Компьютер в сфере образования

Федеральноеагентство по образованию
Братский педагогический колледж                                                                          государственного образовательного учреждения                                                                 высшего профессионального образования                                                                              «Братский государственный университет»
Доклад
по культуре интеллектуального труда
на тему: Компьютер в сфере образования
Выполнил:студент 4 курса
Загарских Дарья Александровна
Специальность 050702.52 Организациявоспитательной
деятельности
Руководитель:
Судник Валентина Владимировна
Братск 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3                                                                                                       
Компьютер – панацея или необходимость?…………………………………..4
Причины  разочарования применения компьютера…………………………5
Пути становления электронногогосударства…………………………………6
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемыхисточников……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человечествовступило в 21 век —  «век скоростей»,  «век информации». С не меньшей справедливостьюего можно квалифицировать как «век образования».
Внашу жизнь постепенно, но прочно вошел компьютер. Наше будущее, несомненно,будет связано с ним больше и больше. И одна из главнейших сфер нашей жизни — образование — тоже делает решительные шаги в эту область.
Проводятсясеминары и конференции для учителей, что помогает освоить новые методы испособы организации учебного процесса.
Компьютеризацияобъясняется и тем, что время предъявляет новые требования: другие навыкинеобходимы человеку, чтобы его приняли на работу и он мог успешно справляться сделом. Дети получают знания, используя новые способы доступа к ним.
 Изменилась не только сумма знаний, необходимыхсовременному человеку, но способы изучения нового.
Глобальныеизменения коснулись практически всех областей человеческой деятельности, поэтомутребуется полный пересмотр системы образования, выработанной в началедвадцатого столетия.
Принимаяво внимание всё вышесказанное темой доклада выбрана проблема компьютеризации  сферы образования.
КОМПЬЮТЕР – ПАНАЦЕЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Сначала это былрадиоприёмник, затем кино, потом телевидение. Каждая из названных форм в началесвоего существования виднелась некой волшебной технологией, которая кореннымобразом изменит всю систему образования. Теперь их место занял компьютер.
Компьютер быстро вошел внашу жизнь. Ониспользуется в разных сферах – сельском хозяйстве, науке, медицине, в магазинахсамообслуживания. Не могут обходиться без компьютеров и образовательныеучреждения.
Достаточно сказать, чтотрёхлетние дети учатсяразличать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать иписать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебныезаведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомногореактора превысит допустимый предел.
Политики повсеместнозаявляют о необходимости замены надоевшей и устаревшей классной доски иучителей «всемирной образовательной панацеей» — компьютером.
Во всём мире миллиардыдолларов тратятся на оснащение школьных классов компьютерной техникой.
Доходит и до курьёзов: вомногих сельских школах, где не установлены компьютерные классы, всё же ведётсяпреподавание информатики без помощи компьютера, но при помощи доски (так какинформатика – обязательный предмет). А можно ли научить водителя ездить наавтомобиле без автомобиля?
Исследования призываюткак можно чаще использовать эти «чудесные» машины в школе. Одни из них видят вшкольном компьютере лишь тренажёр, который научит детей общаться с подобногорода машинами (лишь на уроках информатики), другие безапелляционно говорят онеобходимости использовать компьютер при исключении всех без исключения  школьных предметов и, таким образом, почтивытеснить учителя из класса, сделав из него лишь инструктора по пользованиюкомпьютером.
Современныё исследования,проведённые в Стенфордском (США), Иерусалимском (Израиль) университетахпоказали, что действительно существует сёрьёзная разница в результатах обученияпри и без помощи компьютера. Надежда на компьютер, как на главное средствообучения в школе будущего не оправдались.
Самым впечатляющимявляется тот факт, что группы четвероклассников, изучавших математику припомощи компьютера, усвоили знания гораздо хуже своих сверстников, которыеизучали математику при помощи доски и учителя. Такие же результаты былидостигнуты и при изучении иностранных языков.
Ради справедливостиследует отметить, что использование компьютера при обучении математике встарших классах даёт более высокие результаты, однако тоже проигрывает посравнению с классной доской и мелом.
На мой взгляд использованиекомпьютера в обучении является не просто необходимостью, а возможностьюподготовить школьников к жизни и работе в информационном обществе, когдажизненный успех обусловлен оперативным использованием в процессе труда полной  и качественной информации.
В чём же причины полного разочарования результатов применениякомпьютера?
Во-первых, ребёнокусваивает материал лучше, если он оказывается «лицом к лицу» с учителем.Образовательные пакеты разрабатываются программистами – людьми, далёкими от преподаванияконкретного предмета – без учёта особенностей развития каждого ребёнка.Хороший, профессиональный учитель же, наоборот, способен уловитьиндивидуальность каждого из своих питомцев и таким образом построить учебныйпроцесс, чтобы все учащиеся способны были усвоить материал.
