ВВЕДЕНИЕ
«Пиратство»в России — проблема прежде всего экономическая, а уж во вторую очередь — правовая или политическая. Хотя есть и другое мнение, которое выражают восновном правообладатели: вопросы связанные с авторскими правами иинтеллектуальной собственностью, должно решать государство, организуя отлов ипреследование пиратов. Им, правообладателям конечно, интереснее жить в среде, вкоторой не придётся самим гоняться за каждым отдельно взятым торговцем, и втаком стремлении нет ничего зазорного. Уверяю, что не все, но большинство,оказавшись на их месте, в меру собственной влиятельности точно так жестремилось бы скорректировать что законы, что практику их применения в своюпользу. Но нынешние правила игры таковы, что точка зрения правообладателей взаконе не закреплена и только отражает их объективные экономические интересы.
Вопрос,в сущности, в том, представляют ли деяния, совершаемые пиратами, общественнуюопасность и, соответственно, на ком должны лежать издержки по защите интересоввладельцев авторских прав — на государстве, выражающем, по идее, именнообщественные интересы, или на тех, кто считает себя пострадавшим. Но надопомнить, что даже на западе, где соответствующие традиции очень сильны,реализовать для правообладателей стерильную среду обитания не удавалосьникогда. В России же такие попытки и вовсе бы ни к чему толковому не привели:усиление роли государства чревато в наших сегодняшних условиях лишь укреплениемчиновничества и усугублением коррупции, а не улучшением условий хозяйствования.
Пиратствов музыкальной и видео промышленности сегодня набирает обороты. Также процветаети нелегальное копирование с помощью сети интернет. Прежде всего, продолжаетсякопирование в хорошо известном формате МР-3.
Цельданной курсовой работы- рассмотреть проблему «пиратства» в музыкальной, видео иПО промышленности. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
— рассмотреть сущность и масштабы аудио, видео пиратства;
— охарактеризовать компьютерное пиратство;
— изучить наиболее распространенные формы компьютерного пиратства;
— изучить развитие системы международной охраны авторских прав;
— дать характеристику участия Российской Федерации в Международной охранеавторских прав;
— рассмотреть современные методы борьбы с пиратством в РФ.
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МАСШТАБЫ ПИРАТСТВА ВСОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Сущность и масштабы аудио, видеопиратства
Пиратамдвадцать первого века уже не нужно грабить торговые суда на морях и океанах.Гораздо прибыльнее сегодня заниматься нелегальным копированием аудио и видеопродукции. Пиратство в музыкальной и видео промышленности сегодня набираетобороты.Пиратская продукция получила широкое распространение на нашем рынке. Но,справедливости ради надо заметить, что эта проблема стала глобальной и вызываетобеспокоенность во всем мире, в том числе и в странах СНГ. Когда-топиратские рынки кино, музыки и программ для компьютеров были достаточнообособленны, требовали разного оборудования и людей разной специализации.Массовое распространение цифровых носителей и интернета привело к унификации:все стали работать практически по одним правилам.
Новейшие«хиты» аудио рынка, видео кассеты, CD-диски и DVD-диски с фильмами, которыенедавно стали показывать в кинотеатрах, а иногда даже еще не вышли в прокат – теперьвсе это мы с легкостью можем приобрести на отечественных рынках и в магазинахаудио-видео продукции. Даже голливудскиеблокбастеры появляются там буквально на следующий день после премьеры.
Аудио-видео«пиратство» — незаконное присвоение и использование чужой интеллектуальнойсобственности[1].
Наибольшеераспространение аудио-видео «пиратство» получило в сфере воспроизведения ираспространения фонограмм и аудиовизуальных произведений. Это объясняетсясовершенствованием технических средств, позволяющих осуществлять перезапись вдомашних условиях и высокой прибыльностью такого рода деятельности.
Всяпиратская аудио-видео продукция делится на две основные группы[2]:
— фонограммы и видеофильмы, которые никогда не имели разрешения нараспространение на территории РФ;
— копии фонограмм и аудиовизуальных произведений, которые ранее распространялисьна законном основании.
Происходитэто так. В первом случае без разрешения правообладателя видеофильмы илизвукозаписи вообще не должны находиться в обороте в РФ. Готовые экземплярынезаконно ввозят из-за рубежа, либо ввозят несколько копий и тиражируют.
Вовтором случае правообладатель дал разрешение на распространение своей продукциив РФ, был заключен договор на выпуск 1 тыс. видеокассет и их распространение,но потом предприимчивые дельцы организовали выпуск новых экземпляров (сверхдоговорной тысячи). При этом они скопировали упаковку, наклейки, внешний видкассеты. Эти дополнительные экземпляры и являются «пиратскими»(контрафактными), и обнаружить их можно при осмотре (если качество изделияневысокое) или при проведении экспертизы.
Спомощью специального оборудования, выявляют различия по внешнему виду,качеству, характеристикам записи и т. д.
Незаконноеиспользование аудиовизуальных произведений и фонограмм осуществляетсяследующими способами:
— воспроизведение аудио-видео продукции путем тиражирования нааудио-видеокассетах,CD и DVD дисках;
— распространение аудио-видео продукции путем оптовой и розничной продажи, атакже сдачи в прокат;
— путем публичного показа и исполнения без согласия правообладателя видеофильмови фонограмм в видео салонах, видео барах, дискотеках и т. д.
Перевестифильм и сделать обложку стоит в пиратских условиях от $300, если нанимать студентовпервых курсов факультетов иностранных языков. Еще дешевле стоит оформлениемузыкального диска — там речь может идти вообще только об обложке, никакихпереводов не надо. Сложнее с программным обеспечением. Перед тем кактиражировать диски, программы скачивают в интернете, ломают, сортируют,переводят и обрезают ненужные хвосты, чтобы программ поместилось на диске какможно больше. За подобную работу программисту платят несколько тысяч долларов.
Такимобразом тиражируются популярные программы. Проще производителямузкоспециализированного программного обеспечения, распространяемого по своимканалам. Взламывать и распространять их пиратам нет смысла, так как затратымогут быть очень существенными.
