Концепция тощего производства

1.Логистическаясистема
(ЛС) — сложнаяорганизационно-завершенная (структурированная) экономическая система, котораясостоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессеуправления материальными и сопутствующими потоками, причем задачифункционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнесаи (или) внешними целями.
1.1 Виды логистическихсистем
Логистические системыделят на макро и микрологистические системы.
Макрологистическаясистема — это крупная система управления материальными потоками, охватывающаяпредприятия и организации промышленности, посреднические, торговые итранспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионахстраны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собойопределенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формированиимакрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолетьтрудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международныхэкономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиямив транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формированиемакрологистических систем в межгосударственных программах требует созданияединого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ,таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовыхресурсов.
Микрологистическиесистемы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистическихсистем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия,территориально-производственные комплексы. Микрологистические системыпредставляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в составкоторых входят технологически связанные производства, объединенные единойинфраструктурой.
В рамках макрологистики связимежду отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базетоварно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы такжефункционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Этоотдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственнойсистемы, работающие на единый экономический результат.
На уровне макрологистикивыделяют три вида логистических систем.
-Логистические системы спрямыми связями. В этих логистических системах материальный лоток проходитнепосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
-Эшелонированныелогистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотябы один посредник
-Гибкие логистическиесистемы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к еепотребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
1.2Характеристикилогистической системы
Из всего множестваразнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов,характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами.Отличительные признаки логистической системы:
-наличие потоковогопроцесса;
-определенная системнаяцелостность.
Охарактеризуем свойствалогистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любойсистеме, рассмотренных ранее.
Первое свойство:логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующихдруг с другом.
Выделяют следующиеэлементы логистических систем:
ЗАКУПКА — подсистема,которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
СКЛАДЫ — здания,сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятсяматериальные запасы, преобразуются материальные потоки.
ЗАПАСЫ — запасыматериалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменениеспроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решатьряд других задач в логистических системах.
ТРАНСПОРТ — этот элемент,как. и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническуюбазу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру,обеспечивающую ее функционирование.
ИНФОРМАЦИЯ — подсистема,которая обеспечивает информационную связь между другими элементамилогистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а такжерешает ряд других задач.
КАДРЫ — организованныйперсонал, занятый выполнением логистических операций.
СБЫТ — подсистема,которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
В производственных логистическихсистемах выделяют также элемент «ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА», под которымпонимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процессапроизводства.
Элементы логистическихсистем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимостьобеспечивается единством цели, которой подчинено функционированиело­гистических систем.
Второе свойство: междуэлементами логистической системы имеются существенные связи, которые сзакономерной необходимостью определяют интегративные качества системы.
Третье свойство: связимежду элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т. е.логистическая система имеет организацию.
Четвертое свойство:логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ниодному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, внужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами,а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды(изменения спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строятехнических средств и т. п.).
Интегративные качествалогистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через своипроизводственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этомзаранее намеченных целей.
Логистическую систему,способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можносравнить с живым организмом. Мускулы этого организма — подъемно-транспортнаятехника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местахучастников логистического процесса, организованная в единую информационнуюсистему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовойбазы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Онспособен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды,реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.
Общепринятое определениелогистической системы гласит: Логистическая система — это адаптивная система собратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, какправило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешнейсредой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленноепредприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие ит. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место,в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степениподготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровнеиздержек.
Границы логистическойсистемы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаютсясредства производства. Они, в виде материального потока, поступают влогистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затемуходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие влогистическую систему финансовые ресурсы.
Выделение границлогистической системы на базе цикла обращения средств производства получилоназвание принципа «уплаты денег — получения денег».
1.3Понятиелогистической системы
Понятие логистическойсистемы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразныесистемы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. Понятиелогистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система, согласноэнциклопедическому определению — множество элементов, находящихся в отношенияхи связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Дляболее точного определения понятия «система» перечислим свойства, которыми должнаобладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладаетэтой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект являетсясистемой.
Существует четыресвойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считатьсистемой.
Первое свойство —целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов,взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуютлишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностьюобразования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, ноодновременно совместимыми.
Второе свойство — связи.Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономернойнеобходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут бытьвещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементамивнутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов свнешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
Третье свойство —организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишьпредполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимосформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организациюсистемы.
Четвертое свойство —интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств,присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов вотдельности.

2. Логистическаяконцепция
Под концепцией понимаетсясистема взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Новизналогистического подхода к управлению материальными потоками заключается, преждевсего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности впользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.
Система взглядов нарационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессовявляется концепцией логистики. Сущность ее заключается в следующем.
1. Реализация принципасистемного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одногопредприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можнополучить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяженииот первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные,значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е.все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать какединый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системныхпозиций подходить к выбору техники, к проектированию взаи­моувязанныхтехнологических процессов на различных участках движения материалов и к другимвопросам, касающимся организации материальных потоков.
2. Отказ от выпускауниверсального технологического и подъемно-транспортного оборудования.Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.
При этом, оптимизацияпотоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретнымусловиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использованияширокой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, длятого, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потокамиобщество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.
3. Гуманизациятехнологических процессов, создание современных условий труда.
Одним из элементовлогистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал,способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однакоработа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, чтообъясняет наличие проблемы кадров. Логистический подход усиливает общественнуюзначимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создаетобъективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих болеевысоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоватьсяусловия труда.
4. Учет логистическихиздержек на протяжении всей логистической цепочки.
Одна из основных задачлогистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичногоисточника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь приусловии, если система учета издержек производства и обращения позволяетвыделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерии выбораоптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек напротяжении всей логистической цепи.
5. Развитие услуг сервисана современном уровне.
В настоящее времявозможности резкого повышения качества большинства производимой продукцииобъективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается клогистическому сервису, как к средству повышения конкурентноспособности. Приэтом, потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставкиспособен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товарточно вовремя, в удобной таре и т. п.
6. Способностьлогистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Появление большогоколичества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенностиспроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественныххарактеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. Вэтих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешнейсреды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

3. Основные логистическиеконцепции и системы
В зарубежной практикесреди прочих микрологистических концепций за последнее десятилетие большоераспространение получили различные варианты концепции «реагирования на спрос»{demand-driven techniques, DDT). Эта концепция в основном разрабатывалась какмодификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшенияреакции на изменение потребительского спроса. Наиболее известными являютсячетыре варианта концепции: «точки заказа (перезаказа)», «быстрогореагирования», «непрерывного пополнения запасов» и «автоматического пополнениязапасов».
3.1 Концепция«планирования потребностей/ресурсов»
Одной из наиболеепопулярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано ифункционирует большое число микрологистических систем, является концепция«планирования потребностей/ресурсов» (requirements/resource planning, RP).Концепцию RP часто противопоставляют логистической концепции «точно в срок»,имея в виду, что на ней (в отличие от ЛТ-подхода) базируются логистическиесистемы «толкающего» типа.
3.2 Концепция «точно всрок»
Наиболее широкораспространенной в мире логистической концепцией является концепция «точно всрок» (Just-in-time, JIT).
Появление этой концепцииотносят к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motor, а затем идругие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрятьмикрологистическую систему KANBAN. Название данной концепции несколько позжедали американцы, попытавшиеся также использовать указанный подход вавтомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок» былопотенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов впроизводственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходнойпостановкой было то, что если производственное расписание задано (абстрагируясьпока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков,что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимомколичестве, в нужное место (на сборочной линии — конвейере) и точно кназначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такойпостановке страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы,оказывались не нужны.
3.3 Микрологистическаясистема KANBAN
Как уже отмечалось, однойиз первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» явиласьразработанная корпорацией Toyota Motor микрологистическая система KANBAN (что впереводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собойпервую реализацию «тянущих» микрологистических систем в производстве, навнедрение которой от начала разработки у фирмы Toyota ушло около 10 лет.

