«Конаковский фаянс: история и современность» Выполнил: слушатель I курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Клюева О.С. Проверил: Колесова Е.В. Тверь 2005 Содержание Введение 2 1809-1870 гг: основание завода и его первые владельцы. 3 1870-1918 гг: новый владелец и новые достижения.
5 1918-1945 гг: национализация и обновление ассортимента. 7 1945- наши дни: восстановление и дальнейшее развитие. 10 Заключение 16 Литература 17 Введение В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором. В XI веке стала применяться роспись с применением глазури и эмали.
После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась уже в XIV-XV веках. В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение, а с XVII века появились плоскорельефные изображения. В XVIII веке наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А.
К. Гребенщикова, основанной в 1724 году. Было налажено производство изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. Во второй половине XVIII века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика благодаря
своим майоликовым квасникам, тарелкам, игрушкам с многоцветной росписью по белой поливе. Русский фаянс представлял собой белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями. Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод. 1809-1870 гг: основание завода и его первые владельцы.
В первой половине XIX века, когда в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии был основан фаянсовый, ныне Конаковский, завод, в России усиливался кризис крепостнической системы: развивались товарно-денежные отношения, росла промышленность, в том числе и фарфорофаянсовая. Один из зачинателей русской фаянсовой промышленности – Андрей Ауэрбах – в 1811 году пишет: «Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный,
а к тому ж по деятельности моей удалось изобресть все потребные для оного материалы в самом отечестве, то и потребно дабы в чужие земли деньги не уходили высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр от такого запрещения фабрика моя не токмо будет в состоянии распространиться, но и многие другие охотники заведутся в государстве иметь сию необходимую посуду». В 1826 году создается Мануфактурный Совет, а с 1829 года начинаются регулярно проводиться мануфактурные
выставки, на которых фаянсу отводится видная роль. Его достоинства и недостатки подробно обсуждались, лучшие фаянсовые заводы получали награды. Русские изделия из фаянса постоянно сравнивались с английскими, которые в то время считались самыми лучшими в Европе. Перед молодой фаянсовой промышленностью стояла сложная задача – победить на внутреннем рынке привозной фаянс и по технологическим показателям и по эстетическим качествам.
В таких, с одной стороны, благоприятных, а с другой – сложных, конкурентных условиях возник в августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле. Первые шаги завода связаны с именем аптекаря из Богемии Фридриха Христиана Бриннера, арендовавшего землю у помещика
Ф.А. Головачева и пригласившего с известного фарфорового завода Гарднера мастера по составлению масс Рейнера и гончара-точильщика Кобоцкого. Однако вскоре Бриннер “почувствовал себя не способным к дальнейшему распространению оной” и 9 июня 1810 года продал свою фабрику Андрею Яковлевичу Ауэрбаху – лифляндскому провизору и своему бывшему мастеру
Рейнеру. В сентябре 1810 года единоличным владельцем фаянсовой фабрики становится А.Я. Ауэрбах, человек деловой и энергичный, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению предприятия. Успешное развитие завода затормозилось в период Отечественной войны 1812 года. Однако уже в 1815 году фабрика в селе Домкино Корчевского уезда оправилась и значительно окрепла.
В это время на фабрике работают 119 вольнонаемных рабочих (настоящих мастеров 2, учеников 26, живописцев 14, кузнец 1, чернорабочих 56, приказчиков 2, женского пола чернорабочих 18). Десятилетие своего существования фабрика встречает определенными успехами. Материальная база его значительно окрепла. В 1819 году состояла из “33 хотя и деревянных, но огромных корпусов для разных мастерских с машинами, инструментами и прочим”.
В 1824 году Ауэрбах сообщает: ” Как на фабрике моей, так и в Московской лавке и у Макария находится с лишком на 60 тысяч рублей товара”. В 1820-ых годах ассортимент изготовляемых на заводе Ауэрбаха товаров был весьма разнообразным. Завод производил посуду столовую, чайную, сервизную, а также дюжинами штучные изделия (кружки, блюда, чайники и др.) и скульптуру.
Фаянс расписывается от руки, украшается модными в то время печатными рисунками, а порою остается просто белым. В 1820-1830-ых годах посуду на заводе Ауэрбаха часто украшают полихромными растительными мотивами, в которых при всей их простоте и колористической собранности чувствуется любовное отношение к цвету. Эти скромные, неброские орнаменты, написанные легким, быстрым мазком, полны неповторимой прелести. Они свидетельствуют об искренности художника, его увлеченности работой и радостном мировосприятии.
