«Комнатные растения»

Коррекционное занятие по развитию связной речи в старшей группе компенсирующего вида для детей с тяжелым нарушением речиМБДОУ №4 «Росинка»Тема: «Комнатные растения»Занятие по серии сюжетных картинок«Аленький цветочек»Учитель-логопед: С.М. КурносоваКоррекционно-образовательные цели. Активация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чтения предложений. Профилактика нарушений письменной речи.Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением.Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, ответственности, навыка сотрудничества. Оборудование. Магнитная доска, бассейн с фасолью, листья комнатных растений, плоскостные изображения листьев комнатных растений (на обратной стороне напечатаны слова – части предложений), предметные картинки с изображением комнатных растений, серия картинок И. Седовой «Аленький цветочек», комнатные растения, слоговые схемы, демонстрационная схема описания предмета, карточки с недорисованными растениями.^ Предварительная работа. Рассматривание и сравнение комнатных растений, их листьев. Обогащение словаря прилагательными (опушенный, мясистый, сочный, глянцевый, блестящий).^ Ход занятия1.Организаионнй момент. Упражнение «Подбери листок». Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы занятия. ^ Логопед объявляет о начале занятия и приглашает детей к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди фасоли спрятаны листья комнатных растений. – Опустите руки в бассейн и найдите по одному листочку. Рассмотрите их. – Вы узнали, с каких растений эти листья? Скажите, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь. Дети описывают листки с опорой на схему. – Правильно. Вы узнали листья комнатных растений. Сегодня мы продолжим разговор о них. ^ 2. Упражнение «Составь и прочитай». Совершенствование навыка чтения предложений. Логопед предлагает детям сесть за столы.- Переверните листья и прочитайте слова, написанные на них. – Вы сидите за столами парами. Выложите на столах предложения. Вспомните правила написания предложений: первое слово пиши с большой буквы, в конце ставится точка. Прочитайте составленные предложения. У Вани мох. У Кати пух. У Ани мак.^ 3. Игра- соревнование «Подбери картинки к схемам». Совершенствование навыка слогового анализа. Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображением комнатных растений (герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, бальзамин, бегония, колеус) и две слоговые схемы (два и три слога). – Предлагаю провести соревнование. Разделиться на две команды. Одна выберет растения, названия которых делятся на два слога, и поместит их под первую схему. А вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога, и поместит их под вторую схему. Победит команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети с помощью фишек делятся на команды и выполняют задание. Все вместе определяют победителя. ^ 4. Динамическая пауза «Зарядка». Развитие общей моторики. А теперь все по порядку Оглянулись через левое плечо, Дружно встали на зарядку! Через правое плечо! Руки в стороны, согнули, Дружно присели – пяточки задели. Вверх подняли, помахали, На носочки поднялись, Спрятали за спину их! Опустили руки вниз.^ 5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа по ней. Логопед помещает на доску серию из четырех картинок. – Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку. ^ Дети у доски вместе выполняют эту работу. – Вы правильно расставили картинки. Сегодня мы будем составлять по ним рассказ «Аленький цветочек», но предварительно давайте побеседуем. Послушайте начало рассказа, а потом ответьте на мои вопросы. – Оля и Юля – близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби. Папа – дом для нее. Дядя – мяч. Дедушка – «Волшебные сказки». А что принесла им бабушка? – Бабушка принесла им по маленькому горшочку с землей. – Как вы думаете, что она сказала девочкам?- Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте в них землю через день, и произойдет чудо». – Что сделали девочки?- Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. – Что произошло через неделю?- Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрасный цветок. – Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните название рассказа. – «Аленький цветочек!» – закричала Оля. – Что ей сказала бабушка? Она видела, как Оля заботилась о цветочке.- «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу». – А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырастила ее сестра?- Юля взяла свой горшочек с землей и удивилась: «А где же мой цветочек?» – Что ответила ей бабушка?- «А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним», – вздохнула бабушка. ^ 6. Подвижная игра «На окне в горшочках». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение. На окне в горшочках ^ Дети сидят на корточках лицом в круг, Поднялись цветочки. медленно встают. К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх, Солнцу улыбнулись. широко в стороны. К солнышку листочки ^ Ладони повернуть вверх. Повернут цветочки. Повернут бутоны, Руки соединить над головой, В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны. ^ 7. Подготовка к рассказу по серии картинок. Логопед приглашает детей за столы, предлагает им подумать и подготовиться к рассказу по серии картинок. ^ 8. Рассказ по серии картинок по частям. Развитие связной речи. Логопед предлагает детям составить рассказ по частям. При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот будет говорить. – Оля и Юля – близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби. Папа – дом для нее. Дядя – мяч. Дедушка – «Волшебные сказки». – Бабушка принесла им по маленькому горшочку с землей и сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте в них землю через день, и произойдет чудо». – Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. – Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрасный цветок. «Аленький цветочек!» – закричала Оля. – Бабушка улыбнулась и сказала: «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу». – «А где же мой цветочек?» – спросила Юля. «А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним», – вздохнула бабушка. Логопед оценивает совместный рассказ детей. ^ 9. Окончание занятия. Оценка работы детей. Логопед предлагает детям вспомнить, какие задания сегодня выполняли на занятии, какие из них им показались более интересными, а какие вызвали затруднение. Сюрпризный момент – показ цветущего амариллиса (аленького цветочка). Подарки от художника: карточки с недорисованными растениями (в группе дорисовать и раскрасить цветочки). ^ Самоанализ коррекционного занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речиТема: «Комнатные растения»Занятие по серии сюжетных картинок«Аленький цветочек»На занятии были поставлены следующие цели:Коррекционно-образовательные цели. Активация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чтения предложений. Профилактика нарушений письменной речи.Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением.Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, ответственности, навыка сотрудничества. ^ Была проведена предварительная работа с помощью воспитателей: – рассматривание и сравнение комнатных растений, их листьев; – повторение правил ухода за комнатными растениями; – обогащение словаря прилагательными (опушенный, мясистый, сочный, глянцевый, блестящий). ^ Занятие провела в соответствии с планом, в игровой форме.Для реализации поставленных целей, я использовала различные методы и приемы: – исследование листьев растений, составление краткого описательного рассказа о них с опорой на схему; – составление и чтение предложений парами; – деление на две команды и игра-соревнование на совершенствование навыка слогового анализа; – расстановка перепутанных картинок из серии в логической последовательности; – беседа по серии картинок и составление рассказа по цепочке по заданному началу; – сюрпризный момент.^ Для повышения эффективности использования указанных методов и приемов, я использовала различную наглядность и натуральные объекты: – комнатные растения и их листья; – предметные и сюжетные картинки; недорисованные картинки; – слоговые схемы; схему описания предмета; – листочки с напечатанными словами; – пальчиковый басен.^ Для предотвращения утомления у детей, провела две динамические паузы, а также следила за сменой видов деятельности. Все поставленные цели были реализованы в течение занятия, речевая и познавательная деятельность детей была на хорошем уровне.^ Закрепление лексической темы «Комнатные растения» вне занятия. Активация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»: растение, кактус, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, фикус, фиалка, амариллис, плющ, цикломен, бальзамин; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий. Упражнение «Опиши листок» (с опорой на схему) – подбор прилагательных: сочный, зеленый, гладкий, опушенный и т.д. Игра-соревнование «Кто скорее?» – совершенствование навыка слогового анализа. Разделить названия комнатных растений на слоги и выложить схемы фишками. Игра « 2 и 5» – согласование существительных с числительными два и пять: «У меня два кактуса и пять кактусов». Упражнение «Составь схему предложения» – развитие навыка анализа предложений. Составить предложение по 1-сюжетной картинке и выложить схему.^ Девочка поливает фиалки. Мальчик поставил кактус на окно. Подвижная игра «На окне в горшочках» – координация речи с движениемНа окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг, Поднялись цветочки. медленно встают. К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх, Солнцу улыбнулись. широко в стороны. К солнышку листочки Ладони повернуть вверх. Повернут цветочки. Повернут бутоны, Руки соединить над головой, В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны.