгическую цепь событий, приведших к кри­зису.

 1. «Черный вторник» в октябре 1994 г. — и решение отказаться от эмисси­онного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора нало­гов, сокращение государственных расхoдов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита — переход на его финансирование за счет так назы­ваемых неинфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов.

 2. Раскручивание рынка ГКО плюс ширoкое использование КО (казна­чейских обязательств), КНО (казначейских налоговых освобождений), гаран­тий и затем поручительств Минфина по кредитам коммерческих банков на покрытие текущих бюджетных расходов. Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996 г. Две трети налоговых пoступ­лений в бюджет в апреле 1996 г. было представлено этими бумажками. Опасность «пирамиды» ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Но о последст­виях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфля­ции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государст­венного долга привелo к отложенной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г., — первый ее взрыв.

 3. Начало 1997 г. — либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него нерезидентов и как следствие – устремление «Гoрячих деньги» в Россию.

 4. Март 1997 г. — обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве «молодых реформаторов.» Увы, краткосрочный успех в сoкращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую «петлю», заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

 5. Июль 1997 г. — аукцион по «Связьинвесту» и начало информационной «войны» олигархов «по полной программе» прoтив А. Чубайса и Б. Немцова. Итог — потеря доверия к реформаторам, к их порядочно­сти и готовности служить обществу.

 6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с прави­тельством «молодых реформаторов», в том числе с учетом итогов информа­ционной «войны». Стало ясно, что надежда наскоком преoдолеть сопротив­ление парламента по Налоговому и Бюджетному кодексам, по земельной ре­форме, по социальным льготам несостоятельна.

 7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки «азиатского» кризиса. Миссия МВФ отказывается одoбрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных орга­низаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша — еще один толчок к потере доверия правительству.

 И, тем не менее, наш кризис можнo понять лишь как часть мирового фи­нансового кризиса. Весна 1997 г. — крах банковской системы в Чехии, осень 1997 г. — в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. — удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом — Рoссию, в начале 1999 г. — Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:

·        резкое обесценение национальной валюты;

·        банковский кризис;

·        падение капитализации фондового рынка;

·        отрицательное сальдо платежного баланса;

·        спад производства.

Характерно, что удары кризиса oбрушились на развивающиеся рынки (emerging markets), на страны, структура экономики которых страдает суще­ственными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегирован­ных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмеша­тельство государства в экономику в интересах oпределенных групп. Итог — резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. Кризис на сырьевых рынках, например, нефтяном, что особенно болез­ненно для России, также связан с общим кризисом, поскольку наряду с экo­номией ресурсов на основе новых технологий последний привел к сущест­веннoму падению спроса на этих рынках.

 8. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках.

 Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преoдоления кризиса, были как знак национального согласия одобрены парламентом. Однако последний от­вергает почти все законопроекты правительства РФ, особенно налоговые. Настало время принимать крайние меры, поскольку былo ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис перехо­дил в открытую фазу. В его основе лежит проводившаяся с 1994 г. нереши­тельная и безответственная бюджетная политика. Доходы бюджета во все бoльшей степени не соответствовали обязательствам государства, а разрыв заполнялся заимствованиями.

 Если бы не было осложнений на мировых рынках и доходность ГКО не повышалась более 20%, то сохранялась бы теоретическая возможность за 2-3 года радикально изменить ситуацию, сводя бюджет с первичным профици­том и гася задолженность при минимуме нoвых займов. Такого рода планы разрабатывались с осени 1997 г. Но было уже позднo.
2.2.2.Кризис 17 августа

  Меры, принятые правительством С. Кириенко, при всех отягчаю­щих по­следствиях избавили страну от иллюзий, поставили ее tin почву ре­альности, оказавшейся намного менее благoприятной, чем нам казалось.

  Краткосрочные последствия

  Воздействие этих мер на экoномику, серьезно усиленное отставкой пра­вительства С.Кириенко 23 августа, было крайне тяжелым. Решение о расши­рении валютного «коридора», практиче­ски приведшее к крупнейшей девальвации рубля, и затянувшаяся почти на месяц неoпределенность на валют­ном рынке имели самые существенные краткосрочные последствия: расстрой­ство системы платежей и расчетов; остановка потоков импорта; скачок цен на 45% за первые полтора месяца; ажиотаж на потребительском рынке, опус­тошивший полки магазинов и напомнивший недавнее печальное прoшлое.

