Кокурентная среда в экономике

Содержание
Введение
1. Методические основы воздействияконкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и виды конкуренции
1.2 Понятие и факторы, влияющие наконкурентоспособность фирмы
1.3 Методы конкурентной борьбы
2. Анализ воздействия конкурентной средына экономику ООО «Рексан»
2.1 Экспресс-анализ экономикипредприятия
2.2 Характеристика конкурентной среды,факторы прямого и косвенного воздействия
2.3 Анализ конкурентоспособностипродукции предприятия
2.4 Показатели конкурентоспособностипредприятия
3. Основные направления повышенияустойчивости ООО «Рексан» в конкурентной среде
3.1 Резервы повышенияконкурентоспособности продукции (услуг)
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ООО«Рексан» в конкурентной среде
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Введение
Внастоящее время в нашей стране необходимо упрочнить внутриэкономическое положение,обеспечить устойчивое экономическое развитие, что предполагает более активное искоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, втом числе конкурентной политики. Лишь решив сложную и важную задачу формированияконкурентной среды в экономике, которая является регулятором экономическойэффективности и экономического развития, наша страна сможет сделать огромныйскачок в рыночном секторе. Конкурентная среда – это совокупность социально-политических,экономических, институционально-правовых условий для развития конкуренции встране. Конкурентная среда обеспечивает свободу предпринимательства,доминирование рыночного типа экономических связей, равноправие производителей(покупателей) товаров и услуг, т.е. создает условия для эффективнойконкуренции.
В настоящее время большинствороссийских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. Вусловиях скачка инфляции и либерализации цен промышленность оказалась вневыгодных условиях существования, и никакой речи не может идти о серьезныхинновациях, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, они стали недосягаемыми.Но выход есть всегда. Для этого промышленности нужно развивать конкуренциюпродукции, ориентированную на потребителя. И в этом смысле, конкуренцияявляется не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживанияпредприятия. Необходимость адаптации к условиям конкуренции является насущнойзадачей системы управления предприятием.
Объектом исследованияданной курсовой работы является ООО «Рексан».
Предметом исследованияявляются экономические отношения, возникающие при взаимодействии предприятия,его окружающей среды и влияющие на устойчивость, эффективность деятельностипредприятия.
Основная цель курсовой работысостоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии ивыявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ООО «Рексан».Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
— рассмотретьэкспресс-анализ экономики предприятия
— проанализироватьконкурентоспособность продукции предприятия;
— выявить показателиконкурентоспособности предприятия;
-определить основныенаправления повышения устойчивости предприятия ООО «Рексан» в конкурентнойсреде.
Остановимся подробнее нарассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли на предприятии.

1. Методические основывоздействия конкурентной среды на экономику предприятия
 
1.1 Цели и видыконкуренции
На сегодняшний деньможно выделить четыре основных вида конкуренции:
а)  совершеннаяконкуренция;
б)  олигополия;
в)  монополистическаяконкуренция;
г)   чистаямонополия.
Рынок чистой конкуренции состоитиз множества продавцов, которые конкурируют между собой. Каждый из них предлагаетстандартную, схожую товарную продукцию, например, меди, пшеницы, ценных бумаг,многим покупателям. Со стороны отдельно взятых производителей, объемыпроизводства и предложения составляют малую часть общего выпуска, поэтому однафирма не в коем образом не может влиять на рыночную цену, не должна«соглашаться с ценой», принимать ее как должное. Если производитель запроситцену выше рыночной, то он рискует потерять своих покупателей, посколькупокупатели могут свободно приобрести необходимое им количество товара по этойрыночной цене у другого производителя. Так же нет необходимости запрашиватьцену ниже рыночной, потому что производители и так могут продать все, что нужнопо существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен.
Джоан Вайолет Робинсон в своейработе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующуюхарактеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладаеттогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюдаследует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого изних составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции:во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношениивозможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынкегосподствуют отношения совершенной конкуренции» [15, с.55].
Каждый участник конкурентногорынка обладает равный количеством информации, имеет свободный доступ кинформации, то есть все производители имеют представление о технологиипроизводства, о цене, возможной прибыли и так далее. Покупатели всегдаинформированы об изменениях и о ценах. Главным преимуществом является свободавхода и выхода на рынок: Фирмы-новички могут без труда внедриться, невозможныограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы; если естьжелание покинуть рынок можно беспрепятственно это сделать.
Колебания цены на рынке могутбыть достаточно интенсивными. Процесс взаимодействия предложения и спроса наданном рынке, порождает разницу в цене.
Чистая конкуренция – явлениедостаточно редкое. Но существуют отрасли, рыночные характеристики которыхблизки к признакам и параметрам рынка чистой конкуренции, например, рынокзерна, рынок некоторых услуг. В этих рынках существует большое числонезависимых продавцов, продвигающих одинаковый товар, цена, на которую определяетсяспросом и предложением.
«Чтобы узнать какова была, максимальнаяприбыль в краткосрочном периоде, в условиях совершенной конкуренции надосопоставить валовой доход с валовыми издержками или валовые издержки с валовымидоходами, или предельный доход с предельными издержками. Фирма будет добиватьсямаксимальной прибыли путем производства такого объема продукции, при которомваловой доход превышает валовые издержки. Уменьшение убытков производится путемминимизации валовых издержек над валовым доходом» [1, с.22].
Олигополия – это господствонебольшого числа достаточно больших фирм, на долю которых приходится основнаячасть продаж, какой либо отрасли. Она представляет собой одну из формнесовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительнымипризнаками олигополии являются:
а)   в отрасли доминируют несколькоочень крупных фирм (от 2 до 5);
б)   эти фирмы настолько велики, чтообъем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Темсамым фирма может влиять на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;
в)   несколько ограниченный доступ кинформации;
г)    возможные затруднения при выходеиз отрасли.
Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е.Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическая модель» об олигополии иолигополической взаимосвязи: «Фирмы при олигополии, так же как и присовершенной конкуренции и на монополизированных рынках сталкиваются не только сограничениями затратной кривой и условий спроса, но и действиями конкурирующихфирм. Изменение прибыли, обусловленное изменением цен, улучшением качествапродукции будет зависеть не только от реакции потребителей (как при другихрыночных структурах), но также и от реакции фирм конкурентов. Зависимостьповедения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.Но, в определенных случаях, фирмы конкуренты принимают решение совместногоувеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележерынка. Если это соглашение вовлекает всех или большую часть производителей нарынке, его результатом является образование картеля» [19, с.223-224].
Рыночные доли в олигополистическихотраслях определяются на базе ценовой и неценовой конкуренции, но в основномнеценовой. При ценовой конкуренции (конкуренции на основе цены) одни и те же товарыпредлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. Снижая цену, продавец,привлекает внимание к своему товару, и тем самым завоевывает себе желаемую долюрынка.
Крупные производители,захватившие львиную часть рынка, стремятся, удержать цены неизменными, чтопомогает им, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг,обеспечить максимизацию прибыли. «Война цен» возможна лишь до того момента,пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие израсширения масштаба массового производства. («Тексас инструментс» установила в1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 годуснизила ее до 6-7 долларов) и соответствующего повышения массы прибыли. Приустановившихся условиях равновесия, попытка снизить цены заканчивается плачевно,так как конкуренты реагируют мгновенно: прибыль снижается, финансовое состояниефирм в большинстве случаев ухудшается, что ведет к снижению инвестиций вобновление и расширение основных фондов, в итоге усиливается спад производства,наступают неожиданные разорения и банкротства, несмотря на надежды вытесненияконкурентов с рынка. Применяется ценовая конкуренция обычно в следующих случаях [19, с.225]:
а)   фирмами-аутсайдерами в их борьбес монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции уаутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
б)   для проникновения на рынки сновыми товарами;
в)   для укрепления позиций в случаевнезапного обострения проблемы сбыта.
При прямой ценовой конкуренциифирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынкетовары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно иззапоминающих устройств на 68%, «Перкин-Элмерс» — на 61%, «Хьюллет – Паккард» на37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982г.) [19, с.225].
При скрытой ценовой конкуренциифирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами,а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. И ценой 8,5 млн.долларов, а в 1982 году — компьютер, производительность которого в три разавыше, а цена повысилась только на 15%.
Упор на неценовую конкуренциюсвоими корнями уходит в две следующие основные причины [9, с.57]:
1. Возможность увеличениярыночной доли, отдельно взятой фирмы достаточно мала; конкуренты достаточнобыстро отвечают на снижение цен. С помощью усовершенствования производственнойтехнологии и различных рекламных трюков в неценовой конкуренции могут бытьполучены более долговременные преимущества перед конкурентами, так как невозможнопроделать это все также быстро, как снижение цен.
2. Промышленные олигополистыобычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можноподдерживать рекламу и развитие продукта.
Возьмем определение чистоймонополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е.Линдсея «Рынок:микроэкономическая модель»: «Монополия-ситуация, при которой на рынке естьвсего один продавец какого-либо товара или услуги» [19, с.95].
В современной экономике подчистой монополией понимают такую конкуренцию рыночной системы, которая отвечаетследующим классификационным признакам:
а)   в отрасли функционирует толькоодна фирма, поэтому понятие «фирма» и «отрасль» однозначны.
б)   поскольку произведенные фирмойпродукты представляют собой все предложение товаров отраслей, фирма обладаетполным и абсолютным контролем над ценами или рыночной властью. Это означает,что фирма может поднять цены на продукцию и не потерять при этом спроса не нее.
в)   доступ в отрасль для всех прочихфирм блокирован. Это достигается как административно-правовыми, так иэкономическими методами. Например, в качестве барьеров на пути чужих капиталовмогут служить:
1)   патенты, дающие исключительное правоодному производителю выпускать продукцию или использовать новые технологии.
2)   государственные лизенции илифраншизы — разрешение данного вида деятельности лишь одной фирме.
3)   владение редким сырьевымресурсом. Компания «Де Берс» мировой монополист по производству бриллиантов ивладеет крупной алмазной компанией.
4)   большая капиталоемкость иэкономия масштаба. Продукт фирмы (отрасли) не имеет близких заменителей и внекотором роде уникален. Типичный пример – бриллианты.
Монополистическая конкуренция сочетаетв себе значительную конкуренцию с небольшой монопольной властью. На таком рынкеотносительно большое число фирм (20-70) продают дифференцированный продукт.Каждая фирма поставляет на рынок сравнительно небольшую долю совокупногопредложения товара, поэтому оказывает ограниченное влияние на рыночную цену.