Дальшенаступает самое сложное: тиражирование и распространение. Пираты-производителибывают трех типов. Самый древний — домашние студии. Жилые квартиры снесколькими записывающими DVD-плейерами или компьютерами производят, по даннымГРАВТ, от 5% до 10% от всей продукции. В последние годы таких «пираний» на рынкевытесняет рыба покрупнее: при больших объемах производства издержки меньше.
Около30-40% рынка принадлежит небольшим подпольным цехам, которые размещаются вофисах, подвалах, складах. Потребитель, покупая их продукцию, часто можетнарваться на плохое качество. «Домашние студии и подпольные цеха, если речьидет о кино- или аудиопродукции, могут делать достаточно профессиональныекопии, когда у них есть хороший «исходник», что бывает не всегда. Раньше, в веккассет и дискет, качество копий часто было отвратительное, но цифровую записьиспортить очень сложно».
Асамый серьезный конкурент «лицензионщиков» — это они сами. Основная доляконтрафакта на рынке — левые тиражи, которые выпускают официальные российскиезаписывающие заводы. Всего в стране 50 таких предприятий. За смену каждое изних способно выпустить 50-100 тыс. копий дисков. И покупатель даже недогадается, что приобрел контрафакт: «неправильные» копии от «правильных» неотличаются ничем.
Левыетиражи официальных заводов могут попасть даже на прилавки крупных сетей.Продукция прочих пиратов распространяется через лотки и небольшие точки продаж.Большинство павильончиков, которыми заполнен весь город, торгуют смешаннойпродукцией — лицензионной и пиратской поровну.
Наруку пиратам и то, что легальные производители сами установили для себяограничения по времени выхода фильма на домашних носителях — кассетах и DVD.Сначала они собирают все деньги с проката, и только потом фильм появляется вмагазинах. На Западе с момента премьеры до появления диска проходит от двух дошести месяцев, в России, где пираты расторопней,- не больше двух.
Чтокасается качества, то здесь действует один принцип: чем больше прошло временипосле выхода «лицензии», тем качественнее версия у пиратов. Новинки, скачанныеиз интернета, хорошим качеством, как правило, не отличаются, а вот стараяпродукция, копии которой делаются с «лицензии», по качеству от оригиналаотличаться не будет ничем. Сами точки продаж пиратской продукции также весьмаориентированы на клиента. Практически на любом столичном лотке, торгующемфильмами, можно за дополнительную плату в 20-60 руб. поменять диск на другоекино.
Ущерб,который причиняют «пираты», складывается из следующих позиций:
— доходы, которые не получают авторы аудиовизуальных произведений;
— прибыли, которые не получают производители фонограмм и аудиовизуальныхпроизведений;
— налоги, не поступающие с доходов авторов и исполнителей, и прибылейпроизводителей фонограмм и аудиовизуальных произведений;
— потери от инвестиционной непривлекательности рынков, на которых широкораспространено пиратство;
— пиратство наносит серьезный морально-политический ущерб.
МеждународныйАльянс Интеллектуальной Собственности International Intellectual PropertyAlliance пришел к выводу, что Россия стала мировым лидером по объемуконтрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности. 85%программного обеспечения, проданного в России в 2006 году, было пиратским.Ущерб, нанесенный американским производителям, оценивается в $784.4 млн.Пиратские копии составляли 67% проданных в России музыкальных записей (ущербамериканским компаниям составил $475.9 млн.), 81% кинофильмов (соответственно,$266 млн.), 82% развлекательного программного обеспечения ($223.9 млн.).Американские держатели авторских прав на литературные произведения и иныекнижные издания оценивают свой ущерб от российского пиратства в $42 млн. Всего,в 2006 году российские пираты нанесли США ущерб в размере $1 756.2 млрд. Такимобразом, Россия вошла в первую тройку стран, где наиболее активны пираты — на первомместе Китай ($2 366 млрд.), на третьем — Италия ($1 621 млрд.)[3].
Вдокладе Альянса, Россия названа «приоритетным государством». Это означает, чтов 2007 году Администрация США будет внимательно следить за ее действиями всфере защиты интеллектуальной собственности и, если Правительство России небудет бороться с пиратством должным образом, вводить торговые санкции.
Украина(по неполным данным, ее пираты украли у американских компаний $91.8 млн.)занесена в список «стран приоритетного наблюдения» (в нем также находятсяАргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Египет, Индия,Индонезия, Израиль, Ливия, Китай, Филиппины, Таиланд, Турция и Венесуэла).Беларусь (ущерб оценивается минимум в $25 млн.), Казахстан ($20 млн.), Латвия($25.8 млн.), Литва ($25.9 млн.), Таджикистан ($5 млн.), Туркменистан ($7 млн.)и Узбекистан ($30 млн.) попали в следующую градацию — «список наблюдения»(всего 29 государств). Азербайджану ($15 млн.) и Эстонии ($17.9 млн.) США будутуделять «особое внимание» (наряду с еще 20-ю странами).
Сложнаяситуация в сфере прав на интеллектуальную собственность сложилась в 68 странахмира. Убытки от пиратства в 2006 году составили $30-$35 млрд. (интернет-пиратствоне учитывалось). В Международный Альянс Интеллектуальной Собственности входятсемь крупнейших бизнес-ассоциаций США: например, Ассоциация американскихИздателей Association of American Publishers, Альянс Производителей ДеловогоПрограммного Обеспечения\Business Software Alliance, Киноассоциация Америки MotionPicture Association of America и др. По оценкам 2004 года, отрасли экономики,которые в наибольшей степени страдают от пиратства, обеспечивают от 60-ти до12% валового внутреннего продукта США[4].
1.2Компьютерное пиратство
Экономикавсех стран мира несет колоссальные потери из-за компьютерного пиратства.С появлением все более передовых технологий и расширением сферыохвата интернета незаконное распространение ПО и других объектовинтеллектуальной собственности приобретает все больший масштаб.
Термин«компьютерное пиратство» обозначает нарушение авторских прав на программноеобеспечение (ПО). Такое нарушение возникает при несанкционированномправообладателем копировании, использовании и распространении программногообеспечения.
Нарушениеавторских прав на программное обеспечение оборачивается потерями тысячрабочих мест, миллиардами незаработанных средств и неполученныминалоговыми поступлениями.
Припокупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретаетв действительности лишь право (разрешение) на его использование. Самапрограмма не переходит в его собственность. Авторские правана саму программу сохраняются за автором (правообладателем),в собственность покупателя переходят только материальные носители,на которых она распространяется (например, диски и документация). Ценностьпрограммного продукта и его потребительная стоимость заключены отнюдьне в коробке или компакт-диске с копией продукта, а в записанномна этом диске программном коде — миллионах элементарных инструкций, подсказывающихкомпьютеру, что делать.
Компьютерноепиратство наносит ущерб всем: конечным пользователям, уважающим закон реселлерам,индустрии программного обеспечения, а также экономике целых стран и отдельных регионов.Сегодня все мы уязвимы для пиратов как никогда раньше — вследствие успехов техническогопрогресса и широкого распространения компьютеров. Эти факторы, как известно, упрощаюти удешевляют массовое распространение незаконных копий ПО и других объектов интеллектуальнойсобственности.
Россиянередко становится объектом критики Запада в вопросе компьютерного пиратства. Ноу каждого явления есть и свои специфические отличия. Например, говоря о компьютерномпиратстве, все в то же время отмечают чрезвычайно низкий уровень воровства и подделокразработок программного продукта, выполняемого по заказам западных компаний. Более30 тысяч официальных российских разработчиков, входящих в организацию «Некоммерческоепартнерство поставщиков программных продуктов» в этом плане, возможно, оказываютсядаже более честными, чем их коллеги на Западе, занимающиеся аутсорсингом.
Нарушениепрямого договора с иностранным заказчиком, платящим за конечный продукт, обман егодоверия и прямая кража — это за границей самый серьезный тип нарушения прав интеллектуальнойсобственности. Такое пиратство граничит с промышленным и интеллектуальным шпионажеми жестко преследуется законами многих развитых стран.
Поданным управления «К» Министерства внутренних дел РФ ведет борьбу с преступлениямив сфере высоких технологий большинство компаний и фирм (по некоторым данным до 90%) используют контрафактное программное обеспечение). Наиболее часто используютсяпрактически бесплатные скопированные программы Microsoft Office. А лицензионныйпродукт, к примеру, Windows XP Professional продается в магазине или на фирме за130-150 долларов. И корпоративные и частные клиенты в России сходятся во мнении,что цены на легальные программные продукты запредельные.
Попыткибороться с пиратством путем облав на торговых точках и с помощью экскаваторов оказалисьпочти провальными, а законодательные инициативы — нежизнеспособными. Потребительпродолжает голосовать за дешевый продукт деньгами — в прошлом году россияне заплатилиза контрафактное программное обеспечение 1,4 млрд. долларов. На покупку программногообеспечения во всем мире в прошлом году было потрачено 90 млрд. долларов. По даннымбизнес объединения BSA и аналитической компании IDC, не менее трети этой суммы оселов карманах изготовителей и продавцов контрафактной продукции. А она составила 35%всех проданных в мире копий программного обеспечения (ПО).
Всписке любителей контрафактных программ россияне делят пятое место с Индонезией,следуя за жителями Вьетнама (92%), Украины (91%), Китая (90%) и Зимбабве (90%).Таким образом, ситуация не меняется, несмотря на облавы милиции, антипиратские выступленияпроизводителей и растущую антирекламу контрафакта. Что, в общем, неудивительно.Полноценные версии лицензионного программного обеспечения стоят в несколько раздороже, чем пиратские копии. Так, официальная версия «1С Бухгалтерии» стоит порядкадвух тысяч долларов, ее контрафактная версия всего 100 долларов. Таким образом,вопрос о том, какой продукт выбрать — легальный или нет, — у покупателя возникаеточень редко. С другой стороны, многие потенциальные потребители нелицензионки, считают,что если бы софтверные компании продавали свой продукт в пределах 100-300 рублей,практически все они с радостью купили бы законную продукцию.
Естьи явные лидеры в использовании законного ПО – это многочисленные госучреждения,особо не экономящие бюджетные деньги, и частные компании мобильной телефонии, заработанные«живые деньги» за услуги связи — они могут доверить только лицензионных программнымпродуктам.
Россиянамерена в ближайшее время вступить в ВТО, а одно из основных требований – защитапродуктов интеллектуальной собственности. И государство намерено сделать все, чтопонизить уровень подделок в сфере IT-технологий до «цивилизованных» 60-70%, чтосоответствует среднему уровню по Восточной Европе.
Снижениеуровня компьютерного пиратства может придать новый импульс как развитию мировойэкономики в целом, так и экономическому развитию отдельных стран и регионов — благодарясозданию новых рабочих мест, расширению возможностей для предпринимательства и поступлениюв бюджеты дополнительных налоговых отчислений.
1.3Наиболее распространенные формы компьютерного пиратства
Подкомпьютерным пиратством обычно понимается несанкционированное правообладателем копирование,использование и распространение программного обеспечения. Компьютерное пиратствоможет принимать различные формы, однако можно выделить пять наиболее распространенныхего разновидностей:
1)Незаконное копирование конечными пользователями
Одиниз самых часто встречающихся видов компьютерного пиратства — это «простое» копированиепрограммного продукта частными пользователями и организациями, не обладающими правамина выполнение таких действий.
Вотрасли программного обеспечения это явление называется «копирование конечными пользователями».Этот вид компьютерного пиратства включает установку программных продуктов в организациина большее количество компьютеров, чем это допускается условиями имеющегося лицензионногосоглашения. Обмен программами с приятелями и коллегами за пределами организациитакже попадает в эту категорию.
2)Незаконнаяустановка программ на жесткие диски компьютеров
Средикомпаний, занимающихся поставками вычислительной техники, встречаются такие, которыепрактикуют незаконную установку программного обеспечения на жесткие диски компьютеров,то есть производят продажу вычислительной техники с предустановленными нелицензионнымикопиями программного обеспечения. При этом для установки ПО могут использоватьсякак подлинные носители, так и поддельная продукция. В любом случае, продавая компьютерыс предустановленными нелицензионными копиями программного обеспечения, такие поставщикивычислительной техники подвергают риску не только свой бизнес и репутацию на рынке,но и своих покупателей: ведь они не будут обладать правом на использование поставленногоим программного обеспечения.
Приобретаяновый ПК с предварительно установленным на нем ПО Microsoft, всегда следует обращатьвнимание на наличие сертификата подлинности (Certificate of Authenticity, COA).
3)Изготовление подделок
Нелегальноетиражирование — это широкомасштабное изготовление подделок (ПО и упаковки) и распространениеих в каналах продаж под видом легальных продуктов. Для изготовления подделок могутиспользоваться современные технологии, при этом зачастую достигаются такое качествои такая точность копирования упаковки, логотипов и элементов защиты, что становитсянелегко отличить подделку от оригинального продукта.
Однакодля России и других стран СНГ в настоящее время характерна поддельная продукциянизкого качества, с явными признаками контрафактности, изготовители которой и непытаются имитировать отличительные признаки подлинного продукта. Такую продукциюобычно продают рыночные или уличные торговцы. Но в любой из своих форм подделкаПО наносит огромный ущерб как обладателю авторских прав на ПО, так и пользователям.
Распространителиподдельного ПО, как правило, привлекают покупателей низкими ценами. Но вот чегоот них не услышать — так это упоминания о рисках для пользователей, связанных сиспользованием их товаров. Распространители поддельного ПО также обычно скрываюттот факт, что продают нелицензионный продукт, покупатель которого фактически неприобретает законного права им пользоваться.
Преждечем приобретать программный продукт — убедитесь, что вам предлагают приобрести подлиннуюпродукцию, а не подделку. Если же вы приобрели программный продукт Microsoft покакой-то причине сомневаетесь в его подлинности — пришлите его на исследование вСлужбу идентификации продуктов Microsoft.
4)Нарушение ограничений лицензии
Нарушениетребований лицензии происходит в том случае, когда программное обеспечение, распространявшеесясо специальной скидкой и на специальных условиях (либо в составе крупного пакеталицензий, либо предназначенное только для поставок вместе с вычислительной техникойили для академических учреждений), продается тем, кто не отвечает этим требованиям.
— Продажа академических версий продуктов как обычных
Академическиминазываются полноценные версии продуктов Microsoft, предлагаемые по более низкойцене только для использования в академических учреждениях, отвечающих установленнымMicrosoft требованиям. Академические версии продуктов маркируются словами AcademicEdition (или Academic Price, «Академическая лицензия»).
— Продажа информационных носителей и наборов документации, поставляемых по программеWWF, как полноценных продуктов
Организации,заключающие корпоративные лицензионные соглашения с Microsoft, получают нужные имкомпоненты программных продуктов в рамках заключенного соглашения или заказываютих по программе Microsoft World Wide Fulfillment (WWF). Продажа продуктов, распространяемыхпо программе World Wide Fulfillment, лицам, не обладающим корпоративными лицензиямина право использования программного обеспечения Microsoft, является незаконной.
Важнопонимать, что эти материалы являются лишь составными компонентами подлинного продуктаи не несут лицензии на его использование. Лицензии приобретаются в рамках корпоративныхсоглашений отдельно и служат законным основанием для последующего приобретения другихкомпонентов. При заказе материалов по программе WWF продавец должен требовать предъявленияпокупателем номера его лицензионного соглашения и проверять сведения о приобретенныхлицензиях.
— Незаконное распространение ОЕМ-версий программного обеспечения
OEM-версиипрограммного обеспечения (OEM — Original Equipment Manufacturer) — это специальныеверсии продуктов, предназначенные для распространения только вместе с компьютернымоборудованием. Распространение отдельных единиц ОЕМ-версий продуктов без компьютерногооборудования является нарушением ограничений лицензии. ОЕМ-версия продукта, приобретеннаяпользователем отдельного от компьютерного оборудования, не может считаться законнолицензированной.
5)Интернет пиратство
Интернет-пиратство- это распространение нелегальных копий программных продуктов с использованием Интернета.Данная разновидность пиратства выделена специально для того, чтобы подчеркнуть тубольшую роль, которую играет сегодня Интернет для незаконного копирования и распространенияподдельного и иного незаконно распространяемого программного обеспечения.
Стех пор как появился Интернет, пиратство приняло особенно большие масштабы. В понятиеИнтернет-пиратства входит, в частности, использование глобальной сети для рекламыи публикации предложений о продаже, приобретении или распространении пиратских копийпрограммных продуктов.
Наиболеесерьезной проблемой современного Интернета является пиратство, которое принимаетв сети различные формы. Наиболее примитивная форма – сайты, предлагающие за определеннуюплату неограниченный доступ к незаконно копированным музыкальным и видео файлам.Этот вид пиратства, по сути, является вымирающим. Во-первых, обнаружить и закрытьподобные сайты не составляет большого труда. Во-вторых, популярность этих сайтову пользователей стремительно снижается, так как множество пиратских файлов доступносовершенно бесплатно.
Предвестникомразгула Интернет пиратства стало появление несколько лет назад системы Napster,где множество файлов было доступно пользователям бесплатно. Однако Napsterнепросуществовал долго. Суд установил, что компания является непосредственным нарушителемавторских прав и постановил закрыть сайт. В связи с тем, что основу Napsterсоставлялицентрализованные серверы осуществить закрытие сети не составило труда.
Однаконе долго звукозаписывающие студии и кинокомпании радовались победе. Вскоре появилсяцелый ряд P2P(peer-to-peer)сетей нового поколения. Среди таких файлообменных сетей наибольшую популярностьприобрели Gnutella(программыMorpheus, Shareazaидр.), Overnet(программаOvernet), FastTrack(программыKazaa иGrokster). Все эти сети имеют децентрализованнуюиерархическую структуру и не могут быть закрыты как Napster.Тем не менее, сети Overnet,Gnutella иряд других P2Pсетейоснованы на устаревшей технологии. Скорость загрузки файлов в них крайне незначительна,а количество пользователей не столь велико.
Наиболееопасным проявлением Интернет пиратства является сеть FastTrackипрограмма для работы в ней – Kazaa(Groksterпосути ничем от нее не отличается, и является программой, созданной по лицензии владельцевKazaa). Ассоциация звукозаписывающихкомпаний Америки (RecordingIndustry Associationof America(RIAA))и Ассоциация кинематографа Америки (MoviePictures Associationof America(MPAA))предпринимают усиленные, но пока безуспешные попытки по борьбе с сетью FastTrack.
2ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ
2.1Развитие системы международной охраны авторских прав
Всамом прямом смысле понятие «авторское право» или copyright означает «право созданиекопий». Авторские права представляют собой одну из форм защиты интеллектуальнойсобственности. Под интеллектуальной собственностью понимается исключительное правофизического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. Кобъектам интеллектуальной собственности относятся не только защищенные патентамиизобретения (например, новые технологические процессы или устройства), но и такиеобъекты, как товарные знаки, промышленные образцы, а также иные результаты интеллектуальнойдеятельности.
«Авторскоеправо» распространяется на такие результаты интеллектуальной деятельности, как произведениянауки, литературы, искусства, в том числе на компьютерные программы, хореографическиепостановки, картины, аудиовизуальные изображения, звуковые записи и архитектурныесооружения. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства, в томчисле на программы для ЭВМ, возникает в силу его создания. Сегодня многие авторырегистрируют свои труды, что облегчает им возможность преследовать в судебном порядкевсякого нарушителя своих авторских прав (создающего нелегальные копии) и получатьс нарушителя компенсацию за ущерб и оплату услуг адвоката.
Пониманиеюридических основ защиты авторских прав позволяет устанавливать правила и процедуры,которые предотвращают использование и распространение нелегальных копий программи приводят, таким образом, к снижению рисков юридического преследования.
Международнаясистема охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе котороголежит, прежде всего, Бернская конвенция «Об охране литературных и художественныхпроизведений» в её многочисленных редакциях.
Международныеконвенции по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающиеобязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащиегражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этихстранах. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений 1886 и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве1952 (вступила в силу в 1955); её членами являются 64 государства, в том числе Венгрия,Куба, Чехословакия, Югославия. СССР участвует в этой конвенции (в редакции 1952)с 27 мая 1973. Конвенция, разработанная под эгидой ЮНЕСКО, ставит целью обеспечитьуважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства,способствовать обмену культурными ценностями и лучшему международному взаимопониманию.Она распространяется на произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические,произведения живописи, гравюры и скульптуры.
Государства- члены Конвенции на равных началах с произведениями своих граждан предоставляютохрану произведениям граждан других стран-участниц (независимо от места опубликования)и произведениям, впервые выпущенным в свет на территории любой другой страны-участницынезависимо от гражданства авторов. При этом государства обязаны обеспечить исключительноеправо на перевод и охрану произведения в течение не менее чем 25 лет после смертиавтора, принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективнойохраны прав авторов и других обладателей авторского права. Если законодательствокакого-либо из стран-участниц требует соблюдения формальностей для охраны прав автора(как, например, в США), что эти требования считаются выполненными, если на всехэкземплярах произведения помещен особый знак © с указанием обладателя авторскогоправа и года первой публикации произведения.
ВСССР охране по нормам Женевской конвенции подлежат произведения, впервые выпущенныев свет за рубежом после 27 мая 1973 (на ранее выпущенные произведения действие конвенциине распространяется).
Бернскаяконвенция» Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года. Кропотливаяработа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начатав Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературыи искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже(1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёхдипломатических конференций было выработано международное соглашение получившееназвание Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией,Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами,и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5декабря 1887 года.
Бернскаяконвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально-правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательномувключению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальныезаконодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторскихправ. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положенийавторского права.
Бернскаяконвенция 1886 неоднократно пересматривалась, в том числе в Берлине (1908), Риме(1928), Брюсселе (1948), Стокгольме (1967) и Париже (1971). На 1 января 1973 в этойконвенции участвуют 63 государства, 46 из них применяют конвенцию в редакции 1948(СССР не участвует в Бернской конвенции). 39 стран, участвующих как в Бернской,так и в Женевской конвенциях, в отношениях между собой применяют только Бернскуюконвенцию. Члены Бернской конвенции образуют Международный союз по охране литературныхи художественных произведений (так называемый Бернский союз); его административныефункции выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Нарядус участием в международных конвенциях государства могут заключать между собой двусторонниесоглашения об охране авторских прав. СССР имеет такие соглашения с Венгрией (действуетс 1 января 1968) и с Болгарией (действует с 1 января 1972). По этим соглашениямкаждая сторона признаёт авторские права граждан другой стороны на произведения,впервые выпущенные в свет на территории другой стороны, и предоставляет им охранув принципе на тех же условиях, что и произведениям собственных граждан.
Послеочередного изменения Бернской конвенции в Брюсселе международная система охра авторскогоправа продолжала оставаться эффективным правовым инструментом в распоряжении основныхкапиталистических государств Западной Европы, а также некоторых развитых стран Азиии Америки. Главным её недостатком в глазах крупных издателей и книготорговцев явилосьотсутствие США, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу в связи стем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнениюс внутренним законодательством. Вместе с тем американский книжный рынок являлсясамым крупным среди капиталистических государств. Американская полиграфическая промышленностьс её огромными производственными мощностями чувствовала себя тесно в национальныхграницах. Общее количество рабочих, занятых в этой отрасли к начал 50-х годов, превысило470 тыс. человек с ежегодным доходом в 6 млрд. долларов, что превосходило объёмтаких отраслей промышленности, как угледобывающая, газовая, электрическая, и банковскийбизнес. Однако экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, книгопромышленникии торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения впервые опубликованныев США, не пользовались охраной за их пределами. Именно эти обстоятельства и определилистремление США приобщиться к международным системам по охране авторского права.
Такимобразом, говоря о причинах принятия Всемирно конвенции об Авторском праве, следуетиметь в виду прежде всего стремление к этому Соединённых Штатов и, кроме того, заинтересованностьпроявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной конвенциисоглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей.
Работыпо выработке новой конвенции начались в 1948 году и заняли три года. К 1951 годубыл подготовлен проект конвенции, который, был представлен на рассмотрение дипломатическойконференции 1952 года причём, как неоднократно подчеркивалось на различных уровнях, при работе над проектом никаких сложных теоретических проблем не ставилось и неразрешалось. Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над проектом,сводилась к тому, как разрешить стоявшие проблемы без изменений национальных законодательствбудущих государств-членов.
Всемирнаяконвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенциявступила в силу в сентябре 1955 года.
