Коммерческий договор 2

–PAGE_BREAK–2.Виды коммерческих договоров

Основную часть коммерческих договоров составляют договоры, направленные на передачу права собственности на вещи (товары). Эти договоры иначе именуются реализационными договорами.

К числу реализационных относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации сельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа с условием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Помимо общих целей, важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд являете особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не граждане (физические лица).

Самостоятельную группу коммерческих договоров составляют посреднические договоры, имеющие целью заключение в дальнейшем реализационных договоров. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятся, прежде всего, договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), поручения, коммерческой концессии (франшизы). В группу посреднических входят также договоры торгового агентирования, и ряд других.

Еще группу составляют договоры, содействующие торговле. Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.

Таковы договоры на:

§        выполнение маркетинговых исследований;

§        создание рекламной продукции;

§        оказание рекламных и информационных услуг;

§        хранение товаров.

К данной группе можно также отнести договоры кредитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного товара, материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги различны.

К коммерческим могут быть отнесены предварительные договоры, предусматривающие в дальнейшем заключение реализационных либо посреднических до. говоров.

Торговые отношения могут регулироваться также организационными договорами.

В данную группу входят:

§        соглашения об исключительной продаже товаров;

§        договоры об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров;

§        договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров;

§        договоры органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.

При заключении организационных торговых договоров субъектами предпринимательской деятельности должны соблюдаться требования Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
3.Заключение коммерческого договора

На коммерческие договоры распространяются правила гл. 28 ГК «Заключение договора». Коммерческий договор, по общему правилу, считается, заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если договор является реальным, он считается заключенным с момента передачи вещи. Договор, подлежащий государственной регистрации, признается заключенным после осуществления такой регистрации (ст. 432 ГК).

Поскольку по коммерческим договорам реализуется главным образом движимое имущество, большинство коммерческих сделок не требует государственной регистрации. Требование о регистрации должно соблюдаться в договорах, способствующих осуществлению торговой деятельности и предусматривающих использование объектов права промышленной собственности (товарного знака и т.п.).

Практически все торговые договоры являются консенсуальными и считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон по всем существенным условиям и придания им установленной законом формы, а при наличии требования о государственной регистрации – при соблюдении этого требования.

Так как коммерческие отношения возмездны, и сторонами коммерческих договоров являются субъекты предпринимательской деятельности, конструкция реального договора, при которой законодатель не желает обременять одну из сторон правоотношения обязанностью осуществить определенное действие, неприемлема.

Процесс заключения коммерческого договора, как при согласовании условий, так и при оформлении более сложен, нежели в бытовой сфере, в том числе при реализации товаров гражданам -потребителям. Сложность коммерческих договоров состоит в том, что обычно они предполагают не одновременную с заключением договора передачу товара, а его передачу покупателю через определенное время. В коммерческих договорах, как правило, речь идет о приобретении не единичного экземпляра, а партий товаров, подготовленных для последующей реализации, в частности, через розничную торговую сеть. Коммерческий договор часто заключается на длительный срок.

Условия коммерческих договоров обычно разрабатываются сторонами совместно, что предполагает проведение определенных согласительных процедур.

Коммерческие договоры должны заключаться в письменной форме. Обязательность письменной формы коммерческого договора обосновывается также тем, что, во-первых, как правило, одной из сторон в них является юридическое лицо, во -вторых, даже при отсутствии в числе субъектов юридических лиц, коммерческие договоры по сумме обычно превышают 10 — кратный МРОТ (ст. 161 ГК).

Письменная форма договора считается соблюденной, если стороны составили и подписали единый документ либо произвели обмен письмами, телеграммами, электронными и т.д. документами (ст. 434 ГК). Составление договора в виде единого документа требуется в основном только при реализации недвижимости (ст. 550, 560 ГК) В иных случаях любой способ документального оформления признается правильным при условии, что существует возможность достоверно установить, что документ исходит от стороны договора. Соответственно, если документ направлен юридическим лицом, он должен быть подписан уполномоченным лицом (руководителем организации) и иметь печать организации.

Порядок заключения договора принято разделять в зависимости от того, находятся стороны в непосредственном контакте, т.е. возможно непосредственное изъявление и восприятие воли — договоры между присутствующими сторонами, либо момент изъявления воли разъединены во времени — договор между отсутствующими.

Заключение договора между отсутствующими сторонами не означает обязательно их пространственную разъединенность, а подразумевает разрыв в моменте проявления воли. Договор, заключаемый между пространственно разъединенными сторонами, имеющими, возможность непосредственного общения и проявления воли, будет считаться договором между присутствующими сторонами (например, если стороны заключают договор, пользуясь телефонной связью или электронной почтой). Нормы гл. 28 ГК ориентированы на заключение договора между отсутствующими сторонами, поскольку именно в данной ситуации имеют место самостоятельные оферта и акцепт. Под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК). Согласно ст. 432 ГК существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Акцептом признается полное и безоговорочное принятие адресатом оферты (ст. 438 ГК). Если ответ о принятии предложения содержит предложения по изменению определенных условий, он с точки зрения законодательства является новой офертой (ст. 443 ГК). В таких случаях первоначальная оферта теряет силу.

