Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе

Доктор педагогических наук В.Ю. Волков,Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербург
1. Введение и обзор ряда материалов
Компьютерныетехнологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличныйстиль работы, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным,мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека.
Созданиеновой компьютерной техники — не самоцель, прежде всего оно направлено наиспользование компьютерных технологий в научных исследованиях, производстве,быту, спорте, для реализации образовательных и других социально значимых задач.Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегдасопутствовало развитию теоретической и практической мысли по эффективному ихиспользованию в педагогической деятельности. В этой связи представляют научныйинтерес вопросы развития теории и практики использования компьютерныхтехнологий в образовательном процессе.
Основнымтребованием к автоматизированным обучающим системам должно стать ихорганическое соответствие психофизио логическим моделям деятельности и обучения[21].
Применительнок практическому использованию компьютерных программ (КП) в образовательномпроцессе это означает:
тщательноотработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера(оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;
оценкупо конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчествав процессе обучения;
индивидуальныйподход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.
Технологиякомпьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечныхрезультатов деятельности студентов, причем ему придается характер устойчивого,целенаправленного и эффективного процесса познания [4].
Использованиекомпьютерных технологий (КТ) в обучении — разновидность процесса управленияпознавательной деятельностью.
Приразработке теории управления познавательной деятельно стью с помощью КП нельзястановиться на упрощенную точку зрения, полагая, что техническое средство самоуправляет сложными психологическими процессами, один из которых — обучениечеловека. КП — только средство и посредник между преподавателем и студентом, ауправление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели,избранной преподавателем на этапах становления учебного курса и проведениязанятий.
Выборпреподавателем характера управляющих воздействий зависит как от целей обучения,так и от имеющихся ограничений. Необходимо рационально распределить средствамежду различными видами процесса обучения и на этой основе обеспечитьоптимальное поведение студентов в «пространстве знаний», несмотря наих возможные негативные реакции.
Компьютерныетехнологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующегоучебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени бытьсовместимыми с этим процессом с точки зрения управляющих воздействий, но в тоже время создаваемые или созданные КТ могут активно влиять на изменения нетолько методики преподавания, но и целиком на всю технологию учебного процесса.
Реализацияновых видов управляющих воздействий в условиях применения КТ в значительнойстепени упрощается благодаря индивидуализации обучения и возможностям быстрогоконтроля знаний как нового материала, так и любого пройденного.
Вусловиях существующей организации учебного процесса, принятой за основу для егопоследовательного совершенствования и повышения качества подготовкиспециалистов, нужно выделить критерии необходимости, возможности ицелесообразности использования КТ.
Необходимостьв КТ возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы необеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимальновозможное время.
Возможностьприменения КТ появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем истудентом задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватновоспроизведены с помощью технических средств при условии выполнения требованийпо качеству достигаемого результата.
Целесообразностькомпьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической иэкономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы[20, 8, 15].
Принципиальноеотличие КТ от любой другой системы обучения состоит в том, что необходимабезусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Студент, получаяинформацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов,вопросов и просьб о помощи.
Управлениеобучением включает в себя два взаимосвязанных процесса: организациюдеятельности студента и контроль за этой деятельнос тью. Эти процессынепрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющихвоздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь,организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, иконкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этихпроцессов и переходы от одного к другому. Такой или подобный подходрекомендуется при создании программ не только для высшей, но и для среднейшколы [18, 32, 17, 36, 37]. Рассмотрим ряд примеров.
ПреподавателиУзбекского ГИФКа разработали для учебного процесса своего вуза обучающие КП:«Математическая статистика», «Спортивная метрология»,«Биомеханика», «Контроль знаний студентов» [23].
Целыйкомплекс КП разработан в РГАФК. Так, созданы модель, имитирующая срочныеадаптационные процессы в организме спортсменов, КП «ISOTONE» длязанятий изотоном, шейпингом, аэробикой, бодибилдингом [38].
ВУниверситете им. Н.Э. Баумана создана информационно-методическая система, функционирующаяв интерактивном режиме. КП решает три основные задачи:
— контроль и управление ходом учебного процесса;
— создание и ведение методических и информационных документов в виде базы данных;
— поиск и чтение информации [11].
Группойспециалистов подготовлена компьютерная система по оперативному планированиютренировки бегунов на средние дистанции сроком до двух месяцев дляобщеподготовительного и предсоревновательного этапов подготовки [33].
ВСанкт-Петербургском государственном техническом университете (Межвузовскийцентр по физической культуре — [email protected]) и в Самарскомгосударственном аэрокосмическом университете им. С.П Королева ([email protected])на протяжении нескольких лет создаются КП для использования в учебном процессепо дисциплине «Физическая культура» [2, 5]. Так, в Межвузовскомцентре по физической культуре в 2001 г. планируется завершить компьютеризациювсего теоретического материала по дисциплине «Физическая культура», вкоторый войдут теоретические и методические материалы, статические иллюстрации,КП, видеокольцовки и видеосюжеты [6].
Решениепроблемы удобного хранения результатов педагогической диагностики с оценкойвведенных показателей, с возможностью сравнения отдельных показателей вдинамике или между разными спортсменами на примере гимнастики предпринято вРГАФК [26]. По сути, это информационная программа, но с элементами оценивания.
Другойобласти физической культуры посвящены работы Г.И. Пара и С.Я. Чимаева, вкоторых в рамках физкультурно-оздоровительных комплексов обоснована системакомпьютерного моделирования процесса реабилитации здоровья и проведениявосстановительных мероприятий для работников строительных и судостроительныхпрофессий, позволяющая использовать индивидуаль ный подход, основанный на учетеморфофункцио нальных особенностей организма человека [25, 36].
Вспортивной деятельности КТ стали применять значительно раньше, чем в учебномпроцессе по физическому воспитанию. В ряде видов спорта компьютеры прочно вошлив процесс подготовки спортсменов.
Так,с помощью КТ в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры осуществляютсяконтроль и обучение технике гребли [19]. Эта программа может использоваться икак система отбора. Также для системы отбора, но уже не в конкретном видеспорта, а практически во всех видах, служит автоматизированная система контролястандартизированной оценки уровня развития двигательных функций [3].
Проблемеиспользования тензоплатформы в комплексе с компьютером посвящена автоматизированная система «Тензо», разработанная в НИИФКе (СПб) еще болеедесяти лет назад для оценки уровня проявления спортсменами специальных качествв прыжках, приседаниях, толчках [24]. Примерно в это же время создаютсяаналогичные системы в СПбГТУ [30] и в ЧГИФКе для регистрации биомеханическиххарактеристик техники лыжников-гонщиков при передвижении на лыжероллерах [27].В МГАФК, широко известной своими разработками по тяжелой атлетике, создана КП,позволяющая анализировать технику выполнения различных спортивных движений вэтом виде спорта [35]. В РГАФК создан программно-аппаратный видеокомплекс,совмещенный с ЭВМ, для создания оптимизированных моделей техники, параметрыкоторой могут сравниваться с индивидуальными моделями [31]. В Хабаровском ГИФКеС.С. Добровольским разработан тренажер (инерционная дорожка), удачно совмещенныйс ЭВМ, для дозированного и автоматизированного регулирования силовыхвозможностей. Он позволяет оперативно оценить эффективность различныхтренировочных факторов и вариантов техники, определить уровень развитияфизических качеств [9].
ВКраснодарском ГИФКе разработан и создан компьютеризированный комплекс дляобеспечения тренировочного процесса по легкой атлетике. В него вошли системаизмерения мгновенной скорости, система измерения ритмических характеристикбегового шага, система измерения скорости на контрольных отрезках беговыхдистанций, тензометрическая система оценки опорных реакций, система дляоперативной оценки ЧСС, система для оценки электрической активности мышц [39].
Дляиспользования в подготовке квалифици рованных стрелков разработана КП расчетаструктурно-функциональных единиц нагрузки в стрельбе, позволяющая выбиратьнеобходимые параметры нагрузки для построения тренировочного процесса. Авторыне остановились на создании этой расчетной программы и разработали компьютернуюобучающую программу «Моделирование тренировочного занятия в спортивнойстрельбе» [12].
ВУралГАФК создана автоматизированная система «Reaction»,предназначенная для исследования основных свойств нервной системы человека ивыявления сенсорных отклонений. Автоматизированная система «Reaction»представляет собой компьютерную реализацию инструментальныхпсихофизиологических и психофизических методик [34].
Широкоприменяются КТ, помогающие проводить соревнования разного уровня по различнымвидам спорта. Системы позволяют автоматизиро вать работу секретариата насоревнованиях [16].
Большоеколичество работ посвящено созданию систем контроля, оценки и накапливанияинформации по уровню физической подготовленности, состоянию здоровьяшкольников, студентов, курсантов, спортсменов и т.д.
ВТомском политехническом университете ведется работа по созданиюавтоматизированного комплекса для контроля психофизиологического состояниястудентов [1].
ВРеспублике Татарстан поставлена задача оценки и анализа физического состоянияшкольников всех школ Казани, что, конечно, возможно только с использованием КП[22].
КПоценочного типа создана в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Программа решает три основныезадачи: первая — контроль и управление ходом учебного процесса, вторая — создание и ведение методических и информационных документов в виде базы данных,третья — поиск и чтение информации [10].
