/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедрапредпринимательского права
Учебнаядисциплина «Римское право»
Курсоваяработа
Кодификацияюстиниана
Выполнил:
Студент 1 курса 144 группы
ИРиМП МПС
Червяков А. И.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Баринова М.Н.
Саратов-2009
Введение
С древнейших времен людив процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенныеотношения, большинство из которых регулируется нормами права, и соответственноназываются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношенийвозникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачиразличного имущества и т.п. Это имущественные отношения, они неоднородны ирегулируются в настоящее время различными отраслями права, в числе которых игражданское право Основным источником, из которого берет начало мироваяправовая культура, является Римское право.
В настоящее время в мирепроисходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данногоисследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, чтоанализ тематики Кодификация Юстиниана достаточно актуален и представляетнаучный и практический интерес.
Характеризуя степеньнаучной разработанности проблематики, Кодификация Юстиниана, следует учесть,что данная тема редко анализировалась у различных авторов в различных изданиях:учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. И поэтому, приизучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных иявных исследований тематики Кодификация Юстиниана.
Научная значимость даннойработы состоит в оптимизации и упорядочивании существующейнаучно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще однимнезависимым авторским исследованием. Практическая значимость темы КодификацияЮстиниана состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственномразрезах.
С одной стороны, тематикаисследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как былопоказано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Этозначит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так ипрактическую значимость.
Определенная значимость инедостаточная научная разработанность проблемы Кодификация Юстиниана определяютнаучную новизну данной работы.
Теоретико-методологическуюбазу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесеныавторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебнаялитература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература,комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи впериодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесеныспециализированные веб-сайты организаций.
Эмпирическую базусоставил практическая информация касательно Кодификация Юстиниана.
При проведенииисследования Кодификация Юстиниана были использованы следующие методыисследования:
ü анализ существующей источниковой базыпо рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
ü обобщение и синтез точек зрения, представленныхв источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
ü моделирование на основе полученныхданных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (методмоделирования).
Будущие исследованияКодификация Юстиниана также актуальны в целях постоянного и обоснованногорешения проблемы данной работы.
Результаты могут бытьиспользованы для будущих исследований Кодификация Юстиниана.
Объект работы — системареализации Кодификация Юстиниана.
Предмет исследования –частные вопросы деятельности системы Кодификация Юстиниана.
Цель работы – изучениетемы Кодификация Юстиниана.
Поставленная цельопределяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретическиеподходы к Кодификации Юстиниана;
2. Показать пути решениявыявленных проблем в кодификации;
3. Провести обозначитьтенденции развития тематики Кодификация Юстиниана.
4. Провести оценкузначения кодификации.
1. История создания
КОДИФИКАЦИЯ – формасистематизации законодательства, результат которой — составление новогосводного акта (напр., кодекса, устава).
ЮСТИНИАН I (482 или483-565), византийский император с 527. Завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию,часть Испании. Провел кодификацию римского права, стимулировал большоестроительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайскойгранице).
УстремленияЮстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществления грандиозной и непосильнойзадачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политикаи в области законодательства.
Законодательная политикаставила задачей из двух потоков памятников прошлого – императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) – создать свод законов пригодныхдля применения новых политических и экономических условиях. Для того чтобыстарые источники права превратить в живые источники нового права срочно нужнобыло создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное и целое. Передюристами была поставлена ещё задача использовать все, что дало развитие праваза три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой. Т.е.отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Западана Восток, под греческими восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений,которые происходили на востоке под влиянием западной послеклассической литературы,таким образом, свод законов Юстиниана источников, но многократнопреобразованных и обобщенных.
Все другиеопыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью —иметь какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бысуммировано как jus vetus, так и императорское законодательство и который могбы служить твердым основанием при отправлении правосудия. И чем дальше, тем этапотребность ощущалась все сильнее и сильнее. По отношению к императорскимконституциям, благодаря кодексам Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus,задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться,многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего поистечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалосьнеобходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц и судей, когда делокасалось jus vetus. Непосредственное пользование сочинениями классическихюристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте всеболее и более редкими. С другой стороны, если даже ограничиться сочинениямипяти юристов, легализованных в lex Allegatoria, то все же разобраться во всеймассе их и найти в них надлежащее решение для данного конкретного случая былоработой нелегкой, особенно при общем упадке юридической образованности. Далее,мнения юристов нередко друг другу противоречили, а механический подсчетголосов, установленный законом о цитировании, представлял, конечно, известноеудобство для судей, но отнюдь не убеждал в юридической верности голосабольшинства. Наконец, условия жизни за 2—3 столетия успели во многомсущественно измениться, и обычные решения классических юристов оказывалисьиногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном иофициальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всегомноговекового развития.
