Комплекс маркетинга в ЗАО UMS

–PAGE_BREAK–         При разработке позиционирования придерживаются определенной последовательности действий:
–   сегментация рынка по таким критериям, как искомые выгоды, демографические и поведенческие особенности потенциального покупателя,
–   область использования товара;
–   изучение динамики емкости сегментов для ее прогнозирования;
–   изучение позиции товара по отношению к конкурирующим аналогам и
составление карты позиционирования конкурирующих и собственного товаров;
–   разработка концепции позиционирования собственного товара, на основании которой решают вопрос о дифференциации, качественных параметрах, добавленном качестве;
–   оценка экономической эффективности способа позиционирования.
         Работа над позиционированием сопряжена с аналитическими исследованиями предпочтений, заменителей продукта, рейтинга отличительных преимуществ товаров, сопоставительным и кластерным анализом, оценкой безубыточности и т.д.
         Стратегия позиционирования может быть наступательной и оборонительной. Наступательная стратегия сопряжена с управлением товарным ассортиментом. Суть оборонительного позиционирования заключается в том, что варианты товара, позиционируемые как дорогие и высококачественные, защищаются от ценовой конкуренции более дешевыми вариантами, предназначенными для покупателей, спрос которых эластичен по ценам. Например, для ЗАО UMS более дешёвыми тарифными планами защищают от ценовой конкуренции более дорогие, безлимитные.
         Эффективность позиционирования в конечном итоге протестирует сам рынок, но для выведения новинки на рынок требуется обоснованная, надлежащая маркетинговая поддержка, важной составляющей которой является продвижение товара на рынок (коммуникационная политика).
         1.2 Коммуникационная политика.
         Коммуникационная политика — это совокупность способов продвижения товара на рынок:
–   паблик рилейшнз (PR) — связи с общественностью;
–   реклама;
–   стимулирование сбыта;
–   специализированныевыставки;
–   персональные продажи.
Паблик рилейшнз (PR) — это некоммерческая форма коммуникации, планируемые на продолжительный период времени усилия, преследующие цель создания и поддержания доброжелательных отношений и взаимопонимания между фирмой и ее общественностью.
Основные формыPR — выступления в средствах массовой информации (ТВ, радио, статьи в прессе), пресс-конференции, организация шоу, спонсорство и благотворительность, фирменный стиль, престижная реклама (сувениры, несущие в своем оформлении атрибуты фирменного стиля, проспекты, буклеты, фирменный журнал).
Технология PR включает четыре составляющие:
–   анализ, исследования и постановку задач;
–   разработку программы и сметы;
–   осуществление программы;
–   оценку результатов и доработку программы.
         Наиболее универсальным способом PR можно считать публикации о фирме в прессе. Отношения с прессой (mass media relations, divss relations)— важная составная часть PR. Любые средства PR всегда дополняют другие формы коммуникации, решая при этом две основные задачи: поддержание баланса интересов компании и общества, а также устранение негативного влияния на имидж компании различных отрицательных событий и недоброжелательных слухов. Достижение посредством PRпозитивной восприимчивости товаров (марки) фирмы подкрепляется рекламой (если не утрачивается вследствие более агрессивных действий конкурентов).
Реклама в отличие от PR —коммерческая деятельность.
         Программа рекламной кампании для целевого рынка включает такие вопросы, как цели и задачи рекламной кампании, выбор вида рекламы канала ее распространения, разработка рекламного обращения, определение рекламного бюджета, методы оценки эффективности рекламы.
         Цели рекламы могут быть информативными, убеждающими, напоминающими, что зависит от стратегических задач фирмы, целей и задач маркетинговой программы; особенностей целевого рынка, выявленных в результате его комплексного исследования; фазы жизненного цикла товара; степени осведомленности потребителей о товаре и самой фирме. Информационные цели обычно соответствуют фазе выведения товара на рынок. Информационная реклама доводит до потребителя сведения о новом товаре (новом варианте), объясняет способы использования, применения новинки, дает описание качественных преимуществ новой услуги и т.д.       Основная задача рекламы на фазе внедрения — создать первичный спрос, чтобы затем развить его (фазы роста и зрелости). Для фазы роста актуальна цель убеждения, особенно в ситуации усиливающейся конкуренции. На фазе зрелости реклама преследует цель напоминания о товаре, играя поддерживающую роль в ситуации благоприятного состояния уровня продаж.
