Конкуренция в современном мире

Конкуренция в современном мире

 

Конкуренция представляет собой один из четырех базовых типов отношений между экономическими субъектами в экономической науке и в реальном мире, наряду с коопераций, координацией и коэволюцией. В странах с рыночной экономикой конкуренция издавна рассматривается как наилучшее средство регулирования человеческой деятельности и социально-экономических отношений.

 

Именно конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности рыночной экономики. В последние годы сформировались два взгляда на тенденции в эволюции конкуренции. Наиболее широко распространена точка зрения, согласно которой в современной экономике конкуренция постоянно растет. МВФ, ВТО и другие международные организации рекомендуют развивающимся и реформируемым странам придерживаться именно этого представления при проведении, например, антимонопольной политики.

 

Согласно другой точке зрения, в нынешней экономике имеет место тенденция к угасанию конкуренции, то есть к увеличению концентрации производства, а значит к сокращению числа субъектов конкуренции и общего масштаба. Однако при этом признается, что борьба между мировыми экономическими центрами, государствами и ТНК только ужесточается. Тенденция к укрупнению производства связана с рядом факторов. Во-первых, крупному предприятию легче приобрести эффективное и дорогостоящее оборудование. Во-вторых, оно имеет больше возможностей для производства побочной продукции, необходимой при производстве основной продукции. В-третьих, крупные фирмы имеют значительный годовой доход, что позволяет им не только обеспечивать сотрудников, менеджеров и собственников, но и направлять значительные средства на дальнейшее развитие, в том числе НИОКР. И наконец, они гораздо устойчивее и меньше подвержены банкротствам благодаря своей экономической мощи.

 

Однако представление о том, что современный научно-технический прогресс, сопровождаемый усложнением экономических отношений, неизбежно ведет к укрупнению, а вместе с ним к планированию и монополизму, и что конкуренция пригодна только для более простых форм и условий, не является верным.

Напротив, именно сложность разделения труда, особенно в современных условиях глобализации, делает конкуренцию наиболее эффективным методом ведения экономической деятельности. Более того развитие инноваций характерно как раз для небольших фирм, так называемых стартапов, в то время как крупные корпорации предпочитают заниматься усовершенствованием уже имеющейся продукции.

 

Таким образом, можно выделить следующие отличительные черты современной конкуренции:

 

Как уже отмечалось выше, рост числа монополий, несмотря на старания антимонополистических органов;

Ценовая конкуренция вытесняется соперничеством за качество товаров и услуг, что требует интенсивного освоения и внедрения инноваций;

Международный характер конкуренции благодаря глобализации экономических связей и либерализации мировой экономики.

Наиболее важная область соперничества производителей — рынки сбыта и потребления. Например, потеря 10%-ной доли рынка, как правило, влечет за собой снижение нормы прибыли на 5-6%. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических открытий. Особенно обострилась в последнее время конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации. Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой вновь возникшей проблемы компании прибегают к различным способам ~- от создания собственных высших учебных заведений (особенно в Японии, где переход работника в другую фирму практически невозможен) до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран,

Научно-техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотьемлемым условием процветания фирмы. Научное открытие или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха (как, например, видеомагнитофон «Бетамакс» фирмы «Сони»); но такое же открытие конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.

Однако конкуренция не всегда связана непосредственно с борьбой. Все чаще она косвенно воздействует на рынок. В подтверждение этому можно привести пример, когда IBM опубликовала данные о конкуренции своего персонального компьютера типа IBM PC и его технические характеристики задолго до появления самого компьютера на рынке с целью привлечения сторонних разработчиков к подготовке программного обеспечения. Более того, IBM передала ряд интегральных схем одному из своих основных конкурентов — компании «Диджитэл Эквип-мент», подготовив таким образом рынок для восприятия своей продукции, и в конечном итоге стала законодателем стандартов в области персональных компьютеров.

И такой случай не единичен. В 1979 г. в период кризиса компании «Крайслер» один из наиболее могущественных её конкурентов — «Дженерал моторе» согласился предоставить «Крайслеру» значительный кредит. Причину такой щедрости впоследствии объяснил сам президент корпорации «Крайслер» Ли Якокка: «Лишь импорт мог бы удовлетворить внезапно возросший неудовлетворенный спрос на малогабаритные автомобили. Поэтому крушение фирмы „Крайслер“ привело бы не только к увеличению импорта в Америку таких автомобилей, но и к „экспорту“ рабочих мест автопромышленности …, если „Крайслер“ обанкротится… десятки рабочих мест будут потеряны для Америки и перейдут к Японии».

 

Таким образом, «Дженерал моторе» не захотела иметь под боком нового более мощного конкурента — «Джанон Инкорпо-рейтед».

Соглашения, подобные объединению членов «Большой тройки» американского автобизнеса против внешних конкурентов, стали довольно типичной чертой современной конкуренции.

♦ Межотраслевая и международная конкуренция. Господство монополий не только ограничило свободу конкуренции, но и ужесточило её характер. В последние десятилетия значительные технологические сдвиги в производстве уменьшили преимущества крупносерийного производства, а рентабельность мелкого предприятия существенно возросла за счет его гибкости и приспособляемости к динамично меняющемуся рынку. В мелких и средних фирмах сильней дух предприимчивости, склонность к риску. Они более восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В них выше цена успеха и потерь и поэтому сильнее хозяйственные мотивации. В результате значительного возрастания удельного  веса мелкого бизнеса на мировом капиталистическом рынке соперничество между крупными и сверхкрупными монополиями ныне соседствует с борьбой средних, мелких и даже мельчайших фирм.

Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический прогресс. На современном этапе развития капитализма все это придает конкуренции особую остроту.

Повышается роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Здесь важную роль будет играть антимонопольная экспертиза крупных инвестиционных проектов. Конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, будет все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия и объединения прежде всего с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности.