Введение
В глубокойдревности было известно о существовании нефти. Знали и слово “нефть”. Ещедревние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество,использовавшееся и как цемент, называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. наберегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. К далекому прошлому относятся ипервые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганскойвпадине было известно еще во время похода Александра Македонского через СреднююАзию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро наострове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из негоизготавливали цемент. В Северной Америке примитивная добыча нефти велась в XVIIв. В России в начале XVIII в. Петр I приказал добывать нефть на Апшеронскомполуострове (Азербайджан). Однако намерение Петра I не было осуществлено.Только после присоединения Бакинского ханства к России началась кустарнаяразработка нефтяных источников.
Хотя о нефтизнали давно, использование ее в течение многих веков было крайне ограниченным.Почти до начала XX в. нефть употреблялась преимущественно для освещенияпомещений, смазки колес телег и немногочисленных механизмов. Постепенноусиливалось ее значение как топлива. Нефть – “кровь” земли, нефть – “черноезолото” земли. Так ныне называют жидкое топливо во всем мире. И в этом нетпреувеличения. В хозяйстве нашей страны, равно как и в мировом хозяйстве нетотрасли, где бы не применяли нефтепродукты. Нефть — ценнейшее сырье дляразличных отраслей промышленности.
Исходя изсказанного, выбранная мною тема курсовой работы является очень актуальной,поскольку успешное развитие нефтяной промышленности России, активное освоениеее богатейших месторождений является залогом благополучия всей страны.
Целью работыявляется комплексная характеристика особенностей, сырьевых баз, современногосостояния и перспектив развития нефтяной промышленности России.
Соответственно,к основным задачам работы можно отнести:
1) определение ролинефти в народном хозяйстве стран
2) рассмотрениегеографии нефтяной промышленности: основные сырьевые базы страны
3) прогнозированиеразвития нефтяной промышленности в данном регионе;
4) выявлениеосновных проблем, присущих данной отрасли промышленности
Объектисследования — нефтяная промышленность России.
Предмет исследования –характеристика основных сырьевых баз, расположенных на территории России,выявление перспектив развития отрасли.
Методы используемые вмоей работе: описательный, сравнительный.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения, списка литературы.
При подготовке даннойработы была использована литература из различных источников: учебнаялитература, материалы периодической печати ( журналы), ресурсы глобальнойинформационной сети Internet- ссылкиимеются в тексте.
Глава 1. Значениенефтяной промышленности России
1.1Значение нефти в народном хозяйстве страны
Нефтянаяпромышленность сегодня — это крупный народнохозяйственный комплекс, которыйживет и развивается по своим закономерностям. Что значит нефть сегодня длянародного хозяйства страны?
Это:
-сырьедля нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена,полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них,искусственных тканей;
— источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного иреактивных топлив), масел и смазок, а также котельно — печного топлива (мазут),строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);
— сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок вкорм скоту для стимуляции его роста. Нефть — наше национальное богатство,источник могущества страны, фундамент ее экономики [7]. В настоящее времянефтяная промышленность Российской Федерации занимает 1 место в мире. В 2006году было добыто 481 млн. т нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи на 2месте Саудовская Аравия и на 3 месте США [9]. По данным 2007г. в РФ существует 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), 19 изкоторых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. Суммарнаямощность этих НПЗ составляет 320 млн. тонн. Кроме этого, нефтяное сырьеперерабатывается на 5 заводах Газпрома общей мощностью 7,7 млн. т. в год, атакже на 40 малотоннажных установках (мини-НПЗ) общей мощностью по сырью 5,6млн. т. в год [14]. На предприятиях нефтяной промышленностии обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе всфере науки и научного обслуживания — около 20 тыс. человек. За последниедесятилетия в структуре топливной промышленности произошли коренные изменения,связанные с уменьшением доли угольной промышленности и ростом отраслей подобыче и переработке нефти и газа. На первый план выдвигается природный газ иуголь открытой добычи. Данные представлены в таблице 1.
Таблица1. Изменения структуры добычи минерального топлива в России Вид топлива 1970 1980 1990 1995 2000 2002 2004 2005 2006 2007 Уголь, млн. т 345 391 395 263 258 256 282 299 310 314 Нефть, вкл. газовый конденсат, млн. т 285 547 516 307 324 380 459 470 481 491 Газ, млрд. м3 83,3 254 641 595 584 595 633 641 656 651
Каквидно из таблицы, на первом месте в структуре добычи топлива находится газ 651млрд. м3. И как видно, на всем своем протяжении добыча газа лишь увеличивалась.Что касается нефти, то спад в добычи приходятся на кризисные 90-е годы. С 2000года идет увеличение добычи, но то сколько мы добывали в 90-е, а это 516 млн.т, мы еще не добываем сейчас. В настоящее время достигли цифры в 491 млн. т.Достигнутые в России темпы прироста нефтедобычи за последнее время были однимииз самых высоких в мире. Возрастающий мировой спрос на нефть является дляотечественных компаний главным стимулом к активному развитию экспортныхпоставок российской нефти за рубеж и способствовало росту нефтедобычи. Основнойприрост нефти был обеспечен на месторождениях Сибирского (19 %, или 17,5 млн. тв 2004 г. по сравнению с 14,5 млн. т в 2003г.), Северо-Западного (18,8 %, или21,5 млн. т вместо 18,1 млн. т в 2003 г.) и Уральского (10,5 %, или 309,3 млн.т против 279 млн. т в 2003 г.) федеральных округов, в результате их доля враспределении добычи нефти по регионам России возросла. Как и в предыдущиегоды, основной объем российской добычи (67,4 % в 2004 г.) приходится наУральский ФО [3]. Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено,напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящеевремя в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефтисокращается, а доля газа растет и составляет примерно 41%. Доля угля 20%,оставшиеся 6%, приходятся на электроэнергию.
1.2 Место нефтяной промышленностив экономике России
Нефтяная промышленностьРоссии является основным сектором топливно-энергетического комплекса страны. Отуспешного функционирования этой отрасли зависит эффективное удовлетворениевнутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки, обеспечениевалютных и налоговых поступлений в бюджет. Не менее важную роль эта отрасльиграет в обеспечении энергетической безопасности и политических интересовРоссии. Несмотря на огромную роль нефтяной промышленности в экономике, в Россиив последние десятилетия усиливаются негативные явления, связанные прежде всегос нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами еедобычи. Это происходит на фоне значительного наращивания объемов добычи нефти.Данные представлены на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Добыча нефти(включая газовый конденсат), млн. т
Как видно из рисунка,уровень добычи нефти резко снизился в 90-е годы, это связано с кризисом, иначиная с 2000г. добыча нефти наращивается, это связано с экспортом нефти иувеличением ее переработки в стране. Динамика объемов добычи и переработкинефти в России 2000-2006 гг. приведена в таблице 2.