Монополистическую конкуренциюможно определить по следующим признакам [4, с.223]:
а)   в отрасль можно вступитьдостаточно легко;
б)   продукты характеризуютсяреальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
в)   на рынке широко применяютсяметоды неценовой конкуренции;
г)    тайный сговор становитсяневозможным, так как отсутствует взаимная зависимость из-за существованиядостаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой.
Э.Х. Чемберлин в работе «Теориямонополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» определяетмонополистическую конкуренцию как: «Сказать, что каждый производитель, в какойлибо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, незначит сказать, что отрасль монополизирована. Внутри отрасли существуетинтенсивная конкуренция [18, с.283]. «Монополистическая конкуренция есть,безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции»[18, с.119].
Расширяя ассортимент продукции, иизменяя расходы на рекламу, фирма увеличит спрос на свой продукт.Дифференциация продукции предоставляет потребителю большее разнообразиепродуктов и их улучшение в перспективе. В данных условиях немаловажно такжечтобы фирмы стремились к созданию надежной репутации и политику продаж поминимально возможным ценам, привлекая к себе больше посредников и торговцев.
Ответив на вопросы, на которыхстроится система слежения и борьбы с конкуренцией:
а)  каковыосновные цели конкурента?
б)  каковытекущие стратегии достижения этих целей?
в)  какимисредствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
г)   каковыих вероятные будущие стратегии?,
мы можем узнать большео возможностях фирм-конкурентов, их позициях.
1.2 Понятие и факторы,влияющие на конкурентоспособность фирмы
Конкуренция- соперничество между фирмами при достижении сходных целей, лучших результатовза получение максимальной прибыли.
ВФедеральном законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. Законов РФ от 24 июня1992 г. № 3119, от 15 июля 1992 г. № 3310-1, Федерального закона от 25 мая 1995г. № 83-ФЗ) под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующихсубъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничиваютвозможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условияобращения товаров на соответствующем товарном рынке [15, с.117].
Законконкуренции обязывает всех участников рынка к получению наиболее выгодныхусловий для производства, и сбыта товаров и услуг. В межотраслевом аспектеконкуренция формирует среднюю норму прибыли, регулирует пропорции производства,ведет к перераспределению дохода между отраслями, осуществляет экономическийотбор, поощряет сильнейших.
Длясовременной конкуренции характерны техническое превосходство, качество инадежность продукции. Предприниматели должны загореться мыслью о конкуренции;она должна нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а черезнего — на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Употребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться спотребительским спросом.
Дляуспешного ведения конкурентной борьбы должна существовать экономическая самостоятельностьучастников рынка.
Всюсистему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две основныегруппы [2, с.98].
Перваягруппа — факторов преимущества фирмы. Сюда входят различные параметры,отражающие степень использования факторов производства, а так же аспектырыночной деятельности предпринимательской фирмы.
Втораягруппа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды,находящиеся вне сферы непосредственного влияния компании.
Кромевнутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающиенепосредственное влияние на уровень конкурентоспособности фирмы (элементы). Сучетом сказанного система основных факторов конкурентоспособностипредпринимательской фирмы может быть представлена трехуровневой структурой,первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности фирмы, авторой и третий уровни — собственно внешние и внутренние факторы.
Технологическийфактор занимает самую важную роль среди внутренних факторовконкурентоспособности фирмы; и состоит из технологии производства итехнического уровня продукции.
1.3 Методы конкурентнойборьбы
Методы конкуренцииможно разделить на две основные группы [2, с.100]:
а)  впервую группу входят экономические формы конкуренции. Некоторая часть из нихсуществовало и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новыхобъектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.),которые будут развиваться по мере становления рынка.
б)  втораягруппа — методы, связанные с сохранением командно-административных структур и искусственногомонополизма. А также есть рыночные формы конкурентной борьбы. Чтобы избежатьзатоваривания, широко распространен такой метод конкуренции, как продажа врассрочку. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты — от готовых обедовдо тур поездок и т.п.
Для выпускаопределенного рода продукции, немалое значение для ряда предприятий имеетконтроль за ноу-хау и патентами. Придерживаясь какой-то одной базовой модели,на основе контроля ноу-хау у предприятий появляется возможность создавать всеновые и новые образцы изделий.
Особенно когдатехнология отработана и брака практически нет, для повышенияконкурентоспособности своей продукции многие фирмы продлевают срокигарантийного обслуживания.
Важную роль вконкурентной борьбе играют также товары-заменители, позволяющие получатьвысокие прибыли.
Как уже говорилосьранее, существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Срединеценовых методов можно выделить внерыночные и рыночные формы конкурентнойборьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продлениесроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной итой цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительскогоспроса. Если предложенная продукция является уникальной, то у производителябольше свободы в установлении более высоких цен, чем на конкурирующие товары.
При стратегииценообразования, основанной на конкуренции, цены могут быть ниже рыночных, науровне рыночных или выше их. Все это зависит от спроса потребителей,предоставленного сервиса, реальных и предлагаемых различий между товарами иконкурентной средой. Такой тип ценообразования используется при конкурированиипроизводителей, которые, производят аналогичную продукцию.
Самое главное в условияхконкуренции – это сокращение непроизводственных и производственных расходов. Чтобыгарантированно получить прибыль и выстоять в жесткой конкуренции на рынке, необходимосокращать издержки производства, а прежде всего переменные издержки.
Не маловажным вопросомдля предпринимателя остается вопрос об увеличении доходов, реализации и сбытапродукции.
Проводя различного родамаркетинговые исследования потребностей покупателей и возможностей конкурентов,можно увеличить доходы за счет расширения рынка сбыта.
Одним из главных целейрынка является способность производителя дать потребителю товар более высокогокачества или обладающий какими-то особыми свойствами, за ту же цену и за те жезатраты производства, т.е. издержки. Появление связи цены и качества, говорит отом, что потребители часто полагают, что высокие цены означают высокоекачество, и наоборот.
Нужно искатьпринципиально новые подходы решения взаимоисключающих проблем: повышатьгибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии сзапросами потребителей; оперативно внедрять новую технику и технологию впроизводство, повышать качество при постоянном снижении издержек производства.
Невозможно рассчитыватьна успех в конкуренции, если не знать потенциала своих соперников и характерныхдля него способов реагирования на изменение рыночной ситуации.
В любой отраслиэкономики суть стратегии конкуренции определяется пятью силами: угрозойпоявления новых конкурентов; угрозой появления товаров — или услуг-заменителей;способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностьюпокупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой[7, с.337].
В фирмах, где одна илинесколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое времясохранять высокие прибыли и, наоборот; в фирмах, где действие этих силсказывается благоприятно, конкуренты могут получать высокую прибыль отвложенного капитала.
При выборе конкурентнойстратегии фирмы должны уделять внимание обоим типам конкурентного преимуществаили хотя бы строго придерживаться одного из них. Фирма, сосредоточившаяся нанизких издержках, должна, обеспечивать приемлемое качество и обслуживание.Товар фирмы, выпускающей различную продукцию, должен быть не настолько дорожетовара конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме. Поэтому фирма должна решатьдля себя, сколько разновидностей продукции она будет выпускать, какими каналамисбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать в каких отраслях онабудет конкурировать с учетом сегментации рынка. В разных секторах рынкатребуются разные стратегии и разные способности [7, с.338].
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что финансовая устойчивость предприятияиграет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, какотдельных предприятий, так и общество в целом.
Повышение своейконкурентоспособности, необходимо предприятию для укрепления своей финансовойустойчивости. В наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособностьпредприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. Отналичия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможностиего усиления.

