1. ПОНЯТИЕ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
1.1 Определение психопатии
Психопатия – этоаномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество.Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят кдисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптациючеловека.
Важной особенностью психопатии, из-за которойтакие пациенты попадают в поле зрения психиатра, является декомпенсацияпри различных неблагоприятных воздействиях, в частности послепсихической травмы и при психотравмирующей ситуации. С точки зрениянормального человека, в таких ситуациях нет ничего особенного,но для психопата они становятся значимыми именно из-за его аномалий характера,поскольку задевают его самое слабое место.
Например, при истерической психопатиинеобоснованные претензии психопата на всеобщее внимание могут не встретитьжелаемого отношения окружающих, и происходит срыв, декомпенсация.При психастенической психопатии такой ситуацией может оказатьсянеобходимость принимать быстрые решения. При эпилептоидной психопатии психотравмирующимоказывается любое покушение на «авторитет» психопата илипопытки противодействия его властности и деспотизму и так далее.
Психопатия определяет психический обликчеловека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всейжизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливатьсяк окружающему.
Диагноз психопатии устанавливают на основаниитрех основных признаков, предложенных выдающимся русским психиатромП.Б. Ганнушкиным.
1. Тотальность патологическихчерт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, и при стрессах,и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера– они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте,реже у взрослых, и затем сохраняются на протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления)именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятноговнешнего воздействия.
Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретеннойв раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействиемокружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное воспитаниев детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеетчрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии).Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатиинедостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервнойсистемы.
То, что у человека имеются какие-либо отклоненияот нормального общепринятого в обществе поведения, еще не даетоснований говорить о психопатии.
Психопатоподобныесостояния (то есть напоминающие психопатию по своим проявлениям) возможныи при некоторых других заболеваниях, например при психических нарушениях в результатеперенесенной черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеванияхцентральной нервной системы, алкоголизме, наркомании и токсикомании, некоторыхэндокринных нарушениях и других. Основным их отличием от психопатийявляется то, что психические нарушения при психопатии возникают уже с детскогоили подросткового возраста, а при психопатоподобных состоянияхповедение и развитие личности до возникновения основного заболеваниябыло нормальным, а психопатоподобные нарушения вторичны и появляются уже спустякакой-то промежуток времени после развития основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний, психопатиямне свойственно прогрессирующее развитие и возникновение дефекталичности.
От неврозов психопатии отличает то, что патологическиечерты характера определяют весь психический облик человека и наблюдаютсяна протяжении всей его жизни.
При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающихуровня патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,говорят об акцентуация характера. Это не болезнь, а один из вариантовнормы и подразумевает индивидуальные особенности характеракаждого человека. Но при психотравмирующей ситуации декомпенсацияможет произойти и у акцентуированной личности. Причин возникновения психопатиймножество. Имеют немаловажное значение конституциональные, наследственныефакторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются детис аналогичной патологией. Такие психопатии называют конституциональными, генуиннымиили «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий, которыеневозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.
Алкоголизм или наркомания у родителей –тоже одна из частых причин психопатии у детей.
Играют роль и вредности в период внутриутробногоразвития, особенно если во время беременности женщина употребляла спиртныенапитки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятноевлияние на развитие плода, или у нее были отравления какими-либо веществами,а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенновирусные). Недостатки питания беременной женщины, тяжелыетоксикозы, угроза прерывания беременности и отслойка плаценты и многиедругие факторы отрицательно влияют на плод.
Различные родовые травмы, асфиксияв родах, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, трудные длительныероды с угрозой для жизни ребенка, если у роженицы узкий таз икрупный ребенок, в результате чего происходит сильное сдавление головыпри прохождении родовых путей, – все это играет роль в возникновениипсихопатий.
Неблагоприятными факторами являются и различныевредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервнойсистемы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенкомв первые 2–3 года жизни.
Играют роль в возникновении психопатий и черепно-мозговыетравмы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусныезаболевания), тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.
Большое значение в развитии психопатии уребенка, имеющего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы,имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостаткивоспитания.
Если ребенок растет в семье,где его воспитанием и коррекцией его неправильного поведения никтоне занимается, например, когда злоупотребляют алкоголем оба родителя,или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только проблемами пьянствамужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, или ребенок растетв атмосфере скандалов даже непьющих родителей, или воспитывается в неполной(когда нет одного из родителей) или деформированной семье (когда естьотчим или мачеха), или родители отдают его на воспитание бабушкес дедушкой, а те его обожают и во всем потакают, – то все аномалии характера ещеболее усиливаются.