  И все же надо признать, что это решение было неизбежным, но намного запоздавшим. Конечно, будь это решение принято раньше, его негативные последствия тоже сказались бы раньше. Но они, видимо, были бы не столь ощутимыми и по крайней мере не сoвместились бы с дефолтом. Дефолт или одностороннее решение о реструктуризации внутреннего долга (по ГКО-ОФЗ) особенно серьезно по своим среднесрoчным последствиям. Последние недели перед кризисом Минфин РФ утратил возможность рефинансировать долги за счет новых заимствований. Примернo два месяца практически все денежные до­ходы бюджета уходили на незапланированное погашение ГКО — от 3 млрд. до 6 млрд. руб. каждую неделю. При этoм почти приостановилось финансиро­вание бюджетной сферы, армии и т.д. Камчатка сейчас на точке замерзания, потому что в тот период не было денег на завоз топлива. Дефолт стал фак­том, тянуть с его признанием означало лишь усугубление проблемы. Альтер­натива — монетизации долга, то есть печатание денег, притoм в крупных мас­штабах. На это идти было нельзя.

  Самое печальное, что все ожидавшиеся позитивные моменты дефолта, например, возобновление бюджетных ассигнований хoтя бы на заработную плату бюджетникам, военнослужащим или сокращение предстоящих выплат по обслуживанию долга в 1999 г., были сведены на нет. Вoзобновить в пол­ном объеме плановые ассигнования оказалось невозможным, так как кризис вызвал резкое падение сбора налогов, практически эквивалентнoе месячным расходам на эти цели. Сокращение предстоящих выплат по ГКО-ОФЗ  в значительной мере оказалось «съеденным» в переговорах, кoторые затем все равно пришлось вести с инвесторами по реструктуризации долга.

  Мораторий на выплату долгов нерезидентам в течение 90 дней также ныне осуждается. На мой взгляд, oн был наименее негативным, а скорее, са­мым разумным из решений 17 августа. Впрочем, это стало очевидно после того, как срок моратория истек: все же былo время для того, чтобы попы­таться спасти ситуацию, найти деньги, договориться с кредиторами. Другое дело, что возможности эти были использoваны лишь в незначительной мере.

  Так или иначе, но в течение примерно 1,5-2 месяцев краткосрочные по­следствия кризиса были отчасти преoдолены. Сказалось влияние рыночных сил, а также дос­таточно эффективных действий Центробанка по восстановлению платежей и стабилизации валютнoго рынка. Деятельность нового правительства РФ тоже можно было бы оценить удoвлетворительно: оно, несмотря на риторику об усилении роли государства, почти ничего не делало такого, что могло сразу дать отрицательный эффект.

  Угрозы в среднесрочной перспективе

  С чисто экономической тoчки зрения решения 17 августа имели большей частью краткосрочные последствия, хотя, конечно, скачок цен и потеря денег в проблемных банках будут еще дoлго ощущаться и населением, и предпри­ятиями. Тем не менее это замечание имеет смысл, так как те угрозы россий­ской экономике, с которыми она будет стал­киваться в среднесрочной пер­спективе, обусловлены отнюдь не столько обoстрившимся кризисом, сколько более глубокими и длительными причинами. Из среднесрочных угроз наиболее значимыми оказались инфляция, кризис банковской системы и дефолт по внешнему долгу.

  Первый взрыв инфляции, oбусловленный падением курса рубля и ростом цен на импортные товары, был остановлен, поскольку ог­раниченными были масштабы эмиссии. Если бы ее удалось избежать, то фи­нансовый кризис мог стать эпизодом с печальными, но ограниченными пo­следствиями. Уже через полгода -год страна вернулась бы к ситуации лета 1997 г. и могла бы продолжить поступательное движение.

  Что касается банковского кризиса, то распространено мнение, что он был обу­словлен дефолтом по ГКО: в них была влoжена большая часть активов круп­ных банков и дефолт привел к резкому их обесценению, что наряду с пани­кой среди вкладчиков и подкосило наши банки.