В 1830-1850-ых годах формы изделий на заводе претерпели некоторые изменения. Наряду со старыми простыми круглыми тарелками появляются новые, с волнистыми краями, утерявшие четкое очертание круга. Чашки, соусники, суповые чаши стали более приземестыми. Такие изменения в формах были данью времени, когда после ясного и приподнятого стиля высокого классицизма в России появляется увлечение рококо, готикой. В последнее десятилетие существования завода
Ауэрбаха (т.е. с 1860 по 1870 год) положение его, кажущееся при беглом взгляде вполне благополучном, в действительности сильно пошатнулось. В конце 1850-х годов владелец был вынужден неоднократно закладывать и перезакладывать все имение в Московский опекунский совет и продать принадлежавшие ему земли во Владимирской губернии. В 1870 году завод Ауэрбаха был продан «королю русского фарфора» Матвею Сидоровичу Кузнецову – яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма
в России. 1870-1918 гг: новый владелец и новые достижения. Приобретя в 1870 году предприятие Ауэрбаха в Тверской губернии, которое с этого времени стало именоваться Тверской фабрикой, М.С. Кузнецов присоединил его к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии, основанному в 1832 году, и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в
России. В 1864 году на них работала одна тысяча человек, а товару было продано на 70 рублей. В 1889 году учреждается “Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова” с правлением в г. Москве (основной капитал в 3 млн. руб. сер.). В 1903 году Товарищество имеет 8 фабрик, расположенных в разных местностях России и производящих фарфор, фаянс, полуфаянс, майолику и строительные предметы; отдельные разработки
глиняных залежей: в Черниговской, Херсонской и Екатеринославской губерниях; 15 постоянных торговых мест в различных местностях Российской империи и 12 ярмарок. Будучи наиболее мощным изготовителем отечественного фарфора и фаянса, кузнецовская фирма была экспонентом на многих крупным отечественных и зарубежных выставках. В течение всего времени своего существования фирма систематически, каждые год-два, удостаивалась высоких
наград, в том числе права употребления государственного герба, о котором в циркуляре Московского губернатора говорилось: “Изображение государственного герба является самою высокою выставочной наградою, которая имеет особую ценность не только в глазах фабрикантов и торговцев, но и в глазах громадной массы потребителей, весьма часто по своей неосведомленности судящих о качестве изделий не по внутреннему их достоинству, а по внешним знакам их отличий на вывесках, этикетках и проч.”
. Назовем некоторые выставки, на которых кузнецовская фирма удостаивалась наград. На Московской политехнической выставке в 1872 году и Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года заводы Кузнецова получают право употреблять на своих изделиях и вывесках государственный герб. На Всемирной выставке в Париже 1889 года Товарищество
М.С. Кузнецова награждено Большой золотой медалью, а на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года – бронзовой медалью, которая считалась высшей наградой на этой выставке. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Товариществу М.С. Кузнецова снова вручается право употребления государственного герба. В 1900 году на очень помпезной Всемирной выставке в
Париже Товарищество получает высшую награду, а сам Кузнецов – орден Почетного легиона от французского правительства. Популярность кузнецовской продукции у покупателей, множество наград, которых удостаивалась фирма, должны быть отнесены за счет великолепного технического исполнения изделий, необыкновенно быстрой перестройки производства на модные “стили”. В музее завода можно увидеть созданные в то время жанровые
статуэтки: «Отставной солдат с балалайкой», «Дед с внуком», «Прачка», «Бондарь» скульптурные миниатюры на сюжеты картин известных русских художников. Некоторые из лучших образцов как выдающиеся произведения искусства экспонируются в Государственном Историческом музее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее керамики в Кусково. 1918-1945 гг: национализация и обновление ассортимента.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР 28 июня 1918 г. в числе других крупных промышленных предприятий была национализирована Кузнецовская фабрика в Тверской губернии. Ко времени национализации Тверская фабрика находилась в тяжелом состоянии. Съезд рабочих и служащих совместно с администрацией фабрик Товарищества М.С. Кузнецова, состоявшийся в июне 1918 г отметил катастрофическое финансовое положение
предприятия. На всех фабриках Товарищества ощущался острый недостаток в сырье, красителях, топливе; из-за невозможности пользоваться железнодорожным и водным транспортом склады фабрик затоваривались невывезенной готовой продукцией; рабочим не выплачивалась зарплата. После ликвидации интервенции и окончания гражданской войны в стране началось быстрое восстановление народного хозяйства, развернулось социалистическое строительство.