4.Концепция «тощегопроизводства»
Концепция «тощегопроизводства» получила свое наименование, потому что требует гораздо меньшересурсов, чем массовое производство (меньше запасов, времени на производствоединицы продукции), вызывает меньшие потери от брака и т. д. Таким образом, этаконцепция соединяет в себе преимущества массового (большие объемы производства— низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции игибкость).
Основные цели концепции«тощего производства» в плане логистики:
• высокие стандартыкачества продукции;
• низкие производственныеиздержки;
• быстрое реагирование наизменение потребительского спроса;
• малое время переналадкиоборудования.
Ключевыми элементамиреализации логистических целей в оперативном менеджменте при использовании этойконцепции являются:
• уменьшениеподготовительно-заключительного времени;
• небольшой размер партийпроизводимой продукции;
• малая длительностьпроизводственного периода;
• контроль качества всехпроцессов;
• общее продуктивное обеспечение(поддержка);
• партнерство с надежнымипоставщиками;
• эластичные потоковыепроцессы;
• «тянущая»информационная система.
Остановимся болееподробно на некоторых ключевых элементах. Уменьшение размера партии идлительности производственного периода проиллюстрируем на условном примере(рис.1).
Предположим, чтопроизводственный процесс изготовления продукции (сборки) состоит из трех фаз, аразмер партии составляет 10 изделий.
Тогда из рис. 1а видно,что общая длительность производственного периода составляет 30 мин. В случаесокращения партии до двух изделий (рис. 1б) общее время производства составит 6мин. При уменьшении размера партии мы сокращаем время в 5 раз.
/>
Рисунок 1. Сокращениеразмера партий и времени производства.
а – размер партии =10изделий, общее время производства = 30мин;
б — размер партии =2изделий, общее время производства = 6мин.
Уменьшение запасов ивремени производства позволяет значительно увеличить гибкость производственногопроцесса, быстрее реагировать на изменение рыночного спроса. Применение всистеме «тощего производства» элементов систем KANBAN и «планированияпотребностей/ресурсов» позволяет существенно снизить уровень запасов и работатьпрактически с минимальными страховыми запасами без складирования материальныхресурсов, чему способствует сотрудничество с надежными поставщиками. Большоевнимание в концепции «тощего производства» уделяется общей производственнойподдержке с целью обеспечения состояния непрерывной готовности технологическогооборудования, практического исключения его отказа, улучшения качества еготехнического обслуживания и ремонта. Наряду с всеобщим контролем качества,эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы незавершенногопроизводства (буферные запасы) между производственно-технологическимиучастками. Большую роль в реализации этих задач играет подготовка персоналасреднего и низшего звена производственного и логистического менеджмента,который должен:
• знать выходныеспецификации и требования подведомственных производственно-логистическихпроцессов и процедур;
• быть способным измерятьрезультаты работы и контролировать логистические операции;
• быть хорошоподготовленным и снабженным необходимыми инструкциями;
• хорошо пониматьконечную цель управления.
Как и в концепции «точнов срок», в системе «тощего производства» одну из ключевых ролей играютвзаимоотношения с надежными поставщиками.
Партнерство с надежнымипоставщиками материальных ресурсов выражается в следующих основных моментах:
• поставщик — этопартнер, а не конкурент;
• продавец и покупательматериальных ресурсов координируют свои действия для успеха на рынке;
• продавец долженсертифицировать свою продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества;покупатель не должен проверять качество исходных материальных ресурсов;
• продавец долженстремиться уменьшить цены на свою продукцию при стабильных длительныхвзаимоотношениях с покупателем;
• продавец долженкооперироваться с покупателем при внесении изменений в характеристикиматериальных ресурсов или разработке новых продуктов;
• продавец долженинтегрировать свои логистические операции с логистической стратегией покупателяматериальных ресурсов.
Конечной целью такогопартнерства является установление длительных связей с ограниченным числомнадежных поставщиков по каждому виду материальных ресурсов. В концепции «тощегопроизводства» поставщики рассматриваются как часть собственной организациипроизводственной, маркетинговой и логистической деятельности, обеспечивающейдостижение миссии компании. Такой подход к поставщикам, практически нетребующий входного контроля материальных ресурсов, делает их настоящимипартнерами по бизнесу и способствует интегрированию снабжения в логистическуюстратегию фирмы. Поставщики материальных ресурсов должны удовлетворятьследующие основные ожидания фирмы-производителя готовой продукции:
• доставка материальныхресурсов должна осуществляться в соответствии с технологией JIТ;
• материальные ресурсыдолжны отвечать всем требованиям стандартов качества; входной контрольматериальных ресурсов должен быть исключен;
• цены на материальныересурсы должны быть как можно ниже из расчета длительных хозяйственных связейпо поставкам, но цены не должны превалировать над качеством материальныхресурсов и доставки их потребителю;
• продавцы материальныхресурсов должны предварительно согласовать возникающие перед ними проблемы итрудности с потребителем;
• продавцы должнысопровождать поставки материальных ресурсов документацией (сертификатами),подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией поорганизации такого контроля у фирмы-производителя;
• продавцы должныпомогать покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новыммодификациям материальных ресурсов;
• материальные ресурсыдолжны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.
Большое значение дляреализации концепции «тощего производства» во внутрипроизводственнойлогистической системе имеет всеобщий контроль качества на всех уровняхпроизводственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует приконтроле качества своей продукции концепцию всеобщего управления качеством исерию стандартов ISO-9000. В процессах изготовления продукции и управленияпотоками материальных ресурсов в системе «тощего производства» обычно выделяютпять составляющих, которые мы обозначим соответствующими символами:
Квадрат — трансформация(материальные ресурсы превращаются в готовую продукцию);
Звёздочка — инспекции(контроль на каждом этапе производственного цикла);
Стрелочка —транспортировка (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства иготовой продукции);
Треугольник —складирование (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства иготовой продукции);
Круг — задержки (впроизводственном цикле).
/>
Рисунок 2. Трансформацияпроизводственного процесса в системе «тощего производства».