Многиеисследователи широко используют специализированные КП для автоматизированногорасчета различных показателей при проведении тестирования в спортивной практике[28, 39, 31].
Четкийадресный характер носит КП «Надежда», созданная во ВНИИФКе в видекомпьютерных консультаций по оздоровительной физической культуре для женщин сизбыточной массой тела [14].
Рядпрограмм, систем, комплексов созданы для обеспечения работы специалистов всмежных или совмещенных с физической культурой и спортивной деятельностьюотраслях: в медицине, физиологии, биохимии, социологии. Так, еще в 1978 годуВ.Д. Гончаров [7] предлагал использовать ЭВМ в социологии спорта.
Однимииз первых систематизацию КП по физической культуре провели В.В. Зайцева и В.Д.Сонькин [13]. Здесь же приведена структура типичной компьютернойоздоровительной программы и как пример представлена КП «персональныйтренер», одна из важнейших задач которой — оценка адаптационногопотенциала сердечно-сосудистой системы с представлением паспорта здоровья.
СпециалистамиВНИИФКа и НИИ физиологии детей и подростков создана КП, помогающая человеку припроведении самостоятельных занятий: она оценивает (но не измеряет) показателипульса, определяет объем проделанной работы и энергетическую стоимостьвыполненных упражнений [29].
Анализсуществующих научных разработок позволяет оценить примерную полноту примененияКТ и разработать концепции создания и использования КП в физической культуре, вчем немалая заслуга принадлежит педагогу — системному аналитику .
2. Концепция создания компьютерных программ
Педагогическаяконцепция включает в себя:
— постановку дидактических задач;
— создание алгоритмов подготовки КП;
— разработку проблем, помогающих избегать ошибок, в первую очередь дидактических,при подготовке КП.
Постановкадидактических задач
Наэтапе постановки дидактической задачи для разработки КП определяются цели исодержание обучения, достигаемые посредством применения КП.
Необходиморасчленить цель обучения на подцели с определением их иерархии, характеравзаимосвязи, осуществляя их контроль и корректиров ку. Направленность отдельныхзанятий, которые шаг за шагом ведут к конечной цели, реализуются через учебныепроцедуры: уяснение знаний, контроль знаний, отработка умений, контроль умений.
Алгоритмысоздания КП
Присоздании КП необходимо кроме образовательной (обучающей) составляющей предусмотреть и социальные особенности той группы людей, для которой эта программапредназначается, и технические возможности для реализации задуманного.
Учитываявсе это, педагог — системный аналитик — самостоятельно создает эскизный вариантКП по следующему алгоритму:
1)определяет необходимость создания КП по конкретному учебному материалу;
2)находит предполагаемое место для будущей программы в проводимом процессеобучения;
3)формулирует учебные цели, которые должны быть достигнуты при работе с этойпрограммой, и предполагает возможный эффект ее использования в учебномпроцессе;
4)определяет начальный уровень знаний студентов;
5)готовит студентов к работе на ЭВМ;
6)определяет структуру программы и содержание отдельных элементов;
7)учитывает оптимальную обратную связь (контроль, коррекцию) и общую оценкуработы студента с программой;
8)представляет сценарий (эскизный вариант) КП, доступный для реализации насоответству ющем компьютере.
Наследующем этапе в работу включаются программист, педагоги и студенты в качествеэкспертов.
Проектированиесценария КП имеет большое значение в технологии его разработки и сводится ксозданию макроструктуры диалога обучаемого с системой и микроструктуры экранов.На этом этапе разрабатываются тексты диалогов и конструируются экраны сиспользованием логического подхода.
Реализациясценария КП означает ввод в память компьютера разработанного сценария и егоотладку.
АпробацияКП в учебном процессе предполагает проведение его экспертизы и, еслинеобходимо, коррекции с опытным внедрением в учебный процесс.
Разработкапроблем, способствующих недопущению ошибок, в первую очередь дидактических, приподготовке КП
Работаянад созданием сложных КП, в первую очередь это относится к обучающимпрограммам, необходимо помнить о решении некоторых специфических проблем, скоторыми обучаемые могут столкнуться в процессе работы с программами. К такимпроблемам относятся: потеря ориентации при работе в гипертекстовых программах,отсутствие учета общих закономерностей прогнозирования и нахождениетехнологических пределов.
Потеряориентации. Для уменьшения возможности потери ориентации при работе вгипертекстовых программах используется ряд методов, таких, как:
— фильтрация материала;
— возможность установки индивидуального алгоритма перед началом или во времяработы с программой;
— использование закладок, позволяющих вернуться в отмеченный узел при следующемобращении к программе;
— использование методов искусственного интеллекта.
