Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство

–PAGE_BREAK–Задачи и цели антимонопольных органов.
         Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:

         • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

         • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

         • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

         Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

         • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции[32];

         • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

         • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

         • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

         • контролирует приобретение акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции[33].

         Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

         • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

         • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

         • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

         • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

         • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

         • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

         • о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

         Итак, федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации

         Необходимым условием подъема экономичес­кой активности в России является оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих ее эффективное функциониро­вание и развитие, в том числе правового регули­рования конкуренции и монополии[34].

Источники российского антимонопольного
законодательства

         В соответствии с Законом о конкурен­ции антимонопольное законодательство РФ со­стоит из Конституции РФ, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных за­конов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ[35].

         Не вызывает сомнения, конечно, прямое ука­зание в Законе о конкуренции на правомочие фе­дерального антимонопольного органа принимать нормативные акты, например, Правила рассмот­рения дел о нарушениях антимонопольного зако­нодательства согласно ст. 27 Закона о конкурен­ции[36]. Если обратиться к полномочиям федераль­ного антимонопольного органа (ст. 12 Закона о конкуренции), то последний вправе, в частности, да­вать разъяснения по вопросам применения антимо­нопольного законодательства. О нормотворческих полномочиях федерального антимонопольного органа в этой статье не говорится.

         По моему мнению, исключение из состава ан­тимонопольного законодательства нормативных актов федерального антимонопольного органа подрывает стабильность применения самого ан­тимонопольного законодательства.

В иерархической лестнице нормативных актов основной источник российского антимонополь­ного законодательства — Конституция РФ. Со­гласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономичес­кого пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств, поддержка кон­куренции, свобода экономической деятельности. При этом установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ (ст. 71 «ж» Консти­туции РФ). В соответствии с п. 2 ст. 34 Конститу­ции РФ не допускается экономическая деятель­ность, направленная на монополизацию и недоб­росовестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции: каждый имеет право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

         Среди источников антимонопольного законо­дательства, указанных в Законе о конку­ренции, отсутствуют международные договоры и федеральные конституционные законы. Среди федеральных законов необходимо в первую очередь назвать Гражданский кодекс РФ, поскольку ему принадлежит особое место в системе российского права. Следует напомнить, что согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданско­го права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В этой связи вызывает сомнение безапелляционность нор­мы Закона о конкуренции о соответствии этому Закону издаваемых федеральных законов[37].

         В ст. 10 ГК РФ указано, что не допускается ис­пользование гражданских прав в целях ограниче­ния конкуренции, а также злоупотребление доми­нирующим положением. Замечу, что данная норма сформулирована не вполне корректно, по­скольку злоупотребление доминирующим поло­жением на рынке является одной из форм ограни­чения конкуренции. Кроме общей нормы о недо­пущении ограничения конкуренции в ГК РФ имеются другие материально-правовые нормы, входящие в состав антимонопольного законода­тельства, например, норма, регламенти­рующая ограничения прав сторон (ограничитель­ные условия) по договору коммерческой концес­сии, в которой также делается ссылка на антимонопольный орган и антимонопольное за­конодательство[38].

         Нормы о конкуренции и монополии, закреп­ленные в более чем 20 законах в различных от­раслях жизнедеятельности, играют подчиненную роль, поскольку зачастую они носят декларатив­ный и фрагментарный характер и не выходят за пределы правового регулирования, предусмот­ренного в основных нормативных актах антимо­нопольного законодательства. Так, в некоторых законах закреплены антимонопольные правила или антимонопольные требования.

         В других законах речь идет об обязанности го­сударства по преодолению монополизма, о разви­тии конкуренции в какой-либо области, о полно­мочиях федерального антимонопольного органа.

         К подзаконным актам в области антимоно­польного законодательства можно, прежде всего, отнести указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

         В тех редких случаях, когда распоряжениями Правительства РФ утверждаются документы, нося­щие нормативный, а не индивидуальный характер, такие распоряжения можно причислить к источни­кам антимонопольного законодательства.

         В сферу регулирования Закона о конкурен­ции, согласно п. 3 ст. 2 этого Закона, не входят от­ношения, связанные с монополистической дея­тельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за ис­ключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, поскольку они регулируются иными законодательными ак­тами РФ[39].

         И, наконец, в антимонопольное законодательст­во не входят многочисленные нормативные акты в сфере государственных и естественных монополий. Этой сфере присущ особый режим регулирования конкуренции и монополии, в рамках которого кон­ституционный принцип свободы экономической де­ятельности ограничивается в пользу публичных ин­тересов, экономической эффективности, сообра­жений фискального или социального характера, научно-технического прогресса и т.д.
Понятие монополистической деятельности

         Следует отметить, что ранее общее определение монополистической деятельности имело относи­тельно формальный характер, поскольку условие причинения ущерба потребителям вводилось дву­мя союзами — и (или). Поэтому всегда имелась возможность при установлении фактов недопу­щения, ограничения или устранения конкуренции не доказывать в обязательном порядке конкрет­ный ущерб, причиненный потребителям.

         В настоящее время монополистической дея­тельностью, согласно ст. 4 Закона о конкурен­ции, являются противоречащие антимонопольно­му законодательству действия (бездействие) хо­зяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления, направ­ленные на недопущение, ограничение или устра­нение конкуренции[40]. Прежде всего, необходимо отметить, что в данном формально-юридическом определении говорится о противоречащих анти­монопольному законодательству действиях (без­действии). Следовательно, речь идет об общей норме, запрещающей монополистическую дея­тельность.

