Компьютеры в сфере обслуживания
Содержание
Введение
1. Понятиеинструментальных средств компьютерных технологий информационного обслуживанияуправленческой деятельности
1.1 Средстваорганизационной техники, используемые в обеспечении управленческой деятельности
1.2 Средствакоммуникационной техники, используемые в обеспечении управленческойдеятельности
2.Средства вычислительной техники, используемые в обеспечении управленческойдеятельности
2.1«Сетевые технологии» и преимущества их использования в обеспеченииуправленческой деятельности
2.2Состав и назначение системного программного обеспечения вычислительной техники,используемой для поддержки управленческой деятельности
2.3Состав и назначение прикладного программного обеспечения вычислительнойтехники, используемой для поддержки управленческой деятельности
Заключение
Списоклитературы
Введение
Главнымнаправлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования,приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшейкомпьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основевысокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методыприкладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новыетехнологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных измененийорганизационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала,системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеетвнедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможностииспользования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационногоменеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний,последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированныхсистем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звеньяпроизводства и сбыта.
Всовременных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурсорганизации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другимиресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельностистановится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия вцелом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудовогопроцесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, длястрого формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевиднодля такой изящной сферы, как управление. Трудности, возникающие при решениизадачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с егоспецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличиембольшого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями ипроцессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первыйвзгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтомуавтоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только савтоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитиеинформационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформыи появление принципиально новых классов программных продуктов привело в нашидни к изменению подходов к автоматизации управления производством.
1. Понятиеинструментальных средств компьютерных технологий информационного обслуживанияуправленческой деятельности
Информационныетехнологии включают в себя методы преобразования информации позаданному свойству в заданном направлении, что реализуется соответствующимисредствами, называемыми инструментальными. Также они включают в себя необходимыйтехнический комплекс и соответствующее программное обеспечение, образуя сложныепрограммно-аппаратные компьютерные системы с разнообразными функциями ивозможностями поддержки управленческой деятельности.1.1 Средства организационной техники,используемые в обеспечении управленческой деятельности
Средствамеханизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труданазываются организационной техникой (оргтехникой). К ним относится достаточнобольшой перечень технических средств, устройств и приспособлений, начиная откарандашей и заканчивая сложными системами и средствами передачи информации.
Оргтехника,применяемая на конкретном рабочем месте, называется малой оргтехникой. Внастоящее время, данное определение не соответствует действительному положениювещей, поскольку большая часть оргтехники изменила свои габариты, техническиехарактеристики и пр., появились новые устройства и приспособления, размещаемыена рабочем столе и используемые индивидуально. По современной классификации кним можно отнести персональные компьютеры и их периферийные устройства,копировальную технику индивидуального использования, телефакс и т. д. Поэтомупринято считать, что малая оргтехника — эта вся «конторская мелочь» (карандаши,ручки, ластики, клей и пр.), которая применяется каждым сотрудником для своегоповседневного труда[1].
Современнаяорганизационная техника предполагает ее определенную классификацию всоответствии с выбранным признаком. Наиболее распространенной являетсяклассификация по функциональному признаку, которая однозначно связываеттехнологический процесс обработки документов в офисе с техническимихарактеристиками и возможностями оргтехники. Однако это не исключает применениядругих классифицирующих признаков, например, элементной базы техническихсредств.
Внастоящее время состав групп оргтехники претерпел существенные изменения. Этосвязано с появлением различного рода новой техники для офисных технологий,выполняющей универсальные функции обработки документов при минимальных затратахфизического труда. Расширились возможности систем электронной передачидокументов на большие расстояния. В то же время разрабатываются новые исовершенствуются традиционные механические средства оргтехники.
Большинствопользователей испытывают различного рода затруднения при выборе какой-либомодели, предназначенной для обработки документов в офисе. Чтобы оптимизироватьпроцесс выбора технических средств для офиса, необходимо учесть ряд факторов[2]:
· объемдокументооборота;
· временныехарактеристики документопотоков;
· объемдокументов, передаваемых и принимаемых по техническим каналам связи;
· объемкопируемых документов как первичный, так и вто-ричный;
· фирма-производительоборудования;
· стоимостьоборудования;
· стоимостьрасходных материалов, частота их замены;
· техническиеи эксплуатационные характеристики оборудования;
· способэксплуатации технических средств;
· стоимостьэксплуатации;
· эргономическиехарактеристики оборудования;
· степеньвлияния на здоровье пользователя и т. п.
Всюсовокупность средств организационной техники можно представить в виде следующихгрупп:
1. Носителиинформации:
· носителина бумажной основе;
· носителидля репрографических процессов (термобумага, диазобумага, фотопленка, калька,бумага многослойная для элект-роискрового копирования и т. д.);
· микроносители;
· звуконосители;
· видеоносители;
· магнитныеносители;
· оптическиеносители.