2. Анализ воздействияконкурентной среды на экономику ООО «Рексан»
 
2.1 Экспресс-анализэкономики предприятия
ООО «Рексан» являетсяодним из старейших фирм в рекламном бизнесе. Накопленные за многие десятилетияопыт, принципы деятельности и стремление постоянно развиваться делают этопредприятие по-настоящему интересным и уникальным.
ООО «Рексан» был созданв 1998 году. Он тихонько развивался, но не отличался бешенной популярностью. Стечением времени фирма росла и развивалась: для удовлетворения потребностейпотребителей открывались новые офисы по городу. Но не все шло гладко: некотороевремя компания адаптировалась к нелегким условиям рыночной экономики, искалановации и технологии, позволяющие ей сделать скачек в развитии.
В настоящее время фирма,внедряя новую технику и технологии в производство, стремится завоевать новыедоли рынка и повысить качество своей продукции.
Данные таблицы, представленные вприложении 1, свидетельствуют о том, что затраты в 2008 году возросли. Одной изпричин увеличения материальных затрат является введение в эксплуатацию новогооборудования. Затраты на оплату труда остались практически на том же уровне.Сократились отчисления на социальные нужды на 28 тыс. рублей или на 0,9%, этосвязано с тем, что в 2008 году была изменена ставка единого социального налога.В 2007 году она составляла 4%, а в 2008 – 3,2%. Положительной можно назватьувеличение затрат на амортизацию, которые увеличились на 0,3 % или на 684 тыс.рублей.

