Концептуальные основы системы экологической безопасности

Понятие «экологическая безопасность» появилось в лексиконе политиков в середине 80-х годов. Социально-политическое и право¬вое значение, а также широкое применение в науке и законо¬дательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях, а также о катастрофических последствиях испытаний ядерного оружия. Впервые понятие экологической безопасности было введено в российское законодательство

статьей 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 г. при формулировании перечня объектов экологических преступлений наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека. Для лучшего уяснения понятия экологической безопасности обратимся к самому понятию «безопасность». На этапе возникновения и становления земной цивилизации перед людьми прежде всего стоял вопрос о выживании. В этой связи философы вплоть до XVIII в. не проводили различия между понятиями «безопасность» и «выживаемость».

В последующем, по мере развития человеческого общества, возникла потребность в защите человека не только от естественных опасностей, но и от опасностей, создаваемых обществом и им самим. Поэтому на уровне общественного сознания понятие безопасности стало употребляться применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Понятие «безопасность» можно квалифицировать как: • безопасность существования человека, то есть состояние

защищенности человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму; • природная безопасность, то есть защищенность животного и растительного мира от вымирания и исчезновения из-за негативного воздействия различного характера; • безопасность общества, то есть состояние защищенности важных интересов общества во всех сферах его жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз. • Поэтому можно считать, что применительно к практическим потребностям наиболее общим является
понятие «безопасность жизнедеятельности», то есть состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Согласно официально принятой в России точке зрения под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение

которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». В Политической энциклопедии экологическая безопасность определяется как одно из важнейших направлений обеспечения безопасности человека, связанное с необходимостью восстановления нарушенного баланса взаимодействия человека и природы, гармонизации их сосуществования и рационального использования природных ресурсов. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ в

статье 1 экологическая безопасность определена как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Анализ литературы, нормативно-правовых актов свидетельствует о широком спектре мнений относительно определения понятия «экологическая безопасность»: от обеспечения экологических прав и интересов человека,

защиты экологических интересов общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды. Определение понятия экологической безопасности находится в эволюционной стадии, имеющиеся формулировки неустойчивы, постоянно модифицируются в направлении детализации и конкретизации признаков, в полном объеме не определены составляющие всего комплекса экологических угроз. Что же касается понятия «обеспечение экологической безопасности», то его очень часто смешивают с понятием
«экологическая безопасность», либо рассматривают их как тождественные. На наш взгляд, для выявления соотношения вышеназванных понятий представляется важным выделить социально-содержательную составляющую категории «экологическая безопасность». И здесь экологическую безопасность следует рассмотреть в четырех формах. 1. Экологическая безопасность – социальная цель. В данном случае экологическая безопасность совпадает

с целью устойчивого развития общества, направленного на обеспечение безопасного существования всех составляющих его социальных субъектов. 2. Экологическая безопасность – социальная норма. В этом качестве экологическая безопасность выступает как социальная ценность, интегрированная в личностное и массовое сознание, общественные и государственные институты в виде основных норм (социально-регулятивных, этических, культурных и т.п.), определяющих и организующих все виды деятельности по ее обеспечению.

Субъектами этой деятельности могут выступать все субъекты социальных взаимодействий в обществе, а ее направленность предполагает выявление, предупреждение и предотвращение экологических угроз, способных нанести ущерб экосистемам. 3.Экологическая безопасность – состояние социо-техно-природной системы. Экологическая безопасность имеет системный характер, проявляющийся во взаимосвязи природных, техногенных и социальных процессов социо-техно-природной системы.

Данная форма дает возможность количественной оценки реального уровня экологической безопасности на основании уже выработанных качественных критериев, определяющих основные параметры допустимых пределов негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека. Это наиболее конкретная форма анализа состояния экологической безопасности, позволяющая рассматривать ее в реальных показателях, сгруппированных в структурные группы по основным направлениям.
Каждый показатель имеет свою процедуру расчета и может быть основан как на определенных социальных нормах или стандартах, так и выведен эмпирическим путем, образуя новые стандарты и нормы. Отклонение показателя от нормы может свидетельствовать как о степени трансформации потенциальной угрозы экологической безопасности в реальную опасность (отрицательная тенденция), так и об уровне преодоления опасности и предотвращения конкретной экологической угрозы (положительная тенденция).

