Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
Всероссийский заочныйфинансово-экономический институт
филиал в г. Барнауле
Факультет:«Учетно-статистический»
Курсоваяработа
Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Барнаул 2008
Введение
В условиях многогранностии сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенновозрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержаниемкоторого является комплексное системное исследование механизма финансовойстабильности и финансовой безопасности организации.
Анализфинансово-хозяйственной деятельности – это один из главных элементовменеджмента любой организации. С помощью комплексного анализа изучаютсятенденции развития, глубоко и системно анализируются факторы измененийрезультатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения,осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышенияэффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия,вырабатывается экономическая стратегия его развития. Результаты такого анализанужны, прежде всего, внутренним пользователям (руководству, учредителям,экономическим службам), а также внешним пользователям (кредиторам, инвесторам,поставщикам, налоговым службам) для выработки рациональных управленческихрешений.
Данная тема являетсяактуально потому, что устойчивое финансовое положение предприятия являетсярезультатом умелого, просчитанного управления всей совокупностьюпроизводственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельностипредприятия.
Предметом исследованиякурсовой работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследованияявляется ОАО «Агат».
Целью работы является:
· закреплениетеоретических знаний;
· развитиепрактических навыков проведения экономического анализа
· обобщениеполученных результатов анализа с целью выявления комплектной величины резервов,которые в конечном итоге могут быть квалифицированы как готовые к мобилизации впроизводственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.
Задачи:
— рассчитатькачественные и количественные показатели;
— составитьмногофакторные модели;
— раскрыть методикурасчета влияния отдельных факторов;
— выявить резервы иразработать рекомендации по мобилизации их в производство;
— составитьаналитическую записку по результатам произведенных расчетов.
Анализ ресурсногопотенциала организации
1. Определите степеньвлияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, наприрост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом
Таблица 1
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных сиспользованием трудовых ресурсов№ п/п Показатель Прошлый год Отчётный год Динамика показателя в процентах
Разница
в проце
нтах (+;-) Расчёт влияния фактора
Фактор,
повлиявший на выявленное изменение /> /> /> А Б 1 2 3 4 5 6 /> 1 Численность рабочих, чел. 11214 12285 109,551 9,551 524790,000
изменение
числа
рабочих /> 2 Число отработанных человекодней, чел-дн. 2747430 3071250 111,786 2,236 122850,000
количество
дней
отработанных 1 рабочим /> 3 Число отработанных человекочасов, чел-ч. 21979440 25184250 114,581 2,795 153562,500
продолжите
льность
рабочего дня /> 4 Объём продаж (без НДС), тыс. руб. 5494860 6044220 109,998 -4,583 -251842,500
изменение среднечасовой
выработки 1 рабочего />
Динамика показателя (в %)= Отчетный год/ Прошлый год * 100%
Разница в процентахопределяется путем составления выявленной динамики с аналогичным результатомпредыдущего показателя, исключением является численность рабочих, динамикакоторой сравнивается со 100%.
Для расчета степенивлияния каждого фактора выявленная разница в процентах умножается напрошлогодний объем продаж и делится на 100.
Для определения степенивлияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, наприрост выручки от продаж составим дополнительную таблицу№ Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение (+, -) А Б 1 2 3 1 Объем продаж (без НДС), тыс. руб. 5494860 6044220 549360 2 Число рабочих 11214 12285 1071 3 Число отработанных человеко-дней 2747430 3071250 323820 4 Число отработанных человеко-часов, тыс. 21979440 25184250 3204810 5 Среднечасовая выработка одного рабочего 0,25 0,24 -0,01 6 Средняя продолжительность рабочего дня 8 8,2 0,2 7 Среднее число дней, отработанных одним рабочим 245 250 5
Фактором, повлиявшим навыявленное отклонение, является изменение того показателя, который останется,если вычесть предыдущий.
Y = a/>b/>c/>d; а – изменениечисла рабочих; b – изменение среднего числа дней,отработанных одним рабочим; c – изменение среднейпродолжительности рабочего дня; d – изменениесреднечасовой выработки одного рабочего.
1) Влияние изменения числа рабочих на объём продаж
D Va = D a /> b0/> c0/> d0= 1071*245*8*0,25=524790 тыс. руб.
2) Влияние изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим
D Vb = a1/>Db /> c0/> d0= 12285*5*8*0,25=122850 тыс. руб.