         При составлении плана рекламной кампании канал распространения рекламы выбирают с учетом ряда факторов, таких, как стоимость, возможный охват и характеристики целевой аудитории, содержание и цели рекламного обращения, особенности объекта рекламирования, инфраструктура и степень развитости СМИ целевого рынка и др.
         В зависимости от средства различают вид рекламы: печатная реклама (в газетах, журналах, справочниках и других печатных изданиях), телевизионная и радиореклама, наружная реклама, реклама на транспорте и др. Если рекламное сообщение доводится до целевой аудитории по почте, то это может быть реклама в каждый дом либо прямая почтовая реклама (direct mail). Каждый канал распространения рекламы имеет как преимущества, так и определенные недостатки. К примеру, радио, обеспечивающее массовый охват, низкую стоимость, в то же время уступает телевидению по полноте восприятия и продолжительности воздействия на респондента. Прямая почтовая реклама при высокой степени избирательности целевой аудитории только на 20—25% обеспечивает вероятность “попадания в цель” рекламного послания и др. Определить объем и характеристики целевой аудитории не менее важно для планирования рекламной кампании, чем стоимость рекламного места или времени в различных СМИ. Следует учитывать, что целевая аудитория может быть расчетной, эффективной (потенциальные клиенты, контактирующие с данным рекламным средством), фактической (потенциальные клиенты, отреагировавшие на рекламу).
         При планировании рекламной кампании для целевого сегмента учитывают индекс избирательности, т.е. долю читателей (зрителей, слушателей) данного журнала (TV или радиоканала) от общего числа населения целевого сегмента.
         Оценка эффективности рекламы проводится обычно по отношению к ее определенному виду. Исследования могут быть как предварительными, до размещения рекламы, так и после публикации рекламы.
Предварительное исследование осуществляется:
–   путем опроса потребителей для выяснения их реакции на несколько вариантов рекламного объявления (ролика), для чего разрабатывают соответствующие критерии;
–   методом пакета, т.е. показа респондентам целого ряда рекламных объявлений (роликов) с последующим обсуждением увиденного. Наиболее запомнившиеся варианты считаются удачными;
–   с помощью лабораторных тестов, проведение которых сопряжено с определением реакции респондентов на предлагаемые варианты рекламы.
         Влияние рекламы на уровень продаж можно оценить лишь в том случае, когда все другие факторы, от которых зависит сбыт, контролируются: это и цена, и уровень качества товара, и эффективность каналов сбыта, влияние конкурентов, макросреды и т.д. Реклама привлекает внимание потребителей к товару, вызывает желание его приобрести. Но нужны дополнительные стимулирующие воздействия, чтобы желание превратилось в реальную покупку товара, добиться устойчивого долговременного сбыта.
         Объектами стимулирующих воздействий являются:
–   покупатели (потребители);
–   деловые партнеры;
–   торговый персонал (в том числе собственный).
В соответствии с объектом стимулирующих усилий выбираются способы стимулирования.
         Для покупателей организуются:
–   конкурсы с подарками, беспроигрышные лотереи;
–   предлагаются зачетные талоны, разного рода скидки;
–   используется предоставление пробных образцов.
         Деловых партнеров обычно стимулируют к сотрудничеству во время деловых встреч, специализированных выставок. Стимулирование торгового персонала направлено на эффективное сотрудничество с оптовыми и розничными посредниками по сбыту, а также поддержание должного уровня работы собственного персонала, занимающегося сбытовой деятельностью.
         Широко используемый способ продвижения товара на рынок — личная (персональная) продажа. Личные продажи относят также к виду прямого маркетинга. Личные продажи — дорогой, но весьма эффективный способ коммуникационной политики. Организация личных продаж включает поиск потенциальных покупателей (заказчиков), проведение презентаций, переговоры и заключение контракта (сделки), обслуживание.
         1.3 Сбытовая политика.
         Главные задачи в разработке сбытовой политики:
–   выбор канала распределения товара (сбытового канала);
–   принятие решения о стратегии сбыта.
         Выбор сбытового канала сопряжен с вопросом о способе сбыта — через посредников (косвенный сбыт) или без посредников (прямой сбыт). В зависимости от количества посредников различают четыре типа традиционных каналов сбыта, которые обозначаются уровнем. Так, канал нулевого уровня включает производителя и потребителя, т.е. это способ прямого сбыта, без посредников. Для сбыта через посредников (косвенный сбыт) могут быть выбраны следующие каналы распределения:
–   одноуровневый канал, состоящий из трех участников — производителя, розничного торговца, покупателя;
–   двухуровневый канал, включающий производителя, оптовика, розничного торговца, покупателя;
–   трехуровневый канал — изготовитель, крупный оптовик, мелкий оптовик, розничный торговец, покупатель.