Технологическиепределы, прогнозирование Технологический предел является узловым разделомпрогнозирования научных разработок, динамики состояний и т.п. Предельныесостояния -неотъемлемая часть нашей и деловой, и личной жизни. Что бы мы ниделали или ни производили, мы упираемся в какой-то предел. И не можем егообойти, поэтому, приближаясь к пределу, необходимо изменить направлениедвижения, и чем раньше, тем лучше, иначе — неадекватные траты, стагнация.
Способностьраспознать пределы имеет решающее значение при определении успеха или неудачи,ибо предел — самый надежный ключ к выявлению момента использования новойтехнологии.
СозданиеКП нового поколения с использованием систем искусственного интеллекта,экспертных систем может зайти в тупик, если при подготовке программ не будутучитываться общие закономерности прогнозирования и теория технологи ческихпределов.
3. Концепция использования компьютерных программ вобразовательном процессе
Концепциярассматривает компоненты процесса познания, исследуя его в связи свозможностями усиления автономии обучения. Концепция компьютеризации процессаобучения основывается на совокупности субъективных желаний, предпосылок и объективныхвозможностей организации рационального процесса познания с применениеминтеллектуальных составляющих КТ.
Концепцияиспользования КП в образовательном процессе включает:
— классификацию КП;
— принципиальную схему перманентного процесса совершенствования учебного процессас помощью ЭВМ;
— принципы использования КТ в образовательном процессе;
— комплексное использование информационных технологий.
Сутьпредлагаемой концепции обучения состоит в системном использовании КП вкомплексе с остальными информационными технологиями, необходимыми для созданияиндивидуального алгоритма обучения человека. Компьютер непосредственновстраивается в информационную технологию обучения и становится столь желаемымэлементом образовательной системы, что при его отсутствии возникаетопределенный дискомфорт как у обучаемого, так и у преподавателя.
Технологиякомпьютерного обучения, опираясь на предоставляе мые концепцией сведения,рассматривает обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов,придавая ему характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процессапознания.
КлассификацияКП
КПможно классифицировать по содержательной направленности, особенностямиспользования, способу представления материала (рис.1).
Воснову классификации КП по направленности положено основное предназначениеданной КП, содержащееся в самом названии: обучающие — для обучения;контролирующие — для контроля; информационные — для получения информации. Такоеделение, конечно, грубое и неабсолютное, так как практически каждая обучающаяпрограмма является и контролирующей и в какой-то мере информационной.Аналогичные примеры можно привести и по другим программам, хотя имеютсяпрограммы, работающие как бы автономно — только по одному типу. Дляупорядочения КП предлагаем относить их к тому или иному типу по главной задаче,решаемой данной программой.
/>
Рис.1. Классификация компьютерных программ
ОбучающиеКП подразделяются на электронные учебники и электронные учебные пособия. КПвключают в себя, как правило, различные типы иллюстративного представленияматериала: статического типа, плоскостной мультипликации и в виде компьютернойвидеомультипликации, или комплексное — мультимедиа (различные сочетания аудио-,видео-, мультипликации и др.).
КонтролирующиеКП условно можно разделить на три направления:
— управленческие;
— контроль знаний;
— контроль состояния отдельных систем организма.
ИнформационныеКП могут быть как встроенными в обучающие или контролирующие программы, так иавтономными. Информационные компьютерные программы можно подразделить следующимобразом:
— справочно-библиографические;
— энциклопедические;
— узкотематические и др.
Поспособу доступа программы бывают открытыми или закрытыми. Для владельцев,точнее разработчиков, этих программ они, как правило, открытые, а дляпользователей могут быть и открытыми, и закрытыми.
БольшинствоКП, разработанных для образовательного процесса, могут использоваться и вучебном, и во внеучебном процессе, хотя бывают и исключения.
Принципиальнаясхема перманентного процесса совершенствования учебного процесса с помощью ЭВМ
Согласноконцепции использования компьютеров в образовательном процессе,совершенствование методики преподавания с помощью ЭВМ может идти двумя путями(рис. 2):
а)совершенствование технологии компьютерных программ в учебном процессе;
б)совершенствование технологии программи рования.
Обязательнымусловием функционирования представленной схемы является наличие двойнойобратной связи, позволяющей своевременно вносить коррективы и в педагогическийпроцесс, и в технологию использования КП, и в технологию программирования.
Принципыиспользования КТ в образовательном процессе
Эффективностьиспользования КТ во многом зависит от их места в педагогическом процессе и отспособа представления.