         Из определения следует, что субъектами моно­полистической деятельности могут быть хозяйству­ющие субъекты (т.е. российские и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели) и орга­ны исполнительной власти и местного самоуправ­ления. Положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распрост­раняются также на группу лиц, т.е. такая группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Понятие «группа лиц» впервые было включено в Закон о конкуренции в 1995 г[41]. Если ранее группой лиц не признавалась со­вокупность лиц, состоящая только из физических лиц («совокупность юридических или юридичес­ких и физических лиц»[42]), то в нынешней редакции Закона о конкуренции группа лиц — это группа юридических и (или) физических лиц. Иными словами, в настоящее время в состав группы лиц могут входить также исключительно физические лица. При этом группа лиц считается таковой, ес­ли применительно к входящим в нее лицам вы­полняется одно или несколько условий, изложен­ных в ч. 1 ст. 4 Закона о конкуренции. Одно из та­ких условий — вхождение в эту группу аффилированных лиц. Понятие «аффилирован­ные лица» является нововведением в российском антимонопольном законодательстве. В Законе дается самое общее его определе­ние: “… физические и юридические лица, способ­ные оказывать влияние на деятельность юриди­ческих и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность”[43]. Как следует из определения, речь идет как о контролиру­емых лицах, так и о контролирующих лицах, т.е. об отношениях взаимозависимости.

         Важно подчерк­нуть, что российское антимонопольное законода­тельство, касающееся экономической концент­рации, исходит из той посылки, что не следует разрешать только действия или сделки, чрева­тые установлением или расширением рыночной власти определенного субъекта, негативные ан­тиконкурентные последствия которых не ком­пенсируются положительным социально-эконо­мическим эффектом повышения конкуренто­способности на внутреннем и международном товарных рынках. Проводимый контроль, таким образом, позволяет избежать появления новых интегрированных структур сугубо монопольно­го характера, не препятствуя, однако, экономи­ческой концентрации хозяйствующих субъек­тов, не имеющей отрицательных последствий для конкуренции на рынках России и позволя­ющей этим субъектам конкурировать с крупны­ми зарубежными фирмами.

         Я считаю, что государственный антимонополь­ный контроль позволяет избежать создания под эгидой финансово-промышленных групп мощ­нейших сугубо монопольных структур и нега­тивных для конкуренции последствий их дея­тельности на внутреннем рынке Российской Фе­дерации. В то же время этот контроль строится с учетом того, что интеграционный процесс соз­дания финансово-промышленных групп, в том числе транснациональных, позитивен и про­грессивен, предопределяя, в частности, возмож­ность выхода на мировой рынок российских конкурентоспособных структур, соизмеримых по своему промышленному потенциалу и мас­штабам производства с крупными зарубежны­ми фирмами.

         Таким образом, ключевым для россий­ской промышленности вопросом становится проведение регулируемой государством эконо­мической концентрации в целях создания кор­поративных структур, базирующихся на различ­ных формах кооперации хозяйствующих субъек­тов, сосредоточивающих усилия на перспектив­ных направлениях и мобилизующих возможно­сти среднесрочного и долгосрочного планиро­вания своей деятельности, привлечения как го­сударственных, так и негосударственных инве­стиционных ресурсов. Подводя итог, можно сказать, что антимонопольное зако­нодательство способно выступить действенным регулятором этого процесса, в том числе при­менительно к государственной поддержке соз­дания и деятельности таких структур.
Заключение

        Я рассмотрела такую обширную тему как «Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство». В своем реферате я постаралась раскрыть понятия конкуренции и монополии, просто и понятно описать основные модели рынка, а также дать характеристику основным положениям антимонопольного законодательства.

         У всех рыночных моделей есть и свои достоинства, и свои недостатки, в том числе и у конкуренции. Но при всех видах и формах, в рамках любой современной экономики конкуренция является мощной движущей силой развития и совершенствования производства и всех иных видов социально-экономической деятельности, оказывая разнообразное благотворное влияние, как на предпринимателей, так и на население.

         На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

         Я выяснила, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие множества продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободный вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения со стороны, как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

         На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию общественно полезным предприятием и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенных конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (много продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения).

         Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

         С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Список литературы:
1.     Баликоев В. З. Общая экономическая теория / В. З. Баликоев. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 732 с.

2.     Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке / Д. Н. Владиславлев. – М.: Экзамен, 2001. – 255 с.

3.     Еременко В. И. Антимонопольное законодательство Российской Федерации / В. И. Еременко // Государство и право. – 2001. – №3. – с.   21-30.

4.     Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.

5.     Кирюшкина Г. А. Антимонопольное законодательство – элемент госрегулирования процессов экономической концентрации / Г. А. Кирюшкина, А. В. Михайлов // Российский экономический журнал. –  1998. – №11-12. – с. 42-47.

6.     Князева И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с.

7.     Сален П. Конкуренция / П. Сален. – СПб.: Нева, 2004. – 95 с.

8.     Светуньков С. Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. – Ульяновск: 2000. – 253 с.

9.     Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России / А. М. Тавасиев, Н. М. Ребельский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303 с.

10. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. – М.: 2000. –   694 с.   

–PAGE_BREAK–