         Такая структура каналов сбыта характерна для потребительских товаров. Несколько иначе могут быть представлены каналы распределения товаров производственного назначения:
–   производитель, организация-потребитель;
–   производитель, дистрибьютор, организация-потребитель;
–   производитель, агент, организация-потребитель;
–   производитель, агент, дистрибьютор, организация-потребитель.
         Торговля через посредников (коммерческих) имеет ряд преимуществ. Прежде всего фирме-изготовителю выгоднее сосредоточить вложение средств в свой основной бизнес, а торговый посредник располагает подготовленным торговым персоналом, способствует сокращению числа контактов изготовителя с потребителем, оказывает техническую поддержку, предлагая сервисное обслуживание, может выполнять рекламную функцию и закупая товар в больших количествах, снижает транспортные издержки,
предоставляет финансовую поддержку изготовителю, так как оплата товара происходит при поставке, а не продаже.
         Типы фирм розничной торговли, различают по четырем критериям: принадлежность магазина, уровень обслуживания клиента, товарный ассортимент, характер торгового обслуживания. Уровень обслуживания зависит во многом от вида реализуемого товара. Так, для товаров повседневного спроса характерно самообслуживание; для товаров предварительного выбора — ограниченное обслуживание; для престижных товаров, продаваемых в фешенебельных магазинах, предлагается полное обслуживание, включающее помощь покупателю в поиске, сравнении, выборе, консультации по любым вопросам и пр.
         Эффективность канала сбыта во многом зависит от взаимодействия с посредниками, что можно назвать основой управления сбытом. Совместные усилия изготовителя и посредника для создания преимуществ над конкурентами, достижение синергического эффекта согласованных стратегий определяют наибольшую эффективность сбытового канала.
         Отношения с выбранными посредниками направляются в русло достижения синергического эффекта достижения рыночного успеха и превосходства над конкурентами. Менеджеры по работе с торговыми посредниками разрабатывают программы стимулирования и мотивации их работы. Наиболее типичные способы стимулирования торговых партнеров приведены ниже:
–   продуктовый;
–   логистический;
–   защитная оговорка;
–   ценовой;
–   финансовая поддержка;
–   облегчение процесса продажи.
         Контроль за работой торговых посредников основан на оценке показателей их сбытовой деятельности: выполнении нормы сбыта, поддержании уровня товарных запасов, оперативности доставки заказчику, уровня сервиса в пользу потребителя.
         Оптимизация количества торговых посредников сопряжена с выбором стратегии сбыта.
Существует три вида стратегии:
–   интенсивный сбыт;
–   исключительный сбыт;
–   селективный сбыт.
Выбор варианта стратегии зависит от особенностей товара, объема и целей
сбыта, рыночной стратегии фирмы, позиционирования товара, практики конкурентов, желаемой степени контроля изготовителя за работой посредника и др. Изготовителям товаров не всегда удается управлять каналами сбыта так, как намечено их программами. На это есть немало причин, как зависящих от обеих сторон, так и внешних. Организация сбыта в форме ВМС характерна почти для 70% потребительских рынков. Вертикально интегрированные сбытовые системы бывают трех видов: договорные, корпоративные, управляемые.
         1.4  Ценовая поиітика.
         Как составляющая комплекса маркетинга ценовая политикаразрабатывается с учетом:
–   целей компании;
–   внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование;
–   характера спроса (в частности, степень эластичности спроса по ценам);
–   издержек производства, распределения и реализации товара;
–   ощущаемой и реальной ценности товара;
–   политики конкурентов и т.д.
 Разработка ценовой политики включает:
–   установление исходной цены на товар;
–   своевременное изменение цен с целью приведения их в соответствие с изменяющимися рыночными условиями, возможностями компании, ее стратегическими целями и задачами.
         Среди факторов внешней среды, влияющих на ценовую политику компании, основными являются: действия правительства, участников сбытовых каналов, реакция потребителей, политика конкурентов.
         При высокой степени конкуренции цены регулирует рынок, ценовые войны вытесняют слабые фирмы с рынка. Если конкуренция ограничена, то степень контроля фирмы над ценами возрастает и влияние рынка снижается. Потребители оказывают влияние как в плане эластичности спроса по ценам, так и поведенческими особенностями, что очень важно для целевого маркетинга (экономные покупатели, персонифицированные, этичные, апатичные).
         Среди внутренних факторов превалируют издержки, причем не все их составляющие поддаются контролю со стороны компании (цены на сырье, транспортные расходы, стоимость рекламы). При повышении издержек политике в области цен могут помочь другие составляющие комплекса маркетинга: сужение ассортимента за счет неприбыльных товаров или их отдельных модификаций; модернизация товаров, перепозиционирование их, сокращение степени дифференциации. Снижение издержек не всегда благоприятно сказывается на ценовой политике.
Установление исходной цены может базироваться на следующих моделях:
–   затратный метод;
–   ориентация на спрос;
–   ориентация на цены;
–   комбинированный метод;
–   метод на основе целевой нормы;
–   на основе ощущаемой и реальной ценности товара;
–   на основе текущих цен.
Для выведения нового товара в зависимости от ситуации на рынке может использоваться как высокая цена (стратегия “снятия сливок”), так и низкая (стратегия “прорыва”).
Цены товаров в номенклатуре могут быть:
–   единые и гибкие (предоставление покупателю возможности торговаться);
–   стандартные (жевательная резинка, галантерея) и меняющиеся (сезонные, для разных категорий покупателей);
–   неокругленные (рассчитанные на психологическое восприятие);
    продолжение
–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–а) мобильной связью;
б) ГТС (стационарные телефоны);
в) таксофонами?
2. Как часто  Вы пользуетесь услугами мобильной связи:
а) каждый день;
б) в случае крайней необходимости;
в) никогда?
3. Имеете ли Вы собственный мобильный телефон:
а) да;
б) нет?
4. Планируете ли Вы в ближайшее время приобрести всем членам Вашей семьи мобильные телефоны:
а) да;
б) нет?
5. Как Вы считаете, являюся ли услуги мобильной связи ЗАО UMC достуными для Вашей семьи по цене:
а) да;
б) нет?
6. Какой у Вас оператор:
а) ЗАО UMC;
б) ЗАО  „Киевстар GSM”;
в) ЗАО  „Украинские радиосистемы?
7. Выбирая оператора мобильной связи, чем вы руководствуетесь:
а) низкой ценой исходящих звонков;        1  2  3 
б) всевозможными акциями и бонусами;  1  2  3 
в) качеством покрытия сети?                      1  2  3
Проранжируйте предложенные варианты ответов по их значимости для Вас от 1 до 3, где 1 — наименьшее, 3 — наибольшее значимое для Вас.
8. Пользуетусь ли Вы дополнительными услугами операторов мобильной связи (WAP, GPRS)
а) да;
б) нет?
9. Как Вы оцениваете качество услуг мобильной связи ЗАО UMC:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г)  плохо?
10. Какой средний доход Вашей семьи:
а) 500-700 грн;
б) 701-1500 грн;
в) больше 1500 грн?
11. Ваши пожелания ЗАО UMC относительно услуг мобильной связи_______
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ваше Ф.И.О. и контактный телефон____________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
         Результаты опроса.
Подаются в виде матриц согласования решений (табл. 2.3)
Номер анкеты
Вопрос (по списку опросного листа) и варианты ответов
1
2
3
4
5
6
а
б
в
а
б
в
а
б
а
б
а
б
а
б
в
1
*
*
*
*
*
*
2
*
*
*
*
*
*
3
*
*
*
*
*
*

1600
*
*
*
*
*
*
Всего
934
805
586
1135
803
387
1602
723
1019
1306
1309
1016
796
831
698
Таблица 2.3
Продолжение таблицы 2.3
Номер анкеты
Вопрос (по списку опросного листа) и варианты ответов
7
8
9
10
а
б
в
а
б
а
б
в
г
а
б
в
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
*
*
*
*
*
*
2
*
*
*
*
*
*
3
*
*
*
*
*
*

1600
*
*
*
*
*
*
Всего
346
497
1482
698
795
832
351
620
1354
1142
1183
774
700
560
291
586
882
857
Таким образом, проведя иследование, можно сделать вывод, что пользование услугами мобильной связи является достаточно популярным. Среди опрошенных пользуются мобильной связью 40,1%, имеют мобильные телефоны 68,9% и часто ими пользуются 48,8%. Доступна связь 56%, поэтому 56,3% планируют купить мобильные телефоны для всей семьи, при этом среднемесячный доход семьи у большего количества респондентов (38%) составляет 701-1500 грн.
