Коммерческая логистика

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Виды технологического оборудования складов……………….3
1.1. Классификация подъемно-транспортных машин для погрузочно-разгрузочных работ……………………………….…………… .8
2. Понятие логистических издержек, их состав и структура. Методы оценки логистических затрат и пути их снижения……………………12 Свежая информация карманные фильтры грубой очистки у нас.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………… ……………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………20
1. Виды технологического оборудования складов.
Оборудование для хранения товаров подразделяют на следующие подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; хранения навалочных и насыпных товаров; для хранения наливных товаров.
Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко при­меняются стеллажи и поддоны. Стеллажи по назначению делят на универсальные и специ­альные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки.
Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных товаров в таре ели на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящичными, каркасными и гравитационными.
Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи — вешала. Стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных стеллажах размещают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические стеллажи — вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках.
На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для обработки грузов подъемно-транспортное оборудование.
Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в кар­тонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связ­ках, свертках и легкоповреждаемые грузы.
Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза возрастает производитель­ность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.
Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах. Бункерные устройства представляют собой специально обо­рудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов. Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 по 100 м3 и более.
Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячейки, образуе­мые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянные закрома.
Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т.п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах и т.п. Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива Нефтепродуктов и для выпуска воздуха.
Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т. Их применение является экономически выгодным, так как позволяет максимально механизировать и упростить операции, связанные с хранением и перевозками наливных грузов.
Весоизмерительное и фасовочное оборудование. В зависимости от конструкции,используемые на складах весы делятся на гиревые, шкальные, шкально-гиревые, циферблатные, полуавтоматические и автоматические. Кроме того, весы подразделяют на следующие разновидности: вагонные, автомобильные, крановые, товарные (платформенные), настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные).
Для оснащения складов чаще всего используют платформенные передвижные и стационарные весы. Их применяют взвешивания тяжелых и крупногабаритных грузов.
На шкально-гиревых весах массу груза определяют суммированием значений массы накладных гирь и показаний шкал Они являются малопроизводительными. Для определения массы товара необходимо производить подсчет. Вместе с тем они просты по конструкции, надежны и имеют сравнительно невысокую стоимость.
Весы платформенные стационарные предназначены для взвешивания грузов большой массы. Их механизм монтируется на специальном фундаменте в углублении (приямке). При этом для взвешивания грузов с автомашиной применяют автомобильные весы с наибольшими пределами взвешивания 10, 15, 30, 60, 100 и 150т.
Для взвешивания грузов вместе с вагонами на складах оптовых баз применяют вагонные весы. Они бывают с пределами взвешивания 7,5-100 и 10-200 т.
Некоторые модели стационарных циферблатных весов изготовляют с регистрирующими приборами для местной или дистанционной записи показаний. На оптовых базах широко используется различное фасовочное оборудование. По назначению оно делится на оборудование для фасования и упаковывания бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии) и оборудование для фасования и упаковывания картофеля, овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки). Для фасования сахарного песка и крупы в бумажные пакеты порциями по 0,5 и 1 кг применяют автоматические весы.
Фасование конфет, пряников и других продовольственных товаров производят с помощью установки для фасования в пакеты полимерной пленки. Массу порции определяют на электронных весах.
В механизированных линиях почти все технологические операции выполняются с помощью машин, управляемых персоналом. В состав таких линий входят автоматические весы и автоматические укладчики фасованных товаров в тару-оборудование.
Автоматизированные поточные линии оснащены комплексом машин, автоматически выполняющих все технологические операции. Используют их для фасования и упаковывания сахара-песка и круп.
1.1. Классификация подъемно-транспортных машин для
выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время простоя транспорта. Механизация складских работ повышает производительность труда работников в 3-5 раз.
Классифицируют подъемно-транспортное оборудование по следующим основным признакам: функциональному назначению; принципу периодичности действия; роду перерабатываемого груза; видам привода; степени механизации труда.
Рассмотрим классификацию подъемно-транспортного оборудования по одному из важнейших признаков — функциональному назначению. По этому признаку оно подразделяется три группы: грузоподъемные машины и механизмы; транспортирующие машины и устройства; погрузочно-разгрузочные машины.
К грузоподъемным машинам и механизмам относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали.
Краны предназначены для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Их подразделяют на мостовые и консольные, козловые и автомобильные, краны-штабелеры.
Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное устройство прерывистого действия для подъема и спуска грузов. Грузоподъемность — от 150 кг до 5 т.
Лебедки используются для вертикального (подъемные лебед­ки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим приводами. Могут иметь тяговые усилия от 1 до 10 т.
