Классификация факторов определяющих перспективу развития отрасли (ресторанно-гостиничной)

Классификация факторов, определяющих перспективу развития отрасли.
Развитие той или иной отрасли зависит от огромного ряда факторов. Ресторанно-гостиничный комплекс не является исключением. Существенное влияние оказывают экономические факторы (общее состояние экономики, финансовая стабильность, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты и др.). Вместе с тем большую роль в развитии отрасли играют и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень образования, культуры, эстетические потребности населения, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городское население более подвижно), уровень преступности, развитие туризма и т.п.
Необходимо подчеркнуть также один из важных социальных факторов: жизнь в современном большом городе сложна, человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен отдыхать. Для кого-то достаточным для отдыха будет поход в ресторан, кафе, ночной клуб, а для кого -то потребуется поездка , например, за город, в пансионат, дом отдыха, поездка к морю, в другой город, страну. Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость, ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им (человеком) в большом городе. Как мы видим – налицо воздействие этого фактора на развитие ресторанно-гостиничного бизнеса.
Еще один фактор, который также относится к социальному, заключается в том, что все чаще бизнесмены, предприниматели используют рестораны, кафе, а также другие предприятия общественного питания , как место, где можно перекусить, выпить бокал вина и спокойно, в приятной обстановке, провести деловые переговоры. Сейчас очень многие стали заботиться о качестве пищи, стала “модной”, так называемая, экологически – чистая продукция, стало “модным” быть вегетарианцем, возрос процент глубоко религиозных людей, соблюдающих великие посты. Для таких людей гораздо проще и предпочтительней сходить в ресторан, заплатив определенную сумму денег, выбрать себе подходящее блюдо, чем утруждать себя заботой его приготовления в домашних условиях.
Немаловажен и тот факт, что происходит увеличение числа “деловых леди”. Так, Джурген Бартельс, президент компании “Кэрлсон Хоспитэлити”, подсчитал, что 52% руководителей в возрасте до 32 лет – это женщины. Если раньше женщины в основном сидели дома с детьми, то сейчас они не спешат рано выйти замуж, делают себе карьеру, сами зарабатывают, живут для себя, проводя свободное от работы время в компании подруг за чашечкой кофе в кафе или ресторане, а зачастую пребывая на отдыхе в загородном санатории, пансионате. Т.е. эта тенденция также является социальным фактором развития отрасли.
Не стоит выпускать из вида и демографический фактор. Сейчас во всех индустриальных странах продолжительность жизни увеличивается в результате лучшей заботы о здоровье людей, и, несмотря на снижение рождаемости, показатели всемирного роста народонаселения, хоть и медленно, но увеличиваются. Вполне логично, что чем больше людей, тем большая часть из них сможет отправиться в путешествие, останавливаясь то в одном, то другом отеле, посещая то один, то другой ресторан.
Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависит от законодательства: налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.
Помимо общеэкономических и демографических факторов на экономику отеля сильное влияние оказывают и ряд специфических факторов. В настоящее время самым внушительным таким фактором является терроризм. Крупные террористические акты, немедленно вызывают резкое снижение загрузки в регионе, подвергшемуся нападению террористов. Правда опыт показывает, что туристические потоки в эти регионы восстанавливаются уже через 2-3 года, однако за это время многие гостиницы могут и обанкротиться.
Экономический кризис в стране, естественно, прекращает иностранные инвестиции и снижает экспорт товаров в эту страну, что приводит к уменьшению числа бизнес-туристов в отелях. На загрузку отелей в курортных регионах влияют довольно быстро меняющаяся мода на отдых, трудности получения визы, условия работы транспортных компаний. Например, запрет полетов над Европой самолетов советского производства с повышенным уровнем шума неизбежно приведет к частичному перераспределению потоков российских туристов с европейских курортов на турецкие и египетские. Понятно, что развитие ресторанно-гостиничного бизнеса во многом зависит от развития туризма. Для примера: клиентура гостиниц представляет собой две категории – командированные (44%) и отдыхающие (56%). Легко догадаться, что те факторы, которые воздействуют на развитие туризма, оказывают определенное влияние и на отрасль ресторанно-гостиничного хозяйства.
Перспективы развития гостиничного хозяйства.
В следующем году поток зарубежных туристов, приезжающих в нашу страну, резко сократится. И виноват в этом не только страх иностранцев перед терактами. Вместо того чтобы поддержать турфирмы в трудный момент, ведущие московские и питерские гостиницы уже объявили, что в следующем году их услуги подорожают на 30-50%. Причины подорожания называют разные – от инфляции до роста зарплаты горничных. Но на самом деле, по мнению экспертов, подорожание является результатом стабильного спроса при монополизме крупных отелей. После закрытия гостиниц “Интурист” и “Москва”, а также в связи с предстоящим закрытием “России” гостиничные менеджеры уверены, что их номера заполнятся при любой цене.