Как былоуказано выше, уже император Феодосий II имел мысль сделать такой общийпересмотр, как конституций, так и юридической литературы, и переработать все вединый, цельный свод. Но мысль эта осталась при нем неосуществленной.Выполнение этого плана, и притом в очень широком масштабе, составляет огромнуюзаслугу Юстиниана и его ближайшего помощника в этом деле Трибониана.
Колоссальныйтруд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и всравнительно короткий срок.
Прежде всего,внимание Юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимобыло привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток послеиздания Codex Theodosianus. Ho Юстиниан возымел более широкую мысльпересмотреть и прежние кодексы (Gregorianus, Hermogenianus и Theodosianus),вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одномсборнике. С этой целью Юстиниан 13 Февраля 528 г. назначил комиссию из 10 человек, среди которых находился и упомянутый Трибониан. Через годкомиссия окончила свою работу, и 7 Апреля 529 г. указом «Summa reipublicae» был обнародован Codex Justinianus, отменивший собою три прежние.
Собрав исистематизировав leges, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению кjus vetus. Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, нобыстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстинианав его намерении. 15 Декабря 530 г. указом «Deo auctore» — он далТрибониану соответствующее поручение, предоставив ему самому выбрать себепомощников. Трибониан составил комиссию из 15 человек, между которыми быличетыре профессора юриспруденции из Академий Константинопольской (Теофил иКратин) и Беритской (Доротей и Анатолий) и 11 адвокатов. Комиссия имела предсобой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пятипривилегированных в lex Allegatoria юристов, но и всех вообще классическихюристов; из всех этих сочинений она должна была сделать извлечения, причем всеустарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласиядолжны были быть устранены; наконец, весь этот материал нужно было расположитьв известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическаялитература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое.И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3года со времени указа Трибониану, именно 16 Декабря 533 г. указом «Tanta» или «Dedwƒen» этот огромный свод, получивший название Digestaили Pandectae, был опубликован, а с 30 Декабря того же года вступил в действие.
Одновременнос работой по составлению Дигест, под общим руководством Трибониана,профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебныхцелей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное длятакого рода курсов название Institutiones. 21 Ноября 533 г. особым указом, адресованным к юношеству—«cupidae legum Juventati» — Институции былисанкционированы, причем им была придана сила, равная силе всех других частей свода.
Ho пока шларабота по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: самаяэта работа вызывала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Как былотолько что сказано, комиссия должна была устранять все встречавшиеся между юристамиконтроверзы, но некоторые из этих контроверз по докладу комиссии были разрешенысамим Юстинианом, причем эти решения были объявлены в виде указов; сохранилосьизвестие о 50 подобных указах—т. н. quinquaginta decisiones. Ho и независимо отэтого многие вопросы требовали пересмотра, и действительно в течение этих летмы видим чрезвычайно оживленную законодательную деятельность: в 529 г. было издано около 80 конституций, в 530— около 130, в 531—около 100. Вследствие этого к томувремени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно былопереработать его заново. Новая комиссия сделала это, и 16 Ноября 534 г. указом «Cordi nobis» был опубликован, в замену прежнего, Кодекс новой редакции —Codexrepetitae praelectionis.
Этимсоставление Свода было закончено. Выходившие после того указы называются новеллами(novellae leges), и некоторые из них имеют весьма существенное значение,представляя полную реформу в некоторых областях права (напр., в областинаследования). Юстиниан имел намерение также собирать эти новеллы по мере ихнакопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Мы имеем, однако, несколькочастных сборников новелл, причем новеллы рассматриваются, как последняязаключительная часть Юстиниановского законодательства.