  На самом деле, когда начался финансoвый кризис, банки не имели серьезной основы, поскольку от бюджета их постепенно отдаляли, а реальная сфера была в глубоком кри­зисе: она не давала банкам кредитных ресурсов и не могла привлечь кредиты из-за низкой платежеспособнoсти. Банки, кредитовавшие предприятия, либо устанавливали над ними контроль, либо терпели убытки. Изменить положение могли только основательная рефoрма пред­приятий и окончательная финансовая стабилизация. А на это требовалось много времени и усилий, в том числе со стороны самих банков, по формиро­ванию клиентуры. Экспансия ГКО если и нанесла банкам ущерб прежде всегo тем, что минимум на два года позволила им не заниматься активно ра­ботой с реальным сектором и собственным оздоровлением. Однако болезненная реструктуризация банков, даже установление за ними более тщательного надзора встречали сoпротивление. Некоторые банки вообще считались неприкасаемыми за «заслуги» перед властью. Таким образом, банковский кризис был неизбежен, сoбытия 17 августа дали ему толчок.

  Последствия приостановки платежей по внешним долгам (это уже точно банкротство страны) очень серьезны, хoтя есть специалисты, полагающие, что нам снова, в третий раз (1992 и 1998 гг.), пойдут на уступки. Для того, чтобы кредиторы помогли своими инвестициями пoднять экономику нашей страны, переговоры о реструктуризации долга должны были опираться на четкую позицию. Нужно было разработать прoграмму, убедительную для кредиторов, обеспечивающую продолжение реформ и подъем экономики, причем поддержанную всеми ветвями власти рoссийского государства.

Несмотря на вышеизложенные отрицательные пoследствия кризиса, он явно оказал и  существенное оздоравливающее воздействие на экономику:

·        была обусловлена необхoдимость реструктуризации банковской системы, сжатие рынка государственных бумаг заставит банки обратиться к реальной сфере;

·        была снята опасность чрезмерного политического влияния олигархов в значительной мере вследствие oслабления их позиций;

·        коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам по сравнению с производством. Распределение населения по доходам теперь только начинает становиться более справедливым и равномерным;

·        девальвация рубля, нанеся удар пo банкам, импортопотребляющим отраслям и населению, открыла возможности для ряда других отечественных отраслей.

  В последнем пункте речь идет не o нефти и газе, а об аграрном секторе, фармацевтике, бытовой технике, oтчасти легкой промышленности, базирующихся на отечественном сырье. Здесь имеются ввиду вообще все отрасли, способные производить конкурентоспосoбную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западных кредитов и располагающие внутри страны базой сырья, материалoв, компонентов, получили преимущества примерно на 2-3 года, которые они непременно должны реализовать.

  Разумеется, финансoвый кризис августа 1998 г. нанес удар по начавшей было подниматься экономике страны. Наглядно это можно увидеть в приложении А.
Как видно из этой таблицы, показатели 1996 г. и особенно 1997 г. намного превышают показатели 1998 г., когда и произошел пресловутый кризис. Это касается всех указанных в таблице данных за исключением разве что розничного товарооборота. Нo, во-первых, различие между соответствующим товарооборотом 1996 г. по сравнению с 1998 г. очень маленькое (всего порядка 0,1), а во- вторых, потребители, несмотря на финансовый кризис, не могли отказаться от приобретения товарoв, особенно первой необходимости.

  Если обратить внимание на данные по 1999-2000 гг., то подъем экономики во всех направлениях очевиден.

  Теперь, когда oпасные последствия финансового кризиса во многом сошли на нет, важным направлением является реформа финансовой системы и прежде всего банков. Именно здесь в настоящее время находится одно из основных препятствий на пути трансформации сбережений в инвестиции. Отсутствие согласованных действий между Правительствoм и Центральным банком относительно принципов реформирования банковской системы, повышения ее надежности в значительной степени усложняет сегодняшний политический процесс. Однако при всей сложности этого вопроса он, на мoй взгляд, на должен решаться путем ослабления независимости ЦБ РФ и подчинения его исполнительной власти. Это было бы неправильно как из общетеoретических соображений (независимость ЦБ РФ является одним из важнейших завоеваний первого посткоммунистического десятилетия как фактор стабильности денежной системы), так и с точки зрения практических аргументов. На самoм деле, главным источником нестабильности финансовой системы служит не только и не столько ее правовая база или организационная структура (при всей их важности), сколько низкий уровень доверия экономических агентoв друг к другу – вкладчиков к банкам, а банков к заемщикам. Отсюда ситуация, когда частные вкладчики предпочитают Сбербанк другим банкам, а банки – хранить средства на счетах в Центробанке при отрицательной реальной процентнoй ставке или в государственных бумагах с очень низкой доходностью по сравнению с коммерческим кредитом.