2. Средстваизготовления текстовых и табличных документов:
· ручныепишущие средства;
· пишущиемашины;
· диктофоннаятехника;
· средствавычислительной техники.
3. Средстварепрографии и оперативной полиграфии:
· средствафотографического копирования;
· средствадиазографического копирования;
· средстваэлектрофотографического копирования;
· средстватермографического копирования;
· машиныэлектронно-искрового копирования;
· средствамикрографии;
· средстваризографического копирования;
· машиныдля гектографической (спиртовой) печати;
· машиныдля трафаретной (ротаторной) печати;
· оборудованиедля оперативной офсетной печати.
4. Средстваобработки документов[3]:
· фальцевальные,биговальные, перфорирующие и резательные машины;
· машиныи устройства листоподборочные и сортировальные;
· скрепляющее,склеивающее и переплетное оборудование;
· конвертовскрывающиеи резательные машины;
· машиныдля нанесения защитных покрытий на документы;
· адресовальные,штемпелевальные и франкировальные машины;
· машиныдля уничтожения документов;
· агрегатированныелинии для обработки корреспонденции.
5. Средствахранения, поиска и транспортировки документов:
· первичныесредства хранения документов (папки и т. п.);
· вторичныесредства хранения документов (шкафы, и т. п.);
· картотекии картотечное оборудование;
· тележкидля транспортировки документов;
· лифтовоеоборудование;
· транспортерыи конвейеры;
· пневматическаяпочта;
· оборудованиедля хранения носителей информации.
6. Банковскаяоргтехника:
· машиныдля счета купюр;
· детекторывалют;
· машиныдля упаковки банкнот;
· банкоматы.
7. Малаяоргтехника
8. Офиснаямебель и оборудование:
· специализированнаямебель для служебных помещений;
· специализированноеоборудование для служебных помещений.
9. Прочиесредства.1.2 Средства коммуникационнойтехники, используемые в обеспечении управленческой деятельности
Эффективностьуправленческой деятельности в значительной мере определяется качеством реализациикоммуникативной функции — способностью информационного взаимодействия различныхкомпонентов системы управления друг с другом и с внешней средой.
Организациякоммуникаций предполагает решение следующих вопросов[4]:
· определениевнутренней структуры коммуникаций, то есть совокупности каналов передачиинформации между конкретными структурными элементами системы управления;
· выработкаквалификационных требований к управленческому персоналу для эффективногоиспользования коммуникационной техники.
Длябольшинства видов коммуникационной техники и соответствующих коммуникационныхтехнологий (личное общение, общение на совещаниях, телефонная, телеграфная ителексная связь, почтовая связь) перечисленные вопросы достаточно проработаны.
Ксредствам коммуникационной техники относятся:
· средстваи системы стационарной и мобильной телефонной связи;
· средстваи системы телеграфной связи;
· средстваи системы факсимильной передачи информации и модемной связи;
· средстваи системы кабельной и радиосвязи, включая опти-ко-волоконную и спутниковуюсвязь.
2. Средства вычислительной техники, используемые в обеспеченииуправленческой деятельности
Современныесредства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим образом:
· персональныекомпьютеры;
· корпоративныекомпьютеры;
· суперкомпьютеры.
Персональныекомпьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которыхполностью направлены на обеспечение деятельности одного работника, в. т. ч.управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс средстввычислительной техники, в составе которого можно выделить персональныекомпьютеры 1ВМ РС и совместимые с ними компьютеры, а также персональныекомпьютеры Macintosh фирмы Аррlе.Интенсивное развитие современных информационных технологий связано именно сраспространением с начала 80-х гг. персональных компьютеров, сочетающихотносительную дешевизну с достаточно широкими возможностями для пользователя.
Корпоративныекомпьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собойвычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многихработников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационнойдеятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов.Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок сбольшой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, ккоторому подсоединяется большое число рабочих мест с минимальной оснащенностью(видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа «мышь» и,возможно, устройство печати). В принципе в качестве рабочих мест, соединенных сцентральным блоком корпоративного компьютера, могут быть использованы иперсональные компьютеры. Область применения корпоративных компьютеров — реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности вкрупных финансовых и производственных организациях, создание информационных систем,обслуживающих большое число пользователей в рамках одной функции (биржевые ибанковские системы, бронирование и продажа билетов и т. п.).
Суперкомпьютерыпредставляют собой вычислительные системы с предельными характеристикамивычислительной мощности и информационных ресурсов. Они используются в военной икосмической областях деятельности, в фундаментальных научных исследованиях,глобальном прогнозировании погоды.
Даннаяклассификация достаточно условна, поскольку интенсивное развитие технологийпроизводства электронных компонентов, значительный прогресс в совершенствованиикомпьютеров и их наиболее важных составляющих элементов приводят к размываниюграниц между указанными классами средств вычислительной техники[5].