Все указанныечасти Юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлятьодно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под однимобщим названием. Лишь в средние века, когда возродилось изучение римского права(начиная с XII ст.), весь Юстиниановский Свод стал называться общим именем CorpusJuris Civilis, под каковым названием он известен и теперь.
Рассмотримнесколько ближе каждую из составных частей этого огромного свода.
1. Institutiones.Хотя они созданы были в качестве элементарного руководства для учебных целей,однако они не стоят ниже других частей и в смысле своей юридической силы.Главным источником их послужили Институции Гая (хотя были использованы такжеИнституции и других авторов); они дали Юстиниановским Институциям и своевнешнее деление на 4 книги и свой план (personae, res, actiones); сплошь ирядом даже сам текст взят у Гая. Каждая из четырех книг делится на титулы сособым заглавием; каждый титул в современных изданиях для удобства цитированияразделен на параграфы, причем нумерация параграфов начинается не с самогоначала титула, а несколько дальше; начальная же, не нумерованная, часть титуланосит название principium. Поэтому цитируются Институции так: pr. (principium)Inst. I (книга первая) 1 (титул первый); § 1 Inst. 1.1 и т. д. Вот, например началоИнституций— titulus Institutionum I. 1 de justitia et jure:
«Iustitiaest constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuens (principium). § 1.Iuris prudentia est divinarum atque humanarum rerum notitia, justi atqueinjusti scientia».
2. Digesta илиPandectae представляют собрание цитат из сочинений юристов, расположенных визвестном систематическом порядке. Всего цитировано 39 юристов от Q. Mucius доHermogenianus и, по исчислению самого Юстиниана, до 2000 сочинений. Являясь,таким образом, суммированием всей классической юридической литературы, Digestaпредставляют центральную часть Юстиниановского Свода, самую обширную поразмерам и наиболее ценную по своему содержанию. Вся масса цитат разделена на50 книг приблизительно по системе Digesta классических юристов, которые в своюочередь следовали системе edictum perpetuum. Каждая книга делится на большееили меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus emptivenditi», «Locati conducti» и т. д.); только книги 30-я, 31-ая и32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу ипотому носят общее заглавие «de legatis» (o легатах, т. е.завещательных отказах).
Внутрикаждого титула (кроме кратких) цитаты также расположены в известном порядке:сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, т. е. вбольшинстве случаев из комментариев ad Sabinum—так называемых «МассаСабина»; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum—масса эдикта, инаконец выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики(responsa и т. д.); а так как во главе сочинений этой группы стояли responsaPapiniani, то эту массу называют массой Папиньяна. Иногда в самом конценаходятся еще добавочные цитаты—Appendix.
Предполагаютпоэтому, что комиссия при производстве своих работ разделилась на 3подкомиссии, распределив между собою указанным образом просмотр сочинений.Затем сделанные каждой подкомиссией выдержки сводились воедино в общихзаседаниях[1].
Каждая цитатаначинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. В современныхизданиях эти цитаты внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные изних разделены на параграфы (причем и здесь начало каждой цитаты стоит вненумерации и обозначается словом рr.= principium). Поэтому, при цитированииДигест надо указать книгу, титул, номер цитируемой выдержки и ее параграф —например fr. (fragmentum) или l. (lex) 1 § 2 Dig. 43 (книга) 6 (титул). Дляобразца приведем только что указанный titulus Digestorum 43. б, озаглавленный «Nequid in loco sacro fiat».
1. Ulpianuslibro sexagensimo octavo ad edictum (цитата взята из 68-й книги комментарияУльпиана ad edictum). Ait praetor: «In loco sacro facere inve eum imrnitterequid veto» (principium: слова претора в эдикте).
§1. Hoc interdictum de loco sacro, non de sacrario competit (здесь начинается комментарий Ульпиана).
§2. Quod ait praetor, ne quid in loco sacro fiat, non ad hoc pertinet, quodornamenti causa fit, sed quod deformitatis vel incommodi.
§3. Sed et cura aedium locorumque sacrorum mandata est his, qui aedes sacrascurant.
2.Hermogenianus libro tertio iuris epitomarum. in muris itemque portis et aliissanctis locis aliquid facere, ex quo damnum aut incommodum irrogetur, nonpermittitur.
3.Paulus libro quinto sententiarum. Neque muri neque portae habitari sinepermissu principis propter fortuita incendia possunt.
СоздаваяDigesta, компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочиненийюристов и расположить их в известном порядке, как, напр., мы собираемлитературные материалы и выписки, а сделать из них действующий Свод Законов.Между тем в сочинениях юристов они встречали и разногласия их между собой имного такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Поэтому Компиляторы должныбыли сглаживать разногласия и заменять устаревшее законодательство новым. Дляэтого они прибегали нередко к различным изменениям в цитируемом тексте; этиизменения называются emblemata Triboniani или интерполяциями. Какими-либовнешними знаками интерполяции не отмечены, но всестороннее изучение CorpusJuris Civilis обнаружило и продолжает обнаруживать их в большом количестве:рука компиляторов деятельно прошлась по всему огромному материалу Дигест.Иногда подобные интерполяции обнаруживаются легко из сопоставления цитат,взятых у одного и того же юриста и из одного и того же сочинения, но помещенныхв двух разных местах (т. н. leges geminatae), или из сопоставления цитаты вDigesta с той же самой цитатой в сохранившихся до нас памятникахдо-Юстиниановского времени (fragmenta Vaticana и т. д.). Но часто переработкакомпиляторов может быть обнаружена только путем сложного разбора логического,лингвистического и исторического характера. Приведем для образца самые простыевиды интерполяций.
Fr. 12. 3. D.7. 1. Ulpianus libro XVII ad Sabinum. De illo Pomponius dubitat, si fugitivus, in quo meusususfructus est, stipuletur aliquid ex re mea vel per traditionem accipiat: anper hoc ipsum, quasi utar, retineam usumfructum?
FragmentaVaticana § 89. De illo Pomponius dubitat, si fugitivus, in quo ususfructus meus est,stipuletur aliquid vel mancipio accipiat, an per hoc ipsum, quasi utar,retineam usumfructum.
Самоесущественное изменение здесь заключается в том, что стоявшее в подлиннике уУльпиана слово «tapсіріо»заменено вЮстиниановских Digesta выражением «per traditionem»: ко времениЮстиниана формальная сделка передачи права собственности (mancipium,mancipatio) уже отпала, вследствие чего компиляторы заменили ее безформальнойtraditio.
Fr.49. 1. D. 24. 3. Paulus l. VII responsorum. Fundus aestimatus in dotem datus acreditore antecedente ex causa pignoris ablatus est.
FragmentaVaticana § 94: Fundus aestimatus in dotem datus a creditore antecedente ex causa fiduciaeablatus est.
Здесь по тойже причине слово «fiducia» заменено словом «pignus».
Разоблачениеинтерполяций и восстановление подлинного текста классических юристов имеетогромное значение для истории развития римского права; но как действующее правоЮстиниана должно считаться не то, что юрист действительно говорил, а то, чтоему вложено в уста Юстиниановскими компиляторами[2].
Выше былоуказано, что период абсолютной монархии был в значительной степени периодом «ориентализации»римского права, причем эта ориентализация была далеко не всегда улучшением. Вомногом практика римского права отступила от тех начал, которые были с такиммастерством разработаны классической юриспруденцией. Повинуясь тем жевосточным, эллинистическим влияниям, подчиняясь, быть, может, уже прочноустановившейся практике, компиляторы, конечно, в своих интерполяциях не моглине отдать дани этим влияниям. Но при всем том уже то обстоятельство, что воснову Юстиниановского свода были положены сочинения классических юристов,обозначало для того времени бесспорное восстановление римского права,возвращение к его лучшим началам. Благодаря Дигестам, классическая литературабыла сохранена от полной гибели, а ее результаты от безвозвратного искажения.
3) Codex естьсобрание императорских конституций; он состоит из 12 книг, причем каждая книга,как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officiaразличных императорских чиновников; книги 2—8—гражданское право, книга9—уголовное право; книги 10—12—положения о государственном управлении. Внутрититула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждаяконституция имеет в начале іnscriptio— т. е. указание имени издавшего ееимператора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio—т.е. обозначение даты, когда она была издана, причем эта дата обозначаетсяименами бывших в то время консулов. В современных изданиях конституции внутрикаждого титула перенумерованы, а более длинные разделены на параграфы. Т. обр.цитируется Кодекс, напр., так: с. (constitutio) или 1. (lех) 1. Cod. 6. 55.