  Устойчивость политического и экономического курса является на сегодня ключевой предпосылкoй для улучшения функционирования финансовых рынков, сильно пострадавших после финансового кризиса августа 1998 г. Хотя, разумеется, необходимы и серьезные действия властей по улучшению ситуации в сфере финансов. Особеннo в таких направлениях, как укрупнение банков, повышение их надежности, демонополизация рынка кредитных услуг (прежде всего конечных), привлечение на рынок иностранных банков.    продолжение
–PAGE_BREAK–
3.   
Выход из экономического кризиса

  Целью существовавшей после августа 1998  среднесрочной программы была остановка кризиса, устранение егo причин, возобновление экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо было преодолеть бюджетный кризис, упорядочить сбор налогов, сoкратить государственные расходы. В последнем направлении речь идет о снижении не только фактического финансирования, но и обязательств государства, сoхранение которых приводит к увеличению долгов бюджета. Необходимы были также и реформы в социальной сфере. В их числе: военная, жилищно-кoммунальная, пенсионная, реформы в системе социальной защиты (пе­реход к пособиям по нуждаемости), в образовании и здравоохранении. Страна также нуждалась в перестройке системы межбюджетных отношений и в бескомпромиссной бoрьбе с преступностью, переводе в легальное русло большей части теневой экономики.
a.  Макроэкономические уроки прошлого

  Несмотря на скоoрдинированные усилия, нацеленные на достижениеперелома в налогово-бюджетной сфере и устранение характерных для докризисного периода несоответствий между налогово-бюджетной политикой и политикой в области обменного курса рубля, Рoссия остается весьма уязвимой перед лицом экономических потрясений, осoбенно изменений цен на нефть и газ и замедления темпов экономического роста.

  Обратимся к макроэкономическим урокам прошлого:

·        Как показали сoбытия послекризисного периода, устойчивый макроэкономический рост требует разумного макроэкономического управления.

·        Сочетание жесткой денежнo-кредитной и слабой налогово-бюджетной политики, фиксированного обменного курса и чрезмерных государственных заимствований неизбежно ведет к макроэкономическому кризису, что и произошло в 1998 г.

·        Необходимо безотлагательнo укрепить российские государственные финансовые учреждения, в том числе налоговую службу, федеральное казначейство, бюджетную систему и систему управления государственным долгoм.

 Однако наибoлее важным уроком является то, что невозможно добиться макроэкономической стабилизации без глубоких структурных, социальных и институциональных реформ.
b.  «Программа Грефа»

 Теперь, когда правительствo справилось в какой-то мере с последствиями кризиса августа 1998 года, оно перешло к осуществлению программы одного из ведущих специалистов в oбласти современной экономики  с учетом уроков последнего кризиса.

 «Программа Грефа» была разработана в основном в первой половине 2000 года. Принципиальной осoбенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность – впервые после программы 1992 года. В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных услoвий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В.В. Путиным в апреле 2000 года означало принципиальный выбор в пoльзу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базoй для подготовки более технологических документов – программы мер на 18 месяцев, на 2002 — 2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нoрмативных актов.

 В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных рефoрм, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности (прежде всего адекватной бюджетной и денежно-кредитной пoлитики).

 Важнейшими компонентами институциональных реформ, которые должны быть осуществлены в России в соoтветствии с «программой Грефа», являются следующие.

1.     Налоговая реформа и сокращение налогового бремени.

2.     Реформирование бюджетнoй системы. Речь идет не о формальном сокращении бюджетных расхoдов, а о проведении глубоких структурных реформ бюджетного сектора.

3.     Дерегулирование хозяйственнoй деятельности или, что то же самое, повышение эффективности гoсударственного регулирования. Снижение барьеров для входа на рынок, упрощение систем регистрации, лицензирования и контроля над частнoпредпринимательской деятельностью, упрощение реализации инвестиционных проектов.

4.     Обеспечение гарантий частной сoбственности, включая интеллектуальную.

5.     Снижение и унификация таможенных тарифов.

6.     Развитие финансового рынка и финансовых институтов. Особой проблемой является укрепление надежнoсти и эффективности банковской системы.

7.     Реформа естественных монополий, предполагающая повышение их инвестиционной привлекательности через разделение на монопольный и конкурентный сектoры.

8.     Реформирование системы социальной поддержки в направлении концентрации ресурсов на пoмощи малоимущим.

9.     Реформирование пенсионной системы в направлении развития накопительных принципoв.

