1. Компетенцияи правовые акты Президента Российской Федерации
1.1 Компетенция ПрезидентаРоссийской Федерации
Президент назначаетПредставителя Правительства с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83Конституции РФ). При формировании очередного Правительства (ч.2 ст.111)Президент представляет Государственной Думе предложение по кандидатуреПредседателя Правительства.
По предложениюПредседателя Правительства, согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ, Президентформирует весь состав Правительства, назначает на должность и освобождает отдолжности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.
Только Президент вправеустанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.Президент, приступая после избрания к исполнению обязанностей, принимает указ осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти.
Наряду сминистрами-членами Правительства, руководящими соответствующими министерствами,Президент назначает и руководителей иных федеральных органов исполнительнойвласти, не являющихся министрами, однако лишь тех, которые обеспечиваютдеятельность самого Президента (руководителей остальных органов назначаетПравительство РФ). В Указе Президента РФ от 9 мая 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на этот счет содержитсятакое общее правило: «Руководители федеральных органов исполнительной власти,руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации,и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом Российской Федерации». Таким образом, здесь возможности Президентарасширены – если министерство, федеральная служба или федеральное агентствоработает под руководством Президента, он назначает и смещает как руководителяоргана, так и его заместителей.
В соответствии сКонституцией РФ (п.«в»ст.83) Президент принимает решение об отставкеПравительства РФ. Президент на основе п. «г»ст.83 Конституции представляетГосударственной Думе кандидатуру для назначения на должность ПредседателяЦентрального банка РФ; ставит перед Думой вопрос об освобождении его отдолжности. Кандидатуру для назначения на эту должность Президент представляетне позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего ПредседателяБанка России.
Согласно п. «е»ст.83Конституции Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначенияна должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов. По Федеральномуконституционному закону от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»(в ред. 2003 г.) к числу федеральных судов, помимо названных высшихсудов Российской Федерации, относятся также суды общей юрисдикции, действующиев субъектах РФ, районные суды, военные и специализированные суды, а также всеарбитражные суды. Следовательно, назначение судей всех этих судов восходит науровень Президента РФ.
Президент вдвухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судейфедеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда и Высшего АрбитражногоСуда представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленныекандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
Определенную рольиграет Президент и при назначении руководящих лиц в федеральных судах. Согласност. 6 (1) названного Закона Председатель Верховного Суда, Председатель ВысшегоАрбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть летпо представлению Президента при наличии положительного заключения Высшейквалификационной коллегии судей РФ. Заместители Председателей указанных высшихсудов назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет также попредставлению Президента.
Президент представляетСовету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СоветФедерации предложение об освобождении его от должности.
Изменениями, внесенными1 декабря 2004 г. в Федеральный закон 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» (ст.5), усилена роль Президента в назначении на должность и освобожденииот должности Председателя Счетной палаты РФ и заместителя Председателя. ТеперьПредседатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой попредставлению Президента сроком на 6 лет.
В Совет ФедерацииПрезидент вносит кандидатуру на пост заместителя Председателя Счетной палаты.Президент также вносит в палаты парламента представления об освобождении от должностиПредседателя и заместителя Председателя Счетной палаты. Президент формирует ивозглавляет Совет Безопасности РФ. Председатель Совета Безопасности – ПрезидентРФ.
Указом Президента от 1сентября 2000 г. образован Государственный совет РФ –совещательно-рекомендательный орган, работающий под руководством Президента. Вего состав включены главы исполнительной власти субъектов РФ.
Президент формируетАдминистрацию Президента. В реальности полномочия Президента шире – он нетолько формирует свою Администрацию, т.е. определяет ее структурныеподразделения, делает назначения по основному кадровому составу, но иутверждает Положение об Администрации Президента. Последнее такое Положениеутверждено Указом Президента от 6 апреля 2004 г.
Конституцияпредусматривает, что Президент назначает и освобождает полномочныхпредставителей Президента Российской Федерации (п. «к» ст.83). Институт такихпредставителей получил широкое развитие. Вначале Президент назначал своихпредставителей во многие субъекты РФ. Указом от 13 мая 2000 г. Президент образовал на территории России семь федеральных округов и назначил в каждом своегополномочного представителя, введя для субъектов должности федеральныхинспекторов или главных федеральных инспекторов. С декабря 2004 г. повысилась роль Президента РФ в подборе кандидатов и наделении полномочиями глависполнительной власти субъектов РФ.
