Концентрация внимания учащихся в учебно-воспитательном процессе

МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.Н.КАРАЗИНА
Кафедравалеологии
РЕФЕРАТ
По теме
Концентрациявнимания учащихся
вучебно-воспитательном процессе»
Выполнила
Студентка III курса
Философского факультета
Группы ОВ- 31
Босенко Елена Александровна
ХАРЬКОВ- 2010г.

         План
Вступление
1. Характеристика внимания и его рольв учебно-воспитательном процессе       
2. Цели и способы управлениявниманием в педагогическом процессе      
3. Способы концентрации вниманияучеников
Выводы
Список литературы

 ВСТУПЛЕНИЕ
Учебно-воспитательныйпроцесс очень сложен и многогранен по своей структуре и сущности, так какнаправлен на формирование гармонично развитой, социально ориентированнойличности. Этот процесс осуществляется с помощью квалифицированных педагогов,поэтому не терпит ошибок и недопониманий. Однако, ни какой процесс необходиться без объекта, на который он направлен. В нашем случае таким объектомявляется ребенок.
Одним из самых сложныхсоставляющих профессии педагога является удержание внимания ребенка для болееэффективной результативности учебно-воспитательного процесса. Он являетсясложным, потому что несформированное сознание ребенка не осознает всей важностии полезности материала, излагаемого педагогом, поэтому учитель долженорганизовать свою деятельность так, чтобы сконцентрировать и заинтересоватьучащихся на своей работе. Такую работу можно осуществить с помощью активизациивнимания учащихся.
Во многих источникахможно найти массу указаний и советов по этому поводу, давайте разберемся снекоторыми из них в данной работе.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И ЕГО РОЛЬВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Среди психических явленийвнимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и неотносится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено впрактическую деятельность и в познавательные процессы, посредством неговыражаются интересы, направленность личности.
Внимание — сосредоточение сознания наопределенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.
Понять физиологическуюкартину динамики внимания помогает открытое И. П. Павловым явление, котороеполучило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическуюдеятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, илигосподствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очагавозбуждения повышенной устойчивостью.
В педагогической практикеучителя и воспитатели, зная закономерности возникновения очага оптимальнойвозбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования.Учитель говорит: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите наменя». Такие указания по организации позы особенно важны в начальных классах,где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием.
Накапливая опыт работы сдетьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечениявнимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от ходаурока.
Оценивая роль внимания впсихической деятельности, К.Д.Ушинский отмечал, что «внимание есть именно тадверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнегомира».
По активности человека ворганизации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольноеи послепроизвольное.
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания наобъекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид вниманиязависит от качеств раздражителя.
Более сильный раздражительна фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал,учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызватьнепроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная,невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержатьвнимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.
Вызывает непроизвольноевнимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считатьсяпри использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс исразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во времяобъяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общейработы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнетдополнительный фактор привлечения внимания.
Предметы, создающие впроцессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки,приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большеезначение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные,эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение,восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусствавоздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе свозникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность наглубокое осознание явлений.
Интерес как непосредственнаязаинтересованность чем-то происходящим (судьбой героя книги, исходомспортивного состязания) и как избирательное отношение к миру обычно связан счувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольноговнимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольноговнимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнаютученики, а в заключение отмечать, чему они научились.
Методические приемы,направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и черезнего привлечь их внимание к другим предметам, различны. Так, для закрепленияиностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия —картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихиили песни на иностранном языке.
Общепсихологическимипринципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживаетсяинтересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного вувлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самогоучителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание — это сознательнорегулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимоделать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано спостановкой цели деятельности и волевым усилием.
Произвольноесосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживаетвнимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил нарешение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, неотвлекаться, не ошибаться в действиях.
Большое значение развитиюпроизвольного внимания школьников придавал К.Д. Ушинский. Он выступал противтого, чтобы весь учебный процесс в начальных классах строился только наинтересе и занимательности.
Как показываютисследования отечественных психологов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.),развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первыегоды обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеетразвитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель передучениками ставят взрослые (родители, учителя) и, если это необходимо, оказываютпомощь детям в ее достижении.
Высшей ступеньюпроизвольного внимания является способность ученика руководствоватьсясамостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей иидет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям,которые ставят сами ученики, контролирующие их выполнение.
Развитие произвольноговнимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоениезнаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себявнимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное.Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интереснымматериалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувствоответственности.
Обучение в школепредполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальныхклассах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учениковцелей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующейзадаче. Чем младше школьники по возрасту, тем чаще должна происходить сменавидов деятельности на уроке. Новый вид деятельности — это всегда факторпривлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточениюпроизвольного.
При организации вниманияпедагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.
Сосредоточение вниманияна умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическоедействие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когдачтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающимподдержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. Впомещении не должно быть отвлекающих раздражителей.
Важным условиемподдержания внимания является психическое состояние человека. Утомленномучеловеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляетпроизвольное внимание.
Поддерживает произвольноевнимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнениикоторой необходимо быть особенно внимательным.
Облегчает возникновение иподдержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно вразличных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.
Учение — это труд, инельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно вучении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовать своевнимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо ссоблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов,стихотворений, запоминание слов иностранного языка — все эти, как и многиедругие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены безпроизвольного внимания. «Должно, — писал К.Д.Ушинский, — делать учениезанимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точногоисполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни вдругую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, котороехотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».
В послепроизволъномвнимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении впроизвольном внимании. Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте всилу его ценности для личности.
По своим психологическимхарактеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его снепроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольноевнимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность,стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность,а ее результат личностно значим.
Рассмотренные три видавнимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираютсяодин на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не толькото, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевыекачества личности, облегчающие управление вниманием.
По способу локализацииобъекта внимания выделяют внешне-направленное, или перцептивное, и внутреннеевнимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельностьчеловека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение кмиру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннеевнимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннегомира, с самосознанием.
Внешнее и внутреннеевнимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным навнешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированиюбудущего действия и его последствий, является необходимым условием развитиясознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно безразвития внутреннего внимания.
В зависимости от формучебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное,групповое и индивидуальное внимание.
Анализ деятельности поорганизации внимания в различных условиях обучения показал, что учителюпостоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления вниманияв классе к другой.
Коллективное внимание — сосредоточение всехучеников на одном предмете. В качестве такого предмета чаще всего выступаютрассказ учителя и ответы учеников.
Групповое внимание — сосредоточение вниманиягруппами в условиях работы в коллективе. Групповое внимание приходитсяорганизовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либофактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организациивнимания.
Индивидуальное внимание — сосредоточение вниманияна своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач,выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход отиндивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляютсяодновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы непереключается.
Формирование внимания в учебной деятельности — ведущаяпсихологическая и дидактическая задача.
Н.Ф. Добрынин установил,что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда,когда они полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимумаумственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы,явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае ониочень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенныхпризнаков, вычленение главного, основного в читаемом материале, классификацияпредметов по группам, установление причинно-следственных связей междупредметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельностиневозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах,явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.
На основе обобщения опытаучителей Н.Ф.Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многомзависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают надтем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличиекаких-то достижений.
Внимание теснейшимобразом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у нихсильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часамислушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники согромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются втечение довольно длительного времени.
Большое влияние навнимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, какбы само собой приковывает внимание.2. ЦЕЛИ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Рассматриваяпедагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу очрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, какдетский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всецелоинтересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда являетсянесовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и техзанятий, которые предлагаются в качестве обязательных”. В связи с этим Л.С. Выготскийформулирует принцип активного развивающего вмешательства в интересы ребенка какосновного средства формирования учебной деятельности и предлагает следующееуниверсальное правило организации внимания ученика: “прежде чем объяснять-заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию;прежде чем обратиться к реакциям — подготовить установку; прежде чем сообщатьчто-то новое — вызывать ожидание нового”.
Перечисляя условия,позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С. Выготскийпишет, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учительспособен рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основнымзаконам деятельности внимания, то есть обеспечить:
· соответствиематериала приспособительным реакциям ученика;
· соответствиеритмической работе установки: на подъем “волны внимания” должны приходитьсянаиболее важные, на спад — наименее важные фрагменты материала;
· выполнениетребования связности и логичности материала;
· выполнениетребования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности,благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание:“основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весьрешительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитанцелевой установкой”.
В собственнопедагогическом процессе можно выделить три основные цели работы с вниманием учащихся:привлечение, поддержание и развитие внимания. Реализация всех трех целейобеспечивает оптимальные характеристики учебной деятельности, позволяетзадействовать ресурсы непроизвольного и произвольного внимания. В специальнойпсихолого-педагогической литературе содержатся описания приемов и средств, спомощью которых достигается желаемый результат.
1.  Привлечение внимания. Зависит в основном от внешниххарактеристик учебного материала.
