Коммуникационные стратегии в канале сбыта. Длинные и короткие каналы сбыта. Анализ бытовых издержек 3 вида коммуникационных стратегий. 1.Стратегия вталкивания (push strategy)- основные маркетинговые усилия обращены на посредников, чтобы побудить их принять товар фирмы в свой ассортимент, (сбытовые системы), создать необходимые запасы и выделить товарам фирмы хорошее торговое место. Цель стратегии- добиться добровольного сотрудничества
с посредниками, предоставив им привлекательные условия (скидки и т.д.). Стратегия вталкивания необходима для обеспечения взаимодействия с теми сбытовиками, без которых фирма не может получить доступ к рынку. Чем выше способность сбытовиков торговаться, тем меньше выбора у фирмы. Поэтому именно посредники диктуют условия сотрудничества. Риски стратегии: эта стратегия ставит фирму в зависимость от посредников при отсутствии реального контроля
над системой сбыта. Характерны для стратегии: • min постоянные издержки, • высокие переменные издержки, пропорциональные объему продаж. Используется чаще всего малыми фирмами. Основные способы мотивирования посредника: – увеличение продаж и поддержание уровня запасов (оптовые скидки, бесплатные поставки, территориальная эксклюзивность) – интенсификация работы торгового персонала (обучение персонала, материалы о товаре, материальное стимулирование персонала, конкурсы по продажам)
– увеличение локальной активности по продвижению товара а) локальная реклама (выделение средств на рекламу, рекламные материалы, расширение пространства) б) пространство (представление магазина, скидки, привязанные к представляемому пространству) в) продвижение товаров, магазинов (средства демонстрации товаров, показательные продажи, бесплатная раздача) – услуги обслуживания клиентов (программы обучения персонала, учебные материалы, оплата расходов по гарантийному обслуживанию) 2.Стратегия втягивания (pull strategy)- концентрирует
все коммуникационные усилия на конечном потребителе, минуя посредников. Цель: создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к товару, чтобы сам конечный потребитель требовал этот товар (марку) от посредника (предпр. торговли), тем самым, побуждая его приобретать эту марку (к торговле этим товаром). В противоположность 1 стратегии, фирма стремится создать вынужденное сотрудничество со стороны посредника. Потребители играют роль своеобразного насоса.
Марка втягивается в сбытовой канал благодаря конечному спросу. Эта стратегия требует значительных финансовых средств на рекламу и другие средства ФОССТИС, т.е. постоянные издержки велики (VC-небольшие). Ценность стратегии: – успех ее марки нейтрализует возможность давления со стороны торговцев и обеспечивает их широкомасштабное сотрудничество. – стратегия рассматривается как долгосрочные инвестиции в имидж
товара и т.д. 3.Комбинированная (смешанная) стратегия. На практике часто эти стратегии дополняют друг друга и многие фирмы применяют комбинированные стратегии. Существует 2 основных типа сбыта: – При прямом сбыте товар направляется непосредственно к потребителю или переработчику – При непрямом сбыте в процесс включаются предприятия торговли Выбор канала сбыта должен основываться на результатах исследования рынка
Альтернативные пути сбыта: ч/з Коммивояжеры- сотрудники предприятий- производителей, которые получают оклад + работают от продаж; Оптовая и розничная торговля; Комиссионеры- независимые торговые агенты, берут товар на комиссию и реализуют, получая %; Региональные сбытовые филиалы; Рук-во предприятия Сбытовые синдикаты (для сырья); Торговые представители;
Маклеры- независимые брокеры; Договорные предприятия (дистрибьюторы). Специализированные сбытовые организации работают над снижением сбытовых издержек. Сбыт осуществляется по определенным каналам Канал сбыта – это цепочка, связывающая потребителя и производителя Задачи каналов: – установление постоянной связи с покупателем – сбор и обработка информации, необходимой для эффективного сбыта – стимулирование сбыта – организация движения товаров (транспортировка, складирование)
– предпродажная подготовка товара (приспособление к требованиям покупателя) – учет рисков, связанных с транспортировкой, складированием и др. деятельностью канала Канал хар-ся числом самостоятельных рын.агентов, обеспечивающих перемещение и обмен товаров. В зависимости от количества посредников, различаются каналы разных уровней: 1) «0» уровня – от производителя непосредственно к потребителю без посредников 2) 1-уровневый- через
розничную торговлю, через оптовиков или розничных торговцев. 3) 2-уровневый- сначала через опт, потом- розницу 4) 3-уровневый- от крупных оптовиков, через мелких оптовиков к розничным торговцам. Канал хар-ся 2 показателями: – протяженность- число независимых агентов на всей сбытовой цепочке. – Ширина- число агентов на каждом этапе сбытовой сети. Выбор канала зависит от: особенностей рынка; характеристик товара; географии и размещения производства
и потребления; издержек производства и сбыта Виды каналов: 1. прямые- от производителя к потребителю 2. обратные- от потребителя к производителю (утилизация отходов) Анализ сбытовых издержек