Леонид Иванович Евенко, доктор экономических наук,профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народногохозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Принимаярешение о получении образования по той или иной модели необходимо учитыватьналичие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества.Такие факторы различны, и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого.
Современноероссийское законодательство в области образования достаточно либерально вотношении осуществления или развития образовательной деятельности. В 1990-е гг.оно сыграло в целом положительную роль для приспособления управленческогообразования к требованиям жизни, хотя и породило некоторые проблемы. Недавниемеры государства, приравнявшие, в частности, внебюджетные доходыгосударственных учреждений от образовательной деятельности к бюджетным ипоставившие всю сумму доходов под контроль казначейства, внесли серьезныетрудности в операционную деятельность в области бизнес-образования. Но этокоснулось прежде всего государственных вузов и в конечном счете не создало непреодолимыхпрепятствий для развития бизнес-образования в стране.
Насегодня сфера образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг ужедостаточно развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показываютобследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация илииндивид, обладающий некоторыми средствами) достаточно осмотрителен и хочетполучить образовательный продукт, полноценный с точки зрения критерия«затраты — эффективность». Следует сознавать, что, принимая решение ополучении образования по той или иной модели необходимо весьма осознанноучитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия иконкурентные преимущества. Такого рода факторы весьма различны для разныхмоделей бизнес-образования и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорогокак с позиции гарантии качества образования, так и с позиции достиженияустойчивых конкурентных преимуществ.
Модель I. Высшее образование
Благоприятныеусловия применения и устойчивые конкурентные преимущества
Демографическийфактор: большая численность населения, значительный контингент молодых людей спотребностью в высшем образовании.
Хорошоразвит современный научно-методический потенциал (библиотека, компьютеры,исследования и т.п.)
Критическаямасса штатного высококвалифицированного профессорско-преподавательского составапо большинству специальностей бизнес-образования (наличие профильных кафедр).
Высокийимидж образовательного учреждения.
Развитаяматериально-техническая база.
Наличиегосударственной аккредитации, выдача дипломов государственного образца о высшемобразовании (обязательно).
Высшееобразование (модель I) в области бизнеса и менеджмента следует развивать преждевсего там, где существуют для этого демографические условия, и в первую очередьбольшая численность населения со значительным контингентом молодых людей спотребностью в высшем (первом или втором) образовании. Во многих случаях этонаблюдается в региональных вузах (не только экономических, но и технических).Но, разумеется, и крупные экономические вузы общенационального значенияпритягивают к себе абитуриентов со всех концов страны. Однако существует идостаточно большая опасность скороспелого начала такого рода образовательныхпрограмм, скажем, путем организации нового факультета экономического профиляили вообще частного вуза, исходя лишь из потребности рынка, но при отсутствиидолжного научно-методического потенциала. Особенно велика эта опасность, еслиречь идет о техническом вузе, который имеет высокий имидж в своей отрасли,поскольку поначалу этот имидж автоматически распространяется и на вновьинициируемые этим техническим вузом программы по бизнесу и менеджменту,которые, по понятным причинам, могут вовсе не отвечать требованиям высокогокачества.
Важноезначение имеет уровень научных исследований, разработок, консультационнойдеятельности, который ведут штатные специалисты, способные передать студентамнеобходимые знания и понимание новых реальностей бизнеса и менеджмента.Научно-методический потенциал является важнейшим условием качестваобразовательных программ по высшему образованию. В настоящее время это особенносвязано с укомплектованностью библиотек, компьютеризацией учебного процесса,знанием иностранного языка преподавателями и т.п. Бизнес-образовательныепрограммы по модели I будут успешны, если имеется критическая массавысококвалифицированного штатного профессорско-преподавательского состава побольшинству основных специальностей бизнес-образования.
Безсомнения, создание полноценного факультета бизнеса и менеджмента требует исоответствующей материально-технической базы, достаточного количества учебныхпомещений, служебных помещений не только для административного аппарата, но идля профессорско-преподавательского состава и, возможно, общежития, что зависитот того, на какой регион ориентируется вуз и насколько далеко его региональныеинтересы распространяются за пределы одного города.
Наконец,наличие государственной аккредитации, позволяющей выдавать дипломыгосударственного образца о высшем образовании, практически обязательно. Безэтого высшее учебное заведение становится неконкурентоспособным и рано илипоздно должно будет решить такого рода задачу, либо сойти с дистанции. Студентв наше время становится все более просвещенным и не намерен тратить время исредства на образование без признанного документа об образовании,подтверждающего его высокое качество.
Модель II. Профессиональная переподготовка
МодельII «Профессиональная переподготовка» требует существенно иных условийсвоего применения и характеристик учебного заведения, создающих конкурентноепреимущество на рынке образовательных услуг:
Благоприятныеусловия применения и устойчивые конкурентные преимущества.
Устойчивыесвязи с бизнесом (предприятиями-потребителями) или местоположение в регионахсосредоточения значительного числа профессиональных работников, нуждающихся впереподготовке.
Участиев государственных (в том числе международных) программах развития человеческихресурсов (военные, молодые менеджеры, арбитражные управляющие и т п.).
Наличиеядра высококвалифицированных преподавателей с опытом практической работы.
Наличиепотенциала для разработки новых программ, их адаптации к потребностямзаказчика.
Развитаяучебно-методическая и материально-техническая база (желательно с обеспечениемпроживания).
Успешныйменеджмент и маркетинг учебных программ.
Наличиегосударственной аккредитации (желательно).
Хотяи в этом случае количество потенциальных слушателей имеет определенноезначение, но их контингент существенно иной — это должны быть люди необязательно молодого возраста, но занимающиеся профессиональной деятельностью инуждающиеся в знаниях и соответственно в документе об образовании, которыйпозволяет им совершить весьма значительный «профессиональный маневр»— перейти на управленческую должность или же существенно ускорить свою карьеру.По сравнению с высшим образованием совершенно иной является мотивацияпотенциальных слушателей бизнес-образования по модели II. Она болеекраткосрочная и более целенаправленная с точки зрения связи с требованиями конкретныхдолжностей, предприятий, отраслей деятельности.
Именнопоэтому для модели профессиональной переподготовки наиболее существеннымиоказываются связи с бизнесом, в частности с предприятиями, которые хотели быпослать людей на обучение по соответствующим программам. Это может быть не однопредприятие, а их значительное количество в индустриальном или аграрномрегионе, но нередко источником такого рода потребности (да и финансирования)являются государственные программы, направленные на переподготовку военных,молодых менеджеров, арбитражных управляющих, специалистов по государственнымзакупкам и т.п., среди которых определенное место занимают (или занимали)международные программы развития человеческих ресурсов по линии иностраннойтехнической помощи.
Однимиз наиболее ярких примеров успешной программы профессиональной переподготовкиявляется Государственный план подготовки управленческих кадров для организацийнародного хозяйства (так называемая федеральная Президентская программа).Наиболее знаменательной особенностью этой программы является разработка еесодержания и формата обучения, независимая от каких-либо ранее принятыхстандартов. Министерство экономики Российской Федерации (передавшее эстафетуМинистерству экономического развития и торговли) явилось официальным заказчикомпрограммы, но, по сути, содержание и формат осуществления программы были заданыгруппой профессоров, привлеченных министерством. Именно они обеспечиваливыработку соответствующих методических требований к программе силами Экспертногосовета и Секретариата Федеральной комиссии. Важно, что федеральная программаимеет действующий вот уже свыше 5 лет успешный организационный механизмреализации, обеспечения выполнения поставленных требований, начиная от отбораслушателей (через региональные отделения при региональных администрациях) икончая системой контроля за выполнением сформулированных требований черезспециальную процедуру «общественной» аккредитации.