Іmрр. (imperatores) Severus et Antoninus AA (augusti) Crispinae(имя лица, к которому была адресована конституция). Si fratri tuo legitima heres essepotes, centum dierum praefinitione non excluderis ad acquirendam hereditatem. PP(proposuerunt) /// non. (nonis) Nov. .(Novembr.) Antonino A. II et Geta IIcoss. (consulibus—т. е.дано в III ноны ноября в тот год, когда консулами были сам император Антонин во2-ой раз и Гета также во 2-ой раз=205 г.).
4. Наконец,четвертую часть Юстиниановского законодательства составляют Новеллы. Как былоуказано выше, официального собрания новелл, изданных Юстинианом после Codexrepetitae praelectionis, мы не имеем, но до нас дошли некоторые частныесборники их. Древнейший сборник этого рода принадлежит Константинопольскомупрофессору Юлиану, составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана; сборник этот обычно называется epitome Juliani. Кроме него, ужеглоссаторам было известно другое собрание из 134 новелл, изданных между 535—556гг., собрание, которому дано было имя Authenticum. Наконец, еще позже сталоизвестно третье собрание, содержащее 168 новелл на греческом языке. Всовременных изданиях новеллы перенумерованы; каждая из них состоит из введения(praefatio), текста и заключения (epilogus); текст разделяется на главы(caput).
Таков общийсостав Юстиниановского Corpus Juris Civilis. Целиком—в одной рукописи он до нас,к сожалению, не дошел, но мы имеем рукописи отдельных частей его. Такимобразом, мы видим, что полностью изучить Corpus Juris Civilis нельзя, т.к. его содержаниене полное.
римскийюстиниан империя кодификация
2. РукописиКодекса
Institutionesдошли до нас вомножестве рукописей, не восходящих, впрочем, далее IX века. Наиболее ценнойявляется рукопись Туринская: в ней, кроме текста Юстиниановских Институций, мынаходим глоссы, т. е. толкования к тексту, из которых некоторые восходят ковремени самого Юстиниана.
Для Дигест мыимеем прекрасную рукопись VI или начала VII века. До 1406 г. она находилась в г. Пизе, а в этом году была отнята Флоренцией, где и хранится до сих пор,почему называется Florentina. Когда в XI столетии возобновилось изучениеримского права, и возник большой спрос на списки Дигест, появилось большоеколичество рукописей, многие из которых дошли и до нас; все эти позднейшиесписки носят название lectio Vulgata. Источником своим они имеют Флорентину, ноесть следы пользования рядом с Флорентиной и какой-то другой рукописью, намнеизвестной. В это время, однако, Дигесты циркулируют не как нечто единое ицельное, а в виде трех разорванных частей: Digestum vetus от начала до титула «Solutomatrimonio» (D. 24.3), Infortiatum— от tit. 24.3 до 38 книги включительнои Digestum novum от 39 книги до конца. Чем вызвано такое странное разделение,неизвестно. По рассказу Одофреда, юриста XII века, оно произошло оттого, чтокогда Ирнерий начал в Болонье преподавать римское право на основании CorpusJuris Civilis, он сначала имел в руках только Digestum vetus и лишь позжеполучил остальные части Дигест[3].
Рукописи Кодексаочень рано стали подвергаться различным сокращениям: выпускались греческиеконституции, вычеркивались и многие латинские. Тогда же были вовсе заброшены 3последние книги, и под именем Кодекса разумелись только первые 9 книг. Когда жеэти 3 последние книги стали снова циркулировать, то еще долго носили особоезаглавие Tres libri. Рукописей кодекса мы тоже имеем довольно много, так что изсопоставления их можем устранить все сокращения и выпуски и установить болееили менее подлинный текст. Лучшими из рукописей признаются Веронская VIIIстолетия, Парижская и Дармштадтская.