Среди респондентов 34,2% пользуются услугами ЗАО UMC, при этом выбор оператора зависит от низкой стоимости звонков и качества покрытия сети (64% и 58% соответственно). 90% опрошенных считают необходимым провести рекламную компанию ЗАО UMC, т.к. это поможет повысить рейтинг компании. Дополнительными услугами воспользовались 49,1%. Качество услуг ЗАО UMC респонденты оценили таким образом (рис. 2.2)
\s
         Рисунок 2.2 — Разделение респондентов по оценкам качества услуг мобильной сети.
         По результатам исследования следует сделать такие выводы:
1. Провести рекламную компанию ЗАО UMC.
2. Создать новые тарифные планы (ввести бонусы, новые услуги).
3. Повысить качество сети.
4. Принять во внимание рациональные предложения респондентов.
         2.3 Позиционирование торговой марки или товара на рынке.
Компания ЗАО UMC вышла на рынок услуг мобильной связи с предложением  «Будь мобильней». Тарифы на мобильную связь были высокими, поэтому
нельзя было для рекламы использовать финансовую доступность звонков. Через некоторое время услуги мобильной связи и мобильные телефоны стали дешевле и рекламная компания изменилась. Началась реклама тарифных планов и звонков внутри сети. Анализируя, можно сказать что  компания ЗАО UMC сперва при выходе на рынок для борьбы с конкурентами делала акцент на престижности и удобстве.
Значит, размещение было в квадранте, характеризуемом высокой ценой и высокой престижностью. Постепенно произошло перепозиционорование торговой марки ближе к квадранту с менее высокой ценой и  престижностью («простотой») (рис. 2.3).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 2.3 – Карта схемы изменений ЗАО UMC по параметрам «цена-               качество»:
                         1 — позиционирование;
                         2 — перепозиционирование.
Поскольку при выходе на рынок данная компания ставила своей целью обеспечение себе места на рынке, то начальный вид целей можно назвать позиционированием. Постепенно целью стало желание занять новую нишу на рынке, а значит настал черёд перепозиционирования. Активные изменения предлагаемых услуг с целью завоевания новых групп потребителей позволяют отнести стратегию ЗАО UMC к наступательной (атакующей). Активное противостояние конкурентам, выделение удобства связи, как преимущества свидетельствует о конкурентном характере ЗАО UMC.
 Перепозиционирование имело больше признаков потребительского, поскольку таперь основной акцент ставился на удовлетворение потребителей и завоевание новой аудитории, а не на борьбу с конкурентами. 
2.4 Оценка уровня ценового риска предприятия.
Не обходимо провести количественную оценку уровня ценового риска предприятия с помощью использования шкал экспертных оценок факторов ценового риска, приведённых в таблице 2.4. и определить, к какой зоне ценового риска относится найденный. На основе полученных результатов сделать выводы по мероприятиям относительно оптимизации ценового рынка.
 Таблица 2.4 — Шкала экспертных оценок ценового риска
Вариант
Факторы ценового риска
Цено-вая эластичность спроса
Кон-куре-нтно-спосо-бность товара
Усло-вия поста-вок и форма расчё-тов с поста-вщи-ками
Уро-вень канала това-рообо-рота
Форма и мето-ды сбыта
Репу-тация поставщика
Каче-ство рабо-ты с ценно-обес-пече-нием
Уро-вень серви-са
И-мидж пред-прия-тия на рынке
Испо-льзу-емая сис-тема ски-док
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
W
B
0,6
1
0,03
8
0,04
7
0,06
4
0,08
2
0,01
9
0,05
5
0,07
3
0,01
10
0,05
6
         Рассчитаем уровень ценовых рисков для компании предоставляющей услуги мобильной связи. Определим, к какой зоне ценового риска принадлежит найденный и сформулируем рекомендации относительно опти-
мизации  ценового риска.
Для нахождения ценового риска применим формулу 2.3:
   

       
Значит,R=1·0,6+8·0,03+7·0,04+4·0,06+2·0,08+9·0,01+5·0,05+3·0,07+10·0,01+6·0,05=2,47
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
          Рисунок 2.4 — Шкала границ зон ценового риска.