Изрис. 1 видно, что КП, а точнее КТ, может использоваться в двух основныхнаправлениях: в учебном и внеучебном процессах. Каждое из этих направленийвключает следующие принципы применения КТ в образовательном процессе:
·принцип инновации, когда специальные учебные курсы содержат материалы поизучению различных аспектов и возможностей применения компьютерной техники какв учебном процессе, так и в работе по предполагаемой специальности;
·принцип моделирования — использование специальных учебных курсов, сочетающих всебе теоретическое ознакомление с практическим использованием результатов вучебно-тренировочных занятиях;
·принцип сопровождения — применение методики преподавания теоретического ипрактического разделов с использованием КТ;
·принцип мониторинга — использование КП для наблюдения за уровнем знаний, уменийи состоянием различных систем организма;
·принцип информационного обеспечения — получение необходимой информации спомощью специализированных информационных КП.
Комплексноеиспользование информационных технологий
Информационныесредства в физической культуре включают в себя компьютерные, аудио- ивидеопрограммы, печатные материалы. Информаци онные средства, порядок иособенности их использования, наличие обратной связи, позволяющейкорректировать учебную программу, объединяются общим термином информационныетехнологии.
Применяяинформационные технологии, необходимо обращать внимание на возможность ихкомплексного использования, т.е. на составление, нахождение или созданиетематических комплексов .
Оптимальнаситуация, когда преподаватель или учащийся имеет возможность выбрать любыесредства информационных технологий по конкретной теме программы дляиспользования в образовательном процессе.
Информационныетематические комплексы могут включать методические разработки, целенаправ ленносозданные для конкретной задачи, или методические разработки комплексногоназначения.
Примерынекоторых информационных тематических комплексов, разработанных в Межвузовскомцентре по физической культуре
Комплекс«Гибкость»
Винформационный тематический комплекс «Гибкость» вошли информационныематериалы, помогающие изучению теоретических аспектов и практическому освоениютехнологии развития гибкости. Комплекс предназначен для использования в учебноми внеучебном процессах, при самостоятельных занятиях студентов. В него входят:
1.Печатное учебное пособие «Технология развития гибкости».
2.Учебный видеофильм «Технология развития гибкости».
/>
Рис.2. Принципиальная схема перманентного совершенствования учебного процесса спомощью ЭВМ
Разработки,вошедшие в комплекс, хорошо дополняют друг друга, раскрывая каждый свойотдельный аспект. Так, печатное учебное пособие «Технология развитиягибкости» позволяет изучать теоретические материалы по терминологии,строению и особенностям функционирования суставов, проведению контроля исамоконтроля за уровнем развития гибкости, регулированию физической нагрузки. Внем представлен также иллюстриро ванный комплекс упражнений по развитиюгибкости. Непосредственным продолжением этого пособия служит учебный видеофильм«Технология развития гибкости». В фильме показывается ирассказывается о последовательности подбора упражнений для развития гибкости,особое внимание обращено на достаточно сложные в методическом плане упражнения,в зависимости от вида упражнения подобрано число исполнителей (от одного дочетырех).
Комплекс«Атлетическая подготовка»
Винформационный тематический комплекс вошли следующие разработки поиспользованию атлетической подготовки в учебном и внеучебном процессах:
1.Печатные методические рекомендации: «Организация и методика проведениязанятий физическими упражнениями с использованием тренажерных средств»,«Методика занятий атлетизмом».
2.Учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3.Обучающая КП «Атлет».
Впечатных материалах рассматриваются проблемы организации занятий с применениемтренажеров; приведены общие положения методики развития силы с описаниемнаиболее распространенных методов тренировки и регламентаци ей подходов,повторений, отдыха и темпа выполнения; описана методика контроля и самоконтроля на занятиях по атлетической подготовке.
Основнойи связующей разработкой в данном тематическом комплексе является обучающая КП«Атлет». Она, по сути, служит компьютерным самоучителем поатлетической подготовке студентов, в нее вошли и теоретические разделы, иметодические указания по выполнению как отдельных упражнений, так и учебногопроцесса в целом от одного занятия до нескольких лет подготовки. Дополнениемвсего тематического комплекса служит учебный видеофильм «Тренировка втренажерном зале». В нем показаны особенности работы на типичныхтренажерах, практически развивающих все группы мышц, по ходу фильмарассказывается о методических особенностях проведения учебных занятий.
Комплекс«Аэробика, шейпинг…»
Приреализации принципов гуманизации и гуманитаризации в педагогическом процессе пофизическому воспитанию студентов нами обращено внимание на естественный интересдевушек ко всему, что касается их фигуры, особенностей телосложения, осанки иэтот раздел дисциплины «физическая культура» для многих — один изважнейших. На этом интересе, точнее на его обеспечении, нами был подготовлентематический комплекс «Аэробика, шейпинг», куда вошли четыреразработки:
1.Печатное учебное пособие «Учись моделировать свою фигуру».