А если ребенок воспитываетсяв благоприятной обстановке и родители его обучают нормам поведенияв обществе, формируют положительную нравственно-этическую позициюс детских лет, объясняя, что позволено делать в коллективе, а чтонепозволительно, а если он провинился, то ему спокойно и дружески объясняютнеправильность его поступков, без деспотизма, физических наказаний илииных травмирующих психику ребенка воздействий, – то в целом есть возможностькорригировать поведение ребенка уже с детства, и в дальнейшем он вырастает не эгоцентричным,как при многих видах психопатий, а приобретает способность считатьсяи с мнением других людей, а не только с собственными прихотями.
1.2. Определение понятия «Акцентуацияхарактера»
В периоде становленияхарактера его типологические особенности, не будучиеще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляютсянастолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е.патологические аномалии характера. Со взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются.Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Типы акцентуацийхарактера весьма сходны и частично совпадают с типамипсихопатий.
Наибольшую известность получил терминК. Leongard (1968)–“акцентуированная,личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера”. Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включаетинтеллект, способности,наклонности, мировоззрение и т.д. В описаниях К. Leonhard речьидет именно о типах характера.К тому же в странах с немецкимязыком те/>рмин “акцентуированная личность” стали использовать какклинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации каккрайние варианты нормы.
Отличия между акцентуациямихарактера и />психопатиями основываются на диагностическихкритер/>иях П. Б. Ганнушкина(1933)– О. В. Кербикова(1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительнойстабильности характера на протяжении жизни, ни тотальностиего проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптациисо следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим тремпризнакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуацииразвиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либововсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербиковаможно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективныеи психопатические реакции, социальная дезадаптация возникаютот любых психических травм, и самых разнообразных трудныхситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимойпричины. При акцентуациях нарушения возникают толькопри определенного рода психических травмах, в некоторыхтрудных ситуациях, а именно:лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшегосопротивления”, к “слабомузвену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждомтипе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.
На основании сказанного можнодать следующее определение акцентуации характера.
Акцентуации характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельныечерты характера чрезмерно усилeны, вследствие чегообнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенныхвоздействий при хорошей и даже повышенной устойчивостик другим.
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИЙ ПОТЯЖЕСТИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ
Как писал П. Б. Ганнушкин,степень проявления психопатий «Представляет прямо запутывающее богатство оттенков– от людей, которых окружающие считают нормальными,– и до тяжелых психотическихсостояний, требующих интернирования»’. Попытка как-то систематизировать этистепени, представляет насущную практическую задачу. Это способствовало бы уточнениюпрогноза, смогло бы оказать помощь в экспертной практике и содействовало бы болеедифференцированному подходу к семейной и трудовой реадаптации. В последние годыв судебно-психиатрической экспертизе получил распространение термин «глубокаяпсихопатия». Им обозначаются наиболее тяжелые случаи, где на высоте декомпенсациивозникают психотичес-кие расстройства или исключающая вменяемость утрата способностик «вероятностному прогнозированию своей деятельности и соответствующей коррекциисвоего поведения» или в основе нарушении характера лежат выраженные эндокринныерасстройства. По материалам судебной экспертизы, случаи психопатии, исключающиевменяемость, у подростков встречаются значительно чаще, чем у взрослых, – у 15–17%экспортируемых вместо 3-5% .
Разделение психопатий на три степени тяжести было осуществленоЛ. И. Спиваком в отношении эксплозивного типа. При этом учитывались возраст формирования,тяжесть декомпенсации, патологические изменения на пневмо- и электроэнцефалограммеи др. Однако критерии разграничения по трем степеням тяжести не были предметом специальногоисследования.
