–PAGE_BREAK–– информационные технологии разработки схем формирования, развития и размещения отраслевых комплексов.
Ко второй группе относятся хозяйствующие субъекты транспортного, жилищно-коммунального и градостроительного комплексов.
Предприятия этих комплексов работают, как правило, в определенных территориальных образованиях и взаимодействуют с местными органами власти и управления.
Информатизация градостроительного комплекса ориентирована, прежде всего, на решение проблемы комплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов, инженерных коммуникаций, зеленых зон и т.д.
К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, отноcятся:
– информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров;
– информационные технологии ведения генерального плана развития города и организации его исполнения;
– информационные технологии ведения городских земельных отводов;
информационные технологии плана капитального строительства и контроля его исполнения;
– информационные технологии ведения государственного градостроительного кадастра.
Вышеперечисленные проекты создаются для Главного управления архитектуры, подразделений капитального строительства городских мэрий.
Информатизация жилищно-коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержку деятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие и поддержку инженерных коммуникаций города.
К основным проектам информатизации этого поднаправления можно отнести:
– информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов;
– информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
– информационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
– информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
– информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля за его исполнением;
– информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения;
– информационные технологии ведения городских кадастров газопроводов;
информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства.
3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на:
– смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
– расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
В рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, как деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д.
Проблема социальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована, прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения.
На обеспечение решения задач органов социальной защиты населения направлены следующие проекты информатизации по данной проблематике:
– формирование банка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;
– организация назначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;
– формирование банка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;
– организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
назначение и выплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
Значительную роль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления в этой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходов в разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного ведения персональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задач анализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в округе и т.д.
Работы в этом направлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основные направления информатизации деятельности региональных центров занятости населения определяются в соответствии с содержанием федерального закона о занятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий:
– информационные технологии учета вакансий;
– информационные технологии учета обратившихся;
– информационные технологии учета общественных работ;
– информационные технологии состояния учебно-курсовой сети;
– информационные технологии учета безработных и выплаты пособий;
– информационные технологии формирования и расходования фонда занятости;
– информационные технологии анализа рынка труда;
– учрежденческие информационные технологии деятельности Центров занятости;
– информационные технологии формирования статистической информации.
Специфика организации системы трудоустройства требует реализации этих проектов в виде территориально-распределенной системы обработки данных.
Основными проектами информатизации деятельности миграционных служб являются:
– информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, обратившихся за получением (получивших) статус беженца;
– информационные технологии персонифицированного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
– информационные технологии персонифицированного учета лиц, незаконно пребывающих на территории округа;
– информационные технологии учета юридических лиц, утративших право на при влечение иностранной рабочей силы.
Информатизация управления потребительским рынком округа ориентирована, прежде всего, на информационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное и качественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости.
Функционально задачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться, прежде всего, на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении баз данных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорах на предоставление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказания услуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций, оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальных программ по защите прав потребителей.
Информатизацию системы образования необходимо рассматривать как мощный инструмент, предоставляющий учащимся равные возможности в образовании независимо от места жительства и социального положения, а также равную доступность к новым знаниям. Основной задачей информатизации системы образования Ханты-Мансийского автономного округа является построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства.
Комплекс сетевых услуг для образовательных учреждений автономного округа предусматривает:
– возможность коллективного обсуждения проблем (телеконференции),
доступ к базам данных различного уровня (местный, российский, международный);
– предоставление распределенных автоматизированных средств обучения;
удаленный доступ к программным продуктам;
– удаленный доступ к мировым центрам информатизации, библиотекам, фондам про грамм и т.д.;
– получение оперативной информации по всем областям жизнедеятельности общества.
Комплекс программ создания в автономном округе территориально-распределенной информационной системы образования включает:
– создание образовательного портала;
– создание и развитие системы дистанционного образования;
– создание образовательных информационных центров;
– разработку автоматизированного рабочего места преподавателя и учащегося;
разработка транспортной среды, обеспечивающей информационное взаимодействие;
– разработку и установку программно-технических средств (компьютерное, сетевое, телекоммуникационное оборудование);
– разработку нормативно-правовой базы.
