Коммерческие банки современной России

Коммерческиебанки современной России

Содержание
Пункт 1.1 Характеристикадеятельности коммерческих банков
Пункт 1.2 Операциикоммерческих банков
Пункт 1.3 Клиенткоммерческого банка и банковские счета
Список использованнойлитературы

Пункт 1.1Характеристика деятельности коммерческих банков
Банки составляютнеотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесносвязана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономическойжизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потокомпромышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банкиимеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежнымкапиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, отгосударства и частных лиц.
Деятельность банковскихучреждений так многообразна, что их действительная сущность оказываетсянеопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразнымивидами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитныеотношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства,страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаяхпосреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают вкачестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ,ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Современные коммерческиебанки — банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а такженаселение — своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеномбанковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банкиявляются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носяткоммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков —получение максимальной прибыли.
Согласно банковскомузаконодательству банк — это кредитная организация, которая имеет правопривлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их отсвоего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности срочности иосуществлять расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом,коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживаниеклиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковскоготипа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие отбанка кредитные организации производят лишь отдельные банковские операции.Коммерческий банк, как и любой другой банк, выполняет функции:
1.        аккумуляции(привлечения) средств в депозиты;
2.        их размещения(инвестиционная функция);
3.        расчетно-кассовоеобслуживание клиентов
Банк, действующий вусловиях рынка, по внутренней логике той экономической системы, в которой онфункционирует, является по сути свой коммерческим предприятием. Свою работу онстроит на основе рентабельности, извлечения дохода от каждой операции с учетомдействия факторов риска. Банк можно рассматривать как коммерческое предприятие,занимающееся куплей-продажей денег и расчетно-платежными операциями.
Необходимо перечислитьнекоторые важные принципы деятельности коммерческого банка, которые определяютего специфику.
Принцип самоокупаемости иприбыльности определяет существо деятельности банка как агента рыночныхотношений. Это понятно: банк как коммерческое предприятие должен бытьсамоокупаем и приносить некоторый доход.
Принцип партнерства изабота о клиенте характеризует банк несколько иначе, уже не как коммерческоепредприятие. Банк сотрудничает с себе подобными. Он должен уважать своихпартнеров, те «правила игры», которые действуют в банковской системе. Длякаждого банка успех его работы обеспечивает взаимодействие с клиентами. Поэтомутак важна забота о клиенте, уважительное к нему отношение, ибо клиент для банка– это капитальная база деятельности.
Принцип взаимногосотрудничества и уважения, общих правил очень важен в том смысле, что банкиобеспечивают свой коммерческий успех только при соблюдении общих правил,действующих в банковской системе. Ведь, если один банк будет «расталкиватьлоктями» другие банки, то такое поведение приведет к краху, как данный банк,так и всю банковскую систему.
Банк следуетрассматривать с точки зрения микроэкономики как рыночного агента, действующего,прежде всего, с точки зрения своих интересов. С макроэкономической точки зрениябанк – это частица общественного механизма распределения денежных средств,которая должна действовать в четком взаимодействии с другими банками,подчиняясь единым правилам и требованиям.
Поэтому достижениенеобходимого уровня рентабельности должно сочетаться с требованиями поддержанияликвидности и платежеспособности. Банк, предоставляющий слишком много ссуд,например, может оказаться неплатежеспособным. Ликвидность данного банкаоказывается под угрозой. С точки зрения поддержания определенного уровняликвидности банка, важно при выдаче ссуд с высоким уровнем риска одновременноувеличивать долю собственных средств в общем объеме ресурсов и т.п.
Логично предположить, чтобанки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, посколькупоследние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковскийопыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти всесредства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем неменее, для обеспечения собственной безопасности банки должны оставитьопределенную фиксированную часть средств незадействованной». Отношение междуразмером обязательных резервов, которые должны иметь коммерческие банки, иобязательствами по вкладам называется «нормой обязательных резервов». Эта нормаустанавливается Центральным банком страны.
В условиях рынкакоммерческий банк является не только одним из видов коммерческих предприятий,но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:
1.        в областиперераспределения временно свободных денежных средств юридических и физическихлиц на основе срочности, платности и возвратности;
2.        при осуществленииплатежей между хозяйствующими субъектами, когда особенно важна ответственностьбанков за своевременное и полное выполнение платежных поручений своих клиентов;
3.        при совершенииопераций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве инвестиционногоброкера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании или фонда
Коммерческие банки выступают,прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны,привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой – удовлетворяют засчет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребностипредприятий, организаций и населения.
В последние годы, как внашей стране, так и в мировой банковской практике, эксперты отмечают наличиедвух, на первый взгляд взаимоисключающих, тенденций: универсализацию испециализацию банковской деятельности, подчеркивая, что со специализациейбанков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционнозанимавшиеся в большей степени тем или иным кругом операций, коммерческие банкивторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка(универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определяетсянаряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны,кредитных отношений, денежного и финансового рынков.
Операции коммерческогобанка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.По российскому законодательству к основным банковским операциям относятследующие:
1. привлечение денежныхсредств юридических и физических лиц во вклады до востребования и наопределенный срок;
2. предоставлениекредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
3. открытие и ведение счетовфизических и юридических лиц;
осуществление расчетов попоручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
4. инкассация денежныхсредств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживаниеклиентов;
5. управление денежнымисредствами по договору с собственником или распорядителем средств;
6. покупка у юридическихи физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. осуществление операцийс драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
8. выдача банковскихгарантий.
выдача банковскихгарантий.
Кроме того, услугикоммерческих банков можно определить как проведение банковских операций попоручению клиента в пользу последнего за определенную плату. К основнымхарактеристикам банковской услуги относятся:
1.нематериальная сущность услуг;
2.продукт не складируется, но в банкахсоздаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
3.проведение банковских операций иуслуг регламентируется в законодательном порядке;
4.автор новой банковской услуги неимеет авторских прав;
5.система сбыта (предоставлениябанковских услуг) интегрирована.
Важно отметить, что всоответствии с российским банковским законодательством кредитным организациямзапрещается заключать соглашения и выполнять согласованные действия,направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничениеконкуренции в банковском деле.
 