Соответственнобольшая подчиненность бизнес-образования по модели II требованиям российскойхозяйственной практики требует преподавателей нового типа — не просто«остепененных» профессоров и доцентов вузов, но людей, у которыхзнание управленческих дисциплин и педагогический опыт сочетаются с реальнымопытом практической работы в виде некоторого стажа пребывания на управленческихдолжностях, консультирования или хотя бы проведения прикладных исследований.
Программыпрофессиональной переподготовки, таким образом, менее регламентированы, чемпрограммы высшего образования и, как это ни парадоксально, в конечном счетеносят более творческий характер с точки зрения их разработки и реализации.Именно поэтому привлечение к ним соответствующих потребителей, особенно еслиречь идет об их реализации на открытом рынке, требует более серьезных, целенаправленныхи зачастую творческих по содержанию усилий. Это достигается за счетнестандартных форм организации и управления учебным процессом (здесь болееуместна децентрализация по сравнению с программами высшего образования), атакже эффективного маркетинга программ.
Впоследние два-три года бурно развивается еще один сегмент, а именно программыпрофессиональной переподготовки для конкретных корпораций. Здесь успех вконкуренции определяется тем, удается ли образовательному учреждению вызватьинтерес у крупного заказчика, т.е. корпорации, принявшей решение о серьезномобучении своего персонала и сформулировавшей свои требования к профессиональнойпереподготовке управленческих кадров. К этому же типу могут относитьсясреднесрочные программы профессиональной переподготовки и даже долгосрочные (до1 года) программы обучения менеджменту непосредственно на местах в стенахкрупных корпораций, банков и других компаний. В таком случае наличиегосударственного диплома и соответственно аккредитации учебных центров, хотя ижелательно, но необязательно, тем более, что профессиональная переподготовканепосредственно на рабочем месте пока еще у нас распространена недостаточно.
Модель III. Повышение квалификации
Благоприятныеусловия применения и устойчивые конкурентные преимущества
Наличиеуникальной информации, материалов, методик, ноу-хау прикладного характера.
Наличиевысококвалифицированных специалистов в определенных тематических отраслях,выступающих в качестве преподавателей, инструкторов, тренеров.
Детальнопроработанная методика проведения занятий с использованием интерактивныхметодов обучения и специализированных учебных материалов, средств,информационных технологий.
Тесныестабильные связи с клиентными группами — потребителями программ повышенияквалификации.
Активныймаркетинг программ и продуманное формирование их портфеля.
Лицензияна дополнительное образование, полученная на уровне субъекта федерации.
Весьмаотличается в данном случае и контингент участников учебных программ.
Спецификаприближения к потребителю еще более ярко проявляется при работе по модели III«Повышение квалификации». В этом случае близость к практикебизнес-образовательного процесса достигает максимального уровня, аобразовательные учреждения при проектировании и реализации учебных программявляются практически автономными. По сути дела, в реализации программ повышенияквалификации конкурентные преимущества имеют те образовательные учреждения,которые обладают уникальной информацией, учебными материалами, методиками,ноу-хау прикладного характера, представляющими ценность в конкретной областидеятельности на данном этапе хозяйственного развития. Весьма высоки требованияк методике проведения занятий, касающихся узкой сферы знания или конкретногоопыта, а в качестве преподавателей (по отношению к ним больше подходит термин«инструктор», а не профессор) выступают высококвалифицированныеспециалисты, хорошо владеющие конкретным вопросом и способные либо дать ответна любой вопрос по злободневной и сложной профессиональной проблеме, либообучить применению четко определенной методики, или же провести тренинг поразвитию соответствующего навыка. Технические средства презентации материала,информационные технологии, видео-средства и т. п. также имеют большое значение.По содержанию программы становятся значительно менее ориентированными на знанияи резко отличаются от программ моделей I и II своей более узкойнаправленностью, но зато намного превосходят их по своей нацеленности навыработку навыков, по глубине и конкретности в специфической области.