Президент решаеткадровые вопросы и в сферах обороны, внутренних дел. Так, он назначает иосвобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; присваивает воинские званиявысшим офицерам (к ним относятся по Федеральному закону от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант,вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, адмирал флота, МаршалРоссийской Федерации).
Президент решаеткадровые вопросы и в сфере внешней политики. Согласно п. «м» ст.83 КонституцииРФ он назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранныхгосударствах и международных организациях- после консультаций ссоответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. Принеобходимости Президент назначает и временных представителей, не получающихдипломатического статуса, но общающихся по его поручению с международнымиорганизациями и иными государствами в связи с обеспечением интересов РоссийскойФедерации или прав ее граждан (например, по проблемам въезда и выезда населенияКалининградской области).
Полномочия в областируководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другимигосударственными органами. Исходным для этой группы полномочий Президентаявляется то, что он, согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ, определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства «в соответствии сКонституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Занимаясь руководствомвнутренней политики, Президент не подменяет иные государственные органы, нерешает вопросов вместо них.
Вместе с тем Президентможет осуществлять нормативное правовое регулирование общественных отношений:издает указы и распоряжения, в том числе и нормативного содержания. Во-первых,он делает это в ситуации, когда закон еще не принят, а общественные отношениятребуют регулирования – в этом случае его акты действуют на период до появлениязакона и далее корректируются в соответствии с ним. Во-вторых, законом можетбыть поручено Президенту урегулировать какие-то вопросы в дополнение кзаконодательному регулированию. В-третьих, Президент вправе издаватьнормативные акты по вопросам своего постоянного ведения.
Президент не можетназначить референдум по своей инициативе. Президент, получив предложение опроведении референдума, обращается в Конституционный Суд РФ. Если этот органрешит, что инициатива референдума соответствует Конституции, Президент вправеназначит референдум.
Президент способствует нормализациимногих внутренних отношений, в том числе и социальных, может быть арбитром вразрешении конфликтов, в том числе и брать на себя принятие нелегких решений.
Что касаетсянепосредственно взаимоотношений с другими государственными органами, уПрезидента широкие возможности. Осуществляя политику государства, Президент вправереализовать право законодательной инициативы, подготавливает и вноситГосударственную Думу законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает,что их основой должны быть федеральные законы. Президент вправе участвовать взаседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе и закрытых, атакже выступать на заседаниях. Президент подписывает и обнародует законы РФ опоправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральныезаконы, может наложить вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребуетего повторного рассмотрения в парламенте РФ. Президент РФ, законодательныйорган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления СоветаФедерации по этому поводу вправе обжаловать данное постановление в ВерховныйСуд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации.
Конституция РФпредусматривает, что Президент назначает выборы Государственной Думы (п. «а»ст.84); в свою очередь, выборы президента назначает Совет Федерации (п. «д» ч.1ст.102). Более осуществленным является право Президента распуститьГосударственную Думу. При осуществлении своих полномочий Президент тесновзаимодействует с Правительством. Президент может отменять постановления ираспоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным закономи указам Президента (ч.3 ст.115). По Конституции Президент вправесамостоятельно, не испрашивая согласия парламента, отправить Правительство вотставку (п. «в» ст.83, ч.2 ст.117 Конституции).
Проекты указов ираспоряжений Президента, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенцииПравительства, направляются в Правительство и подлежат рассмотрению им впятидневный срок. В свою очередь проекты постановлений Правительства, принятиекоторых предусмотрено актами Президента или которые принимаются в пределахкомпетенции Правительства по вопросам, отнесенным к ведению Президента,направляются для согласования в Администрацию Президента.
Отношения Президента РФс судебными органами строятся на основе конституционного принципа независимостисудей. Очень условно можно считать, что Президент как-то влияет наосуществление правосудия, предлагая Совету Федерации кандидатуры в составвысших судов и назначая судей иных федеральных судов. Более существеннымявляется то, что Президент с учетом своего положения главы государствапостоянно заботится о совершенствовании судей системы страны, повышениикачества ее деятельности, пополнении судейского корпуса квалифицированнымикадрами, улучшении законодательной основы правосудия, преодолении коррупции вэтом звене правоохранительной системы государства. Ни одно значительноемероприятия (совещание, съезд судей и т.д.) не обходится без участияПрезидента.
Частью внутреннейполитики, в которой роль Президента исключительно велика, является построениефедеративных отношений, формирование и осуществление национальной ирегиональной политики. Для удобства восприятия можно выделить несколько блоковзадач и возможностей Президента.