Таблица 2. Динамикаобъемов добычи и переработки нефти в России 2000-2006 гг.Компании Добыча нефти, млн. т
Объем переработки нефти,
млн. т 2000 г. 2004 г. 2006 г. 2000 г. 2004 г. 2006 г. ЛУКОЙЛ 62.18 84.07 91.14 22.06 35.47 39.49 ЮКОС 49.55 85.68 21.53 23.10 43.77 34.3 ТНК-ВР 45.00 70.26 68.45 17.17 22.30 21.96 Сургутнефтегаз 40.62 59.62 65.55 18.18 19.92 20.19 Сибнефть 17.20 33.98 12.55 13.98 Славнефть 12.27 22.01 23.30 11.09 12.52 12.84 Роснефть 13.47 21.60 85.69 6.37 8.23 10.99 Татнефть 24.34 25.10 25.41 5.56 6.52 7.42 Башнефть 11.94 12.07 11.73 20.54 21.13 25.91 Газпром 10.01 11.96 32.67 4.82 6.19 22.15 Всего по ВИНК 286.58 426.34 440.33 141.44 190.03 195.25 Прочие производители 36.64 32.46 40.20 37.96 4.97 24.31 Итого 323.22 458.80 480.53 179.40 195.0 219.56
(Источник: Н. М. Байков Осостоянии и перспективах развития нефтегазовой промышленности России// Нефтяноехозяйство.2008.№1.) Заэтот период объем добычи нефти по стране вырос от 323,22 до 480,53 млн. т, илина 157,31 млн. т, при среднегодовом приросте более 5,8%. Фактически объемдобычи нефти уже в 2006 г. превысил прогнозный на 2020 г. (450 млн. т),предусмотренный умеренным вариантом добычи нефти в Энергетической стратегииРоссии и приблизился к оптимистическому варианту развития (520 млн. т). В то жевремя объемы переработки нефти наращиваются крайне медленно. Среднегодовыетемпы прироста объемов переработки нефти в 2000-2006 гг. составил 3,4%, илиувеличилось от 179,4 млн. т до 219,56 млн. т. Такой разрыв в объемах добычи ипереработки нефти фактически ограничивает возможности использования нефтивнутри страны, и все большие объемы добытой нефти будут направляться на экспорт[1]. При этом отрасльпродолжает обеспечивать как внутренние потребности страны, так и экспорт. Россия— единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не толькополностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо.Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например поразведанным запасам нефти — около 10%. Для России, как и для большинствастран-экспортеров, нефть — один из важнейших источников валютных поступлений.Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке странысоставляет приблизительно 27%. Роль нефтяного комплекса России как источникабюджетных поступлений постоянно растет. На экспорт поставляются 2/5 добываемойв стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов. На долю крупных нефтяныхкомпаний приходится около 80% добычи нефти в стране [6]. Внутренний рынок нефтиРоссии ограничен небольшим ростом потребления нефтепродуктов (0,5-1% в год).Свободная торговля нефтью составляет около 3 млн. т в месяц. Основные поставкиосуществляются внутри корпоративной структуры российскихвертикально-интегрированных компаний. Таким образом, в настоящее время экспорт нефтииз России обусловлен в основном добычей и внутренним потреблением нефти [5]. Следовательно, можно сделать вывод, что для экономики России,нефтяная промышленность остается одной из главных отраслей промышленности,главным образом за счет увеличения добычи и переработки нефти. Большоеколичество бюджетных поступлений идет от экспорта нефти в страны СНГ и другиезарубежные страны.
Глава 2. Экономико-географическаяхарактеристика нефтяной промышленности
2.1 Характеристика основныхсырьевых баз нефтяной промышленности России
Россия относится кнемногим странам мира, имеющим возможность в течение длительного времениразвивать крупномасштабную нефтяную промышленность, полностью ориентируясь насобственные природные ресурсы. Хотя из ее недр уже извлечено свыше 14 млрд. т.нефти, Россия и сегодня находится в числе крупнейших производителей иэкспортеров нефти. Нефтяной потенциал России реализован менее чем наполовину исохраняются значительные резервы для обеспечения долгосрочных потребностейпромышленности. Ниже кратко рассмотрим основные характеристики сырьевой базынефтяной промышленности субъектов Российской Федерации. Доля экономическихрайонов России в добыче нефти представлена на рисунке 2 стр. 12 и в приложении1.
/>
Рис. 2. Доляэкономических районов России в добыче нефти
В силу спецификигеологических условий каждая из этих территорий имеет индивидуальнуюнаправленность геологоразведочных работ и сопутствующие технико-экономическиепроблемы.
А) Западная Сибирь:
Крупнейший нефтеносный инефтедобывающий район РФ включает территорию Тюменской, Томской, Новосибирскойи Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, атакже прилегающий шельф Карского моря. Добыча нефти ведется с 1964 года, когдапочти одновременно были введены в разработку Трехозерное, Мегионское иУсть-Балыкское месторождения. Пик добычи нефти в Западной Сибири (408,6 млн.тонн) достигнут в 1988 году.
Важнейшая особенностьсырьевой базы нефти Западной Сибири заключается в исключительно благоприятнойструктуре разведанных запасов. Главный фактор — высокая концентрация запасов вкрупных и крупнейших месторождениях (Самотлорском, Федоровском и др.). Другиеблагоприятные факторы — приуроченность основных запасов к средне ивысокопроницаемым коллекторам, высокая продуктивность месторождений,преобладание малосернистых и бессернистых нефтей.