2.КП «Мини-шейпинг».
3.КП «Грация».
4.КП «Грация — соревнование».
Печатноеучебное пособие «Учись моделировать свою фигуру» содержит основутеоретических знаний, необходимых для организации занятий со студентамишейпингом в рамках учебных, внеучебных и самостоятельных занятий. Пособиевключает разделы по компьютерному моделированию, питанию, контролю, комплексыупражнений.
Специальнодля использования в учебном процессе разработана КП «Мини-шейпинг»,позволяющая решать четыре основные задачи. Первая — образовательное начало,стимулирует занимающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с различнымиметодическими материалами по данному вопросу. Вторая — определениеиндивидуального диапазона норм по проводимым измерениям (вес, окружности,диаметры, показатели состава тела, физической подготовленности и др.). Третья — приобретение знаний и умений проводить измерительные процедуры и соотноситьполученные данные с модельными значениями. Четвертая — определение для каждогозанимающегося реальных задач по коррекции фигуры и физической подготовленностина ближайшие 3-4 месяца.
Подробнеео КП «Грация» и «Грация — соревнование» будет говоритьсяниже.
4. Характеристика ряда компьютерных программ
Однаиз главных методических задач использования КТ — предоставление человекумаксимальных возможностей в освоении учебного материала с учетом егоиндивидуальных особенностей и наклонностей.
Компьютернаяпрограмма «Атлет»
КП«Атлет» — обучающая и разработана по принципу сетевого представленияматериала (система гипертекста).
Программа«Атлет» не имеет модели данных, которая бы служила каркасом дляхранения информации, т.е. отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста.Студент или преподаватель, работая с этой программой, устанавливает те связи,ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимальноиспользовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяетобучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.
Программа«Атлет» включает как плоскостную мультипликацию (рис. 3), так иэкраны с роликами видеомультипликации.
Оценкаусвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или преподавателювыявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическаяподготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах наконтрольные вопросы).
Вразделе «Рекомендуемая литература» обучаемый, выбрав интересующее егоиздание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбраннойкниги.
Компьютернаяпрограмма «Техника метания гранаты»
КП«Техника метания гранаты» подготовлена для детального изученияособенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростью просматриватьс трех различных сторон выполнение данного спортивного движения.
Такойтип демонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, чтоустранены все второстепенные объекты и при выполнении движения вниманиесосредоточено на главных элементах.
Компьютернаяпрограмма «Фитнес»
Внастоящее время все более актуальным становится принцип оздоровительнойнаправленности занятий физической культурой. Здоровье человека относится кчислу глобальных проблем современности, в которой налицо наибольшее обострениепротиворечий: издержки цивилизации не могли негативно не отразиться насостоянии здоровья современного человека.
Одноиз наиболее перспективных направлений, позволяющих существенно повыситьэффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, — личнаязаинтересованность каждого человека в укреплении своего здоровья. И задачаспециалистов, работающих в области оздоровительной физической культуры, — разбудить заинтересованность в формировании здорового образа жизни. В решенииэтой задачи большую помощь может оказать и оказывает электронно-вычисли тельнаятехника.
Преподаватели,спортивные врачи при оценке физической кондиции студентов сталкиваются с рядомпроблем: неоднородностью единиц измерения результатов тестирования, большимразнообразием тестовых программ, низким уровнем мотивации как у студентов, таки у преподавателей, недостаточной подготовкой преподавателя к проведениютестирования и др.
Актуальнымостается вопрос о вооружении врача и педагога инструментами, знаниями,позволяющими использовать средства и методы физической культуры дляреабилитации и оздоровления людей различного возраста.
Намиразработана КП «Фитнес», позволяющая на базе знанийспециалистов-экспертов получать объективные данные по состоянию здоровья,физическому развитию, подготовленности и функционированию основных системжизнеобеспечения за короткий промежуток времени с выдачей формализованногозаключения и научно обоснованных рекомендаций (рис. 5 и 6). Программойпредлагается к выполнению большое количество тестов, но обязательны только рядпоказателей физического развития, а в физической и функциональнойподготовленности — по одному любому тесту.
Разработаннаяоценочная компьютерная программа предназначена для мужчин и женщин 18 — 45 лет.Цель программы — оценка и моделирование здорового образа жизни.
Компьютернаяпрограмма «Фитнес» («Fitness») состоит из 4 блоков (рис.5).
Компьютернаяпрограмма «Грация»
Создаваяпрограмму «Грация», мы выделили, уточнили и сгруппировали проблемы,решение которых более всего интересует девушек при занятиях шейпингом иаэробикой. Предлагаются пути решения каждой из этих проблем. Блок оценкифизического состояния и подготовленности позволяет контролировать динамику этихпоказателей для внесения соответствующих коррективов в учебно-тренировочныйпроцесс.