· При прочих равныхусловиях внимание устремляется к тому, что подвижно (в том числе это касается имыслительной динамики, перехода от одной мысли к другой).
· Существуетантагонизм между большой подвижностью самого субъекта и концентрацией еговнимания. Способность сконцентрироваться предполагает активное торможение всехпосторонних движений, что может стать специальной задачей при организацииучебной деятельности.
· Фактор новизны,которую можно организовать с помощью приема нарушения ожиданий, раскрытиянового содержания, новых сторон и связей в уже известном материале;
· Фактор неполногопредставления содержания, недосказанности, неполноты структуры предъявляемогоматериала. В этом случае человек старается интерпретировать недосказанное всоответствии с личными наклонностями, то есть активно включается вовзаимодействие с объектом.
· Фактор контрастности,возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.
· Фактор понятности,то есть связь нового материала с известным.
2. Поддержаниевнимания. Связано свозникновением у учащегося желания продолжать выполнение учебной задачи,зависит от ситуативных характеристик процесса обучения. Приемы, преследующиецель поддержания внимания учащихся в процессе выполнения учебного задания наоптимальном уровне, можно объединить в шесть групп:
2.1. Приемы, основанныена прерывании монотонии: например, замена слуховой информации на зрительную инаоборот; введение в урок элементов группового обучения и пр.
2.2. Обеспечениеоптимального темпа и временных характеристик учебного занятия:
· Обеспечениеоптимального группового и индивидуального темпа работы.
· Учет динамикивнимания при составлении распорядка дня, планировании учебной недели и года.
· По даннымЕ.И.Кикоина, положительно влияет на работоспособность школьников введение 10-15секундной задержки между получением учебного задания и началом его выполнения.Ученикам рекомендуется использовать это время для обдумывания стратегии решениязадачи. Максимальный эффект достигается, если снабдить школьников необходимымнабором правил и стратегий планирования работы, предложив выбрать оптимальные.
2.3. Обеспечениеоптимального уровня активности учащихся: использование заданий и форм работы,которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее какследствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятиясамостоятельных решений, активного воздействия на учебный материал, позицииисточника информации или руководителя совместными действиями.
2.4. Приемы структурированияучебного материала:
· Повторение при объяснении узловых идей илипонятий.
· Создание ожиданияопределенного впечатления (целевой установки).
· Созданиеситуаций, когда некоторые действия учащихся внезапно прерываются и остаютсянезаконченными (“эффект незаконченного действия” заключается в стремлениичеловека такое действие завершить, что означает повышение активации поотношению к ментальному образу этого компонента деятельности, удержание его вцентре внимания).
· Разбиение материала на части ссамостоятельными инструкциями для каждой части.
· Всякая систематизацияматериала, вскрывая его внутренние отношения и взаимосвязи, расширяет объемвнимания и облегчает усвоение. Поэтому логически стройное изложение составляетсущественную предпосылку для привлечения и удержания внимания.
· Переключение наследующий вопрос обсуждения облегчает исчерпанность предыдущей темы, подведениелогического итога.
· Материал долженбыть построен так, чтобы при ознакомлении с ним своевременно возникали те вопросы,на которые последующее изложение дает ответ.
· Сравнение как учебная задача вызывает необходимостьраспределения внимания и усиливает его сосредоточенность.
2.5. Приемы, основанныена учете субъективного содержания учебной задачи:
· Выполнениеправила соразмерности требований учебной задачи и возможностей ученика(дифференциация учебных заданий).
· Опора припостановке учебного задания на мотивационные приоритеты учащихся, поисквозможности связать учебный материал с жизненными планами и перспективамистаршего школьника (в том числе профессиональными).
· Вниманиеудерживается дольше на недостаточно автоматизированных и требующих текущегоконтроля действиях.
· Интенсивноевнимание возникает при решении задач, связанных с изменением параметровобъектов, когда учащиеся получают оперативную обратную связь о результатахсвоих воздействий.
· Использованиеспециальных упражнений: проверка самостоятельно полученных решений и ихоценивание по данным образцам; проверка заведомо неправильно решенных задач сцелью обнаружения и исправления ошибки; проверка решения задач своих соучениковс оценкой качества.
2.6. Приемы, основанныена использовании специально организующих внимание инструкциях:
· Обеспечениеосознания учащимся цели учебного действия: наличие соответствующих инструкций,указаний, объяснений и помощи.
· Внимание к изменениям,происходящим с наблюдаемым объектом, поддерживается на высоком уровне, если уучащихся есть соответствующие словесные средства фиксации самих параметров и ихизменений (то есть их можно описать с помощью готовой словесно выраженной схемы).