2.2 Характеристикаконкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия
Среда прямоговоздействия это непосредственное деловое окружение организации. Это окружениеформирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельностьконкретной организации (рис.1).
Среда косвенноговоздействия/>
Среда прямоговоздействия
Рис. 1 — Схематическое изображение фирмы и ее среды взаимодействия [9, с.81]
С точки зрениясистемного подхода, организация есть механизм преобразования входов в выходы. Входамиявляются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Факторысреды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют наорганизацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия.
При исследованиисреды косвенного воздействия обычно опираются, прежде всего, на прогнозы, таккак она обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К основным факторамсреды косвенного воздействия относятся экономические, технологические,социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местнымисообществами.
Рассмотрим ипроанализируем всех существующих конкурентов ООО «Рексан». Основные конкуренты:ООО «ВМТ», ООО «Зенон», ООО «Столица» и ООО «Акцент». Все представленныефакторы, были оценены специалистами ООО «Рексан». Полученные данные приведены втаблице 2.1.
Из таблицы 2.1 видно,что ООО «Рексан» сильно отстает по сравнению со своими конкурентами. Нопреимуществом является то, что у фирмы средняя цена и высокое качество. У ООО«Акцента» низкая цена и качество; У ООО «ВМТ» наоборот высокое качество, нозавышенная цена. Известность фирмы-конкуренты заслужили тем, что существуют нарынке довольно длительное время, а неизвестность ООО «Рексан» из-за того, чтофирма существует не так долго.
Таблица 2.1 — Анализконкурентной средыКонкуренты Факторы конкурентоспособности фирм Качество продукции и услуги Уровень цены Ассортимент Реклама Репутация фирмы ООО «Рексан» Высокое Средняя Узкий Не проводится Не известная ООО «ВМТ» Высокое Высокая Широкий Не проводится Известная ООО «Зенон» Среднее Средняя Широкий Не проводится Известная ООО «Столица» Среднее Средняя Широкий Не проводится Известная ООО «Акцент» Среднее Низкая Широкий Не проводится Известная
Рассмотрим долю рынкафирм–конкурентов, представленные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Долярынка конкурентов ООО «Рексан»Наименование организации Объем продаж в 2006 г., тыс.руб. Доля рынка в 2006 г., %. Объем продаж в 2007 г., тыс. руб. Доля рынка в 2007 г., % г., %. Объем продаж в 2008 г., тыс. руб. Доля рынка в 2008 г., % ООО «Рексан» 8382 0,05 55574 0,20 35382 0,12 ООО «ВМТ» 50621 0,30 63287 0,24 78310 0,28 ООО «Зенон» 49024 0,25 59114 0,22 67150 0,25 ООО Столица» 40129 0,22 45215 0,18 53732 0,19 ООО «Акцент» 33961 0,18 39521 0,16 43289 0,17 Всего 182117 1 262711 1 277863 1
Таким образом, из таблицы 2.2видно, что ООО «Рексан» на протяжении трех лет занимает малую долю рынка. Этообусловлено тем, что предприятие молодое и находится на стадии становления.
2.3 Анализконкурентоспособности продукции предприятия
Способность продукции вопределенный период времени соответствовать сложившимся требованиям рынка ибыть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаровназывается конкурентоспособностью продукции [12, с.182].
Уровниконкурентоспособности предприятий можно определить по формуле:
/>,(1)
где ai — весовой коэффициент показателей конкурентоспособности, характеризующий ихзначимость в общей оценке конкурентоспособности данных предприятий;
/> — оценка показателей конкурентоспособности предприятияэкспертом по бальной системе.
Произведем расчетконкурентоспособности трех фирм. Максимальная оценка каждого показателяконкурентоспособности — 5 баллов, а сумма весомых коэффициентов показателейконкурентоспособности должна быть равна 1.
Полученныерезультаты приведены в таблице 2.3.
Таким образом, изпрофилей конкурентов видно, что предприятия ООО «ВМТ» и ООО «Зенон» превосходятООО «Рексан» практически по всем параметрам.
Произведем оценкустепени удовлетворенности клиентов работой ООО «Рексан» и его основныхконкурентов.
Предлагаемая методикаоценки конкурентоспособности ООО «Рексан» включает следующие этапы:
1.Анкетный опросклиентов.
2.Определение степениудовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки ООО «Рексан».
3.Выработкарекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Рексан».
Таблица 2.3 — Оценкапоказателей конкурентоспособности с учетом весовых коэффициентовПоказатели
ai ООО «Рексан» ООО «ВМТ» ООО «Зенон»
/>
ai*/>
/>
ai*/>
/>
ai*/> Качество управления 0,17 5 0,85 5 0,85 5 0,85 Качество услуг 0,14 3 0,42 4 0,56 4 0,56 Финансовое состояние 0,15 3 0,45 4 0,60 4 0,60 Использование ресурсов 0,07 2 0,14 4 0,28 4 0,28 Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом 0,11 3 0,33 5 0,55 5 0,55 Долгосрочные капвложения 0,06 2 0,12 4 0,24 4 0,24 Способность к инновациям 0,18 4 0,72 5 0,90 4 0,72 Ответственность перед обществом и природой 0,12 3 0,36 5 0,60 5 0,48 Средний балл 1 – 3,39 – 4,58 – 4,28