Ханты-Мансийский АО(площадь — 523,1 тыс. кв. км., население — 1301 тыс. чел., центр — Ханты-Мансийск)- богатейший нефтяной регион Западной Сибири и России в целом. Производит дветрети добываемой в стране нефти, имеет развитую инфраструктуру. В его пределахоткрыто 273 месторождения нефти, из которых 120 введено в разработку. Важнейшуюроль в сырьевой базе играют крупнейшие (9 ) и крупные (77) месторождения, вкоторых заключено 90% разведанных запасов нефти. В результате многолетнейинтенсивной отработки многие из этих месторождений, в том числе крупнейшее встране Самотлорское, в значительной степени выработаны и обводнены (на 80-90%).В то же время ряд резервных крупных месторождений (Приобское, Приразломное,Красноленинское и др.) разрабатываются на режимах ограниченного отбора. Из-завыборочной разработки наиболее крупных и высокодебитных месторождений и залежейструктура разведанных запасов нефти в Ханты-Мансийском АО непрерывноухудшается, общий потенциал неразведанных ресурсов нефти является практическикрупнейшим в России, хотя и не предвещает улучшения качественных характеристиксырьевой базы.
Ямало-Ненецкийавтономный округ (площадь — 750,3 тыс. кв. км., население — 465 тыс. чел.,центр — Салехард) также характеризуется крупнейшими запасами и ресурсами нефти,но по сравнению с ХМАО их структура сложнее, так как преобладающую роль имеютнефти высокой плотности и вязкости (Русское, Северо-Комсомольское, Тазовское,Западно-Мессояхское месторождения). Разрабатываются 26 из 129 нефтяныхместорождений. В разрабатываемых месторождениях сосредоточено 42% текущихразведанных запасов нефти. С севера к ЯНАО примыкает акватория Карского моря,которая рассматривается как непосредственное продолжение Западно-Сибирскойнефтегазоносной провинции с богатейшим потенциалом ресурсов. При незначительныхобъемах буровых работ, начатых в 1989 году, здесь открыто два газовыхместорождения-гиганта (Ленинградское и Русановское), что подтверждает высокийнефтегазогеологический прогноз. Несомненно, что в будущем освоение нефтяныхресурсов Карского моря будет тесно связано с инфраструктурой ЯНАО.
Томская область образуеттретий по значению центр нефтедобывающей промышленности Западной Сибири. Вразработку вовлечено 18 из 84 нефтяных месторождений, в том числе все крупные(Советское, Первомайское, Лугинецкое, Игольско-Таловое). Средняя выработанностьначальных запасов открытых месторождений составляет 30%, а перечисленныхкрупных месторождений 17,58%. Неразведанные ресурсы нефти в Томской областипревышают согласно геологическому прогнозу уже разведанные запасы в 1,8 раза,что создает возможность многолетней сырьевой обеспеченности нефтедобывающихпредприятий.
Остальныеадминистративно-территороиальные субъекты Западной Сибири (юг Тюменской, атакже Новосибирская и Омская области) играют незначительную роль в региональномбалансе запасов и добычи нефти в Западной Сибири. В трех областях открыто 16небольших месторождений, из которых только 3 (Кальчинское в Тюменской,Прирахтовское в Омской и Малоичское в Новосибирской областях) находятся впромышленной или опытной разработке. Геологические перспективы развитиясырьевой базы в целом незначительны [12].
Б) Уральский и Поволжскийрайоны:
Эти районы, объединяющиеряд республик и областей Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья, составляютвторой по значению (после Западной Сибири) крупнейший нефтедобывающий центрРоссии, известный как Урало-Поволжье или второе Баку.
Для Урало-Поволжьяхарактерно наличие большой группы крупнейших нефтяных месторождений, включаяРомашкинское, Арланское, Туймазинское, Мухановское, Шкаповское, Кулешовское,Батырбайское и др… В течение длительного времени, начиная с 40-50-х гг., ониинтенсивно отрабатываются с высокой эффективностью.
Республики Татарстан иБашкортостан являются центрами нефтяной промышленности Урала-Поволжья, на долюкоторых приходится 65% добычи нефти. Для обеспечения республик характернывысокая степень освоения месторождений и общий остаточный характерсохраняющихся запасов и ресурсов.
В Татарстане в разработкувовлечено 87% разведочных запасов при средней выработанности открытыхместорождений на 67%, в том числе по крупнейшим: Ромашкинскому, Ново-Елховскомуи Бавлинскому — на 73-85%. Уже длительное время подготовка запасов нефтиосуществляется за счет мелких месторождений и нефти ухудшенного качества.Неразведанные ресурсы нефти в Татарстане оцениваются в 500 млн. т., некоторыеперспективы связываются с малоизученными западными ее районами.
В Башкортостанеразрабатываются 146 из 158 открытых месторождений, включающих 98.4% разведанныхзапасов нефти. Средняя выработанность начальных запасов месторожденийсоставляет 78%, в том числе по крупнейшим: Арланскому, Туймазинскому иШкаповскому — 79-95%. Неразведанные запасы нефти в республике оцениваются в 385млн. т..
Самарская область — однаиз наиболее забуренных глубокими скважинами частей Урало-Поволжья. К 1995 г.объем буровых работ здесь достиг 9.2 млн. т., что составляет в среднем 172 т/кмперспективной территории. При такой изученности потенциал нефтеносностиСамарской области реализован почти на 80%, сохраняя лишь перспективы небольшихоткрытий. В разработку вовлечены 101 из 145 месторождений, в них заключено92.7% разведанных запасов нефти.
Пермская и Оренбургскаяобласти также относятся к «старым» нефтедобывающим районам Урало-Поволжья, ноотличаются от рассмотренных выше более благоприятными показателями сырьевойбазы. Прежде всего это относится к Оренбургской области, где запасы открытыхместорождений превышают существующий уровень добычи нефти почти в 60 раз, аперспективные и прогнозные ресурсы нефти наиболее значительны в Урало-Поволжье.
К настоящему времени вОренбургской области открыто 178 нефтяных месторождений, из которых 82разрабатываются; доля последних в объеме текущих запасов нефти 75%.Выработанность начальных запасов открытых месторождений составляет 37%, поотдельным месторождениям она достигает 73% (Бобровское) и 68% (Покровское). Вто же время наиболее крупные в области залежи нефти нефтяной оторочкеОренбургского газоконденсатного месторождения (запасы 85 млн. т.) находитсятолько в начальной стадии освоения, хотя имеет высокую конкурентоспособность поотношению к другим нефтяным месторождениям Оренбургской области.
В Пермской областиоткрыто 163 нефтяных месторождения, из которых 98 разрабатываются. Большаягруппа месторождений (4) находится в длительной консервации по экономическимпричинам. В разрабатываемых месторождениях сосредоточено 92% разведанныхзапасов. Средняя по области выработанность запасов составляет 50%, в том числепо основным месторождениям: Ярино-Каменоложскому —90%, Павловскому — 37%,Батырбайскому —58%, Осинскому —52%.