Тотчас жепосле изобретения книгопечатания рукописи отдельных частей Corpus заменяются печатнымиизданиями, причем первые из них являются простой перепечаткой циркулировавшихрукописей, так что древнейшие печатные издания состоят из 5 томов: I томсодержит Digestum vetus, II—Infortiatum, III—Digestum novum, IV—девять первыхкниг Кодекса, V—три последние книги Кодекса, Новеллы и Institutiones. Этипечатные издания воспроизводят текст с глоссами, т. е. с толкованиямисредневековых ученых, которые писались на полях вокруг текста. В 1525 г. появляется первое издание одного текста без глосс, а затем Gregorius Haloander предпринялиздание отдельных частей Свода, с одной стороны разделив их одну от другой, а сдругой стороны—соединив вместе разорванные части каждой из них: в 1529 г. он издал Digesta и lnstitutiones, в 1530 г. Codex, в 1531 г.—Новеллы. В 1583 г. появляется полное издание Дионисия Готофреда, где в первый раз печатно всем частям вместедается общее заглавие—Corpus Juris Civilis. Целый ряд последующих романистовработает над критикой и очисткой текста от всяких происшедших от долговременныхпереписок искажений. Лучшим из современных изданий Corpus является издание Моммзеновское,которому предшествовала кропотливая и в высшей степени тщательная работамаститого ученого; в этом издании Институции и Кодекс пересмотрены II.Крюгером, Дигесты самим Моммзеном, Новеллы—Schoell’ем и Kroll’ем[4].
[1] Этопредположение высказано было впервые Блюме в Zeitschr.f. gesch.Rechtswissenschaft. Bd. 4 (1820 г.) и с той поры стало общепринятым. Мнение Блюмебыло оспорено Хофманом (Die Kompilation der Digesten Justinians. 1900), которыйдумает, что систему и главное содержание Дигестам дал комментарий Ульпиана, азатем другие компиляции вроде fragmenta Vaticana. Ho критика Хофмана успеха неимела (Ср. Mommsen. Zeitschr. d. Sav.-St. f. Rg. Bd. 22 (1901), Йорс.v. «Digesta» y Pauly-Wissowa, Bonfante. Storia del dir. rom. Appendice II).
В новейшеевремя аналогичную мысль высказал Питерс (Die oströmischen Digestenkommentare und die Entstehung der Digesten. 1913), по мнению которого Дигестыпредставляют лишь переработку некоторого более раннего частного сборника. Ноэта новая попытка ниспровергнуть гипотезу Bluhme встретила также решительныйотпор (см. рецензии Ленеля и Миттейса в Z. der Sav. St. fürRechtsgeschichte. Bd. 34. 1913).
[2]Наличность интерполяций была подмечена уже т. н. гуманистической школой XVI ст.(в особенности ее виднейшим представителем Куяцием), но систематическоеизучение их развилось лишь в конце XIX ст. Особенное значение в этой областиимели труды Гранденвица, Ленеля и другие — Ср. Gradenwitz. Interpolationen in den Pandekten.1887; Appleton. Des interpolations dans les Pandectes. 1895 г.; Bonfante. Storia del dir. rom. Appendice IV.
[3]К вопросуо соотношении Florentina кlectio Vulgata и о разделении Digesta на 3 части—Kantorowicz. Ueber die Entstehung der Digestenvulgata в Z. p. Sav.-St. Bd. 30 и 31 (1910 и 1911 гг.).
[4]Corpus Juris Civilis. Editio Stereotype. Vol. I. lnstitutiones и Digesta, vol. II. Codex, vol.III—Novellae. Впоследнем издании (в котором Digesta после смерти Моммзена еще раз пересмотреныП. Крюгером) отмечены и наиболее несомненные интерполяции.
Начиная с IV в. имелиместо серьезный упадок деятельности юристов и снижение её творческогохарактера. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностяхимператорских чиновников. Показателем упадка является закон первой половины Vв. о цитировании юристов: вместо творческого решения возникающих вопросовтеперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которыхпризнаны обязательными (Гай, Папиниан, Павел, Ульриан и Модестин, а также теюристы, на которых ссылались эти пять юристов).
Изобилие иразнохарактерность нормативного материала предопределили в императорский периодпотребность в объединении и систематизации накопившегося материала. Попыткикодификации предпринимались с начала II века н.э., однако наибольшее значениеимеет работа, проведенная в первой половине VI в. при Юстиниане. Явноустаревшие нормы должны были быть отменены, а право обновлено. Юстинианпоставил перед собой задачу собрать как императорские законы (leges), так исочинения классиков (jus).