3) Влияние изменения средней продолжительности рабочего дня
D Vc = a1/>b1/> Dc /> d0= 12285*250*0,2*0,25=153562,5тыс. руб.
4) Влияние изменения среднечасовой выработки одним рабочим
D Vd = a1/>b1/> c1/> Dd = 12285*250*8,2*(-0,01)=-251842,5 тыс. руб.
На основании расчётовможем сделать следующие выводы:
За счёт изменения числарабочих на 1071 объём продаж увеличился на 524790 тыс. руб. Из-за изменениясреднего числа дней, отработанных одним рабочим на 5 дней объём продажувеличился на 122850 тыс. руб. За счёт изменения средней продолжительностирабочего дня на 0,2 часа объём продаж увеличился на 153562,5 тыс. руб. Приуменьшении среднечасовой выработки одним рабочим на 0,01 выручка от продажуменьшилась на 251842,5 тыс. руб.
В общем можем сделатьвывод, что на объём продаж положительно повлияли все изменения, кроме изменениясреднечасовой выработки одного рабочего.
2. Определить степень влияния наобъём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Таблица 2
Анализ степени влияния наобъем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов№п/п Показатель условное обозначение Прошлый год Отчётный год Отклонения (+;-) А Б В 1 2 3 1 Объём продаж (без НДС), тыс. руб. V 5494860 6044220 549360 2 стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. М3 1221080 1439100 218020 3 Материалоотдача проданой продукции (рассчистать), коэфф М0 4,5 4,2 -0,3 4 степень влияния следующих факторов: x x x 5 изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (рассчитать), тыс. руб. x x 981090 6 изменение материалоотдачи продаж (рассчитать), ты. Руб). x x -431730
Материалоотдача= объёмпродаж / стоимость материалов
Объём продаж = стоимостьматериалов * материалоотдача
Рассчитаем степеньвлияния на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:
∆V(Мз) = ∆Мз * Мо0
∆V(Мз) =218020*4,5=981090
За счет увеличениястоимости материалов в себестоимости продаж на 218020 тыс.руб. произошло увеличениеобъема продаж на 981090 тыс.руб.
Рассчитаем степеньвлияния на объем продаж изменения материалоотдачи продаж:
∆V(Мо) = Мз1 * ∆Мо
∆V(Мо) = 1439100*(-0,3)=-431730
За счет уменьшенияматериалоотдачи проданной продукции на 0,3 произошло уменьшение объема продажна 431730 тыс.руб.
3. Определить степеньвлияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, наобъём продаж, а также резерв роста объёма продаж за счёт ликвидацииотрицательно повлиявших факторов
Таблица 3
Анализ степени влияния наобъем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств№п/п Показатель условное обозначение Прошлый год Отчётный год Отклонения (+;-) А Б В 1 2 3 1 Объём продаж (без НДС), тыс. руб. V 5494860 6044220 549360 2 среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, ты. Руб. Оспр 1984800 2014000 29200 3 количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн. Чд 245 250 5 4 Коэффициент сменности работы оборудования, кофф. Ксм 1,5 1,8 0,3 5 Средняя продолжительность смены, ч. Чч 8 8,2 0,2 6 Объём продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. Руб. Вч 0,9417 0,8133 -0,1283 7 степень влияния следующих факторов (рассчитать) х х х х 8 а) изменение первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб. ΔОСпр х х 80839,335 9 б) изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб. ΔЧд х х 113789,782 10 в) изменения Ксм, тыс. руб. ΔКсм х х 1137897,823 11 г) изменение средней продолжительности смены, тыс. руб. ΔЧч х х 170684,674 12 д) изменение продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимость активной части основных средств за 1 машиночас работы, тыс. руб. ΔВч х х -953851,614
Объем продаж представляетсобой пятифакторную мультипликативную модель:
V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч
Рассчитаем объем продаж,приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1машино-час работы оборудования по следующей формуле:
Вч= (V / ОСпр/ Чд / Ксм / Чч)* 1000
Для расчёта влиянияфакторов воспользуемся методом абсолютных разниц.
