Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп. У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный . Они кри- тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое стремление к исправ- лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов меньший объем запоминания и воспроизведения материала
, неустойчи- вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических процессов ,сни- жение уровня обобщения и осмысления действительности у них затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей повышенная возбудимость , раздражительность или общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость , многократная смена настроения и др. Психолого- педагогическая коррекция речи у детей логопедических групп должна
включать комплекс мероприятий , направленных на устранение неблагопри- ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на улучшение общего психического состояния ребенка , на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения , на организацию правильного речево- го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком . Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп упражнений
и осуществляется на основе данных обследований . На первом этапе отрабатывается речевое фонационное дыхание. Тренировка начинается с приведения ребенка в состояние покоя и расслабления мышц плеч, грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений стоя ,сидя, лежа. 1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный и спокой- ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. 2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке на губах . Для достижения , а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно 3-6 раз произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы типа у , о , ух, ухо, уж, урок, уснуть , утюг,уют, кто от кого , тот в того, чужую беду руками
разведу, дружба дружбой , служба службой, за труд чтут, очи ушей верней, повинную голову меч не сечет 3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную пленку или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что имитирует психолог своим голосом . Это может быть , например стук часов, крик воро- ны, жужжание жука , писк комара и др. 4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить , какой одина- вый звук он слышит в
словах сад, маска, лес и.т.п и поднять руку если слышит звук с. Далее ребенок определяет место звука , например с , в словах нос, пояс, сапог, песня. После этого ребенку предлагается придумать слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три- четыре звука. Заключительное упражнение состоит в том , что психолог произносит слова- квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует соответству- ющий предмет или подбирает подходящую картинку.
Предлагаются следую- щие слова уши-ужи, крыша-крыса, мишка-миска, ложки-рожки, рак- лак, пилот-пирог и.т.п. 5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и динамической скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз 3-5 хлопнуть мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от одного края стола, попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка просят проскакать поочередно на правой и левой ногах , например от стола к двери. Упражнение повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в зависимости от возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или подражая ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем расслаблять их , свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя кисти. 6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу , пробует произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в
твердое небо, мягкого неба путем зевка , лица нахмуривание бровей , зажмуривание глаз , затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба состояния ребенок пытантся выдерживать от 3 до 5 сек. 7. Развитие речевого дыхания нижнереберного типа с длительным и нтенсивным выдохом. Психолог с целью контроля кладет руку на нижние отделы грудной клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с помощью игры Спасательный жилет.
Во время вдоха- жилет надувается- нижние отделы грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь во время выдо- ха вытащили пробку- брюшные мышцы и грудная клетка медленно втяги- ваются до исходного положения. Далее выполняется это же упражнение , но на выдохе ребенок пытается произносить звук ф в течение 4-6 с. Для удлине- ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на духовых инструмен- тах дует в свисток или рожок , играет на губной гармошке.
Длительность выдоха доводится до 6-8 с. 8. Упражнения на развитие внимания. 1 Незнайкины небылицы. Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в них . Когда он стал рассказывать свои историии друзьям , все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки , теплые сапоги , шу- бы и отправляются кататься на санках Весной все звери готовятся к долгой спячке Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды. 2 Цветик- семицветик Взрослый рисует цветок с семью лепестками красным, желтым, голубым, розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая. Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же. 3 Невнимательный садовник Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду , но
он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики , если на них написано Яблоня, Груша Вишня, Роза, Слива, Береза, Персик. 4 Паровозик с клоунами Все дети превращаются в поезд, в котором едут клоуны. Клоуны лю- бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому поезд по сигналу взрослого гудок останавливается,
вагончики разъезжаюются в разные стороны, де- ти падают. Основная задача – при падениии быть внимательным к окру- жающим детям , стараться их не задеть. После того как поезд отремонти- руюют, игра продолжается. 5 Летает – не летает. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки.
Если не летает руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался платит фант , который в конце игры выкупается. 9.Упражнения на развитие мышления. 1 Разрезные картинки складывание рисунка из его частей Берется любая открытка лучше использовать изображение неживого мира и разрезается на две равные части
. Ребенка просят составить ее. Другая на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок ориентируется на рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет. .2 Придумаем загадку. Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов . Например Большой, круглый, полосатый, а внутри красный арбуз.Затем добавляются функциональ- ные признаки Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает пылесос. Далее предлагаются сравнения и литературные загадки . Например Крашено Коромысло через реку повисло радуга. Непонятные слова объясняются. 3 Что лишнее Взрослый называет три позже четыре предмета , один из которых не под- ходит к данной классификации. Например огурец, яблоко, помидор овощи- фрукты стул, стол, шкаф
, платье мебель- одежда. Ребенок выделяет лишний предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору- картинки и предметы. 10. Упражнения на развитие памяти. 1 Телефон В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное сообщение передается друг другу , пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состо- ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.