Основными проектами информатизации системы здравоохранения округа являются:
– информационные технологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа;
– информационные технологии управления и надзора за фармацевтической деятельностью предприятий, учреждений и организаций, сертификацией и контролем за качеством лекарственных средств;
– информационные технологии управления страховой медициной;
информационные технологии оперативного управления работой скорой помощи;
– типовые информационные технологии органов управления здравоохранением на окружном, городском и районном уровнях;
– типовые информационные технологии поддержки деятельности медицинских учреждений (больниц, поликлиник и т.д.).
Работы по информатизации в сфере культуры проводятся в следующих основных направлениях:
– создание единого информационного пространства для музеев округа;
создание базы данных по памятникам истории и культуры округа;
– информационное обеспечение мониторинга историко-культурного наследия округа;
– создание корпоративных библиотечно-информационных систем;
создание оцифрованного краеведческого книжного фонда;
– создание центров доступа к открытым базам данных правовой и другой информации в общедоступных библиотеках округа;
– создание и поддержка специализированной Web-страницы «Кинематография Югры»;
– создание централизованных баз данных по направлениям:
1) текущая информация в сфере кинематографии;
2) реестр окружного фильмофонда.
3) создание автоматизированной базы данных:
4) каталогов окружного фильмофонда;
5) лицензионно-правовой;
6) кинофестивалей и семинаров;
7) информации по актерам, режиссерам и киностудиям.
Для обеспечения эффективного управления развитием социальной сферы округа создаваемые в рамках отдельных ведомственных структур системы образуют единый функциональный комплекс – комплекс социальной защиты населения. Формирование такого комплекса предполагает создание необходимых условий информационного взаимодействия отдельных систем, в том числе, таких как единство и однозначность первичной информации, разработка интерфейсов между взаимодействующими системами, организационно-правовая регламентация информационного взаимодействия, наличие необходимой телекоммуникационной среды.
3.3 Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа Органы исполнительной власти представлены Администрацией Губернатора, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа, органа ми государственной власти округа, а также территориальными звеньями федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа представлены окружной Думой и представительными органами местного самоуправления.
А. Информатизация деятельности органов исполнительной власти округа
В условиях реформирования системы управления социально-экономическими и политическими процессами в обществе, нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами исполнительной власти, в значительной степени зависят от качества и оперативности ин формационно-аналитического обслуживания этих органов.
Анализ основных направлений деятельности органов исполнительной власти округа позволяет выделить следующие поднаправления информатизации:
– информатизация учрежденческой деятельности органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на внедрение безбумажных технологий обработки информации;
– информационная поддержка деятельности по вопросам управления государственной собственностью;
– информатизация экономической деятельности и финансово-кредитного комплекса округа;
– информатизация международных, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности Правительства округа, которая направлена на развитие и повышение эффективности внешних связей округа, на позитивное развитие социально-экономического положения округа в целом и определяется Программой социально-экономического развития и Программой развития внешних связей Ханты Мансийского автономного округа;
– информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ориентирована на информационное обеспечение деятельности соответствующих органов исполнительной власти округа, по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по защите объектов нефтегазодобывающего и топливно-энергетического комплексов, по защите коммунального хозяйства от аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Реализация проектов по данному поднаправлению осуществляется с использованием геоинформационных технологий обработки информации.
Б. Информатизация органов законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа
Информатизация законодательной и представительной власти округа проводится в следующих направлениях:
– информационная поддержка проведения заседаний Думы, в том числе, подготовка регламентных документов, регистрация, проведение заседаний, голосование, протоколирование;
– информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов и депутатских комиссий, в том числе, доступ и работа с гипертекстовыми базами данных,
– электронный обмен готовящимися документами, информационные технологии рас смотрения и согласования проектов законодательных актов;
– информационная поддержка текущей деятельности депутатов;
– информационная поддержка геополитического и социально-экономического мониторинга региона.
3.4 Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа Информатизация процессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) и охраны окружающей среды должна быть направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей в топливно-энергетических, минеральных, водных и лесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направлениями информатизации процессов управления природопользованием и ох раной окружающей среды являются:
– информатизация процессов управления использованием минерально-сырьевых ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием лесных ресурсов;
– информатизация процессов управления использованием водных ресурсов;
– информатизация процессов управления охраной окружающей среды;
– информатизация процессов регулирования в области обращения с отходами.
При этом большое значение имеет решение задачи организации эффективного информационного обмена между органами государственной власти округа, органами местного самоуправления и соответствующими ведомственными структурами. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа должно иметь исчерпывающую информацию, характеризующую состояние природных ресурсов территории и состояние окружающей среды округа.
продолжение
–PAGE_BREAK–