Тяжелая психопатия (степеньIII), Компенсаторныемеханизмы крайне слабы, едва намечаются или бывают лишь парциальными, охватываялишь часть психопатических особенностей, но зато достигают здесь такой гиперкомпенсации,что сами выступают уже как психопатические черты. Компенсации всегда неполные инепродолжительные. Декомпенсации легко возникают от незначительных причин и дажебез видимого повода. На высоте декомпенсаций картина может достигать психо-тическогоуровня (тяжелые дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.). При тяжелой степенинекоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают диагностическиесомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным дефектом при шизофренииили ее вялотекущей формой. Однако ни признаков процесса, ни четких указаний наперенесенный в прошлом шизофренический шуб обнаружить не удается. Нарушения поведениямогут достигать уровня уголовных преступлений, суицидных актов и других действий,грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеетместо постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано бросаютучебу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или условий принудительноготруда. Живут они за счет других или за счет государства. Обнаруживается полная неспособностьк поддержанию семейных отношений – связи с семьей разорваны или крайне натянутыиз-за постоянных конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопатаот кого-либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация отчетливовыступает также в среде сверстников. Самооценка характера неправильная или отличаетсяпарциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно проявления патологическойгиперкомпенсации. Критика к своему поведению заметно снижена, а на высоте декомпенсацийможет полностью утрачиваться.
Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные механизмы нестойки, ив силу этого компенсации непродолжительны. Декомпенсации могут возникать от незначительныхповодов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения поведения обычно все же следуютза психическими травмами или возникают в трудных ситуациях. Социальная адаптациябывает неполной и нестойкой. Работу или учебу то бросают, то возобновляют. Способностиостаются нереализованными. Отношения с родными полны конфликтов или отличаютсяпатологической зависимостью. Самооценка черт характера и степень самокритичностивесьма разнятся в зависимости от типа психопатии.
Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные механизмы достаточновыражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно обусловлены,их глубина и продолжительность пропорциональны психической травме. Декомпенсациипроявляются заострением психопатических черт и нарушениями поведения. Последние,однако, за исключением особо тяжелых ситуаций, не достигают крайних степеней.Социальная адаптация неустойчива, снижена или ограничена. При неустойчивой адаптациилегко возникают срывы. При сниженной адаптации подростки учатся или работают явнониже способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или жесткоопределена область, где возможна продуктивная деятельность и где иногда достигаютсявыдающиеся результаты (так называемые «талантливые психопаты»). В других,даже близких областях сразу обнаруживается полная несостоятельность. Семейные отношенияотличаются дисгармонией и крайней избирательностью (чрезмерная привязанность кодним членам семьи, конфликты и разрыв с другими). При большинстве типов психопатий(кроме истероидной и неустойчивой) сохраняется относительно правильная оценка чертсвоего характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно глубокая.
Степень отклонений характера сама по себе трудно поддается количественнойоценке. Последнюю доступнее осуществить по другим, зависящим от этих отклоненийпоказателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним относятся: 1) тяжесть,продолжительность и частота декомпенсации, фаз, психогенных реакций и, что особенноважно, соответствие их силе и особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжестикрайних форм нарушений поведения; 3) оцениваемая в «длиннике» степеньсоциальной (трудовой, семейной) дезадаптации; 4) степень правильности самооценкиособенностей своего характера, критичности к своему поведению.
Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типахарактера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдениеза поведением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однаковыраженность черт какого-либо типа не препятствует обычно удовлетворительной социальнойадаптации. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированныечерты характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, какправило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однакопреходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только послетех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенныетребования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуаций.
Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера выраженыслабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактахи детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представлениеоб определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданнодля окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но толькоопять же тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшегосопротивления». Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявитьтипа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметнойдезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как латентныечерты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому всамооценке могут фигурировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидностии гипертимности, истероидности и психастеничности и т. п.
3. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
3.1. Динамикапсихопатий
П.Б. Ганнушкиным был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий: возрастныекризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические приступы или фазы, психогенныеи соматогенные реакции, конституциональные и ситуационные развития и др. Наиболеераспространенными терминами, относящимися к динамике психопатий у взрослых, являютсяпонятия «компенсация» и «декомпенсация». Компенсации могутосуществляться как за счет изменения «микросреды» (трудовой, семейной)на такую, где психопатические особенности характера позволяют приспособиться наилучшимобразом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет активнойвыработки механизмов психологической защиты, манеры поведения, образа жизни, пороюконтрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черт. Срыв компенсаторныхмеханизмов в силу ли эндогенных особенностей динамики или под влиянием факторовсреды обозначается как декомпенсация.
В подростковом возрасте компенсаторныемеханизмы нередко еще недостаточно сформированы. Зато, как правило, приходитсяиметь дело с подростковым заострением психопатических черт характера, особенноесли психопатия (например, шизоидная) сложилась с детства. Однако подростковыйвозраст не только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности(например, «депсихопатизация» некоторых форм органических психопатий,наблюдавшихся в детстве).