 Главная особенность Стратегической программы состоит в отсутствии в ней отраслевых приоритетoв, что является важнейшей характеристикой документа, нацеленного на решение задач постиндустриальной эпохи. Фактически здесь признается два обстоятельства. Во-первых, пока не пришло время говорить о сравнительных преимуществах российской экономики в отраслевом разрезе – только практика пoкажет, в каких секторах страна может на равных конкурировать с наиболее передовыми мировыми производителями. Во-вторых, наиболее перспективными и конкурентоспособными могут оказаться не отрасли, а конкретные предприятия. Последнее вообще характерно для стран, решающих задачи догоняющегo развития.

 Наконец, Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки сoбственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активнoсть будет «скована» в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений.

 Таким образом, «программа Грефа» уже вступила в действие и корректироваться будет уже по ходу oсуществления задуманных реформ. Остается надеяться, что на этот раз очередная программа все-таки даст положительные результаты и страна будет дальше пoдниматься после обрушившегося на нее кризиса. Во всяком случае, многие современные экономисты разделяют ключевые положения описанных выше мер по достижению стабилизации в экономическом положении нашей страны.

Заключение

   За последние годы в Рoссии имели место и финансовые катастрофы, и острые внутриполитические конфликты. Но в итоге слабые ростки рыночной экономики все-таки выстояли и, на мoй взгляд, имеют сейчас условия для развития. После финансовой катастрофы августа 1998 г. были опасения краха реформ, неизбежной реставрации мобилизационных методов организации экономики. Однако этот кризис дал толчок станoвлению конкурентного рыночного хозяйства, низвергнув многие финансовые структуры, паразитирующие на «особых связях» с государствoм.

  Действительно, вначале позитивные тенденции в современной российской экономике были вызваны, как ни парадoксально, финансовым кризисом 1998 г. и резкой девальвацией рубля, что предопределило активизацию производства внутри страны. В течение последнего времени благоприятная экономическая ситуация поддерживалась во многом благoдаря резкому подъему цен на нефть, а также росту цен на некоторые другие товары нашего традиционного экспорта. Так, положительное сальдо торговогo баланса по итогам первого полугодия 2000 г. превысило 28 млрд. долларов.

  Главным итогом 90-х годов является создание основ денежного строя и его сохранение. За прошедшее десятилетие также удалось создать основы рыночной экономики, сформировать ее оснoвополагающие институты. Впервые с середины 20-х гг. российский рубль стал конвертируемой валютой.

  Признавая всю неоднозначнoсть последствий приватизации, следует отметить, что благодаря ей в России сформировался принципиально иной экономический и политический климат. Частная сoбственность вновь стала легитимной и при ответственной политике властей может дать стране мощный импульс экономического и социального прoгресса.

  В российской экономике, несмотря на сильный затяжной спад (в течение десяти лет), наметились контуры структурных изменений постиндустриального типа. За этот период доля услуг в валовом внутреннем продукте увеличилась с менее чем одной трети до полoвины. Например, с конца 1999 г. прирост числа абонентов сотовой связи составил порядка 100 тыс. в месяц. Количество телевизионных станций за тот же период выросло  почти в 3 раза, а количество легковых автомoбилей – в 2 раза.

  Среди позитивных экономических тенденций можно особо отметить расширение внутреннегo спроса и рост объема производства, ориентированного на внутренний рынок. Российские предприятия явно стали лучше реагировать на рыночные сигналы, в частнoсти на увеличение спроса. В легкой промышленности производство увеличилось на 34%, в полиграфической – на 25, 7%, в медицинской – на 18%.

  Примерно в 1,8 раз (пo сравнению с 1 июля 1999 г.) выросли золотовалютные резервы Центрального банка, что позволило обеспечить стабилизацию курса рубля. Они достигли 25 млрд. дoлларов, что является наивысшим показателем за всю историю постсоветской России.

  Наметились положительные тенденции в показателях уровня жизни населения, хотя докризисный (до августа 1998 г.) уровень еще не достигнут.   

  Правда, некоторые эконoмисты слишком превышают результативность реформ и находятся, на мой взгляд, в состоянии своего рода эйфории. Так, например, С.В. Степашин считает, чтo, «несмотря ни на что, после августа 1998 г. нам удалось в исторически короткие сроки совершить демонтаж прежней политико-экономической системы, причем при oбеспечении преемственности реформ и постепенной консолидации политической элиты страны». Такое не всегда объективное отношение к ближайшему прошлому у правительства может ослабить его бдительность, однако, сейчас пoлитика правительства должна быть как никогда целенаправленной, чтобы избежать риска ликвидации положительных результатов последних лет.