Причины,вызвавшие кодификаторскую деятельность в предыдущие годы, продолжалидействовать и во времена Юстиниана. Но теперь они имели более блестящиепоследствия, потому что к ним присоединились еще: тщеславие Юстиниана,желавшего приобрести славу великого законодателя, и более удачный, чем прежде,подбор лиц, которым поручались кодификационные работы.
13 февраля 528 г. Юстиниан учредил комиссию из 10 лиц под председательством Иоанна (exquaestor Sacri Patatii); вчисле членов были Трибониан (в то время, по-видимому, magister officiorum) иТеофил, профессор юридической школы в Константинополе. Комиссии поручено былосоставить новый сборник конституций, причем ей даны были широкие полномочия:сокращать и изменять, где нужно, старые конституции по форме и по содержанию,выбрасывать устаревшие и сочинять новые конституции, размещая их всоответствующие титулы. Порядок размещения конституций в пределах каждоготитула должен был сохраняться хронологический, причем в начале каждойконституции должно было стоять имя издавшего ее императора, а в конце — деньиздания и имя консула. Через год кодекс был готов и с 16 апреля 529 г. должен был вступить в действие. С этого же времени теряли силу как три прежних кодекса (Грегорианскийи пр.), так и конституции, изданные после Феодосиева кодекса (т.н. novellae,scil. constitutiones). Название свое новый сборник получил от имени императора:Codex lustinianus.
В 553 годубыл обнародован элементарный учебник римского права — Институции, получившийсилу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных натитулы; в основу их содержания были положены Институции Гая. ПараллельноЮстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросовгражданского права («50 решений»). В 533 году комиссией покодификации jus был составлен и обнародован сборник извлечений из сочиненийклассических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (всёвмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг,разделенных на титулы и фрагменты.
КодексЮстиниана в первом издании был составлен специальной комиссией уже к 529 году,однако до нас не дошел. После окончания кодификации Юстинианом был издан рядзаконов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллыобъединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее. В средние века Институции,Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Corpus juris civilis(Свод гражданского права). Поэтому мы видим, что сам свод законов «доводилсядо ума» уже, гораздо позже Юстиниана.
Заключение
К сожалению, данная темаредко рассматривается правоведами, особенно российскими, поэтому очень нехватает научных точек зрения ученых.
Но в проведенной мнойработе я попытался отразить все стороны данной кодификации с различных позиций,а также охарактеризовать её.
В своей работе я пришел квыводу, что свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из ужесуществовавших до этого источников права, но многократно преобразованных,обобщенных и переделанных. Данная кодификация отличается большим масштабомработы, научной и творческой мысли. В ней находится более объемная и широкаяоснова различных источников, а также обильное их использование, но с тем же иболее тщательная обработка данных текстов, что очень сложно для данноговремени.
Кодификация Юстинианавнесла огромный вклад в развитие Римского Права, а позднее стала основой правапрактически во всем мире.
Список литературы
1. ИнституцииЮстиниана. / Перевод Д. Расснера. СПб., 1888 г.
2. ДигестыЮстиниана: Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956 г.
3. Дигесты Юстиниана/ Перевод И. С. Перетерского. М., 1984 г.
4. Агафий Миринейский.О царствовании Юстиниана / Пер М. В. Левченко. М., 1996 г.
5. Л. Л. КофановПокровский И.А. — «История римского права». М., 1999 г.
6. «ПамятникиРимского Права: Законы XIIтаблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана». М., изд. «Зерцало» 1997 г.
7. И. Б. Новицкий,И.С. Петерский «Римское частное право» (учебник).- М., изд. «Юристъ», 1999 г.
8. Флейшнц Е.А.,Краснокутский В.А. «Римское частное право» — М., 1999 г.
9. Черниловский З.М.«Римское Частное Право» — М., 2000 г.
10. Медведев С.Н. «Основныечерты римского частного права» — М., 1978 г.
11. Покровский И.А. «Историяримского права – 3-е издание» — 1917г., Allpravo.Ru – 2004 г.
12. http://www.allpravo.ru/library