Концентрированное обучение: модели образовательной технологии

Содержание
Введение
1. Теорияи практика концентрированного обучения как педагогической технологии
1.1Модели, предшествующие концентрированному обучению
1.1.1Параллельная система обучения
1.1.2Интегрированные уроки
1.1.3Интегрированные дни
2.“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
2.1“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивноговоздействия
2.2“Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
3.“Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
4.Двухпредметная система “погружения”
Заключение
Списоклитературы

Введение
В настоящеевремя идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождениев мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождаетсясущественными изменениями в педагогической теории и практикеучебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новымипроцессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией,творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализациюобразовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменнаяречь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения,использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечаетсядальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- имакросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становитсяличностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводятдуховному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Воснову образовательной системы в качестве генеральной идеи положеногуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качествличности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ отавторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность ккомпромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностями верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизацииобразования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий,адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание«педагогической технологии» как не просто исследования в сфереиспользования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), аисследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизацииобразовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательнуюэффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такжепосредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет обуправляемости педагогического процесса и создании инструментария для работыучителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе.
Анализисследований показал, что в педагогической теории сложилось объективносуществующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учениковрастут, диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднёнными, в связи с недостаточной разработанностью проблемы педагогический технологий,они не могут в полной мере повлиять на качество обучения и сам ход педагогическогопроцесса.
Идеятехнологизации педагогического процесса не является чем-то новым в педагогике.В практике обучения также имеют хождение следующие термины:
«образовательныетехнологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» и др. Впервыетермин «педагогическая технология» появился в 20- е годы ХХ века. Однаконаиболее полное, с нашей точки зрения, исследование по истории происхождения истановления понятия «технологий обучения», давших неожиданные результаты,проведены Н.П. Масловой. В своей работе
«Ноосферноеобразование» она показала, что термин «технология» впервые в отечественнойпедагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII в. «справщиком».
Еще Ян АмосКоменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок обучения, при которомоно осуществлялось бы по законам человеческой природы. В идеале, при единомсовершенном методе обучения, полагал великий педагог, «все пойдет вперед неменее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятнои радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец,с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусноминструменте». Он «желал, чтобы метод человеческого образования сталмеханическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будутобучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах,телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине».
Стремясьнайти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единымзаконам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё можно было бы«преподавать единообразно».
«Можно инужно каждого учителя, — писал Я.А. Коменский, — научить пользоватьсяпедагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».
Такимобразом, к концу 70-х – началу 80-х гг. вследствие развития техники иначавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технологияобучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как системасредств, методов организации и управления учебно- воспитательным процессом. Приэтом были выделены две стороны педагогической технологии; применение системногознания для решения практических задача и использование в учебном процессетехнических устройств.
В 80-90-е гг.продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности современногопедагогического процесса, причем прослеживаются две тенденции: одни авторыстремятся к дальнейшей детализации понятия «педагогические технологии» и егоусложнению, другие – к упрощению, прибегая при этом к слишком обобщеннымформулировкам.
Сегодня всреде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопрос о правомерностиупотребления термина «технология» применительно к преподаваниюгуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждение связано с тем,что данное понятие принадлежало сфере материального производства. Историческипонятие технология возникло в связи с техническим прогрессом и согласнословарным толкованиям (techne – искусство, ремесло, наука + logos – понятие,учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чегоперсонализируется. Технологический процесс всегда предусматривает определеннуюпоследовательность операций с использованием необходимых средств (материалов,инструментов) и условий.
Технология впроцессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из чего и какимисредствами)?». Понятие технологии связано в большей степени с производствомматериальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с развитием крупнойпромышленности и машинного производства возникла необходимость расчлененияэтого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Усложнение промышленногопроизводства потребовало осознанного использования научных рекомендаций впрактических целях, и эту миссию взяла на себя технология. Со временем термин«технология» стал широко применяться и в других сферах человеческойдеятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование. Технология своимсодержанием может охватывать и духовное производство. При этом предварительноопределенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачивне сферы материального производства стали называть социальной технологией. Пообразному выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии –внедрение теории в практику».
Современныесоциально-экономические условия требуют разработки наукоемких социальныхтехнологий, которые обеспечат передачу социальной информации в результатесоциального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочнойоснове современных научных данных, технологизации и информатизации социальногопространства.
Смысл иназначение любой социальной технологии – оптимизировать управленческий процесс,исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являютсянеобходимыми для получения социального результата.
Использованиетехнологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление,повысить эффективность управленческого воздействия. Анализ образовательныхпроцессов показывает, что педагогические технологии являются составной частьюсоциальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, всвою очередь, являющейся социальной системой.
В настоящеевремя, несмотря на различные подходы к этому явлению, педагогические технологиирассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются натеориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления именеджмента. Таким образом, зарождение идеи технологии педагогического процессасвязано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса вразличные области теоретической и практической деятельности.

1. Теория и практика концентрированного обучения какпедагогической технологии
На основании сущностных признаков, к которым относятся: а)увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени; б)сокращение общего времени на изучение определенного объема учебной информации;в) увеличение общего числа методов и форм обучения (многообразие дидактическойосновы); г) увеличение продолжительности единицы учебного процесса, выделиммодели, в разное время разработанные разными авторами
К основным моделям концентрированного обучения нами отнесены суггестопедия(Г.К.Лозанов) и “погружение” (М.П.Щетинин)
Ряд моделей обучения, которые не удовлетворяют последнемупризнаку и реализуются в рамках классно-урочной системы, мы считаем моделями,переходными от традиционного к концентрированному обучению и называем моделями,предшествующими концентрированному обучению.
Исследования говорят, что в “современных условиях основной единицейучебного процесса перестает быть урок, а становится блок уроков потеме, более или менее очерченной в программе учебного предмета” [26, с.55]. Одним из основных факторовповышения эффективности обучения становитсяувеличение продолжительностиединицы учебного процесса. Эта продолжительность уже не можетограничиваться 35-45 минутами. Ее границы расширяются от 1,5-2 часов донескольких недель.
Увеличение единицы учебного процесса обуславливает изменениеее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебнойработы при единстве и целостности ее содержания. Таким условиям удовлетворяютразличные модели педагогической технологии концентрированного обучения итехнологии, условно ему предшествующие. Рассмотрим варианты данных моделейподробно.