Пункт 1.2Операции коммерческих банков
В условиях рыночнойэкономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на триосновные группы:
1. пассивные операции(привлечения средств);
2. активные операции(размещение средств);
3. активно-пассивные(посреднические, трастовые и пр.) операции.
В российской банковскойпрактике операции коммерческих банков также обычно делят на три группы;
1. Пассивные операции —операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних.Значение пассивных операций для банка велико.
В условиях рыночнойэкономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов,оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источникамиденежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка.Очевидно, что устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить ссудныеи иные активные операции. Поэтому каждый коммерческий банк стремится наращиватьсвои ресурсы.
К пассивным операциямбанка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических ифизических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций;выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т.д.
Все пассивные операциибанка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономическогосодержания делятся на:
1.депозитные, включая получениемежбанковских кредитов;
2.эмиссионные (размещение паев илиценных бумаг банка).
Ресурсы банка состоят иззаемных средств и собственного капитала,
Собственный капитал банка— основа наращивания объемов его активных операций. Поэтому для каждого банкачрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть:нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка; размещениедополнительных выпусков ценных бумаг или привлечение новых пайщиков.
Активные операции —операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряженииресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. (Ликвидность длякоммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременноевыполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву).
К активным операциям банкаотносятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной,социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций;предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг;лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участиесредствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды,предоставляемые другим банкам.
Активные операции банкапо экономическому содержанию делят на:
1.ссудные (учетно-ссудные);
2.расчетные;
3.кассовые;
4.инвестиционные и фондовые;
5.гарантийные.
Ссудные операции —операции по предоставлению ( выдаче ) средств заемщику на началах срочности,возвратности и платности.
Расчетные операции —операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе дляоплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки производятрасчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России.
Инвестиционные операции —операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паинебанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческойдеятельности, а также размещение в виде срочных вкладов в других кредитныхорганизациях.
Фондовые операции —операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных).
К фондовым операциямотносятся:
1. операции с векселями
2. операции с ценнымибумагами, котирующимися на фондовых биржах.
Гарантийные операции—операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиентатретьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход такжев виде комиссионных.
Активно-пассивныеоперации банков — комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками попоручению клиентов за определенную плату — комиссию. Именно эту группубанковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги,связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовыеуслуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностраннойвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций,бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.
Комиссионные операции —операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов;приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.
К данной категории операцийотносятся:
1. операции поинкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентовна основании различных денежных документов);
2. переводные операции;
3. торгово-комиссионные(торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг,драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);
4. доверительные(трастовые) операции;
5. операции попредоставлению клиентам юридических и иных услуг.
 