Этап 1. Опрос клиентов.Он производился с помощью анкеты, приведенной в приложении 2.
Этап 2. Выявлениенаиболее важных критериев и определение степени удовлетворенности клиентов.Результаты обработки полученных анкет сводятся в таблицу.
Этап 3. Выработкарекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Рексан». Анализ таблицыпозволяет получить ответы на следующие вопросы:
а)  чтонаиболее важно для клиентов?
б)  покаким критериям клиент удовлетворен работой ООО «Рексан»?
в)  покаким критериям клиент не удовлетворен?
г)   чтонужно улучшить для повышения конкурентоспособности ООО «Рексан»?
По данной методике былиисследованы ООО «Рексан», а также основные конкуренты: предприятие ООО «ВМТ» и ООО«Зенон».
В течение месяца маркетологипроводили опрос клиентов ООО «Рексан». Было роздано 25 анкет, полученозаполненных 21. Это 84% от общего числа анкет. Такой процент связан с тем, чтомаркетолог ООО «Рексан» помогал клиентам заполнить анкеты, давая им необходимыепояснения.
Результаты обработкианкет всех трех фирм представлены в таблицах 1,2,3 приложения 3.
Наиболее важными критериямиявляются для клиентов ООО «Рексан» – ассортимент, уровень цен, уровеньобслуживания; вполне удовлетворяют критерии по удобству предоставления услуг,месторасположение ООО «Рексан».
Наименее важнымиявляются квалификация персонала.
Таким же образомисследовав, фирмы-конкуренты (результаты представлены в таблицах 2 и 3 приложения3), мы видим, что для посетителей ООО «ВМТ» наиболее важными критериями являютсяассортимент, уровень цен;
Наименее важными –время работы фирмы, уровень гигиены, квалификация персонала.
Для посетителей ООО «Зенон»наиболее удовлетворены уровнем цен, ассортиментом, временем работы фирмы, чтоявляется для них наиболее важными критериями.
Покупатели меньше всегоудовлетворены уровнем обслуживания, хотя этот критерий является одним изнаиболее важных.
Полученные результаты сведемв одну таблицу 2.4.
Таблица 2.4 — Оценкастепени удовлетворенности клиентов ООО «Рексан » и его основных конкурентов.Название критерия ООО «Рексан » ООО «ВМТ» ООО «Зенон» Ассортимент 3,4 4,7 4,1 Уровень цен 3,8 4,1 4,4 Уровень обслуживания 4,8 3,8 2,2 Удобство предоставления услуг 4,6 2,4 3,7 Месторасположение фирмы 4,6 4,1 4,2 Время работы фирмы 4,4 3,1 4,5 Уровень гигиены 4,0 4,1 3,0 Квалификации персонала 4,2 3,0 3,2
ООО «Рексан» превосходитсвоих конкурентов по таким параметрам как:
а)  уровеньобслуживания;
б)  месторасположениефирмы;
в)  квалификацияперсонала.
Но есть критерии, покоторым он уступает:
а)  ассортимент;
б)  уровеньцен.
Полученные результаты показывают,в какую сторону нужно улучшать конкурентоспособность ООО «Рексану» — врасширении ассортимента и регулировании уровня цен.
2.4Показатели конкурентоспособности предприятия
Качественная сторонахозяйственной деятельности предприятия в условиях рынка, характеризуетсязатратами на 1 рубль товарной продукции. Этот показатель показывает, скольконужно потратить денежных средств на рекламу, производство, на работы и услуги,связанные с реализацией товарной продукции, с тем, чтобы в конечном итогеполучить один рубль выручки от её сбыта. В 2008 году этот показатель снизился с0,96 руб. до 0,82 руб.Затр = Стов. пр. Тов. пр.
Затр2007 = 72409 = 0,96 75501
Затр2008 = 70625 = 0,82 86001 Рентабельность продукциипоказывает результативность текущих затрат.
/>, (2)
Этот показатель в целомвозрос за отчетный период с 3,04% до 8%.
Rпрн.г.=2891*100%/94873=3,04%
Rпрк.г.=8944*100%/108118=8%
Если в 2007 году накаждый израсходованный рубль хлебозавод получал 0,030 руб. прибыли, то в 2008году 0,080 руб. В расчете на весь объем затрат (себестоимость товарнойпродукции), в 2008 году достигшей 70 625 тыс. рублей, абсолютный приростприбыли составил (0,080–0,030) х 70625 = 3 531,25 тыс. рублей.
Рентабельностьпроизводства показывает, насколько результативно используется имуществопредприятия.
Rобщ=(Потч.пер./ (Фср+Оср))*100% (3)
Rобщ=3031*100%/(21048+11701)=9,25%
Т.е., каждый рубльимущества приносит 9 копеек чистой прибыли.
В таблице 2.5 мыобобщили существующие показатели конкурентоспособности.
Таблица 2.5 — Показателиконкурентоспособности предприятияГрупповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности
1. Эффективность производственной деятельности (Эп):
Эп = а11 И + а12 Ф + а13 Рт + а14 П;
1.1. Издержки производства на единицу продукции(И)
1.2. Фондоотдача (Ф)
1.3. Рентабельность продукции (Рт)
1.4. Производительность труда (П)
2.Финансовое положение предприятия (Фп):
Фп = а21 Ка + а22 Кп + а23 Кал + а24 Ко;
2.1. Коэффициент автономии (Ка)
2.2. Коэффициент платежеспособности (Кп)
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)
2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко)
3. Эффективность организации сбыта (Эс):
Эс = а31 Рп + а32 Когп + а33 Кзм + а34 Кр;
3.1. Рентабельность продаж (Рп)
3.2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп)
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм)
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (Кр)
4. Показатель конкурентоспособности продукции (КСп):
КСп = а41 Кп + а42 Ц + а43 Уп + а44 Сп+ а45 Уо;
4.1 Качества продукции (Кп)
4.2. Цена продукции(Ц)
4.3. Условия платежа (Уп)
4.4. Срок поставки (Сп)
4.5. Уровень гарантийного и сервисного обслуживания на всех этапах жизненного цикла (Уо)
Конкурентоспособность предприятия (Кпр):
Кпр. = а51 Эп + а52 Фп + а53 Эс + а54 КСп;
Экономичностьпроизводственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов,совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве- они все входят в первую группу, характеризующую эффективность управленияпроизводственным процессом. Независимость предприятия от внешних источниковфинансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам,возможность стабильного развития предприятия в будущем – это показателивходящие в третью группу, отражающую эффективность управления оборотнымисредствами. Третья группа состоит из показателей, позволяющих получитьпредставление об эффективности управления реализацией и продвижением товара нарынке средствами рекламы и стимулирования. Качество товара, условия платежа,цена, срок поставки, уровень гарантийного и сервисного обслуживания – это всепоказатели, включенные в четвертую группу — показателей конкурентоспособноститовара.
Чтобы перевести единичныепоказатели в относительные величины надо сравнить их с базовыми показателями. Вкачестве базовых показателей могут выступать: показатели любого конкурирующегопредприятия или предприятия-лидера на рынке; среднеотраслевые показатели;показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
Стандартизированный показательконкурентоспособности как минимальное удаление от предприятия – эталона (1-хij),рассчитывается для определения позиции или ранга исследуемых предприятий. Заэталон (нормативное значение) принимается лучшее значение из выбранной совокупностипредприятий. Чем меньше разница (1-хij), тем ближеконкурентное предприятие к предприятию-эталону:
хij = aij/ maxaij
где i– номера показателей (i=1, 2, 3,….m), m– количество показателей; – номера предприятий (i= 1, 2, 3,…., n), n– количество предприятий;
/> –значение i –ого показателя j–ого предприятия;
хij –стандартизированныйпоказатель конкурентоспособности.

3. Основные направленияповышения устойчивости ООО «Рексан» в конкурентной среде
 
3.1 Резервы повышенияконкурентоспособности продукции (услуг)
Баннерная пленка – это материал,который является незаменимой вещью в рекламном производстве. Но, к большому сожалению,в г. Казани его не производят, поэтому фирмам приходится закупать его в г.Москве. Для решения данного вопроса нужно ввести в эксплуатацию линию попроизводству высококачественной пленки. Поэтому одним из направлений повышенияконкурентоспособности является налаживание производства этой пленки.
На основании показателей 2008года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить приналаживании этого вида производства.
Сумма капитальныхзатрат на приобретение оборудования РТ – УМ – ГШ – 02:
К в.н = Ц +И + Ст + ОСдоп (4)
где Ц –цена внедряемоймашины
И – стоимостькомплектующих приспособлений
Ст –стоимость расходов на транспортировку и монтаж
ОСдоп –сумма дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением.
К в.н = 840000 + 8 400 + 144, 85 = 848 544, 85 руб.
Срок окупаемостикапитальных затрат – это время от начала реализации инвестиционного проекта домомента, когда первоначальные вложения и другие затраты, покрываются суммарнымирезультатами от его осуществления [14, с.118].

/>,(5)
где DП н.т. – прирост прибыли от внедрения новой техники, руб.
Объём производства продукции вгод составляет 8430 шт, стоимость товарной продукции – 86 001 тыс. рублей.
Стоимость 1 шт.продукции 10 202 рубля (86 001 / 8,43).
По статистике ООО «Рексан»в год происходит 10 % возврата продукции от объёма производства баннеров из –за плохого качества закупленной пленки, что составляет 843 шт в год (8430 х 0,10).Sвозврата= 843 х 10 202 = 8600 тыс. рублей.
С внедрением линии собственногопроизводства баннерной пленки, качество пленки будет лучше, чем купленная удругого производителя.
В среднем процентвозврата будет составлять 2 % от объёма производства.
Тогда возврат продукциив год составит:
8430 х 0,02 = 169 шт. вгод
Дополнительная прибыльпредприятия в данном случае составит:
D П н.т = (843– 169) х 10 202 = 6 876 148 руб.
Коэффициентэффективности затрат на новую технику (показатель обратный сроку окупаемости):
/>, (6)
Экономический эффект –это конечный результат применения технологического новшества, измеряемыйабсолютными величинами. Ими могут быть прибыль, снижением материальных,трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции (см.приложение 4).
Экономическаяэффективность – это показатель, определяемый соотношением экономическогоэффекта и затрат, породивших этот эффект, т.е. сопоставляются либо размерполученной прибыли, либо издержек с капитальными вложениями на осуществлениеданного технического мероприятия.
3.2 Мероприятия поросту устойчивости ООО «Рексан» в конкурентной среде
Дляукрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать своюконкурентоспособность. Существует несколько путлей повышенияконкурентоспособности предприятия:
1.  Постоянное обучение и переподготовка кадров
2.  Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
3.  Использование только высококачественного сырья и материалов
4.  Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования ккачеству и сервисному обслуживанию.
5.   Постоянное использование нововведений.
6.  Постоянное обучение и переподготовка кадров.
7.  Повышение материальной заинтересованности работников и улучшениеусловий труда.
8.  Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установленияпотребностей покупателей.
9.  Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
10.Поддержание контактов с научно–исследовательскимиорганизациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышениекачества продукции.
11.Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
12.Регистрация своего товарного знака и использованиефирменных марочных изделий.
Самымглавным вопросом эффективной реализации стратегии является стимулированиевыполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, безпревышения запланированных затрат.

Заключение
Получение максимальнойприбыли — главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях, но она невозможнабез эффективного управления капиталом. Основную задачу управленца составляютпоиски резервов для увеличения прибыльности предприятия
Результат деятельностипредприятия в целом, зависит от эффективности управления финансовыми ресурсами.
Объектом исследования данной курсовойработы выступает ООО «Рексан». Это предприятие рекламной сектора производства,занимающиеся реализацией сырья для наружной и внутренней рекламы. Как ибольшинство предприятий, ООО «Рексан» в настоящее время находится в не в такомтяжелом финансовом положении, но в связи с усилением конкуренции, она начинаеттерять и до того малую долю на рынке.
Все выше перечисленныепоказатели могут привести предприятие к уменьшению спроса и предложения, что всвою очередь может привести к банкротству. В связи с этим, я предлагаюследующие мероприятия по укреплению финансовой устойчивости: повышение конкурентоспособностипродукции (услуг), внедрение новых линий по производству нового вида продукциии мероприятия по росту устойчивости.
Предложенные мноюмероприятия будут способствовать увеличению прибыли предприятия.