Электрическая таль — механизм с электроприводом для вер­тикального и горизонтального перемещения груза, подвешенно­го на крюк. Горизонтальное перемещение осуществляется вдоль Подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпускается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и 10т. Рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м.
К транспортирующим машинам и устройствам относятся конвейеры, гравитационные устройства, грузовые напольные тележки и некоторые другие виды оборудования.
Конвейеры (транспортеры) — транспортирующие машины непрерывного действия. В зависимости от конструктивных особенностей их грузонесущих органов они бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. Применяются для горизонтального слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов.
К гравитационным устройствам относятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Груз при помощи этих устройств перемещается под действием своей силы тяжести.
Грузовые напольные тележки используются для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для пере­мещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность — 500, 750, 1000 и 2000 кг. Ручные тележки выпускают на трех четырех колесах, грузоподъемностью 0,25 и 1 т. Грузовые напольные тележки применяют для транспортирования штучных грузов.
Электротягачи применяют для горизонтального перемеще­ния прицепных тележек и тары-оборудования на колесах. Общая масса перевозимых грузов составляет до 1500 кг.
Погрузочно-разгрузочные машины — вилочные погрузчики и штабелеры — предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского перемещения и склади­рования грузов. Вилочные погрузчики делятся на электропо­грузчики и автопогрузчики.
Электропогрузчики — машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от аккумуляторных батарей.
Основным рабочим органом являются вилы, служащие для подхвата груза, его подъема, транспортирования и укладки. Вы­пускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза — от 2,0 до 5,6 м. С его помощью перемещают в гори­зонтальном направлении и укладывают в штабеля и стеллажи тарно-штучные грузы. Обладают высокой маневренностью. Ши­роко применяются для погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов, бортовых автомобилей и автоприцепов.
Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъемностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза — до 8,2 м.
Электроштабелеры также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрыти­ем пола. С их помощью производится укладка тарно-штучных грузов в стеллажи и штабеля на высоту до 4,5 м. Выпускаются грузоподъемностью 0,8; 1; 1,25; 1,6 и 2 т.
При оснащении складов подъемно-транспортным оборудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и га­бариты подлежащих переработке грузов; объем погрузочно-разгрузочных и складских работ; производительность механизмов; режим работы складов.
2. Логистические издержки.
Логистические издержки (издержки обращения) – это затраты на выполнение логистических операций. По своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с издержками производства, транспортными затратами, затратами на завоз товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения.
Логистические издержки в масштабе предприятия начисляются в процентах от суммы продаж; в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов или готовой продукции; в процентах от стоимости чистой продукции. В общенациональном масштабе – в процентах от ВВП. Издержки товародвижения связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.
Доля обработки заказов в издержках материально-технического обеспечения значительно меньше, чем транспортировка. Значимость этой функции определяется тем фактором, что именно она обеспечивает эффективное продвижение продукции по каналу распределения. Обработка заказов является синтетической управленческой функцией, присущей распределению и обеспечению материалами. Затраты включаются в затраты других функциональных областей и сложно объединить их вместе. Реальные затраты могут быть неизвестны, потому что они разнесены по нескольким функциям.
Издержки производства – совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта. В денежной форме выступают как себестоимость продукции.
Транспортно-заготовительные расходы – разновидность логистических издержек, включающие расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщиков, транспортные издержки, почтово-телеграфные, командировочные и представительские расходы. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с процессом производства в сфере обращения. Включают: оплату тарифов транспорта, различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование грузов и т.д.
Затраты на формирование и хранение запасов – расходы предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы сырья и материалов, с обслуживанием текущих запасов, с издержками на проведение инвентаризаций, стоимостью рисков. Издержки хранения составляют от10 до 40% затрат на формирование и хранение запасов. В издержки хранения входят затраты по содержанию склада, заработная плата, недостача продукции в пределах естественной убыли, административно-управленческие расходы.
Издержки обращения – выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Включает расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспорт и хранение. Чистые и дополнительные издержки обращения.
Для характеристики издержек обращения используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели представляют собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительные издержки рассчитываются как отношение суммы издержек к объему оптовой реализации.
Основой для анализа системы логистики является концепция общих издержек управления логистикой, которая рассматривает взаимоотношения логистики и издержек производства. Складское хозяйство, запасы, транспорт, планирование производства, обработка заказов и другие издержки подсистем логистики зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материалопотока. Поэтому концепция логистики предполагает проведение анализа новаций любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выбрать управленческую политику.
Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики, поскольку результатом его является новые концепции, внедрение новых технологий и оборудование. Перестройка, реорганизация влекут за собой затраты. Принятие концепции логистики дает возможность заранее определить рамки развития и добиваться его эволюционным путем.
Внимание промышленного менеджмента было приковано потому, что концентрация усилий на повышение эффективности отдельных процессов производства это тупиковый путь, поскольку эффективная деятельность одной из функций может нарушить равновесие всей балансовой системы.
На практике цели логистики вступают в конфликт с целями маркетинга и производства. Сокращение запасов готовой продукции не всегда удобно для производственных отделов, поскольку могут возникнуть потери от продаж из-за отсутствия продукции.
Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному признаку, а с ориентацией на конечный результат. Когда первоначально определяется объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях поучил развитие новый подход к исчислению издержек, заключающийся в разработке миссии, т.е. определенные цели, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации: продукт-рынок.
Способы снижению уровня логистических затрат:
• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
• оказание содействия поставщикам и покупателям в достиже­нии более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
• поиск более дешевых заменителей ресурсов;
• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация дея­тельности предприятия и его партнеров в области своевременной, доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;
• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;
• исключение тех видов деятельности, которые не создают до­бавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;
• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Порядковый номер в журнале учета посещаемости – 12.
Задача №1.
На складах 2-х грузоотправителей для отправления на одну и ту же станцию назначения имеется 2 вида изделий: А – с объемным весом 0,3 т/м3 и Б – с объемным весом 3 т/м3. Железная дорога под перевозку этих грузов может предоставить 60 вагонов грузоподъемностью 50т. Определите, сколько изделий А и Б можно завезти на станцию для комбинированной погрузки в 60 вагонов. Полезный объем вагона равен 89,4 м3.
Решение:
Примем за Х – количество тонн изд. А, которые мы положим в один вагон
за Y – количество тонн изд. Б, которые мы положим в один вагон.
Составим систему уравнений:
Х+Y=50,

10(50-Y) + Y = 268,2
500 – 10Y +Y = 268,2
9Y = 231,8
Y = 25,76(т.), X = 50 – 25,76 = 24,24(т.)
Узнаем, сколько тонн поместится в 60-ти вагонах:
А = 24,24*60 = 1454,4 т. Б = 25,76*60 = 1545,6 т.
Ответ: для комбинированной погрузки в 60 вагонов на станцию можно завезти 1454,4 тонн изделий А и 1545,6 тонн изделий Б.

Задача №2.
На складе металла используют башенные краны. Определите, какое количество кранов следует иметь, если в течение рабочей смены (7 часов) необходимо переработать 500 тонн металла. При расчете принять продолжительность полного цикла работы крана 3 мин., грузоподъемность – 5 тонн, средний коэффициент использования по грузоподъемности – 0,8; по времени – 0,65.
Решение:
1) 7*60*0,65 = 273 (минуты) – продолжительность работы крана в смену
2) 273 : 3 = 91 (цикл) – производительность крана за 1 смену.
3) 5*0,8 = 4 (тонны) – перерабатывает кран за 1 цикл.
4) 500 : 4 = 125 (циклов) – необходимо для переработки 500 тонн металла
5) 125 : 91 = 1,37 Þ для переработки 500 тонн металла за смену необходимо 2 крана.
Ответ: 2 крана.
Задача №3.
Определите площадь крытого склада для грузов, прибывающих повагонными отправками. Максимальное поступление – 4 вагона в сутки, средняя масса груза в одном вагоне – 35 тонн, коэффициент, учитывающий дополнительную площадь для проезда электропогрузчиков, служебных помещений и др. – 1,4; средняя нагрузка на 1 м2 – 0,85т., срок хранения грузов – 1,5 суток.
Решение:
1) 4*35 = 140 (т.) – количество груза, поступающего на склад в сутки
2) 140*1,5 = 210 (т.) – хранится на складе
3) 210 : 0,85 = 247 (м2) – полезная площадь склада
4) 247 * 1,4 = 345,8 (м2) общая площадь склада.
Ответ: 345,8 м2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б.А. Аникин. Логистика М.: ИНФРА М, 1998.
2. Л.П. Дашков, В.Н. Памбухчиянц. Коммерция и технология торговли. М.: Маркетинг, 2000.
3. Л.Б. Миротин, Ы.Э.Ташбаев. Логистика для предпринимателя. М.: ИНФРА М, 2002.
4. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.
5. Зубков Г.С., Стаханов В.Н., Шеховцев Р.В. Торговая логистика: Учеб. пособие / Ростов. строит. ун-т. Ростов–на–Дону, 1997.