Крометого, приведенная классификация учитывает только автономное использованиевычислительных систем. В настоящее время преобладает тенденция их объединения ивычислительные сети, что позволяет интегрировать информационно-вычислительныересурсы для наиболее эффективной реализации информационных технологий. 2.1 «Сетевые технологии» и преимущества их использования вобеспечении управленческой деятельности
Вобласти компьютерных технологий в последние два десятилетия не было, наверное,более активно развивающеюся направления, чем становление и развитиевычислительных сетей, составивших основу так называемых сетевых технологий.Наблюдавшийся все эти годы бурный технологический прогресс микроэлектроникипроявился не только в чисто компьютерной сфере, но и в производстве средств связи,с помощью которых распределенные в пространстве компьютеры объединяются вединую систему — вычислительную сеть. Можно указать следующие основные причиныширокого распространения локальных вычислительных сетей (ЛВС) в сфереуправления.
Во-первых,повсеместное распространение относительно недорогих персональных компьютеров(ПК), вычислительные мощности которых сегодня позволяют с успехом решатьбольшинство практических задач.
Во-вторых,объективно существующие потребности пользователей ПК одной организацииобмениваться между собой информацией, совместно использовать общие сетевыепрограммные, аппаратные и информационные ресурсы, а также получать доступ кресурсам вычислительных сетей других организаций или учреждений.
В-третьих,появление на рынке широкого спектра аппаратных и программных коммуникационныхсредств, позволяющих легко и относительно дешево соединять ПК в ЛВС.
Следуетиметь в виду и то, что немаловажными факторами, определяющими преимуществосетевого использования компьютеров, являются[6]:
· устранениедублирования информации и проблем, связанных с актуализацией данных дляотдельных пользователей одной организации;
· болееэкономичное коллективное использование в сети относительно дорогих ресурсов,таких как программное обеспечение, принтеры, дисковые массивы памяти большогообъема и т. п.;
· общесистемноеповышение производительности за счет введения в сети специализированныхкомпонентов, таких как файл-серверы, серверы баз данных, телекоммуникационныесерверы и другие серверы приложений;
· наличиедополнительные сетевых услуг, таких как организация электронной почты,проведение телеконференций и т. п.;
· болеевысокая надежность при наличии в сети дублирующих элементов единой распределеннойсистемы обработки данных, а также потенциал ее расширяемости.
Отметими то, что хотя первые компьютерные сети 70-х гг. возникали в первую очередь каккрупномасштабные (глобальные) вычислительные сети, в конце 80-х и в начале 90-хгг. наиболее массовое распространение получили именно ЛВС отдельных организацийили их структурных подразделений. Позднее на базе ЛВС стали возникать болеекрупные — корпоративные сети. Повсеместное распространение ЛВС, их расширение,накопленный опыт, а также новые теоретические исследования, в свою очередь,активизировали дальнейшее развитие крупномасштабных сетей. Весьма убедительнымпримером достигнутого сегодня прогресса в области проектирования и использованиякрупномасштабных сетей является всемирная компьютерная сеть Интернет,объединяющая в себе множество глобальных сетей. 2.2 Состав и назначение системного программного обеспечениявычислительной техники, используемой для поддержки управленческой деятельности
Системныепрограммные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерныхсистем как таковых. В их составе выделяют[7]:
· тестовыеи диагностические программы;
· антивирусныепрограммы;
· операционныесистемы;
· командно-файловыепроцессоры (оболочки).
Тестовыеи диагностические программы предназначены для проверки работоспособности отдельныхузлов компьютера, компонентов программно-файловых систем и устранения выявленныхнеисправностей.
Антивирусныепрограммы предназначены для выявления и устранения вирусных программ,нарушающих нормальную работу вычислительной системы.
Операционныесистемы являются основными программными комплексами, выполняющими следующиеосновные функции:
· тестированиеработоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальномвключении;
· обеспечениесинхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных и программныхкомпонентов вычислительной системы в процессе ее функционирования;
· обеспечениеэффективного взаимодействия пользователя с вычислительной системой.
Операционныесистемы классифицируются следующим образом:
· однопользовательскиеоднозадачные системы (MC-DOC, DR-DOC); однопользовательские многозадачныесистемы (ОS/2, Windows 95/98);
· многопользовательскиесистемы (системы семейства UNIX).
Командно-файловыепроцессоры (оболочки) предназначены для организации взаимодействия пользователяс вычислительной системой. В компьютерах Нового поколения оно осуществляетсяболее простыми методами, чем в ранних операционных системах (например, NortonCommander или Windows 8 версий до 3.11). Часто программные оболочки создаютсяне просто с целью облегчения работы, но и для предоставления пользователюдополнительных возможностей, которые отсутствуют в стандартном программномобеспечении.
