Конкуренция. Особенности развития конкуренции в России.

Международный университет в Москве гуманитарный Факультет управления крупными городами Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Конкуренция и ее виды. Особенности развития конкуренции в России Выполнил Студент 1 курса Болтрушевич А.С. Научный руководитель к.э.н доц. Абрамова М.А. Москва, 2006 План Введение 3 Глава I.

Понятие конкуренции и ее функции 1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики 2. Функции конкуренции теоретические практические аспекты 5 Глава II. Элементы конкуренции как системы экономических отношений в условиях рынка. 1.Формы и виды конкуренции 2. Методы конкуренции и экономические последствия их применения. 16 Глава III. Особенности развития конкуренции в современной

России 20 Заключение 26 Список использованной литературы 27 Введение Темой данной работы является обсуждение понятия конкуренции, ее видов, методов и типов конкурентных структур, являющихся типами рынков. В третьей главе рассматриваются особенности развития конкуренции в современной России. Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен.

На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новые для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире. Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной
конкуренции, е видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьзная проблема для нашей страны сегодня. Глава I. Понятие конкуренции и ее функции 1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики Конкуренция лат. concurrere состязаться, сталкиваться это борьба между товаропроизводителями, поставщиками,

продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие там племена с их верблюдами и овцами конкуренция неизбежна. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы.

Автономов В.С. Введение в экономику, изд. Вита-Пресс, 1998, с. 70. Понятие конкуренции многозначно и не его невозможно выразить универсальным определением. Ученые-экономисты вкладывали в это понятие различный смысл, придавали многогранные значения. Конкуренция является и особенной формой существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, и способом хозяйствования. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и
служит условием его существования и развития. 2. Функции конкуренции теоретические практические аспекты Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель суверенитет потребителя. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно – предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли позитивные санкции. Это стимулирует технический прогресс – предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются

с рынка негативные санкции. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Крупенин А.Л. Основы экономики в вопросах и ответах, Ростов НД, изд. Феникс, 2000, с. 66. Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений продавцов и покупателей.
Равноправие создается и поддерживается свободой выбора покупатель имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.

Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и

внедрять более дешевые способы производства. Конкуренция как бы открывает тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство,

корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль
над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объма производства, что увеличение или уменьшение е выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Строуп Р Гвартни Дж. Азбука экономики, 1993, электронная библиотека httpwww.finbook.biz

Глава II. Элементы конкуренции как системы экономических отношений в условиях рынка. 2.1.Формы и виды конкуренции Формы конкуренции. Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, степень, конкурентности которых неодинакова. Острее всего конкуренция на тех рынках, где 1. Много продавцов и покупателей. 2. Всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец.

3. Ничто и никто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым уйти с него. 4. Товар является однородным и у всех продавцов имеет примерно одинаковое качество зерно, цемент, бензин. Напротив, конкуренция слабее там, где 1. Число продавцов или покупателей невелико, либо в отрасли есть один или несколько лидеров, которые по величине намного превосходят другие фирмы. Они достаточно сильны, чтобы подчинить себе конкурентов навязать им свои цены, а в случае сопротивления

вытеснить непокорных с рынка. 2. Отсутствует достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто почем продает. В этом случае продавцы могут брать с покупателей разные цены за один и тот же товар если покупатель не знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого попавшегося продавца по высокой цене. 3. Существует много разновидностей продукта. 4. Вход на рынок для новичков затруднен для того, чтобы произвести некоторые товары, требуется построить
большой завод, купить дорогое оборудование, иметь опыт производства в данной отрасли. Автономов В.С. Введение в экономику, Москва, изд. Вита-Пресс, 1998, с. 73 Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам Число фирм-производителей Различие дифференциация товаров Уровень концентрации то есть удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара

Способ формирования цены товара Возможности для появления новой фирмы на данном рынке Степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров В какой мере покупка осуществляется без принуждения Различные комбинации этих признаков позволили выделить четыре основных типа конкурентного рынка – рынок совершенной конкуренции чистая конкуренция – рынок несовершенной монополистической конкуренции – рынок

олигополистической конкуренции – монопольный рынок Крупенин А.Л. Основы экономики в вопросах и ответах, Ростов НД, изд. Феникс, 2000, с. 68. Рынок совершенной конкуренции Данный рынок воплощает модель идеальной конкуренции несбыточную мечту большинства производителей и практически всех потребителей. Совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала.

Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. На рынке совершенной конкуренции преобладает множество продавцов и покупателей какого-либо схожего однородного товарного продукта. Множественность продавцов и покупателей означает, что ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.
Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Как результат свободного спроса и свободного предложения возникает равновесная цена на товар. Рынок для каждой фирмы невелик.