         Из рисунка 2.4 видно, что ценовой риск данной компании находится в зоне повышенного риска.
          Среди внутренних мер по снижению ценового риска можно рекомендовать лимитирование с помощью установления экономических и фнансовых нормативов, диверсификацию поставщиков, диверсификацию систем скидок, дающихся клиентам, получение дополнительной информации про поставщиков, систему сбыта, минимизацию рисков, связанных с определением уровня ценовых надбавок, обоснование экономической доцельности проведения переоценки и использование системы скидок на предприятии; страхование ценовых рисков.
          2.5 Оценка эффективности рекламной компании
С 1 июля по 1 августа в г.Сумы проводилась рекламная компания и лотерея в салонах связи ЗАО UMC (таблица 2.6).
Название компании
Объём товарооборота до проведения рекламной компании, грн
Объём товарооборота после проведения рекламной компании, грн
ЗАО UMC
1 308 827
1 734 739
Таблица 2.6 — Товарооборот компании ЗАО UMC до и после проведения рекламной компании.
Из таблицы 2.6 видно, что товарооборот увеличился, рассчитаем индекс прироста. Индекс роста товарооборота в ЗАО UMC составляет:

Значит, увеличение товарооборота ЗАО UMC за счёт проведения рекламы составил 32,5%.
 Дополнительный товарооборот за счёт рекламы составляет:

Прибыль ЗАО UMC за этот период составляет 18,4% от общего товарооборота, значит прибыль от дополнительного товарооборота, полученного за счёт проведения рекламной компании, составляет:

 
Проанализируем расходы, связанные с проведением рекламной компании (табл.2.7), для определения её экономического эффекта.
Таблица 2.7 — Расходы на проведение рекламной компании ЗАО UMC.
Статья расходов
Стоимость, грн
I Проведение лотереи
1. Аренда аппаратуры
550
2. Призы от ЗАО UMC
470
3. Оплата ведущим лотереи
300
4. Изготовление барабана
100
5. Оплата за информацию про     лотерею в газетах
1200
II Покупка автомобиля
16600
III Рекламная компания
1. Футболки с логотипом
1500
2. Шарики с эмблемой
1100
3. Оплата рекламы на радио
1000
4. Оплата рекламы в газетах
4500
5. Два репортажа в «Информ-ТВ»
12000
Вместе
39 320
Значит, расходы на рекламу составляют 39 320грн.
Экономический эффект
Е=78 267,86-39 320=38 947,86
Значит, рекламная компания для ЗАО UMC оказалась экономически эффективной и увеличила прибыль на 49,7%.
         2.6 Сегментация товарного рынка.
Проведём оценку сегмента рынка мобильной связи, который занимает ЗАО UMC, г.Сумы. Следует учесть, что для более качественной оценки в данном случае нужно использовать множественную сегментацию. Проанализируем специфику потребительского спроса по таким факторам:
Географические:
–   регион, где работает ЗАО UMC, — г.Сумы;
–   численность населения — 291 000 человек;
–   количество человек на 1 км2 — 2916;
–   климатический пояс — умеренный.
Демографические:
–    возраст — согласно с данными табл. 2.8 — потребители (26-45 лет), обеспеченные;
–   семейное положение — не влияет на пользование данными услугами;
–   пол — не влияет на пользование данными услугами;
–   уровень дохода — согласно данным табл.2.9 — клиенты со средним уровнем дохода, согласно данным табл.2.8 — обеспеченные.
–   профессия — не влияет на выбор;
–   образование — не влияет на пользование услугами.
Таблица 2.8 — Анализ запросов пользователей мобильной связью.
Параметры продукции
Группа потребителей по возрасту и доходу
Моло-дёжь (18-25 лет)
Потребители среднего возраста (26-45 лет)
Зрелые (46-60 лет)
Обеспечен-ные
Малообес-печенные
Обеспечен-ные
Малообес-печенные
Качество услуг
3
3
3
3
3
Наличие дополнитель-ных услуг
3
3
2
3
2
Доступность связи
3
2
1
2
1
Наличие мобильного офиса
1
2
1
2
1
Наличие скидок
2
3
2
3
3
Наличие «любимых номеров»
3
3
3
3
3
Наличие голосовых услуг
2
3
2
1
1
Всего
17
19
14
17
14
    продолжение
–PAGE_BREAK–