Это были годы массового колхозного движения и бурного роста промышленности – годы первой и второй пятилеток. Оживилась работа и на керамических предприятиях. Стеклофарфортрест, в состав которого вошла и Тверская фабрика, стремился наладить производственный процесс на подведомственных ему заводах. Очень важным был переход всех фарфоровых и фаянсовых фабрик на отечественные красители и сырье. Центральная лаборатория на Дулевском заводе должна была снабжать все фабрики красителями, жидким золотом
и деколями. В первые годы после революции художники должны были предложить новую посуду. При создании новых образцов для массовой продукции следовало отойти от старых форм и мещанских рисунков на фаянсе и фарфоре. Так появилась новая форма декора на посуде – агитфаянс. На заводе создается художественная лаборатория, организатором и первым руководителем которой был И.Г. Фрих-Хар, известный художник-керамист. Первым шагом в обновлении массовой посуды было проведение
ревизии всех изготовляющихся форм, решительное сокращение их количества в производстве. В 1930-х годах “из фарфора вместо выпускавшихся в начале революции 300-350 фасонов и размеров вырабатывается 100-120, фаянс с 300 фасонов и размеров переведен на 70-75. Стандартизацией форм Союзстеклофарфора предложено еще более значительное сокращение ассортимента: по фарфору до 40-45 фасонов и величин по чайной и столько же по столовой посуде, по фаянсу до 30 и по стеклу
до 35 форм и величин”. Для улучшения деятельности фабрики проводится целый ряд мероприятий, постепенно нормализуется работа цехов, увеличивается количество рабочих. Так, в 1923 г. на фабрике работает 1590 человек, в 1924 – 1825, а в 1926 – 2394 человека. Большую роль в укреплении производственного процесса сыграло сооружение тепловой электростанции мощностью 650 лошадиных сил.
Это дало возможность электрифицировать некоторые технологические процессы, наладить вентиляцию в цехах, в рабочем поселке загорелся свет. В 1924 г. Тверской фабрике было присвоено имя М.И. Калинина. Она стала называться “Тверская фарфорово-фаянсовая фабрика имени М.С. Калинина в Кузнецове”. К 1928 г. производительность фабрики уже значительно возросла. За год выпущено 17 миллионов 734 тысячи штук, что превысило выпуск 1913 г.
В 1929 г. на фабрике им. М.И. Калинина было решено прекратить изготовление фарфора и полуфаянса, специализировав ее исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях. Начало 1930-х годов ознаменовано важным событием для завода имени М.И. Калинина: 26 февраля 1930 г. постановлением ЦИК Союза ССР рабочий поселок Кузнецово был переименован в поселок
Конаково. Этим именем поселок был назван в память о живописце Кузнецовского завода Порфирии Петровиче Конакове. Таким образом, с 1931 г. фаянсовая фабрика стала называться: “Конаковская фаянсовая фабрика имени М.И. Калинина”, a c 1937 – “Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина”. В первой половине 1930-х годов на Конаковской фаянсовой фабрике многие трудности еще не были окончательно
ликвидированы. 1930 г. оказался очень тяжелым из-за нехватки сырья и топлива. Количество рабочих сократилось до 2110 человек, план был выполнен лишь на 93,98 %, что составило 27400 тысяч штук. По-настоящему положение на фабрике выправилось к 1935 г когда она выпустила 34 миллиона штук изделий, вдвое превысив выпуск 1913 года – года наивысшего процветания фирмы Кузнецова, в 1939 г. завод выпустил 46668 тысяч изделий.
На Конаковском фаянсовом заводе вторая половина 1930-х годов была временем формирования постоянных кадров художников, посвятивших всю жизнь и отдавших свой творческий труд созданию того конаковского фаянса, который составляет гордость керамического искусства. В это время в заводской художественной лаборатории с большим увлечением работали такие корифеи советского искусства как В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, И.С. Ефимов,
П.М. Кожин, С.М. Орлов. К началу 1940-х годов творческая работа конаковских художников начала давать свои плоды. Конаковский фаянс вышел на международную арену, с успехом экспонировался на выставках, стал охотно раскупаться в наших городах и селах. В 1940 г. завод выпустил 40,9 миллиона штук изделий. Грянувшая в 1941 г. война приостановила творческую жизнь Конаковского завода, прервала развитие художественного фаянса.
Многие рабочие и художники ушли на фронт, часть рабочих и ценного оборудования была эвакуирована в Уфу. В Конакове оставалось все меньше и меньше народа. В тяжелую зиму 1941-1942 года, когда немецкие захватчики стояли в 20 км от Конакова, завод был подготовлен к уничтожению, от которого его спас разгром фашистов под Москвой. И все же, не смотря на все трудности, завод продолжал работать.
А уже в 1942 г. завод полностью возобновил свою деятельность. С весны и до конца 1942 г. заводом было изготовлено 5,9 миллиона штук изделий, в 1943 – 8,5 миллиона, а в 1944 году – 11,1 миллиона изделий. 1945- наши дни: восстановление и дальнейшее развитие. После победоносного завершения Великой Отечественной войны весь советский народ с огромным энтузиазмом
принялся за восстановление разрушенного войной хозяйства. Общим для всего нашего народа трудовым подъемом был охвачен и коллектив Конаковского фаянсового завода. С небывалым творческим горением и воодушевлением шла работа по налаживанию нормальной деятельности производства, ремонтировались цеха и оборудование. В 1946 г. завершается строительство высоковольтной передачи
Темпы-Конаково, начатое в 1944 г. Возвращающиеся с фронта рабочие и специалисты сразу включаются в заводскую жизнь. Трудности в то время были огромные. И все же в 1945 г. государственный план по выпуску фаянса завод выполнил. В этом году завод выпустил 12 миллионов 989 тысяч штук изделий. Если сравнивать эту цифру с выпуском 1940 г составившим 49 миллионов 855 тысяч, то становится ясным, какие важные и труднодостижимые цели стояли перед заводом: надо было не только добиться довоенного
уровня производства, но и превзойти его. Эта задача была выполнена за пять лет: в 1950 г. завод выпустил 41 миллион 709 тысяч изделий, то есть превысил выпуск 1940 г. более чем на один миллион. В цехах не хватало опытных, квалифицированных рабочих. Для ликвидации недостатка в специалистах в 1945 г. в Конакове создается Художественно-ремесленное училище № 17, просуществовавшее до 1954 г.
Оно подготовило более двух тысяч живописцев, модельщиков, формовщиков, отводчиков. Первый выпуск состоялся в 1948 г. Многие специалисты, окончившие училище, были направлены на фарфоровые заводы в Дулево, Кузяево, на “Красный фарфорист”; большой процент был оставлен в Конаково. Первые пять лет после окончания войны понадобились заводу имени М.И. Калинина не только на ремонтные работы и восстановление производственной базы предприятия, но и
на создание определенного ассортимента бытовой посуды, декоративных предметов, скульптуры. На первых порах в производство был запущен старый кузнецовский столовый сервиз, так называемый “№ 2”. В ассортименте снова появились кузнецовские майоликовые изделия: масленки с орехами и грибами на крышке, сухарница с салфеткой, кружка “Напейся-не облейся”, пепельница “кленовый лист” и другие. Только в конце 1950-х годов новая продукция завода окончательно вытеснила эти предметы.
В 1945-1946 годах завод выпускал посуду, декорированную только надглазурным способом, художники давали образцы для живописи, трафарета, аэрографа, печати. Подглазурная живопись стала осваиваться с 1947 г. Как было сказано выше, к 1950 г. благодаря самоотверженному труду всего коллектива завода имени М.И. Калинина достиг довоенного уровня выпуска продукции.
С этого времени решено было приступить к реконструкции и расширению завода, с тем чтобы увеличить выпуск продукции до 55 миллионов штук в год. Однако запланированное количество изделий было выпушено в 1958 г. на тех же тепловых агрегатах и действующих производственных площадях. Это удалось сделать благодаря переводу печей с торфа и дров на жидкое топливо, а также благодаря пересмотру всего процесса обжига: сокращению времени обжига, иной расстановке изделий в печах и в горнах.
В 1950-х годах на заводе вводится в строй новый массозаготовительный цех, реконструируются корпуса горнового цеха, стоятся корпуса для туннельных печей, создается новое оборудование для формовки изделий, усовершенствуется сушильное оборудование, улучшается работа туннельной печи, электропечи, зажигается новый горн для обжига майолики. В эти же годы начинает работать поточная линия для декорирования посуды деколями и печатью через шелковую сетку, вводится безсвинцовая глазурь, осваиваются изделия с ангобом.