Во-первых, Президентвносит существенный вклад в формирование федеративных отношений в целом.Президент заботится о создании необходимых структур исполнительной власти нафедеральном уровне, а также в соответствующих субъектах РФ или в группахсубъектов. Конституция РФ (ч.1 ст.85) возлагает на Президента важную задачу: он«может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственнойвласти различных субъектов Российской Федерации».
Во-вторых, с участиемПрезидента решаются вопросы принятия и образования нового субъекта в составеФедерации.
В-третьих, Президентапризван заботиться в целом о развитии региональной и национальной политики встране, о внимательном отношении к нуждам больших наций и малых этносов, онациональных меньшинствах.
В-четвертых, Президентпредлагает представительному органу власти субъекта РФ кандидатуру на постглавы исполнительной власти субъекта РФ, при необходимости досрочно освобождаетэто лицо от должности.
В-пятых в определенныхслучаях Президент вынужден думать и о радикальных средствах наведения порядка вфедеративных отношениях. От него тогда исходят так называемые непопулярные, нонеобходимые меры.
Конституция РФ в ч.2ст.85 предусматривает, что Президент вправе приостанавливать действие актоворганов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречатКонституции РФ, федеральным законом, международным обстоятельствам РоссийскойФедерации или нарушают права и свободы человека и гражданина, — до решенияэтого вопроса соответствующим судом.
Вместе с тем закрытыеадминистративно-территориальные образования (ЗАТО) создаются и упраздняютсяПрезидентом РФ по предложению, вносимому Правительством РФ.
В области внешнейполитики Президент РФ помимо определения ее основ и решения кадровых вопросовобладает еще рядом важных полномочий. Прежде всего, согласно п. «а» ст.86Конституции, Президент «осуществляет руководство внешней политикой РоссийскойФедерации», т.е. непосредственным ее проведением. Это означает, что Президент исам лично осуществляет необходимые мероприятия в области внешней политики,направляет в соответствующей направлении деятельность компетентныхгосударственных органов.
В соответствии сКонституцией РФ Президент ведет переговоры и подписывает международные договорыРоссийской Федерации (п. «б» ст.86), подписывает ратификационные грамоты (п.«в»), т.е. документы, означающие, что заключенные Россией договоры вступают всилу и действуют на ее территории. Президент принимает решение о проведениипереговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся кведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью. Президент какглава государства представляет Российскую Федерацию международных отношениях ив соответствии с Конституцией РФ и международным правом ведет переговоры иподписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявленияполномочий (ст.12). Президент РФ может предоставить полномочия на ведениепереговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имениРоссийской Федерации. Международные договоры, решения о подписании которых былиприняты Президентом, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Президентом.Президент принимает решения об утверждении, о принятии международных договоровпо вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызываетсянеобходимостью.
Президент не тольконазначает дипломатических представителей Российской Федерации в другихгосударствах и международных организациях, но и принимает верительные иотзывные грамоты аккредитуемые при нем дипломатических представителей (п. «г»ст.86). Президент является участником международных усилий по поддержанию мираи безопасности. При необходимости Президент РФ принимает решение о направлениироссийского воинского контингента за пределы территории России. Президентпринимает решение об отзыве указанных воинских формирований, если в связи сизменением международной военно-политической обстановки дальнейшее их участие вмиротворческой деятельности нецелесообразно. О принятых решениях Президентинформирует Совет Федерации и Государственную Думу. Решение об отзывегражданского персонала может приниматься и Президентом одновременно с решениямиоб отзыве военного персонала.
Безопасностьгосударства- одна из ключевых сфер приложения усилий Президента. СогласноЗакону РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. 2002 г.) безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз. Безопасность государства – категорияширокая, ко всем ее аспектам Президент имеет непосредственное отношение.
Специально следуетотметить, что Президент, как уже было сказано, формирует Совет Безопасности РФи является его председателем (п. «ж» ст.83 Конституции). Решения СоветаБезопасности проводятся в жизнь актами Президента. Согласно Конституции РФ (ч.1ст.87) Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, для негоон является высшим воинским начальником, приказы и указания которого подлежатбезусловному исполнению.
Конституцией (п. «з»ст.83) к ведению Президента отнесено утверждение военной доктрины РоссийскойФедерации.
Весьма обширныполномочия Президента по Федеральному закону от 31 мая 1996 г. «Об обороне».Закон определяет Вооруженные Силы РФ как государственную военную организацию,составляющую основу обороны страны. Президент определяет основные направлениявоенной политики государства, утверждает военную его доктрину, осуществляетруководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиямии органами. В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии противРоссийской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных противнее, Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территорииФедерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительнымсообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказВерховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военныхдействий.