Перечень основных нефтедобывающихцентров Урало-Поволжья завершает Республика Удмуртия, которая стала осваиватьсязначительно позже всех рассмотренных выше, вследствие чего выработанностьзапасов открытых нефтяных месторождений является наименьшей (30%).Разрабатываются 23 из 67 месторождений, в том числе все крупные(Чутырско-Киенгопское, Мишкинское и Ельниковское). Относительно низкий темпосвоения запасов нефти в республике во многом объясняется сложностью структурызапасов, где преобладает тяжелая нефть (83%).
Остальные районы играютрезко подчиненную роль в запасах (5%) и добыче (3%) нефти Урало-Поволжья, чтосвязано с отсутствием крупных высококачественных месторождений. Так, вУльяновской области открыто 41 нефтяное месторождение, но их общий запассоставляют лишь 31 млн. т., причем они представлены тяжелой и высоковязкойнефтью.
Для Саратовской иВолгоградской областей характерны трудности «старых» районов, обусловленныефизическим исчерпанием основных запасов. В Саратовской области в разработкувовлечено 92% разведанных запасов, в Волгоградской области — 94%.Выработанность начальных запасов открытых месторождений составляетсоответственно 62 и 78%, в том числе по наиболее крупным: Соколовогорскому,Коробковскому, Жирновскому и Бахметьевскому — от 90 до 97%.
Обособленное положение вПоволжском районе занимает Республика Калмыкия, которая принадлежит несколькимнефтегазоносным провинциям: Волго-Уральской, Прикаспийской, Северокавказской,Днепровско-Припятской. За годы проведения геологоразведочных работ (с 1951 г.)в Республике открыто 28 и разрабатывается 20 нефтяных месторождений, но объемыподготовленных запасов и добычи нефти небольшие [15].
В) Европейский Север:
Включает территориюРеспублики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа, а такжеприлегающий шельф Баренцева моря. Площадь нефтегазоносной и перспективнойтерритории составляет 331.8 тыс. км… Пик добычи был достигнут в 1983 г. (19.2млн. т.), в 1994 г. она составила 9.7млн. т…
Северный район в основномсоответствует Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которая представляетсобой обширную область на северо-востоке Европейской части России. Ее площадьсоставляет около 350 тыс. км2. В географическом плане Тимано-Печорский бассейнимеет форму треугольника: на востоке его ограничивают горы Урала — Пай-Хоя, наюго-западе — Тиманская гряда, на севере он сочленяется с Южно-Баренцевскойвпадиной.
Сухопутная частьТимано-Печорской провинции расположена в Республике Коми и Ненецком автономномокруге (НАО). Месторождения, находящиеся в Коми, достаточно разведаны, наиболееизученные из них разрабатываются АО «Коми ТЭК». Шельфовая зона Тимано-Печорыизучена в меньшей степени. На долю Ненецкого АО сегодня приходится 52.7%начальных суммарных ресурсов этой нефтяной провинции. Успешное развитиенефтегазопоисковых работ в данном районе вывело Тимано-Печору на третье местопо запасам нефти в России после Западно-Сибирского и Волго-Уральскогобассейнов.
Имеются значительныеразличия в состоянии сырьевой базы нефтяной промышленности Республики Коми,Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Республика Комихарактеризуется многолетней историей поисков, разведки и разработки нефтяныхместорождений. К 1995 г. здесь открыты 82 нефтяных месторождения, из которых 31разрабатывается. Открытые месторождения выработаны в среднем на 41%, в томчисле крупнейшие (Устинское и Возейское) на 61% и 64% соответственно.
Наиболее «старый»нефтедобывающий район (Ухтинский) находится на юге Республики Коми. Основныеместорождения (Ярегское, Западно-Тэбукское, Пашинское), первое из них являетсяединственным в России, где применяется шахтный способ разработки тяжелой нефти.
Главный на сегоднянефтедобывающий район сформировался на базе Усинского, Возейского и рядасмежных месторождений севера Республики Коми, которые отличаются наибольшимразнообразием геологического строения.
В резерве нефтедобывающихпредприятий Республики Коми находится ряд достаточно крупных нефтяныхместорождений: Сандивейское (20.5 млн. т.), Среднемакринское (20.2 млн. т.),Южно-Лыжское (15 млн. т.) и др. Ненецкий автономный округ характеризуетсясущественно меньшей степенью промышленного освоения. Из 73 нефтяныхместорождений разрабатываются лишь два (Хярьягинское и Ардалинское) при 15подготовленных к разработке и 55 разведываемых. За время разработки (с 1988 г.)из этих двух месторождений добыто 9 млн. т..
С сырьевой базойЕвропейского Севера тесно связаны проблемы разведки и освоения нефти вприбрежной части Баренцева моря. Здесь открыты крупное Приразломное и среднеепо запасам Северо-Гуляевское месторождение, которые по положению в разрезе иструктурным особенностям близки к месторождениям, открытым на суше [13].
2.2 Транспортнефти. Магистральные нефтепроводы
Внастоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не совпадает срайонами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели ксозданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводныйтранспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти инефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее времядороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка пожелезной дороге.
Нажелезной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье.Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток,Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, СеверныйКавказ и Новороссийск.
Транспортировканефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видовтранспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страныиспользуется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также повнутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути [4.]
Трубопроводы- наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морскиеперевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 ммсоставляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводныйтранспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшнийдень сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, котораяобеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальностиперекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравнымипо значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными,межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечиваютиндивидуальные связи промыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти,обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое числонефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающимизаводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуюттехнологически связную сеть — единый объект экономического и режимного управления,которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которуювходят такие трубопроводы, как Нижневартовск — Курган — Самара; Усть-Балык — Курган — Уфа -Альметьевск; Сургут — Полоцк; Холмогоры — Клин; Самара — Тихорецкая; система нефтепроводов «Дружба» и другие трубопроводы, включаявыходы к экспортным терминалам [11].
ВРоссии создана крупная и разветвленная система нефтепроводов, транспортирующихнефть в другие регионы страны, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Наиболеекрупные из них: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара,Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим –Тюмень; Усть-Балык – Омск – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск –Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь, Польша, Германия.Венгрия, Словакия, Чехия; Альметьевск – Нихний Новгород – Рязань – Москва сответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши и др. [7]. (см.Приложение 2 ).