В своих лучших произведениях конаковские художники сумели раскрыть привлекательные свойства фаянса и майолики, их художественную выразительность, декоративность и утилитарные качества. Конаковская посуда, по-настоящему современная, простая, удобная и вместе с тем наделенная обаянием национального искусства, завоевывает любовь и признание советского потребителя и с восхищением принимается за рубежом. Эстафету художников-энтузиастов, корифеев декоративно-прикладного искусства подхватило следующее
поколение – В.Г. Филянская, Г.Я. Альтерман, А.И. Хихеева, И.В. Васильев. Известный художник и скульптор В.Г. Филянская создала исключительный по красоте кофейный сервиз, удостоенный в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали. Созданные ею декоративные блюда, приборы для фруктов, столовые сервизы, сухарницы являлись образцами, сочетающими в себе эстетичность с утилитарностью и технологичностью.
Уникальные росписи для сервизов разработал художник Г.Я. Альтерман. Много экспериментируя в подглазурной росписи, он положил начало широкому внедрению в массовое производство техники «потечных» глазурей и полив, создающих несколько неопределенный, но своеобразный и неповторимый рисунок. Этот вид подглазурной росписи занял одно из ведущих мест в декорировании изделий из майолики. Работы Г.Я. Альтермана экспонировались в 1958 г. на
Всемирной выставке в Брюсселе и были отмечены серебряной медалью. Столовую посуду оформляли, в основном, художники А.И. Хихеева и И.В. Васильев. Разработанные ими характерные рисунки определяли художественное лицо завода в продукции массового потребления. Расцвет конаковского фаянса не был случайным явлением, характерным только для данного завода. Во второй половине 1950-х годов небывало вырос интерес к декоративному искусству
в целом. Рост культуры, благосостояния широких масс, колоссальное жилищное строительство способствовали этому. Произведения декоративно-прикладного искусства экспонировались на многочисленных выставках в нашей стране и за границей, привлекая большое внимание специалистов и широких кругов посетителей. В магазинах с радостью приобретали изделия из фарфора, фаянса, стекла. Таким образом, с одной стороны, возрастает роль декоративного искусства в быту, а с другой – этот вид
искусства привлекает пристальное внимание специалистов, которые начинают высоко оценивать его значение. Специалистов волновали различные аспекты декоративного искусства. Обсуждались вопросы о традициях и новаторстве, о путях развития этого искусства, о проявлении современности в произведениях декоративного жанра, о его национальном своеобразии, о взаимоотношении массовых и уникальных вещей. В печати и на конференциях высказывались мнения по теоретическим вопросам декоративного искусства,
конкретно разбирались произведения, экспонировавшиеся на выставках и продававшиеся в магазинах. Серьезное внимание было обращено на майолику и фаянс, которые стали завоевывать все большее и большее место в быту. Большую популярность при сервировке стола завоевали майоликовые и фаянсовые чайные и кофейные сервизы, столовая посуда. Притягательность этих изделий – в простоте и выразительности их сочных объемных форм, лаконизме и тектонике, ясности утилитарного назначения, а также яркости, колористической насыщенности
больших плоскостей. Совпадение природных свойств майолики и фаянса с современными требованиями, предъявляемыми к предметам быта, и определило большое внимание и успех, выпавшие на долю этих изделий в 1950-х – 1960-х годах. Толстостенные майоликовые изделия тех лет имели обобщенные спокойно перетекающие формы, четкий, простой и выразительный силуэт. Палитра эмалей и глазурей была очень богата, позволяла добиваться контрастных и тонко дополняющих друг друга цветовых отношений, оттенков разной интенсивности; применялись
эффекты потечных, кристаллических глазурей. В 1958 г. завод выпустил 55 миллионов изделий, то есть уровень, намеченный планом реконструкции завода, был достигнут. На больших и ответственных выставках тех лет с успехом экспонировались произведения конаковских художников, которые часто получали высокие награды. О Конаковском заводе, его продукции и художниках много говорили и писали. На Конаковском заводе этот период творческого подъема совпал с интенсивной работой по модернизации
всего производства. Вводятся новые мощности: цех утиля с двумя туннельными печами, цех глазури с двумя печами непрерывного действия для варки фритты, цех огнеприпасов с туннельной печью и сушильным оборудованием и др. Тепловые агрегаты переводятся на газ. В производство внедряются новые технологические приемы и новое оборудование. В 1967 г. вступает в строй майоликовое производство на 5 миллионов штук изделий в год. Возводятся новые корпуса, теплотехнические агрегаты, вводятся бескапсельный политой обжиг, ликвидируются