Итоговыйпротокол наряду с представлением результатов и оценок тестирования содержитметодические рекомендации с рисунками (рис. 7).Физический 06.02 07.02-17.02 16.02.26.02 02.03 03.03.13.03 14.03.24.03 25.03 26.03.06.04 07.04.17.04 Эмоциональный 23.02 2402.1003 11.03.23.03 24.03 25.03.07.04 06.04.21.04 22.04 23.04.07.05 06.05.20.05
Укрепитьзаднюю поверхность Бедра
A)И.П. — стон на коленях, упор на предплечьях, одна нога приподнята и согнута вколене. Махи вверх согнутой ногой. Бедро низко не опускать. Б) И.П. — стонБоком к стене, держась за нее. Махи правой (левой) ногой назад, туловище впередне наклонять. B) И.П. — стон на коленях, упор на предплечьях, одну ногувытянуть, стараясь ее держать не параллельно полу, а чуть выше. Сгибать иразгибать ногу в колене.
/>
Рис.7. Фрагмент итогового протокола КП «Грация»
Программа«Грация» в первую очередь направлена на решение методических задач всоответствии с индивидуальными пожеланиями занимающихся физической культурой иориентирует студентов на самостоятельные занятия.
Компьютернаяпрограмма «Грация — соревнование»
Одноиз направлений в привлечении к занятиям аэробикой и шейпингом — организация ипроведение небольших, в рамках одного или нескольких вузов,соревнований-конкурсов.
Сучетом этого была создана КП, которая позволяет проводить конкурсныесоревнования на достаточно высоком уровне.
Программасоревнований включает четыре раздела:
1.Оценка фигуры (оцениваются основные параметры: вес, талия, бедра).
2.Оценка физических показателей (сила, гибкость).
3.Оценка выполнения танцевальной программы.
4.Оценка знаний (вопросы по питанию, тренировкам и режиму дня).
Итогиконкурса подводят суммированием баллов (с учетом полученныхэкспертным путемвесовых коэффициентов) по всем разделам программы. Ранжирование всех участниковосуществляют в зависимости от набранных сумм баллов с распечаткой итоговогопротокола.
КПпозволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведениемини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещениязанятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, трудаи отдыха.
Компьютерныйдистанционный курс по дисциплине «Физическая культура»
СотрудникиМежвузовского центра по физической культуре приступили к разработкедистанционного компьютерного курса по дисциплине «Физическаякультура». Цель — создание компьютерно ориентированногоучебно-методического комплекса, способствующего изучению теоретического разделаучебной программы. Дистанци онный курс соответствует государственномуобразовательному стандарту высшего профессионального образования. На сегодняподготовлено несколько тем.
Вдистанционный курс входят теоретические и методические материалы, статическиеиллюстрации, компьютерные программы, видеокольцовки и видеосюжеты,мультипликации.
Дистанционныйкурс направлен на формирование физической культуры в общекультурной подготовкестудентов, раскрывает социально-био логические основы физической культуры,основы здорового образа и стиля жизни, степень профессионально-прикладнойфизической подготовленности студентов.
Научно-методическийсовет по физической культуре Минобразования России рекомендовал компьютерноориентированный учебно-методический комплекс по ГСЭ 05 «Физическаякультура» для ее подготовки и реализации в вузах Российской Федерации.
Заключение
Компьютерспособствует эффективности интеллектуальной деятельности в процессе учебного ивнеучебного процессов. По аналогии со спортом, где качественный спортивныйинвентарь позволяет показывать лучшие результаты, компьютер усиливает,разнообразит умственную деятельность.
Компьютерныепрограммы, компьютерные технологии как технические средства обученияразвиваются в рамках существующего процесса обучения, поэтому должны в большейили меньшей степени быть совместимыми с этим процессом с точки зренияуправляющих воздействий. В то же время эти программы могут активно влиять ивлияют на изменения не только отдельных методик преподавания, но и целиком навесь учебный процесс.
Список литературы
1.Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Шаропин К.А. Вопросы методического обеспеченияавтоматизированного комплекса для контроля психофизиологического состояниястудентов Томского политехнического университета /Тр. междунар. Науч.-практ.конф. Т. 2. Томск, 1996.
2.Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современныхинформационных технологий в теоретической и методико-практической подготовкестудентов по физическому воспитанию /Матер. всерос.науч.-практ. конф. СПб.,2000.
3.Булкин В.А. и др. Отраслевой стандарт комплексного научно-методическогообеспечения и отбора спортсменов и ШИСП и МЦОП с использованием автоматизированнойсистемы контроля подготовленности по видам спорта/Рекл.-информ. бюл. Вып. 1.Л., 1990.