Основнуюправовую нагрузку в установлении связей между Бернской и Всемирной конвенциями несетприлагаемая к ст.17 Декларация, которая в соответствии со ст. 17 является неотъемлемойчастью Конвенции и имеет правовое значение для государств, являющихся членами Бернскогосоюза на 1 января 1951 г., либо тех, которые присоединились к нему позднее.
Всоответствии с Декларацией произведения, территорией происхождения которых являетсявышедшая из Бернского союза после 1 января 1951г. не пользуется охраной, предоставляемойВсемирной конвенцией в странах Союза. Напомним в связи с этим, что в соответствиис Брюссельским текстом Бернской конвенции в стране происхождения неопубликованногопроизведения является страна гражданства автора, а для опубликованного произведения-страна первой публикации.
Избравсвоим основным правилом охраны интереса обладателей авторских прав принцип национальногорежима, Всемирная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, наличие которыхобеспечивает необходимый минимум охраны авторских прав в участвующих государствах.К этим нормам относится закрепление права перевода и установление минимального двадцатипятилетнегосрока охраны. Закрепляя за обладателем авторских правомочий право перевода. Конвенцияприменила новый, доселе не встречавшийся в международной практике метод ограниченияэтого права путем выдачи при определенных обстоятельствах так называемой «принудительнойлицензии» на перевод. И еще один случай ограничения принципа национального режимазаслуживает особого внимания, речь идет о механизме преодоления существующей в некоторыхстранах обязанности выполнения заинтерёсованным лицом так называемых формальностей1для признания за ним авторских прав на охраняемое произведение.
СтатьяIII Конвенции не требует от стран, в национальных законодательствах которых имеютсяуказания о формальностях как о непременном условии охраны авторского права, отказатьсяот них. Однако, что касается иностранцев, то, какие бы требования ни предъявлялисьнациональными законодательствами, они считаются выполненными в отношении любогоохраняемого произведения которое впервые выпущено в свет вне территории этого государства,если, начиная с первого выпуска в свет этого произведения, все его экземпляры, выпущенныес разрешения автора или другого обладателя авторского права будут иметь знак Ó,сопровождаемый именем обладателя авторских прав и годом (указание дня и месяца необязательно) первой публикации. При этом следует отметить что Конвенция проводитразличие между формальностями материально-правового характера, то есть теми, безкоторых авторское право не может возникнуть, и процессу реального характера, относящимисяк реализации прав на защиту примерный перечень формальностей первого рода включаетдепонирование экземпляров, регистрацию нотариальное удостоверение факта выпускав свет, уплаты сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства.
Вместес тем Конвенция не препятствует тому, чтобы договаривающиеся государства могли требоватьот лица, участвующего в судебном деле, выполнения в интересах судебного производствапроцессуальных правил, как-то: участие в деле на стороне истца допущенного к практикев данном государстве адвоката или депонированные истцом экземпляра произведенияв суде или административном органе, или в том и другом одновременно. Однако еслиистец получил отказ в удовлетворении своих исковых требований по процессуальнымсоображениям, то он может снова обратиться в суд после надлежащего соблюдения юридическойпроцедуры. Вместе с тем ни одно из упомянутых требований не может быть предъявленогражданину другого договаривающегося государства, если такое требование не предъявляетсягражданам государства, где испрашивается защита.
Наконец,Конвенция разрешает странам-участницам требовать выполнения формальностей и другихусловий для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям,впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественныхавторов, независимо от места их опубликования. Например, если американский гражданинпроживает в Италии и там впервые опубликует свое произведение, то для признаниясвоих прав в Италии он должен выполнит, итальянские формальности, а для признаниясвоих прав в США — американские. Более того, может возникнуть ситуация, при которойавтор, впервые опубликовавший произведение у себя в стране, но не выполнивший установленныхвнутренним законодательством формальностей, не приобретает авторских прав у себяу себя в стране но пользуется ими во всех других странах-участницах при условиичто он выполнил правила конвенции. Неопубликованные произведения иностранцев охраняютсяв странах — участницах без соблюдения формальностей вообще. Конвенция обязываетгосударства предусмотреть в национальных законодательствах соответствующие правовыенормы. Законодательство некоторых стран предусматривает возможность охраны авторскихправ более чем на один срок. Конвенция предусмотрела, что страны, в которых первыйсрок охраны авторского права превышает 25 лет, установленные Конвенцией, вправене соблюдать это правило в отношении второго либо любого последующего срока действияавторского права. Это означает, что обладатель авторских прав желающий продлитьсрок действия своих прав на следующий период, обязан выполнить все формальности,существующие на этот счет в конкретных странах.
2.3Участие Российской Федерации в Международной охране авторских прав
Хотяпервыми законодательными актами в области охраны авторских прав в России были цензурныйустав и положение о правах сочинителя 1828г., вопросы международной охраны русскихизданий возникали на практике и в предшествовавший период, когда охрана прав в этойобласти основывалась на системе привилегий, предоставляемых государством отдельнымтипографиям на выпуск книг.
Первыйизвестный случай подобного рода был связан с деятельностью типографии Академии Наукв 1732г., у Академии появился иностранный конкурент, который стал ввозить в Россиюкниги, перепечатанные с изданий академической типографии. По просьбе Академии императрицаАнна Иоанновна издала 26 октября 1732 года специальный указ, в котором запретилаввоз в Россию подобных книг[5].
Интереснозаметить, что в переписке великого русского поэта А.С. Пушкина, имя которого связанос созданием первого российского закона в области авторского права, можно найти высказываниякасающиеся непосредственно международной охраны авторских прав. В декабре 1836г.Французский посланник в России А.Г. Берант обратился к А.С. Пушкину с письмом, вкотором просил сообщить различные сведенья об охране литературной собственностив России, в частности в отношении того распространяется ли действие соответствующихзаконов на другие страны.
Первойлитературной конвенцией, заключённой Россией с иностранными государствами, быликонвенции с Францией «О литературной и художественной собственности» 25марта-6апреля1861г. Аналогичная конвенция была заключена с Бельгией. На практике значение этихконвенций было невелико и они практически не применялись.
Всвязи с истечением срока действия конвенции Франции и заключением в 1886г. Бернскойконвенции широко обсуждали в печати конца 80х начала 90х годов XIXв.вопрос о возможном участии России в Бернском союзе.