Список использованныхисточников
1.     АндреевЕ.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика и международныеотношения. №1. 1999 г.
2.     БараненкоС.П., Шеметов В.В.: Стратегическая устойчивость предприятия. – М.:Центрополиграф, 2004 г. – 493 с.
3.     БородинаЕ.И. Финансы предприятия – М.: ЮНИТИ, 1995 г. – 257 с.
4.     ГорфинкельВ.Я., Швандар В.А.– Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007 г. – 670 с.
5.     Журнал«Экономист» – № 10, 1998 г.
6.     ЗайцевН. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 1998 г. – 336с.
7.     КотлерФ. – Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер, 2000 – 752 с.
8.     Л.Завьялов,Д.Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов, как действовать на внешнемрынке». – Москва, 1992г.
9.     МинаеваЕ.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. – Экономика предприятия: ситуационныезадачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. – М.:Пищепромиздат, 2002 г. – 164 с.
10.   ОрловБ.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия.Учебное пособие. – 2-е издание – М.: Пищепромиздат, 2001 г. – 216 с.
11.   Риполь-СарагосиФ.Б., Рагрин В.Н. «Основы финансового анализа»: Учебное пособие. – Ростов н/Д:Рост. гос. Строит. ун-т, 1999. – 112 с.
12.   СавицкаяГ.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: Учебник. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
13.   СеменовВ. М., Баев И. А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия. – М.: Центрэкономики и маркетинга, 1996. — 184с.
14.   ФилатовО.К. – Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие.– М.: Финансы и статистика, 2004 – 384 с.
15.   Экономическаятеория / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.
16.   ЧайниковаН.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. –Тамбов. 2007 г. – 188 с.
17.   ШведенкоВ.В., Тяжов А.И., Керпелева А.В., Николаев Н.Г., Брагина З.В., Клещев А.Г.Маркетинговая концепция: в системе понятий и категорий, в схемах, графиках,тестах, задачах и упражнениях. – Кострома. Изд-во Костромскогогоспедуниверситета им. Н.А.Некрасова. 1998. – 117 с.
18.   Э.Х. Чемберлин « Теория монополистической конкуренции. Реориентация теориистоимости». Москва, 1959г.
19.   ЭлвинДж. Долан, Дэйвис Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». –Санкт-Петербург, 1992г.

Приложение 1
Анализ структурысебестоимости продукции ООО «Рексан»Элементы затрат 2007 год 2008 год Отклонение тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. по уд. весу, % Всего затрат, в том числе: 72409 100 70625 100 1784 материальные затраты 34805 49,3 35084 51,0 279 1,7 затраты на оплату труда 19864 26,8 20846 30,4 982 3,6 отчисления на соц. нужды 7071 9,6 7043 8,9 –28 –0,7 амортизация 1948 2,6 2632 3,3 684 0,7 прочие затраты 8721 11,7 5020 6,4 –3701 –5,3

Приложение2
Анкета оценкиконкурентоспособности ООО «Рексан»№ п/п Название критерия 1 Ассортимент 2 Уровень цен 3 Уровень обслуживания 4 Удобство предоставления услуги 5 Месторасположение предприятия 6 Время работы предприятия 7 Квалификация персонала 8 Уровень гигиены
Важность критерия дляклиентов:
1 — не очень важен;
2 – важен;
3 – очень важен.
Оценкаудовлетворенности по пятибалльной шкале от 1 до 5 (по возрастанию):
1-узкий, низкий илинеудачное;
5 – широкий, высокийили удобное.

Приложение 3
Таблица 1 — Результатыобработки анкет клиентов ООО «Рексан»Название критерия Важность критерия для клиента Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале Ассортимент 21 3,4 Уровень цен 19 3,8 Уровень обслуживания 20 4,8 Удобство предоставления услуги 18 4,6 Месторасположение предприятия 17 4,6 Время работы предприятия 11 4,4 Уровень гигиены 8 4,0 Квалификации персонала 5 4,2 Общее число розданных анкет 25 Общее число заполненных анкет 21
Таблица 2 — Результатыобработки анкет посетителей ООО «ВМТ»Название критерия Важность критерия для покупателей Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале Ассортимент 24 4,7 Уровень цен 23 4,1 Удобство предоставления услуги 21 2,4 Уровень обслуживания 18 3,8 Месторасположение фирмы 15 4,1 Время работы фирмы 9 3,1 Уровень гигиены 10 4,1 Квалификации персонала 6 3,0 Общее число розданных анкет 25 Общее число заполненных анкет 20

Таблица 3 — Результатыобработки анкет посетителей ООО «Зенон»Название критерия Важность критерия для покупателей Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале Уровень цен 25 4,4 Ассортимент 23 4,1 Месторасположение фирмы 21 4,2 Время работы фирмы 20 4,5 Удобство предоставления услуг 17 3,7 Уровень обслуживания 17 2,2 Квалификации персонала 15 3,2 Уровень гигиены 6 3,0 Общее число розданных анкет 25 Общее число заполненных анкет 19

Приложение 4
Расчёт экономическогоэффекта от внедрения предложенных мероприятийПоказатели Един. измерения До внедрения после внедрения отклонение % абс. Среднегодовая производственная мощность тыс. шт. 13 13 100 Объем производства продукции тыс. шт. 8,43 9,17 108,7 +0,74 Уровень использования производственной мощности % 65,0 70,4 108,3 +5,4 Товарная продукция тыс. руб. 86001 103496 120,3 +17495 Объем реализованной продукции тыс. руб. 117762 134901 114,5 +17139 Среднесписочная численность ППП чел. 150 150 100 – Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 70625 90654 128,3 +20030 Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 108118 120145 111,12 +12027 Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,82 0,81 98,7 –0,01 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 21048 21888 104,0 +840,0 Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 11701 16390 140,07 +4689 Прибыль от реализованной продукции тыс. руб. 8644 13048 151,0 +4404 Рентабельность продукции % 7,8 10,7 137,1 +2,9