После нескольких терактов от поездки в Россию отказываются 20-30% иностранных туристов, уже оплативших путевки. Из-за этого наша страна только за оставшиеся месяцы 2004 года может недополучить около $400 млн. В следующем году убытки могут возрасти многократно: по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), продажи туров на будущий сезон сейчас практически остановились. В странах, где условия приема туристов максимально приближены к боевым, хотельеры обычно идут на все, чтобы привлечь зарубежных гостей. Турки, например, после серии терактов в 1999 году порой предлагали номера в отелях просто бесплатно. Египтяне снижали стоимость размещения в среднем на 50-70%. У нас же все происходит с точностью до наоборот. Московские и питерские гостиницы не хотят говорить не только о снижении, но даже о приостановке роста цен. Иностранные туристы давно уже считают стоимость российских турпакетов изрядно завышенной. А в следующем году номера в отелях туркласса вырастут еще на 30-40%, а то и на все 50%. По словам Леонида Исаковича, генерального директора компании “Академсервис ДМС”, постоянно повышать цены позволяет острый дефицит гостиниц. Эта проблема особенно обострилась после сноса “Интуриста” и “Москвы”. А вскоре к ним прибавится еще и гостиница “Россия”. Она прекратит хозяйственную деятельность в середине 2006 года, и столица лишится еще 5 тыс. мест размещения туристов. До 95% иностранных туристов выбирают для путешествия по России маршрут Москва – Санкт-Петербург – Золотое кольцо. При этом они не готовы платить за размещение более $50 в сутки. Сейчас в столице осталось всего четыре отеля, в которых останавливается подавляющее большинство прибывающих к нам иностранных туристических групп, – это “Космос”, “Украина”, “Измайлово” и “Россия”. С советских времен в Москве не появилось ни одной новой гостиницы туркласса со стоимостью стандартного номера $35-40 на человека в сутки. Соответствующий гостиничный фонд только сокращался. Работать в условиях нехватки столичных средств размещения российским турфирмам, видимо, придется еще долго. По словам первого заместителя председателя комитета по внешнеэкономической деятельности Москвы, в 2005-2007 годах будет введено в эксплуатацию только 5-6 тыс. новых номеров. Это проблемы совершенно не решит. Значит, цены на услуги отелей будут расти и дальше, отпугивая иностранцев даже в мирное время. Отели под снос. До 10 октября 2004 года будет проведен конкурс по выбору инвестора, предлагающего концепцию, порядок и условия реализации инвестиционного проекта по строительству нового гостиничного комплекса на месте “России”. Рабочий цикл подготовительного периода продлится до 1 июля 2006 года. В многофункциональном комплексе общей площадью 350 тыс. кв. м будет предусмотрено не менее 2 тыс. гостиничных номеров. Его ввод в эксплуатацию намечен на конец 2008 года. Объем затрат инвестора – не менее $500 млн. Новый отель на месте снесенной гостиницы “Интурист” должен открыться в апреле 2006 года. Сейчас уже возведены два подземных этажа, а до конца этого года будет построено еще семь надземных. Управлять новым отелем будет сеть Ritz Carlton. По снесенной гостинице “Москва” сейчас готовится график освоения подземного пространства. Новое здание должно быть введено в строй в 2007 году. Городские власти также ищут инвестора для реконструкции и развития инфраструктуры гостиницы “Украина” без остановки ее деятельности. Начало реализации проекта по сносу гостиницы “Минск” задерживается. На ее месте через несколько лет должны появиться офисно-гостиничный комплекс и торговый центр. Принято постановление и о сносе гостиницы “Спорт”. На освободившемся месте до конца 2006 года планируется возвести гостинично-деловой и торгово-развлекательный комплекс общей площадью 195 тыс. кв. м с сохранением такого же количества номеров, как и в старом отеле. Гостиница “Ленинградская” в 2004-2006 годах должна быть отреставрирована без сноса и приспособлена к современному использованию здания общей площадью 24.5 тыс. кв. м в целях создания отеля категории “4 звезды”. В общей сложности в Москве до 2010 года должно появиться 61 600 гостиничных мест. Что иностранцы думают о Москве. 17% иностранных гостей считают российскую столицу крупным туристским центром, 21.5% – культурным центром, 26.3% – красивым городом. 72% иностранцев больше всего интересуют в Москве музеи, а 84% – богатое культурное наследие в виде архитектуры, театральной жизни и т.д. Наиболее отрицательные эмоции у 31.6% зарубежных гостей вызывает столичный транспорт, у 24.1% – бытовые средства связи, у 9% – качество организации экскурсий, у 7.2% – походы по торговым точкам, у 6.9% – организация культурных программ. При этом 23.1% иностранцев раздражают контакты с самими москвичами.
Список использованной литературы: 1. Карпова Г.А. , Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. – Москва – Санкт-Петербург: “Герда”, 1998. 2. Уокер Джон. Введение в гостеприимство. Учебник. – Москва: “ЮНИТИ”,1999. 3. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства.- Москва: Финансы и статистика, 2003.