старые горны, строятся жилые дома. В 1965 г. завод выпустил 76,6 миллиона изделий. За успешное выполнение восьмой пятилетки, за досрочный ввод новых производственных мощностей Президиум Верховного Совета СССР наградил Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина орденом Трудового Красного Знамени. В результате реконструкции и колоссального строительства, проведенных на заводе с 1961 по 1970 год, выпуск изделий увеличился на 25 миллионов штук, достигнув
в 1970 г. 83,4 миллиона изделий, то есть более, чем в два раза превысив довоенный уровень и в пять раз – выпуск 1913 года. С 1969 по 1971 год, по существу, был построен новый фаянсовый завод с годовой производительностью в 30 миллионов штук изделий, при этом число работающих на предприятии увеличилось лишь на 200 человек по сравнению с 1968 г. За период с 1968 по 1974 г. была проведена реорганизация производства: целиком оснащен полуавтоматами для формовки тарелок формовочный цех; установлены и освоены импортные полуавтоматы
для декорирования изделий; аннулирован крайне трудоемкий и тяжелый капсельный обжиг и освоен новый цех обжига печами 5,6,7,8, причем страрые горны заменили туннельными печами, где было полностью механизировано глазурирование и заборка изделий в обжиг; проведен ряд мероприятий в массозаготовительном цехе, в результате чего увеличился выпуск массы; полностью построены и освоены майоликовый цех с новым оборудованием, комплектовочно-упаковочный цех и другие важные для производства фаянса цеха.
В 1975 году на заводе было изготовлено свыше 114 миллионов различных тарелок, столовых и кофейных сервизов, ваз, сухарниц, приборов для пельменей, фруктов и варенья, статуэток и другой продукции. Это почти половина от общего объема производства фаянса и майолики в стране. За последние годы художественной лабораторией Конаковского фаянсового завода создано множество прекрасных произведений, часть которых выпускалась и выпускается заводом.
В конце 1975 г. был организован участок уникальной, малосерийной продукции, взявшей на себя изготовление наиболее трудоемких произведений красивых сервизов и наборов. Ряд конаковских изделий получил государственный знак качества. Конаковский фаянсовый завод сегодня остается одним из крупнейших производителей фаянса и декоративной майолики в России. Основная продукция – две разновидности тонких керамических изделий фаянса и майолики,
различающихся технологией глазурирования, декорирования и политого обжига. Преимущества фаянса безусловны. Он значительно дешевле, а широкое применение подглазурных декоров придает изделиям высокую прочность, теплоту и чистоту, что очень важно для посуды повседневного пользования. Ежегодно завод выпускает 190 тысяч комплектов столовых сервизов. 250 тысяч детских наборов, 230 тысяч наборов для фруктов,
140 тысяч кофейных сервизов, столовую посуду, в числе которой 25 миллионов тарелок двенадцати различных форм, 5 миллионов мисок, 8 миллионов салатников. Наборы для блинов, напитков, соков, варенья, меда, подарочные наборы “Дуэт”, “Сударушка”, “Волга”, “Рябиновые бусы” – прекрасное украшение любого дома. ОАО “Конаковский фаянсовый завод” предлагает поставки столовой фаянсовой посуды, бытовой
и декоративной майолики, принимает заказы на изготовление продукции (наборов тарелок, столовых сервизов, чашек, кружек) с различными надписями и логотипами фирм. Декорирование изделий может быть выполнено одноцветной печатью или многокрасочной деколью (картинками). Завод успешно торгует с Германией, Щвецией, Италией, Францией, Финляндией, Иорданией, Ливаном, Саудовской
Аравией, Испанией, Грецией. Высокое качество, доступные цены, разнообразный ассортимент позволяют нам быть конкурентноспособным на мировом рынке. Заключение Основанный в 1809 году, завод прожил интересную и славную жизнь, воплотив в своей продукции типичные для того или иного времени художественные течения. В его истории отразились все основные этапы развития русской фаянсовой промышленности, начиная от ее
зарождения в начале XIX века. Литература 1. История Конаковского фаянсового завода. – М 1994. 2. Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод им. М.И. Калинина. Каталог. Редактор В.Д. Козлова. – М 1979. 3. Официальный сайт г. Конаково, историческая справка, http://www.konakovo.org/history.shtml 4.
Официальный сайт ОАО «Конаковский фаянсовый завод», http://www.faience.ru/