Пункт 1.3Клиент коммерческого банка и банковские счета
Законодательствобольшинства стран относит к числу клиентов банка любых физических и юридическихлиц, открывших счет в банке и заключивших юридический договор с ним.
В России отношения междукоммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров, еслииное не предусмотрено федеральным законом. Договор определяет основныеположения сотрудничества банка и клиента. Согласно договору, деловыевзаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официальнопредоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнегои заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковскихработников и их высокий профессионализм.
В договоре должны бытьуказаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимостьбанковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежныхдокументов, имущественная ответственность за нарушение обязательств по срокамплатежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условиядоговора.
Все права представительстваили распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностямиимеют силу до тех пор, пока от клиента не поступает специального письменногоуказания об их отмене или приостановлении. Изменения в правах представительстваили распоряжения средствами вступают в силу только после того, как банкполучает о них уведомление в письменном виде. При этом клиент обязуетсяуведомлять банк немедленно о всех событиях, имеющих важное значение с учетомделовых взаимоотношений клиента и банка, особенно об изменениях в наименованииклиента (названии компании) и его правоспособности (например, о достиженииклиентом совершеннолетия).
Процентные ставки покредитам вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциямустанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное непредусмотрено федеральным законом.
Кредитная организация неимеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам,вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этихсоглашений (договоров) с клиентами, за исключением тех случаев, когда этопредусмотрено в соглашении с клиентом.
Клиент вправе предъявлятьпретензии банку исключительно в пределах суммы средств на своем счете (счетах),в той же валюте т только в строго оговоренных случаях, когда эти претензии невзывают дискуссий или подтверждены выпиской из решения суда.
Что касается банковскихсчетов, то практически во всех странах правовые взаимоотношения банка и клиентаначинаются с открытия счета. В нашей стране клиенты банка вправе открыватьнеобходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте вкоммерческих банках с из согласия, если иное не установлено федеральнымзаконом.
Например, клиент —юридическое лицо может иметь несколько счетов по основной деятельности. Однимиз таких счетов является расчетный (текущий) счет, который используется длязачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов отвнереализационных операций и иных поступлений, а также для расчетов споставщиками, бюджетом, рабочими и служащими и других платежей. Кромерасчетного счета клиент банка может также иметь депозитные, ссудные и другиесчета в рублях и иностранной валюте.
Порядок открытия, веденияи закрытия банком счетов клиентов устанавливается федеральными законами иБанком России. Ответственность коммерческого банка, его руководителей и иныхдолжностных лиц за нарушение этого порядка устанавливается федеральнымизаконами.
В ряде стран мира клиентвправе потребовать от банка «особого режима» для своего счета. Под особымрежимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке,когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован в том, чтобы всяего почта оставалась в банке, откуда он ее забирает лично или с помощью своихдоверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковскихиздержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счетапредоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.
С особым вниманием банкиподходят к вопросу закрытия счета. Как правило, закрытию счета предшествуетприсвоение ему категории «спящего» (dormant account) врезультате продолжительного отсутствия операций по нему. В зависимости отместного законодательства «спящие» в течение определенного времени счетаобъявляются конфискованными и передаются в государственную казну. В некоторых странахзаконодательство (например, Закон «О конфискации имущества в Великобритании)требует от банка приложения необходимых усилий для обнаружения владельца счета(обычно происходит путем публикации объявлений в газетах) перед передачейсредств государству.
В процессе проведениямежбанковских операций в соответствии с действующим законодательствомроссийские коммерческие банки на договорных началах могут привлекать иразмещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов,производить расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центрыи корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другиевзаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.
Коммерческий банкежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах натерритории Российской Федерации и за рубежом.
Корреспондентскиеотношения между коммерческим банком и Банком России осуществляются также надоговорных началах. Списание средств со счетов кредитной организациипроизводится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев,предусмотренных федеральным законом. При недостатке средств для кредитованияклиентов и выполнения принятых на себя обязательств коммерческий банк можетобращаться за получением кредитов в ЦБ РФ на определяемых последним условиях.
Необходимо сказать, что внастоящее время коммерческие банки испытывают трудности, вызванные, например,оттоком клиентов. Так, за октябрь-ноябрь прошлого года сокращение средствклиентов в банках РФ достигло 1 трлн. руб. (при общих пассивах в 20 трлн.руб.). Вклады населения, сократились на 370 млрд. руб., остальное пришлось наотток средств юрлиц. В частности, 500 млрд. руб. составили средства российскихюридических лиц, 130 млрд. руб. — средства нерезидентов. При этом отток средствюридических лиц происходил частично из-за выплаты долгов западным банкам, атакже из-за изменения обслуживающего банка с российского на западный.
Однако даже тогдабанковский сектор продолжал кредитование. В частности, объем межбанковскихкредитов вырос за этот период на 450 млрд. руб., объем кредитов нефинансовыморганизациям — на 350 млрд. руб. Всего за два месяца рост активов составил 1 трлн.руб.
Банк России предоставилбанкам РФ 2,1 трлн. рублей, которые заместили отток вкладов и средствюридических лиц, обеспечили платежеспособность банков, а также позволилипроизвести реструктуризацию проблемных банков и увеличить кредитный портфель.
Таким образом, можносделать вывод, что многие коммерческие банки в современных условиях предлагаютсвоим клиентам широкий круг операций и услуг. Они осуществляют (должныосуществлять) комплексное обслуживание клиентов и уметь вовремя отвечать по своимобязательствам (перед вкладчиками – по выплате депозитов, акционерами – повыплате дивидендов, государством – по уплате налогов, персоналом – по выплатезаработной платы).

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О, И, Лаврушина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы истатистика, 2001.— 464 с.: ил.
2. Кодексы и Законы РоссийскойФедерации. — СПб.: ИГ «Весь», 2007. — 992 с.
3. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курсэкономической теории: Учеб. Для вузов. Изд.5. Киров: Аса. 2006.- 832 с.
4. Овчинников Г.П., Яковлева Е.Б.Макроэкономика: Учебник для вузов. СПб.: Поиск. 2006. -367 с.
5. Тарасов В.И, Деньги, кредит,банки: Учебное пособие. – МН.: Мисанта, 2003. – 512 с.
6. Экономическая теория: учеб. длястудентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. — 12-е изд., перераб. и доп. —М.:Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591с.: ил. — (Учебник для вузов)
7. www.bankir.ru/news/newsline/20.01.2009/1549061