3.  Развитие внимания. Имеет отсроченный эффект, зависитот общих характеристик процесса обучения.
Можно рассматривать этузадачу как 1) компонент целенаправленной педагогической деятельности,повышающий ее общую эффективность; 2) одну из задач деятельности самовоспитаниястаршего школьника, связанную со становлением системы личностной саморегуляции.Возрастной спецификой старшего подростка является взаимообусловленность двухсторон процесса развития внимания.
Учебная деятельность вцелом предоставляет широкие возможности для развития или коррекции уровняразвития произвольного внимания. Это связано с тем, что от наличия внимания вструктуре деятельности учения непосредственно и очевидно для ученика зависит ееуспешность. Целенаправленная, систематическая и дающая ощущение успешностиработа по развитию основных компонентов учебной деятельности: мотивации,целеполагания, планирования, контроля оказывает развивающий эффект на внимание.Важно, чтобы ученик осознал развивающий потенциал учебной деятельности, и это — одна из целей работы учителя.
Важное значение дляразвития произвольности внимания имеют такие компоненты учебного процесса, какдействия оценивания и коррекции результатов деятельности, связанные совладением операцией сравнения. При систематическом целенаправленном обучениисравнению тренируются навыки своевременной активизации внимания и его включенияв регуляцию соответствующих действий.
Как уже было сказано, распределениеобязанностей при совместной проработке учебного материала в отдельной учебнойситуации способствует возникновению ответственности, что позволяет осознатьнеобходимость высокой степени внимательности. Систематическое использованиегрупповых форм работы создает предпосылки для стабилизации этой характеристикидеятельности учащихся.
Наряду с задачамипривлечения и удержания внимания необходимо, чтобы не меньшее значениепридавалось организации ритма работы-отдыха, физической, интеллектуальной иэмоциональной разгрузке, так как перенапряжение внимания приводит к негативнымпоследствиям: утомлению, хроническому снижению работоспособности, а взапущенном варианте — стрессу.
вниманиеучебный педагогический

 3. СПОСОБЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКОВ
Задайте интересныйвопрос, требующий размышлений, покажите картинку, расскажите небольшую историюили прочтите стихотворение, связанное с темой, чтобы завязать дискуссию изаинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке.
Попробуйте поиграть,немного подурачиться, позвольте себе немного театра (реквизит, рассказы), чтобыдобиться внимания и вызвать интерес.
Рассказывайте истории. Учащиеся всех возрастов любят ихслушать — особенно личные истории, и это очень эффективный способ привлечьвнимание.
Загадка. Принеситепредмет, относящийся к теме урока, в коробке, сумке, наволочке. Отличный способзаставить учеников делать прогнозы — и может привести к прекрасному обсуждениюили письменному заданию.
Подавайте ученикамзвуковые сигналы: звоните в колокольчик, пользуйтесь таймером, сыграйтемузыкальный фрагмент на пианино, гитаре и т.п.
Меняйте тон голоса:громкий, мягкий, шепот. Попробуйте громко скомандовать: «Слушаем! Замерли!Приготовились!» — затем сделать паузу в несколько секунд, и уже потомпродолжать нормальным голосом давать указания.
Подавайте ученикамвизуальные сигналы: моргайте фонариком, поднимайте руку, чтобы показать им, чтонадо поднять руки и перестать говорить пока все не замолчат.
Обведите чертой от рукитот визуальный материал, на котором вы хотите сосредоточить внимание своихучеников, или нарисуйте вокруг него цветную рамку.
Если вы пользуетесьпроектором, поместите на экран некий объект (например, маленькую игрушку илипластмассовую фигурку), чтобы привлечь внимание. Ясно командуйте: «Всемприготовиться».
ЦВЕТ очень эффективен длятого, чтобы привлечь внимание. Пользуйтесь цветными фломастерами, которыестираются насухо, и белой доской, цветными фломастерами для прозрачной пленки,если пользуетесь проектором (или цветным мелом — прим. переводчика), цветнойбумагой для выделения слов, фраз, стадий решения задачи, орфографических правили т.п.
Сами задайте тон,создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящемуроке.
Контакт глаз. Ученикидолжны смотреть на вас, когда вы говорите, в особенности когда даете указания,что делать. Если ученики сидят группами, пусть те, кто сидит не прямо лицом квам, повернут стулья и повернутся сами по вашему сигналу.
Как сконцентрироватьвнимание учеников
Пользуйтесь стратегиями,задействующими разные органы чувств, когда даете указания или излагаетематериал урока.
Оставайтесь в поле зренияучеников.
Направляйте голос так,чтобы все ученики вас хорошо слышали.
Имейте в виду, что в классе могут быть конкурирующие звуки (шумные обогревателиили кондиционеры).
 Созовите учеников ксебе, чтобы дать им непосредственные указания (например, их можно посадить наковер у доски). Рассадите учеников так, чтобы всем было видно доску (экран).Всегда позволяйте ученикам пересаживаться так, чтобы им было все видно, и датьвам понять, если им не видно.
Объясните цель урока иотношение материала урока к жизни учеников, чтобы заинтересовать их. Прималейшей возможности включайте в свои объяснения наглядные демонстрации ипрактическую деятельность.
Пользуйтесь фонариком или лазерной указкой. Выключите свет и добейтесьсосредоточенности учеников, подсвечивая объекты или высвечивая фонариком людей.
Пользуйтесь учебнымипособиями, которые содержат частичное изложение урока. Когда вы объясняетематериал или читаете лекцию, ученики должны заполнить пустые места на основаниитого, что вы говорите и/или пишете на доске или экране проектора.
Пользуйтесь нагляднымипособиями. Пишите ключевые слова или рисуйте на доске или экране, когдаобъясняете материал. Показывайте вызывающие интерес материалы, картинки,диаграммы, предметы, жестикулируйте.
Иллюстрируйте, иллюстрируйте,иллюстрируйте. Если вы не слишком хорошо рисуете — это не важно для иллюстрациивашего объяснения. Позвольте себе и своим ученикам рисовать даже если вы неумеете и у вас нет таланта, и поощряйте рисование. Рисунок не обязан бытькрасивым, сложным или точным. На самом деле, часто чем он глупее — тем лучше.Порадуйтесь ему. Эти дурацкие картинки привлекают и удерживают вниманиеучеников и помогают им понять и запомнить материал (последовательность событий,ключевые моменты, абстрактную информацию и т.п.).
Если вы хотите привлечьвнимание учеников к письменному материалу, очертите его указкой, палочкой,лазерной указкой. Если найдете указку с маленькой рукой и указательным пальцем…еще лучше.
Обратите внимание: Проектор — лучший инструмент для привлечения внимания вклассе. Учитель может записывать информацию цветом, не поворачиваясь спиной кклассу, это помогает управлять классом и снижает проблемы поведения. При помощипроектора учитель может легко моделировать и заключать в рамки важную информацию.Информацию на прозрачную пленку можно нанести заранее, чтобы сэкономить время.Затем ее можно частично прикрыть, блокируя отвлекающие визуальные стимулы.
Блокируйте, закрывайте или убирайте из поля зрения все, что мешает ученикамсосредоточиться на излагаемом материале, уберите с доски или экрана всененужное и отвлекающее.
Как удержать вниманиеучеников и обеспечить их участие в уроке
Перемещайтесь по классу,оставаясь при этом в пределах видимости.
При любой возможностиучите тематически — позволяя высказывать идеи, концепции, устанавливать связи. Объясняйтематериал живо и энергично. Готовьтесь заранее и избегайте задержек, когда даетеуказания. Пользуйтесь вызывающими интерес материалами, рисунками, диаграммами,предметами, жестикулируйте.
Пользуйтесь более сложнойтехникой постановки вопроса. Задавайте открытые вопросы, требующие размышления,и стимулируйте критическое мышление и обсуждение.
Сократите время, втечение которого говорит только учитель. Приложите все усилия к тому, чтобыувеличить количество ученических ответов (они должны говорить или делатьчто-то, используя изучаемый материал).
Пользуйтесь техникойнепосредственного инструктажа и другими методами постановки вопроса, которыедают ученику большие возможности реагировать (например, отвечать хором,отвечать партнеру/приятелю).
Структурируйте урок так, чтобы его можно было проводить, работая в парах илималых группах для максимального участия ученика и повышения внимания.
Меняйте способы вызыватьучеников, чтобы избежать вызова по одному. Вместо этого пусть они «рассказываютсоседу по парте», записывают или рисуют ответы, или отвечают еще каким-тоальтернативным способом.
Часто требуйте групповогоили хорового ответа, если существует только один правильный и короткий ответ.Когда объясняете, часто останавливайтесь и требуйте, чтобы ученики повторили завами одно-два слова.
