Конкуренция и ее роль в экономическом развитии

Реферат по Экономике
на тему:
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии
   
            
   
Ижевск 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………………….3IТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………………3
1) Сущность конкуренции,условия ее существования…………………………..3
2) Совершенная конкуренция……………………………………………………….4
3) Несовершенная конкуренция……………………………………………………5
IIНЕСОВЕРШЕННАЯКОНКУРЕНЦИЯ…………………………………………6
1) Формы конкуренции вусловиях монополистического производства, ценовая и неценовая конкуренция…………………………………………………………..6
2) Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершеннойконкуренции…………………………………………………………………………8
3) Монопольные цены иповедение монополистов…….………………………..10
IIIАНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁОСОБЕННОСТИ В РОССИИ…………………………………………………………………………….121) Особенности российскогомонополизма……………………………………….122) Методы антимонопольной политики…………………………………………..14Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    Современная рыночная экономика представляет собойсложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразныхпроизводственных, коммерческих, финансовых и информационных структур,взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, иобъединяемых единым понятием — рынок.
   Поопределению рынок — это организованная структура, в которойсуществуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результатевзаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могуткупить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — этоколичество товара, которое производители продают по определенной цене)устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурнойорганизации рынка определяющее значение имеет количество производителей(продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессеобмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Этоколичество производителей и потребителей, характер и структура отношений междуними определяют  взаимодействие спроса ипредложения.
   Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночныхотношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere– сталкиваться, состязаться ).
   Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений междупроизводителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров нарынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяетсяконкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремлениепревзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и одолях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба — это динамический(ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
    В качестве средств в конкурентной борьбедля улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качествоизделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок иплатежей, информацию через рекламу.
 
                                         ТИПЫКОНКУРЕНЦИИ
                                          Сущность конкуренции.
Условия ее существования.
Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условияпроизводства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно ипорождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностьюкаждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры ипротивоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба заэкономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как иеё противоположность –  монополия)может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные видыконкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основнымипоказателями являются:
           1. Количествофирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих праваюридического лица), поставляющих товары на рынок;
           2. Свободавхождения предприятия на рынок и выхода из него;
           3. Дифференциациятоваров (придание определённому виду товара одного и того же назначенияразных индивидуальных особенностей — по фабричной марке, качеству, цвету идр.);
           4. Участиефирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночноесоперничество классифицируется так:

КОНКУРЕНЦИЯ
По состоянию рынка
По способам соперничества
Ценовая Неценовая
Регулируемая
Несовершенная
Совершенная
 
 

Совершенная конкуренция.
Совершенная (свободная)конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности.Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм,самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём производства отдельнойфирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этойфирмой товара;
2. Реализуемые каждымпроизводителем товары являются однородными;
3. Покупатели хорошоинформированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, топотеряет покупателей;
4. Продавцы действуют независимодруг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничемне ограничен.
   Последнее условие предполагает возможностькаждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд иматериальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели жедолжны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товарыи услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободнуюсвязь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция являетсятакже условием формирования рыночного механизма, образования цен исамонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния,когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственнойэкономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, чтони один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтомусхема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако онаявляется ключом к  пониманию болеереальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
 
Несовершенная конкуренция.
 
  Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась вконце XIX– начале XXв. в связи с образованием монополий. В этот период происходитконцентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль заприродными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономикиявилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производствапод воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсонособо  подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы,ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особеннонаглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития.Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной всфере бесчисленного множества производителей ».[1]
  Термин « монополия» в буквальном смысле означаетединственного продавца товара, но в современных условиях употребление этоготермина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначенияразличных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.                   Монополия – исключительное правопроизводства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащееодному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что посвоей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цени монопольныхприбылей, речь окоторых пойдёт позже.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
1.     С учётом охвата экономикивыделяются такие виды монополистических      организаций:
     А)  Чистая монополия (один продавец, доступ на рынокзакрыт, полный контроль   над ценой);
     Б) Абсолютнаямонополия (находитсяв руках государства или хозяйственных органов).
2.     В зависимости от причин возникновенияразличают следующие виды монополий:
     А) Естественнаямонополия (еюобладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимымиресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
     Б)  Легальные монополии, образующиеся на законномосновании (патенты и т. д.)
     В) Искусственныемонополии. Подэтим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое радиполучения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1.     Создают барьеры для вхождения нарынок новых фирм;
2.     Ограничивают аутсайдерам(предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ кисточникам сырья и энергоносителям;
3.     Создают очень высокий (по сравнениюс новыми фирмами) уровень технологий;
4.     Применяют более крупный капитал;
5.     «Забивают» новые фирмы хорошопоставленной рекламой.
  Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель,синдикат, трести концерн.
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Формыконкуренции в условиях монополистического производства.
Ценовая инеценовая конкуренция.
  В период монополистической конкуренции основными её формами выступают:
научно-техническое соперничество;промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
  Научно-техническое соперничество. Борьба за повышениеконкурентоспособности фирмы проводитсяпутём:
1.     Разработки новых продуктов;внедрения современных технологических   процессов;
2.     Накопления и использованьянаучно-технической информации; приобретения и использованья патентов. При научнотехническом соперничестве обычно используются две модели:
А) Конкурентная модель– основывается на том, чтоконкурирующие фирмы         используютнаиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТПмогут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы могут копировать любуютехническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новацийвсе конкурирующие фирмы, но затраты на технические исследованья несут толькоразработчики
Б) Монополистическая модель– основывается на том, что чистыймонополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счётнововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующиефирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизациирынка. Монополисты, чтоб избежать потерь за счёт морального износа машин иоборудованья, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.
3. Промышленно-производственноесоперничествопроявляется в виде наращиваньяпроизводственных возможностей, освоения новых видов продукции и сниженияиздержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственнаяэффективность достигается за счёт того, что свободный вход на рынок и выходфирмы с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когдаудельные издержки производства являются минимальными. При этом цены напродукцию устанавливаются низшем уровне и согласуются со средними валовымииздержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объём выпускапродукции, назначить более высокие цены, снизить за счёт этого расход ресурсови максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняетсяза счёт издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этомиспользуются два подхода – эффектмасштабаи понятие «Х-неэффективности».
А)  Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производствапотребительский спрос может быть недостаточным, чтоб поддержать большоеколичество конкурирующих фирм, производящих такой объём продукции, которыйпозволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. Втаких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должнабыть монополистической, способной эффективно производитьпродукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
Б)  Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, чтофирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболееэффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек длякаждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило,не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценкипотенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введенопонятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когдафактические издержки фирмы для любого объёма производства больше, чемминимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счётуклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работойнекомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулированиярабочих фирмы.
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основанана
использовании цен. При этом цены формируются врезультате трёхстороннего соперничества:во-первых, междупродавцами за сбыт по более высоким ценам;         во-вторых, между покупателями заприобретение товаров по более низким ценам;                в-третьих, между продавцами ипокупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по болеенизким ценам.
 Различают ценовуюи неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция
происходит, как правило, путём искусственногосбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когдаданный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданыразличиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1.     Продавец должен быть монополистомили обладать некоторой степенью монопольной власти;
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которыеимеют разную способность платить за продукт;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
  Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей,адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции;при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка надругой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
   Неценовая конкуренция проводится, главным образом,посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи,«сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основнымнаправлениям: первое–совершенствование технических характеристик товаров; второе– улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценоваяконкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлениизахватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либопринципиально отличаются от своих предшественников, либо представляютмодернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышениикачества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качестваслужит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество– это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качествапутём рекламы и красивой упаковки.
   Неценовая конкуренция путёмсбыта продукции получила название конкуренциипо условиям продаж.Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованьеторговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретениятовара, т.е. в процессе его эксплуатации.
 
Современныеподходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции.
 