Определенным вкладом в учение о динамике психопатий являетсяизучение процесса их становления – описание этапов формирования конституциональных,приобретенных и органических психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин выделилитри этапа начальных проявлений, структурирования и завершения формирования. Первыедва этапа при конституциональных и органических психопатиях падают преимущественнона детство. При приобретенных психопатиях второй этап приходится обычно на 15–18лет. С нашей точки зрения, выделение этих этапов для подростковой психиатрии имеетв большей степени теоретическое, чем практическое значение. О них можно судитьретроспективно, когда психопатия уже сформирована. Картина первого и даже второгоэтапов существенно не отличается от транзиторных нарушений поведения в детствеи у подростков, и диагноз психопатии здесь может оказаться преждевременным.
Психопатическиеличности довольно часто вступают в противоречия с окружающими, создавая конфликтные ситуации, причем во времяконфликта они испытывают дополнительноепсихогенное воздействие. Втакой ситуации происходит психопатическая реакция, которая проявляется обострением аномальных особенностейхарактера. Даже после прекращенияконфликта психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того,как человек переболел каким-то тяжелым заболеванием, или при хроническихзаболеваниях внутренних органов.
Психопатическиереакции обычно возникают внезапно, в ответ на малозначимые для психическинормального человека, но очень болезненные для психопата события.Реакция больного всегда неадекватна, то есть не соответствует силераздражителя, вызвавшего ее. Чаще всего она проявляется в виде протеста, возмущения, гнева,злобы, ярости и даже агрессии и разрушительныхдействий.
При неоднократных психотравмирующих воздействиях даже незначительныхотрицательных факторов возникает длительная декомпенсация.
При продолжительной декомпенсации наблюдаетсянарушение способности больного приспосабливаться к окружающим условиям,резко выявляются все аномальные особенности характера и могут возникнутьновые психические нарушения.
У больных психопатией часто возникают неврозы, особенно истерическийневроз, могут формироваться сверхценные образования (идеи, значение которых больным слишкомпереоценено) и даже бредовые идеи – бред отношения,бред преследования, бред ревности и другие.
Больные психопатией являются группой повышенногориска в аспекте возможности формирования алкоголизма и наркомании.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройствовлечений, и в первую очередь сексуального. У многих из них наблюдаютсясексуальные извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомосексуализм,педофилия, нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией также могут возникать конфликты с обществом, противоправные действия,включая насилие, после чего может произойтидекомпенсация.
3.2. О динамике акцентуаций характера
В отличие от психопатийпредставления об «акцентуированной личности» и об «акцентуацияххарактера» оставались до последнего времени как о чем-то весьма статичном,раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были предприняты катамнестическиеи лонгитудинальные исследования акцентуаций характера некоторых типов – неустойчивого,гипертимного, эмоционально-лабильного, конформного.
Настоящая работа обобщает наблюдения над124 подростками мужского пола, которые были начаты в возрасте 14–17 лет и продолжалисьв послеподростковом (18–19 лет) и молодом (после 20 лет) возрасте. Все эти случаипри первом обследовании были расценены как акцентуации характера.
Можно выделить две основные группы динамическихизменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения.По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острыеаффективные реакции. Если шоковые реакции, патологический аффект являются реакциямипсихотического уровня и более свойственны тяжелым психопатиям (в иных случаях онивозможны лишь в катастрофических ситуациях), то реакции, обозначенные нами как острыеаффективные, относятся к субпсихотическому уровню, хотя нередко стоят на гранимежду физиологическим и патологическим аффектом.
Встречается несколько видов острых аффективныхреакций.
1. Интрапунитивные реакциипредставляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений,покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудныепоступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личныхвещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух казалось быдиаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумеваютразряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или «вымещениезлобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этотвид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Импунитивная реакция проявляется тем,что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации,хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается.Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции,конца аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, визображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен дляистероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной, и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера,наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобныенарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»). Катамнестическиеисследования. Показывают, что, если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуацийхарактера, то в 80% при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация.Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание пригипертимной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее – при неустойчивой (всего17%).
Преходящие нарушенияповедения могут проявляться в виде 1) делинквентности, т. е. в проступках и мелкихправонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2) токсикоманическогоповедения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережитьиные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;3) побегов из дома и бродяжничества; 4) транзиторных сексуальных девиаций (раннейполовой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).Все эти проявления преходящих нарушений поведения описаны нами ранее.