Всвое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшилоснабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодноетранспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появлениецелой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
Навосток — Туймазы — Омск — Ангарск; Туймазы — Омск; Уфа -Новосибирск(нефтепродукты); Уфа — Курган — Петропавловск (нефтепродукты);
Назапад — нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару- Брянск доМозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также сответвлением: Унеча — Полоцк — Вентспилс; Самара — Пенза — Брянск(нефтепродукты); Альметьевск -Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлениемНижний Новгород — Ярославль — Кириши (Северо — Запад);
Наюг — Пермь — Альметьевск; Альметьевск — Саратов; Ишимбай — Орск.
Формированиев Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основныхпотоков нефти. Волго-Уральский район теперь «повернут» целиком назапад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводовперешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:
Назапад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк; Самара — Лисичанск — Грозный- Баку;
Наюг — Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
Навосток — Александровское — Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад,так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточногонаправления.
Издругих магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разныхрайонах, выделяются Волгоград — Новороссийск; Грозный — Армавир — Туапсе;Грозный — Армавир – Донбасс (нефтепродукты); Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре [11].
Глава 3. Проблемы иперспективы отрасли
нефтьпромышленность транспортировка сырьевой
3.1 Проблемы отрасли
Запасы нефти в Россииоцениваются, по различным источникам, от 20 до 35 млрд. тонн. Такой разброссвидетельствует о приблизительности и неточности расчетов, что связано с резкимсокращением геологоразведочных работ или намеренным искажением информации озапасах для привлечения инвесторов. В целом нефтяная отрасль Россиихарактеризуется ухудшением состояния сырьевой базы в количественном отношении,что выражается в сокращении объемов запасов и добычи, и в качественномотношении, что связано с ростом доли трудноизвлекаемых запасов. Основнымипричинами такого состояния являются:
· Естественноеистощение сырьевой базы на определенном этапе эксплуатации, которое приводит куменьшению отдачи от каждой единицы вложенных инвестиций;
· Сокращениеинвестиций в отрасль в абсолютном измерении в 90-е гг.;
· Направлениеинвестиций в 80-е гг. в другие регионы СССР: наиболее значительные бюджетныеинвестиции в нефтяную отрасль направлялись на развитие крупнейшего Тенгизскогоместорождения в Казахстане;
Потери подготовленнойсырьевой базы в результате распада СССР, что привело к необходимостиинтенсивной эксплуатации уже работающих скважин, их износу и увелечению объемутрудноизвлекаемых запасов [10]. Самую большую опасность для Росси в перспективепредставляет то, что практически остановилось воспроизводствоминерально-сырьевой базы. В стране становится все меньше легкоизвлекаемыхзапасов и все больше трудноизвлекаемых. И если ситуация будет развиваться так идальше, то через десять лет в России «неожиданно» обнаружится новая проблема-мы останемся без готовых участков добычи полезных ископаемых. Уровеньинвестиционных вложений в нефтегазовый комплекс недостаточен для решения кактекущих, так и перспективных задач развития этого сектора. Проблема заключаетсяв том, что возможности преимущественно некапиталоемкого (то есть за счетпрошлых инвестиционных заделов, в частности, геологоразведки и формированияздесь производственного аппарата) развития нефтяного сектора в 90-е г. XX века оказались практическиисчерпаемыми. За 1991-2000 гг. разведанные в России запасы нефти сократилисьпочти на 14%, при том что ежегодные темпы роста мировых разведанных запасовнефти и газа составляют в среднем 1,2-2%. В прессе много говорилось о том, что– по правилам геологии – ежегодно должны ставить на государственный баланснесколько больше (не менее 15%) полезных ископаемых, чем было добыто. В Россииже, начиная с 1993 г., не компенсировали и того что добывалось. Это касаетсягаза, нефти, то есть сырья пользующимся наибольшим спросом. Все добывающиекомпании, без исключения, ставшие из государственных частными, более десяти летэкономили на геологии. Многочисленные лицензии на разведку сырья, полученныеими, так до сих пор и не востребованы, то есть отложены «до лучших времен» [2].Помимо нерешенных проблем в области сырьевой базы нефтедобычи и ухудшениемгеолого-технических параметров разработки месторождений негативное воздействиеоказали и неблагоприятные технико- технологических и экономических факторов навнутреннем и внешнем рынках, к которым следует отнести следующие:
Ухудшениесостояния сырьевой базы нефтедобычи как в количественном (снижение объемазапасов), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов)отношениях, о чем свидетельствует ряд фактов. Снижение объемовпоисково-разведочных работ и их эффективности. В последнее время объемыразведочного бурения сократились более чем в 4 раза, прирост запасов нефти- в6,5 раз. Крупные месторождения, если и открываются, то в сложныхгеолого-географических условиях, в основном в шельфовых зонах.
· Ухудшениеструктуры запасов.
ВРоссии и других нефтедобывающих странах мира увеличивается долятрудноизвлекаемых запасов. Структура остаточных запасов нефти усложняется из-заинтенсивных отборов нефти преимущественно из активной части запасов и неполноговосполнения баланса запасов новыми объемами.
· Сокращениеабсолютной величины разведанных запасов.
Негативныеизменения структуры сырьевой базы, связанные прежде всего с увеличением долитрудноизвлекаемых запасов, резко снизят добычу нефти в ближайшей перспективе(2-3 года) и соответственно обусловят весьма значительные капиталовложения дляобеспечения запланированных «Энергетической стратегией России на период до 2020года» объемов добычи нефти.
1. Сокращениеобъема буровых работ, включая разведочное бурение. Так, в 2001, 2002, 2003 и2004 гг. объем эксплуатационного бурения составил соответственно 10003 тыс.,8302 тыс., 8549 тыс. и 8413 тыс. м, разведочного –соответственно 1261 тыс., 766тыс., 699 тыс. и 585 тыс. м.
2. Замедлениетемпов ввода новых скважин. В 2001, 2002, 2003 и 2004 гг. в эксплуатацию быловведено соответственно 4977, 3895, 3606 и 3529 скважин.
3. Продолжающаясятенденция снижения нефтеотдачи – основного показателя эффективностирационального использования нефтяных запасов недр и потенциала нефтедобычи.
4. Увеличениебездействующего фонда скважин до максимального уровня с 1996 г. (по сравнению с2001 г. увеличение составило 15,2%) и низкий уровень объемов текущего икапитального ремонта скважин.
5. Высокаястепень износа основных фондов в ТЭК, которая в целом превышает 50%, а внефтепереработке – 80%, и, как следствие увеличение рисков роста аварийностиоборудования и производственного травматизма.
Снижение закупокнефтегазового оборудования, низкие объемы инвестиционных вложений, необходимыхдля внедрения передовых технологий и технического перевооружения отраслей ТЭК,и, как следствие, отставание его производственного потенциала от мировогонаучно-технического уровня. При сохранении указанных негативных тенденций,особенно в области сырьевой базы нефтедобычи и разработки месторождений, понекоторым данным уже к 2008 г. следует ожидать резкое снижение добычи нефти постране [3].
3.2Перспективы развития
Стратегическимицелями развития нефтяного комплекса являются:
· стабильное,бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнегоспроса на нефть и продукты её переработки;
· обеспечениестабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета;
· обеспечениеполитических интересов России в мире;
· формированиеустойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслейроссийской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта ит.п.).
Длядостижения этих целей предусматривается решение следующих основных задачразвития нефтяного комплекса:
· рациональноеиспользование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенноговоспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
· ресурсо- иэнергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процессапри подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти;
· углублениепереработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутныхи растворенных в ней компонентов;
· формирование иразвитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь в восточныхрайонах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей;
· развитиетранспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспортанефти и нефтепродуктов, ее диверсификация по направлениям, способам и маршрутампоставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортныхсистем в новых нефтедобывающих регионах;
· расширениеприсутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие впроизводственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.
Нефтедобывающаяпромышленность Перспективныеуровни добычи нефти в России определяются в основном следующими факторами –спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостьютранспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническимидостижениями в разведке и разработке месторождений, а также качествомразведанной сырьевой базы. Перспективные объёмы добычи нефти в России будутсущественно различаться в зависимости от того или иного вариантасоциально-экономического развития страны. В условиях оптимистического иблагоприятного вариантов социально-экономического развития добыча нефти вРоссии может составить порядка 490 млн. т в 2010 году и возрасти до 520 млн. тк 2020 году (рис.3).
/>
Рис. 3.Добыча нефти, млн. т
Приумеренном варианте социально-экономического развития страны добыча нефтипрогнозируется существенно ниже – до 450 млн. т в 2020 году. При критическомварианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1 — 2 года, азатем ожидается падение добычи до 360 млн. т к 2010 году и до 315 млн. т к 2020году. Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развитияотрасли остаются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числетерриториальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией еёуровня на долгосрочную перспективу. Добыча нефти будет осуществляться иразвиваться как в традиционных нефтедобывающих районах – таких, как ЗападнаяСибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинциях: наЕвропейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на ДальнемВостоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция). Главной нефтяной базойстраны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирскаянефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010 — 2015годов при всех вариантах, кроме критического, а затем несколько снизится исоставит в 2020 году 290 — 315 млн. т. В рамках критического варианта разработкаместорождений с трудноизвлекаемыми запасами станет малорентабельной, чтоприведет к значительному падению добычи в регионе. В Волго-Уральской провинциии на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпаниемсырьевой базы. В умеренном и критическом вариантах снижение добычи в этом регионебудет более интенсивным. В целом в Европейской части России добыча нефти(включая шельфы) может составить 90 — 100 млн. т к 2020 году (против 110 млн. тв 2002 году). При благоприятном и умеренном вариантах развития экономики будутсформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири иРеспублике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море,российском секторе Каспийского моря, увеличится добыча нефти в Тимано-Печорскойпровинции. При интенсивном проведении геологоразведочных работ сырьевая базапозволит, а программы социально-экономического развития Восточной Сибири иДальнего Востока и стратегические интересы России в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе делают желательным доведение добычи нефти в Восточной Сибири иРеспублике Саха (Якутия) к 2020 году до 80 млн. т (при умеренном варианте – 50млн. т). В рамках критического варианта добыча нефти в Восточной Сибири иРеспублике Саха (Якутия) не превысит 3 млн. т. На шельфе острова Сахалин добычанефти к 2010 году достигнет 25 — 26 млн. т и до 2020 года будет находиться наэтом уровне, при критическом варианте она составит 16 млн. т. Обеспечениенамечаемых уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будутосновываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствованииметодов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов ивнедрении других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволятсделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти.Исходя из современного и прогнозируемого качества сырьевой базы отраслинеобходимы:
· значительнаяинтенсификация геологоразведочных работ, чтобы обеспечить необходимый приростдобычи из не открытых пока месторождений. Государственная программалицензирования недр должна с учетом вероятных рисков обеспечить достижениенеобходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ иобъёмов инвестиций в них;
повышениекоэффициентов нефтеотдачи в целях более полного извлечения углеводородов иувеличения уровней текущей добычи разрабатываемых месторождений. Инновационнаяпрограмма отрасли должна обеспечить условия для максимального использованиядостижений научно-технического прогресса в отрасли. Основными направленияминаучно-технического прогресса в добыче нефти являются:
· создание иосвоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработкутрудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условийнизкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных зон,высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;
· разработка иосвоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических,дальневосточных и южных морей;
· совершенствованиеи освоение технологий сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов всложных природно-климатических условиях;
· совершенствованиесуществующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличениянефтеотдачи;
· развитиетехнологий компьютерного проектирования и моделирования процесса разработкинефтяных месторождений;
созданиеновых «многофакторных» технологий, основанных на использованиифизических, термодинамических, гидродинамических, механических,физико-химических эффектов. Долгосрочная государственная политика в сфередобычи нефти должна быть направлена на создание стабильных условий,обеспечивающих устойчивое развитие отрасли, и предусматривать:
· совершенствованиесистемы недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователявкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· ограничениеминимального и максимального уровня добычи нефти на каждом участке недр;
· ужесточениетребований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля заэффективной разработкой месторождений;
совершенствованиесистемы налогообложения нефтяного комплекса (введение в перспективе гибкойсистемы налогообложения, ориентированной на рентный подход). Достижениенамечаемых уровней добычи нефти в стране и соответствующего развитиягеологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительствоновых магистральных нефтепроводов и экспортных морских терминалов на Востоке иСевере России) требует роста инвестиций. Основным источником капитальных вложенийв течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний.При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитныхсредств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25-30% общегообъёма инвестиций может составить заёмный и акционерный капитал.