4.Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физическойкультуре в вузе: Монография. — СПб.: СПбГТУ, 1997.
5.Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физическойкультуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
6.Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерный дистанционный курс по дисциплине«Физическая культура» /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
7.Гончаров В.Д. Человек в мире спорта (социально-психологические аспекты). — М.:ФиС, 1978.
8.Давиденко Д.Н. Адаптация и функциональные резервы организма//Вестн. Балт. акад.СПб., 1998. Вып.20.
9.Добровольский С.С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствованиядвигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств//Теор.и практ. физ. культ. 1993.
10.Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средствоиндивидуализации процесса физического воспитания в вузе//Теор. и практ. физ.культ. 1995, № 6.
11.Жбанков О.В. Информационно-методическая система — инструмент формированияинформационного пространства процесса физического воспитания /Матер. междунар.конф. 2000.
12.Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков наоснове программирования тренировочной нагрузки//Теор. и практ. физ. культ.1995.
13.Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительнойфизкультуре//Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 7.
14.Зайцева В.В. и др. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре дляженщин с избыточной массой тела//Теор. практ. физ. культ. 1995, № 4.
15.Зайцева Т.И., Смирнова О.Ю. В сб.: Информационные технологии в образовании. М.,2000.
16.Злубко Г.А. Компьютерное сопровождение образовательного процесса на кафедрахвоенного института физической культуры (на примере кафедры «Преодолениепрепятствий и рукопашного боя»): Автореф. канд. дис. — СПб.: ВИФК, 1999.
17.Зубкова А.В. Применение имитационного моделирования физиологических функцийорганизма для повышения профессиональной компетенции выпускников институтовфизической культуры: Автореф. канд. дис. М. 1996.
18.Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физическойкультуры//Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 5.
19.Клешнев В.В. В сб.: Техника и биомеханика академической гребли. — СПб.: НИИФК,1996.
20.Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузахфизической культуры в современных условиях: Докт. дис. СПб., 1997.
21.Красовский А.А. В сб.: Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки/Тр. 3-й Всесоюзной научно-технической конференции. Пушкин, 1993.
22.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: Учеб. пос. РИЦ«Школа», Казань. 1999.
23.Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризациифизкультурных вузов//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 3/4.
24.Медведев В.Д., Федоров Л.А., Дядькин В.М. В сб.: Научные разработки для тренерови организаторов. Вып. 1. Л., 1990.
25.Пара Г.И. Управление физической подготовленностью строителей вфизкультурно-оздоровительном центре с использованием компьютерногомоделирования: Автореф. канд. дис. — СПб.: ГАФК, 1996.
26.Розин Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля зафизическим состоянием и специальной подготовленностью спортсменов (на примерегимнастики)//Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 3.
27.Рыбаков Д.П., Дидур М.Д. В сб.: III национальный конгресс по профилактическоймедицине и валеологии /Тезисы докладов. СПб., 1996.
28.Семенов М.И. В сб.: Оптимизация индивидуальной и групповой двигательнойдеятельности учащейся молодежи /Республ. сб. науч. тр. Л., 1979.
29.Сонькин В.Д. и др. Компьютерное программирование оздоровительных физическихупражнений //Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 6.
30.Степанов С.А., Зверев В.В. В сб.: Научные разработки для тренеров иорганизаторов. Вып. 1. Л., 1990.
31.Сучилин Н.Г., Аркаев Л.Я., Савельев В.С. Педагогико-биомеханический анализтехники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса //Теор.и практ. физ. культ. 1996, № 4.
32.Тимошенков В.В. и др. Основные направления применения вычислительной техники вфизической культуре и спорте //Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.
33.Хасин Л.А. и др. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт»и экспертные технологии (сообщение второе) //Теор. и практ. физ. культ. 1996,№10.
34.Федоров А.И., Алексеев А.В. Научно-методическое и информационное обеспечениесистемы комплексного контроля физического состояния юных спортсменов. — Челябинск: УралГАФК, 1998 — электронная версия.
35.Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивныхупражнений //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 11.
36.Чимаев С.-Х.Я. Деятельность физкультурно-оздоровительного центра с учетомособенностей труда судостроителей и применением информационных технологий:Автореф. канд дис. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
37.Шаркевич И.В., Марусин Д.В., Коваленко Т.Г. Применение мультимедиа-технологийдля корректировки и исследования динамики общеразвивающих упражнений //Организацияи методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы/Матер. междунар. конф. 2000.
38.Шестаков М.П. и др. Современные компьютерные технологии в развитии спортивнойнауки //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 8.
39.Якобашвили В.А. и др. Комплекс технических средств для управления тренировочнымпроцессом //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9-10.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/