Важные полномочияпринадлежат Президенту в части поддержания необходимого уровня Вооруженных Сил.
Президент утверждает:
· концепциии планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинскихформирований и органов, План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный планВооруженных Сил, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу вусловиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации,органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления иэкономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственногои мобилизационного резервов и федеральную государственную программуоперативного оборудования территории страны в целях обороны;
· федеральныегосударственные программы вооружения и развития оборонного промышленногокомплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционируетпроведение указанных испытаний;
· единыйперечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами вВооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, и общееколичество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих навоинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высшихофицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы впорядке, предусмотренном федеральным законом;
· структуру,состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединениявключительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил,других войск, воинских формирований и органов. Президент принимает решение одислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинскихформирований от соединения и выше;
· общевоинскиеуставы, положение о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РоссийскойФедерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военныхкомиссариатах, Военно- транспортной обязанности;
· положенияо Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти(органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскимиформированиями и органами, определяет вопросы координации деятельностифедеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъектов РФ в области обороны;
· предельноеколичество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формированийи органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;
· Положениео территориальной обороне и План гражданской обороны;
· планыразмещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, атакже объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
В соответствии сКонституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. «О военном положении» Президенту принадлежит важные полномочия в связи с объявлением иобеспечением военного положения в стране или на части ее территории. Президентприостанавливает деятельность политических партий, других общественныхобъединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, аравно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону ибезопасность государства. Он же устанавливает запреты или ограничения напроведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а такжеиных массовых мероприятий; устанавливает запреты на проведение забастовок и наприостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режимработы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций исвязи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышеннуюопасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
На Президента возложеныважные задачи и полномочия в области гражданской обороны.
Федеральныйконституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (в ред. 2003 г.) позволяет Президенту РФ объявить чрезвычайное положение в двух ситуациях:
1) попыткинасильственного изменения конституционного строя;
2) чрезвычайныеситуации природного и техногенного характера.
Особо подчеркнем, чтоПрезидент вправе приостановить действие правовых актов органов государственнойвласти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления,действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случаепротиворечия этих актов указу Президента о введении на данной территориичрезвычайного положения.
Президент являетсягарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80 Конституции РФ). Оносуществляет ряд специальных полномочий, связанных с обеспечением прав и свободличности. К ведению Президента отнесены вопросы гражданства и предоставленияполитического убежища (п. «а» ст.89 Конституции РФ). Указом Президента РФ от 21июля 1997 г. утверждено положение о порядке предоставления РоссийскойФедерацией политического убежища..
В соответствии с п. «в»ст.89 Конституции РФ Президент награждает государственными наградами РоссийскойФедерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские испециальные звания. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» (в ред. 2004 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.
Президент осуществляетпомилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ). Помилование- это высший актгуманности в отношении конкретно физического лица, осужденного за преступление.Президент выступает как защитник интересов личности, что и вытекает из ч.2ст.80 Конституции РФ, гласящей, что Президент является гарантом прав и свободчеловека и гражданина.
Полномочия поорганизации своей деятельности, эти полномочия Президента для удобствавосприятия можно разделить на несколько групп. Президент:
· создаетфедеральные органы исполнительной власти и выделяет среди них те, которые будутработать под его непосредственным руководством;
· образуетлибо формирует состав различных советов, комиссий и иных вспомогательно-совещательных органов, работающих либо под его непосредственным руководством(Совет Безопасности, Государственный совет), либо при Президенте;
· формируетАдминистрацию Президента, определяет ее статус, утверждает Положения о ней, оее самостоятельных подразделениях, а также иных органах, обеспечивающихдеятельность Президента, в том числе об Управлении делами Президента;
· назначаетдолжностных лиц своей Администрации;
· устанавливаеткак общие правила определенных видов государственной деятельности, обязательныев том числе и для его Администрации, так и специальные правила работыподразделений Администрации в тех или иных направлениях.
1.2 Акты ПрезидентаРоссийской Федерации
Осуществляя своиполномочия, Президент издает два вида актов- указы и распоряжения (ст.90Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важнуюроль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того,указами регулируется определенные вопросы ненормативного характера в силу ихважности для личности или для государственной жизни- наградные дела, назначениеПредседателя Правительства и т.д.
Распоряжение, являютсяне нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительнонебольших вопросов. В принципе все акты президента должны быть взаимносогласны. С формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.