Одновременнос этим, представители издателей и книготорговцев, заинтересованных в сохраненииполной свободы переводов, принимали различные меры против участия России в каких-либоконвенциях. Но всё-таки Россия заключила ряд соглашений со странами Европы об охранеавторских прав. Это были: Конвенция с Францией 10.4.1912 (была заключена срокомна 3 года), с Германией 1.8.1913 (на 5 лет), с Бельгией (1915) и Данией (1915).Все эти договоры прекратили своё действие вследствие истечения срока и аннулированиясоветским государством такого рода международных договоров, заключённых царскимправительством.
Интереснозаметить, что СССР, при всей своей нелюбви к капиталистическому западу не допускалсо своей стороны грубых нарушений прав находящихся под охраной международного авторскогоправа. Долгое время в СССР на практике не признавали внутреннее авторское правокак самостоятельный институт гражданского права способный реально регулировать отношенияпо поводу создания произведений науки, литературы и искусства. Считалось, что «Социалистическоеавторское право, исходя из принципа сочетания личных и общественных интересов, обеспечиваетморальное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественнополезных произведений и распространения в массах научных и культурных ценностей».
Делов том, что в то время практически не применялась практика улаживания споров связанныхс вопросами авторства в суде, а тем более выплат каких-либо компенсаций за нарушенияправ авторов. Это не говорит о том, что такого рода нарушений просто не происходило,но если такие нарушения и рассматривались, то это происходило в порядке рассмотренияна заседаниях соответствующих организаций, таких как союз композиторов, союз писателейи т.д. Как правило ответственность в таких случаях была чисто дисциплинарно — общественной.Учёные, которые работали в этой отрасли в первую очередь занимались вопросами регистрацииавторства и связанных с ней вопросами (сроки, ставки вознаграждения, порядки оформленияи др.).
Правазарубежных авторов в то время в нашей стране практически не нарушались. После войныв кинотеатрах появилось множество иностранных фильмов, их прокат приносил хорошийдоход в казну (сравнимый, разве что, с доходом от ликероводочной индустрии), всеэти фильмы приобретались только на законных основаниях ( закупки, ленд-лизу, обменуи т.д.).Что касалось зарубежных литературных произведений, то работы современниковпрактически не печатались, а если и печатались, то это, как правило, были работыдружественных советскому режиму авторов, которых Союз умел благодарить за их работу(зачастую в большем размере, чем это требовалось).Всесоюзная фирма звукозаписи «Мелодия»огромными тиражами выпускала лицензионные грампластинки зарубежных исполнителей,не забывая при этом исправно платить обладателям прав на авторство.
Однаконесмотря на всё это, Союз не спешил присоединятся к международным конвенциям поохране авторских прав. Что касается Бернского договора, то Россия присоединиласьк нему лишь спустя почти сто лет после его первого опубликования, в ноябре 1993года.
Запоследние годы в правовой жизни нашего общества в
сфере создания и использования произведений науки, литературы и
искусства произошли существенные изменения. С принятием 9 июля
1993 года закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Завершилось формирование российской системы авторского права
как системы норм, предусматривающих очень высокий уровень
охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям
Бернской Конвенции об охране литературных и художественных
произведений, являющейся своеобразным мировым эталоном защиты
авторских прав[6]
Вопросо принятии такого «сильного» закона был поднят
давно как в связи с изменением политик государства в отношении
человека, его прав и свобод, признанных высшей ценностью, так и в
связи со стремлением России стать членом Бернского Союза.
Одним из принципов Бернской Конференции является
принцип минимального объема охраны, что означает, что сама
Конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой
охраны, которые подлежат обязательному применению в странах,
участвующих в ней. Долгое время СССР, а затем и Россия не могли
присоединиться к Бернской Конвенции, так как национальное
законодательство не обеспечивало такого высокого уровня охраны
авторских прав. И лишь сегодня, когда уровень охраны,
предоставляемый российским законодательством, достиг так
называемого «уровня Бернской» Конвенции, появилась реальная
возможность присоединиться к Бернской Конвенции, что Россия и
сделала, став с 13 марта 1995 года полноправной ее участницей.
2.3Современные методы борьбы с пиратством в РФ
Еслибы не пираты, отечественные правообладатели получили в 2006 году примерно на $94млн больше (2,48 млрд руб). Об этих потерях говорит департамент экономической безопасностиМВД, озвучивая объемы текущих ущербов в сфере интеллектуальной собственности. Какуказано в отчете департамента, по факту нарушения авторских и смежных прав за 10месяцев этого года возбуждено 6432 уголовных дела, что вдвое больше, чем за весьпрошлый год. К уголовной ответственности привлечены 3082 человека[7].
Насегодняшний день в России запрещена уличная торговля аудио-, видео- и компьютернымидисками. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Фрадков.
Дискиможно будет продавать только в оборудованных магазинах и в фирменной упаковке, накоторой должен указываться целый ряд данных, включая наименование предприятия-изготовителяи обладателя авторских прав. Аналогичное решение принималось еще в октябре 2002года, однако оно осталось нереализованным.
Всилу понятных причин точно определить долю контрафакта на российском рынке аудио-и видеопродукции и компьютерных программ затруднительно. По данным разных экспертов,она составляет от 50 до 80%.
Какуказано в недавно опубликованном докладе базирующегося в США Международного альянсаинтеллектуальной собственности, потери американских правообладателей от российскогоинтеллектуального пиратства за 2001-2005 годы составили 6,5 млрд. долларов. Контрафактнаяпродукция из России, говорится в документе, расходится в 27 стран Европы и СНГ.
В«черный список» организации попали также Китай, Аргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика,Доминиканская Республика, Египет, Индия, Индонезия, Израиль, Китай, Ливан, Филиппины,Таиланд, Турция, Украина и Венесуэла[8].
Общиепотери мировых производителей интеллектуальной собственности, по данным альянса,только в 2005 году составили 30-35 миллиардов долларов[9].
Вопросо борьбе с пиратством регулярно поднимается в ходе переговоров о вступлении в Россииво Всемирную торговую организацию (ВТО) и на двусторонних российско-американскихвстречах.
