Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского 2. Основные положения педагогической теории Я.А. Коменского 3. Дидактические взгляды 4. Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского 5. Значение педагогического наследия Я. А. Коменского 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВВЕДЕНИЕ Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться в множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезори-ентированы. Приступая к воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых общих чертах познакомиться с наиболее интересными результатами, которые получены другими родителями и педагогами. Наиболее характерным являет-ся общепринятый показатель – это начало истинного, по буквам свободного
чтения. Цель данного реферата – попытка раскрыть одно из направлений педагогической теории крупнейшего педагога – демократа, выдающегося общественного деятеля 17 века Яна Амоса Коменского. Я.А. Коменский – его новаторские идеи забыты или умалчиваются (1640 г.) – гениальный педагог, считается создателем традиционных систем образования. Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки – на том основании, что в центре его интересов
стояла проблема переустройства школы, семейное воспитание. Профессиональные психологи нередко пренебрегают изучением наследия деятелей смежных наук. Это недопустимо хотя бы по той причине, что психологический аспект педагогических изыска-ний крайне недальновидно было бы недооценивать. Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. (Небезынтересно, что само слово "
психология" вошло в научный обиход в эпоху Коменского.) Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии. Раскрывая тему семейного воспитания по Коменскому нельзя не затро-нуть его дидактические взгляды , а также саму сущность педагогической теории Я. А. Коменского и ее характерные черты. Ведь многое, о чем мечтал великий педагог вошло в практику школы. На основные положения его педагогической теории, такие как, принцип природосообразности, возрастная периодизация опиралось огромное количество известных педагогов следующего столетия. Поэтому, прежде чем приступить к раскрытию главной темы реферата я кратко опишу основные дидактические взгляды Коменского и его педагогическую теорию неотъемлемой частью, которой является семейное воспитание.
1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского Этапы его жизни хорошо известны и документированы. При этом, од-нако, многие биографические подробности оказались утрачены для истории. Это в наши дни стало модно, описывая жизненный путь того или иного деятеля, уделять внимание детским шалостям, юношеским причудам, семейным перипетиям и даже кулинарным пристрастиям.
Наши предки были строже. Человека они ценили по его достижениям, отмечая лишь самые значительные вехи на его жизненном пути. "Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни" писал сам Коменский. Последуем его завету и проследим впечатляющую череду его славных дел. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехословакия), в семье члена общины
Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени – окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нив-ниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.) Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением
сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах. Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской шко-ле в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний
Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало забо-тились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице. В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения,
унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год. В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в
Германии. В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.Ф. Альштед , который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руко-водством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения. Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей
Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г.
Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам. В 1618-1621 годах Я.А. Коменский был проповедником и одновремен-но учителем в другом чешском городке – Фульнеке. Здесь он много занимал-ся самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес. 2.Основные положения педагогической теории Каменского
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” – “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы . Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.
Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека . Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях.
Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике». « плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и ди-кое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал.
Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» . Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство – от рождения до 6 лет включительно; отрочество – от 6 до 12 лет; юность – от 12 до 18 лет; возмужалость – от 18 до 24 лет; В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными орга-нами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка),
Коменский намечает особую ступень образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селе-нии, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия.
Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений – из сенсуализма – и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других на-ук. 3. Дидактические взгляды Следуя сенсуалистической философии,
Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра-вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» . Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам,
от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения : – природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности , в определенном порядке; – всякое свое формирование природа начинает с
самого общего и кон-чает наиболее особенным; – природа не делает скачков, а идет вперед постепенно; – начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить
жажду знания и усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» писал он. 4. Семейное воспитание в наследии Каменского Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица – христианское юношество – не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни». «Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети
многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями » Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители. Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями
Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания. Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими
учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя». Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “ Великой дидактике ” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних
чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. Кратко опишу основные характерные черты этой школы. «В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни все это должно быть преподано ему в этой первой школе.
Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. «Далее Коменский приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками. «Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это
существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п что в общем, и является основой метафизики. В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, ка-мень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр. Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр. Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рас-сказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал ничего, если это будет, хотя бы только по-детски. Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много;
умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр . А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр. То есть, мы видим, что на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит: «Все всего легче образуется в нежном возрасте».
То есть, в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации, Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения. 5. Значение педагогического наследия Я. А. Коменского Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре
природных даро-ваний”. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок, и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории, так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развитии в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. «Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей.
На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолкователь-ница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;
рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования». “Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая де-лает нас людьми. «Легко понять, в чем состоит воспитание природных дарований. Имен-но: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, ого-род, виноградник и какое-
либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу». «Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность о многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также, а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых
когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого» . Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его законо-мерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “ Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский М.: Педагогика, 1970 С.153-154/. Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием,
а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники , переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 – 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах
применяются в школах различных стран. В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно.
Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два – два с половиной столетия спустя. Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более уяс-няться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в Рос-сии). Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М .: Просвещение , 1991. 2. Коменский Я. А. Великая дидактика Избр. пед. соч. М Учпедгиз , 1955. 3. Константинов Н. А Медынский Е. Н Шабаева М. Ф. История педагогики
М. : Просвещение , 2002. 4. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский М.: Педагогика, 1970 С.152-153 5. Медынский Е. Н Шабаева М. Ф. История педагогики М.: Просвещение, 1982 С. 31. 6.Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.