Он не ставит каких-либо препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода с него. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Д.В.Робинсон дает следующую характеристику совершенной конкуренции Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на

рынке господствуют отношения совершенной конкуренции. Робинсон Д.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции, 1986, электронная библиотека httpwww.finbook.biz Рынок несовершенной монополистической конкуренции Реальность рыночной экономики такова, что большинство рынков в ней представлено рынками несовершенной конкуренции, когда множество производителей предлагает сходные по назначению, но отличающиеся по использованию
товары. Целенаправленный выпуск взаимозаменяемых товаров, максимально учитывающих малейшие предпочтения покупателей, получил название товарная дифференциация. Товарная дифференциация позволяет фирме найти или самой сформировать свою группу покупателей. Это значит, что единый рынок совершенной конкуренции распадается при товарной дифференциации на бесчисленное множество сегментов, образуя рынок несовершенной конкуренции.

Благодаря дифференциации товаров рынок несовершенной конкуренции полнее удовлетворяет запросы потребителей, но он обнаруживает и опасные для конкуренции тенденции Различие в положении производителей в разных сегментах рынка Ограничение действия закона спроса, так как специфика товара ставит пределы возможности сокращения величины спроса как протестующей реакции покупателей на повышение цены

Более сложным и затруднительным становится вхождение в данный сегмент рынка новых производителей За эти тенденции рынок несовершенной конкуренции получил в экономической теории и другое название рынок монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной
продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка. Э. Х. Чемберлин очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована.

Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции она отличается монополией на собственную разновидность продукта. Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости, Москва, 1959, с. 283, с.

119. Рынок олигополистической конкуренции Развитие монополистических тенденций приводит к возникновению рынка олигополистической конкуренции, на котором предложение товаров исходит уже от ограниченного числа производителей от трех до пяти крупных фирм. Здесь решающим признаком становится уровень концентрации, который измеряется удельным весом крупнейших фирм отрасли в общем объеме продажи отраслевой продукции. В условиях олигополии появление новых фирм-конкурентов крайне затруднительно, поскольку это требует

громадных начальных затрат. К тому же технология в наукоемких отраслях защищена, как правило, патентами, приобретение которых также очень дорого. Крупенин А.Л. Основы экономики в вопросах и ответах, Ростов НД, изд. Феникс, 2000, с. 73. Рынок олигополии олигополистическая конкуренция состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
Товары могут быть схожими сталь, алюминий, а могут быть и несхожими автомобили, персональные компьютеры. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Например, если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением

большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Поэтому конкуренция в олигополии носит своеобразный характер.

Механизмы ценообразования на олигополистическом рынке ограничены двумя неформальными методами формально это запрещено антимонопольными законами, поэтому информация держится втайне от потребителей и правительства Лидерство в ценах ориентация производителей-олигополистов на цены ведущей фирмы. Скажем, General Motors устанавливает на свою новую модель определенную цену, а Ford и Crysler, исходя из нее, назначают на свои автомобили того же класса примерно ту же цену.

Ценовое соглашение Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей об олигополии и олигополистической взаимосвязи написали так Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса.
Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей как при других рыночных структурах, но также от того, как на это отреагируют другие фирмы участницы данного рынка. Долан Э.Д Линдсей Д.Е. Рынок микроэкономическая модель,

Санкт-Петербург, 1992, с 223. Монопольный рынок На монопольном рынке отсутствует конкуренция здесь есть только один производитель, предлагающий уникальный товар. Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль. Закон спроса не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую ему удается получить от потребителей. Монополистический рынок снижает уровень жизни так как потребитель вынужден оплачивать

завышенные цены сокращая другие расходы, снижает качество товаров ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым, снижает экономическую эффективность производства монополии не заботятся об экономии затрат, так как все будет оплачено потребителем. Иными словами, здесь нет нужды заботиться не только о снижении цены как на рынке несовершенной конкуренции, но и о качестве товара как на рынке олигополистической конкуренции.

Крупенин А.Л. Основы экономики в вопросах и ответах, Ростов НД, изд. Феникс, 2000, с. 74. Монопольный рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе. Имеются, однако, и такие монопольные рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер. Естественный монопольный рынок отражает, как правило, уникальность природных
богатств страны, региона, города месторождения золота, драгоценных камней, нефти. Также естественная монополия может быть в таких отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя например, линии электропередач или водопроводные трубы нецелесообразно прокладывать параллельно уже существующим. К таким естественным монополиям в нашей стране относят, например, РАО ЕЭС, почта, железные дороги, компания Газпром.

В.С.Автономов Введение в экономику, Москва, изд. Вита-Пресс, 1998, с. 73 Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов.

А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие справедливую норму прибыли, которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально

возможную цену тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка. Кратко характеристики типов рынков можно изложить в виде таблицы Тип рынкаКол-во продавцовПроникновение на рынокОднородность товараПример рынкаСовершенная конкуренцияМногоНеограниченнаяОднородный Рынок зернаНесовершенная конкуренцияМногоОграниченнаяНеоднородный Рынок косметикиОлигополияМалоОграниченнаяНеодн ородныйРынок автомобилейМонополияОдинОтсутствуетОднор
одныйРынок алмазовВиды конкуренции. Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существуют три вида конкуренции Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы.

Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Видовая конкуренция следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями. Предметная конкуренция результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. Журавлева Г.П. Экономика учебник, Москва, Юристъ, 2001, электронная библиотека httpwww.biglib.com.ua 2.2. Методы конкуренции и экономические последствия их применения. По методам конкуренции в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую,

или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества потребительной стоимости. Ценовая конкуренция практикуется с давних пор, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Промышленник торговец выделял свой товар, привлекал внимание к нему в основном с помощью снижения цены. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо
за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка метод конкурентной борьбы известен также под названием война цен. В свое время американская монополия Кока-Кола применила его при вторжении на рынки стран

Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость. Иванов С.И. Основы экономической теории Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономикиГосударственный университет

Высшая школа экономики, Москва, Вита-Пресс, 1999, с. 154. Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли максимизацию. На монополизированных рынках цены теряют эластичность.

Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется война цен – она существует, но не всегда в явной форме. Война цен в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего повышения массы прибыли. Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма
прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства. Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое

невозможно отрицать. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении

цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Неценовая конкуренция возникает, когда фирма предлагает товар более высокого, чем у других фирм, качества, организует систему послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования автомобилях, холодильниках и т.д или широко рекламирует свой проект.

Американские покупатели готовы переплатить 1 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства. Завьянов Л Демидов Д. Формула успеха. Маркетинг сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке, Москва, 1992, стр. 61. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг в том числе обучение персонала, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый,
поставку оборудования уже не под ключ, а на условиях готовая продукция в руки. Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных

свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как хорошего гражданина той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. Незаконные методы неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50 более дешевых, закупка

образцов с целью их копирования, антиреклама товаров конкурентных фирм. Глава III. Особенности развития конкуренции в современной России Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного

отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.
Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путм расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности российских товаров всегда была и остается острой проблемой, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного

производства. Конкуренция привнесла множество положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты. Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые

в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие
фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля. Всех мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса

России выполняется достаточно часто. Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение

в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на

рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если е доля на рынке превышает 35 – величину,
устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике ГКАП. В декабре 1991 года ГКАП утвердил Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчтности по объму

производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный

рынок, что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует также целый комплекс нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках с изм. и доп. от 2 января 2000 г Существуют два пути демонополизации – иностранная конкуренция этот способ явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации

отечественных предприятий создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия это всегда рост производства и новые рабочие места. Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых

вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование, Москва, Логос, 1999, электронная библиотека httpwww.finbook.biz Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации

и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией в том числе разукрупнением основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. Централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке

только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти. На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений

спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений. Подводя итог, к особенностям конкуренции в России можно отнести – отсутствие действенной и продуманной государственной политики в области конкуренции

и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке – жесткая протекционистская политика правительства в отношении импортных товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке посредством высоких импортных пошлин – сырьевая экспортная ориентация народного хозяйства России на мировом рынке и импорт продукции высокотехнологичных отраслей как следствие ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения – отставание технологий в большинстве отраслей промышленного
производства народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет как следствие дорогая и относительно низкого качества продукция – последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров – экономически невыгодный уровень концентрации производства на большинстве крупных предприятий народного хозяйства России как следствие, чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность. Балайдина В.С. Монополизм и конкуренция в

России, Москва, 2000, электронная библиотека httpwww.biglib.com.ua Заключение В ходе выполнения работы, ее цель была достигнута, я рассмотрела конкуренцию с разных сторон, определила ее функции в экономике и выявила ее основные виды. Также я рассмотрела черты конкуренции в России. На основе работы можно сделать следующие выводы Конкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями

в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой повышение НТП. Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Конкуренция на рынке бывает трех видов функциональная, видовая, предметная.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества потребительной стоимости. В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования
и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Список использованной литературы 1. Автономов В.С. Введение в экономику, изд. Вита-Пресс, 1998. 2. Балайдина

В.С. Монополизм и конкуренция в России, Москва, 2000. 3. Долан Э.Д Линдсей Д.Е. Рынок микроэкономическая модель, Санкт-Петербург, 1992. 4. Журавлева Г.П. Экономика учебник, Москва, Юристъ, 2001. 5. Завьянов Л Демидов Д. Формула успеха. Маркетинг сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке,

Москва, 1992. 6. Иванов С.И. Основы экономической теории Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономикиГосударственный университет Высшая школа экономики, Москва, Вита-Пресс, 1999. 7. Крупенин А.Л. Основы экономики в вопросах и ответах, Ростов НД, изд. Феникс, 2000. 8. Робинсон Д.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции,

1986. 9. Строуп Р Гвартни Дж. Азбука экономики, 1993. 10. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование, Москва, Логос, 1999. 11. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости, Москва, 1959. 12. httpwww.finbook.biz – электронная библиотека 13. httpwww.biglib.com.ua – народная библиотека