Логистическое управлениеэтими компонентами должно быть направлено на реализацию целей систем «тощегопроизводства». В этом плане необходимыми элементами являются трансформация итранспортировка; инспекции качества нужно проводить как можно реже ( всоответствии с концепцией всеобщего управления качеством), а элементы«складирование» и «задержки» — вообще исключить. Иными словами, необходимоубрать бесполезные операции, что является девизом концепции «тощегопроизводства». Рассмотрим на условном примере, как можно трансформироватьпроизводственный процесс из обычного (часто встречающегося на практике) впроцесс, соответствующий LP-потоку (рис.2). В левой части схемы представлентиповой производственный цикл изготовления продукции с так называемым «широким»потоковым процессом. На схеме обозначены соответствующие этому циклу операции.Как видно из сравнения схем, устранение «бесполезных» операций, таких, какскладирование и ожидания в производственном цикле, приводит к существенномусокращению непроизводительных логистических издержек и длительности производственногопериода. Еще одним элементом систем «тощего производства» является принцип«тянущих» систем, частично рассмотренный нами выше. Применительно к даннойконцепции этот принцип означает: отсутствие складов, только минимальные запасына полках, все запасы — на рабочих местах, т. е. следует использовать только текомпоненты, которые необходимы для удовлетворения заказа потребителя. Вподобных системах уменьшение запасов на сборке, вызванное рыночным спросом,продуцирует автоматическую диспетчеризацию заказов для производственныхучастков. Это, в свою очередь, активизирует цепь заказов обратной связи отвнутренних поставщиков, и в конечном итоге заказ доходит до внешнегопоставщикаРассмотренные примеры основных микрологистических концепций и систем,конечно, не исчерпывают всего их многообразия. В западной экономическойлитературе исследованию подобных систем посвящено большое число работ пологистическому и операционному менеджменту.

Заключение
Логистика- научно-практическое направление в транспортной экономике, будучиуниверсальной, она показала свою эффективность во многих отраслях экономики какв сфере производства, так и в сфере обращения.
Вданной работе была рассмотрена логистическая концепция «тощего производства»,проанализированы теоретические проблемы качества и надежности в логистическойсистеме производства и товародвижения, представлены принципы логистики, успешноприменяемые в управлении качеством.
Логистическаяконцепция «тощего производства», будучи адаптивной к широкому спектру условий,проявляет свое действие во многих практических результатах.

Список используемых источников
1. Новиков О. А., Уваров С. А.Коммерческая логистика: Учебное пособие.- СПб,: СПбУЭиФ, 1995. — 158с.
2. Транспортная логистика: Учебноепособие/Под ред. Л.Б Миротина. –М,: МГАДИ, 1996. — 250с.
3. Основы логистики: Учеб. пособие/ Под ред. Л. Б. Миротина иВ. И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 200 с.