2 Рассказы по картинкам Ребенку предлагается составить рассказ по картинке . Используются смешные сюжеты, можно из комиксов. 3 Рассказы по памяти Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм. 4 Слова Дети по очереди называют слова , где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например арбуз-зонт-троллейбус 11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
1 О рыбаке и рыбке Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или кратко перессказы- вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки , изображая море поднимают и опускают сцепленные руки.Можно использовать музыкальный фон- морские звуки.
Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или пере- делать ее. 2 Воробьиная семья Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации. Жила-была в лесу воробьиная семья мама, папа,сын.Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзья- ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем кто не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду , но воробы- шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели не крошки. Папа- воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула.
Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьи- ной семье был серьезный разговор дети чирикают, интонациями передавая чувства мамы , папы, сына. Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему хотелось доказать всем , какой он взрослый.
Воробышек объяснял , что очень хотел бы ,чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения , и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу.
3 Три поросенка Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а все дети выполняют действия героев мимикой, пантомимикой, интонациями. Можно распреде- лить роли между детьми, использовать маски. 4 Брыкающаяся лошадка Все дети превращаются в лошадок и свободно размещаются на ковре стоят на коленях, опираясь о пол руками.Взрослый читает текст сказки. Жила-была лошадка , которая очень любила брыкаться и капризничать.
Ей мама говорит Покушай , доченька, травки свеженькой. Не хочу, не буду кричит лошадка и брыкается ножками дети выполняют дейст- вия. Папа уговаривает лошадку Погуляй , поиграй на солнышке. Не хочу, не пойду- отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли угово- рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А на- встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке Не уходи, лошад- ка, далеко в лес , ты еще маленькая. Лошадка опять упрямится Я не ма- ленькая , куда хочу, туда и хожу А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой.
А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться , что волк убежал и никто его там больше не видел дети выполняют все действия . Лошадка перестала упрямиться и капризни- чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается ножками, подбра- сывает высоко мячики на радость зрителям. 12.Упражнения на снятие психофизического напряжения. 1. Игра Подснежник релаксационный комплекс 1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок.
Он крепко сложил свои лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны дети садятся на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову. 2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуж- дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный сугроб дети медленно приподнимаются и встают. 3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а цветочку очень хочется почувствовать тепло дети
тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки. 4. Но вот подснежник вырос, окреп дети опускаются на ступни . Лепестки стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гор- дится своей красотой дети медленно опускают руки , плечи , улыбают- ся. Этоя – первый весенний цветок и зовут меня подснежник кива- ет он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал подснежник раска- чиваться в разные стороны дети раскачиваются. Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину дети ложатся на ковер. 6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям звучит природная музыка, дети лежат на ковре и путе- шествуют с закрытыми глазами. Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную страну дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радова- лись. 2 . Игра Гусли-самогуды релаксационно- танцевальный комплекс. 1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно. В сказочном дворце, На высоком крыльце, Звучит грозный указ, Добрым молодцам наказ Кто сумеет станцевать Так, как гусли нам велят, Тот и будет помогать
Нашим царством управлять. Гусли, гусли- самогуды Распевают песни всюду. Раз готовы вы друзья, Танцевать нам всем пора. 2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети стоят, танцуют мышцы плеч и рук. Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой , пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте. Пляска стала затухать , Тише музыка играть. 3. Меняется ритм музыки , танцуют мышцы ног. Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься Пятки, пальцы и колени Заплясали как хотели. Как им весело плясать Только стали уставать. 4. Меняется ритм музыки , танцуют мышцы живота. Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох , покрутись.
Лежебока, эй , проснись 5.Меняется ритм музыки , танцуют мышцы плеч. Вот поднялись наши плечи. Выше, выше, резче, резче. Стали плечи затихать, Затихать и засыпать. 6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм, танцуют мышцы лица. Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцуй еще минутку. 7.
Ведущий выбирает ребенка , который старался , был внимательным. Ребенок заказывает любые движения для всего тела. Вновь народ стоит и ждет. Что нам музыка споет Ты, помощник, выходи, Общий танец закажи. Звучит ритмичная музыка , все танцуют заказанный танец , выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию , так, как хочет само тело. 8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер. А теперь, все отдыхаем . Отдыхаем и мечтаем О волшебных берегах, О невиданных краях. Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. Гус- ли-самогуды замолкают, и дети рассказывают по желанию о своих образах- мечтах.