2.3 Состав и назначение прикладного программного обеспечениявычислительной техники, используемой для поддержки управленческой деятельности
Прикладныепрограммные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируютсяследующим образом[8]:
· системыподготовки текстовых документов;
· системыобработки финансово-экономической информации;
· системыуправления базами данных;
· личныеинформационные системы;
· системыподготовки презентаций;
· системыуправления проектами;
· экспертныесистемы и системы поддержки принятия решений;
· системыинтеллектуального проектирования и совершенствова-ния систем управления;
· прочиесистемы.
Системыподготовки текстовых документов предназначены для создания управленческихдокументов и различных информационных материалов текстового характера. Онивключают в себя:
· текстовыередакторы;
· текстовыепроцессоры;
· настольныеиздательские системы.
Системыобработки финансово-экономической информации предназначены для обработкичисловых данных, характеризующих различные производственно-экономические ифинансовые явления и объекты, и для составления соответствующих управленческихдокументов и информационно-аналитических материалов. Они включают в себя:
· универсальныетабличные процессоры;
· специализированныебухгалтерские программы;
· специализированныебанковские программы (для внутрибанковских и межбанковских расчетов);
· специализированныепрограммы финансово-экономического анализа и планирования.
Системыуправления базами данных предназначены для создания, хранения и манипулированиямассивами данных большого объема. Разные системы этого класса различаютсяспособами организации хранения данных и обработки запросов на поиск информации,а также характером хранящихся в базе данных.
Личныеинформационные системы предназначены для информационного обслуживания рабочегоместа управленческого работника и, по существу, выполняют функции секретаря.Они, в частности, позволяют[9]:
· планироватьличное время на различных временных уровнях, при этом система может своевременнонапоминать о наступлении запланированных мероприятий;
· вестиперсональные или иные картотеки и автоматически выбирать из них необходимуюинформацию;
· вестижурнал телефонных переговоров и использовать функции, характерные для многофункциональныхтелефонных аппаратов;
· вестиперсональные информационные блокноты для хранения разнообразной личнойинформации.
Системыподготовки презентаций предназначены для квалифицированной подготовкиграфических и текстовых материалов, используемых в целях демонстрации напрезентациях, деловых переговорах, конференциях. Для современных технологийподготовки презентаций характерно дополнение традиционных графики и текстатакими формами информации, как видео- и аудиоинформация, что позволяет говоритьо реализации гипермедиа технологий.
Системыуправления проектами предназначены для управления ресурсами различных видов(материальными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) приреализации сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ[10].
Экспертныесистемы и системы поддержки принятия решений предназначены для реализациитехнологий информационного обеспечения процессов принятия управленческихрешений на основе применения экономико-математического моделирования ипринципов искусственного интеллекта.
Системыинтеллектуального проектирования и совершенствования управления предназначеныдля использования так называемых CASE-технологий (Computer Aid SystemEngineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектныхрешений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.
Заключение
Такимобразом, информационные технологиивключают в себя методы преобразования информации по заданному свойству взаданном направлении, что реализуется соответствующими средствами, называемымиинструментальными. Также включают в себя необходимый технический комплекс исоответствующее программное обеспечение, образуя сложные программно-аппаратныекомпьютерные системы с разнообразными функциями и возможностями поддержкиуправленческой деятельности.
Нанастоящий момент существует достаточно широкий спектр продукции, призваннойудовлетворить самые разнообразные нужды, как небольших компаний, так икомпаний-гигантов. Эти программные продукты в полной мере охватывают всеаспекты деятельности предприятий, от логистики, маркетинга, производства,сбыта, до бухгалтерского учета и управления персоналом.
Список литературы
1. Автоматизированныеинформационные технологии в экономике: Учебник./Под ред. проф. Г.А.Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2007.
2. ГодинВ.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программадля менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. — М.: «ИНФРА-М»,2009.
3. ГромовГ.Р. Очерки информационной технологии. — М.: ИнфоАрт, 2008.
4. ДанилевскийЮ.Г., Петухов И.А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 2008.
5. Информационныесистемы в экономике: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Дика. — М.: Финансы истатистика, 2006.
6. Информационнаятехнология, экономика, культура / Сб. обзоров и рефератов. — М.: ИНИОН РАН,2005.
7. КашинскийЮ.И., Сатолина М.Н. О совершенствовании парадигмы создания системымежгосударственного обмена информацией // Проблемы информатизации: Науч.-практ.журнал. Мн.: НЦПИ, 2008.
8. КорнеевИ.К., Година Т.А. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие длявузов/ ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009.
9. ШимкоВ.И. Информационные технологии — инструментальная база экономическихпреобразований при переходе к рынку //Бюллетень «Технологическое оборудование иматериары».- 1995.- № 5.