Наконец, еще один вид транзиторных измененийпри акцентуациях характера – это развитие на их фоне разнообразных психогенныхпсихических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случаедело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций»: происходит переходна качественно иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических измененийпри акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Онимогут быть нескольких типов.
1. Переход «явной» акцентуациив скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта, акцентуированныечерты характера сглаживаются, компенсируются. В итоге у взрослых, в отличие отподростков, только на основании контакта и непосредственного наблюдения, даже продолжительного,без знания из анамнеза особенностей поведений в подростковом периоде и без специальногопсихологического обследования в большинстве случаев трудно бывает составить четкоепредставление о типе акцентуации.
2. Формирование на почвеакцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатическихразвитий, достигающих уровня явной патологии («краевые психопатии» по О. В. Кербикову).Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: 1) наличиеизначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные условия среды должны бытьтакими, чтобы адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления»данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно продолжительными, главное, 4) оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуациивозраст. Этим возрастом для шизоида является детство, для психастеника – первыеклассы школы, для большинства других типов – разные периоды подросткового возраста(от 11–13 лет у неустойчивого до 16–17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльномтипе критическим является более старший возраст – 30–40 лет – период высокой социальнойактивности.
В случаях психопатических развитии так же, как при неврозахи других реактивных состояниях, динамические изменения выходят за рамки акцентуаций.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним изкардинальных явлений в их возрастной динамике. Как известно, тип психопатии отличаетсястабильностью. Однако Н. И. Фелинской было указано на возможность определенных трансформацийтипа психопатии со временем. Наши лонгитудинальные исследования свидетельствуюто возможности определенных трансформаций типов акцентуации характера.
В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливоуказывает В. В. Ковалев, разработана еще недостаточно. Однако представляется целесообразнымподчеркнуть наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера:
1) заострение черт акцентуированного характерав подростковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживаниеми компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);
2) развертывание черт определенного типапри скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихсяударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;
3) возникновение на фоне акцентуаций характерапреходящих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозови других реактивных состояний;
4) трансформация типов акцентуаций характерав силу кон-ституционально заложенных механизмов или влияний среды;
5) формирование приобретенных психопатий,для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательнуюуязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.
4. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Вопросо том, что является первопричиной возникновения аномалий характера, стал предметомспоров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М.Бехтерев полагал,что причинами могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственныеусловия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания.
Наоснове систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно систематизироватьфакторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков,а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.
Средибиологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:
1. Действия пренатальных, натальных иранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К такимвредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробныеи ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.
2. Неблагоприятная наследственность, котораявключает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий типакцентуации характера.
3. Органические повреждения головногомозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностьюразвития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием,повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».
Ксоциально-психологическим факторам следует отнести:
1. Нарушения воспитания подростка в семье.
Влияниесемейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, чтосемья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношениемежду акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитаниябудет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»).
2. Школьную дезадаптацию.
Вподростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности(согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).
Впсихологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей.С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, «… характер дезадаптацииребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно:по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношениюк взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям вфизическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальностипод влиянием неблагоприятных условиях среды».
3.Подростковый кризис.
В12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент – «подростковыйкризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э.Эриксону,происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого«Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение.Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточниквсе трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремлениек самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит каффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так ивнутриличностными.
4.Психическую травму.
Психосоциальнуюдезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различнымипсихотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями,неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживаниемсемейных разладов и т.п.).
Такимобразом, причинами патологического изменения личности подростка являются социальныеи биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.