Рядроссийских специалистов указывает, что ключ к решению проблемы лежит в сфере производства,а не торговли. По их словам, львиная доля контрафакта изготавливается на оборонныхпредприятиях, которые таким образом зарабатывают на жизнь в условиях сокращениявоенного заказа и доступ на которые представителям МВД закрыт по причине режимасекретности.
Многиероссийские аналитики и рядовые граждане находят плату за авторские права непомерной,особенно для россиян с их сравнительно невысокими доходами. Уголовное дело по обвинениюдиректора школы из Пермского края Александра Поносова в использовании нелицензионныхпрограмм на школьных компьютерах привлекло большое внимание прессы и общества, причемсочувствие россиян было в основном на стороне педагога.
Нетак давно президент РФ Владимир Путин подписал часть четвертую Гражданского кодексаРФ, а также Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданскогокодекса Российской Федерации». Законодательные акты приняты Государственной Думой24 ноября 2006 года и одобрены Советом Федерации 8 декабря 2006 года.
Четвертаячасть ГК вступит в силу 1 января 2008 года, заменив собой все ныне действующие законыв сфере интеллектуальной собственности, такие как Закон «Об авторском праве и смежныхправах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождениятоваров» и другие. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности былоодной из причин, по которой Россию не пускали в ВТО. Одни только США оценивают свойгодовой ущерб от пиратской продукции в виде фильмов, музыки и программного обеспечения,продающихся в России, в 1,8 миллиарда долларов. Российские законодатели постаралисьобеспечить максимальное соответствие четвертой части ГК международным нормам[10].
Впроцессе принятия законопроекта, правообладатели и юристы высказывали мнение, чтоон не соответствует международным нормам и сделает невозможной борьбу с пиратством,так как вызовет большие затруднения у судей и правоохранительных органов, «чем воспользуютсяпреступные группировки для развития теневого сегмента рынка программного обеспечения».
IVчасть ГК готовилась больше 10 лет, ее положения затрагивают принципиальные вопросыв областях авторского права, товарных знаков, правовой охраны компьютерных программ,патентов и т.д. В первоначальный вариант кодекса, а он оказался очень спорным сточки зрения многих наблюдателей, депутаты внесли более 500 поправок, отклонив около300[11].
Госдумаприняла 12 января во втором чтении проект закона «О внесении изменений в ст. 146и 180 Уголовного кодекса РФ», который увеличивает максимальное наказание за нарушениеавторских и смежных прав, а также прав на товарный знак или наименование места происхождениятоваров с 5 до 6 лет лишения свободы[12]. Таким образом,данные преступления переведены из категории средней тяжести в категорию тяжких.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
«Пиратство»- незаконное присвоение и использование чужой интеллектуальной собственности.Пиратскаяпродукция получила широкое распространение на нашем рынке.Новейшие «хиты» аудиорынка, видео кассеты, CD-диски и DVD-диски с фильмами, которые недавно стали показыватьв кинотеатрах, а иногда даже еще не вышли в прокат – теперь все это мы с легкостьюможем приобрести на отечественных рынках и в магазинах аудио-видео продукции.
Наибольшеераспространение аудио-видео «пиратство» получило в сфере воспроизведения и распространенияфонограмм и аудиовизуальных произведений. Это объясняется совершенствованием техническихсредств, позволяющих осуществлять перезапись в домашних условиях и высокой прибыльностьютакого рода деятельности.
Ущерб,который причиняют «пираты», складывается из следующих позиций:
— прибыли, которые не получают производители фонограмм и аудиовизуальных произведений;
— налоги, не поступающие с доходов авторов и исполнителей, и прибылей производителейфонограмм и аудиовизуальных произведений;
— потери от инвестиционной непривлекательности рынков, на которых широко распространенопиратство;
— пиратство наносит серьезный морально-политический ущерб.
МеждународныйАльянс Интеллектуальной Собственности International Intellectual Property Allianceпришел к выводу, что Россия стала мировым лидером по объему контрафактной продукциив сфере интеллектуальной собственности. 85% программного обеспечения, проданногов России в 2006 году, было пиратским. Ущерб, нанесенный американским производителям,оценивается в $784.4 млн.
Термин«компьютерное пиратство» обозначает нарушение авторских прав на программное обеспечение(ПО). Такое нарушение возникает при несанкционированном правообладателем копировании,использовании и распространении программного обеспечения. Нарушение авторских правна программное обеспечение оборачивается потерями тысяч рабочих мест, миллиардаминезаработанных средств и неполученными налоговыми поступлениями.
Компьютерноепиратство наносит ущерб всем: конечным пользователям, уважающим закон реселлерам,индустрии программного обеспечения, а также экономике целых стран и отдельных регионов.Сегодня все мы уязвимы для пиратов как никогда раньше — вследствие успехов техническогопрогресса и широкого распространения компьютеров. Эти факторы, как известно, упрощаюти удешевляют массовое распространение незаконных копий ПО и других объектов интеллектуальнойсобственности.
Международныеконвенции по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающиеобязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащиегражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этихстранах. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений 1886 и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве1952 (вступила в силу в 1955). Конвенция, разработанная под эгидой ЮНЕСКО, ставитцелью обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы,науки и искусства, способствовать обмену культурными ценностями и лучшему международномувзаимопониманию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТекстБернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года.
2. ТекстБернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» с изменениямиот 24 июля 1971 года
3. Всемирнаяконвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года.).
4. Конвенцияоб охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.От 29 октября 1971 года.
5. МеждународныеКонвенции об авторском праве, Комментарии, Москва, «Прогресс», 2007 г.
6. АрамеевР. «Россия обязалась охранять права авторов», Известия, 14 марта 2006 г.
7. БогуславскийМ. М. «Вопросы авторского права в международных отношениях», Москва, Наука, 2007г.
8. ВоронковаМ. «Срок действия авторского права», Российская юстиция №2, 2007 г.
9. ГавриловЭ.П. «Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах», Российскаяюстиция, №2, 2007 г.
10. ДушенкоК. «Бернский треугольник», Книжное обозрение, №52, 2007 г.
11. США:Россия – мировой лидер по контрафакту//Бизнес Техника от 15.02.06
12. Ещёраз о пиратстве//Эксперт Online/28.02.2007
13. Угосударства дошли руки до пиратства/«Имеешь право»/ 25.01.2007