В ч.3 ст.90 говорится,что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ ифедеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федеральногозакона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющимдля принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФлибо из сложившихся общественных отношений.
Президент полагал, чтоесли есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Ноесли закона нет, Президент свободен в регулировании общественных отношений;иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в воздействиина общественные отношения.
Свою логику ПрезидентРФ изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г.: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скороудовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условияхПрезидент обязан своими нормативными указами восполнить правовые пробелы». Во-первых, указы президента- это акты не главы исполнительной власти, а главыгосударства. Указы не должны противоречить Конституции и действующим законам.Но при наличии правовых пределов их восполнение с помощью нормативных актов главыгосударства до принятия соответствующих законов вполне естественно иправомерно. Во- вторых, одной из конституционно установленных прерогативПрезидента является определение основных направлений внутренней и внешнейполитики страны. В- третьих, необходимость выполнения функций гарантаКонституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указовдля обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом, сделал вывод Президент,пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовойбазой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений. УказПрезидента РФ от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силуфедеральных законов» вызывает удивление, даже если объяснять это тем, чтодепутаты затянули с принятием закона по данному вопросу (он был подписанПрезидентом 14 июня 1994 г.). Президент РФ принял Указ от 22 июля 1994 г. «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Акты Президентапубликуются в информационном бюллетене «Собрание законодательства РоссийскойФедерации». В Собрании законодательства публикуются федеральные законы, актыпалат парламента, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряженияПравительства. Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,Правительство Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти» установлено, что акты Президента и актыПравительства подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» иСобрании законодательства РФ в течении 10 дней после дня их подписания. Принятиеуказа вместо закона, даже на время, возможно, когда концепция регулированияясна и в ее оценке органы не расходятся. Если же имеет место обратное, принятиеуказа вместо закона означает не что иное, как подмену президентом парламента.Указы о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению СоветомФедерации. В случае неутверждения они утрачивают силу с момента принятиясоответствующего постановления Советом Федерации.
Акты президента,имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территорииРоссийской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официальногоопубликования.
2. Составьте уведомление опроведении пикетирования группой граждан
Пикетирование — формапубличного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использованиязвукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объектаодного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средстванаглядной агитации.
Федеральный закон от 19июня 2004 года № 54- ФЗ принят Государственной Думой 4 июня 2004 года и одобренСоветом Федерации 9 июня 2004 года .
Закон направлен наурегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданамиРФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениямисобраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых впорядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ. Определяетсяправовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органовместного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичныхмероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности припроведении публичных мероприятий и основания для их приостановления илипрекращения. Законом предусматривается уведомительный характер проведениямитингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данныхпубличных мероприятий не требуется предварительного разрешения органовисполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление опроведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования,проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме ворган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления всрок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее23 часов текущего дня по местному времени. Перечисляются места и территории,где проведение публичных мероприятий запрещено. Глава 1. Общие положения.
Статья 7. Уведомление опроведении публичного мероприятия
1. Уведомление опроведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования,проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме ворган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местногосамоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведенияпубличного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление опроведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех днейдо дня его проведения.
2. Порядок подачиуведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной властисубъекта Российской Федерации или орган местного самоуправлениярегламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
3. В уведомлении опроведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичногомероприятия;
2) форма публичногомероприятия;
3) место (места)проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата, время начала иокончания публичного мероприятия;
5) предполагаемоеколичество участников публичного мероприятия;
6) формы и методыобеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка,организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающиетехнические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя,отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о егоместе жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена иотчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнятьраспорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачиуведомления о проведении публичного мероприятия.
4. Уведомление опроведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными встатье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичногомероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятиявыполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Федеральный закон несводит процедуру подачи уведомления о предстоящей манифестации лишь кинформированию органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления.
3. Список используемыхнормативных источников и специальной литературы.
Список использованнойлитературы
Нормативно-правовые акты
1.1 РоссийскаяФедерация. Конституция [в ред. Законов Российской Федерации о поправке кКонституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ] //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009.– № 4. – Ст. 445.
1.2 Российская Федерация. Законы. Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от19 июня 2004 года № 54- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004.– № 25. – Ст. 2485.
Научная и учебнаялитература
2.1 Авакьян,С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. / С.А. Авакьян. М.:Юристъ, 2006.
2.2 Козлова, Е.И., Конституционноеправо России. Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2007.
2.3 Чиркин, В.Е. Конституционное правоРоссии. Учебник. / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006.