Нефтеперерабатывающаяпромышленность Дляобеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспортапредусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего наоснове повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетомстанет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменениемтранспортного парка при сохранении технологически оправданного использованиямазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловноеудовлетворение нужд обороны страны. При всех вариантах развития, кромекритического, ожидается рост объёмов переработки нефти (рис.4). К 2010 году онможет достигнуть 190 — 200 млн. т/год и к 2020 году – 190 — 215 млн. т/год содновременным увеличением глубины переработки до 75% в 2010 году и до 80-85% к2020 году. Объём производства моторных топлив (автомобильного бензина,дизельного топлива, авиакеросина) может увеличиться до 100 — 110 млн. т в 2010году и до 115 — 135 млн. т в 2020 году. Выход светлых нефтепродуктов увеличитсяс 54% в 2002 году до 66-68% в 2020 году. При критическом варианте развитияобъём переработки нефти будет снижаться и может составить в 2020 году немногимболее 170 млн. т.
/>
Рис. 4.Переработка нефти, млн. т
Начинаяс 2005 — 2006 годов по мере увеличения экспорта нефти и консолидациироссийскими нефтяными компаниями активов ряда зарубежных нефтеперерабатывающихзаводов будет происходить снижение экспорта нефтепродуктов, прежде всего«полупродуктов» (прямогонного мазута, ряда марок дизельного ибункерного топлива). Основное направление развития нефтепереработки – модернизацияи реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с опережающимстроительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качестванефтепродуктов и производству катализаторов. Реконструкция и модернизация НПЗпредусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углублениюпереработки нефти и повышению качества продукции с использованием такихпроцессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков,висбкрекинг, а также внедрение современных технологий по каталитическомуриформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивныхдвигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации,получению кислородосодержащих высокоактивных добавок. Необходимо ликвидироватьотставание в производстве современных моторных масел, для чегопредусматривается развивать производство высокоиндексных базовых масел иэффективных присадок к маслам различного назначения. В целях приближенияпроизводства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новыхвысокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районахконцентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных ивосточных районах допустимо развитие сертифицированных малых заводов с полнымциклом переработки нефти. Целевой задачей отрасли является также обеспечениенеобходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которойна порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Ростпотребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырьедаже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010году составит 2 — 2,5 раза. Значительное повышение качества нефтепродуктов идоведение его до экологически обоснованных стандартов – одно из важнейшихусловий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный техническийуровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественноммоторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и другихнефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны бытьзакреплены законодательно. Повышение требований к качеству нефтепродуктов имодернизация предприятий нефтепереработки обеспечат улучшение экологическойобстановки, снижение удельных энергетических затрат при производстве продукции.Так, только прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше0,2 процента и рост потребления малосернистого дизельного топлива в России (ужев 2005 году на 9 млн. т) снизят суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы отиспользования моторного топлива более чем в два раза. Приоритетныминаправлениями научно-технического прогресса в нефтепереработке являются:
· разработка исоздание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокойгидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью,высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видоввысокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработкатехнологий их производства;
· повышениекачества дизельного топлива и авиационного керосина на основе глубокойгидроочистки и гидроароматизации;
· получениемалосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивнойпереработки;
· разработкатехнологии и модульного оборудования для переработки тяжёлых нефтяных остатковза счет термического воздействия до 430°С без водорода;
разработкатехнологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационныхтехнологий для производства базовых компонентов масел, освоение процессовизокрекинга и изодепарафинизации. Инновационная программа должна обеспечитьусловия для реализации этих приоритетных направлений. Достижение намечаемыхпараметров развития нефтеперерабатывающей промышленности потребуетсоответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будутсобственные средства нефтяных компаний.
Развитиетранспортной инфраструктуры нефтяного комплекса Дальнейшее развитие транспортной инфраструктурынефтяного комплекса России обусловлено следующими основными факторами:
· необходимостьюиметь собственные нефтеналивные терминалы для морских поставок нефти наэкспорт;
· целесообразностьюформирования новых экспортных маршрутов российской нефти и нефтепродуктов;
· появлением новыхцентров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия),шельф острова Сахалин);
· снижением добычинефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском иСеверо-Кавказском регионах;
· появлениемкрупных центров добычи нефти в Каспийском регионе с последующейтранспортировкой нефти по российской системе магистральных трубопроводов;
· необходимостьюиметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти пороссийской системе трубопроводов;
необходимостьюрасширения наиболее эффективного нефтепродуктопроводного транспорта. Наиболееполно действие всех этих факторов проявится при благоприятных вариантахразвития экономики России и конъюнктуры международных нефтяных рынков. Предусматриваютсяследующие основные направления развития систем транспортировки нефти:
· Северо-Балтийскоенаправление – строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы сувеличением мощности направления до 62 млн. т нефти в год и создание в условияхблагоприятного и оптимистического вариантов социально-экономического развитияновой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом наКольском полуострове (до 120 млн. т нефти в год);
· Каспийско — Черноморско — Средиземноморское направление – развитие маршрутов транзита нефтиприкаспийских стран СНГ путем увеличения пропускной способности трубопроводаАтырау — Самара до 25 — 30 млн. т нефти в год и нефтеналивных морскихтерминалов в Новороссийске и Туапсе до 59 млн. т нефти в год, а такжедостижение проектной мощности нефтепровода Каспийского трубопроводногоконсорциума (67 млн. т в год);
· Центрально-Европейскоенаправление – соединение трубопроводных систем «Дружба» и«Адрия» с целью поэтапного (5 — 10 — 15 млн. т в год) увеличенияэкспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в портуОмишаль (Хорватия). Объединение трубопроводных систем Центральной и ВосточнойЕвропы в «единую систему»;
· Восточно-Сибирскоенаправление – обеспечение формирования в Восточной Сибири и Республике Саха(Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынокАзиатско-Тихоокеанского региона определяет необходимость созданиянефтепроводной системы Ангарск — Находка (мощностью до 80 млн. т в год) сответвлением на Китай (г. Дацин);
· Дальневосточноенаправление – создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающейтребованиям рационального пользования недрами, в том числе в рамках проектов«Сахалин-1» и «Сахалин-2», с учетом перспектив освоениянефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.