Клиентныегруппы весьма разнообразны, а собирать и привлекать людей, нуждающихся вповышении квалификации, приходится самыми различными методами, поскольку срединих могут быть как однородные группы представителей отдельных предприятий(тогда программа реализуется непосредственно в компании или по ее заказу),либо, наоборот, специалисты, рассредоточенные по разным местам работы, которыетем не менее имеют общие профессиональные интересы. Маркетинг в таком случаедолжен быть активным, направленным на поиск конкретных целевых групп,получающих своевременную и полную информацию о наличии программ и ихсодержании. Бизнес-образовательное учреждение, работающее по модели III, должноиметь хорошо организованную службу маркетинга, гибко и продуманно формироватьсвой портфель программ. При этом документы об окончании могут быть самымиразличными — от государственного удостоверения (для программ свыше 100 часов)до государственного же свидетельства о повышении квалификации или же простосертификата, который лишь удостоверяет факт прохождения повышения квалификациипо определенному вопросу. В конечном счете для использования модели IIIдостаточно лишь иметь лицензию на осуществление дополнительных образовательныхпрограмм, полученную на уровне субъекта федерации, а затем заботиться опрактической ценности осуществления программ повышения квалификации. Именнопоэтому связь с профессиональными кругами (например, ассоциацией бухгалтеров,оценщиков и т.п.) имеет для обеспечения конкурентоспособности такого рода программдаже большее значение, чем их государственная аккредитация.
Модель IV. Мастер делового администрирования
Благоприятныеусловия применения, и устойчивые конкурентные преимущества
Наличиеразвитого рынка дорогостоящих программ, т.е. потребности в знаниях и навыкахдля успешной карьеры (привлекательные рабочие места; карьерно-ориентированныемолодые люди; компании, финансирующие обучение; информация обизнес-образовании) и платежеспособного спроса на них.
Глубокоеосознание руководством образовательного учреждения (ОУ) и профессурой спецификиподготовки профессиональных менеджеров.
Наличиеколлектива (критической массы) преподавателей (ППС) бизнеса и менеджмента (ядро— штатные, а также привлекаемые) с высоким академическим уровнем и хорошимзнанием практики.
Большойопыт обучения взрослых, широкое применение интерактивных методов обучения.
Развитыйнаучно-методический потенциал и опыт в области управления учебным процессом,наличие материально-критической базы.
Активноеучастие ППС в консультировании и научных исследованиях.
Учреждениевысшей школы бизнеса либо высокая автономия структурного подразделения,реализующего МВА.
Эффективныймаркетинг и менеджмент учебного процесса.
Интенсивноеучастие в международном образовательном сообществе (англоговорящий персонал,зарубежные командировки, иностранные партнеры и т.п.).
Хорошиесвязи с федеральным органом управления образованием, наличие лицензиигосударственной аккредитации по дополнительному (к высшему) образованию.
Бизнес-образованиепо модели IV «Мастер делового администрирования», т.е. по программамМВА — для отечественной практики, в конечном счете, дело новое. Здесь основнаяспецифика и сложность заключаются в том, что такого рода программы должны бытьна достаточно высоком уровне и с точки зрения профессионального (в том численаучного) знания, и с точки зрения их практической направленности на решениесложных проблем управления организациями. Достичь высокого уровня программ МВА,как показывает мировой опыт, весьма трудно. Это осуществимо на основепривлечения дорогостоящих ресурсов, к которым можно отнести и уникальныхпреподавателей, и специально разработанные учебные материалы, и новейшуютехнику для учебного процесса.
Всеэто дорого даже по сравнению с высшим образованием. Поэтому надо хорошоосознавать, что начинать конкурентоспособные программы МВА следует лишь приналичии адекватного рынка программ, платежеспособного спроса на них. Такогорода рынок появляется там, где есть привлекательные рабочие места, социальныйслой среднего класса — ориентированных на карьеру людей, как правило, молодых,серьезно занимающихся или намеревающихся заниматься бизнесом либо имеющихвысокие карьерные амбиции. В современных условиях на дорогостоящие программыМВА идут (особенно в регионах) руководители предприятий, их заместители, хотядоля амбициозных специалистов или руководителей среднего звена, так же, как имолодых людей из обеспеченных слоев населения, тоже является достаточновесомой. Рынок образовательных услуг предполагает и соответствующую инфраструктуру,в частности, развитые каналы информации для целевых клиентных групп попрограммам МВА об их содержании и местах реализации.