4. Экологическая безопасность – социальный институт. Экологическая безопасность как институциональная форма – это определенное качественное состояние общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, которое выражается в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем, что предполагает качественно новую стратегию

его государственно-правового регулирования. Таким образом, экологическую безопасность можно определить как устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счет оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды, позволяющее избежать опасного воздействия этих процессов на жизнедеятельность человека и выражающееся в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью

людей и функционированию экосистем. Под системой экологической безопасности понимается политико-правовой механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека. Система экологической безопасности функционально состоит из следующих структурных элементов, это: • объект, безопасность которого должна быть обеспечена, его жизненно важные интересы; • субъекты обеспечения экологической безопасности; • угрозы жизненно важным
интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена; • государственная и региональная экологическая политика как совокупность концептуальных положений; • принципы и формы обеспечения экологической безопасности. Объектами защиты являются элементы живой и неживой природы. К ним относятся: человек, окружающая природная среда и ее части – природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, а также права и интересы человека, личность, общество, государство.

Основной объект защиты в структуре экологической безопасности – че¬ловек, его права и свободы, в том числе право на генофонд, право на жизнь и здоровье, право на благоприятную окружающую среду. Субъектом в широком смысле слова могут выступать: государство, его законодательные, исполнительные и судебные органы; местное самоуправление; неправительственные организации; институты культуры, образования и просвещения; средства массовой информации и коммуникации; общественное мнение; политические партии

и экологические движения; социальные институты и организации по обеспечению прав и свобод человека; отдельные индивиды – в той степени, в которой они осознают жизненно важные экологические интересы, цели, идеалы и ценности, обладают соответствующими знаниями и опытом, руководствуются законодательством, проявляют способность и готовность надежно противостоять экологическим опасностям и угрозам, гарантировать эффективное осуществление экологических прав в реальной жизни.

Когда речь идёт о государстве как политическом институте, то оно, скорее, выступает совокупным субъектом экологической безопасности, занимая особое место и играя особо важную роль в обеспечении экологической безопасности. Чем же это обусловливается? 1. Государство охватывает все население, объединяет вокруг себя его различные слои, выражает или, по крайней мере, стремится выразить всеобщие интересы, является гарантом их защиты. 2. Государство юридически представляет каждого гражданина в отношениях с другими
государствами, в международных экологических организациях и т. п гарантирует его защиту и покровительство. 3. Государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. 4. Государство обладает монополией на применение принуждения.

5. Государство сосредотачивает в своих руках материальные и финансовые средства, необходимые для обеспечения экологической безопасности как в условиях осуществления нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении опасных, чрезвычайных состояний, экологических бедствий. 6. Государство осуществляет систему научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

В нормативно-правовых актах, принимаемых органами государства, юридически закрепляются главные цели и задачи, основные принципы и направления, органы, силы и средства обеспечения экологической безопасности. То есть, государство как политический институт занимает ведущее место в системе обеспечения экологической безопасности. Следующим элементом системы экологической безопасности являются угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена.

Под угрозой в рассматриваемом контексте можно понимать возможную опасность, которая может привести к неблагоприятным последствиям; совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам человека, его жизни, здоровью, его генофонду, окружающей среде, личности, обществу и государству. Это понятие, используемое для обозначения стадии перехода опасности из возможности в действительность, намерения одного субъекта нанести ущерб другому. В современном законодательстве выделяют два вида угроз:
внешние и внутренние, представляющие опасность жизненно важным интересам человека, личности, обществу, государству, окружающей среде. В отдельный вид можно выделить угрозы глобального характера, к которым относятся: проблема изменения климата, «парниковый эффект», нарушение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей, трансграничное загрязнение, утрата биологического разнообразия. К мерам по устранению глобальных экологиче¬ских угроз следует отнести: коренное изменение отношения

к природе, создание не существовавшей ранее системы отношений, при которой каждый человек в силу своего воспитания будет заботиться о природе, поддерживать ее в благоприятном состоянии. Источники угроз экологической безопасности можно классифицировать на два вида: техногенные и природные. К техногенным относится деятельность людей, связанная с преднамеренным либо непреднамеренным воздействием на окружающую среду. К природным источникам экологической безопасности относятся опасные природные процессы

и явления, в частности землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, засухи, штормы, пожары, эпидемии и другие стихийные бедствия – явления природы, создающие катастрофические экологические ситуации и сопровождающиеся людскими и материальными потерями. Последним элементом системы экологической безопасности яв¬ляются принципы и формы ее обеспечения. Экологическая политика должна базироваться на основополагающих принципах, которые выступают своеобразным