5. ТИПЫ ПСИХОПАТИЙ ИАКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРАТип акцентуаций и психопатий Краткая характеристика типа Проявление психопатий и акцентуаций Возможные последствия 1. Возбудимый (эксплозивная) Повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость. Обладают неустойчивым вниманием. Частая смена настроения. Предпочитают физический труд. Агрессия, реакция злобы, повышенная конфликтность. Злоупотребление алкоголем. Невротические срывы. Асоциальное поведение. 2. Истерический Обидчивы, капризны. Личность поверхностна, не свойственны усидчивость и трудолюбие. Хорошая память, раскованное мышление. Эмоциональность проявляется ярко, любят преувеличивать. Завистливы. Не обладают нормами морали. Беспредельный эгоцентризм. Суицидальность. «Бегство в болезнь». Алкоголизация и употребление наркотиков. Побеги из дома. Патологическая лживость. Инфантилизм. Нарушение адаптации к окружающему миру. 3. Психаастенический Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, пассивен. Дружелюбен, исполнителен. Боязливость, повышенный уровень тревожности, мнительность. Склонность к психаастении 4. Астенический Нервная слабость, впечатлительность, чувствительность, робость, застенчивость, склонность к самоанализу. Тревожны. Редко вступают в конфликты, пассивны, мнительны. Ситуация страха, угрозы, наказания, несправедливых обвинений. Побеги из дома. Алкоголизация. Склонность к психаастении. 5. Сенситивный Чувствительны, впечатлительны, обидчивы, ранимы, застенчивы, робки, пугливы. Самоуничижение, реакция гиперкомпенсации. Избегают употребление алкоголя. Суицидальное поведение. Неожиданная бурная агрессия. 6. Неустойчивый Неустойчивость психической жизни, недостаточность волевой деятельности, болтливость. Живое воображение. Не любят одиночества. Частые прогулы, нарушения дисциплины, возможно социальная декомпенсация. Грубость, упрямство. Гедонизм. Наркотизм. Токсикомания Асоциальные криминальные поступки. 7. Циклоидный Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности). В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической. Возможен суицид. Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза. 8.Гипертимный Чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, оптимист. Употребление наркотиков, беспорядочная половая жизнь. Склонность к аморальным поступкам Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза. 9. Лабильный Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, отвлекаемость на внешние события, влюбчивость. Паникерство. Неудачи и горестные события воспринимает трагически. Склонность к невротической депрессии. 10. Шизоидный Замкнут, общение по необходимости. Холодность по отношению к людям, поведение и логика непонятны окружающим. Любят одиночество. Малоконфликтны. На все имеют свою точку зрения. Бесцеремонность. Навязчивость. Шизофрения. 11. Эпилептоидный Тугоподвиженость. Мышление конкретно, не способны на компромиссы. Мелочность, повышенная аккуратность. Себялюбивы, эгоистичны. Дисфория (беспричинное мрачно – злобное настроение). Склонность к алкоголизму. Бродяжничество. Суицидальные реакции. Возможны тяжкие эксцессы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психологияи психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров – Самара:Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.
2. Л. Д. Столяренко. Основы психологии- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
3. А. Е. Личко. Типы акцентуаций характераи психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.– 416 с.
4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия.– М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 528 с.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. – 544с.
6. Вопросы психологии. 1998г. №2 с. 136– 143.
Введение.
Всовременных условиях наблюдается рост числа психических заболеваний и особенно пограничныхрасстройств. Своевременное устранение диагноза очень важно при тяжелых психическихрасстройствах, а особенно при пограничных заболеваниях, т.е. тех, которые стоятна границе между нормой и патологией.
Ссамого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема,– как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантовнормы.
Всвоем реферате мы попытаемся провести грань между психопатиями и акцентуациями характера.Также рассмотрим причины возникновения акцентуаций и психопатий и заострим вниманиена особенностях их динамики. Типология будет рассмотрена в виде сводной таблицыдля более простого восприятия.
Содержание.
Введение с. 2
1. Понятие психопатий и
акцентуаций характера. с. 3-6
2. Разграничение психопатийс. 7-8
по тяжести и акцентуацийпо выраженности.
3. Особенности динамикис. 9-12
психопатий и акцентуацийхарактера.
3.1 Динамика психопатийс. 13-15
3.2. О динамике акцентуацийс. 16-19
4. Причины возникновенияс. 20-22
психопатий и акцентуацийхарактера.
5. Типы психопатий и с.23-25
акцентуаций характера
Заключение с. 26
Заключение.
В своем реферате мы рассмотрелипонятие акцентуаций и психопатий. Можно говорить о том что: имея сходные причинывозникновения данные понятия отличаются друг от друга. Под акцентуацией характерапонимается крайний вариант нормы, а под психопатией – аномалия характера. В отличииот психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенносглаживаться.
Наиболее ярко акцентуации характераи психопатии начинают проявляться в подростковом возрасте, так как происходит неравномерноеразвитие организма, становление внутреннего «Я».
Для больных психопатией частосвойственны формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания и расстройствовлечений, в первую очередь сексуальных.
.
«Клинико – психологическая
характеристика акцентуаций
и психопатий.
Выполнил:
Проверила: .
2002г.