Во-вторых, компьютеробладает “беспредельным терпением”: он будет повторять объяснения пять, десятьи даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия.
В-третьих, он позволяетвыбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам,которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы.
 И, в-четвёртых, когда вы сидите передкомпьютером, он целиком и полностью занят только вами, т.е. “всё его внимание”– только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же, поскольку многие учебныепрограммы не только познавательны, но и очень увлекательны.
Пути становления электронногогосударства
Несомненно, каждыйпереход к новому образованию проходит сложно, зачастую сопровождаясь кризисами.Важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить способы управления,модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьёзных социально-экономическихпотрясений.
В этих условияхнеобходимо переходить на новый уровень подготовки преподавателей, педагогов кприменению и внедрению предложенных им самим временем форм, методов обучения.
Работа в этом направленииуже активно ведётся – проводятся курсы, семинары, конференции, разрабатываютсяразличные целевые программы,  педагогические проекты, электронные учебники.
Также необходимообеспечивать образовательные учреждения средствами вычислительной техники,  которые будут реализовывать функции,необходимые для их использования в качестве мощного инструмента образования, (признанонаше отставание: в Европе один компьютер приходится на 12-15 учащихся, а вРоссии на 500), а также средствами доступа к глобальным информационнымресурсам.
Что касается учебнойтехники, то, при отсутствии средств на ее приобретение, наиболее перспективныйпуть сегодня — собственные, сравнительно дешевые разработки.
Особое вниманиенеобходимо уделить разработке образовательных серверов, сайтов, способныхохватить максимально широкую аудиторию. Речь уже сейчас может идти о созданиицентрализованной системы компьютерного тестирования знаний выпускниковобщеобразовательных учреждений, системы центров удаленного доступа кучебно-лабораторному оборудованию, распределенного университетскогобиблиотечного каталога.
Кроме обеспеченияаппаратными средствами, появление новой индустрии в сфере образования повлечетза собой разработку учебных планов, систем программного обеспечения и многоедругое, что необходимо для обучения, основанного на использовании компьютеров.
Постепенно мы должнытрансформировать учебные и рабочие планы в сторону уменьшения аудиторнойнагрузки преподавателей, смещения центра тяжести на дистанционные формы внежесткого расписания, самостоятельную работу студентов при консультационной иметодической поддержке преподавателей.
Более правильным будетсовмещение новых и старых методов и средств обучения. Как доказывает жизнь, нестоит отказываться от всего старого и безоговорочно применять всё новое.
Так следует отметить, чтокомпьютер является незаменимым контролёром качества знаний, демонстрационнымоборудованием, модулятором (при изучении геологических процессов, физических ихимических явлений, истории, биологии).
 Машинное моделирование позволяет провести“страшные”, дорогие, длительные и другие реально невыполнимые или трудновыполнимые эксперименты. Например, можно научиться препарировать лягушку,управлять древней империей или отправиться поездом в путешествие по стране.
 Компьютеры в учебных заведениях используютсяне только для обучения. Администрация школы, например, на основе баз данных,хранящихся в машине, составляет расписание занятий, отчёты и сводки сведений обучащихся. Кроме того, учащимся предоставляется информация о высших учебныхзаведениях и приобретаемых в них профессиях. Все преподаватели ведут с помощьюкомпьютера классный журнал, а учитель физкультуры ещё следит и за движениемспортивного инвентаря, календарём спортивных соревнований и регистрацией ихрезультатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формированиеинформационной культуры личности стало одним из направлений современнойинформационной политики. Много работы ещё предстоит, но наша страна направильном пути.
Грамотное внедрение иэффективное использование информационных технологий в образовательном процессесовременной российской школы позволит говорить не об управляемом, а онаправляемом развитии – великий педагог Г.Нейгауз говорил о том, «что талантывоспитать нельзя, можно создать только среду для произрастания талантов».
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Бейзеров В.А. Школа и компьютер //Образование в современной школе. – 2003. — № 5. – с. 39-40.
2.    Фигурнов В.Э. IBMPCдля пользователя. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 241.
3.    Окулов С.М. Можно ли создатьнелинейную среду обучения? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. — №6. – с.19.
4.    Богдановская И.А. Что такое«электронное государство» // Народное образование. – 2006. — № 7. – с. 157.
5.    Паперт С. Вслед за миром //Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. — № 1. – с. 15.
6.    В.Н. Васильев, С.К. Стафеев // Комьютерныеинструменты в образовании. – 2002. — № 5. – с. 18      .