Вусловиях России программы МВА могут реализовать или начинать те образовательныеучреждения, где существует не только необходимый потенциал квалифицированныхпреподавателей и администраторов, но и соответствующая организационнаякультура, нацеленная на подготовку кадров высшей квалификации на современномуровне. Руководство и профессура образовательного учреждения должны глубокоосознавать специфику подготовки именно профессиональных менеджеров (а неспециалистов в какой-то области), людей взрослых, имеющих хорошо определенныецели в отношении своего образования, зачастую по собственному опыту знающихпрофессиональную сферу, в которой они намерены получить новую квалификацию. Этилюди, с одной стороны, сильно мотивированы к получению образования, но, сдругой — они уже отчасти утратили способность к книжному образованию, при том,что имеют склонность к освоению новых знаний и видению практических проблемчерез участие в совместных действиях, групповую работу, выполнение проектов ит.п. Такого рода целевая аудитория очень быстро выявляет недостаточнуюкомпетентность своего преподавателя, если таковая имеет место. Отсюда, программыМВА будут успешны, если учебное заведение имеет критическую массувысококлассных преподавателей бизнеса и менеджмента, сочетающих высокийакадемический уровень с хорошим знанием практики, и если оно организуетпостоянную оценку их работы со стороны слушателей. Парадокс состоит в том, чтов нынешних условиях реализация этих программ эффективна там, где наряду сотносительно небольшим количеством штатных преподавателей в них участвуетбольшое число преподавателей, привлеченных со стороны, можно сказать «лучшихих лучших» в своей области из тех, кто проживает в данном регионе. В своюочередь, как штатные, так и привлеченные преподаватели практически поголовнодолжны участвовать в консультационных или исследовательских программах и иметьтесную связь с практикой бизнеса.
Сорганизационной точки зрения с самого начала при формулировании стратегическойцели развертывания обучения по программам МВА следует ставить задачу созданияшколы бизнеса или достаточно самостоятельного учебного подразделения в составевуза, которому предоставляется высокая автономия, любое из подразделений,реализующих программу МВА, должно, в принципе, соответствовать требованиям квысшей школе бизнеса. Преподавательский состав должен работать бок о бок садминистративным составом, и сами квалифицированные преподаватели должныактивно включаться в управление программой, в ее совершенствование. Именновысококвалифицированный менеджмент учебного процесса и хороший маркетингявляются условиями придания такого рода образовательным учреждениям реальныхконкурентных преимуществ. Важное значение имеет интенсивное участие вмеждународном образовательном сообществе, выражающееся не только в наличиидоговоров о сотрудничестве, но и в реальной вовлеченности ППС иадминистративного состава (желательно на 100% англоговорящего) впрофессиональные контакты, результатом этого должна быть хорошаяинформированность о том, что происходит в программах МВА за рубежом.
МодельIV в настоящее время — это наиболее серьезный структурный сдвиг в отечественномбизнес-образовании, связанный со структурной перестройкой не толькобизнес-образования, но, в некотором смысле, и дополнительного образования вцелом, поскольку в его рамках теперь уже возможно присвоение новой квалификациии по другим специальностям. Но именно здесь наиболее сильно ощущается давлениерынка образовательных услуг, проверка качества бизнес-образовательных программрынком, желание людей нового среднего класса, самого бизнеса потратить средстваи инвестировать в подготовку профессиональных менеджеров там, гдеобразовательное учреждение в состоянии оправдать ожидания людей и организаций,стремящихся занять достойное место в обществе, которые хотят иметьвысококвалифицированный российский кадровый состав. Российские школы бизнесадолжны откликнуться на потребности отечественной практики.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru