Комитеты палат парламента, порядок проведения , структура, полномочия

–PAGE_BREAK–1.1.   Стадии принятия законопроекта в Парламенте РК

Правовыми формами реализации компетенции Парламента Республики Казахстан являются принимаемые им акты, основные из которых – законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Парламента и выражает волю народа Казахстана. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции, которой закон не может противоречить.

Законы принимаются палатами Парламента в особом порядке.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива — сводится к внесению на рассмотрение Мажилиса законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

Вторая стадия законодательного процесса – рассмотрение законопроекта Сенатом. На этой стадии законопроект может подвергаться изменению путем внесения замечаний и предложений, и в случае отклонения будет отправлен на доработку в Мажилис.

Третья стадия наступает, если законопроект принят и одобрен Сенатом. В этом случае проект направляется на подпись главе государства. Затем подписанный закон обнародуется и публикуется в органах прессы.

Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества — предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап — закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа,  непосредственное обсуждение проекта,  принятие закона, его обнародование /опубликование/.

Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.

§                  Первый — кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта. 

§                  Второй — факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.

Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят следующие элементы:

§действие, совершать которое оно предоставляет возможным,

§правомочные осуществлять его субъекты,

§последствия реализации этих действий.

Определяющим элементом содержания права законодательной инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной инициативы несложно. Таковым может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Согласно ст. 61, п.1 Конституции РК правом законодательной инициативы обладают депутаты Парламента Республики Казахстан и Правительство Республики. Сложнее установить,  кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы как субъективное право и корреспондирующая ему обязанность возникает лишь в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена, требуемая законодателем документация.

Наряду с обязательными, но все же дополнительными компонентами как получение законопроекта, его регистрация и информация о нем на сессии, главным все-таки является обязательное рассмотрение внесенного законопроекта или законодательного предложения в результате осуществления права законодательной инициативы. В данном случае Мажилис связывает себя своим же решением, закрепленным конституционно.

Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

Зарегистрированный законопроект или законодательное предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о дальнейшей работе над ним, как правило, направляются в соответствующие комитеты Парламента.

Здесь необходимо отметить, что некоторые ученые включают еще две дополнительные стадии официального прохождения проекта нормативного акта в законотворческом органе. Это рассмотрение и доработка проекта во вспомогательном аппарате законотворческого органа и включение в повестку дня заседания законотворческого органа рассмотрения внесенного проекта.

В состав подготовительных комиссий и рабочих групп могут включаться депутаты, не входящие в состав комиссий и комитетов. А также в их работе могут принимать участие инициаторы законопроекта с правом совещательного голоса. Что касается альтернативных  проектов, то они рассматриваются вместе с основным.

Подготовительная комиссия вправе принять решение о проведении предварительного обсуждения на местах: в трудовых коллективах, научных учреждениях, общественных организациях, на собраниях граждан. Законопроекты могут направляться на научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключения Правительства РК. Существует ряд законопроектов,  которые вносятся только при наличии заключения  Правительства. Согласно Конституции РК таковыми являются законопроекты об изменении финансовых обстоятельств государства, другие законотворческие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет госбюджета.

Следующая стадия — это внесение законопроекта в повестку дня заседания  законотворческого органа. Утверждение повестки дня — прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

Мажилис обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.

В зависимости от содержания проект по специальному решению законотворческого органа обсуждается либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Мажилис одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения проект передается на рассмотрение в Сенат.

Если вынесены альтернативные проекты по одному и тому же вопросу, Мажилис обсуждает их одновременно в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из проектов принять за основу.

Принятие официального решения по проекту законодательного акта — это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов.

После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается в целом. Решение по государственным законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Согласно Конституции РК принятые им государственные законы в течение пяти дней направляются для рассмотрения в Сенат. Для одобрения закона в Сенате необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что  принятие законов Сенатом не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате Парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Мажилиса. При несогласии Мажилиса с решением Сената для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

Существует несколько нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению Сенатом после принятия их Мажилисом. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства, к ним относятся: вопросы государственного бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификация и денонсация международных договоров, вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы.

Особый порядок предусмотрен для принятия государственных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Сената и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Мажилиса.

Законы РК подписываются и обнародуются Президентом РК в течение 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах Парламента.

Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов — главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Опубликование представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке. На стадии опубликования завершается процесс создания закона

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий и их имущества;

9) охраны окружающей среды;

10) административно-территориального устройства Республики;

11) обеспечения обороны и безопасности государства.

Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее, чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики.

Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно.

Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам.

Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных актов и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.

Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.

Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.
2.          СЕССИЯ- ГЛАВНАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА, ЕЕ ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ, ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ
    продолжение
–PAGE_BREAK–Основной организационной формой деятельности Парламента являются сессии.
Парламентская сессия(лат. sessio — заседание) — период времени в течение которого парламент (палаты парламента) проводит пленарные заседания и принимает правомочные решения. Сессионный.порядок работы парламента исторически сложился в период становления демократии и ограничения монархии. С его помощью монархи добивались хотя бы временной возможности освободить возглавляемую ими исполнительную власть от парламентского контроля и законодательствовать самостоятельно. Например, в царской России «Свод основных государственных законов» устанавливал право императора в перерывах между сессиями Государственной думы (которые на практике длились по нескольку месяцев в году) издавать законы от своего имени. Временной режим работы парламента характеризуется наличием и продолжительностью сессий и порядком их созыва. С развитием демократии в большинстве парламентов сессии, за исключением короткого времени парламентских каникул, стали длиться практически в течение всего года: в некоторых странах даже отсутствует само понятие «сессия». Непрерывный характер деятельности парламента в ряде государств закреплен в конституционном порядке. В странах же с социалистической правовой системой может длиться всего несколько дней. Сессии могут быть очередными и внеочередными (чрезвычайными). Созыв парламента на очередные сессии осуществляется по праву или его председателем, как правило, в сроки, установленные законом. Внеочередная сессия созывается в перерывах между очередными, на ней рассматривается обычно только определенная повестка дня, и сессия подлежит закрытию, как только эта повестка будет исчерпана. Как правило, внеочередные сессии созываются при строго определенных условиях и в особом порядке.
Парламентская сессия это период, в течение которого парламент собирается для обсуждений законопроектов или просто текущих событий.Сессии парламента могут быть очередными, чрезвычайными или обязательными.

Очередные сессии. Это периоды, в течение которых парламент заседает без особых причин или созывов лишь потому, что это предусмотрено Конституцией или (намного реже) законом.

Чрезвычайная сессия. В отличие от очередной, чрезвычайная сессия проходит вне предусмотренного или закреплённого за очередной сессией периода. Продолжительность и причина такого вида сессии должны определяться на специальном собрании.

Обязательная сессия. Обязательная сессия отличается от чрезвычайной тем, что её проведение просто обусловлено решением или событием, причём официальное собрание не требуется. К тому же, подобная сессия может проводиться в течение чрезвычайной сессии.

Сессия Парламента прохо­дит в форме совместных и раздельных заседаний его Па­лат. Первая сессия Парламента созывается Президентом не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии проводятся раз в год, начи­ная с первого рабочего дня сентября и кончая последним рабочим днем июня.

Сессия Парламента включает в себя совместные и раздельные заседания Палат, Бюро Палат, постоянных комитетов Палат и совместных комиссий Палат. Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными.

2.1 Участие депутата в сессиях Парламента, заседаниях его Палат

1. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично.
2. Председатель Палаты, либо соответственно руководитель органа, членом которого является депутат, в сроки, установленные регламентом, сообщают депутату о времени и месте проведения сессий, заседаний органа, а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение, представляют ему необходимые материалы по этим вопросам.

3. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно сообщает об этом Председателю Палаты либо соответственно руководителю органа Парламента или его Палаты.

4. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных настоящим Конституционным законом мер взыскания.

5. Депутат, входящий в состав Бюро Палат, их постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

6. Депутат, не согласный с решением органа Парламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.

7. Депутат, не входящий в состав Бюро Палат, их соответствующих постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, может участвовать на заседаниях указанных органов, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением Бюро Палат, постоянного комитета или комиссии депутат может внести свои предложения в качестве поправок к законопроекту, проекту постановления. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются на сессии Парламента и по ним проводится голосование.
3 КОМИТЕТЫ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА РК, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ
Комитет— (фр. comite, от лат. committo -поручаю) — государственный орган, образуемый для проведения специальных мероприятий или руководства какой-либо отраслью.

Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления, порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.

 Рабочими органами Парламента Республики Казахстан являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат. Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются из числа депутатов соответствующей Палаты на первой сессии Парламента.
Количество постоянных комитетов Сената и Мажилиса, их наименования определяются на заседаниях Сената и Мажилиса по предложению депутатов соответствующих Палат.
В случае необходимости могут образовываться новые постоянные комитеты, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.

Постоянные комитеты и комиссии избирают из своего состава председателя, секретаря комитета, комиссии, а в случае необходимости и заместителя (заместителей) председателя.

Заседания постоянных комитетов и комиссий ведутся председателем постоянного комитета и комиссии, а в его отсутствие — заместителем председателя. Совместные заседания комитетов и комиссий ведутся председателями этих комитетов и комиссий по согласованию между ними.
3.1 Порядок образования комитетов  и комиссий Парламента Республики Казахстан

Количество постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, не должно превышать семи в каждой из Палат. Число членов соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса определяется Палатой.
Избрание председателей постоянных комитетов Сената и Мажилиса осуществляется после определения количества и наименования комитетов.

Председатели постоянных комитетов Палат избираются из числа депутатов открытым или тайным голосованием на заседании Сената, Мажилиса большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Кандидатуры на должность председателя соответствующего постоянного комитета выдвигаются депутатами Палаты. Кандидату на должность председателя постоянного комитета Сената, Мажилиса предоставляется право выступить перед депутатами Палаты. После выступления кандидата депутаты имеют право задавать ему вопросы, высказывать свое мнение по кандидатуре. Кандидату на должность председателя комитета Палаты отводится время для ответов на вопросы депутатов. Обсуждение кандидатур проводится в порядке, установленном регламентами Палат.

При выдвижении на должность председателя постоянного комитета более двух кандидатов и если при голосовании ни один из них не набрал большинства голосов от общего числа депутатов Палаты, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

При повторном голосовании избранным на должность председателя постоянного комитета считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Председатель постоянного комитета Сената, Мажилиса входит в состав Бюро соответствующей Палаты. Председатель постоянного комитета может быть отозван от должности большинством голосов от общего числа депутатов соответствующей Палаты по инициативе не менее двух третей от общего числа членов комитета. Председатель постоянного комитета вправе подать в отставку, которая считается принятой, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палаты. После избрания председателей постоянных комитетов Сената и Мажилиса на заседании Палаты избираются члены комитетов. При формировании состава постоянных комитетов Палат учитывается право депутата в выборе комитета, где он хотел бы работать.

Председатели Сената и Мажилиса и их заместители не могут входить в состав постоянных комитетов Палат.

Депутат Парламента Республики может быть членом только одного постоянного комитета. Депутат правомочен перейти из одного постоянного комитета в другой. Решение о переходе депутата из одного постоянного комитета в другой принимается постановлением Палаты в порядке, определяемом ее Регламентом. Депутат парламента вправе участвовать в заседании комитетов и комиссий Парламента, в состав которых он не входит, с правом совещательного голоса.

Секретарь постоянного комитета или комиссии ведет протоколы заседаний и делопроизводство комитета или комиссии, следит за своевременным направлением исполнителям решений и рекомендаций комитета или комиссии, поступлением от них ответов и выполняет другие возложенные на него обязанности. Секретарь постоянного комитета Сената, Мажилиса избирается на заседании соответствующего комитета из числа его членов открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комитета Палаты. По предложению председателя постоянного комитета, членов комитета секретарь постоянного комитета может быть отозван от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа членов комитета.
Постоянные комитеты Палат по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты. Председатель и секретарь постоянного комитета Палат не могут входить в состав подкомитетов комитета Палат.
Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Численный состав совместных комиссий Парламента определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов совместных комиссий осуществляется каждой Палатой самостоятельно.

Для преодоления возникших разногласий по рассматриваемым законопроектам Сенат и Мажилис создают согласительные комиссии с равным числом депутатов от каждой Палаты.
Решение о необходимости создания согласительных комиссий и об избрании в их состав депутатов от Сената и Мажилиса принимается на заседаниях Палат большинством от общего числа депутатов Сената, Мажилиса.
В целях осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Конституции Республики Казахстан, Парламент образует специальную временную комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины.
Порядок образования совместных, согласительных, специальных и иных комиссий Парламента и его Палат, а также избрания их председателей и освобождения председателей совместных комиссий Палат определяется Регламентом Парламента, регламентами Сената и Мажилиса.
Деятельность совместных, согласительных и специальных комиссий носит временный характер, она ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей.

