Конфликтдвух мировоззренийв романе И. С.Тургенева «Отцыи дети»
События, которые Тургеневописывает вромане, происходятв серединедевятнадцатоговека. Это время, когда Россияпереживалаочередную эпохуреформ. Названиепроизведениянаталкиваетна мысль о том, что в нем будетразрешатьсяизвечный вопросвзаимоотношениепоколений. Внекоторойстепени этосправедливо.Но основноевнимание автораобращено наконфликт разныхмировоззренийлибералов иреволюционеров-демократов, называемыхнигилистами.Тургенев пытаетсяосмыслитьмировоззрениеэтого новогочеловека, разночинцапо происхождению, демократа пополитическимвзглядам. Напротивопоставлениивзглядов разночинцаи дворянинапостроен сюжетромана.
Средигероев романанаиболее активнымипредставителяминепримиримыхмировоззренийявляются ЕвгенийБазаров и «аристократдо мозга костей»Павел Кирсанов.Павел Петровичбыл типичнымпредставителемсвоей эпохии среды, в которойон вращалсявсю свою молодость.Он следовал«принсипам»везде и во всем, продолжая дажев деревне житьтак, как он жилвсю жизнь. Онсохранил своипривычки неизменными, хотя, с практическойточки зрения, это было неудобно.А для нигилистаБазарова этобыло простосмешно.
ПавлуПетровичу летсорок пять, онвсегда выбрит, ходит в строгоманглийскомкостюме, воротничокего рубашкивсегда бел инакрахмален.Лицо ПавлаПетровичаправильноеи чистое, ножелчное. «Весьоблик ПавлаПетровича, изящный и породистый, сохранил юношескуюстройностьи то стремлениевверх, прочьот земли, котороебольшей частьюисчезает последвадцатыхгодов». По внешности, по убеждениямПавел Петровичаристократ.Правда, какпишет Писарев,«убежденийу него, по правдесказать, неимеется, нозато есть привычки, которыми оночень дорожит»и «по привычкедоказываетв спорах необходимость»принсипов”.В чем же заключаютсяэти «принсипы»? Во-первых, этовзгляд нагосударственноеустройство.Сам дворянини аристократ, он придерживаетсятех же взглядов, что и большинстводворян тоговремени. ПавелПетрович заустановившиесяпорядки, онмонархист.Павел Петровичне переносилинакомыслияи яростно защищалдоктрины, которым«постояннопротиворечилиего поступки».Он любит порассуждатьо русских крестьянах, но при встречес ними «морщитсяи нюхает одеколон».Кирсанов толкуето России, о «русскойидее», но употребляетпри этом огромноеколичествоиностранныхслов. Он с пафосомговорит обобщественномблаге, о служенииотечеству, носам сидит сложаруки, удовлетворившисьсытой и спокойнойжизнью.
Новидя, что неможет победитьнигилиста вспоре, не можетпоколебатьего нравственныеустои, вернееотсутствиеих, прибегаетк последнемусредству решенияконфликтовподобного рода.Это дуэль. Евгенийпринимаетвызов, хотясчитает этовыходкой полоумного«аристократишки».Они стреляютсяи Евгений ранитКирсанова.Решить их проблемыдуэль не помогла.С помощьюсатирическогоизображенияавтор подчеркнулнелепостьповедения ПавлаПетровича, потому чтосмешной бессмысленнополагать, чтоможно силойзаставитьмолодое поколениедумать так же, как поколение«отцов». Онирасстаются, но каждый изних так и осталсяпри своем мнении.Базарову удалосьлишь нарушитьдушевное равновесиеПавла Петровича.
Длямолодых нигилизмопределеннаяполитическаяи жизненнаяпозиция. Ноодни воспринимаютее как модноеповетрие (Ситников, Кукшина, Аркадий).Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущихпоколений ини к чему неприслушиваться.Но все ониповзрослеют, обзаведутсясемьями и будутвспоминатьо своих убеждениях, как об ошибкахюности. А сейчасони толькоопошляют идеи, которые «проповедует»Базаров.Но вромане естьнастоящийнигилист, которыйотдает отчетсвоим мыслям, своим убеждениям.Это Базаров.Он интересуетсяестественныминауками и собираетсяпродолжитьдело отца, уездноголекаря. По убеждениямон нигилисти насмехаетсянад «принсипами»Павла Петровича, считая их ненужнымии просто смешными.Базаров находит, что лучшее — отрицать, и онотрицает НавосклицаниеПавла Петровича:«Но надобноже и строить!», он отвечает:«Это уже не нашедело». Евгенийязвительноотносится кромантикам, но, оставшисьодин, осознаетромантика всебе. Жизньжестоко подшутиланад Базаровым.Не верящий влюбовь, он полюбил, а его любовьотвергли.
Рассматриваяальбом СаксонскойШвейцарии, Базаров говоритОдинцовой: «Выне предполагаетево мне художественногосмысла да вомне действительноего нет, но этивиды могли менязаинтересоватьс точки зрениягеологической».Базаров пытаетсяразвенчатьбездейственные«принсипы».не принимаетиллюзорнуюмечтательность.Но вместе с темон отказываетсяот великихдостиженийкультуры («Рафаэльгроша медногоне стоит»), утилитарновоспринимаетприроду.
Базаровуне удалосьпрожить долго.Он умирают сословами: «Янужен России…Нет, видно ненужен. Да и ктонужен?». Таковтрагическийитог жизниЕвгения.
Отношениеавтора к своимгероям совсемнепростое. Ужебыло отмечено.что, желая наказатьдетей, Тургеневвысек отцов.Но главное, чтоему замечательноудалось показать, это смену отживающихформ сознанияновыми, трагичностьположениялюдей, первымипроизносящимислово: «Вперед!»