Реализациячасти этих направлений потребует сооружения новых и развития действующих морскихнефтеэкспортных терминалов. Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктовс крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предусматривается строительствонефтепродуктопроводов Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск, Андреевка –Альметьевск, а также Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск и перевалочного комплексав городе Приморске. Решения по конкретным направлениям развития транспортировкинефти и нефтепродуктов будут приниматься Правительством Российской Федерации сучётом необходимости загрузки существующей транспортной инфраструктуры. В целяхснижения зависимости страны от внешних рисков, а также повышения возможноститранспортировки нефти стран Содружества Независимых Государств через территориюРоссии целесообразно осуществлять государственную поддержку проектов,направленных на создание транспортной инфраструктуры в направлении российскихморских терминалов для экспорта энергоресурсов. Приоритетными направленияминаучно-технического развития в области трубопроводного транспорта являются:
· созданиевысоконадежных ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудованияи приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве,эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта;
разработкановых технических средств обнаружения, локализации и ликвидации аварий натрубопроводном транспорте. Возможным направлением совершенствованияэкономических отношений в сфере транспортировки нефти по системе магистральныхтрубопроводов является внедрение «банка качества нефти», позволяющегоосуществлять компенсацию компаниям потерь от смешения нефти из различныхместорождений при её транспортировке. Реализация проектов реконструкции иразвития трубопроводных систем для транспортировки нефти и нефтепродуктовобусловливает существенный рост объемов инвестиций, источниками которых будутсобственные средства открытых акционерных обществ «АК»Транснефть” и «АК „Транснефтепродукт“ и средстваинвесторов, с обеспечением путем установления регулируемых цен (тарифов)экономически обоснованной доходности инвестируемого капитала. Предусматриваетсядальнейшее совершенствование государственного регулирования деятельностиорганизаций транспортных трубопроводных систем страны (нефтяной инефтепродуктовой) как субъектов естественных монополий. Регулируемыегосударством тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов должны учитыватькак фактор обеспечения конкурентоспособности жидкого топлива, так инеобходимость формирования финансовых ресурсов, достаточных для реализации принятыхинвестиционных решений [16].
Заключение
В настоящее времячеловечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главнойдля мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. Еслипродолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями притранспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтянойпромышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темповпроизводства составляет в среднем 12 — 15% в год, что чревато полным разваломстратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитиенефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы нефтиВосточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуютогромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо.
В середине 2006 г. Россиястала лидировать в мире по объемам нефтедобычи, обойдя бессменного лидерапредыдущих двадцати лет — Саудовскую Аравию. За достижением много факторов.Добыча в Аравии искусственно занижается по требованию ОПЕК. А в Россиинаходится на пределе: пользуясь отличной ценовой конъюнктурой, россиянестараются экспортировать возможно большие объемы нефти из страны. К осени 2007г. Россия уже в течение года занимала первую строчку в мировом рейтинге. Однакоогромное число нерешенных проблем российской нефтяной индустрии ставят подвопрос ее долгосрочное лидерство в мире.
Один из главных вопросовв отрасли: сколько нефти есть в России? Отечественные методы подсчетаотличаются от мировых. Например, в отличие от мировой статистики, Россияучитывает добычу нефти без газового конденсата. Оценивать российские запасы — неблагодарное занятие. Мало того, что существует достаточно большая»вилка”, так еще, с некоторого времени, эти данные относятся кгосударственной тайне. По данным British Petroleum нефти в России вовсе не такуж много, и хватит ее на 22 года, если добыча не будет увеличена.
Неудивительно, что нефтьи ее переработка — базовый сектор российской экономики. Нефтяники в 2006 г.обеспечили 34,9% доходов федерального бюджета, а в 2005 году — 32%.
Государство становится иосновным игроком в отрасли. Так, государственная «Роснефть» занесколько лет переместилась с конца первой десятки главных нефтяных компаний напервую строчку в списке лидеров отрасли.
Нефть же является и однимиз основных экспортируемых из Россиитоваров — около 85% поставляется в дальнее зарубежье. Порядка 250 млн т, ежегодноэкспортируемых из России, делают страну видным игроком на мировом нефтяномрынке.
В настоящее времянефтехимия дает почти четверть всей химической продукции. Нефть – ценнейшееприродное ископаемое, открывшее перед человеком удивительные возможности«химического перевоплощения». Всего производных нефти насчитывается уже около 3тысяч. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическомхозяйстве. Ее доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефтьсоставляет основу топливно-энергетических балансов всех экономически развитыхстран.
Список использованнойлитературы
1. БайковН. М. О состоянии и перспективах развития нефтегазовой промышленности вРоссии// Нефтяное хозяйство. 2008. №1. с. 10-13
2. ВанчухинаЛ., Петухов Ю. Нефть и газ России: ее национальная безопасность в условияхглобализации// Экономика и управление. 2003. №2. с. 33-38
3. ГордеевО. Г. Современное состояние и перспективы развития нефтедобывающей отрасли России//Нефтяное хозяйство. 2005. №9. с. 128-132
4. ГумеровА.Г. Магистральные нефтепроводы. — М., Нефть, 2001
5. ИршинскаяЛ. И. Роль России в мировой системе нефтеобеспечения// Нефтяное хозяйство.2004. №4. с. 14-16
6. КрюковВ.А. Полные канистры и пустые карманы //ЭКО. 1999. №1.
7. МорозоваТ.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: учебное пособиедля студентов, ЮНИТИ.- М., 2000г.
8. Российскийстатистический ежегодник. 2008: Статистический сборник/ Росстат.-М., 2008.-874с.
9. Россияи страны мира.2008: Статистический сборник / Росстат. М.,2008.- 361 с.
10. СкопинА. Ю. Экономическая география России. – Москва, Проспект. 2005.
11. Экономическаяи социальная география России: Учебник для вузов/Под ред. проф. А. Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2001.-672 с. Интернет-источники: Западно-Сибирский экономическийрайон России/ www.nefte.ru/oilworld/r2.htm
12. Северныйэкономический район России/ www.nefte.ru/oilworld/r4.htm
13. Нефтеперерабатывающаяпромышленность: нефтеперерабатывающие заводы России/ www.bd-artis.ru/article11.htm
14. Уральскийи Поволжский экономические районы России/ www.nefte.ru/oilworld/r8.htm
15. Энергетическаястратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации №1234-р от 28 августа 2003 года / www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1