3.2 Полномочия комитетов и комиссий Парламента Республики Казахстан

Постоянные комитеты Сената и Мажилиса образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты.
Для реализации своих полномочий постоянный комитет Палаты:
1) дает заключения на проекты законодательных актов, вносит предложения в Бюро соответствующей Палаты о включении проекта законодательного акта в повестку дня пленарного заседания либо о продолжении работы над ним, или его отклонении с мотивированным обоснованием;
2) по поручению соответствующей Палаты или ее Бюро выступает головным по конкретному законопроекту или другому вопросу, отнесенному к ведению Палаты;
3) создает рабочие группы по рассмотрению внесенных законопроектов, привлекает в их состав инициаторов законопроекта, представителей государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов;
4) вносит предложения в Бюро соответствующей Палаты по составу рабочих групп для разработки проектов законодательных актов;
5) заслушивает инициаторов законопроекта по вопросам, касающимся данного законодательного акта;
6) готовит предложения по изменению и (или) дополнению текста внесенных проектов законов, постановлений, других принимаемых Парламентом и его Палатами актов;
7) в случае определения его головным по законопроекту или другому вопросу обобщает замечания и предложения постоянных комитетов, депутатов Палаты, готовит заключение и материалы, а также содоклад;
8) в целях осуществления Палатами полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию, назначению на должность, освобождению от должности и лишению неприкосновенности должностных лиц Республики обсуждает на своем заседании предложенные кандидатуры и по итогам рассмотрения выносит заключение;
9) вносит предложения по кандидатурам депутатов Палат, делегируемых в состав комиссий Парламента;
10) Исключен в соответствии с Законом РК от 29.04.09 г. № 154-IV (см. стар. ред.)
11) по решению Бюро соответствующей Палаты по вопросам своей компетенции проводит парламентские слушания;
12) по вопросам, находящимся на его рассмотрении, может запрашивать мнения других постоянных комитетов Палат, государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, научных учреждений, специалистов;
13) вносит предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента;
14) рассматривает вопросы и предложения, внесенные депутатами, принимает по ним решения, организует проведение в жизнь принятых решений, а также контролирует их выполнение;
15) вносит на рассмотрение Палаты предложения о принятии декларации, обращений и заявлений по общим и отдельным вопросам внутренней и внешней политики;
16) вносит в Бюро Палаты предложения по составу направляемых в зарубежные государства официальных парламентских делегаций.
По предложению Президента республики постоянные комитеты Сената и (или) Мажилиса Парламента рассматривают иные вопросы и представляют главе государства соответствующие заключения.
Полномочия совместных комиссий определяются депутатами на совместных заседаниях Палат Парламента при их образовании.
Полномочия согласительных комиссий ограничиваются кругом вопросов, вынесенных на их рассмотрение.
Полномочия специальных комиссий Парламента определяются Конституцией Республики Казахстан.
3.3 Организация деятельности комитетов и комиссий Парламента Республики Казахстан.

Председатель постоянного комитета Сената, Мажилиса:
1) руководит работой постоянного комитета;
2) составляет план работы и проект повестки для заседания постоянного комитета;
3) организует выполнение поручений, данных членам постоянного комитета по решению комитета, Бюро Палаты, Палаты;
4) выполняет другие обязанности, возлагаемые на него Регламентом Палаты.
Секретарь постоянного комитета Сената, Мажилиса:
1) организует делопроизводство постоянного комитета и протоколирование его заседаний;
2) исполняет обязанности председателя постоянного комитета в случае его отсутствия;
3) выполняет другие обязанности, возложенные на него Регламентом Палаты.
Члены постоянных комитетов Палат обязаны активно участвовать в деятельности комитетов, выполнять их поручения.
Члены постоянных комитетов Сената, Мажилиса пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета.
Член постоянного комитета вправе:
1) избирать и быть избранным председателем, секретарем комитета, вносить предложения по этим кандидатурам;
2) предлагать вопросы для рассмотрения на заседании комитета, вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
3) вносить предложения о заслушивании на заседаниях комитета должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции комитета;
4) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других готовящихся на заседании комитета актов;
5) задавать вопросы докладчикам, председательствующему на заседании комитета;
6) выступать с обоснованием своих предложений, давать справки;
7) знакомить членов комитета с обращениями граждан, общественных объединений;
8) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний комитета;
9) осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством.
Депутат, предложения которого не получили поддержки постоянного комитета, может внести их в соответствии с регламентами при обсуждении данного вопроса на заседании Палаты, Парламента или сообщить о них в письменной форме председательствующему.
Депутаты по своей инициативе или по поручению постоянного комитета изучают в своих регионах и избирательных округах вопросы, относящиеся к компетенции комитета, обобщают предложения государственных органов, общественных объединений, организаций, а также граждан, сообщают комитету свои выводы и предложения.
Постоянные комитеты вправе заслушивать сообщения членов комитетов об их участии в выполнении его решений и поручений.
В случае отсутствия члена постоянного комитета без уважительных причин на заседаниях комитета к нему применяются меры взыскания в порядке, установленном Конституционным законом Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также регламентами Парламента и его Палат.
Постоянные комитеты Сената и Мажилиса по вопросам своей компетенции свободны в выборе форм и методов деятельности, взаимодействуют с государственными органами и общественными объединениями, изучают и учитывают общественное мнение.
Заседания постоянных комитетов Сената и Мажилиса проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Председатель постоянного комитета созывает заседания как по своей инициативе, так и по предложению депутатов комитета, Председателя Палаты. Заседания постоянных комитетов являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами Парламента и его Палат, могут проводиться закрытые заседания. Президент, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь, руководители Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра, представители Президента и Правительства Республики Казахстан в Парламенте вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях постоянных комитетов и имеют право быть выслушанными. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях постоянных комитетов при условии аккредитации средств массовой информации в Палатах Парламента. Заседания постоянных комитетов Палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. На заседаниях постоянного комитета председательствует председатель комитета или секретарь. Заседания постоянных комитетов оформляются протоколами. Протоколы заседаний комитетов подписываются председательствующим.

По вопросам своей компетенции постоянные комитеты принимают постановления большинством голосов от общего числа членов комитета.
Вопросы, относящиеся к компетенции нескольких постоянных комитетов, могут по инициативе самих комитетов, а также по поручению Палаты либо рекомендации Бюро Палаты подготавливаться и рассматриваться комитетами совместно. При этом для координации работы, обобщения предложений и замечаний Бюро Палаты определяется головной по данному вопросу постоянный комитет. Если такое решение не принято, то головным считается тот комитет, который указан в постановлении первым.
Постоянные комитеты вправе проводить совместные заседания, их ведут председатели комитетов по согласованию между собой. Постановление при этом принимается большинством голосов от общего состава каждого постоянного комитета. Постоянные комитеты при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции, пользуются равными правами и несут равные обязанности. В случае расхождения позиций постоянных комитетов по одному и тому же вопросу ими принимаются меры по преодолению разногласий. Если комитеты не пришли к согласию, они доводят свое мнение до Бюро Палат, которые принимают решение о форме дальнейшей работы над этим вопросом.
При рассмотрении на заседании Палат вопросов, по которым не преодолены разногласия комитетов, до сведения депутатов доводится суть разногласий, меры, принимаемые Бюро Палат по преодолению разногласий, и рекомендуемое им решение. Голосование по таким вопросам проводится в соответствии с регламентами Палат. Представители постоянных комитетов могут выступать на пленарных заседаниях Парламента и его Палат с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к их компетенции.
Постоянные комитеты по вопросам, внесенным ими на рассмотрение Палат, переданным им на предварительное или дополнительное рассмотрение, выделяют своих докладчиков или содокладчиков. По вопросам, подготовленным постоянными комитетами совместно, комитеты могут выступать с совместными докладами и содокладами либо отдельно представлять свои замечания, предложения, заключения. Постоянные комитеты для подготовки рассматриваемых вопросов могут создавать рабочие группы с привлечением депутатов Палаты, представителей министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Постоянные комитеты вправе привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроектов.

Постоянные комитеты вправе:
запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
приглашать на свои заседания и заслушивать должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции комитетов.
Государственные органы, организации и должностные лица обязаны предоставлять постоянным комитетам запрашиваемые материалы и документы, с учетом охраняемой законом тайны.
Сроки, необходимые для подготовки заключений по рассматриваемым постоянным комитетом вопросам, указываются в поручении, данном по решению Палаты, или определяются регламентами Палат.
В случае, если Президент Республики специальным посланием объявил рассмотрение проекта закона срочным, срок, необходимый для подготовки заключения, не может быть более чем 7 календарных дней.
Организация деятельности совместных, согласительных и специальных комиссий Парламента и его Палат аналогична организации деятельности постоянных комитетов Палат.
В соответствии с подпунктом 5) статьи 57 Конституции Республики Казахстан Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания.
Парламентские слушания в Палатах Парламента проводятся по решению Бюро Палат постоянными комитетами Палат.
Порядок организации и проведения парламентских слушаний определяется регламентами Палат Парламента.

    продолжение
–PAGE_BREAK–