Правильно структурируйтеучебные группы (например, распределение ролей, отчетность). Это НЕ ПРОСТОгрупповая работа. Ученики с СДВГ обычно не слишком хорошо работают в группах,где неясно определена структура и не задан ожидаемый результат.
Позволяйте ученикампользоваться отдельными индивидуальными досками или белыми досками ифломастерами во время урока, это их мотивирует и поддерживает внимание. Еслипользоваться ими как следует, доски помогают эффективно проверить, как ученикипонимают пройденное и определить, кому нужна дополнительная помощь и практика.
Пользуйтесь мотивирующими компьютерными программами для отработки конкретныхнавыков и упражнений (это программы, которые часто реагируют на действияученика и позволяют ему исправлять ошибки самостоятельно).
Подготовьте материалы счастичным изложением урока и предложите ученикам заполнить пробелы во времяурока/объяснения материала.
Как добиться, чтобыученики занимались делом, работая на своих местах
Проверьте, все ли ясно.Убедитесь, что указания даны ясно и поняты правильно, прежде чем отправлятьучеников по местам для самостоятельной работы.
Обеспечьте их всемнеобходимым для работы.
Давайте разумноеколичество работы, с которым ученик может справиться самостоятельно.
Если ученик споткнулся назадании и должен ждать, пока учитель обратит на него внимание и поможет, —дайте ему на это время другую работу для страховки от провала.
При работе на местахможно назначать ученикам помощников или партнеров для любой работы попрояснению указаний, особенно если учитель дает задание другой группе учеников,когда часть класса занята работой на местах.
Придумайте сигнал учителюили помощнику, означающий «Мне нужна помощь!» Некоторые учителя пользуютсязнаком или цветным сигналом, который ученик может поставить на стол, чтобыпривлечь внимание взрослого, который окидывает класс взглядом, и дать понять,что помощь нужна.
Часто оглядывайте веськласс. Всем ученикам нужно положительное подкрепление. Часто хвалите работу,особенно тех студентов, которые очевидно заняты тем, чем нужно. Это служитнапоминанием тем ученикам, которым труднее.
Подумайте о том, чтобыставить таймер для тех учеников, которые хорошо работают, чтобы они пыталисьопередить его.
Пользуйтесь контрактами,таблицами, системами управления поведения для того, чтобы добиться от учениковсосредоточенности на задании. Придумайте награду за определенное число заданий,выполненных точно. Раздайте по партам образцы для справки.
Пользуйтесь системой«естественных последствий» и «цены реакции», если ученики отвлекаются. Онимогут «задолжать вам время» и отдать долг в конце дня, перед уроками или вовремя перемены. Если задействована система набора очков, вы можете оштрафоватьих на несколько очков, если не выполнено разумное количество работы.
Пользуйтесь учебнымикабинками или тихими офисными выгородками для работы на местах.
Научите учениковсамостоятельно следить за тем, чтобы не отвлекаться от дела. Некоторые учителяпользуются звуковым сигналом (например, аудиозапись с периодическим бибиканьем)— и ученики вознаграждают себя дополнительными очками, если во время подачисигнала были заняты.
ВЫВОДЫ
Итак, делая вывод изданной работы можно сказать, что внимание является своеобразной призмой, черезкоторую педагог устанавливает учебно-воспитательную связь с ребенком. Однако,следует помнить, что внимание это динамический познавательный процесс, которыйне может протекать с одинаковой интенсивность на протяжении долгого время.Существуют периоды активации внимания и рассевания, на сколько один периодпреобладает над другим зависит от индивидуальных психических особенностейчеловека. Следовательно, педагог должен отслеживать такую динамику развития вниманияучеников и в соответствии этому строить свою работу, чтобы результативностьусвоения материала была наивысшей.
Учитывая всевышеприведенные принципы внимания и средства его активации, можно добитьсявысокой эффективности в педагогической работе. Однако, такое умениехарактеризует педагогическое мастерство, а, следовательно, устанавливает планкук которой должен стремиться каждый начинающий педагог.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология ипедагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.- 256 с.
2. Ю.Б. ДормашевПсихология внимания/ Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.- М.: Тривола, 1995.- 352с.
3. В.А. СухомлинскийСто советов учителю/ Сухомлинский В.А.- Киев: Рад.шк., 1984.- 254с.
4. Г.И. ЩукинаАктивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Щукина Г.И.-М.: Просвещение, 1979.- 160с.
5. Ф.Н. ГоноболинВнимание и его воспитание/ Гоноболин Ф.Н.- М.: Педагогика, 1972.- 310с.