Рассчитаем влияниеизменения первоначальной стоимости активной части производственных основныхсредств на объём продаж:
ΔV (ОСпр)=Δ ОСпр*Чд0* Ксм0*Чч0* Вч0 /1000
Рассчитаем влияниеизменения количества дней, в течение которых основные средства находились врабочем состоянии на объём продаж:
ΔV (Чд)= ОСпр1 * ΔЧд * Ксм0*Чч0* Вч0 /1000
Рассчитаем влияниеизменения коэффициента сменности работы оборудования на объём продаж:
ΔV (Ксм)= ОСпр1 * Чд1 *Δ Ксм *Чч0* Вч0/1000
Рассмотрим влияниеизменения средней продолжительности смены на объём продаж:
ΔV (Чч)= ОСпр1 * Чд1 * Ксм 1* ΔЧч * Вч0/1000
Рассмотрим влияниеизменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной частиосновных средств за машино-час работы на объём продаж:
ΔV (Вч)= ОСпр1 * Чд1 * Ксм 1* Чч1* Δ Вч/1000
На основании приведённыхрасчётов можем сделать вывод о том, что: за счёт увеличения первоначальнойстоимости активной части производственных основных средств объём продажувеличился на 80839,335; при увеличении числа дней в году, в течении которых основныесредства находились в рабочем состоянии объём продаж увеличился на 113789,782тыс. руб.; из-за увеличения коэффициента сменности работы оборудования на 0,3объём продаж увеличился на 1137897,823 тыс. руб.; при увеличении среднейпродолжительности смены на 0,2 часа объём продаж увеличился на 178684,674 тыс.руб.; за счёт уменьшения объёма продаж, приходящегося на 1 тыс. руб.стоимостиактивной части основных средств за Машино-час работы на 0,1283 объём продажуменьшился на 953851,614 тыс. руб.
В общем можно сделатьвывод, что на объём продаж отрицательно подействовал только объём продаж,приходящейся на 1 тыс. руб.стоимости активной части основных средств замашино-час работы.
4. На основанииданных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктовработы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельностиорганизации. Сделайте вывод по полученным результатам
Таблица 4
Характеристикасоотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессепроизводства№ п/п Показатель Прошлый год Отчётный год Темп прироста Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж
экстенсив
ности
использо
вания
ресурсов Кэкст*100 интенсивности исползования ресурса 100-Кэкст*100 А Б 1 2 3 4 5 6 1 численность рабочих, чел. 11214 12285 9,5506 1,0303 103,0293 -3,0293 2 среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. 1984800 2014000 1,4712 0,1587 15,8708 84,1292 3 стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. 1221080 1439100 17,8547 1,9261 192,6123 -92,6123 4 Выручка от продаж, тыс. руб. 5494860 6004220 9,2698 х х х 5 алгоритм расчёта комплексного показателя использования ресурсов х х х ∑Кэкст 1/n ∑К экст1/n*100/n 100-∑Кэкст*100/n 6 комплексные показатели использования ресурсов х х х 1,0384 103,8375 -3,8375
Выполненные в таблицерасчёты показывают, что использование ресурсного потенциала организацииосуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путём. Прирост выручкиот продаж достигнут за счёт вовлечения в производство дополнительных ресурсов.
5. Определитекомплектный резерв увеличения объёма продаж за счёт лучшего (экстенсивного иинтенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия
Таблица 5
Комплектный резервувеличения объёма продаж продукции за счёт внутренних резервов использованияресурсов (тыс. руб.)№ п/п Показатель Резерв увеличения объёма продаж, выявленный в процессе анализа Резерв увеличения объёма продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов 1 возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования трудовых ресурсов 251842,500 251842,500 2 возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования материальных ресурсов 431730 251842,500 3 возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования основных производственных средств 953851,614 251842,500 4 Итого комплексный ресурс х 251842,500
Максимальная величинарезервов выявлена по основным производственным средствам – 953851,614 тыс.руб., минимальная – по трудовым ресурсам – 251842,5 тыс. руб. Комплектнымрезервом будет минимальный резерв, так как именно в этом размере ростпроизводства будет обеспечен всеми группами ресурсов. В данном случаекомплектный резерв (объем продукции) составит 251842,5 тыс. руб.
Максимальный резерв поосновным производственным фондам в 953851,614 тыс. руб. не может бытьиспользован до тех пор, пока не будут выявлены возможности увеличения объемапроизводства в том же размере и по двум другим группам ресурсов, то есть покаон не будет укомплектован.
Анализ производства иобъёма продаж
6. Определите влиянияна прирост объёма продаж изменения количества проданной продукции (внатуральном выражении), её структуры и цен на неё. Дайте оценку экстенсивностии интенсивности влияния выявленных факторов и резервов