выражением общих принципов безопасности как целостного социального явления. В ряду первостепенных принципов обеспечения экологической безопасности выступает сохранение ведущей роли государства как политического института в деятельности, направленной на снижение и предотвращение угроз каждому человеку, социальным общностям, территориям, на которых они находятся, от факторов антропогенного и природного характера, связанных с ухудшением экологической обстановки.
Именно государство должно создать специализированные органы и институты обеспечения экологической безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных обстоятельствах со всеми службами управления, информирования, спасения и ликвидации последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, вплоть до организации системы экологического образования и воспитания. Принцип демократизма в обеспечении экологической безопасности предполагает, что государству нужно создавать условия для активизации общественно-политических организаций,

экологических движений, всех социальных групп и слоев, каждого человека. Обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Достижение этой цели требует широкого сотрудничества с другими государствами, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

К другим принципам деятельности по обеспечению экологической безопасности должны быть отнесены следующие: – отказ от любых социально-экономических мероприятий, ущемляющих права граждан на безопасную окружающую среду; – приоритет обеспечения экологической безопасности при планировании и реализации хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; – меры государства и общества по обеспечению экологической безопасности должны опираться на научный анализ как самих потенциальных

и реально существующих экологических опасностей и угроз, так и причин их возникновения; вырабатываемые меры должны быть адекватны выявленным опасностям и угрозам, должны ориентироваться на искоренение причины; – экономическая обоснованность затрат на проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности, исключение финансирования мероприятий на охрану окружающей среды по остаточному принципу; – равенство безопасности: недопустимо создание безопасных условий жизнедеятельности одному человеку (социальной
группе) в ущерб другому (другим); – гласность и законность обеспечения экологической безопасности; – недопустимость увеличения антропогенной нагрузки на окружающую среду и ее природные объекты выше уровня, установленного специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; – обязательное проведение государственной экологической экспертизы при планировании и проектировании деятельности, которая может представлять

угрозу экологической безопасности; – обязательность и своевременность проведения мероприятий по восстановлению природной среды, подвергающейся и (или) подвергшейся негативным изменениям в результате антропогенной деятельности, или опасных природных явлений и процессов; – обязательное возмещение физическим и юридическим лицам в полном объеме ущерба, причиненного в результате возникновения опасных экологических ситуаций при реализации ими деятельности. Одной из самых действенных мер в сфере обеспечения экологической безопасности

является установление форм деятельности государства на всех уровнях – мировом, общефедеральном, региональном и местном. Под формами обеспечения экологической безопасности понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства и общества, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социальной сферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека, среды его

обитания. Из функций государственного управления системой обеспечения экологической безопасности обратим внимание на функцию контроля. Экологический контроль – это правовая форма экологической деятельности, гарантия работы экономического, организационного и правового механизмов обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. Он заключается в проведении оценки воздействия на окружающую среду, регулярных экологических ревизий
и оценки выполнения нормативов организаций и компаний, соблюдения юридических требований, предоставления соответствующей отчетности. Существуют государственный, производственный и общественный экологический контроль. Государственный контроль осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти, специально уполномоченными на то государственными органами всех уровней и соответствующими администрациями за соблюдением экологического законодательства, специальных норм, правил и нормативов, за проведением

экологических мероприятий всеми министерствами, ведомствами, организациями независимо от подчиненности и форм собственности. Производственный экологический контроль осуществляется структурными подразделениями организаций за соблюдением экологических норм, правил и нормативов на производственных участках, за загрязнением природной среды выбросами (сбросами) данной организации, за соответствием указанным нормам, правилам и нормативам выпускаемой продукции, т. е. является составной частью производственной и социальной

деятельности. Общественный экологический контроль возложен на общественные объединения, трудовые коллективы и граждан за соблюдением экологических норм, проведением экологических мероприятий – референдумов или обсуждений, мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на данной территории. Весьма важной формой обеспечения экологической безопасности является также правоохранительная деятельность. Это комплекс мер, мероприятий, действий, направленных на охрану экологического правопорядка, защиту

экологических прав граждан, оздоровление окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения, осуществляемых всеми без исключения должностными, юридическими и физическими лицами, вне зависимости от их подчиненности, форм собственности, выполняемых функций и служебных полномочий. Наконец, к числу основных форм обеспечения экологической безопасности следует отнести правосудие, осуществляемое судом в особой процессуальной форме и призванное разрешать споры и различные конфликты, привлекать к
ответственности за экологические правонарушения.   Реферат по экологии «Концептуальные основы системы экологической безопасности» Выполнил: Студент группы 19401.10 Ковылина Анастасия