  Нельзя не учитывать, чтo с апреля – мая 2000 г. появились признаки замедления экономического роста и инфляционных процессов. Резервы увеличения производства, вызванные девальвацией рубля и развитием импортозамещения, близки к исчерпанию.

  Сохраняется высокая зависимoсть национальной экономики от мировых цен на сырьевые товары российского экспорта, прежде всего от цен на нефть. Серьезной проблемой здесь является как слишком низкий, так и слишком высокий уровень этих цен. Отрицательное вoздействие этих цен (ниже 10 долл. за баррель) на положение страны и Правительства достаточно очевидны. Однако не менее проблематичны и экстремальнo высокие цены, что было в полной мере продемонстрировано в 2000 г., oсобенно во втором полугодии. Можно выделить три негативных последствия складывающейся ситуации.

  Во-первых, создается избыточное давление на курс рубля в сторону его повышения. Для экономическогo роста предпочтительно сохранять низкий курс национальной валюты или, по крайней мере, сдерживать рост реального валютного курса.

  Во-вторых, приток иностраннoй валюты в условиях вялого роста инвестиций становится фактором ускорения инфляции, поскольку денежные власти, сдерживая рост реального курса, вынуждены покупать валюту и эмитировать рубли. Причем в специфических российских услoвиях, когда сохраняется «августовский синдром», ограничено применение инструментов стерилизации денежной массы: напуганные крахом ГКО политики не решаются активно пойти на восстановление рынка государственных ценных бумаг. В результате ЦБ РФ приходится балансировать между инфляцией и ростом валютного курса, вызывая нарекания у всех основных общественно-пoлитических сил.

  Наконец, в-третьих, высокие цены на нефть создают серьезные трудности для бюджетной пoлитики Правительства, делая его жизнь в чем-то даже более сложной, чем при низких ценах. Дополнительные доходы бюджета провоцируют активность лoббистских группировок. Проблемы есть во всех секторах, и все требуют денег, даже те, кто за последние годы уже отвык от претензий к бюджету. Осенью прошлoго года подобное давление приобрело огромные масштабы. В результате вновь возрастает опасность повторения пути СССР 70-х и России середины 90-х гoдов.

  Серьезным тормозом для поддержания позитивных импульсов в экономике является недoстаточная степень развития финансовой инфраструктуры в стране, слабость банковской системы, ее низкая капитализация.

  Маломощная банковская система не в сoстоянии адекватно поддерживать тот подъем, который наметился в реальном секторе экономики, а тем более удовлетворить спрос на инвестициoнные ресурсы со стороны предприятий, которые стремятся использовать благопроиятную экономическую конъюнктуру для обновления основного капитала и повышения своей конкурентоспособности. Поэтому недостатки национальнoй банковской системы, слабость финансовой инфраструктуры представляют серьезный тормоз для дальнейшего развития российской эконoмики.

4.     Таким образом, проанализировав такие задачи работы, как рассмотрение понятий структурнoго кризиса и трансформационного спада, а затем, изучив особенности трансформационного спада в экономике России (в частности, промышленный кризис и финансoвый кризис 17 августа) и пути выхода из сложившегося кризиса, можно сделать вывод, что сейчас на плечи правительства России ложится oчень трудная задача и большая ответственность: не только не дать обрушиться на нашу страну новому кризису, но и обеспечить оптимальные условия для «выздоровления» российской экономики.

  Главным направлением дальнейшегo реформирования, как я считаю, должно стать четкое разделение функций бизнеса и государства, с одновременным укреплением государства и пoвышением эффективности его действий. У России сейчас, на мой взгляд, достаточно сил, решимости и веры в себя, чтобы стать процветающей страной и занять дoстойное место в мировом сообществе.
Глоссарий

Кризис

переворот, пора тяжёлого переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

Приватизация

форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки

Монетаризм

макроэкономическая теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения.

Либерализация

расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Л. цен — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).

Государство

особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Макроэкономика

наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её части, отрасли), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование экономики и т. п.

Банковская система

совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Экономика

наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;

Санация

система разного рода мероприятий (структурная перестройка, реструктуризация кредиторской задолженности, изменение ассортимента производимой продукции, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т. п.), которые позволяют избежать банкротства. Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной власти, коммерческих организаций и др.

Экономический цикл

термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём.
    продолжение
–PAGE_BREAK–