Во внешнеторговых отношениях действует более гибкая схема, позволяющая ускорить процесс заключения договора. Согласно п. 2 ст. 19 Венской конвенции о договорах международной купли -продажи, если ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, содержит дополнительные требования или отличные условия, не меняющие существенно условия оферты, он будет рассматриваться как акцепт, если только оферент без неоправданной задержки не уведомит о несогласии с внесенными изменениями. В случае молчания оферента предполагается, что договор заключен с учетом изменений и дополнений, предложенных акцептантом.

Договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст.433ГК).

Таким образом, можно выделить три стадии заключения договора «между отсутствующими»:

1) направление предложения, достаточно определенно выражающего намерение лица его направившего заключить договор и содержащего все существенные условия будущего договора, т.е. оферты (п. 1 ст. 435 ГК);

2) получение оферты лицом, которому она предназначена;

3) направление получившим оферту лицом акцепта (п. 1 ст. 438 ГК).

Если договор полежит государственной регистрации, он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433 ГК). Согласование его условий и надлежащее оформление, если одна из сторон уклоняется от его регистрации, позволяет контрагенту требовать в судебном порядке вынесения решения о регистрации сделки (п. 3 ст. 164 ГК). В договорах, подлежащих государственной регистрации, акцепт и оферта должны быть заключены только в виде единого документа. Предшествующая составлению единого договора переписка не имеет правового значения, поэтому преддоговорной переписке сторон не может придаваться значения оферты и акцепта.

Вместо направления акцепта, в коммерческой деятельности, адресат часто предпринимает действия по выполнению указанных в оферте условий – конклюдентные действия. Законодатель признает за такими действиями силу акцепта (п. 3 ст. 438 ГК). При этом письменная форма сделки считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК).
    продолжение
–PAGE_BREAK–4.Понятие посреднической деятельности.
Коммерция (коммерциум) — слово латинского происхождения, в переводе означающее — торговля. Торговля — это приобретение и сбыт товаров различного назначения, то есть это ряд покупок и продаж. Торговля в широком смысле слова представляет собой операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, без которых невозможно организовать нормальное проведение коммерческих операций. Это прежде всего организация хозяйственных связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на продаваемые товары, сбытовая реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Коммерческая деятельность в условиях рыночных отношений осуществляется не только в сфере товарного обращения, но и в сфере финансов, новых технологий, продуктов интеллектуального труда, и во многих других, где объекты купли-продажи имеют реальную стоимость.

Таким образом, коммерция — совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

На современном рынке данную совокупность коммерческих отношений выполняет посредник.

Посредник— это юридическое или физическое лицо, нахо­дящееся между другими контрагентами коммерческого процес­са и выполняющее функции их сведения друг с другом для об­мена товарами, услугами и информацией.

В роли контрагентов выступают, как правило, производите­ли товаров, оптовые и розничные потребители.
5.Концепция коммерческо-посреднической деятельности.
Коммерческо-посредническая деятельность-это сложная оперативно-организационная система, направленная на обес­печение совершения процессов купли-продажи с учетом теку­щих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом вза­имной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способ­ствует эффективному развитию производства и влияет на фор­мирование его объемов и перспективных направлений. Она в большей степени определяет экономическое положение про­мышленной фирмы, ее коммерческий успех с учетом перемен­чивых ситуаций на рынке.

Актуальность коммерческо-посреднической деятельности на современном товарном рынке заключается в достаточно активном развитии с ощутимы­ми переменами в оптовой, мелкооптовой и розничной торговле и в сфере распределения товарной массы. В настоящее время процесс распределения товарной массы осуществляется непосредственно под влиянием рыночных за­конов, прямо зависящих от состояния спроса и предложения, качества товаров, уровня цен и конкуренции.

Концепция коммерческо-посреднической деятельности заключается и в такой немаловажной фигуре торгово-посреднического бизнеса, как посредник — человек, владеющий основами и этикой делового поведения, хорошими знаниями, специальными на­выками и компетентностью в области реализации взаимовы­годных сделок, контактный и инициативный, умеющий понять многочисленные и разнообразные вкусы и предпочтения своих клиентов, а также четко и объективно прогнозировать свои ин­тересы и действия, а главное — своих партнеров.

Главная цель предпринимателя состоит не только в обога­щении, но и в непременном желании служить своему делу в соответствии с этическим кодексом предпринимателей.
6.Принципы коммерческой деятельности.
Для раскрытия концепции коммерческо-посреднической деятельности необходимо указать основные принципы, используемые в коммерции.                   Во-первых, это тесная связь коммерции с маркетингом, она определяется сущностью современной концепции маркетинга, пре­обладающей на большинстве рынков и воплощена в лозунге “Продавать нужно только то, что можно продать”.

Во-вторых, умение предвидеть коммерческие риски является так же очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск — это степень неопределенности результата. Коммерче­ский риск — это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также в резуль­тате заключения рискованной сделки, невыполнения договор­ных обязательств контрагентами, связанных с действиями кон­курентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспорти­ровке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может воз­никнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятель­ности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

В-третьих, существует такое понятие как личная инициатива, которая зависит непосредственно от каждого человека работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых ка­честв коммерсанта. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устарев­ших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность бы­стро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

В-четвертых, работа коммерческой организации в сфере товарного обра­щения оценивается с помощью различных показателей: объе­мом реализации товаров, уровнем издержек обращения, пока­зателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы по­казатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого пред­приятия на достижение в конечном результате прибыли являет­ся одним и основных принципов коммерческой деятельности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–