    В конце XIX– начале ХХ в. во многих работахпрославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялисьпонятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой — «монополия»
и«несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальнаянесправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство,неэффективность из-за нарушения механизма выравниванья прибылей и «социальноенесовершенство» из-за того, что монополии часть «законной прибыли» изымали удругих отраслей.
   Позднее термин «несовершеннаяконкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представителитеории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условиемассового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда,снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактическитолько с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению кнемонополизированным производителям.
   В современных условиях«несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристикимонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли«больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержкамипроизводства и мелкой прибыльностью.         «К сожалению, —
— отмечал П. Самуэльсон, — в большинстве хронически перенаселённыхбольных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства.Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут бытьхуже, чем при полной монополии»[2]. Приэтом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий иолигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж.Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкогобизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ в. При этом несовершенствопроявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут кзначительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренцияпринимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых»монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а кминимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
   В настоящее время в качествеконцепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теорияпроизводства. В её модели выделяют два типа рынков:
1. Рыноктоваров и услуг, используемых для личного потребления;
2. Рынокфакторов производства. Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в видетехнического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого законазаключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любымиданными производственными затратами (или затратами факторов производства) иразмерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждогоотдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можнодостигнуть при данных затратах факторов производства. 
   Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своихтоваров, с другой — как потребитель, носитель спроса на факторы производства.При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональнысоответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов.Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. Врезультате  в точке равновесиядостигается «справедливое» распределение производственного продукта, прикотором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, котораясоответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу впроизводство.
Монопольные ценыи поведение монополистов.
 
   Сущность и особенности всехмонополистических объединений ярко проявляются в целях и характере ихповедения.
   Поведение монополистическихобъединений отличается от того, что нам известно о совершенной конкуренции,принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоёвывают рынок,чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимыхот них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходыпо сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
   Как известно, участникисвободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимоот их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены напроизводимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализациютоваров, то она стремится продать как можно больше и получить при этоммаксимальное количество прибыли. В условиях совершенной конкуренции приопределении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения(соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистическиеобъединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объём производства благ. Поэтому приопределении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует криваяпредложения. Эти организации манипулируют законом спроса: воздействуют на ценуи объём спроса в своих интересах. Господствующие на рынке фирмы используют вкачестве своего основного инструмента монопольнуюцену.
   Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливаетсяна уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целяхполучения монопольной прибыли.
   В учебнике «Экономикс» такраскрывается механизм монополистического ценообразования: «Монополисты непринимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей,ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену,так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска несуществует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривойпредложения»[3].
   Однако надо заметить, чтокогда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, томонопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве имонополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновеснаяцена.
   Правила поведенияфирм-монополистов зависят от того, как ониведут своё«ценопроизводство»:
1.       Фирмы устанавливают монопольно высокие ценына свою продукцию, превышающую общественнуюстоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополистыпреднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства иискусственно создавая повышенный покупательский спрос.
2.       Монопсония устанавливает монопольно низкие ценына товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение ценыпо сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценойдостигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этомслучае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего ихпредложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии,которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой умассы мелких ферм. Также монопсонии западных стран издавна закупают дешёвоесырьё у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки иЛатинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционногоафриканского экспорта (чай, кофе, какао).
3.       Фирма, одновременно являющаясямонополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством такназываемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких имонопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобнорасходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зондефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающейпромышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовыеизделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающейпромышленности.
  В нашей стране «ножницы цен»использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства.Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительновысокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены насельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике сёл. До сих портакого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены напромышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.
4.       Монополисты преднамеренносдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорватьискусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишитьсямонополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и недопускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, покаобострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.
   Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущербпроизводственным возможностям страны. Подсчитано, что в США чистые убытки отнерационального использованья ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валовогонационального продукта. Но в правовом и демократическом государстве нанегативные действия монополистов не могут не возникать и возникаютпротиводействия.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Особенностироссийского монополизма.
   Конкуренция стимулируеттехнический прогресс, способствует развитию экономики, продвижениюотечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной средыв нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольногозаконодательства и многое другое.
   Монополии существуют во всёммире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика,построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственномценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и посамой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутриэтой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств ипредприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненноважные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаби Госкомцен.
   Советской экономике быласвойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий ичрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. ВСССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой былаконцентрация производства в металлургии, машиностроении, химической итекстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-двапредприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качествотоваров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались наизменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выборапоставщиков.
   Но социалистические монополиисущественно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистическиемонополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, асоциалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. Вмонополисты при капитализме прорывается предприятие­­ — лидер, которыйиспользует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-техническийпотенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталойтехнологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международномразделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшатькачество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается ина внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случаерегиональными рамками.
   Специфика российских монополийсказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Вкапиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовалирыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции,стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренцииразрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночныхотношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм излоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правилконку